Ффатбтб Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice
2021. Том 14. Выпуск 10. С. 3105-3111 | 2021. Volume 14. Issue 10. P. 3105-3111
ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru
RU
Реализация категории динамики в сетевом новостном газетном тексте (на материале веб-версий англоязычных газет)
Парамонова М. И.
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности и способы реализации динамики новостной газетной статьи в Интернете. В работе рассматриваются специфика и способы создания динамизма в данном типе текста, характерные как для новостной статьи традиционного печатного формата, так и для новостей сетевого издания, а также новые возможности реализации данной категории в связи с приобретением новостным газетным текстом свойств, характерных для сетевого медиа-дискурса и интернет-дискурса в целом. Научная новизна состоит в том, что анализ динамических свойств текста рассматриваемого жанра проводился с учетом тенденции к нарративизации новостных материалов, в связи с чем использовался принятый в нарратологии подход к изучению динамики текста; помимо этого, автором было предложено более широкое понимание динамизма, включающего не только динамику, подчиняющуюся сюжетности, но и выходящую за ее пределы. В результате исследования были описаны специфические черты и виды динамики сетевых газетных новостей, а также способы и средства ее реализации.
EN
Implementation of the Dynamics Category in the Online Newspaper Text (by the Material of Web Versions of English-Language Newspapers)
Paramonova M. I.
Abstract. The research aims to identify features and ways of implementing the dynamics of a newspaper article on the Internet. The work examines the specifics and ways of creating dynamism in this type of text that are characteristic of both a traditional print news article and news published by online media, as well as new opportunities for the implementation of this category due to the acquisition by the newspaper text of properties peculiar to online media discourse and Internet discourse in general. Scientific novelty lies in the fact that the analysis of the dynamic properties of texts belonging to the considered genre was carried out taking into account the tendency to narrativise news material, for which reason the approach to studying the dynamics of a text adopted in narratology was used; in addition, the author proposed a broader understanding of dynamism, which includes not only dynamics that conforms to the plot, but also the kind that goes beyond it. As a result of the research, specific features and types of online news dynamics, as well as ways and means of its implementation have been described.
Введение
Одной из ведущих задач лингвистики в настоящее время является изучение функционирования языка в медийном секторе интернет-среды, что обусловлено усилением значимости средств массовой информации в современном обществе, а также интенсивной информатизацией всех сфер жизни общества. Одним из главных объектов исследований в области медиалингвистики является новостной газетный текст. Газетная пресса традиционно занимает центральное место в системе средств массовой коммуникации. В результате интенсивной цифровизации общества, активного взаимодействия средств массовой информации с интернет-средой, стремительного развития и совершенствования новых информационно-коммуникационных технологий и их конвергенции наблюдается активное расширение информационного пространства. Так, появились новые виды СМИ - интернет-СМИ, к числу которых относятся и веб-версии газет.
Смена традиционного формата привела к изменению структурных, функциональных, языковых и речевых особенностей газетных текстов в сетевой среде. Это относится и к способам придания динамизма газетным статьям. Динамичность, которая является обязательным свойством любого медийного текста, делая его
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil210531
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
острым, злободневным, социально значимым и интересным (Романцова, 2012), выступает в качестве одного из аспектов реализации функции воздействия - одной из основных функций медийных текстов, в том числе газетных новостей. Несмотря на то что функция воздействия традиционно более выражена в информационной аналитике, в связи с возросшей ролью СМИ в жизни общества наблюдается ее усиление и в статьях рассматриваемого жанра, что объясняет особый интерес лингвистов к изучению изменений в рамках новостного жанра, обусловленных этой тенденцией. Таким образом, актуальность темы исследования определяется повышенным вниманием лингвистов к функционированию языка в медийной сетевой среде, трансформации свойств медийных жанров в интернет-пространстве, в том числе изменению характеристик новостных газетных текстов, усилению функции воздействия в данном типе текста, особенностям и отдельным аспектам ее реализации в газетных новостях онлайн-формата, включая текстовую динамику.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ взглядов лингвистов на понимание категории динамики текста;
- определить виды динамики новостного текста онлайн-газеты;
- выявить способы и средства реализации категории динамики в рассматриваемом типе текста.
В качестве материала исследования использовались новостные статьи веб-версий газет The Guardian, The Independent, The Telegraph, The USA Today, опубликованные на одноименных сайтах www.guardian.co.uk, www.independent.co.uk,www.telegraph.co.uk,www.usatoday.com. В процессе исследования применялись следующие методы: метод теоретического анализа научной литературы, описательно-аналитический и контекстуаль-но-интерпретативный методы. При отборе эмпирического материала применялся метод сплошной выборки.
Теоретической базой исследования послужили работы в области медиалингвистики (труды Т. Ван Дейка (Dijk, 1988), Л. Р. Дускаевой (2014), А. А. Калмыкова (2009), В. Г. Костомарова (1999), О. В. Краснояровой (2012), В. В. Барабаша и Х. Рауфа (2019), Е. А. Мельниковой (2014), А. И. Чепурной (2019)), а также работы в области теории текста и нарратологии, связанные с изучением категории текстовой динамики (труды Р. Барта (1987), У. Лабова (Labov, 1972), С. Чэтмена (Chatman, 1980), М. В. Бордуковой (1993), И. А. Мартьяновой (1994), М. И. Черемисиной (1987)).
Практическая значимость работы видится в возможности использования результатов исследования в преподавании дисциплин по современному медиатексту, языку средств массовой информации, интернет-журналистике.
Основная часть
Рассмотрим подробнее категорию текстовой динамики и ее особенности в сетевом газетном тексте новостного жанра.
Динамика выделяется в качестве одной из наиболее важных текстовых категорий. Исследование текстовой динамики в аспекте композиционно-синтаксической организации текста (Мартьянова, 1994; Черемисина, 1987) направлено на изучение взаимодействия текстовых фрагментов, принадлежащих различным композиционно-речевым формам. Так, по мнению лингвистов, динамика текста проявляется в комбинации композиционно-синтаксических компонентов демонстрационного и информативного типов (Мартьянова, 1994). Данная категория текста изучается также с точки зрения ее реализации отдельными текстовыми единицами, которые могут как обеспечивать развитие мысли, ее движение вперед, создавая коммуникативный динамизм, так и приостанавливать информационный поток, в результате чего возникает коммуникативная пауза (Бордукова, 1993, с. 13).
Динамизм является важнейшей характеристикой медиатекста. Он наблюдается в развитии основной мысли, композиционной структуре текста, используемых языковых средствах и, как правило, целиком подчиняется сюжетности разного рода: фактологической (сюжетность большинства повествовательных текстов), концептуальной (сюжетность на основе развития мысли в аналитических материалах), ассоциативно-образной (движение образа и его восприятия в художественно-публицистических статьях) (Романцова, 2012, с. 97).
Для новостного газетного текста характерна динамика на основе фактологической сюжетности, однако она не сводится к динамике повествовательного текста, поскольку повествование как композиционно-речевая форма в новостном тексте уступает ведущую роль констатации факта. Тем не менее, в настоящее время исследователи отмечают все большую нарративизацию новостных газетных материалов, когда опорный факт новостного сообщения разворачивается в нарратив, описывающий произошедшее событие (Мельникова, 2014). В данном случае событие противопоставлено факту: в отличие от недескриптивного факта, устраняющего частные характеристики события, оно отличается динамичностью, кульминативностью, «сценарностью», отнесенностью к жизненному пространству (Арутюнова, 1999, с. 519). Канонический нарратив традиционно понимается как хронологическое представление событий: «минимальный» нарратив рассматривается как последовательность двух предложений, которая передает отношения временного следования и накладывается на последовательность событий как способ их изложения, резюмирования (Labov, 1972, с. 360). В широком же понимании рассказывание истории включает не только сюжетные, нарративные, но и несюжетные элементы, которые связаны с интерпретацией истории рассказчиком (Labov, 1972, с. 362). Таким образом, динамика новостного сообщения, приобретающего черты нарратива, сближается с нарративной динамикой, которая в плане содержания создается сочетанием процессных компонентов, передающих действия или происшествия
истории, и статичных компонентов (Chatman, 1980, с. 30-34). При этом связь между процессными компонентами, как правило, двумерна - она и хронологическая, и логическая, поскольку сюжет движется в результате смешения хронологической и логической последовательности: то, что происходит после некоторого события, начинает восприниматься как случившееся вследствие него (Барт, 1987, с. 398). В результате, динамике новостного газетного текста свойственны, с одной стороны, черты ненарративной (фактологической), а с другой -нарративной (событийной) динамики.
Следует отметить, однако, что специфика динамики новостного текста состоит в том, что она реализуется в рамках структуры перевернутой пирамиды, когда в отличие от традиционного нарратива ключевая информация сообщается в интродуктивном блоке статьи (Hicks, Adams, Gilbert et al., 1999), а модель новостного текста представляет собой конвенциональную последовательность таких категориальных компонентов, как краткое содержание, фокусное событие, фоновое событие и комментарий (Dijk, 1988). Динамический акцент, таким образом, наблюдается в начале статьи, а далее сюжетная динамика ослабевает, в то время как в каноническом нарративном тексте она нарастает на фоне развития действия в сторону развязки.
Кроме того, помимо сюжетной динамики можно выделить динамику, не связанную с развитием сюжетной линии новости, имеющую в основе изменения на разных уровнях текстовой организации, которые приводят к созданию особой динамичности новостного материала, проявляющейся в лаконичности, ритмичности изложения информации. К таким изменениям относятся: изменение композиционной структуры; смена вербальной и невербальной форм подачи информации, что, с одной стороны, отражает стремление журналистов привлечь внимание, упростить процесс восприятия информации, а также сформировать определенные эмоции у читателя (Скороходова, Бородянская, 2020), а с другой - усиливает динамичность информационного потока, в основе которой в данном случае - изменение способов представления и восприятия информации; изменение репортативно-эвиденциальной модальности высказывания, которая проявляется в демонстрации автором той или иной степени эвиденциально-эпистемической ответственности, характеризующей ответственность автора за достоверность передаваемой информации (Чепурная, 2019), что также создает динамическое колебание.
Описанные выше особенности и виды динамики характерны как для новостных газетных текстов печатного формата, так и для новостей сетевых газетных изданий, поскольку контент веб-версии газеты, как правило, опирается на содержание выпусков традиционного формата, а текст сетевой новостной статьи в целом подчиняется принципам создания текста данного жанра. Новые возможности в плане реализации категории динамики создаются благодаря приобретению новостным текстом свойств, характерных для сетевого медиадискурса, а также интернет-дискурса в целом: мультимедийности, гипертекстовости, интерактивности (Калмыков, 2009), конвер-гентности, поликодовости, способности к свертке (Барабаш, Рауф, 2019), смешению книжного и разговорного стилей (Костомаров, 1999). Особый интерес представляет роль гиперссылочного аппарата в создании динамизма новостного газетного текста в Интернете. Гиперссылка, являясь ключевой категорией Интернета, в процессе активации читателем дает возможность сделать выбор смысловой траектории, акцентировать некое смысловое направление текста, становясь его смысловым узлом (Красноярова, 2012, с. 51). Создается новостной гипертекст, в рамках которого речевая структура новости характеризуется отсутствием традиционной классической композиции, незавершающейся гиперструктурностью, поливекторностью и ступенчатостью информирования, что ведет к вариативности логики осведомления (Дускаева, 2014, с. 182). Гипертекстовые переходы, таким образом, создают вариативность и особый характер динамического рисунка сетевого новостного газетного текста.
Обратимся к способам реализации динамики в новостном газетном онлайн-тексте.
1. Динамизм, связанный с развитием сюжета новостного сообщения
Динамика, связанная с развертыванием сюжетной линии новости, как правило, свойственна такому компоненту статьи, как фокусное событие, в котором после констатации основного факта в сводке дается детальное описание случившегося.
Сюжетная динамика нарративного (событийного) типа часто характеризует статьи с оттенком занимательности, развлекательности, посвященные интересующим аудиторию событиям (так называемые мягкие новости - soft news) и апеллирующие к эмоциональному, а не фактологическому восприятию информации. К лексическим показателям динамической нарративной канвы новостного текста в веб-версии газеты относятся акциональные глаголы, выражающие последовательность действий в прошлом, в том числе акциональ-ные глаголы с предельной семантикой, а также с контекстной семантикой однократного действия; наречия then, later; предлоги after, before (в сочетаниях темпорального характера); подчинительные союзы, участвующие вследствие особенностей своей семантики в образовании хронологического ряда (till, until, when, as, after, before и др.). На морфологическом уровне динамика проявляется в употреблении глаголов в форме Past Indefinite, а также более сложных комбинаций видо-временных форм (Past Indefinite / Past Perfect / Present Indefinite), составляющих нарративный ряд. К синтаксическим показателям нарративной динамики относятся: ряд простых предложений, передающих хронологию событий; простые предложения с однородными сказуемыми, передающими последовательность действий, обстоятельствами времени, фиксирующими события на временной шкале, в том числе выраженными неличными формами глагола, что в целом повышает динамизм благодаря акциональности; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, части которых также участвуют в создании хронологического ряда. Причем статичные текстовые фрагменты сетевого новостного текста, противопоставленные нарративным, процессным, также характеризуются особой динамичностью благодаря большому количеству глаголов - в данном случае можно говорить о динамичном описании. Так, в следующем примере нарративная динамика первого абзаца, представленная последовательностью действий was
awoken - went - discovered, сменяется динамичным описанием второго абзаца, которое создается за счет употребления ряда непредельных глаголов, а также неличных форм глагола:
(1) Ratchadawan... was awoken in the early hours of Saturday morning by crashing and banging. When she went to find out what had happened, she discovered an elephant's head poking through her kitchen wall beside the drying rack.
The male elephant., appeared to be looking for something to eat. His trunk rummaged through the kitchen drawers, knocking pans and cooking paraphernalia to the floor. He chewed on a plastic bag (Ratcliffe, 2021). / Ратчадаван... проснулась ранним субботним утром от грохота и шума... Когда она пошла выяснить, что случилось, она обнаружила голову слона, торчащую из стены кухни рядом с сушилкой для посуды. Слон-самец... похоже, искал что-нибудь поесть. Его хобот рылся в кухонных ящиках, сбивая сковороды и кухонные принадлежности на пол. Он жевал пластиковый пакет (здесь и далее перевод автора статьи. - М. П.).
Сюжетная динамика нарративного характера, как правило, сочетается с ненарративной (фактологической) сюжетной динамикой, которая доминирует в новостных текстах веб-версий газет и также характерна для описания фокусного события. В отличие от нарративного типа, данный тип динамики состоит в фрагментации основного события по его ключевым аспектам (что произошло, где, когда, почему, действующие лица, результаты и т.д.). При этом фрагменты события выделяются в отдельные абзацы и подаются предельно лаконично (1-2 предложения). В следующем отрывке динамизм реализуется благодаря фрагментации события (открытие новых секций магазинов) на его составные части (открытие/ причины открытия / дополнительные возможности/ товары):
(2) [открытие:] Selfridges has launched garden centres at its stores in London, Manchester and Birmingham...
[причины открытия:] Selfridges said it was launching the new centres after the number of gardeners rose by 3 million last year, as the nation turned to home pursuits during the pandemic.
[дополнительные возможности:] The garden centres also include "potting sheds" where customers can talk to experts and take part in workshops and events.
[товары:] A range of own-brand gardening merchandise is sold in-store and online and Gary the gnome, a limited-edition mascot, features on a collection of caps, totes and T-shirts... (Sweney, 2021). / В магазинах Селфриджес в Лондоне, Манчестере и Бирмингеме открылись садовые центры... Руководство сети магазинов заявило, что новые центры открываются в связи с тем, что в прошлом году количество садоводов увеличилось на 3 миллиона, поскольку в период пандемии люди стали больше заниматься домашними делами. В специальных «садовых домиках», размещенных в этих центрах, посетители могут поговорить с экспертами и принять участие в мастер-классах и других мероприятиях. Ассортимент товаров для садоводства собственного бренда продается как в магазинах, так и через Интернет, а садовый гномик Гэри - талисман, выпущенный ограниченным тиражом, представлен в коллекции кепок, сумок и футболок... Несмотря на то, что в данном отрывке отсутствует хронологическое описание события, динамизм информационного потока создается за счет последовательной констатации фактов, отражающих указанные выше отдельные аспекты события. Кроме того, динамизм подачи информации усиливается благодаря лаконичности описания каждого аспекта (одно предложение) и выделению его в отдельный абзац.
Сходные черты имеет динамика в таких частях новости, как фоновое событие и комментарий. После описания основного события может даваться ряд связанных с ним событий, фактов, мнений, которые излагаются так же предельно лаконично, выносятся в отдельные абзацы, как в следующем фрагменте, который является продолжением отрывка (1), причем такая динамика косвенно связана с сюжетной:
(3) Dr Joshua Plotnik... who studies the elephant population in the Salakpra Wildlife Sanctuary... said it was very common for elephants from national parks to raid nearby crop fields for sugar cane or corn.
Itthipon said volunteers from the local community and an officer of the national park work together to monitor the elephants, and use loud noise and other deterrents to try to push them back towards the forest.
In China... a herd of elephants... travelled for 15 months far away from their natural habitat, eating entire fields of corn and destroying barns along the way (Ratcliffe, 2021). / Доктор Джошуа Плотник, изучающий популяцию слонов в заповеднике Салакпра, говорит, что слоны из национальных парков очень часто совершают набеги на близлежащие поля в поисках сахарного тростника или кукурузы. Иттипон отметил, что волонтеры из местного сообщества и сотрудник национального парка вместе следят за слонами и используют громкий шум и другие отпугивающие средства, чтобы попытаться оттеснить их обратно в лес. В Китае... стадо слонов... на протяжении 15 месяцев кочевало далеко за пределами ареала обитания, поедая целые поля кукурузы и по пути разрушая амбары. Данный фрагмент содержит дополнительную, фоновую информацию, связанную с основным событием новости (вторжение слона в один из домов): мнение одного из исследователей в отношении типичного поведения слонов, обитающих в национальных парках; меры, предпринимаемые для предотвращения подобных ситуаций; похожая ситуация, произошедшая в Китае. При этом данные информационные блоки предельно лаконичны (одно предложение), оформлены в качестве отдельных абзацев, что усиливает динамику подачи информации.
Часто в рамках одной статьи комбинируются оба вида сюжетной динамики с преобладанием динамики ненарративного типа: в описании фокусного события, как правило, сочетаются нарративный и ненарративный типы либо, в зависимости от характера содержания статьи, используется только ненарративный тип; в описании фоновых событий и комментарии наблюдается ненарративная динамика.
2. Динамизм, не связанный с развитием сюжета новостной статьи
Как отмечалось выше, несюжетная динамика связана с лаконичностью и особым ритмом подачи информации в сообщении, что создается посредством ощутимых изменений, динамических колебаний, которые происходят на различных уровнях текстовой организации. При этом такая динамика не связана с развитием
сюжетной линии, а лишь дополняет и усиливает сюжетный динамизм. Среди основных способов создания динамизма подобного рода в новостных текстах веб-версий газет - особая организация текстовой информации: графическое выделение лида, создающее динамический акцент; лаконичность абзацев; разбивка текста статьи на отдельные части, имеющие подзаголовки; наличие плана-анонса содержания статьи, следующего за лидом. Онлайн-формат предоставляет дополнительные возможности динамичной подачи информации. Так, динамизм информационного потока усиливается благодаря оформлению текста в виде новостной ленты, а также использованию мультимедийных технологий представления информации (сочетание алфавитного текста, аудио- / видеоматериалов, значительно большего в сравнении с офлайн-форматом количества невербальных средств передачи информации, таких как фотоматериалы, графика, коллажи, рисунки).
Усиление оценочности отдельных фрагментов в целом сдержанного, стремящегося к объективной подаче информации изложения событий и фактов, характерного для новостного жанра, также создает определенный динамизм информационного потока. Чтобы продемонстрировать данный способ усиления динамики, обратимся к следующему примеру:
(4) A judge has granted National Highways an injunction against protesters who have been blocking parts of the M25... The order, which will come into effect today, means activists risk being imprisoned if they breach it... "I asked National Highways to seek an injunction against M25 protesters which a judge granted last night," the transport secretary tweeted. The injunction follows days of disruptive demonstrations... (Hancock, 2021). / Судья удовлетворил иск компании Нэшэнл Хайвейз против протестующих, которые блокировали в отдельных местах трассу М25... Согласно постановлению суда, которое вступит в силу сегодня, активисты рискуют оказаться в тюрьме в случае его неисполнения... «Я попросил Нэшэнл Хайвейз подать иск против протестующих, который был удовлетворен судьей вчера вечером», - написал в Твиттере министр транспорта. Судебное решение было вынесено после нескольких дней демонстраций, нарушавших общественный порядок... В данном отрывке негативное отношение автора к акции протеста выражено посредством использования лексемы "disruptive" (разрушительный, деструктивный, подрывной). Это создает некоторый диссонанс с предшествующей, не содержащей открытой оценки частью фрагмента, что можно рассматривать как динамическое колебание.
Изменение уровня эпистемической ответственности от высокого до ухода от эпистемической ответственности, когда автор обнародует источник информации, стремясь к максимально объективной и ответственной подаче информации, также создает особый динамический рисунок. В новостных газетных текстах обнародование источника информации (документы, отчеты, лицо, организация), как правило, осуществляется при помощи ссылки на него, а также использования прямой речи, как в отрывке (5):
(5) In his first address to a joint session of Congress, President Joe Biden both looked back on his first 100 days in office and laid out a vision for the future of his administration...
"I can report to the nation: America is on the move again. Turning peril into possibility. Crisis into opportunity. Setback into strength..."
The president focused on goals he achieved during his first 100 days in office. The benchmark... has been a standard by which presidents have held themselves accountable for delivering on policy priorities... (Sanctucci, Morin, 2021). / В своем первом обращении к участникам совместной сессии Конгресса президент Джо Байден оценил свои первые сто дней на посту президента, а также изложил видение предстоящей работы... «Я могу доложить нации: Америка снова в движении. Превращая угрозу и кризис в новые возможности. Неудачу в силу...» Президент сосредоточил свое внимание на целях, которые он достиг за первые сто дней пребывания в должности. Этот показатель всегда был ориентиром в оценивании ответственности президентов за выполнение первоочередных задач политического курса. В данном примере динамическое колебание создается благодаря тому, что прямая речь (уход от эпистемической ответственности) используется автором в рамках описания фокусного события, на фоне укрупненной содержательно и предельно обобщенной констатационной части, характеризуемой высокой степенью эпистемической ответственности, а смена источника информации дополнительно акцентируется вынесением прямой речи в отдельный абзац.
В новостных газетных текстах онлайн-формата в качестве средства реализации несюжетной динамики за счет колебания уровня эпистемической ответственности выступает также гиперссылка (обнародование источника информации). Однако участие гипертекстовых переходов в создании динамизма сетевого новостного сообщения значительно шире. Так, с одной стороны, они ослабляют сюжетную динамику текста, поскольку основной функцией гипертекстового перехода является сообщение дополнительной информации (текст перехода), часто рассматриваемой как избыточное, фоновое чтение. С другой стороны, гиперссылка является важным средством создания несюжетного динамизма текста: посредством гипертекстового перехода происходит смена формально-текстового пространства, жанра, расширение или сужение смысловой перспективы исходного текста в зависимости от его смысловой соотнесенности с текстом перехода, смена источника информации, смена формата в случае выполнения гиперссылкой функции мультимедиализации текста (ссылка на видеоматериал).
В следующем отрывке функционирующий в качестве гиперссылки фрагмент текста, вынесенный в отдельный абзац, является составной частью описания фокусного события, характеризующегося сюжетной динамикой ненарративного типа (фрагментация события по ключевым аспектам: визит принца / посещение семьей/раздельное посещение братьями/ допуск прессы):
(6) [визит принца:] The Duke of Cambridge will pay a private visit to his mother's statue with his wife and three children ahead of its official unveiling on Thursday...
[посещение семьей:] The family are expected to view the statue in its final position in Kensington Palace's Sunken Garden... in the coming day...
[раздельное посещение братьями:] It is thought the visits will take place separately, with Prince Harry likely to remain in quarantine in Frogmore Cottage, Windsor until Wednesday.
[допуск прессы:] Media scrutiny of the event is to be limited with just one pool reporter and broadcaster allowed to attend (Evans, 2021). / Герцог Кембриджский посетит памятник своей матери с женой и тремя детьми в преддверии официального открытия в четверг... Ожидается, что в ближайшие дни семья осмотрит статую, установленную в Нижнем саду Кенсингтонского дворца... Предполагается, что посещения [памятника братьями] будут проводиться раздельно, поскольку принц Гарри, скорее всего, останется на карантине в коттедже Фрогмор в Виндзоре до среды. Внимание СМИ к мероприятию будет ограничено: разрешено присутствовать только одному аккредитованному корреспонденту и телеведущему. Вместе с тем гиперссылка в данном примере создает возможность приостановки развития сюжетной линии исходного текста в случае ее активации (пауза в констатации ключевых фактов, сообщение дополнительной информации о деталях одного из выделенных аспектов события -раздельное посещение памятника братьями - в тексте перехода). Тем не менее, замедляя сюжетную динамику, гипертекстовый переход усиливает несюжетный динамизм статьи: переход в другое текстовое пространство, а вместе с этим - смещение смыслового акцента, сужение смысловой перспективы исходного текста (текст перехода посвящен деталям участия принцев в подготовке и проведении описываемого события, что развивает и уточняет один из аспектов фокусного события исходного текста), а также резкое изменение уровня эписте-мической ответственности за счет смены источника информации.
Заключение
Проведенный анализ специфики динамики новостного газетного текста в Интернете позволяет сделать следующие выводы. Особенности динамики в данном типе текста обусловлены особой смысловой структурой новостной статьи, тенденцией к нарративизации новостных газетных текстов, специфическими свойствами интернет-дискурса. Динамика сетевого газетного текста новостного жанра характеризуется многокомпонентно-стью и реализуется на разных уровнях текстовой организации. Ее основу, как и в новостях офлайн-формата, составляет сюжетная динамика нарративного (событийного) и ненарративного (фактологического) типов, которые сочетаются, дополняя друг друга, в описании основного события. Динамика нарративного типа имеет сходство с динамикой нарратива в целом и реализуется при помощи языковых средств, передающих хронологию развития события. Доминирующая в газетных сетевых новостях ненарративная сюжетная динамика состоит в фрагментации события по его ключевым аспектам. Динамизм, не связанный с развитием сюжетной линии истории, тем не менее, играет важную роль в подаче и восприятии материала, дополняя и усиливая сюжетную динамику. Основными способами реализации несюжетной динамики являются: специфическая организация текстовой информации, мультимедийное представление информации, усиление оценочности отдельных фрагментов текста, изменение уровня эвиденциально-эпистемической ответственности. При этом данный вид динамики реализуется при помощи средств, характерных как для офлайн-формата (графическое выделение лида, разбивка текста на отдельные части, лаконичность абзацев, средства выражения оценки, средства обнародования источника информации, использующиеся в новостях печатной прессы, невербальные средства передачи информации в офлайн-формате), так и для онлайн-газеты (оформление текста статьи в виде новостной ленты, средства муль-тимедиализации текста, использование гиперссылочного аппарата). Особую роль при этом играют гипертекстовые переходы, создающие дополнительные возможности реализации динамики в сетевых новостях (смена формально-текстового пространства, изменение смысловой перспективы исходного текста).
Перспективы данного исследования видятся в дальнейшем изучении динамизма новостных текстов печатного и электронного форматов, а также медиатекстов других жанров.
Источники | References
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской литературы, 1999.
2. Барабаш В. В., Рауф Х. О влиянии Интернета на лингво-дискурсивную парадигму современного медиатекста // Филологические науки. 2019. Специальный выпуск.
3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во Московского университета, 1987.
4. Бордукова М. В. Информативность стилистических приемов в англоязычном публицистическом тексте: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 1993.
5. Дускаева Л. Р. Речевая структура новостных текстов сетевых изданий // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 1 (25).
6. Калмыков А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 2009.
7. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999.
8. Красноярова О. В. Феномен гипертекста и гиперссылки // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 1.
9. Мартьянова И. А. Композиционно-синтаксическая организация текста киносценария: дисс. ... д. филол. н. СПб., 1994.
10. Мельникова Е. А. Точность и достоверность как критерии информативности текста новостного сообщения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2014. № 5 (24).
11. Романцова Т. Д. Язык и стиль современных медиатекстов. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2012.
12. Скороходова Е. Ю., Бородянская Е. А. Креолизованный текст в современных СМИ как формирование оценки события и эмоции у читателей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 3.
13. Чепурная А. И. Стратегии вербализации эпистемической ответственности в массмедийном дискурсе информационного противоборства (на примере освещения украинского кризиса) // Научный диалог. 2019. № 10.
14. Черемисина М. И. О трех закономерных тенденциях в динамике языка и в композиции текста // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения: межвуз. сборник научн. трудов. М.: Изд-во Московского государственного педагогического института, 1987.
15. Chatman S. Story and discourse: Narrative structure in fiction and film. Ithaca - L.: Cornell University Press, 1980.
16. Dijk T. A. van. News as discourse. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1988.
17. Evans M. Duke of Cambridge to show his children Diana statue ahead of official unveiling. 2021. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2021/06/27/duke-cambridge-show-children-diana-statue-ahead-official-unveiling/
18. Hancock S. M25 protest: Activists risk prison terms over motorway demonstrations after judge grants injunction. 2021. URL: https://www.independent.co.uk/climate-change/news/m25-protest-injunction-insulate-britain-b1924675.html
19. Hicks W., Adams S., Gilbert H., Holmes T. Writing for journalists. N. Y.: Taylor & Francis Group, 1999.
20. Labov W. The transformation of experience in narrative syntax // Language in the inner city: Studies in the Black English Vernacular / ed. by W. Labov. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
21. Ratcliffe R. Elephant in the room: visitor crashes through kitchen wall in Thailand. 2021. URL: https://www.theguardian. com/world/2021/jun/21/elephant-in-the-room-visitor-crashes-through-kitchen-wall-in-thailand
22. Sanctucci J., Morin R. Police reform, banning assault weapons, looking beyond COVID-19: Takeaways from Joe Biden's address to Congress. 2021. URL: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2021/04/28/key-takeaways-bidens-speech/7385823002/
23. Sweney M. Selfridges targets new green fingers with in-store garden centres. 2021. URL: https://www.theguardian. com/business/2021/jun/21/selfridges-store-gardening-centres-covid-london-manchester-birmingham-prada
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Парамонова Марина Ильинична1, к. филол. н.
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Paramonova Marina Ilyinichna1, PhD
1 The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 10.09.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.
Ключевые слова (keywords): веб-версия газеты; сюжетная нарративная (событийная) динамика; сюжетная ненарративная (фактологическая) динамика; несюжетная динамика; web version of a newspaper; plot narrative (event) dynamics; plot non-narrative (factual) dynamics; non-plot dynamics.