Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
клиентоцентричность / деятельность органов внутренних дел / интересы и потребности граждан / социальная миссия полиции / демократическая парадигма. / client centricity / activities of internal affairs bodies / interests and needs of citizens / social mission of the police / democratic paradigm.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Жамбoров Анзор Анатольевич, Божко Евгений Алексеевич

В статье предпринята попытка обосновать целесообразность внедрения принципов клиентоцентризма в деятельность органов внутренних дел. Авторы рассматривают клиентоцентричность в контексте повышения эффективности работы органов внутренних дел, направленной на практическую реализацию социальной миссии, основываясь на учете ключевых интересов и потребностей населения (клиентов), под которыми в данной статье понимается отдельные лица или сообщества, в том числе «жертвы преступлений», «свидетели» и «подозреваемые». По отношению к ним клиентоцентричность предполагает этичное и законное обслуживание. По мнению авторов, клиентоцентричность способствует достижению таких результатов работы, как повышение доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел, в том числе к полиции, создание их благоприятного имиджа, обеспечение безопасности жизни граждан и сохранение правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Жамбoров Анзор Анатольевич, Божко Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A CLIENT-CENTRIC APPROACH IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES AT THE PRESENT STAGE

The article attempts to substantiate the expediency of introducing the principles of client-centrism into the activities of the internal affairs bodies. The authors consider client-centricity in the context of improving the efficiency of the internal affairs bodies aimed at the practical implementation of the social mission, based on the key interests and needs of the population (clients), which in this article refers to individuals or communities, including “crime victims”, “witnesses” and “suspects”. In relation to them, customer-centricity implies ethical and legal service. According to the authors, client-centricity contributes to the achievement of such results of work as increasing public confidence in employees of internal affairs bodies, including the police, creating their favorable image, ensuring the safety of citizens’ lives and maintaining law and order.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

АЛИЕВА Светлана Викторовна,

доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и предпринимательского права, Северо-Кавказский институт -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Пятигорск, e-mail: svet_al55@mail.ru

ЖАМБОРОВ Анзор Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,

e-mail: jamborow@mail.ru

БОЖКО Евгений Алексеевич, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России

имени Путилина, г. Белгород, e-mail: Bozhko_Evgenii_1990@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать целесообразность внедрения принципов клиентоцентризма в деятельность органов внутренних дел. Авторы рассматривают клиентоцентричность в контексте повышения эффективности работы органов внутренних дел, направленной на практическую реализацию социальной миссии, основываясь на учете ключевых интересов и потребностей населения (клиентов), под которыми в данной статье понимается отдельные лица или сообщества, в том числе «жертвы преступлений», «свидетели» и «подозреваемые». По отношению к ним клиентоцентрич-ность предполагает этичное и законное обслуживание. По мнению авторов, клиентоцен-тричность способствует достижению таких результатов работы, как повышение доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел, в том числе к полиции, создание их благоприятного имиджа, обеспечение безопасности жизни граждан и сохранение правопорядка.

Ключевые слова: клиентоцентричность, деятельность органов внутренних дел, интересы и потребности граждан, социальная миссия полиции, демократическая парадигма.

ALIEVA Svetlana Viktorovna,

doctor of sociological sciences, Professor of the Department of Management and Business Law, North Caucasian Institute - branch of the Russian Academy national economy and public service under the President of the Russian Federation,

Pyatigorsk

ZHAMBOROV Anzor Anatolievich,

Ph.D. of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Fire Training,

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Nalchik

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-158-163 NIION: 2018-0076-10/23-782 MOSURED: 77/27-023-2023-10-782

BOZHKO Evgeniy Alekseevich,

Lecturer at the Department of Criminal Law Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Putilina, Belgorod

IMPLEMENTATION OF A CLIENT-CENTRIC APPROACH IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES AT THE

PRESENT STAGE

Annotation. The article attempts to substantiate the expediency of introducing the principles of client-centrism into the activities of the internal affairs bodies. The authors consider client-centric-ity in the context of improving the efficiency of the internal affairs bodies aimed at the practical implementation of the social mission, based on the key interests and needs of the population (clients), which in this article refers to individuals or communities, including "crime victims", "witnesses" and "suspects". In relation to them, customer-centricity implies ethical and legal service. According to the authors, client-centricity contributes to the achievement of such results of work as increasing public confidence in employees of internal affairs bodies, including the police, creating their favorable image, ensuring the safety of citizens' lives and maintaining law and order.

Key words: client centricity, activities of internal affairs bodies, interests and needs of citizens, social mission of the police, democratic paradigm.

Главной особенностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является то, что чаще они взаимодействуют с членами общества, поведение которых выходит за рамки допустимых норм. Это в большей степени касается полиции, входящей в состав ОВД. В связи с этим к их служебному поведению предъявляются повышенные требования. Во-первых, поскольку их основная задача обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации, они должны очень четко знать его и следовать ему, соблюдая соответствующие нормы и правила [8, с. 319].

Стиль поведения сотрудников ОВД также отличается, поскольку они должны оперативно решать поставленные задачи. Отсюда преобладает властный стиль и обязательный характер следования закону при выполнении профессиональных обязанностей. Поэтому действия лиц, отклоняющихся от принятой законом нормы поведения неукоснительно пресекаются сотрудниками ОВД. Такие действия продиктованы правилами, принятыми в системе органов исполнительной власти [10, а 194].

Еще одной особенностью профессиональной деятельности сотрудников ОВД является тот факт, что ей присущи конфликтность и экстремальность условий, в которых она происходит. Как известно, полицейским приходится работать с разными категориями населения. Среди них есть достаточно агрессивные, неуравновешенные и неадекватные личности, что создает чрезвычайно опасные в плане взаимодействия ситуации. Поэтому полицейскому приходится выполнять и физическое взаимодействие с лицами, нарушаю-

щими нормы права, что влечет за собой не только большие физические, но и психологические нагрузки. В ряде случаев сотруднику ОВД приходится иметь дело даже с криминальными группами, что создает большую опасность не только для населения, но и угрозу для его здоровья и жизни [9, а 102].

Тем не менее, сотрудник ОВД должен строить оптимальные коммуникации с гражданами. Помимо влияния на агрессивное поведение отдельных граждан, он еще может получить необходимые сведения для раскрытия преступления, выявления очагов экстремизма и терроризма. Вместе с тем, анализ многих научных источников последних лет говорит о том, что доверие к работникам полиции у населения все еще не на высоком уровне. Органы внутренних дел в полной мере осознают необходимость построения связей с населением, проявляют готовность к формированию соответствующих структур в своих ведомствах и внедрению ряда мер по повышению престижа профессиональной деятельности полицейского [11, с. 171-172]. Однако сложившаяся ситуация может быть разрешена только в условиях функционирования эффективной системы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с населением.

Анализ исследований, посвященных проблеме взаимодействия полиции с населением, позволил сделать вывод о том, что данное направление в последние десятилетия разрабатывалось достаточно интенсивно. Теоретическое осмысление сущности взаимодействия ОВД и общества потребовало обращения к трудам современных авторов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Наиболее общепринятым понятием взаимодействия работников ОВД с населением является установление отношений, направленных на оказание помощи людям при возникновении сложных ситуаций, связанных с противоправным действием со стороны отдельных лиц, проведение профилактических мероприятий, расследование преступлений, вовлечение граждан в процессы поддержания общественного порядка и др. Этой позиции придерживаются авторы А.И. Елистра-тов, Кобалевский В.Л., Б.П. Кондрашева, Г.А. Туманова, Ц.А. Ямпольский и др.

Некоторые уточнения в понимание взаимодействия внесены авторами П. Н. Астапенко, Н.В. Бровко, И.А. Горшенева, С.А. Дербичева, Г.А. Туманова, которые подчеркивают, что взаимодействие осуществляется в различных формах, в том числе и как установление партнерских отношений полиции и граждан.

Другие исследователи (В.Н. Гришай, А.В. Тищенко, А.В. Серегина) подчеркивают сложный характер установления взаимоотношений органов внутренних дел и населения. При этом отмечают, что на формирование у населения позитивного отношения к полиции огромную роль играют правильно выстроенные коммуникации, предопределяющие необходимое восприятие ее деятельности в социальном контексте.

В работах С.И. Гринько, М.Н. Марченко, Р.В. Скоморотова, Р.Р. Яковлева был исследован механизм социального взаимодействия полиции и населения, выявлены принципы его эффективности. При этом обращается внимание на необходимость широкого диалога с общественностью для установления обратной связи.

Еще более тесно подошли к пониманию проблемы сотрудничества полиции и гражданского общества авторы А.Н. Герасименко, Н.А. Карпова, Н.С. Меньшикова, В.В. Павловский. В их работах подчеркивается влияние человеческого фактора, в том числе партнерских отношений, на эффективность работы правоохранительных органов.

В этой связи особенно важно подчеркнуть инициирование со стороны работников органов внутренних дел установления процессов социального взаимодействия, при котором население видело бы в работников полиции защитников и союзников. Таким образом, анализ литературы последних лет показывает сосредоточение исследователей на проблеме взаимоотношений полиции и гражданского общества с точки зрения достижения социальных эффектов: повышение уровня доверия к представителям органов внутренних дел со стороны населения; формирование благоприятного имиджа работников полиции и увеличение репутационного ресурса.

Все эти составляющие взаимосвязаны и оказывают влияние на эффективность работы сотрудников ОВД. Особенно важным при этом является имидж и репутационный ресурс, под которым авторы Л.С. Леонтьева и В.В. Смирнова понимают «совокупность характеристик, влияющих на позиционирование субъекта в публичной сфере, на основании которых контрагенты (разных типов и уровней) могут сформировать мнение о целесообразности и рисках взаимодействия с ним и с его представителями» [7, а 7]. В качестве основных факторов, влияющих на формирование благоприятного имиджа органов государственной власти и соответствующего репутационного ресурса они выделяют: публичное позиционирование, клиентоцентричность и уровень социально-экономического развития общества [7]. При этом наиболее перспективным в современном публичном управлении является принцип клиен-тоцентричности.

Если вернуться к первоначальному суждению о том, что деятельность государственного служащего и сотрудника ОВД не является тождественной, то возникает вопрос, насколько приемлемо для последнего следование принципу кли-ентоцентричности? Действительно, государственное управление сегодня рассматривается прежде всего в контексте предоставления услуг населению и соответственно в этой трактовке граждане (клиенты) и государственные органы власти (производители услуг) вступают в определенные отношения друг с другом. В зависимости от результата такого взаимодействия появляется состояние удовлетворенности либо неудовлетворенности этими процессами. Отсюда возникает потребность в понимании сущности понятия «клиентоцентричность».

Происходящие в обществе преобразования привели к тому, что клиентоцентричность стала главным направлением деятельности государственных служащих в рамках реализации принципа «государство для граждан». Осознание важности этого принципа совпало с изданием в 2021 г. распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р, в котором был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития. В качестве одной из инициатив был утвержден федеральный проект «Клиентоцентричность», ознаменовавший качественно новый этап взаимодействия государства с гражданами и представителями бизнеса. Начиная с 2022 г. Правительством Российской Федерации будет проводиться эксперимент по апробации инструментов, обеспечивающих внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении [2]. Далее был внедрен Стандарт кли-ентоцентричности «Государство для людей» [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Клиентоцентричный подход был заимствован из бизнес среды, поскольку для получения деловых эффектов предприятиям необходимо оказывать услуги, ориентированные на каждого конкретного «клиента» (гражданина), с тем чтобы на основе длительных с ним отношений устойчиво формировался клиентский капитал. Понятие «клиент» в данном контексте означает, что это круг лиц, которые вступают с другими лицами в определенные отношения для получения какой-либо услуги. Данное понятие можно определить как набор согласованных действий, в результате которых создается определенное впечатление об организации и производимом ею продукте. Чтобы оно было положительным, необходимо применять специально разработанные технологии, включающие упорядоченную совокупность процедур. Весь смысл всех этих действий сводится к тому, чтобы получить удовлетворенного клиента, положительно оценивающего приобретаемые продукты и услуги.

Данный подход, безусловно, позволяет обеспечивать мультипликационные эффекты получения репутационных ресурсов компании, что делает его привлекательным для разработки стратегий взаимодействия с потребителями услуг. В связи с этим возникает необходимость изучения возможностей его внедрения в систему государственного управления Российской Федерации.

Последнее суждение наводит на мысль применения его не только на государственной гражданской службе, например, в органах внутренних дел. Однако содержание деятельности сотрудника ОВД имеет определенные отличия от профессиональной деятельности государственного служащего. В связи с этим и возникает основной вопрос о целесообразности внедрения в функционал работника ОВД принципа клиентоцентрично-сти. Следовательно, нужно сконцентрировать внимание на том, какие функции выполняет сотрудник, каковы ее полномочия, как работает механизм, обеспечивающий поддержание нормального общественного порядка. В соответствии со ст. 12 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции», среди закрепленных за полицией функций можно выделить три основных: оказание помощи населению; поддержание общественного порядка; предупреждение и расследование преступлений [1]. А в профессиональном стандарте «следователь-криминалист» [3]. В числе трудовых функций есть такие, как «планирование, подготовка и проведение освидетельствования», «планирование, подготовка и проведение задержания подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления», «планирование, подготовка и проведение допроса» и т.д. С одной стороны эти функции в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

большей степени ассоциируются с противодействием преступному поведению асоциальных личностей, которые наносят ущерб обществу. Но с другой - органы внутренних дел сегодня должны создавать в обществе представления как о себе как об эффективно работающей государственной системе, способной профессионально поддерживать общественный порядок и защищать права граждан. При этом для выполнения этих функций необходимо активно сотрудничать с населением.

Эту идею разделяют авторы статьи «Социальное значение клиентоцентричного подхода в деятельности современной полиции: некоторые аспекты зарубежного опыта» А.А. Алексеев, С.Ю. Чимарев и С.В. Паншина [5]. По их мнению, клиен-тоцентричность связана с воплощением в жизнь социальной миссии современной полиции и достижением социального блага для каждого члена общества.

Внедрение принципа клиентоцентричности в деятельность органов внутренних дел означает, что благодаря ориентации на потребности «клиента» будут получены следующие дополнительные ценности: рост доверия к сотрудникам ОВД, в том числе и к полиции; улучшение имиджа сотрудников ОВД; повышение уровня результативности их работы.

Еще одним доводом в пользу внедрения клиентоцентричности в деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, является возможность получения белее полной и достоверной информации о существующих проблемах в обществе от населения, нежели внешнее поверхностное наблюдение за общественными процессами. Кроме того, это обеспечит лучшее понимание механизмов функционирования системы и ее структуры, что, безусловно, может быть достигнуто только при условии построения доверительных отношений с гражданами. В связи с последним суждением возникает необходимость пересмотра существующих связей органов внутренних дел и населения, их полный всесторонний анализ для выявления достоинств и недостатков.

Определенные предпосылки внедрения кли-ентоцентричного подхода уже созданы государством. Это прослеживается в частности в позиции, занимаемой государством по отношению к роли полиции в жизни общества. Озвученные государством нормы взаимоотношений ОВД и населения сводятся к тому, что для граждан должны быть созданы такие условия, которые способствуют обеспечению правопорядка и пресечению преступлений, создающих угрозу для жизни людей на основе демократических принципов [6].

С другой стороны, полиция выступает как инструмент государственного контроля в различ-

ных сферах общественной жизни. По основному сущностному смыслу данной концепции государство производит регулирование на своей территории, предусматривая существование закона, порядка и безопасности населения, а также гарантию их обеспечения. Наделение полиции подобными полномочиями подчеркивает авторитарный стиль ее работы.

Следовательно, клиентоцентризм может выступать для органов внутренних дел в качестве адекватного подхода к решению различных социальных казусов, иначе говоря, в качестве учета обширного числа факторов социального взаимодействия. Наряду с этим сущность «клиентоцен-тричного государства» играет огромную роль для парадигмы демократической организации государства, так как позволяет наиболее эффективно реализовывать принадлежащие ему функции и предоставлять услуги всеми удобными для человека способами, при этом совершенствуясь при помощи анализа опыта общения с людьми.

Внедрение клиентоцентричной полицейской службы на практике происходит в течение длительного времени и сопровождается закономерной реакцией на ценности общества и человека, которые были продекларированы в конституционных установлениях демократических правовых государств. В то же самое время подобные ценности требуют к себе особого внимания и нуждаются в правовой охране, что является не только обозначением более конкретного предмета в работе полиции, но и обязанности подходить ответственнее к такой работе, из чего следует, что необходимо усилить требовательность к кадровой политике в полиции, нанимая на службу граждан, способных адекватно исполнять свой долг.

Немаловажным фактором является социальный аспект предназначения полицейской институции, обязывающий руководителей проводить эффективную воспитательную работу со своими подчиненными в области точного понимания сотрудниками деонтологических основ своей деятельности, что значится неотделимым свойством от демонстрации внимания к проблемам людей и полноценного участия в решении подобных проблем при необходимости.

Итак, должны ли органы внутренних дел являться клиентоориентированными? Естественно, сегодня можно дать однозначный ответ на поставленный вопрос: должны. Как было отмечено, содержанием клиентоориентированной деятельности сотрудников ОВД является установление отношений, направленных на оказание помощи людям при возникновении сложных ситуаций, связанных с противоправным действием со стороны отдельных лиц, проведение профилактических мероприятий, расследование престу-

плений, вовлечение граждан в процессы поддержания общественного порядка и др. В настоящее время в значительном числе государств уделяется большое внимание потребностям населения, а также активно используется клиентский опыт при принятии решений. Это происходит уже в течение длительного времени с учетом закономерной реакции на ценности общества и человека, которые были продекларированы в конституционных установлениях демократических правовых государств. Вместе с тем, клиентоцентрич-ный подход требует последовательного прохождения определенных этапов, помогающих качественно внедрить его в деятельность органов внутренних дел.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12 182530/?ysclid=lnhqffrdo9835846080 (дата обращения: 19.07.2023).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. № 3878-р «О проведении эксперимента по апробации инструментов, обеспечивающих внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403221094/ (дата обращения: 19.07.2023).

[3] Приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «следователь-криминалист» (зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2015 г. № 36755) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/09.001.pdf (дата обращения: 19.07.2023).

[4] Стандарт клиентоцентричности. Требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении при взаимодействии с людьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy. gov.ru/material/file/00db16ac60dcff6084d1bcf2e611 703eZstandart_gosudarstvo_dlyaJyudey.pdf (дата обращения: 14.07.2023).

[5] Алексеев А.А., Чимарев С.Ю., Паншина С.В. Социальное значение клиентоцентричного подхода в деятельности современной полиции: некоторые аспекты зарубежного опыта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2003. № 5. - С. 17-19. - Режим доступа: (дата обращения: 14.07.2023).

[6] Занина Т.М., Федотова О.А. Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности как основные направления деятельности полиции: проблемы правового регулирова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ния // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 1. -С.154-160.

[7] Леонтьева Л.С., Смирнова В.В. Клиенто-центричность как фактор формирования качества репутационных ресурсов системы публичного управления (отечественный и зарубежный опыт) // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2022. № 3.

- С. 3-20.

[8] Никулин С.Г., Абидов Р.Р. Значимость социальной ответственности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Образование и право. 2022. № 6. - С. 318-321.

[9] Саукова-Сальникова Е.К. Систематизация особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Психология и педагогика профессиональной деятельности. 2022. № 4. -С.101-104.

[10] Сабангулова Г.Г., Курунов В.В. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Ярмарка научно-практических инициатив студентов ЯНПИС-2020: Материалы XVII межрегиональной студенческой научно-практической конференции. - Пермь: ПГГПУ, 2020. - С. 193-195.

[11] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 04.08.2023) «O policii» [Elektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: https://base.garant. ru/12182530/?ysclid=lnhqffrdo9835846080 (data obrashcheniya: 19.07.2023).

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27 deka-brya 2021 g. № 3878-r «O provedenii eksperimenta po aprobacii instrumentov, obespechivayushchih vnedrenie principov klientocentrichnosti v gosudarst-vennom upravlenii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403221094/ (data obrashcheniya: 19.07.2023).

[3] Prikaz Mintruda Rossii ot 23 marta 2015 g. № 183n «Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta «sledovatel'-kriminalist» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 7 aprelya 2015 g. № 36755) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://fgosvo.ru/

uploadfiles/profstandart/09.001.pdf (data obrashcheniya: 19.07.2023).

[4] Standar! klientocentrichnosti. Trebovaniya po vnedreniyu klientocentrichnogo podhoda v gosu-darstvennom i municipal'nom upravlenii pri vzai-modejstvii s lyud'mi [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. economy.gov.ru/material/ file/00db16ac60dcff6084d1bcf2e611703e/standart_ gosudarstvo_dlya_lyudey.pdf (data obrashcheniya: 14.07.2023).

[5] Alekseev A.A., Chimarev S.Yu., Panshina S.V. Social'noe znachenie klientocentrichnogo podhoda v deyatel'nosti sovremennoj policii: nekotorye aspekty zarubezhnogo opyta // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2003. № 5. - S. 17-19. - Rezhim dostupa: (data obrashcheniya: 14.07.2023).

[6] Zanina T.M., Fedotova O.A. Ohrana obsh-chestvennogo poryadka i obespecheniya obshchest-vennoj bezopasnosti kak osnovnye napravleniya deyatel'nosti policii: problemy pravovogo reg-ulirovaniya // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2021. № 1. - S.154-160.

[7] Leont'eva L.S., Smirnova V.V. Klientocen-trichnost' kak faktor formirovaniya kachestva reputac-ionnyh resursov sistemy publichnogo upravleniya (otechestvennyj i zarubezhnyj opyt) // Vestnik Mosk-ovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosu-darstvo i obshchestvo). 2022. № 3. - S. 3-20.

[8] Nikulin S.G., Abidov R.R. Znachimost' social'noj otvetstvennosti v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov OVD // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. - S. 318-321.

[9] Saukova-Sal'nikova E.K. Sistematizaciya osobennostej professional'noj deyatel'nosti sotrud-nikov OVD // Psihologiya i pedagogika profession-al'noj deyatel'nosti. 2022. № 4. - S.101-104.

[10] Sabangulova G.G., Kurunov V.V. Osoben-nosti professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov OVD // Yarmarka nauchno-prakticheskih iniciativ studentov YANPIS-2020: Materialy XVII mezhregional'noj stu-dencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Perm': PGGPU, 2020. - S. 193-195.

[11] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obra-zovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. 2020. T. 10. № 2A. - S. 168-176.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.