УДК 378 ББК 74.480
DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30
Н.В. Горбунова
(Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта, Россия) А.С. Фетисов
(Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий в современной системе вуза. Особое внимание уделено персонализированному подходу, определяющему методологическое основание рассматриваемого направления. На основе теоретического анализа рассматривается содержательное наполнение понятия «индивидуальные образовательные траектории». Выявлены особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий в современной образовательной системе вуза.
Актуальность данного направления обусловлена требованиями к современной системе высшего образования, которые базируются на принципах персонализированного подхода.
Целью исследования является рассмотрение автором причин недостаточного распространения и реализации индивидуальных образовательных траекторий в отечественных вузах. Предпринята попытка поиска возможных решений для более эффективного внедрения данного направления.
Результаты анализа позволили определить, что основой индивидуальных образовательных траекторий в вузе является субъектная позиция студента. Индивидуализация образовательной системы позволяет целенаправленно и эффективно развивать профессиональные и личностные качества студента на основе уже сформированного уровня знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: высшее образование, персонализация обучения, профессиональное и личностное развитие, самоопределение, самоорганизация.
ш
ср о
Ё ф
го ср н X _0
_0
с; го
<u ч
я 8
о с
го
ср о
ю о
0 °
х ^
_о го
1 ш
_о о ^
го s
5у "
5 I
m го
s I
d о
^ Я
к £
§■ ®
¡0 g
§ £
ш °
ГО О
Ф Го
N.V. Gorbunova
(V.I. Vernadsky Crimea FederalUniversity, Yalta, Russia) A.S. Fetisov
(Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia)
IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATHS AT THE UNIVERSITY BASED ON A PERSONALIZED APPROACH
m
о о
CD
e
b <
ro m
0
x
^
Ю £
m
1
The topical problem of the implementation of individual educational trajectories in the modern university system is discussed. Special attention is paid to a personalized approach that determines the methodological basis of the direction under consideration. On the basis of theoretical analysis, the content of the concept of «individual educational paths» is considered. The peculiarities of the implementation of individual educational trajectories in the modern educational system of the university are clarified. The relevance of this direction is due to the requirements for the modern system of higher education, which is based on the principles of a personalized approach. The purpose of the study is to consider the author's reasons for the insufficient dissemination and implementation of individual educational paths in domestic universities, and an attempt is made to find possible solutions for more effective implementation of this direction.
The results of the analysis allowed us to determine that the basis of individual educational paths at the university is the subjective position of the student. Individualization of the educational system makes it possible to purposefully and effectively develop the professional andpersonal qualities of a student based on the already formed level of knowledge, skills and abilities.
Keywords: higher education, personalization of learning, professional and personal development, self-determination, self-organization.
Современная система высшего образования в России претерпевает процесс модернизации, направленный на качественные изменения результатов образовательной деятельности в соответствии с социально-экономическими запросами на выпускника вуза. Одним из главных направлений модернизации в системе высшего образования актуализируется проблема индивидуализации образовательного процесса. Широкое распространение и развитие индивидуальных образовательных траекторий обусловлены неопределенностью социально-профессионального развития молодежи, а также требованиями к формированию у будущих выпускников вузов таких личностных качеств, как самоорганизация, саморазвитие, ценностно-смысловая направленность, умение оценивать ситуацию и проектировать эффективные пути решения по преодолению проблем
и препятствий во всех сферах жизнедеятельности. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для студентов вуза основывается на учете субъектной позиции обучаемого в образовательном процессе, что соответствует персонализации обучения как важного теоретико-методологического основания современного высшего образования.
В рамках проведенного исследования мы опирались на работы, связанные с изучением персонализированного подхода в образовании (М. Булгер, В. А. Стардоб-цева, Н. В. Савина, Н. В. Черняева и др.), а также труды ученых, посвящённые рассмотрению проблемы индивидуальных образовательных траекторий в высшем образовании (Т. М. Ковалёва, Т. А. Тимошина Р. М. Чумичева и др.) [5; 6; 7; 10].
Выстраивание и реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе во многом ориентируется на
современные требования к системе высшего образования, в том числе, и способствует личностному развитию каждого студента.
Анализируя различные взгляды исследователей на проблему индивидуальных образовательных траекторий, обратимся к мнению Н.Ю. Шапошниковой, которая провела сравнение различных позиций ученых и рассмотрела отечественный и зарубежный опыт реализации данного феномена. Так, автор отмечает, что различные взгляды исследователей позволяют выявить общие черты, заключающиеся в рабочем понятии «...индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении педагогом-наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента». Кроме того, в работе проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного взгляда на феномен «индивидуальных образовательных траекторий», который в иностранных источниках обозначается как «Personal Development Planning» (планирование индивидуального развития), имеющего общие черты (содействие, сопровождение тьютором, разностороннее развитие личности студента, выступающего как субъекта образовательной деятельности) с рассматриваемым нами понятием. Отличительными особенностями автор выявляет содержательный аспект понятий. В зарубежном образовательном опыте данное явление обязывает студента к фиксированию собственных промежуточных и заключительных результатов, что определяет важную роль рефлексии обучающегося. Автор уточняет, что зарубежный опыт в индивидуализации обучения гораздо шире, чем в отечественном образовании, кроме
того, реализация индивидуальных образовательных траекторий в нашей стране только начинает становление и распространение, что требует различных трансформаций всей системы высшего образования [9, с. 129].
А.С. Климова в диссертационном исследовании изучает индивидуальные образовательные траектории в обучении и подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. Исследователь определяет индивидуальные образовательные траектории как «...совместную деятельность аспиранта и научного руководителя, в которой планируется и выстраивается учебный и научно-исследовательский процессы, а также определяются результаты профессионально-личностного развития аспиранта.». Для успешной реализации данного направления в аспирантуре исследователь указывает на соблюдение таких принципов, как вариативности и гибкости образовательных программ, взаимосвязи между исследовательским и образовательным компонентом основных профессиональных образовательных программ, приспособления различных категорий аспирантов к образовательному процессу, ориентированности на цели развития в профессионально-личностном аспекте [2, с. 12].
Э.П. Черняева в своей исследовательской работе определяет индивидуальные образовательные траектории студентов как форму «.индивидуализации и дифференциации профессионального образования, базирующаяся на свободе выбора обучаемым целей, содержания, форм, методов, средств, способов рефлексии и темпа обучения в совместной деятельности с преподавателем». Автор в своей работе доказательно рассматривает реализацию индивидуальных образовательных траекторий с помощью электронных учебников, что эффективно способствует повышению мотивации и уровня обучен-ности студентов в высшей школе [8, с. 9].
Ю.А. Машевская в диссертационном исследовании изучает индивидуальные образовательные траектории освоения
ш
о
Ё ф
го ср н X _0
_0
ф
го
я 8
ю о
го
Ü. о
_о го
I ш
_о о
^ &
го s
^ 2
s ^
m го
s I
d о
^ Я
к £
§■ ®
¡0 g
(О 0
I
о о
го Ф Го
информационных дисциплин будущих учителей и отмечает, что в процессе обучения каждый студент имеет различный уровень ИКТ-компетентности, что позволяет обучающему при педагогической поддержке подбирать наиболее подходящую модель освоения содержания информационной дисциплины, форм организации своей деятельности, технологию выполнения лабораторных заданий. Кроме того, выбранная индивидуальная траектория направлена на самореализацию и самоопределение в будущей профессионально-педагогической деятельности [3].
Широкий пласт исследований в области теории индивидуализации образования и, в частности, создание индивидуальных образовательных траекторий обозначает высокую значимость и заинтересованность указанной проблемой в сфере современного высшего образования.
Рассмотренные выше позиции исследователей указывают на то, что индивидуальные образовательные траектории направлены на субъектную реализацию образовательного процесса. Студент самостоятельно при поддержке преподавателя (тьютора) организовывает обучение в соответствии со своими образовательными потребностями в направлении профессионального и личностного саморазвития, самоопределения и самореализации.
Внедрение индивидуальных образовательных траекторий для различных ступеней вуза опирается на персонализированный подход в образовании. Обратимся к концепции персонализации В.А. Петровского, где личность выступает как субъект собственного самостоятель-о ного развития [4].
н Основными положениями персона-
® лизированного подхода в образовании ^ являются: субъектом проектирования <о индивидуальных траекторий обучения х выступает сам ученик (студент); в про-а. цессе индивидуализированного обу-^ чения студент планирует содержание ± и темп собственного образовательного
процесса на основе исходного уровня навыков, самостоятельно выбирает способы и технологии обучения, а также их контроль и оценку, выполненным заданиям, форму работы (в группе или индивидуально). Целевая направленность персонализированного подхода в образовании выражается как «.. .развитие самодетерминации, самоактуализации в процессе персонализированных траекторий становления. Самофутурирование профессионального будущего» [1, с. 19].
Формирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузах происходит при выборе модулей, образовательных программ обучения, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Для эффективной динамики развития индивидуальных образовательных траекторий в вузе необходимо выбирать современные технологии обучения (проблемное обучение, модульные цифровые технологии, проектирование образовательной среды).
Современная образовательная система высшего образования не способна в полной мере реализовать тенденции индивидуальных образовательных траекторий, причиной тому - существенный ряд преград: неготовность со стороны профессорско-преподавательского состава переходить с традиционных моделей обучения на современные, отсутствие необходимой материально-технической базы, в частности, цифровых систем, направленных на организацию индивидуальных расписаний для каждого студента, недостаточное развитие у студентов необходимых навыков (интерес к саморазвитию, умение критически оценивать варианты и грамотно принимать решения по составлению индивидуальных маршрутов, а также проводить самоанализ и самооценивание за свой выбор), определяющих готовность к самостоятельности в выборе своего образовательного направления и технологии его развития [1; 3; 9].
Проведя анализ теоретических исследований и практического опыта реа-
лизации индивидуальных образовательных траекторий в вузах, отметим, что данное направление перспективно для профессионального и личностного развития студента, основанного на субъект-ности обучающегося, кроме того, опора на персонализированный подход в обучении позволяет эффективно сформировать необходимые качества у будущего специалиста с учетом индивидуальных особенностей. Но существует ряд значимых преград на пути реализации индивидуальных образовательных траекторий, которые не позволяют внедрять данное направление на все ступени высшего образования. На основе этого мы предполагаем, что возможность эффективного внедрения индивидуальных образовательных траекторий, должна осуществляться локально: обучение первокурсников не по определенной образовательной программе, а в группе специальностей или направлений подготовки, что позволило бы формировать необходимые компетенции для дальнейшего профессионального пути; подготовка научно-педагогических кадров на основе индивидуальных образовательных траекторий позволит аспиранту определить необходимый спектр дисциплин для своей научно-педагогической деятельности.
Таким образом, обеспечение цифровыми технологиями, подготовка профессорско-преподавательского состава, выбор тех ступеней высшего образования, которые нуждаются в большей степени в обеспечении индивидуальных образовательных траекторий, позволит эффективно реализовать данное направление. Библиографический список:
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. С. 17-25.
2. Климова А. С. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза: авто-
реф. дис. ...канд. пед. наук. - Самара, 2021. - 27 с.
3. Машевская Ю.А. Методика проектирования индивидуальных образовательных траекторий освоения инфор-матических дисциплин будущими учителями: дисс. ...канд. пед. наук. -Волгоград, 2016. - 181 с.
4. Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. - 2009. - № 1. С. 41.
5. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 4. С. 82-90.
6. Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 7-9 октября 2010 г. / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой, А.Н. Сухова; РГУ имени С. А. Есенина. - Рязань, 2010. - С. 315-320.
7. Черняева Н.В. Проблема персонали-зации обучения за рубежом // Педагогическое образование в России. -2020. - № 2. С. 36-42.
8. Черняева Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника: авто-реф. дисс. ...канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008. - 22 с.
9. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИ-МО Университета. - 2015. - № 3 (42). С. 128-133.
10. Bulger M. Personalized learning: the conversations we're not having [Электронный ресурс] // Data and Society Working Paper. Available at. - Режим доступа: https://www.datasociety. net/pubs/ecl/PersonalizedLearning_ primer_2016.pdf.
Поступила 14.04.2022
m
CP
о
<u ro
I— X _0
_0
<u
ro
я 8
Ю о
го
CP о
_п го
I ш
_о о
^ &
го s
^ 2
s ^
m го
s х
d о
х "
s ^
к £
§■ ®
го g
(О °
I
о о
го Ф Го
Об авторах:
Горбунова Наталья Владимировна, директор Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Ялта, Россия), доктор педагогических наук, профессор, natalya-gor2008@yandex.ru
Фетисов Александр Сергеевич, заведующий кафедрой социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж, Россия), доктор педагогических наук, доцент, asfet-2011@mail.ru
Для цитирования: Горбунова Н.В., Фетисов А.С. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2. С. 25-30. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30
References:
1. Zeer E.F. Theoretical and applied foundations of personalized education: prospects for development // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2021. - №. 1. P. 17-25. [In Russian]
2. Klimova A.S. Designing individual educational paths in the process of training scientific and pedagogical personnel in the postgraduate course of a technical university. Author's transcript. Dis. ... kand.ped.nauk, 2021. - P. 27. [In Russian]
3. Mashevskaya Yu.A. Methodology for designing individual educational paths of mastering computer disciplines by future teachers. Dis. ...kand. ped. Nauk. - Volgograd, 2016.-P. 181. [In Russian]
4. Petrovsky V.A. Seven spaces of personality existence: formal models of solvency // Mir psihologii. - 2009. - №.1. P. 41. [In Russian]
5. Savina N.V. Methodological foundations of education personalization // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - №.4. P. 82-90. [In Russian]
6. Timoshina T.A. The concept of building an individual educational path of a student // Pedagogika i psihologija kak resurs razvitija sovremennogo obshhestva. Conference proceedingsOctober. - 2020. № 7-9. P. 315-320. [In Russian]
7. Chernyaeva N.V. The problem of personalization of study abroad // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2020. - №.2. P. 36-42. [In Russian]
8. Chernyaeva E.P: Implementation of individual educational paths of university students in the process of using an electronic textbook. Author's transcript. Dis. ...kand. ped. Nauk. - V., 2008. - P. 22. [In Russian]
9. Shaposhnikova N.Y. Shaposhnikova N.Ju. Individual educational paths in universities of Russia and Great Britain: theoretical aspects // Vestnik MGIMO Universiteta. -2015. - №.3 (42). P. 128-133. [In Russian]
10. Bulger M. Personalized learning: the conversations we're not having [Electronic resource] // Data and Society Working Paper. - Available at: https://www.datasociety.net/ pubs/ecl/PersonalizedLearning_primer_2016.pdf. (In English) About the authors:
Gorbunova Natalia Vladimirovna, Director, Humanitarian Pedagogical Academy g (branch), V.I. Vernadsky Crimea FederalUniversity, Yalta, Russia, Doctor of Pedagogy,
Academic title of Professor, Email: natalya-gor2008@yandex.ru © Fetisov Alexander Sergeevich, Head, Department of Social Pedagogy, Voronezh State
Pedagogical University, Voronezh, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Associate <o Professor, Email: asfet-2011@mail.ru
For citation: Gorbunova N.V, Fetisov A.S. Implementation of individual educational paths at the university based on a personalized approach // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 2. P. 25-30. DOI: 10.7442/2071-96202022-14-2-25-30
m
о
x
^
Ю CP
,o