Научная статья на тему 'Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины в системе повышения квалификации работников образования'

Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины в системе повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ/ПОДГОТОВКИ / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич

В работе представлены обобщенные результаты многолетних исследований сотрудников кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ППРО в области разработки концепции компетентностного потенциала как отдельной дисциплины учебного плана, так и подготовки вообще. Наглядно показано и теоретически обосновано, что идея компетентностного потенциала, положенная в основу проектирования учебно-программной документации по дисциплинам, относящимся к образовательной области «Иностранный язык», в ряде вузов г. Москвы позволило повысить качество не только качество дидактических продуктов, но и уровень (в терминах качества) оказания образовательных услуг. Высокую значимость имеет и разработанный автором алгоритм проектирования содержания и технологии осуществления контрольных мероприятий в контексте компетентностного подхода. Интересна предложенная автором схема реализации указанной концепции к реализации курсовых мероприятий в рамках системы повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept realization of the competency potential of academic subject within professional development of educators

The paper deals with the generalized outcomes of the many-a-year research conducted of the academics of the Foreign Languages and Culture Studies Department of Academy of the Professional Development and Re-Training of Educators, Moscow, Russia. The research was in the field of the development of the concept of the competency potential of a given academic subject or the holistic professional training. The author visualizes and proves theoretically that the idea of the competency potential as being used as grounding for the development of the syllabi and curricular related with the teaching of foreign languages at several large universities of Moscow reasonable proved. It paves the way to the advancement of the quality of the didactic documents alongside with the quality of the academic service provided. Of considerable importance is also the elaborated algorithm of the content and technology development for the learning outcomes control in the context of the competency approach. The article exemplifies the application of the proposed concept within the framework of the professional development courses for teachers and school administrators.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины в системе повышения квалификации работников образования»

А. Н. Кузнецов

Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины...

Научные сообщения

УДК 378.091.398

Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины в системе повышения квалификации работников образования

А. Н. Кузнецов

Concept realization of the competency potential of academic subject within professional development of educators

A. N. Kuznetsov

Аннотация. В работе представлены обобщенные результаты многолетних исследований сотрудников кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ППРО в области разработки концепции компетентностного потенциала как отдельной дисциплины учебного плана, так и подготовки вообще. Наглядно показано и теоретически обосновано, что идея компетентностного потенциала, положенная в основу проектирования учебно-программной документации по дисциплинам, относящимся к образовательной области «Иностранный язык», в ряде вузов г. Москвы позволило повысить качество не только качество дидактических продуктов, но и уровень (в терминах качества) оказания образовательных услуг. Высокую значимость имеет и разработанный автором алгоритм проектирования содержания и технологии осуществления контрольных мероприятий в контексте компетентностного подхода. Интересна предложенная автором схема реализации указанной концепции к реализации курсовых мероприятий в рамках системы повышения квалификации работников образования.

Abstract. The paper deals with the generalized outcomes of the many-a-year research conducted of the academics of the Foreign Languages and Culture Studies Department of Academy of the

Professional Development and Re-Training of Educators, Moscow, Russia. The research was in the field of the development of the concept of the competency potential of a given academic subject or the holistic professional training. The author visualizes and proves theoretically that the idea of the competency potential as being used as grounding for the development of the syllabi and curri-cular related with the teaching of foreign languages at several large universities of Moscow reasonable proved. It paves the way to the advancement of the quality of the didactic documents alongside with the quality of the academic service provided. Of considerable importance is also the elaborated algorithm of the content and technology development for the learning outcomes control in the context of the competency approach. The article exemplifies the application of the proposed concept within the framework of the professional development courses for teachers and school administrators.

Ключевые слова: компетентностный потенциал дисциплины/подготовки, алгоритм проектирования содержания, контрольные мероприятия, компетентностный подход, повышение квалификации, преподавание иностранных языков, дидактическое проектирование.

Keywords: competency potential of academic subject/training, content development algorithm,

о соА'йс т,^

f \

ЧИППКРО

learning outcomes control, competency approach, professional development, foreign language training, didactic design.

Вопросы о том, какие цели могут быть достигнуты в результате подготовки по учебному предмету/дисциплине и как эти результаты максимизировать, остаются основными в образовании. В значительной степени поиск ответов на эти вопросы актуализирован внедрением компетентностного подхода и интенсификацией учебного процесса; последние сопряжены с качественно иным контекстом как учебной, так и педагогической деятельности в современных условиях.

Очевидно, что этот контекст характеризуется, во-первых, более разветвленной номенклатурой требований в выпускнику (представленной как в образовательных, так и в профессиональных стандартах, введенных в последние годы); во-вторых, повышением удельной концентрации формируемых компетенций в расчете на предмет/дисциплину; в-третьих, необходимостью повышения экономической эффективности как российской системы образования в целом, так и отдельных его уровней, не говоря уже об отдельных образовательных организациях [1].

В этой связи становятся крайне актуальными исследования в новационной области концептуализации, реализации и оценки компе-тентностного потенциала подготовки вообще (будь то уровень дошкольного, начального, среднего или высшего образования), а также отдельного учебного предмета/дисциплины в частности [2; 3]. Подобные исследования, проводимые на кафедре иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО, Москва) в рамках деятельности научной школы «Профессиональная лингводидактика», необходимы для создания научного фундамента более эффективного проектирования содержания и технологий образования в новом образовательном контексте.

В качестве базы исследования были использованы АПК и ППРО, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») и Российский государственный аграрный университет -

МСХА им. К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА). Однако комплексные многоаспектные исследования и апробация проводились более десяти лет и в ряде других образовательных организациях среднего и высшего образования в России, Германии, Нидерландов и Чехии. Кроме того, разработанная концепция и методические материалы верифицировались и внедрялись в рамках учебной работы с различными категориями учащихся (обучающимися средних и высших учебных заведений, аспирантами, слушателями курсов повышения квалификации преподавателей), а также в рамках представления и обсуждения результатов на шести десятках научных форумов разного уровня и масштаба (от межвузовских семинаров до крупнейших международных симпозиумов) и подготовки и защиты серии диссертаций представителей данного научного направления.

В результате проведенной работы были достигнуты существенные научные и практико-методические результаты. Перечислим только некоторые из них.

Прежде всего, введено, определено и обосновано дидактическое понятие «компетентно-стный потенциал дисциплины (подготовки)»: это интегративная генетическая характеристика реализуемых в рамках данной дисциплины содержания и технологии в отношении их когнитивного и операционного резерва (тезауруса) для формирования и развития комплекса установленных (нормативно заданных) компетент-ностей.

В этой связи сформулирована и обоснована концепция генетического и комплексного характера формирования компетентностей средствами содержания и технологий, реализуемых в рамках дисциплины; выявлены и обоснованы функции содержания и технологии, реализуемых в рамках дисциплины.

Сотрудниками кафедры введено и исследовано понятие «компетентностно-сопряженные дисциплины», подразумевающее комплексы дисциплин учебного плана, имеющих потенциал формирования одних и тех же компетентно-стей, т. е. они частично или полностью гомогенных по номенклатуре целей формирования профессионально-значимых компетентностей. Доказана целесообразность и возможность сквозного и параллельного характера формирования по возможности всех компетентностей

А. Н. Кузнецов

Реализация концепции крмпетентностного потенциала дисциплины.

НИППКРО

посредством потенциала всех предметов/дисциплин [6; 7]. Определены и обоснованы критерии отбора элементов содержания и технологии в рамках идеи реализации компетентност-ного потенциала дисциплины (подготовки). Основным требованием к отбору рекомендовано считать следующее: все элементы (содержательные и технологические) должны вносить вклад в формирование компетентностей; это в свою очередь подразумевает, что отсутствие подобного вклада должно привести к невключению или исключению дискредитированного элемента из процесса обучения. При этом внедрение критерия наличия и степени выраженности компетентностного потенциала признано элементом системы менеджмента качества образования.

Кроме того, при проектировании содержания предложено программировать в него элементы предстоящей выпускнику деятельности (профессионально, социальной, учебной), что возможно через проведение анализа подобной актуальной и перспективной деятельности, открывающего возможность построения информационной основы деятельности и дальнейшего проектирование деятельностно ориентированной структуры личности. Убедительно доказано [4; 5], что реализация подобного алгоритма проектирования обеспечивает компе-тентностный потенциал дисциплины.

Применительно к образованию в предметной области «Иностранный язык» убедительно показано, что подготовка может признаваться профессионально ориентированной, если требования к ее содержанию и применяемым технологиям изоморфны требованиям по формированию профессиональной компетентности (дидактический аспект) и компетентностному составу профессиональной деятельности вообще (профессионально-прагматический аспект). Следовательно, профессиональные компетентности реализуют феноменологическую связь между содержанием и технологиями профессиональной деятельности и содержанием и технологией подготовки по дисциплине и ее требованиями к отбору и проектированию.

Для планирования содержания учебного процесса крайне важно, что участниками исследования обосновано различие в целеполага-нии языковой подготовки на уровне среднего общего и профессионального образования. Це-

лями подготовки в области «Иностранный язык» в школе признаны формирование личности за счет расширения кругозора, получения нового опыта и социализация (инкультурация); в то же время целью подготовки в системе профессионального образования рекомендовано считать формирование личности профессионала (формирование профессионально значимых компетентностей), т. е. комплексное формирование коммуникативной, профессионально-межкультурной и профессионально-социальной компетентностей. Как и в случае с любой другой областью подготовки, когда формирование узкопредметной компетентности является только одним (хотя, возможно, и наиболее значимым) из планируемых результатов подготовки, сформированность профессиональной иноязычной компетентности не должно рассматриваться основным результатом подготовки по иностранному языку в системе профессионального образования: готовность к межкультурному взаимодействию средствами иностранного языка - лишь один из ожидаемых результатов рассматриваемой нами подготовки. Следовательно, в системе профессионального образования мы должны концептуально перейти от рассмотрения профессионально ориентированной подготовки по дисциплине/предмету к формированию личности профессионала, что отразится в смещении акцентов при проектировании содержания и технологии.

В этой же связи важно, что в составе профессиональной компетентности выпускника выделены как собственно-профессиональные компоненты (специальные, вариативные), так и профессионально-социальные (инвариантные любой деятельности и любой профессиональной подготовке). Таким образом, если применительно к среднему общему образованию рассматриваются универсальные умственные действия, то применительно к профессиональному образованию рассматривают (выделяют из деятельности, анализируют и формируют) универсальные профессиональные действия.

Особое значение как для дидактики, так и для педагогической практики имеет разработанный автором алгоритм проектирования содержания и технологии осуществления контрольных мероприятий в контексте компетент-ностного подхода. Суть этого алгоритма заключается в том, что проектирование включает

о

/ \

ЧИППКРО

Анализ компетентностей по образовательному стандарту

I

Анализ дисциплинарных компетентностей (компетентностного потенциала дисциплины)

I

Выстраивание рейтинга компетентностей в рамках дисциплины

I -

Проектирование содержания дисциплины

I -

Проектирование содержания контроля

е

_Проектирование технологии контроля_

Отбор средств контроля | Отбор форм контроля

Рис. 1.

семь основных этапов, представленных на рисунке 1. Для обеспечения более широкого доступа к актуальной и востребованной педагогами информации отчетные материалы исследования (в форме монографий, статей, тезисов, учебных пособий и пр.) размещались в электронной информационно-поисковой системе РИНЦ.

Выполняя требования учредителя АПК и ППРО - Минобрнауки России - сотрудники кафедры публиковали свои работы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России.

Более того, специалисты АПК и ППРО представляли результаты исследований в международных журналах, индексируемых в Scopus, способствую тем самым интернационализации деятельности Академии.

Важной формой развития данного научного направления является работа с аспирантами и соискателями кафедры.

Продолжаются диссертационные исследования Т. А. Вельдяевой (в области формирования профессиональной межкультурной стратегической компетентности в вузе), А. В. Банновой (посвященное формированию профессиональной информационной компетентности студентов технического вуза), Е. Г. Горюнова (исследующего компетентностный потенциал технологии смешанного обучения) и Ю. А. Таргон-ской (проблема развития профессионально-

прагматической компетентности преподавателя иностранного языка).

С целью дополнительной апробации и мультиплицирования положительный опыт ряда крупных отраслевых методических и научных центров (АПК и ППРО, НИТУ «МИСиС» и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева и др.) кафедра иностранных языков АПК и ППРО реализует курсы повышения квалификации работников образования по нескольким по рекомендованным Минобрнауки России программам.

Содержание этих программ, пользующиеся неизменным интересом специалистов высшего и среднего профессионального образования и признанием направляющих их образовательных организаций, позволяет не только раскрыть слушателям курсов основные направления исследований в области профессиональной лин-гводидактики и компетентностного потенциала дисциплины, а также заложить основы формирования у обучающихся умений в области реализации этого потенциала через более верное (научно обоснованное) проектирование содержания и технологий.

В качестве перспективных направлений научно-методического проектирования сегодня рассматриваются следующие:

1) дальнейшее научное обоснование отбора отдельных технологических элементов (средств, методов, форм, приемов) и их комплексов, которые характеризовались бы наибольшей эффек-

А. Н. Кузнецов

Реализация концепции компетентностного потенциала дисциплины.

ЧИППКРО

тивностью для формирования профессиональных компетентностей, то есть с наибольшим компе-тентностным потенциалом (деловая игра, кейс-метод, работа в команде, использование информационных технологий, смешанного обучения и пр.);

2) разработка системы оценки сформиро-ванности по каждому аспекту и на разных уровнях развития компетентности;

3) реализация концепции компетентностно-го потенциала дисциплины, валидность которой проиллюстрирована на материале образовательной области «Иностранный язык», в рамках других предметов/дисциплин, что позволит доказать ее дисциплинарную инвариантность.

Библиографический список:

1. Кузнецов А. Н., Щавелева Е. Н. Развитие информационной компетентности студентов технического вуза как аспект реализации ком-петентностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» // Теория и методика профессионального образования : Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2015. -Вып. 4 (68) / 2015. - С. 45-50.

2. Кузнецов А. Н. Профессионально-компе-тентностный потенциал иноязычной подготовки: опыт исследования и нормативного описания : монография / А. Н. Кузнецов. - LAP, 2013. - 336 с.

3. Kuznetsov A. N. Professional Competency Formation Potential of an Academic Subject in Engineering Education: Account of Stakeholder's Requirements in Foreign Languages -Proceedings of the First International Symposium on Pedagogical Research. Tongji University, November 14th & 15th 2013, Shanghai, China. Tongji University Press, 2013. 364 р., pp. 1-4.

4. Аксиология иноязычного образования : сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения» / под ред. А. К. Крупченко, А. Н. Кузнецова. - Вып. 2. - в 2 кн. - М. : Изд-во АПК и ППРО, 2015.

5. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики : монография. - М. : АПК и ППРО, 2015. - 232 с.

6. Кузнецов А. Н. Развитие аспектов языковой личности в вузе: компетентностный потенциал лингвистической подготовки // В кн.:

Языковая личность и лингвистические интерпретации : монография. - Новосибирск : Изд-во СибАК, 2015. - С. 7-33.

7. Kuznetsov A. N. Development of Cross-Cultural Competency at a Technical University: Concept, Implementation, Control (Развитие кросс-культурной компетентности в техническом вузе: концепция, реализация, контроль). Raleigh, North Carolina, USA : Lulu Press, 2015. 159 s.

References:

1. Kuznetsov A. N., Schaveleva E. N. Development of informational competency of technical university students as aspect of the competency potential of foreign language training // Theory and methodology of professional education: Herald of Moscow State Agroengineering University named after V. P. Goryachkin [Razvitie informa-cionnoj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza kak aspekt realizacii kompetentnostnogo potenciala discipliny "Inostrannyj jazyk" // Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija]. Moscow State Agroengineering University named after V. P. Goryachkin, 2015, periodical 4 (68), 2015, pp.45-50.

2. Kuznetsov A. N. Professional and competency potential of foreign language training: description and documenting : monography [Professional'no-kompetentnostnyj potencial inojazychnoj podgotov-ki: opyt issledovanija i normativnogo opisanija : mo-nografija]. Saarbrucken, LAP, 2013. 336 p.

3. Kuznetsov A. N. Professional Competency Formation Potential of an Academic Subject in Engineering Education: Account of Stake-hol-ders's Requirements in Foreign Languages - Proceedings of the First International Symposium on Pedagogical Research. Tongji University, November 14th & 15th 2013, Shanghai, China. Tongji University Press, 2013. 364 р., pp. 1-4.

4. Axiology of foreign language teaching: Collection of papers of the IV International conference "Axiological aspects of the content of life-long foreign language teaching: problems and solutions" // Edited by Anna Krupchenko and Andrei Kuznetsov [Aksiologija inojazychnogo obrazova-nija: Sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aksiologi-cheskij aspekt soderzhanija nepreryvnogo inojazychnogo obrazovanija: problemy i reshenija" // pod redakciej A. K. Krupchenko, A. N. Kuzneco-va], Issue 2. In two volumes. Moscow, Academy

о соА'йс т,^

f \

ЧИППКРО

of the Professional Development and Re-Training of Educators, 2015.

5. Krupchenko A. K., Kuznetsov A. N. Fundamentals of Professional Linguadidactics : monography [Osnovy professional'noj lingvodidaktiki : monografi-ja]. Moscow, Academy of the Professional Development and Re-Training of Educators, 2015. 232 p.

6. Kuznetsov A. N. Development of the aspects of the language personality at a university: competency potential of linguistic training // In: Lan-

guage personality and linguistic interpretations : monography [Razvitie aspektov jazykovoj lichnos-ti v vuze: kompetentnostnyj potencial lingvisti-cheskoj podgotovki // V kn.: Jazykovaja lichnost' i lingvisticheskie interpretacii : monografija]. Novosibirsk, SibAK, 2015, pp. 7-33.

7. Kuznetsov A. N. Development of Cross-Cultural Competency at a Technical University: Concept, Implementation, Control. Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.