Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / гуманистический подход к обучению / учитель / ученик / basic general education / secondary general education / humanistic approach to learning / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насугаева Айшат Лечаевна

Рассмотрен ряд вопросов, связанных с реализацией гуманистического подхода к обучению в условиях современных общеобразовательных школ. Например, на основе анализа текущей ситуации в обществе и, конкретно, в соответствующем сегменте образовательной системы, доказывается необходимость его интеграции в учебно-воспитательный процесс. Далее говорится о соблюдении ряда требований при внедрении элементов данного методологического подхода. Затем об определённых формах работы и компетенциях учащихся, преимущества при развитии которых даёт его использование. После этого доказывается факт наличия существенного потенциала, присущего гуманистическому подходу в условиях современной общеобразовательной организации, действующей на территории Российской Федерации. Доказательствами служат примеры тех образовательных организаций, где он с успехом внедряется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насугаева Айшат Лечаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A number of issues related to the humanistic approach implementation to teaching in modern secondary schools are considered. For example, based on the analysis of the current situation in society and, specifically, in the relevant educational system segment, the need for its integration into the educational process is proved. Further, the article says that a number of requirements are met when implementing this methodological approach elements. Then about certain forms of work and students’ competencies, the advantages in the development of which its use gives. After that, the fact of the significant potential inherent existence in the humanistic approach in the modern educational organization operating on the territory of the Russian Federation conditions is proved. The evidence is provided by the examples of those educational organizations where it is successfully implemented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

соискатель Насугаева Айшат Лечаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Рассмотрен ряд вопросов, связанных с реализацией гуманистического подхода к обучению в условиях современных общеобразовательных школ. Например, на основе анализа текущей ситуации в обществе и, конкретно, в соответствующем сегменте образовательной системы, доказывается необходимость его интеграции в учебно-воспитательный процесс. Далее говорится о соблюдении ряда требований при внедрении элементов данного методологического подхода. Затем - об определённых формах работы и компетенциях учащихся, преимущества при развитии которых даёт его использование. После этого доказывается факт наличия существенного потенциала, присущего гуманистическому подходу в условиях современной общеобразовательной организации, действующей на территории Российской Федерации. Доказательствами служат примеры тех образовательных организаций, где он с успехом внедряется.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, гуманистический подход к обучению, учитель, ученик.

Annotation. A number of issues related to the humanistic approach implementation to teaching in modern secondary schools are considered. For example, based on the analysis of the current situation in society and, specifically, in the relevant educational system segment, the need for its integration into the educational process is proved. Further, the article says that a number of requirements are met when implementing this methodological approach elements. Then - about certain forms of work and students' competencies, the advantages in the development of which its use gives. After that, the fact of the significant potential inherent existence in the humanistic approach in the modern educational organization operating on the territory of the Russian Federation conditions is proved. The evidence is provided by the examples of those educational organizations where it is successfully implemented.

Key words: basic general education, secondary general education, humanistic approach to learning, teacher, student.

Введение. Переход к постиндустриальной экономике ознаменовал изменение требований общества к существующим системам основного общего и среднего общего образования (А.Г. Горбунов, Т.А. Дейк, Б.Н. Панкратова). В круг их первоочередных задач сегодня входит генерация педагогических условий, необходимых для эффективного саморазвития личности [3, С. 32]. Бё отличительными чертами по завершении обучения должны стать:

- готовность к реализации самостоятельных действий по ходу учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности [7, С. 79];

- наличие развитой способности к активной жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, Ю.В. Горохова, О.В. Запятая, Н.А. Лямскина, Г.И. Подбельных).

Это, в свою очередь, определяет необходимость внесения определённых модернизаций в образовательный процесс, реализуемый на указанных выше ступенях образования [9, С. 130-131]. Основной целью соответствующих трансформаций должно стать обеспечение гармоничного развития личности учащегося [1, С. 34].

Этому способствует осуществляемый в школах большинства развитых стран перенос акцента на учение вместо обучения (П.П. Волков, В.М. Давыдов, Г.В. Макотрова, Д.А. Миронова, М.Н. Недвецкая, О.В. Пащенко, Т.А. Яковлева). По ходу реализации подобных концепций важную роль играет формирование у школьников следующих качеств:

- понимание важности достижения высоких образовательных результатов и их связи с личностным и социальным развитием [9, С. 132];

- навыки самоконтроля и адекватной самооценки [12, С. 293-294];

- самостоятельность при реализации различных форм учебной деятельности [5, С. 249].

При этом возрастает роль гуманистического подхода [7, С. 81]. Гго сути, основным преимуществам и возможностям для реализации в пространстве отечественных школ посвящено данное исследование.

Изложение основного материала статьи. Принципиальное условие успешной реализации гуманистического подхода к учебно-воспитательному процессу, реализуемому в условиях общеобразовательной школы, - вера в талант и творческие способности детей [1, С. 36]. Особенно значимым при этом является создание атмосферы раскрытия творческого потенциала каждого из них (М.В. Дюжакова, О.Ю. Зайцева, Г.В. Пискунова, Л.И. Смирнов). У лиц, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования должны быть сформированы навыки, связанные с эффективным генерированием идей в новом контексте из уже имеющихся умений и опыта [2, С. 17-18].

Формирование соответствующей черты портрета выпускника системы современного школьного образования, в свою очередь, представляется возможным при соблюдении некоторых требований. Необходимыми являются:

- организация работы учащихся с дидактическими материалами, отличающимися возможно большим разнообразием [3, С. 33];

- предоставление им права брать инициативу на себя по ходу реализации различных форм учебной деятельности [1, С. 35];

- создание образовательных ситуаций, подразумевающих активный поиск различных, в т.ч. нестандартных решений поставленных задач (Т.А. Дейк, О.В. Запятая, О.В. Пащенко, Г.В. Пискунова, Г.Д. Словенко, Н.А. Хохлов).

Немаловажную роль при этом играет также развитие рефлексивного мышления [6, С. 18-19]. Большинство современных педагогов склонны интерпретировать данный термин как комплекс умений, связанных с эффективным осуществлением анализа индивидом следующих аспектов собственной практической деятельности:

- содержание выполненных действий [11, С. 173];

- их успешность (Т.В. Ахутина, Г. Гардер, О.В. Пащенко, Н.М. Пылаева, Е.Д. Словенко).

Из вышеизложенного следует, что рефлексирующий ученик способен активизировать следующие аспекты собственной формирующейся личности:

- критическое мышление;

- творческое мышление [5,С. 252].

В свою очередь, достаточно высокий уровень сформированности соответствующих характеристик позволяет ему эффективно конструировать собственное понимание процесса учения, делая его эффективнее для самого себя [8, С. 116].

В пространстве современной общеобразовательной организации развивать такое мышление можно, используя ряд прогрессивных технологий [10, С. 69]. В данном случае наиболее рациональным, на взгляд автора, представляется применение приёма «уровней проникновения в контекст». Этот, последний, заключается в том, что обучающиеся

исследуют незаполненные лакуны своих знаний под руководством педагога (Р.Н. Абрамов, И.А. Груздев, Е.А. Терентьев). Изучая как имеющиеся, так и ещё не задействованные источники, они ставят вопросы, подобные следующим:

- «Какую информацию даст мне данный ресурс?» [9, С. 132];

- «Что ещё мне нужно узнать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос?» [8, С. 120].

Далее, существенный потенциал, присущий гуманистическому подходу в условиях современной общеобразовательной организации, действующей на территории Российской Федерации, доказывается успешностью его реализации в ряде отечественных школ. Приведём примеры таких ОО.

Элементы рассматриваемого подхода успешно внедрены в образовательный процесс ряда школ г. Липецка. Например, в образовательном пространстве действующей в этом городе гимназии № 12 в целях реализации права учащихся на выбор индивидуальных возрастных траекторий были открыты тендерные классы (Л.И. Гук, О.Г. Лопухова, Л.И. Новикова, А.П. Сиротюк). С целью организации работы учащихся с возможно более разнообразными дидактическими материалами в начальных классах рассматриваемой ОО русскому языку, математике и чтению девочек и мальчиков обучают раздельно [3,С. 34].

В школе № 2, также реализующей образовательную деятельность в г. Липецке, во вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. Руководство, методисты и учителя указанной ОО полагают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний. Отказ от них позволит школьникам сконцентрироваться в первую очередь на процессе обучения и усвоении новых знаний [2, С. 19]. Безотметочное обучение развивает у учеников объективную самооценку, позволяя отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами одноклассников, а с показателями, достигнутыми ранее им самим. Таким образом, обучающимся предоставляется возможность брать инициативу на себя по ходу реализации различных форм учебной деятельности [1, С. 37]. При этом, однако, ближе к концу каждой четверти, полугодия и года педагоги проинформируют детей и их родителей касательно хода усвоения образовательной программы.

Значимым путём реализации рассматриваемого подхода, особенно, если говорить об учреждениях дополнительного образования школьников, является проектная деятельность (Е.Ф. Бехтенева, И.В. Верховых, Е.А. Волкова, O.A. Комиссарова, Е.А. Пидоря, Н.П. Шитякова, A.A. Ясницкая). Последняя представляет собой такую форму организации активности учащихся, которая выходит за рамки освоения компетенций, относящихся к отдельным предметным областям [4, С. 24]. Она направлена на интеграцию ранее приобретённых знаний, умений и навыков посредством исследовательской деятельности, реализуемой на практике [13, С. 17]. Сегодня опыт её рациональной организации привлекает, например, педагогов-практиков, работающих в государственном автономном учреждении дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».

Проектная деятельность, реализуемая в пространстве данной организации, предоставляет ученикам следующие возможности:

- совместное творчество [11, С. 180];

- проявление креативных задатков при решении общих заданий [1, С. 34];

- формирование умений и навыков командной работы.

При этом успешное завершение соответствующих форм активности подразумевает создание образовательных ситуаций, связанных с активным поиском различных, в т.ч. нестандартных решений поставленных задач [13, С. 19]. Таким образом, работа воспитанников центра над учебными проектами позволяет органично сочетать обучение с воспитанием трудолюбия, терпения, усидчивости и аккуратности [2, С. 18].

Выводы. Таким образом, сегодня фиксируются существенные изменения в требованиях общества к существующим системам основного общего и среднего общего образования. В круг их первоочередных задач входит создание педагогических условий, необходимых для эффективного саморазвития личности.

В подобных условиях существенно возрастает роль гуманистического подхода. Принципиальное условие его успешной реализации - вера в талант и творческие способности детей. Особенно значимым является создание атмосферы раскрытия творческого потенциала каждого из них.

У лиц, осваивающих соответствующие образовательные программы, должны быть сформированы навыки, связанные с эффективным генерированием идей в новом контексте из уже имеющихся умений и опыта. Развитие указанной черты портрета выпускника системы современного школьного образования, в свою очередь, представляется возможным при соблюдении некоторых требований. Необходимыми являются: организация работы учащихся с дидактическими материалами, отличающимися возможно большим разнообразием; предоставление им права брать инициативу на себя по ходу реализации различных форм учебной деятельности; создание образовательных ситуаций, подразумевающих активный поиск различных, вт.ч. нестандартных решений поставленных задач.

Существенный потенциал, присущий гуманистическому подходу в условиях современной общеобразовательной организации, действующей на территории РФ, доказывается успешностью его реализации в ряде отечественных школ. Например, в школе №2и гимназии № 12 г. Липецка.

Далее, весьма значимым путём реализации рассматриваемого подхода, особенно, если говорить об учреждениях дополнительного образования школьников, является проектная деятельность. Последняя представляет собой такую форму организации активности учащихся, которая выходит за рамки освоения компетенций, относящихся к отдельным предметным областям. Она направлена на интеграцию ранее приобретённых знаний, умений и навыков посредством исследовательской деятельности, реализуемой на практике. Сегодня опыт её рациональной организации привлекает, например, педагогов, работающих в государственном автономном учреждении дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».

Литература:

1. Балахонский, В.В. Идеологические и методологические основания педагогической деятельности: проблемы формирования современной образовательной парадигмы / В.В. Балахонский, Л.В. Балахонская, Ю.В. Береснева // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 54-6. - С. 34-37

2. Жукова, Т.А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов / Т.А. Жукова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№2(99). - С. 17-19

3. Записных, О.В. Лингводидактические основы развития дискурсивной компетенции старшеклассников в работе с иноязычным кинодискурсом / О.В. Записных, Е.В. Лебедева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). -С. 31-34

4. Ибрагимов, М.И. Проектная деятельность в школе / М.И Ибрагимов, М.В. Михеев, И.И. Хабибуллина // Казанский вестник молодых учёных - 2022. - Т. 6. - №3. - С. 23-28

5. Косикова, C.B. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования / C.B. Косикова // Вестник ОГПУ. - 2018. - № 3(27). - С. 244-258

6. Кочисов, В.К. Психологические факторы адаптации первоклассников в общеобразовательной школе /

B.К. Кочисов, О.У. Гогицаева, И.И. Тужимеева. - Ульяновск: Зебра, 2022. - 80 с.

7. Поливанова, НИ. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности / Н.И. Поливанова // Психологическая наука и образование. -2013,- № 2. - С. 78-83

8. Пылаева, Н.М. Нейропсихология и школа / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина // Вестник Московского университета. -2012. -№ 2,- С. 116-122

9. Стрюкова, Е.В. Идеи личностно-развивающего образования в трудах В.А. Крутецкого / Е.В. Стрюкова, О.В. Соколова // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс. Материалы Международной юбилейной интернет-конференции. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2018. - С. 129-133

10. Тужимеева, И.И. Педагогические условия персонализированного подхода обучения в общеобразовательной школе средствами нейропедагогики / И.И. Тужимеева, В.К. Кочисов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). -

C. 68-71

11. Чудновская, И.Н. Модель коммуникации в цифровом образовательном пространстве в рефлексии студентов / И.Н. Чудновская, И.Н. Бухтиярова, М.Е. Липатова // Социология. - 2022. -№ 1. - С. 173-183

12. Юнусова, Э.А-Г. Обзор педагогических технологий с позиции антропологического подхода / Э.А-Г. Юнусова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т.9.- № 4(33). - С. 293-296

13. Berezin, D.T Economy Education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk branch of RANEPA) /

D.T. Berezin, S.L. Talanov//European Journal of Natural History. -2019. -№ l.-P. 17-21

Педагогика

УДК 377.6

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики Ноговицына Надежда Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования критического мышления у будущих педагогов. Обосновано значение высокого уровня сформированности критического мышления для профессиональной деятельности педагогов, их саморазвития. Автор определил основные подходы в интерпретации термина «критическое мышление», сформулировал смысловое содержание термина для данного исследования. Освещены исторические тенденции в изучении проблемы формирования критического мышления. Также в статье определена специфика обучения в педагогическом колледже, даны характеристики аспектов психологического развития обучающихся в соответствии с элементами критического мышления (классификация Ф.Ф. Минкина). В статье представлены результаты диагностики уровня критического мышления у обучающихся Якутского педагогического колледжа.

Ключевые слова: компетенции, критическое мышление, обучающиеся, педагог, педагогический колледж, формирование.

Annotation. This article considers the issue of formation of critical thinking in future teachers. The importance of a high level of critical thinking formation for teachers' professional activity and self-development is substantiated. The author defined the main approaches in the interpretation of the term "critical thinking", formulated the semantic content of the term for this study. The historical trends in the study of the problem of critical thinking formation are highlighted. Also, the article defines the specifics of training in a teacher training college, characterizes the aspects of psychological development of students in accordance with the elements of critical thinking (classification ofF.F. Minkin). The article presents the results of diagnostics of the level of critical thinking formation among the students of Yakutsk Pedagogical College.

Key words: competencies, critical thinking, learners, teacher, teacher training college, formation.

Введение. Вопросы формирования критического мышления у подрастающего поколения становятся все более актуальными. Это связано прежде всего с технологическим прогрессом и огромным потоком информации, которую получают люди из всех источников: интернет, социальные сети, телевидение, мессенджеры. В последние годы увеличилось количество кибермошенничества, жертвами которых становятся не только пожилые, но и молодые люди. Например, анализ статистики Генпрокуратуры РФ показал, что за 2020 г. количество хищений со счетов граждан увеличилось на 73,4% по сравнению с 2019 г. [7]. Также подобные преступления совершенствуются, появляются новые формы обмана и манипулирования населением. Кроме того, отсутствие цензуры во многих интернет-источниках, доступность ко многим источникам информации приводит к тому, что становится сложно сформировать объективную картину мира, соответствующую реальности, что повышает уровень тревожности, зарождает панические настроения, может привести к депрессии или неадекватной ответной реакции. Помимо усилий со стороны специальных органов, которые стоят на страже общества, необходимо помнить, что обеспечение собственной безопасности - это ответственность каждого. Поэтому проблема формирования и развития критического мышления у детей и молодежи является актуальной.

Проблема критического мышления имеет философское основание, первое упоминание термина относится к 1910 году, связано с изданием "How We Think", автором которого является Дж. Дьюи. Именно этот американский философ впервые употребил термин «рефлексивное мышление», который впоследствии в трудах по психологии и философии был отождествлен с понятием «критическое мышление».

По мнению Дж. Дьюи: «В основе рефлексивной мыслительной деятельности лежат две составляющие: первое - это состояние колебаний и сомнений при решении проблемы; второе - это процесс поиска фактов, которые либо подтверждают, либо опровергают ту или иную идею» [1, С. 56]. Итак, Дж.Дьюи считал, что мышление является активным процессом, который не только воспроизводит усвоенные знания, но и генерирует новые идеи, новые подходы и решения. Следовательно, критическое мышление является необходимым компонентом в процессе образования, т.к. без умения анализировать и оценивать реальные события, факты и учебный материал процесс обучения будет довольно сложным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.