Научная статья на тему 'Реализация инновационных технологий в образовании: опыт Карагандинского государственного университета'

Реализация инновационных технологий в образовании: опыт Карагандинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Акыбаева Гульвира Советбековна

В статье анализируются реализация инновационных технологий в образовании на примере Карагандинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Акыбаева Гульвира Советбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTICLE IS CONSIDERED TO THE IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION ON AN EXAMPLE OF THE KARAGANDA STATE UNIVERSITY

The article is considered to the implementation of the innovative technologies in education on an example of the Karaganda state university.

Текст научной работы на тему «Реализация инновационных технологий в образовании: опыт Карагандинского государственного университета»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

С. Н. Алпысбаева, Г. С. Акыбаева

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

S. N. Alpysbayeva, G. S. Akybayeva

The article is considered to the implementation of the innovative technologies in education on an example of the Karaganda state university

The article is considered to the implementation of the innovative technologies in education on an example of the Karaganda state university.

современных условиях одним из приоритетных направлений развития образовательной системы становятся обеспечение высокого качества образования и подготовка высококвалифицированных специалистов. Решение данной задачи, в свете государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., реализуется вузами на основе применения инновационных технологий, при этом образовательная стратегия вузов направлена на поддержание выбора студентом образовательной траектории с применением инновационных методов. Необходимо отметить, что реализация таких новых образовательных программ, как кредитная система обучения и технология дистанционного обучения, создает благоприятные условия для интеграционных процессов с мировой системой образования.

С 2003 г. в Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова (КарГУ) осуществляется активное внедрение инновационных программ обучения в учебный процесс.

В 2003 г. впервые был осуществлен переход на кредитную систему обучения на экономическом факультете, в 2004 г. — на юридическом, химическом, математическом, физическом, профессионально-художественном факультетах.

© Алпысбаева С. Н., Акыбаева Г. С., 2008

Кредитная система — образовательная технология, повышающая уровень самообразования, творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Реализация кредитной системы, с одной стороны, повышает требования к студентам и преподавателям, с другой — удовлетворяет ожидания работодателей. Это связано с тем, что тьюторы (преподаватели) используют интерактивные методы обучения, способствующие перестройке мышления обучающихся, и развивают различные способности, помогающие креативно мыслить, принимать управленческие и другие решения в часто меняющейся среде.

Основным условием реализации кредитной системы обучения является самостоятельная работа студентов, что позволяет развивать творческий подход и навыки исследовательской работы. Самостоятельная работа как самообразо-вательность имеет принципиальное методологическое значение. Установка на добывание знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента сводится к следующему: умение ориентироваться в новой

ситуации, самому видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.

Новая образовательная программа имеет свои подходы к методологии обучения:

— во-первых, это методическое обеспечение учебных дисциплин силлабусами и учебно-методическими материалами;

— во-вторых, возможность выбора учебных дисциплин и определение индивидуальной учебной траектории;

— в-третьих, возможность выбора тьюторов;

— в-четвертых, это процесс мотивации студентов при выборе дисциплин и тьюторов;

— в-пятых, это создание здоровой конкурентной среды среди преподавателей.

В рамках академической стратегии учебного процесса формируются новые задачи:

— адаптация к социальной среде;

— мониторинг среды;

— контроль качества;

— консультативный стиль организации.

Как образовательная технология кредитная

система обучения имеет свои новые критерии,

которые не только позволяют обучающимся формировать индивидуальный учебный план за счет большого диапазона альтернативных курсов, но и предоставляют возможности выбора тьютора и свободного перевода в вузы Казахстана и мирового образовательного пространства.

Образец индивидуального учебного плана представлен ниже.

В рамках учебных мероприятий академического года допускается введение летнего семестра по инициативе студента. Все учебные мероприятия регламентируются академическим календарем, образец календаря представлен ниже.

Продолжительность летнего семестра определяется академическим календарем учебного процесса в разрезе специальностей и курсов. Участие студентов в летней сессии предполагает осуществление различных видов образовательной деятельности: получение студентом консультаций с целью ликвидации академических задолженностей; освоение студентом дополнительных учебных курсов, читаемых на специальностях университета; ускоренное изучение учебных дис-

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

обучающегося 3-го курса экономического факультета специальности 522530 — Финансы Аубакирова Мадияра Нуржановича

Осенний семестр Весенний семестр

Наименование учебной Количе- Ф. И. О. Наименование учебной Количе- Ф. И. О.

дисциплины ство преподавателя дисциплины ство преподавателя

кредитов кредитов

Обязательный компонент Обязательный компонент

Страхование 3 Шпулина Е. Г. Налоги и налогообложение 3 Дарибекова А. С.

Банковское дело 3 Баймбетова Р. М. Финансовый менеджмент 3 Туткушева Г. К.

Физкультура Бучина Л. И. Физкультура Бучина Л. И.

Итого кредитов: 6 Итого кредитов: 6

Компонент по выбору Компонент по выбору

Ценообразование 3 Тлеубердинова А. Инвестиционная 3 Акишева А. А.

деятельность ПФ

Финансово-банковская

статистика 3 Карибаев Е. С. Управление рисками 3 Акыбаева Г. С.

Анализ проектов 3 Туткушева Г. К. Новые технологии в ЭИС 3 Водько О. Н.

Экономика предприятия 3 Жумашева Р. М. Рынок ценных бумаг 3 Базарбаева Э. М.

Итого кредитов: 12 Итого кредитов: 12

Всего кредитов: 18 Всего кредитов: 18

Аубакиров М. Н. Регистратор

^^^^^^^ С. Н. Алпысбаева, Г. С. Акыбаева. Инновации в образовании: опыт КарГУ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2004/05 учебный год (2-й курс) экономический факультет

520530 — Маркетинг 520830 — Экономика 522230 — Менеджмент 522430 — Учет и аудит 522530 — Финансы

522630 — Государственное и местное управление

№ Учебные, контрольные и иные мероприятия Сроки проведения

1 Начало учебного года 01.09.04

2 Осенний семестр 01.09.04-11.12.04

3 Рубежный контроль 11.10.04-16.10.04

29.11.04-04.12.04

4 Праздничные дни 25.10.04

5 Итоговый контроль (зимняя сессия) 13.12.04-26.12.04

6 Каникулы 27.12.04-08.01.05

7 Весенний семестр 10.01.05-23.04.05

8 Рубежный контроль 21.02.05-26.02.05

11.04.05-15.04.05

9 Праздничные дни 08.03, 22.03

10 Итоговый контроль (летняя сессия) 25.04.05-07.05.05

11 Летний семестр 09.05.05-02.07.05

12 Каникулы 04.07.05-31.08.05

циплин, предусмотренных учебных планом специальности.

Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний по определенным стадиям: текущий, рубежный, домашний. За каждый вид контроля студент получает определенные баллы, которые определяют рейтинг допуска. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных стадиях контроля, могут быть распределены в зависимости от уровня усвоения учебного материала от «А» до «Р». По результатам успеваемости рассчитывается средний балл ОРЛ, причем переводной ОРЛ на каждый год увеличивается с целью повышения качества знаний по специальным дисциплинам.

Все виды контроля оцениваются согласно рейтинг-шкале и шкале оценки.

При кредитной системе обучения используется автоматизированная система управления «Офис регистратора». Разработанное специалистами КарГУ программное обеспечение «Офиса регистратора» предполагает автоматизацию про-

цедурных мероприятий, связанных с планированием учебного процесса и регистрацией учебных достижений обучающихся. Функциональные возможности программы направлены:

— на разработку и составление рабочего учебного плана на основе типового плана и государственного общеобязательного стандарта образования;

— регистрацию студентов;

— выбор дисциплин;

— формирование индивидуального учебного плана;

— расчет рентабельности обучения по выбранным студентами дисциплинам и востребованности преподавателей;

— формирование экзаменационной ведомости и расчета ОРЛ.

При кредитной системе обучения итоговая форма контроля при компьютерном тестировании осуществляется с помощью программы «Тестер», которая позволяет осуществлять одновременное тестирование множества пользователей и выполняет следующие функции:

— регистрация данных о тестируемых;

— выдача заданий (тестов);

Рейтинг-шкала

Текущий Рубежный Домашний Рейтинг Итоговый Суммарный

контроль контроль контроль допуска контроль контроль

10-20 15-35 5-10 30-65 20-35 50-100

Шкала оценки

Рейтинг 0-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80-84 85-89 90-94 95-100

Балл 0 1,0 1,33 1,67 2,0 2,33 2,67 3,0 3,33 3,67 4,0

Буквенный эквивалент Б Б Б+ С- С С+ В- В В+ А- А

Оценка Неуд. Удовлетворительно Хорошо Отлично

— запись в базу данных вариантов тестов и ответов тестируемых;

— поиск и выдача данных, задаваемых пользователем.

В учебном процессе также используется автоматизированная программа сканерной обработки листов ответов студентов при проведении комплексного тестирования в рамках экзаменационных сессий и контрольных срезов знаний.

В современных условиях, когда информация, знания выходят на первое место в системе образования, развитие новых технологий, основанных на применении компьютерных средств, создает предпосылки для внедрения дистанционного обучения.

Дистанционное обучение представляет собой процесс образования вне образовательного учреждения посредством электронных и коммуникативных средств.

С 2004 г. в Карагандинском государственном университете реализуется технология дистанционного обучения на заочном отделении.

Возможности глобальной и локальной информационной сети позволяют организовать учебный процесс на расстоянии: в его основе — опосредованное общение, но при наличии контактных занятий и консультаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс обучения строится на самостоятельной, творческой и исследовательской работе студента. При этом задача преподавателей заключается в разработке учебно-методических материалов и рекомендаций для рациональной познавательной деятельности студентов через Интернет /Интранет.

В дистанционной технологии обучения используются классические методы и средства обучения, которые раскрываются в новых формах организации учебного процесса. Так, лекционное занятие, на котором теоретический материал обеспечивает основу обучения, побуждает к познава-

тельной деятельности, развивает интерес к определенной науке и дисциплине, проводится не только в контактной, но и виртуальной формах.

При дистанционном обучении используются:

— «очные» консультации, проводимые тьюторами;

— консультации on-line, которые проводятся преподавателями в режиме реального времени;

— консультации off-line, в режиме с отложенным временем. Основное преимущество этой технологии состоит в том, что она менее требовательна к ресурсам компьютера и пропускной способности локальной связи.

Современная казахстанская модель дистанционного образования разумно сочетает принципы очной и заочной форм обучения. Специально разрабатываются учебно-методические материалы по изучаемым курсам, которые формируются в единый курсовой кейс, представленный в цифровой и аналоговой форме. Курсовой кейс дает возможность студентам заниматься самостоятельно при изучении учебных курсов и содержит в себе контрольные вопросы, тестовые задания и методические рекомендации по изучаемым дисциплинам.

В КарГУ создана программа сопровождения дистанционного обучения, позволяющая организовывать и контролировать учебный процесс, а также осуществлять удаленное тестирование. Одна из особенностей программы состоит в том, что обучающийся, находясь в любой точке Казахстана либо за его пределами, может по логину и паролю взять из учебного сервера, находящегося в университете, курсовой кейс для студентов заочной формы обучения. Программа позволяет осуществить обратную связь преподавателя и обучающегося (чат, переписка, форум и др.).

Для обучающихся создан информационно-образовательный портал «Znanie. ksu. kz». Об-

С. Н. Алпысбаева, Г. С. Акыбаева. Инновации в образовании: опыт КарГУ

Я

разовательный портал университета стал эффективной структурой для внедрения инновационных технологий в учебный процесс и развития единой информационно-образовательной среды университета.

В структуру образовательного портала входят модули ^еЬ-сайты):

— образовательный портал для обучающихся по кредитной технологии;

— образовательный портал для обучающихся по дистанционной технологии;

— электронный каталог научной библиотеки КарГУ;

— информационный портал «Методический кабинет»;

— учебно-образовательный портал «Карагандинский государственный университет им. Е. А. Бу-кетова — учреждение учебно-методического и научно-производственного комплекса»;

— образовательный портал управления послевузовского образования.

Сформирована электронная библиотека КарГУ.

В качестве инновационных методов в образовании нужно отметить:

— обеспечение студентов различными учебно-методическими материалами (пособия, изданные типографским способом; аналоговая магнитная запись; цифровая запись);

— компьютерные тестирующие системы;

— аудиолекции и материалы;

— электронные практикумы;

— видеолекции и материалы;

— компьютерные модели и тренажеры.

Итак, как показывает опыт КарГУ, инновационные технологии обучения имеют ряд положительных моментов: это адаптивность, мобильность, демократичность и как конечный результат — повышение качества образования. Реализация инновационных технологий позволяет на высоком уровне готовить специалистов, соответствующих требованиям рынка, при этом совершенствуются все субъекты образовательного процесса — и студенты и преподаватели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.