Научная статья на тему 'Реализация компетентностных методов в подготовке государственных и муниципальных служащих'

Реализация компетентностных методов в подготовке государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ / ОПИСАТЕЛИ / ЗНАНИЕ / НАВЫКИ / СПОСОБНОСТИ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семкина Ольга Сергеевна, Сираждинов Рифат Жамалетдинович

В современном российском образовательном процессе расширяется творческое взаимодействие учеников, учителей и работодатель за счет использования компентностного подхода. Почти все инновационные педагогические технологии в настоящее время базируются на компетентности подходе и нацелены на результаты обучения при будущей профессиональной деятельности. Среди самого существенного для современной школы метод кейс-стади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION THE KOMPEPENTNOSTNYKH OF METHODS IN PREPARATION OF THE CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS

In modern Russian education process of interaction of pupils, the teacher and the employer in the course of training began. Almost all innovative pedagogical technologies initially are under construction on competence-based approach and are aimed in results of training at future professional activity. Among the most significant for modern school the Case method is.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностных методов в подготовке государственных и муниципальных служащих»

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В современном российском образовательном процессе расширяется творческое взаимодействие учеников, учителей и работодатель за счет использования компентностного подхода. Почти все инновационные педагогические технологии в настоящее время базируются на компетентности подходе и нацелены на результаты обучения при будущей профессиональной деятельности. Среди самого существенного для современной школы метод кейс-стади.

Ключевые слова: процесс, базирующийся на компетентностном подходе, описатели, знание, навыки, способности, ключевая компетентность, метод кейс-стади, кейс технология.

REALIZATION THE KOMPEPENTNOSTNYKH OF METHODS IN PREPARATION OF THE CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS

Abstract. In modern Russian education process of interaction of pupils, the teacher and the employer in the course of training began. Almost all innovative pedagogical technologies initially are under construction on competence-based approach and are aimed in results of training at future professional activity. Among the most significant for modern school the Case method is.

Keywords: Competence-based approach, descriptors, knowledge, skills, abilities, abilities, key competence, case method, case technology.

Организация обучения квалифицированных специалистов высшей квалификации в настоящее время предполагает развитие компетенции, как и основного критерия подготовленности современного выпускника высшей школы к современным условиям труда и социальной жизни.

Традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие требованиям рабочего места и обучение необходимым производственным навыкам, а подготовка сводилась к усвоению обучаемого стандартного набора знаний, умений и навыков. Таким образом, процесс обучения и подготовки специалиста определенной квалификации предполагал обучение определенному набору компетенций. Ранее использовавшийся подход к обучению предполагал определенный период времени, в течение которого, полученные навыки и компетенции в высшей школе или любом другом образовательном учреждении будут соответствовать квалификационным требованиям.

В современных условиях производственные навыки устаревают иногда значительно быстрее, чем человек успевает их получить в высшей школе. В современных условиях «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности и нести за них ответственность.

В конечном счете, компетенции ранее понимались как определенный результат усвоения определенного набора знаний и умений их использования. В настоящее время компетенции, по нашему мнению, можно определить как непрерывный процесс обучения определенному набору знаний, необходимых для реализации производственных задач. Таким образом, ранее компетентностный подход предполагал определенный результат в виде набора знаний, то в настоящее время он предполагает непрерывный процесс.

Современный компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Сегодня в области обучения преобладает получение теоретических знаний над практическими навыками и требуется организация усиления практического аспекта, на котором могут формироваться новые умения и навыки.

© Семкина О.С., Сираждинов Р.Ж., 2014

О.С. Семкина Р.Ж. Сираждинов

Olga Semkina Rifat Sirazhdinov

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику и компетентного подхода.

Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: обучения предмету и развития учащегося посредством предмета.

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение «keis-study», посредством пакета ситуаций для принятия решений, проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Инновационные педагогические технологии строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых для современной системы обучения является Кейс-метод.

Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей.

Кейс (с англ. - случай, ситуация) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай).

Во-первых, предлагаемый для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию.

Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем.

В-третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

В современном российском образовании начался процесс взаимодействия слушателей, преподавателей и работодателей, в процессе обучения. Эта педагогическая технология вводит обучаемых в реальную ситуацию, дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями товарищей и позволяет каждому иметь собственное мнение. Однако самым важным является то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения слушателя в компетентностное обучение.

Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

• первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

• вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Кейс-технология для педагога имеет много аспектов. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на занятии, но и вникнуть в особый процесс мышления и деятельности. Здесь особое место занимает процесс

развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим преподавателем, а затем и его слушателями.

Применение кейс-технологии открывает новые возможности в научно-исследовательской работе бакалавров и научно-педагогических кадров.

Данная педагогическая технология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями сотоварищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения слушателя в компетентностное обучение.

Технология кейс-стади в образовании была разработана в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Преподаватели Гарварда давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситуацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы. В любой деятельности, которую осуществляет государственный и муниципальный служащий, можно увидеть последовательность или логистическую цепочку, которую можно описать.

Решение этого алгоритма может быть простым, вариативным, индивидуальным. Анализируя профессиональную деятельность в некоторый период времени, то можно, что увидеть возникает необходимость в совершенствовании деятельности на основе использования новых знаний и технологий.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. В настоящее время лидером в структуре образовательного процесса в области применения кейс-стади технологий Гарвардский университет - лидер в области образования по менеджменту. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах. Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономического развития страны, рыночной ситуации, выдвинули компетентностный подход как оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, принятия ответственности, анализа многоуровневых связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, на компетентносный подход, центр тяжести в процессе обучения переносится в сторону самостоятельной работы.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие, необходимость оценки или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (вчера - сегодня - завтра). Выделим комплекс факторов влияющих на ситуацию и на основе анализа найдем ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе.

Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования.

Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнести:

• возможность работы в группах на едином проблемном поле;

• использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

• использование принципов проблемного обучения;

• возможность получения слушателями не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций;

• возможность создания новых моделей деятельности;

• выработки навыков обобщения и систематизации информации.

Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях рекомендуется использовать на старших курсах, т.к. необходим определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень знаний. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания дисциплины.

Что дает использование кейс-метода в изучении дисциплин?

• Повышает уровень знания в целом. Использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать.

• Развивает творческое мышление.

• Развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу).

• Учит формулировать различные типы вопросов.

• Развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст.

• Совершенствует навыки профессиональной обработки информации.

• Учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение.

• Позволяет полноценно организовать индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Процесс создания кейса осуществляется в несколько этапов.

• Формирование дидактических целей. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебного курса, выявление знаний, умений и навыков, формирование социальных компетенций студентов. Методической целью может быть иллюстрация к теории и чисто практическая ситуация, или их совмещение. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, конфликт или драматичность, которые позволят принять быстрое, своевременное и правильное решение. Кейс должен быть написан понятным слушателю языком, без лишней терминологии.

• Построение программной карты кейса. Карта состоит из определенных тезисов, которые воплощаются в тексте. Это как бы каркас, который обрастает информацией, деталями для решения проблемы.

• Составляется схема кейса: обозначается действие, действующие лица, дается их характеристика; описывается ситуация (симптомы); указываются элементы среды (внешние факторы).

• Социальная система для кейса. Сюда мы можем отнести организацию, учреждение, которые имеют непосредственное отношение к тезисам.

• Сбор информации в избранной системе. Информация дается объективной, достаточной и достоверной для составления тезисов.

• Построение модели ситуации. Ситуация максимально отражает деятельность системы представленной в кейсе.

• Выбор жанра кейса. Преподаватель, который составляет кейс, выбирает вид кейса.

• Написание текста кейса. Это самая трудная часть, поскольку необходимо адекватно отразить собранную и проанализированную информацию, при этом помнить об аудитории, для которой составлен кейс.

• Диагностика правильности и эффективности кейса. Проводится учебно-методический эксперимент, построенный по определенной схеме, для выяснения эффективности кейса.

• Внедрение кейса в практику обучения.

Таким образом, приходим к выводу, что студент рассматривает случай, приведенный в кейсе, вникает в него, может прогнозировать и демонстрировать свое решение, выносимое на обсуждение.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

• первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями;

• второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

• третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

• четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

• пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз отметить, что метод кейс-стади предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

Существует несколько видов кейсов: практические, обучающие и научно-исследовательские.

1. Практические кейсы. Данные кейсы строятся на основе реальных событий и отражают ситуацию или случай. Источник, реальный документ, статистика в динамике данных, результаты обследования, проведение натурного обследования, опросы, анкетирование и другие материалы. Кейс моделирования реального события взятого из практики управления. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в реальную жизнь. Практические кейсы - основа для освоения практического материала. Разработка таких кейсов возможна лишь на основе долгосрочных отношений с органами государственной власти и местного самоуправления тесного взаимодействия. Кроме того, их можно использовать в практике работы общественных организаций.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы направлены на активное включение бакалавров, магистров, аспирантов в исследовательскую деятельность.

Библиографический список

1. Барщевский Г.А., Мусинова Н.Н. Тенденции совершенствования оценочных технологий кадровой работы в государственных аппаратах регионов России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №8. - С.86-92.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С.34-42.

3. Коломиец Б.К. Интеллектуализация содержания высшего образования. - М., 2004.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

5. Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход [Электр. ресурс]: // www.rc.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.