Научная статья на тему 'О ПРОВЕДЕНИИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВНЕДРЕНИЕ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФСИН РОССИИ'

О ПРОВЕДЕНИИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВНЕДРЕНИЕ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФСИН России / клиентоцентричность / самооценка профессиональных и личных качеств сотрудников / кадровые службы / форма для проведения исследования.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажанов С.А., Жиляев Р.М.

Правительством Российской Федерации проводится работа по реализации Концепции «Государство для людей». Неотъемлемой частью данной концепции является «Клиентоцентричность» или развитие ведомств для удовлетворения интересов и потребностей людей. Не является исключением и уголовно-исполнительная система Российской Федерации, где принцип клиентоцентричности нашел свое закрепление как на уровне нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, так и на ведомственном уровне. В частности, планом мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности во ФСИН России на 2022-2024 гг. предусмотрено проведение самооценки профессиональных и личных качеств сотрудников кадровых служб, ответственных за внедрение кадровых технологий во ФСИН России. В рамках данной статье авторами представлены результаты работы по подготовке формы по проведению подобного исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бажанов С.А., Жиляев Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОВЕДЕНИИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВНЕДРЕНИЕ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФСИН РОССИИ»

БАЖАНОВ Сергей Андреевич,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, e-mail: sergey.bazhanov62@yandex.ru SPIN-код: 2217-4737, AuthorlD: 729047

ЖИЛЯЕВ Рустам Мухамедович,

начальник отдела Научно-исследовательского института

ФСИН России, e-mail: giliaev_rustam@mail.ru SPIN-код: 3582-8547, AuthorlD: 729356

О ПРОВЕДЕНИИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВНЕДРЕНИЕ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФСИН РОССИИ

Аннотация. Правительством Российской Федерации проводится работа по реализации Концепции «Государство для людей». Неотъемлемой частью данной концепции является «Клиентоцентрич-ность» или развитие ведомств для удовлетворения интересов и потребностей людей. Не является исключением и уголовно-исполнительная система Российской Федерации, где принцип клиентоцентрич-ности нашел свое закрепление как на уровне нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, так и на ведомственном уровне. В частности, планом мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности во ФСИН России на 2022-2024 гг. предусмотрено проведение самооценки профессиональных и личных качеств сотрудников кадровых служб, ответственных за внедрение кадровых технологий во ФСИН России. В рамках данной статье авторами представлены результаты работы по подготовке формы по проведению подобного исследования.

Ключевые слова: ФСИН России, клиентоцентричность, самооценка профессиональных и личных качеств сотрудников, кадровые службы, форма для проведения исследования.

BAZHANOV Sergej Andreevich, candidate of legal sciences, Leading research scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

ZHILIAEV Rustam Mukhamedovich, Department head of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

ON THE SELF-ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF HR EMPLOYEES RESPONSIBLE FOR THE INTRODUCTION OF HR TECHNOLOGIES IN THE PENITENTIARY OFFICE

Annotation. The Government of the Russian Federation is working on the implementation of the "State for the People" Concept. An integral part of this concept is "Customer-centricity" or the development of departments to meet the interests and needs of people. The penitentiary system of the Russian Federation is no exception, where the principle of client-centricity has found its consolidation both at the level of regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation and at the departmental level. In particular, the action plan for the implementation of the principles of client-centricity in the Federal Penitentiary Service of Russia

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-135-138 NIION: 2021-0079-4/23-213 MOSURED: 77/27-025-2023-04-213

for 2022-2024. A self-assessment of the professional and personal qualities of personnel officers responsible for the introduction of personnel technologies in the Federal Penitentiary Service of Russia is envisaged. In the framework of this article, the authors present the results of the work on preparing a form for conducting such a study.

Key words: Federal Penitentiary Service of Russia, client-centricity, self-assessment of professional and personal qualities of employees, personnel services, research form.

В октябре 2021 г. Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным утвержден перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 г.). В указанном перечне в разделе «Государство для граждан» содержалась инициатива «Клиен-тоцентричность», которая, впрочем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 499-р в ходе дальнейшей эволюции данной концепции была заменена названием «Государство для людей». В научной литературе под понятием «Государство для людей» понимается новая культура взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а под «Клиентоцентрич-ностью» - концепция развития ведомств для удовлетворения интересов и потребностей людей [1, с. 5].

Между тем о клиентоцентричном подходе в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) на уровне нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации говорится в разделе VII Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, в части, касающейся создания условий «для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности» при планировании проекта учреждения объединенного типа, в котором предполагается сосредоточить как исправительные учреждения, так и следственные изоляторы, расположенные в одном регионе или межрегиональной основе.

На ведомственном уровне внедрение принципов клиентоцентричности в Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) регламентируется приказом ФСИН России от 28.02.2023 № 123 «Об утверждении организационной модели развития клиентоцентрич-ности в Федеральной службе исполнения наказа-

ний» (далее - модель) и планом мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности во ФСИН России на 2022-2024 гг., утвержденным 23.12.2022 (далее - план).

В данной модели особое внимание уделено внедрению принципов и стандартов клиентоцен-тричности в кадровую работу для чего в плане предусмотрен целый ряд мероприятий на период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г., в частности назначение сотрудника, ответственного за внедрение в кадровой работе принципов и стандартов клиентоцентричности (п. 3.1.), проведение самооценки уровня зрелости кадровых процессов (с дальнейшим ежегодным мониторингом) (п. 3.3.)), проведение самооценки профессиональных и личностных качеств сотрудников кадровых служб, ответственных за внедрение кадровых технологий (п. 3.4), что предполагает разработку соответствующего научного инструментария для достижения поставленных целей перечисленных исследований и анализа их результатов (опросного листа, анкеты или формы) и др.

В основу такой формы для проведения самооценки профессиональных и личных качеств сотрудников кадровых служб, ответственных за внедрение кадровых технологий во ФСИН России (далее - форма), разработанной авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России по поручению руководства ФСИН России, легли методики всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (разослано письмом Минтруда России от 14.06.2016 № 18-1/10/В-3980) и нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации (документ размещен на официальном сайте ведомства по адресу: https://rosmintrud.ru/), разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, презентация результатов исследования HR-компетенций специалистов кадровых подразделений органов государственной власти, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, презентация «Кадровый блок дорожных карт внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности», разработанная Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, а также научная литература по рассматриваемой проблеме [1;2;3].

Прежде всего, целью подобного рода исследований является сбор и обобщение сведений о

текущем уровне знаний, умений, опыта сотрудников кадровых служб, ответственных за внедрение кадровых технологий, определение степени их готовности к решению задач в условиях новых требований и новых технологий, в том числе в области реализации принципов и стандартов кли-ентоцентричности [2, с. 2].

Вместе с тем при сборе эмпирического материала с помощью самооценки респондентов следует учитывать сильные и слабые стороны подобного метода исследования. К преимуществам данного метода исследования можно отнести наличие у работника возможности лучше понять свои слабые и сильные стороны, что в конечном итоге ведет к его развитию, росту и мотивации, а к недостаткам отсутствие объективности, необходимых знаний и опыта для проведения самооценки.

При подготовке формы авторским коллективом за основу были взяты HR-компетенции (группа знаний, умений, опыт) и базовые индикаторы к ним, представленные в разделе IV «Самооценка сотрудников» презентации «Кадровый блок дорожных карт внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности», разработанной Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, которые однако были несколько изменены с учетом возложенных на ФСИН России функций и выполняемых задач. Всего сформулировано и включено в форму одиннадцать компетенций, среди которых: 1) владение методами разработки, организации и обеспечения кадрового администрирования (дело-

производство и документооборот); 2) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по поиску, привлечению и отбору кадров; 3) владение методиками разработки, организации и обеспечения профессионального и карьерного роста сотрудников и работников учреждения или органа УИС; 4) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по организационному развитию; 5) владение навыками организации и обеспечения мер по цифровизации и автоматизации управления кадровым составом в учреждении или органе УИС; 6) владение методиками разработки, организации и проведения оценочных мероприятий; 7) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по формированию и развитию HR-бренда учреждения или органа УИС; 8) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по профессиональному развитию сотрудников и работников учреждения или органа УИС; 9) владение технологиями поддержки и управления изменениями; 10) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по мотивации, формированию и развитию профессиональной служебной культуры служащих; 11) владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по социально-психологической и профессиональной адаптации кадрового состава.

В качестве иллюстрации представим в таблице фрагмент опросной формы.

Таблица

Фрагмент опросной формы

№ п/п Компетенция (группа знаний, умений, опыт) Базовые индикаторы Самооценка

0 1 2 3

1. 1. 1. 1. 1. Владение методами разработки, организации и обеспечения кадрового администрирования (делопроизводство и документооборот) в области разработки локальных нормативных актов по кадровому учету

в области кадрового учета

в области приема, перемещения и увольнения сотрудников, ведения трудовых книжек, личных дел

в ведении воинского учета

в области правовых документов по взаимодействию с сотрудником

2. 1. 1. 1. Владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по поиску, привлечению и отбору кадров в области анализа и оценки потребностей в подборе персонала

в области организации и проведения поиска и подбора кадров

в области организации и проведения отборочных и конкурсных процедур

в области работы с кадровыми резервами

3. 1. 1. 1. Владение методиками разработки, организации и проведения мероприятий по организационному развитию в области планирования

в области управления

в области прогнозирования

в области контроля и регулирования деятельности

Как видно из фрагмента опросной формы предполагается, что самооценка профессиональных и личностных качеств сотрудников кадровых служб учреждений и органов УИС, ответственных за внедрение кадровых технологий, будет производиться по 4-х бальной шкале оценок 0 до 3 баллов: не знаю о технологиях и инструментах в данной области или имею первоначальное знакомство - 0 балл; изучал на специальных программах курсах, семинарах, есть сертификат (свидетельство), подтверждающий владение знаниями, есть минимальный опыт в данной области (до 2-х лет) - 1 балл; имею опыт практического использования 2 и более лет, изучаю и использую лучшие практики применения современных инструментов, технологий - 2 балла; являюсь экспертом в данной области, могу консультировать коллег или быть наставником, владею навыками разработки специальных документов, методики в данной области с учетом лучших практик, эффективно адаптирую их к потребностям учреждения или органа УИС для решения приоритетных целей и задач - 3 балла.

Предполагается, что в дальнейшем исследование позволит составить «тепловую карту» HR-компетенций, выявить проблемы, связанные с внедрением кадровых технологий по ФСИН России, а также сформулировать предложения, направленные на их решение.

Список литературы:

[1] Презентация «Кадровый блок дорожных карт внедрения принципов и стандартов клиенто-центричности» // www.economy.gov.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. economy.gov.ru/material/directions/

gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvo_dlya_ lyudey/standarty_klientocentrichnosti/?ysclid=lgw07 022o226480307 (дата обращения: 25.04.2023).

[2] Презентация «HR-компетенции специалистов кадровых подразделений ОГВ: проблемы подготовки и перспективы. по данным исследования 2022 года» // профессор.рф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 25.04.2023).

[3] Петрова С.А. Актуальные вопросы оценки профессиональных качеств государственных служащих / С.А. Петрова, Н.М. Сладкова // Социально-трудовые исследования. - 2019. - № 3(36). - С. 98-111. - DOI 10.34022/2658-3712-2019-36-398-111. - EDN XDKXCV.

Spisok literatury:

[1] Prezentatsiia «Kadrovyi blok dorozhnykh kart vnedreniia printsipov i standartov klientotsen-trichnosti» // www.economy.gov.ru [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.economy. gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_uprav-lenie/gosudarstvo_dlya_lyudey/standarty_klientoc-entrichnosti/?ysclid=lgw07022o226480307 (data obrashcheniia: 25.04.2023).

[2] Prezentatsiia «HR-kompetentsii spetsialis-tov kadrovykh podrazdelenii OGV: problemy podgot-ovki i perspektivy. po dannym issledovaniia 2022 goda» // professor.rf [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: (data obrashcheniia: 25.04.2023).

[3] Petrova S.A. Aktual'nye voprosy otsenki professional'nykh kachestv gosudarstvennykh slu-zhashchikh / S.A. Petrova, N.M. Sladkova // Sotsi-al'no-trudovye issledovaniia. - 2019. - № 3(36). - S. 98-111. - DOI 10.34022/2658-3712-2019-36-3-98111. - EDN XDKXCV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.