Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / критическое мышление / обучающиеся / педагог / педагогический колледж / формирование / competencies / critical thinking / learners / teacher / teacher training college / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицына Надежда Михайловна

В данной статье рассматривается вопрос формирования критического мышления у будущих педагогов. Обосновано значение высокого уровня сформированное™ критического мышления для профессиональной деятельности педагогов, их саморазвития. Автор определил основные подходы в интерпретации термина «критическое мышление», сформулировал смысловое содержание термина для данного исследования. Освещены исторические тенденции в изучении проблемы формирования критического мышления. Также в статье определена специфика обучения в педагогическом колледже, даны характеристики аспектов психологического развития обучающихся в соответствии с элементами критического мышления (классификация Ф.Ф. Минкина). В статье представлены результаты диагностики уровня критического мышления у обучающихся Якутского педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the issue of formation of critical thinking in future teachers. The importance of a high level of critical thinking formation for teachers' professional activity and self-development is substantiated. The author defined the main approaches in the interpretation of the term "critical thinking", formulated the semantic content of the term for this study. The historical trends in the study of the problem of critical thinking formation are highlighted. Also, the article defines the specifics of training in a teacher training college, characterizes the aspects of psychological development of students in accordance with the elements of critical thinking (classification of F.F. Minkin). The article presents the results of diagnostics of the level of critical thinking formation among the students of Yakutsk Pedagogical College.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

5. Косикова, C.B. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования / C.B. Косикова // Вестник ОГПУ. - 2018. - № 3(27). - С. 244-258

6. Кочисов, В.К. Психологические факторы адаптации первоклассников в общеобразовательной школе /

B.К. Кочисов, О.У. Гогицаева, И.И. Тужимеева. - Ульяновск: Зебра, 2022. - 80 с.

7. Поливанова, Н.П. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности / Н.И. Поливанова // Психологическая наука и образование. -2013,- № 2. - С. 78-83

8. Пылаева, Н.М. Нейропсихология и школа / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина // Вестник Московского университета. -2012. -№ 2,- С. 116-122

9. Стрюкова, Е.В. Идеи личностно-развивающего образования в трудах В.А. Крутецкого / Е.В. Стрюкова, О.В. Соколова // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс. Материалы Международной юбилейной интернет-конференции. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2018. - С. 129-133

10. Тужимеева, И.И. Педагогические условия персонализированного подхода обучения в общеобразовательной школе средствами нейропедагогики / И.И. Тужимеева, В.К. Кочисов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). -

C. 68-71

11. Чудновская, И.Н. Модель коммуникации в цифровом образовательном пространстве в рефлексии студентов / И.Н. Чудновская, И.Н. Бухтиярова, М.Е. Липатова // Социология. - 2022. -№ 1. - С. 173-183

12. Юнусова, Э.А-Г. Обзор педагогических технологий с позиции антропологического подхода / Э.А-Г. Юнусова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т.9.- № 4(33). - С. 293-296

13. Berezin, D.T Economy Education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk branch of RANEPA) /

D.T. Berezin, S.L. Talanov//European Journal of Natural History. -2019. -№ l.-P. 17-21

Педагогика

УДК 377.6

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики Ноговицына Надежда Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования критического мышления у будущих педагогов. Обосновано значение высокого уровня сформированности критического мышления для профессиональной деятельности педагогов, их саморазвития. Автор определил основные подходы в интерпретации термина «критическое мышление», сформулировал смысловое содержание термина для данного исследования. Освещены исторические тенденции в изучении проблемы формирования критического мышления. Также в статье определена специфика обучения в педагогическом колледже, даны характеристики аспектов психологического развития обучающихся в соответствии с элементами критического мышления (классификация Ф.Ф. Минкина). В статье представлены результаты диагностики уровня критического мышления у обучающихся Якутского педагогического колледжа.

Ключевые слова: компетенции, критическое мышление, обучающиеся, педагог, педагогический колледж, формирование.

Annotation. This article considers the issue of formation of critical thinking in future teachers. The importance of a high level of critical thinking formation for teachers' professional activity and self-development is substantiated. The author defined the main approaches in the interpretation of the term "critical thinking", formulated the semantic content of the term for this study. The historical trends in the study of the problem of critical thinking formation are highlighted. Also, the article defines the specifics of training in a teacher training college, characterizes the aspects of psychological development of students in accordance with the elements of critical thinking (classification ofF.F. Minkin). The article presents the results of diagnostics of the level of critical thinking formation among the students of Yakutsk Pedagogical College.

Key words: competencies, critical thinking, learners, teacher, teacher training college, formation.

Введение. Вопросы формирования критического мышления у подрастающего поколения становятся все более актуальными. Это связано прежде всего с технологическим прогрессом и огромным потоком информации, которую получают люди из всех источников: интернет, социальные сети, телевидение, мессенджеры. В последние годы увеличилось количество кибермошенничества, жертвами которых становятся не только пожилые, но и молодые люди. Например, анализ статистики Генпрокуратуры РФ показал, что за 2020 г. количество хищений со счетов граждан увеличилось на 73,4% по сравнению с 2019 г. [7]. Также подобные преступления совершенствуются, появляются новые формы обмана и манипулирования населением. Кроме того, отсутствие цензуры во многих интернет-источниках, доступность ко многим источникам информации приводит к тому, что становится сложно сформировать объективную картину мира, соответствующую реальности, что повышает уровень тревожности, зарождает панические настроения, может привести к депрессии или неадекватной ответной реакции. Помимо усилий со стороны специальных органов, которые стоят на страже общества, необходимо помнить, что обеспечение собственной безопасности - это ответственность каждого. Поэтому проблема формирования и развития критического мышления у детей и молодежи является актуальной.

Проблема критического мышления имеет философское основание, первое упоминание термина относится к 1910 году, связано с изданием "How We Think", автором которого является Дж. Дьюи. Именно этот американский философ впервые употребил термин «рефлексивное мышление», который впоследствии в трудах по психологии и философии был отождествлен с понятием «критическое мышление».

По мнению Дж. Дьюи: «В основе рефлексивной мыслительной деятельности лежат две составляющие: первое - это состояние колебаний и сомнений при решении проблемы; второе - это процесс поиска фактов, которые либо подтверждают, либо опровергают ту или иную идею» [1, С. 56]. Итак, Дж.Дьюи считал, что мышление является активным процессом, который не только воспроизводит усвоенные знания, но и генерирует новые идеи, новые подходы и решения. Следовательно, критическое мышление является необходимым компонентом в процессе образования, т.к. без умения анализировать и оценивать реальные события, факты и учебный материал процесс обучения будет довольно сложным и

малоэффективным. Также про рефлексивное мышление отмечал Дж. Дьюи: «Это активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого-то бы ни было мнения или пролагаемой формы знания» [1, С. 64].

Критичность мышления связал с рациональностью суждения другой зарубежный ученый X. Ральф: «Критическое мышление - это особый вид умственной деятельности, который позволяет человеку вынести рациональное суждение по предлагаемой ему точке зрения или модели поведения» [4].

На основе критического мышления развивается способность человека различать факты от умозаключений, аргументировать выводы, определять жизненные принципы, поскольку именно критическое мышление отвечает за оценочные суждения, логику и поиск эффективных способов решения проблем.

Такой подход подтверждается Коджаспировым А.Ю.: «Критическое мышление - это прежде всего поиск истины и обоснованности тех или иных утверждений. Оно помогает человеку справляться с информационным наплывом и различать правдивую информацию от ложной, факты от мнений, аргументы от безосновательных утверждений» [2, С. 63].

Изложение основного материала статьи. Процесс формирования критического мышления становится особенно актуальным в аспекте подготовки будущих педагогов. Поскольку развитию критического мышления необходимо уделять достаточно внимания с раннего возраста. Дети, не имея достаточного социального опыта, подвергаются информационной «атаке» в таком же объеме, как и взрослые. Разумеется, родители несут ответственность за безопасность детей в информационном пространстве, однако у них нет возможностей проконтролировать все источники. Ограничить доступ бывает затруднительно, поэтому важно научить ребенка «фильтровать» получаемую информацию, не доверять незнакомым, не верить во все, что они слышат или видят. В данном ракурсе становится важным вопрос подготовки педагогов к работе по развитию критического мышления у обучающихся, для этого они сами должны обладать высоким уровнем критического мышления у обучающихся.

Важнейшим компонентом процесса обучения будущих педагогов в системе среднего профессионального образования является развитие когнитивной сферы студентов, к которой и относится развитие критического мышления. По мнению Махмутова М.И.: «Наиболее ценными в педагогике считаются такие виды мышления как: логическое, творческое и критическое, отражающие высший уровень интеллектуальных способностей человека. Именно их развитие является одной из важнейших задач педагогики» [6].

По классификации Ф.Ф. Минкина, который выделяет три элемента критического мышления: анализ, синтез, оценка [3]. В отношении психологической характеристики студентов педагогического колледжа необходимо ориентироваться на следующие аспекты:

- мотивация - высокий, средний и низкий уровень мотивации напрямую отражается на успешность в учебной деятельности, влияет на интеллектуальное развитие, соответственно напрямую отражается на уровень сформированности критического мышления;

- активность - деятельностный подход в организации образовательного процесса предполагает активность всех субъектов;

- креативность - определяет нестандартность мышления, поиск эффективных путей решения поставленных задач;

- коммуникативные навыки - будущая профессия обязывает студентов иметь развитые коммуникативные навыки, умение работать в команде, мотивировать обучающихся;

- ответственность - предполагает осознанное отношение к будущей профессии, проявление высокой степени ответственности в учебе и практике.

Следовательно, выведены компетенции формирования критического мышления:

- когнитивный - знание о содержании изучаемой дисциплины, о критическом мышлении (ОК-1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес);

- аналитический - логика, рефлексия, оценка (ОК-2 - Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);

- личностный - толерантность, скептицизм, самостоятельность, прагматичность, интегративность (ОК-8 -Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК-9 - Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК-Ю - Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей);

- деятельностный - умения вести диалог, умение предлагать конструктивные решения, прогнозировать последствия принятых решений, поиск ошибок. (ОК-3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК-6 - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; ОК-7 - Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса).

Исходя из перечисленных компонентов были отобраны методы диагностики: анкета на определение уровня знания обучающихся о понятии «критическое мышление», методика «Критический анализ» Дж. Баррет, тест Майкла Чейфица для оценки способности находить логические ошибки. Данная диагностика проведена среди обучающихся 2-х курсов Якутского педагогического колледжа в количестве 50 человек.

По итогам анкетирования обучающихся выяснилось, что:

- 12% из них не задумывались о сущности критического мышления, затрудняются сформулировать свою позицию по данному вопросу;

- 40% респондентов показали, что имеют общее представление о понятии «критическое мышление», однако эти знания очень обобщенные и «размытые»;

- 30% респондентов продемонстрировали средний уровень знаний о критическом мышлении;

- 18% респондентов свободно ориентируются в изучаемой проблеме и уверенно ответили на вопросы анкеты.

Далее была проведена методика «Критический анализ» Дж. Баррета, являющаяся одним из ведущих инструментов определения уровня критического мышления. Интерпретация результатов проведенной методики показал, что у 10% респондентов отсутствуют способности к анализу информации и принятию решений на основе аргументированных выводов, 16% респондентов показали низкий уровень способностей; у 40% обучающихся был выявлен средний уровень способностей, и 34% обучающихся продемонстрировали высокий уровень способностей.

Результаты теста Майкла Чейфица показали, что уровень логичности мышления:

-у 14% обучающихся высокий;

- у 34% обучающихся выше среднего;

- у 40% обучающихся средний;

-у 12% обучающихся низкий.

Выводы. Обобщенные результаты диагностики показали следующие уровни способностей обучающихся к критическому мышлению:

- высокий - у 22% обучающихся;

- средний - у 32% обучающихся;

- ниже среднего - у 36% обучающихся;

- низкий - у 10% обучающихся.

Проведенная диагностика позволила предположить, что разработка комплекса занятий для внеурочной деятельности поможет студентам развить навыки критического мышления, что, в свою очередь, повысит успеваемость, уровень профессиональной деятельности обучающихся. Также эффективным будет углубленное изучение методов, стратегий, техник повышения уровня критического анализа информации. Обладая данными инструментами обучающиеся в своей будущей профессии смогут более компетентно выполнять свою работу, повысить эффективность воспитательной работы, видеть педагогическую ситуация объективно.

Результаты диагностики показали, что со студентами необходимо проводить дополнительную работу по формированию критического мышления, включающую:

- просвещение в теоретических вопросах формирования критического мышления;

- упражнения в области аргументированного спора, применения формальной логики в дискуссиях, составление диалога на профессиональные темы;

- эвристические методы решения педагогических ситуаций;

- отбор, оценку и анализ информации в виртуальном пространстве на заданную тему, определение достоверности источников;

- решение кейсов по изучению ситуаций в процессе планирования, распределения времени и ресурсов при решении профессиональных задач;

- изучение педагогической литературы с позиции ее релевалентности;

- обсуждение контроверсиальных проблем в малых группах;

- рефлексия: оценка собственных решений, процесса размышления, определение сильных и слабых сторон, составление плана саморазвития.

Данные методы развития критического мышления можно логично включить в содержание преподаваемых дисциплин, особенно дисциплин «Педагогика» и «Психология». Возможно разработать комплекс для факультативных занятий, для занятий студенческого научного кружка.

Умение принимать решения на основе логического анализа полученной информации, объективно и критически оценивать предлагаемые аргументы является сложным и многофакторным процессом, в котором задействована когнитивная сфера личности. Эта способность является необходимой компетенцией для педагогов, т.к. она помогает эффективнее работать с педагогической и психологической литературой, выделяя главное и второстепенное, строить педагогический диалог с участниками образовательного процесса, принимать аргументированные и взвешенные решения по любым вопросам.

Литература:

1. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; переводчик Н.М. Никольская. - Москва: Издательство Юрайт, 2021,- 166 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 176 с.

3. Минкина, Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: дис... канд. педаг. наук [Текст] / Ф.Ф. Минкина. - Казань, 2000. - 166 с.

4. Озерова, Т.С. Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов / Т.С.Озерова, Л.В.Воронина // Педагогическое образование в России. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kriticheskoe-myshlenie-v-professionalnoy-deyatelnosti-buduschih-gornyh-inzhenerov-geologov (дата обращения: 16.12.2022)

5. Васильева, А.Н. Применение игровых форм обучения в ходе подготовки специалистов на базе колледжа / А.Н. Васильева, P.M. Степанова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях». - Киров, 2023. - С. 195-196

6. Тузинек, А. Две концепции проблемного обучения: В. Окунь и М.И. Махмутов / А. Тузинек // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. - №3 (836). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/dve-kontseptsii-problemnogo-obucheniya-v-okon-i-m-i-mahmutov (дата обращения: 26.04.2023)

7. Число киберпреступлений в России. - электронный ресурс. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php

Педагогика

УДК 378

аспирант Османова Хатидже Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОГРАФИКА И ЕЕ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья направлена на исследование инфографики и ее роли в изучении английского языка, с помощью раскрытия и определения авторского подхода к понятию, а также с помощью выявления сущностных характеристик и основных базовых аспектов. Современная система образования, в частности изучение иностранного языка, вступает в некий конфликт между восприятием и психикой обучающиеся, подверженных изменениям, ввиду внешних факторов воздействия, и методов и инструментов образования. Именно поэтому применение новых инструментов, таких как инфографика, выступает наиболее важной и значимой частью всей системы образования. Однако качественное их использование буквально не возможно без понимания основ, сущности и роли данных инструментов в образовательном процессе.

Ключевые слова: инфографика, система образования, визуализация, обучение, коммуникативные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.