Строй правового государства является строем социального правового государства. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепила социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах [1].
Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду его обязанность оказывать социальные услуги населению. Но это не повсеместная опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей для того, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.
Права на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, права на социальное обеспечение, на жилище, на образование, закрепленные в Конституции, содержат обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства.
Определяемые ч. 2 ст. 7 Конституции основные направления государственной деятельности в социальной сфере - это, по существу, конституционные обязанности государства по социальной защите граждан. Они имеют не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства и распределения, государственного программирования развития экономики и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни.
Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни [2].
Г осударство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни находился в прямой зависимости от участия каждого в общественно полезном труде.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Она ориентирована на самые различные слои, группы населения и включает в себя:
- борьбу с безработицей;
- государственное регулирование минимального размера оплаты труда;
- общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования;
- бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры (ст. 37-41, 43, 44 Конституции).
Политика социального государства направлена на создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование. Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм.
Главными задачами социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эти задачи социальной политики Российского государства должны решаться в тесном единстве с его экономической политикой.
Программная социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Неотъемлемой частью программы перехода к рыночным отношениям является социальная направленность всех экономических нововведений.
В федеральных органах власти предпринимаются меры по разработке системы социальной защиты населения, призванной в какой-то мере смягчить неизбежные отрицательные последствия нового экономического курса. Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно актуальной и важной становится проблема социальной защищенности различных групп населения. Самая значительная статья расходов бюджета государства - социальная политика: в 2011 г. на нее будет направлено 3 трлн руб., в 2012 г. - 3,2 трлн руб., в 2013 г. - 3,5 трлн руб. [3].
Предстоит предпринять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:
- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;
- неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, ожидаемой средней продолжительности жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;
- широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;
- недофинансирование организаций социально-культурной сферы.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Россия остро нуждается в изменении приоритетов макроэкономической политики в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней.
Следует привести в равновесие такие индикаторы экономической безопасности,
как:
- наращивание долгосрочного среднегодового прироста реального ВВП на душу населения (3-4 %);
- обеспечение полной занятости и поддержание естественной безработицы на уровне 4-5 % и не выше 15 %;
- создание системы гарантированности стабильного уровня и динамики цен;
- сбалансированность равенства минимальной заработной платы и реального прожиточного минимума;
- выравнивание черты бедности и структуры минимального потребительского бюджета и т.д.
Современная экономическая политика требует от нашей страны в посткризисный период создания конкурентной рыночной экономики с развитием малого и среднего предпринимательства, обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов. Безусловно, следует стабилизировать финансовую систему, упрочить бюджетные и меж-бюджетные отношения, динамично развивать банковский сектор. Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.
Для того чтобы социальная политика в нашем государстве осуществлялась наиболее эффективно, на наш взгляд, необходимо принять целый ряд мер, среди которых отдельно выделим следующие ее направления:
- доходы населения (в частности, для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить необходимый уровень минимальной заработной платы, создать отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти фонды путем предоставления различных налоговых льгот; дать работникам право на защиту их претензий в случае банкротства предпринимателя и т.д.);
- систему образования (всем гражданам страны предоставить возможность получения гарантированного (бесплатного) среднего и высшего профессионального образования; способствовать регулярному посещению детьми и молодежью занятий в школе; обеспечить учащихся, особенно получающих среднее образование, необходимыми материалами за государственный и региональный счет; осуществлять периодическое проведение курсов повышения квалификации для работников различных профессий, достигших определенного возраста (30, 40, 50-ти лет); обеспечить доступность получения второго высшего образования, и т.д.);
- систему здравоохранения (создать эффективную систему бесплатной медицинской помощи для всех граждан, обеспечить медицинские учреждения необходимым оборудованием за государственный и региональный счет; установить жесткий контроль за обеспечением граждан льготными лекарственными средствами; предусмотреть создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощрению индивидуальной ответственности людей за свое здоровье, и т.д.);
- систему социальной защиты молодежи (предусмотреть, что минимальный возраст приема на работу - 15 лет, за исключением детей, занятых на обозначенных законом легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образованию; установить, что минимальный возраст приема на опасные и вредные работы - 18 лет; признать право работников в возрасте до 18 лет и учеников на справедливую заработную плату и дополнительные выплаты и иные гарантии; предусмотреть, чтобы время профессионального обучения, проводимого с согласия предпринимателя в период работы, рассматривалось бы как рабочее время; установить право работников в возрасте до 18 лет на четырехнедельный минимальный оплачиваемый отпуск; обеспечить специальную за-
щиту детей и молодежи от физических и моральных опасностей, особенно от тех, которые прямо или косвенно проистекают из их трудовой деятельности, и т.д.);
- систему социального обеспечения (создать гарантии того, что любое лицо, оказавшееся без адекватных ресурсов и неспособное приобрести такие ресурсы путем собственных усилий или из других источников, в частности из фондов социального обеспечения, смогло бы получить необходимую помощь в случае болезни; предусмотреть, чтобы каждый мог получить через соответствующие государственные и частные службы такой совет и личную помощь, какие необходимы для предотвращения или облегчения личной или семейной нужды; реализовывать услуги, которые путем использования методов социальной работы внесут вклад в благополучие и развитие как отдельных лиц, так и групп в обществе, и т.д.);
- систему совершенствования ипотечных программ (необходимо снизить процентные ставки по ипотечному кредиту, создать эффективную систему кредитования молодых семей; установить поэтапное погашение ипотечного кредита за рождение детей - граждан России; обеспечить предоставление жилья на уровне адекватных стандартов, и т.д.).
Таким образом, для эффективной реализации конституционных социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через программную социальную политику должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.