РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
М.В. ВИНОГРАДОВА, Г.В. КАЗАКОВ
Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: VinMarVlad@yandex.ru Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор О.И. Коломок
Аннотация. В качестве действенного стимула и мотива профессиональной подготовки экономистов рассматриваются возможности инновационных информационных технологий обучения с позиции компетент-ностного подхода.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновации информационных технологий, информационная система вуза.
REALIZATION COMPETENCE THE APPROACH IN THE MAXIMUM ECONOMIC FORMATION BY MEANS OF INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES
M V. VINOGRADOVA;
G. V. KAZAKOV
Annotation. As effective spur and motive of vocational training of economists in article possibilities of innovative information technologies of training from a position competence the approach are considered.
Keywords: professional competence, innovations of information technologies, information system of high school.
Введение компетентностного подхода предъявляет дополнительные требования к организации обучения и делает обязательным использование информационных технологий во всех компонентах процесса обучения, что, в свою очередь, приводит к необходимости электронных компетенций, т.е. компетенций, связанных с возникновением информационного сообщества. Непрерывный процесс нарастающих инноваций информационных технологий предлагает на каждом этапе новые решения для реализации компетентностного подхода. Это прежде всего структуризация сложных систем, которая дает возможность преодолеть сложность управления
такой большой системой, какой является вуз. Вводимые модели опираются на анализ работающих программных систем, которые дают возможность реализовать компетентностный подход за счет непрерывно возникающих инноваций.
Инновации информационных технологий, с одной стороны, сопровождаются снижением цен на услуги в сфере web-, а с другой, — увеличивают трудозатраты преподавателя, вызванные необходимостью изучения этих технологий и применением их на практике. Однако тенденции развития ELear ning (электронного обучения) указывают на необходимость применения инноваций в учебном процессе.
Ambient Insight сообщает, что мировой рынок электронного обучения достиг объема 27,1 млрд дол. США. в 2009 г. Аналитики прогнозируют рост в 12,8% в год, и к 2014 г. рынок вырастет до 49,6 млрд дол. [1 ].
Образовательные процессы так или иначе опираются на разные модули комплексной информационной системы вуза. Предполагается модель, в которой центральным является процесс массового обучения, к которому подключаются процессы инфраструктуры (управление персоналом, юридическое обеспечение, бухгалтерия, планово-финансовое управление, управление делами и т.д.). Процесс массового обучения поддерживается модулями-подсистемами, реализованными как информационные сервисы: средства конструирования курсов — СКК (для автономных носителей — CD/DVD-дисков и средств интернет-обучения); портал (со средствами электронного документооборота, средствами интернет-обучения, включая видеозанятия), средства интернет-обучения — СИО (включающие учебные материалы и средства тестирования); средства управления учебным процессом — СУУП; средства видеозанятий (включающие дистанционное обучение и вебинары); средства электронной почты; средства библиотеки учебных материалов — БУМ.
Подготовка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), ориентированных на компе-тентностный подход, занимает центральное место в учебном процессе, поэтому следует остановиться на работах, которые можно отнести к СКК.
В соответствии с технологией СКК преподаватель создает исходные файлы (doc, ppt, pdf и т.д.), далее сам преподаватель или верстальщик с помощью программ СКК формирует ЭУМК, который размещаются в интернете на СИО для web-доступа или для записи на оптический диск. Передача информации в СИО выполняется в соответствии со стандартами SCORM 1.2, 2004.
ЭУМК охватывает курс, дисциплину или несколько дисциплин. Каждая дисциплина включает в себя учебно-методический комплекс или программу обучения для повышения квалификации, учебное пособие или конспект лекций со слайдами, аудио- и видеосопровождением, рабочую тетрадь, глоссарий, практикумы, лабораторные работы, тесты (которые размещаются по главам учебного пособия) и отдельно, как итоговые тесты, и другие компоненты, которые необходимы, по мнению преподавателя.
Существует множество программных систем, выполняющих подобные функции. Необходимо выбрать характерных представителей систем, которые можно поделить на две группы, учитывая для каких целей используются продукты, изготовленные на этих системах: для массового обучения студентов или слушателей вузов, для корпоративного обучения. Основное отличие второй группы состоит в том, что учитывается ситуация в конкретной компании и необходимость провести обучение в рамках специализации и разделения труда в компании.
Интернет-обучение, или обучение с использованием web-доступа, или ELearning 2.0, более известное, как дистанционное обучение, получило широкое распространение. В настоящее время электронное обучение (e-Learning) стало общепринятым термином, так как средства web-доступа стали широко применяться и внутри комнаты, и внутри здания и, как и раньше, на больших расстояниях. На новом этапе развития электронного обучения (дистанционного обучения) ELearning 2.0 упрощается работа преподавателя по применению информационных технологий, удешевляется внедрение и сопровождение информационных технологий в вузе.
ELearning 2.0 сформировалось в 2007 г. на базе развития технологий Web2.0 Отличием интернета стала возможность не только просматривать и искать информацию, но и записывать свою информацию, что дает возможность каждому просто создавать и распространять контент. Одним из бесплатных сервисов по записи стала Википедия (свободная энциклопедия), в которой можно вводить собственные статьи и редактировать другие.
Диапазон применение ELearning можно оценить по размерам рынка США.
Более 200 университетов США предлагают электронное (дистанционное обучение). ELearning указывает на то, что и преподаватель, и студенты используют компьютеры, что типично для компьютерных классов. При этом преподаватель и студенты во время занятий выходят в Интернет как для работы с учебными материалами, так и для общения между собой.
«Система дистанционного обучения» (СДО) будет использоваться как синоним СИО. Отличие заключается в том, что СИО не представляют собой отдельную (локальную) систему, а обеспечивают процесс обучения через web-сервисы.
Многие учебные центры имеют возможности дистанционного обучения, начиная с дистанционного обучения школьников с предложением проверить свои знания (пройти ЕГЭ) и заканчивая огромным количеством предложений по бизнес-образованию.
СУУП обеспечивают учет всех параметров учебного процесса, реализующего компетентностный подход. Архитектура СУУП строится на трех анкетах: абитуриента, студента, преподавателя, к которым сопоставляются учебные планы, расписания, вся дополнительная информация учебного процесса. Студенты объединяются в группы, а преподаватели — по кафедрам. СУУП настраивается на параметры подразделений, включающих факультеты и институты.
Средствами информационной системы реализуется специфика педагогических целей по развитию общих компетенций. Специфика состоит в том, что эти цели формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Освоение знаний и умений происходит не отдельно друг от друга, а в комплексе, что предполагает отличный от обычного подход к обеспечению процесса обучения.
При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании средства информационной системы дают возможность построить модели обучения в действии. Отличия компетент-
ностного подхода в обучении в том, что студенты работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями, с данными реальных процессов, разными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных событий, что обеспечивается применением программных пакетов, включающих практику; учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, с использованием коммуникационных средств, прежде всего интернета.
Возможно построение динамической модели образовательного процесса на базе модели информационной системы. В дальнейшем можно разработать критерии оценки модулей информационной системы вуза и провести сравнительный анализ существующих технологий в этой области. На основе результатов анализа можно оценить возможности построения полноценной информационной системы вуза для поддержки образовательного процесса с реализацией компе-тентностного подхода.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393.
3. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 7. С. 4—6.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
4-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 503 с. - (Серия «Dura lex, sed lex»).
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.