Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
понятие конституционно-правовой ответственности / признаки конституционно-правовой ответственности / основа реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ / формы конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ / Президент РФ / Высшие должностное лицо субъекта РФ / constitutional and legal salary / signs of constitutional and legal fixation / the basis for the implementation of the constitutional and legal responsibility of the judicial (representative) review body of the Russian Federation / forms of the constitutional-legal minutes of the meeting of the (representative) body of the commission of the Russian Federation / President of the Russian Federation / The highest profile person of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомич Егор Дмитриевич

В данной научной статье проводится исследование наиболее важных положений, связанных с реализацией конституционно-правовой ответственности законодательно (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Выделяются наиболее подходящие понятия, необходимые для точного определения конституционно-правовой ответственности. Рассматриваются исходящие из законодательных положений основы реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также теоретические аспекты данной деятельности. Анализируется регулирование нормативно правовыми актами РФ ключевых форм воздействия на законодательный (представительный) орган субъекта РФ, применительно к полномочиям высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и полномочиям Президента РФ. Их полномочий по применению санкций и ограничений к органу законодательной (представительной) власти субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хомич Егор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this scientific article, the implementation of the constitutional and legal responsibility (representative body) of the Russian Federation is considered in most detail. The most appropriate concepts are highlighted, which are necessary for an accurate definition of constitutional and legal inclusion. The implementation of the constitutional and legal responsibility of the judicial (representative) review body of the Russian Federation, proceeding from the constituent documents, as well as the theoretical aspects of this activity, are considered. The regulation of key forms of influence on the legislative (representative) body of a subject of the Russian Federation by regulatory legal acts of the Russian Federation is analyzed in relation to the powers of the highest official of the subject (the head of the highest executive body of state power of the subject of the Russian Federation) and the powers of the President of the Russian Federation. Their powers to apply sanctions and restrictions to the body of the legislative (representative) power of the subject.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-195-199 NIION: 2018-0076-7/23-523 MOSURED: 77/27-023-2023-7-523

ХОМИЧ Егор Дмитриевич,

Всероссийский государственный университет

Юстиции, студент 3 курса, e-mail: magnomagistro@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной научной статье проводится исследование наиболее важных положений, связанных с реализацией конституционно-правовой ответственности законодательно (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Выделяются наиболее подходящие понятия, необходимые для точного определения конституционно-правовой ответственности. Рассматриваются исходящие из законодательных положений основы реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также теоретические аспекты данной деятельности. Анализируется регулирование нормативно правовыми актами РФ ключевых форм воздействия на законодательный (представительный) орган субъекта РФ, применительно к полномочиям высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и полномочиям Президента РФ. Их полномочий по применению санкций и ограничений к органу законодательной (представительной) власти субъекта.

Ключевые слова: понятие конституционно-правовой ответственности; признаки конституционно-правовой ответственности; основа реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ; формы конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ; Президент РФ; Высшие должностное лицо субъекта РФ.

IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In this scientific article, the implementation of the constitutional and legal responsibility (representative body) of the Russian Federation is considered in most detail. The most appropriate concepts are highlighted, which are necessary for an accurate definition of constitutional and legal inclusion. The implementation of the constitutional and legal responsibility of the judicial (representative) review body of the Russian Federation, proceeding from the constituent documents, as well as the theoretical aspects of this activity, are considered. The regulation of key forms of influence on the legislative (representative) body of a subject of the Russian Federation by regulatory legal acts of the Russian Federation is analyzed in relation to the powers of the highest official of the subject (the head of the highest executive body of state power of the subject of the Russian Federation) and the powers of the President of the Russian Federation. Their powers to apply sanctions and restrictions to the body of the legislative (representative) power of the subject.

Key words: constitutional and legal salary; signs of constitutional and legal fixation; the basis for the implementation of the constitutional and legal responsibility of the judicial (representative) review body of the Russian Federation; forms of the constitutional-legal minutes of the meeting of the (representative) body of the commission of the Russian Federation; President of the Russian Federation; The highest profile person of the Russian Federation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

KHOMICH Egor Dmitrievich,

All-Russian State University of Justice, 3rd year student

Для более правильного понимания признаков, основ реализации и форм конституционно-правовой ответственности субъекта РФ, необходимо разобрать и выделить наиболее подходящие понятия конституционно-правовой ответственности. Понятия конституционно-правовой ответственности в общем смысле - это необходимость, какого-либо субъекта правоотношений различных уровней подвергаться отрицательным последствиям в виде ограничений социального, политического или экономического плана в связи с реализацией таким субъектом незаконных и антиправовых действий, запрещенных Конституцией РФ и иными нормативно правовыми актами РФ. Но, поскольку данное понятие отражает общие принципы конституционно-правовой ответственности, необходимо будет проанализировать и другие понятия предлагаемые учёными и правоведами в данной сфере.

М. А. Калмыкова и С. А. Николинкин формируют на основе своего опыта исследований в данной теме своё понятие конституционно-правовой ответственности. По их мнению, это совершение конституционного деликта (незаконного действия) установленного конституционно-правовыми отношениями действия или бездействия, которое совершено субъектом конституционно-правовых отношений и в полной мере не может соответствовать определенным нормам конституционного права, которое может повлечь или повлекло за собой установление мер юридической ответственности исходящей от уполномоченных на то органов государственной власти. Такими действиями они признают совершённые или несовершённые попытки нарушения конституционных обязанностей, прав или законных интересов, а также несоответствие должному поведению, установленному различными конституционно-правовыми актами.

В своей научной статье А. Ю. Корендюк выделяет несколько другое понятие конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовой ответственностью может признаваться - применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

На основе изложенных идей, касающихся содержания понятия конституционно-правовой ответственности, предлагаю выделить отличающееся от озвученных выше формулировок понятие. Конституционно-правовая ответственность -

это характер влияния государственных органов, на действия всевозможных субъектов, находящихся в правовом поле, выражающиеся в нарушении ими норм права, при условии запрета на данные действия различными нормативно-правовыми актами.

Необходимо отметить основные признаки конституционно-правовой ответственности. Как правило, исследователи выделяют три основополагающих признака конституционно-правовой ответственности, далее рассмотрим их конкретней.

Во-первых, признак нарушения права, он строится на основе непосредственного действия или бездействия, если таковых нет, то и законодательная норма на территории РФ, не предусматривает за это наказание.

Во-вторых, признак, по которому ответственность может устанавливаться только особым законодательством, конкретизирующим конституционные положения, например, отдельными федеральными законами о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов.

И последним признаком является виновность, выражается в отношении субъекта конституционно-правовой ответственности к совершенному противоправному деянию, которое может основываться только в прямом умысле.

В своей научной работе Л. Е. Попова выделяет еще несколько дополнительных признаков конституционно-правовой ответственности. Так отдельным признаком признается противоправность, выражается этот признак в том, что само деяние должно противоречить предписаниям правовых норм, это может выражаться в неисполнении различных обязанностей, злоупотреблении правом и другими подобными нарушениями. Еще одним признаком является общественная опасность. Основывается он на намеренном посягательстве деяния, в связи с которым происходит причинение вреда или создание опасностей для различных субъектов или на защищаемые правом общественные отношения в особой сфере осуществления публичной власти.

По закону деятельность любых парламентов субъектов РФ должна осуществляться в полном соответствии с установленными в рамках нормативно правовых актов положениями. В случаях неправомерной деятельности или при отрицательных последствиях, созданных при осуществлении своих полномочий, все органы законодательной власти субъектов РФ несут предусмотренную законом конституционно-правовую ответственность. В пункте 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ции публичной власти в субъектах Российской Федерации», определена прямая обязанность органов публичной власти, заключающаяся в подготовке и соответствии региональных законов и иных нормативных правовых актов к нормам Конституции РФ и федеральному законодательству. Данное положение закреплено не только в ранее озвученном законе, но и предусмотрено нормами конституционного права, так подобные и более дополняющие положения содержатся в статьях 15 и 76 Конституции РФ.

Говоря об иных теоретических аспектах конституционно-правовой ответственности представительных органов власти субъектов, важно отметить определенное воздействие со стороны государства с позиции контролирования и оценки деятельности парламентов субъектов. Если оценка деятельности определяет различные нарушения и негативные последствия, вызванные деятельности парламентов, за это по закону может последовать ответственность. Но важно отметить, что конституционная-правовая ответственность может быть разного характера и быть более мягкой или более жесткой. Целью ответственности, прежде всего, является правовосстановительная функция.

Далее необходимо обратить внимание на состав конституционно-правового нарушения органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ, всего исследователями в данной правовой сфере выделяются четыре основополагающих элемента:

1) субъект;

2) субъективная сторона;

3) объект;

4) объективная сторона.

Данные элементы необходимо будет рассмотреть более подробно, для более точного понимания состава конституционно-правового нарушения. Начать стоит с субъекта, в данном случае субъектом, на который направлена санкция, является законодательный (представительный) орган субъекта РФ. С позиции субъективной стороны, конституционно-правовая ответственность предполагает наличие прямой и явной вины, вызванной неправомерными действиями законодательного органа субъекта. В судебной практике и научно-правовой литературе, определяется, что вина, вызванная неправомерными действиями, выражается в осознании членов парламента о своих решениях и мотивах. Так при голосовании за приятие того или иного нормативно правового акта, они могут нарушить законные нормы и принять антиправовое решение полагая, что принятие закона правомерно, или напрямую осознавая, что за данный законодательный акт может после-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

довать правовая ответственность. Объект конституционно-правового нарушения выражен в общественных отношениях, регулируемых и защищаемых нормами конституционного и иного права. Объективная сторона выражается в непосредственной угрозе совершения законодательным органом субъекта РФ нарушения. При условии того, что данное нарушение проявляется в противоречии и неисполнении норм описанных в Конституции РФ, федеральном или региональном законодательстве. Но также нарушение, может происходить как в виде действия, так и в виде бездействия.

Для каждого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ можно выделить три формы конституционно-правовой ответственности, непосредственно исходящие и подтверждающиеся законодательной нормой. Первой формой является досрочное прекращение полномочий законодательного органа субъекта РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ. Второй формой предупреждение со стороны Президента РФ, а третьей роспуск по решению Президента РФ. Каждую форму необходимо рассмотреть и проанализировать по отдельности для понимания их более точной специфики применения.

Первая форма досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ применяется, только при наличии двух особых условий.

1. В случае если законодательным органом субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ, или иной нормативно правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ. Важно, что в таком случае противоречия нормативно правовым актам, должны быть установлены соответствующим судом.

2. Если при наличии нормативно правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ. Законодательным органом государственной власти субъекта РФ не была устранена законодательная проблема в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Важно отметить, что высшее должностное лицо субъекта РФ имеет право принять согласно своей компетенции, решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъ-

екта РФ. Если, на основании вступившего в силу решения соответствующего суда будет установлено, что на протяжении трех месяцев подряд представительный орган субъекта РФ не проводил своих заседаний. Данное решение может быть принято в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда в форме указа.

Для второй формы конституционно-правовой ответственности законодательного органа власти субъекта РФ, будут характерны следующие случаи, основанные на вынесении предупреждения со стороны Президента РФ:

1. В случае, если суд прямо установил, наличие ситуации, при которой законодательный орган государственной власти субъекта РФ принял конституцию (устав), закон субъекта РФ или иной нормативно правового акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. При ситуации, когда законодательный орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своей компетенции мер по исполнению решения суда, в том числе не реализовал отмену нормативно правового акта, признанного соответствующим судом, противоречащим закону.

Если по истечении указанного в законе срока судом будет определенно, что орган представительной власти субъекта РФ не желает в пределах своих возможностей исполнять решение суда по указанным вопросам, то такой орган рискует получить весьма серьезные санкции.

При наличии озвученных выше оснований Президент РФ обладает правом вынесения предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ в форме указа.

Важно упомянуть еще об одном регулятивном положении, исходящем из нормы закона о принципах организации публичной власти субъектов РФ. Так после выдвижения Президентом РФ предупреждения к законодательному органу субъекта РФ, выражающегося в условии нарушения парламентом описанных выше случаев глава государства в течение трех месяцев после вынесения предупреждения. Обладает правом распустить представительный орган по своему решению. Собственно, данное решение и будет являться последней, то есть третьей формой конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ. Но все это возможно при условии того, что сам орган законодательный власти субъекта за данный период времени не принимал действий,

связанных со своей компетенцией по исполнению решений суда.

В связи с принятием данного решения, связанного с прекращением полномочий законодательного органа субъекта РФ необходимо назначить и провести выборы в данный орган. Проходящие выборы обязательно должны соответствовать действующими законодательствам РФ и Субъекта РФ и лишь на основе этих актов, возможно проведение выборов. Также сами выборы необходимо провести в сроки, определенные федеральным законом, на основе которого регулируются сами сроки, так и основные гарантии прав избирателей с позиции голосования и участия в референдумах граждан РФ.

Подводя итог, следует отметить, что при изучении конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ, нами были рассмотрены наиболее значимые и необходимые для понимания данной сферы правоотношений положения. Анализ регулирующих данную сферу нормативно правовых актов РФ, говорит о действительной заинтересованности государства к применению мер для предотвращения и пресечения неправомерных действий законодательных (представительных) органов субъектов РФ. При работе с данной темой, были отмечены органы власти, способные ограничивать неправомерные действия законодательных (представительных) органов субъектов РФ, такие как высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти в субъекте), Президент РФ и суд. Исследованы формы досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Рассмотрены основные признаки конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ. А также были обозначены четыре основные составляющие конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа РФ.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14 марта 2020 г. опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

[2] Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ // СЗ РФ. - 2021. - N 52 (ч.1). - Ст. 8973.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[3] Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. - М.: Издательство Юрайт. - 2023. - С. 527.

[4] Корендюк, А. Ю. Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности // Вестник магистратуры. - 2017. - №2-1 (65). - С. 171-175.

[5] Овсепян, Ж. И. Конституционно-правовая ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. - №4. - С. 65-73.

[6] Попова Л. Е. Признаки конституционно-правовой ответственности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1161-1165.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj tekst Kon-stitucii RF s vnesennymi popravkami ot 14 marta

2020 g. opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii.

[2] Ob obshchih principah organizacii publich-noj vlasti v sub»ektah Rossijskoj Federacii Feder-al'nyj zakon ot 21.12.2021 N 414-FZ // SZ RF. - 2021. - N 52 (ch.I). - St. 8973.

[3] Nudnenko, L. A. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik dlya vuzov / L. A. Nudnenko. - M. : Izdatel'stvo YUrajt. - 2023. - S. 527.

[4] Korendyuk, A. YU. Ponyatie i priznaki kon-stitucionno-pravovoj otvetstvennosti // Vestnik magis-tratury. - 2017. - №2-1 (65). - S. 171-175.

[5] Ovsepyan, ZH. I. Konstitucionno-pravovaya otvetstvennost' zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov RF // Seve-ro-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. - 2019. - №4. -S. 65-73.

[6] Popova L. E. Priznaki konstitucionno-pravo-voj otvetstvennosti // Nauchno-metodicheskij elek-tronnyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 15. - S. 1161-1165.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.