2. Распределение ответов на вопрос: «Трудовые предпочтения сельчан» ________(в % от ответивших)_________
Ответ 2002 г. 2007 г.
Коллективные формы трудового объединения 67,8 58,2
Индивидуальные формы 26,9 36,1
Опираясь на материалы исследований можно отметить неуклонный рост рыночных ориентаций, основанных на индивидуальных стратегиях. При ответах на вопрос: «Что могло бы существенно улучшить материальное положение вашей семьи?» значительная часть респондентов выбирает индивидуальные стратегии поведения. Так, предпочли бы расширить свое личное подсобное хозяйство и больше продавать продукции из него 45,6% сельчан; найти работу по совместительству хотело бы 9,8%; стать фермером - 5,7%; уехать на заработки в город предпочли бы 15% респондентов. Лишь 20,7% хотели бы больше зарабатывать, объединившись с соседями, родственниками, знакомыми. Год от года возрастает число сельских респондентов желающих открыть собственное дело, иметь собственный бизнес. В 2002 г. таких было 20,8%; в 2007 г. - 36,8% сельчан.
В настоящее время около 70% родителей хотят, чтобы их дети (внуки) получили высшее образование, 35% видят перспективу для своих детей только в городах; 31% сельчан хотелось бы, чтобы они имели частный бизнес. Стали более привычными такие атрибуты, сопровождающие рыночное хозяйство, как возможность иметь в частной собственности землю (с правом ее купли-продажи), работа по найму у частных лиц. Категоричность, которая ранее (в начале 90-х гг.) проявлялась при обсуждении данных позиций, значительно уменьшилась. В данном случае можно констатировать, что вынужденные адаптивные стратегии населения оказывают глубокое воздействие на традиционные социокультурные основы сельской жизни, трансформируя коллективистские приоритеты.
Инновационный процесс, значительно видоизменивший сельский социум, заставляет
еще раз переосмыслить роль культуры и социокультурных традиций, сопровождающих процесс социально-экономических инноваций в жизни сельского социума, а также расширить исследовательское поле методологических и практических поисков новых подходов к решению современных проблем села. Культурное ядро сельского социума, выражающее его сущность, фиксирует способ объединения людей и характер связей в обществе (личностный, групповой, общественный). Вынужденная замена коллективистских традиций на инструментальные ценности рынка способствует частичной потере крестьянской идентичности. Здесь находится самый драматичный полюс конфронтации между инноваций и культурной традицией села. Поэтому сельскому сообществу необходимы вариативные инновационные направления, которые созвучны его социальной природе и могут быть организованы в контексте его традиций. Поддержка индивидуальных стратегий должна сочетаться с использованием потенциала коллективности, который сейчас практически не задействован. Данное направление не ломает ценностной структуры индивидов, а дает возможность использовать при инновациях даже такие качества традиционной культуры, как терпение, уважение авторитета, готовность работать за гораздо более низкую плату, чем в городах, и даже безынициативность. Одновременно необходимо постепенно создавать условия, которые бы сделали возможным распространение успешных образцов новых видов деятельности и социальных навыков через доступность хорошего образования, введение новых социальных институтов и структур.
Источники
1. Федотова, В.Г. Хорошее общество/ В.Г.Федо-това. - М.: Прогресс-традиция, 2005. - С. 167.
2. Результаты социологических исследований проведенных лабораторией социальной структуры и социодинамики села Института аграрных проблем РАН (Саратовская область, квотная выборка, 1993 г. - № 470), 2002 г. - № 457, 2007 г. - № 193).
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
П.А. Краснокутский, асп., мл. науч. сотр. Всероссийского научно-исследовательского
института экономики и нормативов
Современная экономика - сложная откры- ва различных факторов, все многообразие кото-
тая неравновесная динамическая система, испы- рых бывает достаточно трудно не только учесть,
тывающая на себе влияние огромного количест- но даже и выявить. Говоря о системе как о дина-
мической, т.е. развивающейся, мы выделяем в целом два возможных сценария развития:
- развитие по инерционной схеме;
- развитие по инновационной схеме.
Применительно к экономическому развитию инерционная схема основана на сохранении существующих условий и тенденций и экстраполяции их в будущие периоды без внесения существенных корректировок. Развитие по инновационной схеме предполагает качественное изменение имеющихся условий, основанное на активном внедрении передовых научных достижений в сфере экономики и управления.
Совершенно очевидно, что для обеспечения устойчивого социально-экономического развития России необходимо придерживаться именно инновационной схемы развития. При этом стоит отметить, что одним из ключевых факторов, препятствующих комплексному развитию страны, является слабое развитие сельских территорий. На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что на уровне сельских поселений и муниципальных районов существует комплекс проблем, которые можно объединить в две взаимовлияющие группы:
- низкий уровень развития экономики муниципальных образований;
- низкое качество управления территорией.
Как возможный вариант решения данных
проблем автор предлагает использование концепции инновационного развития муниципального образования, схематически представленной на рис. 1.
Рассмотрим содержание предлагаемой нами концепции. Как следует из рис. 1, ее реализация базируется на изменении стратегии территориального управления и изменении стратегии экономического развития муниципального образования. По мнению автора, данные изменения необходимо проводить параллельно, поскольку они взаимообусловлены и реализация только какой-либо одной из двух рассматриваемых ветвей не окажется достаточно эффективной, чтобы способствовать выходу на уровень устойчивого социально-экономического развития территории.
Для успешного внедрения данной концепции предполагается реализация следующих мероприятий: изменение сущности сущест-
вующей в настоящий момент системы местного самоуправления путем изменения подходов к управлению со стороны власти и повышения гражданской ответственности и активности местного населения, а также использование прогнозирования уровня устойчивого развития сельских территорий на основе нормативноресурсного метода с применением программно-
го средства Рог^Б-СоиПгу, разработанного специалистами ГНУ ВНИИЭиН.
Сущность предлагаемой методики заключается в применении нормативно-ресурсного метода для расчета интегрального индекса устойчивого развития территории и обратного ему показателя - уровня территориального социально-экономического риска и составления прогноза развития территории по двум вариантам сценария - инерционному (основан на экстраполяции существующих тенденций без увеличения объемов инвестиций) и инновационному (основан на проведении активной инвестиционной политики).
Реализация мероприятий предполагает разработку в рамках действующего законодательства нормативно-правовых актов, призванных обеспечить повышение качества местного самоуправления с ориентацией на результат, а также повышение инвестиционной привлекательности территории.
Следует отметить, что практическое внедрение рассматриваемой концепции может столкнуться с целым рядом трудностей, посте -пенное преодоление которых, однако, возможно и совершенно необходимо для выхода на устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. Так, по мнению многих специалистов, достаточно сложным являются преодоление инертности членов местного сообщества и обеспечение их участия в процессах управления. Действительно, данная проблема серьезно тормозит развитие института местного самоуправления в его истинном понимании. Однако, опираясь на анализ результатов пилотного проекта Всемирного банка реконструкции и развития «Местное самоуправление и гражданское участие в современной России», мы можем утверждать, что при проведении ряда мероприятий возможно вовлечение в процесс управления подавляющего большинства населения сельской территории.
В качестве основных индикаторов эффективности внедрения концепции инновационного развития муниципального образования мы выделяем повышение эффективности деятельности предприятий, функционирующих в рамках сельской территории, увеличение степени прозрачности деятельности местных органов власти, повышение качества и объемов предоставляемых населению услуг и т.д.
Конечным итогом проводимых преобразований должны стать выход на уровень устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и минимизация уровня территориального социальноэкономического риска.
Изменение стратегии управления муниципальным образованием на основе внедрения принципов «нового менеджеризма» и партиципаторной демократии
Изменение стратегии экономического развития муниципального образования путем проведения активной инвестиционной политики
Комплекс необходимых к проведению мероприятий
>■ 1. Изменение функций органов местного самоуправления 2. Повышение гражданской активности местного сообщества 3. Стимулирование активной работы местных органов власти по повышению благосостояния населения 1. Оценка имеющихся ресурсов 2. Расчет нормативов 3. Составление сценарной карты прогноза 4. Прогнозирование устойчивого развития территории на основе нормативно-ресурсного метода 5. Выработка концепции проведения активной инвестиционной политики на основе анализа результатов прогнозирования «-
>■ Нормативно-правовая поддержка проводимых изменений *
і ▼
1. Принятие закона о правах граждан
2. Принятие закона об ответственности и подотчетности органов местного самоуправления местному населению
3. Формирование и законодательное закрепление системы стимулирования повышения эффективности деятельности местных органов власти
1. Разработка на местном уровне нормативноправовых актов, призванных повысить степень инвестиционной привлекательности территории
2. Закрепление механизма страхования инвестиционных рисков
Индикаторы эффективности проводимых преобразований
1. Повышение прозрачности деятельности местной власти
2. Повышение объемов и качества предоставляемых населению услуг
1. Повышение эффективности деятельности предприятий различных отраслей экономики муниципального образования
2. Повышение благосостояния населения: повышение занятости, увеличение доходов и пр.
Результат преобразований:
Выход на уровень устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и минимизация территориального социально-экономического риска
Рис. 1. Концепция инновационного развития муниципального образования
Как показывают расчеты, проведенные с помощью программного средства Бог-8Б-Соип1ху на материалах муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и Пролетарского района Ростовской области, при реализации активной инвестиционной политики возможен реальный выход на уровень устойчивого развития территории. Однако, как уже отмечалось, реализация активной инвестиционной политики при прочих равных условиях с необходимостью должна базироваться на заинтересованности местных органов власти в повышении эффективности развития территории. А данное условие может быть со-
блюдено лишь при изменении сущностной основы местного самоуправления, наполнении его тем содержанием, которое присуще данному специфическому институту.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что современное экономическое развитие возможно только на основе активной инновационной деятельности, которая, в свою очередь, должна опираться на осознание всеми членами общества необходимости подобной деятельности и своей активной роли в этом процессе.