Научная статья на тему 'Проектирование и развитие информационно-образовательной среды вуза'

Проектирование и развитие информационно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЛАТФОРМА LMS MOODLE / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко Ольга Игоревна

В данной статье рассмотрены организация и функционирование составляющих информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. Основное внимание уделено задачам информационно-технического обеспечения в контексте учебной деятельности и направлениям их решения на примере ИОС ТИУиЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и развитие информационно-образовательной среды вуза»

О.И. ОВЧАРЕНКО

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В данной статье рассмотрены организация и ческого обеспечения в контексте учебной деятель-

функционирование составляющих информацией- ности и направлениям их решения на примере

но-образовательной среды (ИОС) вуза. Основное ИОС ТИУиЭ. внимание уделено задачам информационно-техни-

Информационно-образователъпая среда, платформа ЬМБМООБЬЕ, портфолио студента.

Совершенствование информационных технологий, а также процессы, которые происходят в российском образовании, существенным образом влияют на постоянное повышение требований к ИОС вуза. Принципы проектирования и функционирования ИОС вуза изложены в целом ряде работ [1-4]. Существует достаточно много подходов к систематизации функций и составляющих информационно-образовательной среды. В работе [2] авторы предлагают представить ИОС вуза как совокупность подсистем, обеспечивающих его деятельность по следующим направлениям: учебная, научная, управленческая, экономическая, хозяйственная и маркетинговая. Очевидно, что каждая из подсистем требует определенного информационного и программного обеспечения, связанного с функциями и задачами подсистемы. С другой стороны, в техническом аспекте ИОС учебного заведения можно представить как совокупность следующих составляющих: техническое обеспечение, программное обеспечение, сетевые сервисы, информационно-техническая поддержка различных направлений деятельности и web-ресурсы [1].

Рассмотрим, какие задачи стоят перед ИОС вуза в контексте перечисленных выше составляющих на примере ИОС ТИУиЭ. К техническому обеспечению ИОС в основном относятся: компьютеры, линии связи, оргтехника, коммутационное оборудование. Основной проблемы, которая сейчас существует у большинства учебных заведений - это высокий процент устаревшей техники, ТИУиЭ удалось избежать. В институте практически во всех подразделениях установлены новые компьютеры, мониторы и оргтехника, в течение последних лет постоянно производилась замена или модернизация техники. Оснащение компьютерных аудиторий современной компьютерной и проекционной техникой позволило полностью обеспечить учебный процесс и существенно повысить его качество. К планируемым задачам в техническом обеспечении следует отнести дальнейшее обновление парка компьютеров, точечную замену технических средств в структурных подразделениях института и дальнейшую модернизацию в компьютерных аудиториях, используемых для проведения практических занятий с использованием средств вычислительной техники.

Важной компонентой ИОС вуза являются сетевые сервисы, обеспечивающие работу с широким спектром информационных ресурсов. К стандартным сервисам относятся электронная почта (E-mail); группы новостей (Usenet); сервис FTP, обеспечивающий хра-

нение и пересылку файлов различных типов; сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме; сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat); World Wide Web (WWW) - гипертекстовая система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство и система до -менных имен (сервис DNS). Среди основных серверов образовательного заведения можно выделить сервер, контролирующий область компьютерной сети (контроллер домена), сервер Интернета, обеспечивающий функционирование сервисов Интернет, а также сервер приложений.

Программное обеспечение (ПО) представляет собой совокупность программных средств для автоматизации работы подразделений института и обеспечивающих учебный процесс. К программному обеспечению учебного процесса относится лицензионное программное обеспечение и свободно распространяемое программное обеспечение. В настоящий момент все дисциплины, связанные с использованием информационных технологий, поддерживаются ПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Программное обеспечение для автоматизации деятельности подразделений института должно выполнять следующие функции:

• управление контингентом студентов института;

• автоматизация деятельности учебно-методического управления (планирование учебного процесса; составление учебных планов и расписаний, расчет учебной нагрузки преподавателей);

• автоматизация функций приемной комиссии (оформление документов абитуриента, формирование личного дела абитуриента, учет результатов вступительных испытаний, формирование списков и приказов на зачисление);

• автоматизация деятельности кафедр и деканатов (формирование зачетных и экзаменационных ведомостей, учет и контроль погашения задолженностей студентов, печать документов об окончании учебного заведения и повышения квалификации) ;

• автоматизация деятельности информационно-аналитического управления, редакционно-издательского отдела, отдела кадров, научно-методического совета в плане ведения различных баз данных и формирования аналитических отчетов в различных разрезах.

К задачам в области ПО можно отнести своевременное обновление лицензий, приобретение нового программного обеспечения для учебного процесса, приобретение специализированного ПО для автоматизации деятельности подразделений института, внедрение систем электронного документооборота. Обязательным для каждого вуза с 1.01.2016 является ПО, осуществляющее проверку текстов на предмет заимствований. Согласно пункту 38 приказа№636 от 29.06.2015 Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ), «тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются организацией в электронно -библиотечной системе организации и проверяются на объем заимствования». В связи с этим все выпускные квалификационные работы перед размещением в ИОС института должны быть проверены на предмет текстовых заимствований.

Рассмотрим информационно-техническую поддержку по направлениям учебной и научной деятельности. Основным элементом информационно-образовательной среды в контексте учебной деятельности является электронная образовательная среда (ЭОС) на платформе LMS MOODLE 3.0.

Структура контента, реализованного на платформе LMS MOODLE 3.0, включает следующие блоки:

• электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по каждой дисциплине конкретного направления и уровня обучения;

• база методических рекомендаций и шаблонов по созданию электронных документов и ресурсов для студентов и преподавателей;

• электронные ресурсы (база учебных и учебно-методических пособий преподавателей института; перечень специализированных библиотек и сайтов);

• расписание:

• анкетирование;

• выпускные квалификационные работы (ВКР) студентов с отчетами по проверке на предмет текстовых заимствований.

Основой контента являются ЭУМК дисциплин, представляющие электронные ресурсы, поддерживающие проведение всех видов занятий по дисциплине, содержащие информационные, теоретические, практические, методические, контрольно-измерительные материалы, а также элементы информационного взаимодействия (опрос, форум, чат), подготовленные с использованием системы электронного обучения на платформе LMS MOODLE. Целью создания ЭУМК является достижение необходимого качества подготовки по всем направлениям обучения, включая обучение с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в соответствии с требованиями ФГОС, а также создание единой структуры и базы данных учебно-методических материалов института.

Контент, содержащий ЭУМК, имеет трехуровневую структуру. На верхнем уровне ЭУМК структурированы по уровням подготовки (рис.1).

Второй уровень структурирует ЭУМК по направ-лениям подготовки (рис.2).

Третий уровень содержит ЭУМК дисциплин в соответствии с утвержденным учебным планом (рис.3).

Состав ЭУМК каждое учебное заведение формирует самостоятельно на основе локальных нормативных документов [5], но обязательные элементы УМК регламентируются Письмом Рособрнадзора о составе УМК от 17.04.2006 02-55-77 ин/ак. На рис. 4 представлены основные разделы, входящие в структуру ЭУМК.

ТС Iй Русский (ги) * — Мои курсы ► Сообщество Моос1Ее ► MoodEe.com

ЕЗ Ольга ►

Образовательный портал

У Моя домашняя страница Курсы

Социальные сети

Ж

НАВИГАЦИЯ

й Моя домашняя страница Ц Домашняя страница || Страницы сайта Ь- Курсы

0£ НАСТРОЙКИ 00

Сз Администрирование

ощ

Управление курсами

Поиск курса:

Рис. 1. Структурирование ЭУМК по уровням подготовки

ТС Iм Русский (ги) ► В Мои курсы * Сообщество Moodle ► Moodle.com

Образовательный портал

\ Моя домашняя страница Ку СПО

С? a Q Ольга ►

Социальные сети

Управление курсами

Л»

НАВИГАЦИЯ

ЕЕ

Категории курсов: СПО

H

ь Моя домашняя страница | Домашняя страница •I Страницы сайта Ш Курсы Ь СПО

Ь 38.02.01 "Экономика и бух. умет"

Ь 38.02,07 "Банковское дело"

Ъ 40.02.01 "Право и организ. соц. обесп." И Бакалавриат Ш Магистратура Ъ Аспирантура Ш МООО!_Е 3.0 В Элект. ресурсы >1 Анкетирование Ъ Расписание

Поиск курса:

38.02.07 Банковское дело"

40.02.01 "Право и организ. соц.

обесп."

Добавить курс

Рис. 2. Структурирование ЭУМКпо направлениям подготовки

ТС )•* Русский (ги) ►

Мои курсы ► Сообщество Moodîe ► I Moodle.com

Образовательный портал

14 В (~) Ольга *

Социальные сети

i Моя домашняя страница Ку СП 38.02.01 "Экономика и бух. учет"

Управление курсами

Л*

НАВИГАЦИЯ

ВШ

Категари и курсов СП О / ЗВ. G2.01 "Экон ™ ика и бухучет"

а

# Моя домашняя страница Ц Домашняя страница к Страницы сайта Курсы СПО

Ъ 38.02.01 "Экономика и 6ух.учет"

1| Основы философии !■ История

Ь Иностранный язык к Физическая культура ■I Математика к Информационные технологии в п рофесси о нал ьн о й деяте...

Ш Экономика организаии

1| Статистика Ы Менеджмент 11 Документационное обеспечение управления 1| Правовое обеспечение п рофесси онал ьн о й деятельности

Страница: 1 2(Далее)

СИ Основы философии СИ История НО Иностранный язык СИ Физическая культура СИ Математика

СИ Информационные технологии в профессиональной деятельности СИ Экономика организации СИ Статистика СИ Менеджмент

Рис. 3. Вид окна выбора ЭУМКдисциплины

Рис. 4. Структура ЭУМК

Обязательный состав ЭУМК включает следующие материалы:

• рабочая программа дисциплины, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающая направление и профиль образовательной программы;

• график текущего контроля;

• электронный курс лекций (информационные материалы) для поддержки теоретической составляющей дисциплины, включающий вопросы по каждой теме/разделу для самоконтроля;

• средства поддержки практических (лабораторных) занятий, если они предусмотрены учебным планом;

• задания для самостоятельной работы студентов (рефераты, расчетно-графические работы, проекты, базы данных и др.) и методические рекомендации по их выполнению;

• средства контроля изученности дисциплины;

• контрольные работы и методические указания по их выполнению для студентов заочного отделения. Дополнительные материалы могут включаться в

ЭУМК по решению преподавателя:

• учебные и учебно-методические пособия;

• электронные ресурсы (электронное учебное пособие, компьютерный практикум, компьютерный тренажер и т.п.);

• презентации лекций; видеолекции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дополнительное мультимедийное сопровождение (аудио- и видеоматериалы; учебные фильмы);

• задания для практических занятий в электронном виде;

• рабочие тетради;

• глоссарий;

• хрестоматии, справочники, нормативные документы;

• дополнительные тесты по дисциплине (для тренировочного тестирования);

• ссылки на сетевые ресурсы в открытом доступе, содержащие базы данных, справочные системы, электронные словари и др.).

Важным моментом при формировании контента и размещении ЭУМК в ИОС института является проведение внутривузовской экспертизы качества разрабатываемых электронных материалов на основе существующих нормативных документов. Подходы, в основном базирующиеся на принципах оценки качества электронных образовательных ресурсов, рассмотрены в работах [6;7].

Процедуру проведения внутривузовской экспертизы качества можно разбить на несколько этапов: содержательная экспертиза и программно-технологическая. ЭУМК разрабатывается преподавателем кафедры (коллективом преподавателей), обеспечивающим преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению и уровню подготовки для всех форм обучения. Разработанный ЭУМК (электронная версия) и комплект сопроводительных документов представляются на кафедру для проведения содержательной экспертизы. Результаты содержательной экспертизы утверждаются на очередном заседании кафедры. ЭУМК согласовывается с руководителем образовательной программы, в рам-

ках которой реализуется дисциплина, утверждается на заседании методического совета института и проректором по учебной работе. Утвержденный ЭУМК и комплект сопроводительных документов предоставляются в информационно-аналитическое управление для проведения программно-технологической экспертизы, которая определяет работоспо-собность отдельных элементов ЭУМК. При наличии положительных экспертных оценок ЭУМК размещается в электронной образовательной среде института автором и/или сотрудником ИАУ. После размещения ЭУМК в ЭОС института сотрудником ИАУ проводится проверка технической готовности ЭУМК к использованию в учебном процессе; дата фиксируется в регистрационной карте. Апробация материалов ЭУМК проводится в течение первого года реализации ЭУМК. Основная задача апробации - проверка качества информационно-методического обеспечения дисциплины, оценка усвоения студентами учебного материала и степени достаточности. ЭУМК может корректироваться или дополняться. В этом случае изменения обсуждаются на заседании кафедры, подтверждаются выпиской из протокола заседания кафедры и вносятся в лист изменений.

Еще одним важным составляющим элементом ИОС в контексте учебной деятельности является электронное портфолио студента, целью формирования которого является сохранение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений обучающегося в процессе освоения образовательной профессиональной программы, созданное на базе платформы МаИага. Данный инструмент является реализацией персональной среды обучения (PLE) и в настоящее время активно развивается.

Внедрение технологии портфолио в институте призвано решить следующие задачи:

• отслеживание персональных достижений обучающихся с учетом компетентностного подхода и в соответствии с требованиями образовательных программ [8;9];

• формирование мотивации у обучающихся к образовательным и профессиональным достижениям. Электронное портфолио работ представляет

собой комплект файлов, которые являются:

• результатами индивидуальных образовательных заданий, выполненных студентом и оцененных преподавателями или другими должностными лицами (рефераты, эссе, курсовые работы, творческие задания, отчеты по практике и др.);

• документами, подтверждающими индивидуальные достижения студента в учебе, научной работе, спорте, творческой работе, общественной жизни и т.п. (сканированные копии публикаций (тезисов докладов, статей), дипломы, грамоты, сертификаты и другие официальные документы, подтверждающие достижения).

Файлы, являющиеся результатом выполнения студентом заданий в соответствии с образовательной программой, формируются в ЭОС LMS MOODLE и поступают в портфолио. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения, размещаются студентом самостоятельно через личный кабинет программы (рис. 5).

ЭОС ни платформе МООВЛЕ 3.0

Образовательные достижения

Электронное портфолио студента на платформе МАНАКА

Индивидуальные достижения

Рис. 5. Формирование электронного портфолио студента

Гигдткя -пЛ ййрлчпгдтг.и и-чй <■■... X | "Ь

ф 'О © ,|11р:Лч",".-,,1','.1|гм>|.| .1/1. и

А м Пгжии чтпте - Чг & 1

[¿)Я(-декс.ГЬчт: © г-цг<р.Ь/-=!кгт ЯыексДак:н Ящас: Диск МайЬсг Мс* Лег - ЫпЬ: - Ыгк^Рог Рзс:и.-- МаН.РиА"ен~-исг... @Г/эН.Р(. 'АЛпйсчл.-,-е - Ег£-

ТАГАНРОГСКИМ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

г. Таганрог, ул. Пвтртвшя, 45.

ИЕ» 14,1 «рлприиг М. Я1-Я-Ы]

Главная сведения об образовательной организации Абитуриенту Аспиренту Работодателю Коншты

Сведения об образовательной организации

СМДНИЯ 1РМГЭВ.ГЕ+а Б ЕССТМТГГЗ.1Л ПР/Й301' \'НН01:р-1Е>КИ РОСГИ^ ЭТ 23.С7 20-' № ЗЭ9 &ЭЦ ВП1СТЕ У ЗОЕ Л ЧИНЮСТОЦ Рос:ш <3:00.2114, р«г> — #юь-:1Й Ч: 3073=' »1 ч«тсд> «¡шии решим;;; ..¿яч* пэед—¡м»»: информации

П(1[-ТИ1ППТГЛ1ЛПр ГЯГЛ1 г-ТЛИНИ а пткр Л А Г*пчп1- н ПУ Г учетг Ч ГПЙЛК!,',:! Л Тргйг-1П1 "ЧГ Ш^ртгли-пл "i гфг М Пйр.Т.ПП- ПН |Д' ■ «.брдесы =■-:!* ЯИ.ИО ебцлиинии) |Г-И.ПОЖЕ1-к шччу ОI № 37 67='

С| '",'11 II ни иб 41б|м:ишм с: и Iлип 1 >| пни н:. 1

Осеовн ы ? сведевнд

С. |1уиу|'л Пр;:ши у|1|М1Н1:!*1ИИ

Цэкученты

Образование

Сиршоизклымж ¡лап дарил Руководство. Педагогический 'состав ыягсрея гн.шиги нечп гаж оййгп нси и 1 Стшенднн Материал ьная поддержка Платане о5мзовательные услуги

Вакантны» места

Глашая Сведения с-5 обршмшиыюй орган гашиш Абитуриенту Аспндешу Работодателю К01

Рис. 6. Раздел сайта «Сведения об образовательной организации»

К задачам информационно-технической поддержки учебной деятельности можно отнести:

• переход на новую платформу LMS MOODLE 3.0, имеющую принципиально новую структуру;

• разработка механизма передачи данных из LMS MOODLE 3.0 в электронное портфолио студента, реализованное на платформе МаЬага;

• заполнение и постоянная актуализация электронной базы УМК в соответствии с утвержденным порядком проведения экспертизы качества разработанных материалов для включения их в ЭОС;

• обеспечение доступа к электронным ресурсам преподавателям и студентам (с учетом прав доступа);

• более широкое использование в ЭУМК элементов информационного взаимодействия, обеспечивающих интерактивность. Информационно-техническая поддержка научной

деятельности включает в себя создание эффективной системы сопровождения научных мероприятий (конференций, семинаров), проводимых в организации; организацию дистанционного участия студентов и преподавателей в конференциях и вебинарах с использованием информационных технологий; размещение выпускаемых изданий в наукометрических системах; размещение журнала «Вестник ТИУиЭ» на сайте института; обеспечение доступа к электронным

библиотечным системам, специализированным порталам и сайтам.

В последнее время важнейшей составляющей ИОС вуза стали Web-pecypcы. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 28.07.2014 №839 и методическими рекомендациями представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (Приложение к письму Рособрнадзора от 25.03.2015 №07-675) вся информация об образовательном учреждении должна быть представлена на сайте. В связи с этим еще одной задачей является постоянная актуализация данных на сайте, который также является частью ИОС вуза. Указанными выше документами строго определены адреса страниц раздела «Сведения об образовательной организации» (рис.6) и перечень тегов для разметки страниц для проведения мониторинга.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность использования ИОС зависит не только от выбранных программных и технических средств, но во многом от квалификации преподавателей, сотрудников и студентов. Поэтому еще одной важной задачей является разработка системы повышения квалификации научно-педагогических работников и сотрудников института в области информационных технологий.

Совершенно очевидно, что только использование ИОС позволит учебным заведениям решить основную задачу - достижение необходимого качества подготовки по всем направлениям обучения, включая обучение с элементами дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубев О.Б. Развитие информационно-образовательной среды современного вуза // Инно-вационныйВестник Регион. 2014. №1. С.57-61.

2. Коблова М.В., Струнова С.С., Коваленко К.А. Информационно-образовательная среда вуза: опыт создания и сопровождения на основе LMS Moodle // Информационные технологии в образовании: VI науч.-практ. конф. «ИТО-Саратов-2014». Саратов, 6-7 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://saratov.ito.edu.ru/2014/ section/234/94446/ (дата обращения: 2.05.2016).

3. Овчаренко О.И., Клименко А.Б. Применение новых информационных технологий при проектировании информационно-образовательной среды //Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №3(47). С.196-201.

4. Калачев В.А., Овчаренко О.И. Об одном подходе к созданию информационно-образовательных сред с использованием информационных технологий //Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. №2(31). С.315-316.

5. Положение об электронном учебно-методическом комплексе. СМК-П-2.02.07.2015. Введено приказом ректора в ТИУиЭ от 19.11.2015 №134/1.

6. Лобачев С.Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов //Национальный открытый университет «ИНТУИТ». М.: ИНТУИТ, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.knigafund.ru /books/173013/read (дата обращения: 28.04.2016).

7. Козловских Л.А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные ресурсы // Сайт кафедры ТМиМ МЭИ [Электронный ресурс]. URL: http://vuz.exponenta.ru/PDF/FOTO/kaz/ Articles/Ko zlovskih.pdf (дата обращения: 28.04.16).

8. Овчаренко О.И. Разработка компетентностно ориентированных программ в области использования информационных технологий и информационных систем для подготовки выпускников экономического профиля //Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. №1(17) C. 81-85.

9. Овчаренко О.И. Образовательные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов //Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. №1(21). C. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.