Научная статья на тему 'Реализация инвестиционной политики в мегаполисе'

Реализация инвестиционной политики в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
инвестиционная политика / инвестиционный климат / инвестиционная привлекательность / государственная программа / investment policy / investment climate / investment attractiveness / Government program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танаков Сергей Алексеевич

в статье рассматривается государственная программа, через которую происходит реализация инвестиционной политики. Проанализирована деятельность органов власти для создания благоприятного инвестиционного климата. Так же выявлены меры по поддержке реального сектора экономики и произведена характеристика кризисных явлений инвестиционной сферы Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF INVESTMENT POLICY IN A MEGALOPOLIS

The article considers the state program through which the implementation of investment policy takes place. The activity of the authorities to create a favorable investment climate is analyzed. Measures to support the real sector of the economy were also identified and a characterization of the crisis phenomena in the investment sphere of the Russian Federation was made.

Текст научной работы на тему «Реализация инвестиционной политики в мегаполисе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МЕГАПОЛИСЕ

REALIZATION OF INVESTMENT POLICY IN A MEGALOPOLIS

УДК-342

Танаков Сергей Алексеевич, Студент магистратуры, Автономная некоммерческая организация Высшего образования «Московский гуманитарный университет», Россия, г. Москва Tanakov Sergey Alekseevich, Taankerr@mail .ru Аннотация: в статье рассматривается государственная программа, через которую происходит реализация инвестиционной политики. Проанализирована деятельность органов власти для создания благоприятного инвестиционного климата. Так же выявлены меры по поддержке реального сектора экономики и произведена характеристика кризисных явлений инвестиционной сферы Российской Федерации.

Abstract: The article considers the state program through which the implementation of investment policy takes place. The activity of the authorities to create a favorable investment climate is analyzed. Measures to support the real sector of the economy were also identified and a characterization of the crisis phenomena in the investment sphere of the Russian Federation was made.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, государственная программа

Keywords: investment policy, investment climate, investment attractiveness, Government program

В современных условиях глобализации, которая требует быстрых изменений в формировании и использовании инвестиционного капитала с учетом изменений в технологическом и потребительском аспектах деятельности, приобретает важное значение иностранная ресурсно-инвестиционная база поиска глобального экономического пространства в системе инвестирования. Привлечение иностранного инвестирования является рычагом активизации инвестиционного процесса в мегаполисе, средством изучения и использования зарубежного опыта, методом внедрения новых технологий, становится неотъемлемой частью развития экономики в городе Москва, упрощая вхождения в глобальные бизнес-процессы и повышая инвестиционную привлекательность.

Эффективность инвестирования зависит от правильно выбранных направлений реализации приоритетных инвестиционных проектов в

экономике страны. Прямые иностранные инвестиции способствуют укреплению экономики страны, повышают конкурентоспособность региона и страны в целом, способствуют улучшению международных отношения со странами-инвесторами. Именно поэтому стимулирование социально-экономического развития мегаполиса зависит от привлечения и рационального использования инвестиционного капитала с учетом опыта экономически развитых стран мира [1].

В настоящее время обеспечение устойчивого развития региона является важнейшей задачей управления, поэтому органы государственной власти субъектов РФ стремятся выстроить такую региональную экономическую политику, реализация которой позволяет обеспечить достижение данной задачи [4].

Развитие экономической сферы мегаполиса предполагает активное участие не только органов власти, учреждений науки и образования, но и бизнеса, способного финансировать процессы обновления. В условиях конкуренции за различные ресурсы субъектам РФ необходимо определять, как конкурентные преимущества, так и условия, которые влияют на привлекательность территории субъекта для инвестиций, способных добавить импульс развитию региона.

Инвестиционная политика мегаполиса представляет собой систему мер, которые исполняются на уровне субъекта РФ, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов и определение направлений эффективного использования этих ресурсов в интересах населения мегаполиса и инвесторов [3]. Инвестиционная политика призвана обеспечивать решение задач социально-экономического развития мегаполиса стратегической и тактической направленности. Формирование данной политики должно основываться, во-первых, на том, что необходимо концентрировать инвестиционный потенциал в наиболее конкурентоспособной сфере; во-вторых, необходимо произвести структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах; в-третьих, следует осуществлять инвестирование в инновационные технологии, которые способны дать доход, обеспечивающий расширенное региональное воспроизводство. В рассматриваемом процессе должен вестись учет как факторов внешней и внутренней среды мегаполиса [2], так и объективных и субъективных факторов инвестиционной деятельности на территории регионов [5]. В основе разделения последних лежит их возможность изменяться. Так, бюджетная эффективность мегаполиса (субъективный фактор) может быть увеличена под воздействием определенных мер, а географические условия

(объективный) - нет, поэтому их понимание и учет позволят наиболее эффективно использовать ресурсы инвестору и минимизировать риски.

Реализация инвестиционной политики в городе Москва основано на Федеральном Законе № 54 от 07.10.2015 «Об инвестиционной политике и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности». В рамках Государственной программы экономического развития и инвестиционной привлекательности мегаполиса на 2012-2018 год была выработана эффективная система мер, которая выражает стабильную бюджетную политику, прозрачный государственный заказ, стимулирующую налоговую и взвешенную тарифную политику, эффективное управление имуществом города, активную инвестиционную и промышленную политику, обеспечение качество в потребительских услугах.

В Москве была создана эффективная и необходимая инфраструктура с целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата и эффективной работы с инвесторами:

- действует Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Городское агентство управления инвестициями», которое обеспечивает инвестиционные проекты по типу «одного окна».

- также в мегаполисе представлена информационная площадка для предпринимателей (далее - Инвестиционный портал). Инвестиционный портал является прямым рычагом связи между предпринимателями в мегаполисе, на данной портале представлен сервис подачи заявки для получения статуса в сфере инвестиционной деятельности и промышленности, а также возможность предоставления льгот и текущая информация мегаполиса торгах. Если проводить сравнение с 2015 г. в 2016 г. количество уникальных помещений Инвестиционного портала возросло в два раза.

Сейчас реализовывается инвестиционная стратегия мегаполиса до 2025 года, которая является по сути программным документом, в котором определено основные направления инвестиционной политики.

В мегаполисе существует нормативно-правовое обеспечение, которое направлено на упорядочение мер государственной поддержки промышленных и инновационных предприятий. В целях реализации указанного пакета законов с новой программой поддержки принято постановление Правительства Москвы от 11.02.2016 № 38-ПП «О мерах по реализации инвестиционной политики», которым регламентирует условия, порядок и критерии поддержки.

Оказываемые меры поддержки в мегаполисе - это собранные воедино существующие налоговые льготы, а также льготы по оплате аренды за землю,

обеспечивающие снижение общей региональной налоговой нагрузки от 17% до 25%.

На Инвестиционном портале мегаполиса организован онлайн-сервис по подаче документов на получение статусов. Данный статус присваивается сроком до 10 лет, при этом существует необходимость ежегодного подтверждения соответствия заявителя по имущественному и экономическому требованиям. Отбор получателей поддержки проходит в соответствии с четкими имущественными (плотность застройки, площадь объектов капитального строительства, наличие объектов инфраструктуры коллективного пользования и т.д.) и экономическими критериями (фонд оплаты труда, инвестиции и выручка в пересчете на 1 га площади земельного участка, среднемесячная заработная плата сотрудников).

Новый механизм поддержки, реализованный в 2016 году, уже охватывает 30 компаний (в которые включается 22 промышленные комплексы, 7 технопарков и 1 резидент технопарка), в этом смысле данные субъекты обеспечивают рабочими 43 тыс. работников при суммарных инвестиций в развитие составляют 40 млрд. рублей за пятилетний период.

Количество участников инновационного территориального кластера «Зеленоград» увеличилось до 186 со 147 в 2018 году, что связано с повышением привлекательности для организаций - потенциальных участников кластера, ведущих инновационную деятельность в связи с развитием объектов и расширением технологических возможностей инновационной инфраструктуры кластера.

Количество участников, получивших консультацию по вопросам ведения инновационной деятельности, составило 158 668 лиц. Правительством Москвы осуществлено комплекс мер, которые направлены на повышение эффективности использования имущества. Доля объектов нежилого фонда выросла в 2017 году, превысив плановый показатель и составила 87%. Доля объектов недвижимости с оформленными правовыми отношениями, от общего количества объектов недвижимости составила по итогам 2017 года 90%.

Также продолжают выполняться мероприятия по льготной аренде в мегаполисе на особых условиях:

1. Приобретение права аренды на торгах;

2. Приобретение нежилых помещений на торгах;

3. Реализация льготного права выкупа арендуемых помещений.

Федеральным Законом от 25.06.2015 №158-ФЗ продлен срок подачи

заявления на выкуп арендуемых помещений до 1 июля 2018 года. Заключено

в рамках реализации льготного права выкупа арендуемых помещений всего 4 561 договор на сумму 101,6 млрд. руб.

Количество объектов в мегаполисе, которым была оказаны мероприятия по содержанию и эксплуатации имущества города Москвы, составило 21 906 объектов, выполнено работ имущества 5 706 объектов, были проведены работы по межеванию территорий и актуализации разделения земель на 9 222,73 га.

Осуществлялись работы по информационному наполнению АИС «Реестр собственности города Москвы» сведениями об имущественных комплексах государственных учреждений и государственных унитарных предприятий мегаполиса.

В мегаполисе функционирует стационарная сеть торговли и услуг, которая насчитывает 82,3 тыс. предприятий, что включает арендаторов крупных торговых объектов. Коэффициент доступности предприятий за счет строительства и модернизации площадей для населения составил по итогам 2016 года 96%.

Немаловажным направлением, которое затрагивает Государственная программа, является - уровень занятости. Но уровень занятости в мегаполисе в среднем за 2017 года составил 70%, упал на 5,6% (по сравнению с 2016), по этому показателю столица занимает второе место среди регионов России. Уровень общей безработицы вырос до 3,4%.

На 2018 год построен курс продолжения мероприятий, указанных в Государственной программе, однако в данном анализе были выяснены и узкие места реализации Государственной программы, которые требуют корректировки на будущие периоды. Но нельзя забывать и о недостатках осуществления инвестиционной политики, над которыми нужно работать.

Ситуация кризисных явлений в инвестиционной сфере Российской Федерации определяется признаками:

1. недостаточного объема государственных инвестиций.

2. формированием новой парадигмы инвестиционных стимулов, где решающая роль определена ориентацией получения прибыли. При этом растет роль критериев в принятии инвестиционных решений на основании анализа издержек и доходов производств.

3. возрастания доли производства в статье потребительских товаров, при этом одновременно сокращается выпуск товаров производственного назначения.

4. возникновения новых, в первую очередь негосударственных, источников финансирования.

При этом следует отметить специфику инвестиционной привлекательности России, которая имеет тенденции снижения с каждым годом, что могло быть охарактеризовано сокращением доли реинвестированных прямых капиталовложений, а также за счет большой части инвестиций из-за границы, весомая доля которых приходит на офшорные поступления. Больший вес в иностранном капитале (66,3%) составляют «прочие инвестиции». А треть вложений приходятся на прямые инвестиции, и последняя статья в этой структуре приходятся на портфельные инвестиции. В 2014 году начался спад инвестиций, который связан с масштабными стройками (а именно их завершением, а также снижением интереса в инвестировании из-за наличия портфеля санкций и увеличение рисковости таких инвестиций. Рост инвестиций в исследуемом периоде наблюдался в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, а также в области организации отдыха и торговли.

Но несмотря на снижение инвестиционной привлекательности страны, Москва как мегаполис продолжает развиваться и конкурировать в инвестиционной сфере. Ведь прямые вложения иностранных инвесторов, зарегистрированных в 2017 году, увеличились на 28,4% по сравнению с 2016-м. Объем составил 84,1 млрд долларов. По данным Банка России, это 56,3% от прямых инвестиций в страну за 2017 год.

В современных условиях жесткой и даже жестокой конкуренции в крупномасштабном иностранном инвестировании испытывают значительную потребность производства топливно-энергетического комплекса, в течение многих лет несут существенную нагрузку не только относительно энергоснабжения производства и социальной сферы, но и обеспечение экспортной деятельности страны и мегаполиса. На современном этапе развития мегаполиса задачей стратегического развития является обеспечение благоприятного инвестиционного климата, который формирует динамику социально-экономического развития региональной экономики.

На фоне стабилизации внешнеэкономической конъюнктуры, курса рубля и замедления инфляции, наметилась устойчивая тенденция роста прибыли финансового результата организаций, а также производственной активности и экспорта в отдельных секторах экономики, что обеспечивает предпосылки для дальнейшего поступательного развития.

Литература:

1. Комарова А.Г., Охотников И.В., Сибирко И.В. Проблема развития инвестиционной стратегии компаний в России // Russian Economic Bulletin. 2019. Том 2. № 6. С. 260 - 263.

2. Новокшонова Е.Н. Оценка эффективности региональной инвестиционной политики // Региональная экономика. - 2014. - № 11. - С. 49-60.

3. Огородников В.И. Инвестиционная политика: учебное пособие. -Новосибирск, 2014. - С.76.

4. Фролов А.С. Механизмы и инструменты инновационного развития региональной экономики // Modern Economy Success. 2019. №2. С. 95 -104.

5. Шваков Е.Е. Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 4. - С.52.

6. Лозенко В.К., Новиков Е.В. Анализ современных методов оценки бизнес-идеи инвестиционного проекта // Маркетинг.-2002.-№6 (67).-с.77-85.

Literature:

1. Komarova A. G., Okhotnikov I. V., Sibirko I. V. the Problem of development of investment strategy of companies in Russia / / Russian Economic Bulletin. 2019. Volume 2. No. 6. Pp. 260-263.

2. Novokshonova E. N. Evaluation of the effectiveness of regional investment policy / / Regional economy. - 2014. - № 11. - P. 49-60.

3. Ogorodnikov V. I. Investment policy: textbook. - Novosibirsk, 2014. - P. 76.

4. Frolov A. S. Mechanisms and tools for innovative development of regional economy / / Modern Economy Success. 2019. No. 2. P. 95 - 104.

5. Shvakov E. E. Features of formation and content of investment policy in various subjects of the Russian Federation / / Regional economy: theory and practice. - 2014. - № 4. - P. 52.

6. Lozenko V. K., Novikov E. V. Analysis of modern methods of evaluating the business idea of an investment project / / Marketing.-2002.-№6 (67).-pp. 7785.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.