Научная статья на тему 'Реализация интегративных форм здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ и взрослых в дошкольном образовательном учреждении'

Реализация интегративных форм здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ и взрослых в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФОРМЫ / ДЕТИ С ОВЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛИ / ВАЛЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будякова Наталья Леонидовна

В данной статье рассмотрены вопросы актуальности реализации интегративных форм здоровьесберегающей деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, варианты их применения при взаимодействии педагогов, детей с ОВЗ и их родителей. Показано, что приобщить к культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение у дошкольника к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будякова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация интегративных форм здоровьесберегающей деятельности детей с ОВЗ и взрослых в дошкольном образовательном учреждении»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ВЗРОСЛЫХ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Будякова Н.Л.

Будякова Наталья Леонидовна - студент, педагогический факультет, Старооскольский филиал Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Старый Оскол

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы актуальности реализации интегративных форм здоровьесберегающей деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, варианты их применения при взаимодействии педагогов, детей с ОВЗ и их родителей. Показано, что приобщить к культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение у дошкольника к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, интегративные формы, дети с ОВЗ, взаимодействие, родители, валеология.

Главными социальными системами, определяющими уровень здоровья детей дошкольного возраста, являются семья и дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ). Сегодняшние дошкольники, поступая в дошкольное образовательное учреждение, зачастую имеют отклонения в физическом развитии и здоровье, увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, заболевания нервной системы, количество детей - логопатов. Нормативы физического развития снижены: ловкость, гибкость, выносливость, быстрота, сила. Причин для этого множество и одна из них — это неосведомленность семьи в вопросах физического и валеологического воспитания детей. Начиная с рождения у детей необходимо систематически развивать и улучшать все функции и системы организма, научить управлять своим телом, заботиться и беречь своё здоровье, развивать двигательные навыки, знакомить с последствиями вредных привычек.

В особенности хотелось бы отметить категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования. В этом случае необходим особый подход, особые знания и наиболее особое взаимодействие педагогов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Дошкольное образовательное учреждение — это единственный социальный институт, где ежедневно происходит общение родителей и педагогов. Именно поэтому дошкольные учреждения могут оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников. Функции, задачи и цели у ДОУ и семьи различны, но для полноценного воспитания и обучения детей желательно, и даже необходимо, их тесное сотрудничество. От того как взаимодействуют родители и педагоги ДОУ зависит степень педагогической образованности родителей, результатом которой является уровень воспитания детей. Положительные результаты в воспитании культуры здоровья может дать только целенаправленная, а не случайная деятельность семьи детей с ОВЗ и педагогов ДОУ, но здесь важна поддержка и желание сотрудничества.

Совершенствование и организация тесной взаимосвязи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечат на должном уровне условия для жизни и развития здорового ребенка, гармоничной личности, помогу в успешной коррекции тех или иных нарушений у детей с ОВЗ. Иными словами, для поиска верных способов сохранения и укрепления здоровья детей, желательно прямое участие родителей в оздоровлении детей с ОВЗ, привлечение их к здоровому образу жизни и по возможности формирование традиций физического воспитания в семье.

Одним из способов осуществляемой работы педагогов ДОУ и родителей ребенка с ОВЗ выступает организация их совместной здоровьесберегающей деятельности, где родители не просто зрители, а активные, заинтересованные участники. Только лишь при условии осуществления преемственности здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ и семьи, ориентированной деятельности всего ближайшего окружения ребёнка с ОВЗ, будет обеспечена положительная динамика характеристик, отвечающих за здоровье детей в целом.

Под сотрудничеством ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, предполагается постановка общих целей и задач здоровьесберегающей деятельности с детьми с ОВЗ, распределение сил и средств с учетом возможностей каждого участника, коллективная проверка и оценка результатов совместной деятельности, а затем и перспектива новых целей, задач и результатов.

Взаимодействуя, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ и педагоги ДОУ должны искать новые формы и методы по физическому, оздоровительному и, по необходимости, коррекционному развитию детей.

Первый шаг, при планировании работы с детьми с ОВЗ и их родителями, это проведение мониторинга. То есть, необходимо дать объективную оценку состояния здоровья, существующих недостатков в физическом и двигательном развития детей, уровня знаний о личной гигиене, правильном питании, вредных привычках. На основании этого сделать прогноз на их улучшение, наметить единые подходы к режиму дня, питанию, условиям физической деятельности ребёнка, к коррекционным методам, направленным на исправление недостатков в физическом и психоэмоциональном развитии детей.

Планируя совместную здоровьесберегающую деятельность детей с ОВЗ, родителей и педагогов ДОУ, необходимо учитывать конкретные принципы, которые будут отражать интегративные формы, организацию, содержание и методику. Выделим главные из этих принципов:

1. Целостность, которая достигается в единстве целей и задач формирования, развития здоровья и коррекции нарушений ребёнка с ОВЗ, когда родители прислушиваются к педагогам и следуют их рекомендациям, а педагоги содействуют семейным здоровьесберегающим традициям.

2. Систематичность, последовательность здоровьесберегающей деятельности в течение всего учебного года в ДОУ и во время пребывания ребёнка в домашних условиях.

3. Персональный подход к ребенку с ОВЗ и его родителям, учитывая индивидуальные особенности каждого.

4. Доверие между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и педагогами, принятие во внимание критики, признание авторитетов.

Все этапы, цели и задачи взаимодействия детей с ОВЗ, родителей и педагогов ДОУ обозначаются в годовом плане, более точно разрабатываются в календарном плане. Высокие показатели в формировании здорового образа жизни достигаются только в целенаправленной, последовательной работе всего коллектива ДОУ: медсестры, учителя - логопеда, педагога - психолога, воспитателей, физкультурного руководителя и самое главное - детей с ОВЗ и их родителей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо мотивировать детей с ОВЗ и их родителей к стремлению вести здоровый образ жизни. Подвести к пониманию необходимости участия родителей в жизни ДОУ, где их дети большую часть времени растут и развиваются, к пониманию важности их помощи педагогам при осуществлении здоровьесберегающей деятельности.

Привлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному образовательному учреждению, и родителям. Важно, чтобы родители хотели и могли участвовать в работе по формированию здорового образа жизни детей. Положительный результат от взаимодействия семьи и ДОУ во многом зависит от того, насколько воспитатель знает родителей, их взаимоотношения с собственными детьми, потребности, стремления каждого.

Список литературы

1. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. Санкт-

Петербург: Радуга, 2005. 96 с.

2. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество / Т.В. Фуряева // Педагогика, 2006. № 7. С. 2937.

3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Г. Кудрявцев,

Г.Б. Егоров. М.: Линка-Пресс, 2000. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.