2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 36-44.
3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М. : Изд-во «Совершенство», 1998. — 368 с.
4. Павлова, М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность [Текст] : учеб. пособие / М. П. Павлова. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1980. — 287 с.
5. Фурсенко, А. А. Новая форма итоговой аттестации выпускников школ, 2009. URL: http://socrat.info/index.php/news/659 (дата обращения: 12.10.2009).
6. Ямбург, Е. А. Педагогическая философия адаптивной модели школы [Текст] / Е. А. Ямбург // Мир образования. — 1996. — № 6. — С. 56-64.
Дуисеева Наталья Семеновна
Учитель начальных классов, преподаватель педагогики МОУ СОШ №4, г. Саянск, Россия
ББК 74.202.4
РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье дается подробное описание системы организации учебноисследовательской деятельности учащихся младшей школы, выявляется сущность исследовательской тактики и поведения ребёнка, а также роль исследовательской деятельности в развитии личности ребенка и в формировании его стиля жизни.
Ключевые слова: исследование; исследовательская компетентность; исследовательское поведение; эксперимент; научно-исследовательская деятельность.
REALISATION OF EXPLORATORY ACTIVITY AS THE CONDITION OF YOUNG SCHOOL CHILDREN’S EDUCATION
In this article there is detailed definition of system of scholastic-exploratory activity's organization of younger school children, is revealled the essence of exploratory tactician and behaviour of child, and the role of activity in development of the personality and in shaping of stile of life.
Key words: study; exploratory competence; exploratory behaviour; experiment; research activity.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспе-
риментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Г лавная задача данного направления — дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей [1, а 25].
Особым направлением внеклассной или внешкольной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности детей я считаю проведение учебных исследований.
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представляет собой следующее содержание. Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, мною проводится урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает
у меня одного раза в четверть. На данном этапе я выступаю в роли консуль-танта-помощника.
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем различные упражнения.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна - она просто не определена.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», — говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления [2, а 34].
Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Также я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 22 обследуемых — 4 человека имели высокий уровень словарного запаса, 11 человек - средний, 7 человек — низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того, чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки — это её определяемая
часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
С ребятами учимся проводить эксперимент — важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта [3, а 16]. Я помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет
трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Но главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.
Библиографический список
1. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школы [Текст] / В. С. Безрукова // Директор школы. — 2002. — №2.
2. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков // Директор школы. — 2003. — №8.
3. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы. — 2008. — №7.
Чурина Елена Сергеевна
Студентка факультета английского языка ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББК 88.4:74.58
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Анализируется конфликтность как личностная особенность, имеющая немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики педагогических конфликтов. Представлены результаты исследования темперамента, агрессивных реакций и стратегий поведения в конфликте студентов 1 курса специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью» в ситуации педагогического конфликта.
Ключевые слова: педагогический конфликт; профилактика конфликтов; конфликтность; личностная особенность; агрессия; агрессивность; агрессивные реакции; стратегии поведения в конфликтной ситуации.
THE RESEARCH OF THE AGGRESSIVE REACTIONS AND STRATEGIES OF BEHAVIOUR IN CONFLICT SITUATIONS OF
STUDENTS
We analyse conflicts as a personality character trait which is of great importance in the situations of pedagogical conflicts prevention and conflict resolution as a personal characteristic. There are the results of the research of temperament, aggressive reactions and strategies of behaviour in a conflict situation of the first year students of the speciality “Foreign language with additional speciality” at the situation of pedagogical conflict.
Key words: pedagogical conflict; prevention of conflicts; tendency to conflicts; personality characteristic; aggression; aggressiveness; aggressive reactions; strategies of behaviour in a conflict situation.