6. Shi Y. The use of mobile internet platforms and applications in vocal training: Synergy of technological and pedagogical solutions // Interactive Learning Environments. - 2021. - S. 1-12.
7. Sun W. New Development of Vocal Music Teaching in the Omnimedia Era //2nd International Seminar on Advances in Education, Teaching and E-learning (ISAETE 2021).- Francis Academic Press, UK. - 2021. - S. 294300.
8. Victorino G., Henriques R., Bandeira R. Teaching Design Thinking in times of COVID-19 / / 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial UniversitatPolitecnica de Valencia, 2021. - S. 263-270.
9. Vizca'no-Verdu A., Contreras-Pulido P., Guzman-Franco M. D. Youtube musicians and self-perceived multimedia, hypermedia, intertextual and transmedia competencies //Learning, Media and Technology. - 2021. - T. 46. - №. 4. - S. 515-530.
10. Wendt L., Du Toit E., Naug H. 'Face-to Face vs. Flipped': A Comparative Study on Academic Outcomes and Learning Preferences in First Year Allied Health Students Undertaking Anatomy and Physiology // 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial UniversitatPolitecnica de Valencia, 2021. - S. 1043-1052.
11. Yang G. et al. Exploration of vocal music teaching mode from the perspective of the age of artificial intelligence //International Journal of Frontiers in Engineering Technology. - 2020. - T. 2. - №. 1.
УДК 378.14
Р.С. Наговицын, Ц. Юйхао
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ И РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена анализу различных подходов и этапов интеграции информационных технологий и образовательных программ музыкального образования в Китае. Выявлено, что среди основных преимуществ внедрения информационных технологий в образовательный процесс является то, что преподавание и обучение стали не только взаимодействовать, но и направлять свой методический аппарат на взаимный анализ недостатков и перспектив развития. В связи с необходимостью обновления российского учебно-методического комплекса в области педагогической подготовки специалистов художественного направления рекомендуется обратить внимание на опыт преподавания музыки в Китае на основе информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, учитель музыки, профессиональная подготовка, образование в Китае и России, интеграция
Roman S. Nagovitsyn, Yuhao Jiang IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC TEACHERS IN CHINA AND RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
The article is devoted to the analysis of various approaches and stages of information technology integration and educational programs of music education in China. It was revealed that among the main advantages of introducing information technologies into the educational process is that teaching and learning began not only to interact, but also to direct their methodological apparatus to a mutual analysis of shortcomings and development prospects. In connection with the need to update the Russian educational and methodological complex in the field of pedagogical training of specialists in the art direction, it is recommended to pay attention to the experience of teaching music in China based on information technologies.
Key words: information technology, music teacher, professional training, education in China and Russia, integration
Введение
С целью профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров в области музыкального искусства в России и Китае осуществляется ориентация на сложившуюся традицию и максимально эффективные практики [13]. Тем не менее, на данный момент наблюдается ряд проблем, которые препятствуют предоставлению образовательных услуг в области музыкального искусства максимально эффективно и с использованием
широких возможностей информационных технологий [2, 5]. Традиционное музыкальное обучение студентов заключается в том, что учителя обучают студентов с особой ценностью относиться только к красоте музыки и воспринимать ее эмоционально, при этом, не принимая во внимание возможности самим становиться творцами музыки [6, 10]. В то же время, в процессе профессиональной подготовки в Китае каждый студент имеет стремление выразить свое «Я» в создании музы-
кального творения [11].
Развитие информационной среды и рост ее популярности среди китайских учебных заведений значительным образом повлияли на средства, которые позволяют людям знакомиться с музыкой [8]. Процесс создания музыкальных произведения больше не является удивительным для многих, так как практически каждому становится доступным участвовать в той или иной мере или становиться автором музыкальных произведений [7, 17]. По этой причине существует потребность изучения проблем и перспектив профессиональной подготовки российских и китайских студентов как будущих учителей музыки с учётом возможностей информационных технологий.
В связи с этим, в статье была поставлена цель: описание и анализ профессиональной подготовки учителей музыки на основе информационных технологий в Китае и России с точки зрения проблематики и перспектив.
Материалы и методы
В качестве материала анализа выбраны тематические научные труды как российских и китайских авторов, так и различных зарубежных исследователей в области реализации музыкального образования в условиях применения информационных технологий [6, 8, 9, 10, 13, 15]. Основным методом исследования являлся сравнительный системный анализ специальной научной литературы для выявления особенностей и дальнейших перспектив внедрения инноваций в музыкальное образование.
Литературный обзор
Проблема профессиональной подготовки учителей музыки на основе информационных технологий в России и Китае начала активно раскрываться в трудах исследователей на рубеже XX и XXI веков [1, 2, 7, 16]. Обучение с помощью компьютеров и различных информационных устройств стало первоначальной стадией объединения программ профессиональной подготовки и информационных технологий [13]. Так, в 1996 г. публикуется статья G. Shengjian с рекомендациями относительно оптимизации процесса преподавания дисциплин художественного цикла, в частности музыки, с использованием компьютерного обучения [16]. G. Jianhua в своем научном труде предлагает интегрировать программу обучения музыкантов с информационными технологиями [12]. В данном случае появляется возможность сократить дистанцию между условиями обучения и реальными условиями деятельности по созданию музыки и пе-
сен [12]. Согласно исследованию G. Jianhua, «интеграция информационных технологий и обучающих программ» значима тем, что она представляет собой инновационный метод обучения, гармонично объединяющий информационные технологии, информационные ресурсы, информационные методы, человеческие ресурсы и содержательное наполнение теоретических дисциплин в процессе профессиональной подготовки с целью осуществления определенной деятельности [12].
Рассматривая вопрос применения информационных технологий в подготовке учителей музыкального искусства в Китае, в качестве одних из направлений для обновления учебно-методических разработок России, следует указать на единую систему квалификационных и образовательных стандартов и учебных планов подготовки учителей музыкального искусства [9, 15, 16]. Так, в научных трудах китайских исследователей [7, 11, 12, 14] практически обосновывается использование компьютерной техники с целью проведения занятий по музыке, просмотра видео, создания анимационных роликов и других инструментов, которые способствуют решению значимых проблем для профессиональной подготовки. В этом направлении существует несколько китайских разработок, которые ориентированы на более широкое применение технологических новшеств и методологических аспектов искусственного интеллекта в профессиональной подготовке учителей музыки [9, 14, 17].
К началу XXI века образовательная ориентация постепенно преобразовывалась и перешла с использования компьютерной техники в процессе преподавания в вузах, к обучению студентов в дистанционном режиме [3, 13], созданию целостной информационной среды обучения, трансформацией традиционных структур обучения и реализация новых методов [4, 5, 15]. Студенты музыкально-педагогических факультетов Китая стали проходить подготовку в условиях компьютеризации образовательной среды [7]. В результате этого были введены дисциплины, интегрирующие музыкальный аспект с информационными технологиями [14]. К примеру, Наньцзинский педагогический университет среди основных дисциплин реализует учебный предмет «Основы компьютерной композиции», Харбинский педагогический университет - дисциплину «Прослушивание китайской и зарубежной современной музыки» [7]. Более того, некоторые аудитории в
университетах трансформировались в небольшие студии записи песен, и появились аудитории электронного пианино [9].
Стоит обратить внимание на монографию W. Ching «Исследование влияния информационных технологий на развитие способностей учителей музыки» [9], в которой отражаются структурные особенности знаний в области музыки будущих специалистов, объединенные с информационными технологиями, и перечислены рекомендации относительно того, как эффективно проводить обучение учителей музыки с использованием ресурса информационной среды. W. Ching отмечает перспективы использования информационных технологий с целью качественной подготовки учителей музыки в современных условиях [9]. Ученый определил основные характерные особенности воздействия информационных технологий на современную подготовку учителей в области музыкального искусства. По его мнению, информационная среда связана с тем, что она способна стирать границы средств массовой информации, и приводит к индивидуализации музыки [9].
Таким образом, как показывают китайские исследования, популяризация информационных процессов и реализация различных мобильных и инновационных технологий в музыкальном образовании привели к ускорению распространения музыкальной деятельности [14, 15]. Данные процессы активизировали процессы трансформации путей распространения направления Professional Art Education и расширению возможности музыкального рынка и в целом стали являться одним из ключевых драйверов в профессиональной подготовке в сфере музыки [9, 11].
Результаты
Опираясь на представленные научные исследования Китая в сфере музыкального образования, можно выделить следующие значимые характеристики использования информационных технологий при обучении будущих учителей музыки в России:
- предоставлению возможности внесения корректив в преподавание в условиях информационного пространства, достижению его внутреннего улучшения и внешнего расширения [12, 15];
- снижение границ средств массовой информации на основе цифровизации через системное отражение в индивидуализации музыкальных творений [14];
- системная оценка музыкального произ-
ведения как отправная точка для ее создания, где каждый может принять участие в создании музыкального произведения тем или иным образом [7];
- широкие возможности популяризации и обмена информацией для творческого стремления отразить свое «Я» через информационную поддержку в создании музыкального произведения [9];
- преобразование классических форм преподавания музыки через стремительное увеличение скорости в обмене музыкальными творениями на основе внедрения информационных технологий [12].
Как показал анализ исследований, использование мобильных технологий в музыкальном образовании значимо повышает эффективность традиционных технологий обучения [1, 17]. Музыкальное образование с помощью моделирования информационных инструментов, которые позволяют учащимся играть на инструментах на мобильных устройствах, таких как планшеты, способствуют повышению интереса и мотивации учащихся за счет сочетания музыкального образования и мобильных технологий [9, 13, 14].
В результате внедрения информационных технологий в музыкальном образовании повышается качество дистанционного образование в сфере высшего и среднего профессионального музыкального образования [15]. При реализации онлайн - обучения, которое происходит через сетевое соединение, оно позволяет принимать различные формы [8]. Например, синхронное обучение, то есть в режиме реального времени, когда музыканты, находящиеся в удаленных географических точках, взаимодействуют по сети, чтобы преподавать, учиться, репетировать или выступать [14]. Или асинхронное обучение, происходящее в разное время, смешанное или гибридное обучение, когда преподавание и обучение в сфере музыки происходит через структурированную смесь обоих вышеперечисленных форм [14]. Инновационные информационные технологии дают возможность студентам выбирать из широкого спектра способов необходимый путь распространения и обмена информацией для осуществления данного творческого порыва [15]. Они содействуют быстрому обмену музыкальными композициями с помощью различных информационных ресурсов, что позволяет слушателям дать оценку их творчеству [10].
Обсуждение
Благодаря активному внедрению информационных технологий развивается новая парадигма передачи учебного материала, и появляются новые жанры в учебной музыкальной литературе, такие как электронные учебники, нотные издания, музыкальные пособия и т.д. [14] Перед системой музыкального образования ставятся новые задачи, связанные с разработкой и реализаций современных информационных компетенций, спроецированные на становление нового типа музыканта и его адаптацию в профессиональной и творческой сфере [1]. В этой ситуации очень значимым является создание и исполнение музыки с необходимостью использовать специальные информационные технологии [2, 16]. Эта новая концепция звукового пространства: синестезия искусств и цифровые технологии рассматриваются уже как неотъемлемая часть творчества современного музыканта цифровой эпохи [7, 9].
Многие российские и китайские теоретики и методисты музыкального образования отмечают, что с появлением цифровых технологий переосмысляется сам подход к музыкальному исполнительству и творчеству [5, 13, 14, 15]. Современному композитору, исполнителю и любому музыкальному деятелю открываются новые возможности для творчества. Почти у каждого нотатора и нотного редактора в условиях реализации информационных технологий появляется возможность услышать полную партитуру в процессе ее сочинения или аранжировки, облегчается процесс выделения партии из созданной партитуры [17]. В свою очередь, использование ряда приемов с помощью «музыкального компьютера» помогает снизить трудоемкость некоторых процессов, например, при сочинении канонов, полифонических произведений, создании музыкальных произведений с заданными характеристиками звучания, выделение звуковых фрагментов заданного характера и т. д. [9].
Благодаря развитию цифровых технологий формируется новая структура музыкального пространства, возникают особые закономерности взаимодействия образно-смысловых пространств, становятся возможными новые ракурсы исследования синестетических закономерностей музыки [7, 12]. Появляется потенциал возрождения утраченных звуковых семантических пространств, аккумулирующих в себе различные смысловые составляющие и представляющие собой одно из прояв-
лений комплексной модели семантического пространства музыки. Появляются особые возможности в профессиональной подготовке в сфере музыки на основе трёх основных групп планшетных приложений: эмуляторы музыкальных инструментов, обучающие и развивающие приложения на различных платформах и вспомогательные специализированные мобильные инструменты на разнообразных информационных сегментах [11, 14].
Таким образом, стоит обратить внимание на выводы китайского ученого W. СЫ^ о том, что музыкальное образование должно постоянно совершенствоваться и модернизироваться, методы статического и материального отражения музыки должны поэтапно переноситься в виртуальную среду [9]. Создатели музыкальных произведений полагают, что наибольшая значимость их творений связана с тем, чтобы сделать их доступными для большинства любителей музыкального искусства в виртуальном пространстве [13, 15].
Заключение
Таким образом, рассмотренные пути внедрения информационных технологий в подготовку учителей музыкального искусства в Китае свидетельствуют об активной разработке китайскими учеными проблем информатизации образования художественного направления, охватывающим вопросы исторических предпосылок, становления, развития и прогнозирования интеграции информационных технологий в подготовку будущих учителей. Существующие наработки с использованием технологий мультимедийного обучения музыке, включая создание, размещение, распространение и оценку музыкальных композиций, должны обогащать профессиональную подготовку будущих специалистов в области музыки. Реализацию информационных ресурсов, виртуального распространения и представления системы передачи нот, мотивирование студентов к созданию экспериментальных музыкальных произведений, сочетающих несколько жанров музыки для дальнейшего обмена, рекомендуется использовать в качестве ориентиров для построения эффективного процесса профессиональной подготовки будущих учителей музыки в России.
Изменения в социуме, происходящие в условиях внедрения информационных технологий в любой деятельности человека, приводят к глобальным изменениям в любой части пространства. В области музыкального
образования, это особо становится очевид- ограничения онлайн - музыкального опыта, ным для каждого, кто пережил последние как слушатели и создатели, так и студенты двадцать лет технических изменений в обла- будут сталкиваться с растущим числом вари-сти музыки, приведших к цифровой и вирту- антов выбора того, как изучать, восприни-альной среде от распространения музыкаль- мать и воплощать музыку. По мере того, как ных записей на кассетах. Поэтому мы должны музыкальная сфера перестраивается вокруг ожидать, что эти изменения в области техно- «новой нормы» растущей гибридизации и ин-логического, методологического и интеллек- теграции, преподавателям музыки также туального развития музыки должно привести необходимо адаптировать и вносить новше-не к дальнейшему разрушению, как иногда ства в свою практику, чтобы реагировать на бытует мнение, а к новым уникальным воз- новые возможности и возникающие пробле-можностям. По мере того, как технологиче- мы в процесс профессиональной подготовки ские инновации начинают преодолевать вуза культуры.
Литература:
1. Воронов, А.М. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифровой эпохи / А.М. Воронов, И.Б. Горбунова, А. Камерис [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2013. - 5 (76). - 256-261.
2. Казурова, А.С. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования : опыт и перспективы / А.С. Казурова. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 40 с.
3. Маслова, Ю.В. Библиометрический анализ журнала "Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств" // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 3. - С. 25-34.
4. Маслова, Ю.В. Перспективы использования искусственного интеллекта для формирования интеллектуальных систем в библиотечной деятельности / Ю.В. Масслова / / Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества : материалы II Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. - Казань, 2022. - С. 220-225.
5. Новиков, С.Б. Вокальная подготовка будущих учителей пения на начальном этапе / С.Б. Новиков // Искусство и образование. - 2011. - Т. 4, №. 72. - С. 26-32.
6. Харгривз, Д.Д. Как учат музыке за рубежом / Д.Д. Харгривз ; пер. с англ. В. Бронгулеев. - Москва : Классика- XXI, 2009. - 205 с.
7. Цин, Л. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае : дис.... канд. пед. наук. 2008. - 154 с.
8. Calderón-Garrido, D. Digital technologies in music subjects on primary teacher training degrees in Spain : Teachers' habits and profiles / D. Calderón-Garrido, J.Gustems-Carnicer, Х. Carrera.- Текст : электронный // International Journal of Music Education. - 2020. - 38(4). - Р. 613-624. - URL : https://doi.org/10.1177/0255761420954303
9. Ching, W. Information technology research improves the ability of music teachers / W .Ching . - Chine : Chinese Social Press, 2018. - 380 p.
10. Gorgoretti, B. The use of technology in music education in North Cyprus according to student music teachers / B. Gorgoretti.- Текст : электронный // South African Journal of Education. - 2019. - 39(1). - Р. 1-7.-URL : https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1436
11. Ji, L. A practical guide for music teachers / L. Ji. - Shanghai : Shanghai Music Publishing House, 2011. - 320
p.
12. Jianhua, G. Music education in China and international music education / G. Jianhua . - Nanjing : Nanjing Normal University Press, 2013. - 308 p.
13. Konovalova, S.A. Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university / S.A Konovalova, N.I Kashina, N.G. Tagiltseva.- Текст : электронный // Smart Education and e-Learning. - Singapore: Springer, 2020. -№ 1.- Р. 255-262. - URL : https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_22
14. Liu, C. Research advancement and foci of mobile technology-supported music education: a systematic review and social network analysis on 2008-2019 academic publications / С. Liu, G. wang, Y.Tu.- Текст : электронный // Interactive Learning Environments. - 2021. -URL : https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1974890
15. Lyu, L. The effect of using digital technology in the music education of elementary school students / L. Lyu, А. Sokolova.- Текст : электронный // Educ Inf Technol. - 2022. - URL : https://doi.org/10.1007/s10639-022-11334-8
16. Shengjian G. What is art education? / G. Shengjian / / Chinese Music Education. - 1996. - №1. - P. 8-19.
17. Wen, Z. Modern art education and teaching based on artificial intelligence / Z. Wen, А. Shankar, А. Anto-nidoss.- Текст : электронный // Journal of Interconnection Networks. - 2021. - №1. - URL : https://doi.org/10.1142/s021926592141005x
References:
1. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.YU. Muzykal'no-komp'yuternyye tekhnologii v tsifrovoy epokhe // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2013. - 5 (76). - 256261.
2. Kazurova A.S. Problemy gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: perspektivy i opyt. - M.: Issledovatel'skiy tsentr kachestva podgotovki spetsialistov. - 2005. - 40 s.
3. Maslova YU.V. Bibliometricheskiy analiz zhurnala "Vestnik Gosudarstvennogo universiteta kul'tury i is-kusstv" / / Vestnik Kazanskogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 3. - S. 25-34.
4. Maslova YU.V. Perspektivy ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta dlya formirovaniya intellektual'nykh sistem v bibliotechnoy deyatel'nosti. V sbornike: Mnogogrannyy mir kul'tur i narodnogo khudozhestvennogo tvorchestva. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii c RSMSM. Kazan'. - 2022. - S. 220225.
5. Novikov S. B. Vokal'naya podgotovka budushchego budushchego na nachal'nom etape obucheniya // Is-kusstvo i obrazovaniye. - 2011. - 4. - №. 72. - S. 26-32.
6. Khargrivz, D. D. Kak uchit' muzyku za rubezhom / per. s angl. V. Bronguleyev. - M.: Klassika-XXI. - 2009. -205 s.
7. Tsin L. Vyssheye muzykal'no-pedagogicheskoye obrazovaniye v chasti Kitaya: diss.... kand. ped. nauk. -2008. - 154 s.
8. Calderón-Garrido D., Gustems-Carnicer J., Carrera, X. Digital technologies in music subjects on primary teacher training degrees in Spain: Teachers' habits and profiles // International Journal of Music Education. -2020. - 38(4). - 613-624. https://doi.org/10.1177/0255761420954303
9. Ching W. Information technology research improves the ability of music teachers.Chine: Chinese Social Press. - 2018. - 380 p.
10. Gorgoretti B. The use of technology in music education in North Cyprus according to student music teachers // South African Journal of Education. - 2019. - 39(1). - 1-7. https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1436
11. Ji L. A practical guide for music teachers. Shanghai: Shanghai Music Publishing House - 2011. - 320 p.
12. Jianhua G. Music education in China and international music education. -Nanjing: Nanjing Normal University Press. - 2013. - 308 p.
13. Konovalova S.A., Kashina N.I., Tagiltseva N.G., Matveeva L.V., Pavlov D.N. Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university // Smart Education and e-Learning.Singapore: Springer. - 2020. - 1. - 255-262. https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_22
14. Liu C., Hwang G., Tu Y., Yin Y., Wang Y. Research advancement and foci of mobile technology-supported music education: a systematic review and social network analysis on 2008-2019 academic publications // Interactive Learning Environments. - 2021. https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1974890
15. Lyu L., Sokolova A. The effect of using digital technology in the music education of elementary school students //EducInf Technol. - 2022. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11334-8
16. Shengjian G. What is art education? / / Chinese Music Education. - 1996. - № 1. - P. 8-19.
17. Wen Z., Shankar A., Antonidoss A. Modern art education and teaching based on artificial intelligence. Journal of Interconnection Networks. - 2021. - № 1. - 2141005. https://doi.org/10.1142/s021926592141005x
УДК 343.988
Э.О. Фаленвайдор
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Современные технологии арт-педагогики, используемые в рамках адаптационных дисциплин учебных планов вуза, способны помочь студентам с инвалидностью преодолеть личностную деформацию и сформировать позитивную установку в процессе обучения.
Ключевые слова.Виктимное поведение, арт-педагогика, адаптационные дисциплины,студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Emil O. Falenvaidor USING ART PEDAGOGY TECHNOLOGIES IN OVERCOMING VICTIM BEHAVIOR OF STUDENTS WITH DISABILITIES
Modern technologies of art pedagogy, used within the framework of the adaptive disciplines of the university curricula, can help students with disabilities overcome personal deformation and form a positive attitude in the learning process.