3. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высш.шк., 1989. - 146 с.
4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
5. Головин В.А., Масляков В.А., Коробков А.В. Физическое воспитание. -М., 1983.
6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 270 с.
7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для пед. вузов по специальности 033100 - Физ. Культура. / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. -М.: Академия, 2004. - 518 с.
8. Загорский Б.И. Физическая культура: прак. пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетев Ю.П. Пузыр. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк.,1989. -383 с.
9. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
10. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. - М: Знание, 1975.
11. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 531 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Ситуация в нашем государстве такова, что радикальные меры для качественного улучшения состояния здоровья граждан и формирования высоких ценностных ориентиров населения, в особенности молодежи, необходимо принимать немедленно. Согласно накопленному
1 Студент.
2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.
мировому опыту, средства физической культуры и спорта, использованные в комплексе, эффективно решают проблемы снижения качества здоровья населения, ведут к образованию здорового морально-психологического климата в социуме в целом и в конкретных коллективах в отдельности. Такая универсальная способность всемирно признана учеными и специалистами и лежит в основе концепции развития физкультуры и спорта нашего государства. Актуальность данного аспекта государственного развития усиливается тем, что физвоспитание имеет своей миссией содействовать формированию позитивного имиджа страны в мире и способствовать социально-экономическим преобразованиям, динамично происходящим в обществе в настоящее время.
1. О важности активной реализации государственной системы физического воспитания, расширения социальных функций физической культуры и спорта
Удовлетворение общих потребностей людей - одно из главных направлений в устройстве государства. В число таких потребностей, безусловно, включается и здоровый образ жизни. Он не мыслится без активных занятий физкультурой и спортом. Данный постулат - не самоцель, а естественная и насущная необходимость каждого индивидуума. Поэтому чрезвычайна важна успешная реализация государственной системы физвоспитания, укрепление социальных функций физкультуры и спорта. Наблюдаемые современные международные тенденции в сфере образования не случайно уделяют этому аспекту немалое внимание. Аксиома, гласящая, что будущее любой страны предопределено физическим и духовным здоровьем граждан, заставляет государственные структуры искать превентивные средства для поддержания здоровья населения, его укрепления в целях профилактики разного рода неинфекционных заболеваний, вызванных гиподинамией. Это болезни сердца и сердечно-сосудистые прежде всего, а также диабет, ожирение и прочие недуги, развитие которых провоцирует малоподвижность. Физическое воспитание также важно, как компонент действенной борьбы с вредными привычками - пьянством, табакокурением, нарко- и токсикоманией.
Еще один движущий стимул для активной реализации государственной системы физвоспитания и повышения социальных функций физкультуры и спорта заложен в общемировых тенденциях колоссального роста внимания и интереса к спорту высших достижений. Эти тенденции четко отражают фундаментальные сдвиги в культуре 21 века, когда процессы глобализации в известной степени простимулированы в немалой доле развитием спорта, олимпийского в особенности. Спорт - универсальный механизм и для самореализации индивидуума, и для его самовыражения. Нелишним будет в данной связи напомнить, что мировое спортивное движение сейчас - одно из самых массовых, а потому и мощных международных движений. Так, в олимпийское спортивное сообщество уже включены более 200 стран мира.
2. Выбор приоритетов в процессе реализации государственной системы физического воспитания и определении социальных функций физкультуры и спорта
Приоритетность, являясь ведущей идеей построения государственной политики в сфере физкультуры и спорта, основана прежде всего на конституционных правах, гарантирующих возможность для каждого человека активный отдых и занятия спортом. Концепция строится с учетом реальных (объективных) возможностей государства и социума по ресурсному обеспечению данной отрасли: инфраструктурному и финансовому, кадровому и научному. Программа представляет некий «график роста» отрасли в долгосрочной и среднесрочной и перспективе. На выбор приоритетов влияют следующие факторы:
- целесообразность процессов и их соответствие социально-экономической политике страны;
- соответствие интересам, традициям социума в сфере спорта и физкультуры;
- наличие ресурсного обеспечения: кадрового, финансового, организационного;
- характер климатических условий конкретных регионов, который влияет на развитие видов отрасли;
- существующие механизмы и инновации в реализации государственной политики в физвоспитании.
Так как характерным явлением в ведущих спортивных державах стала актуализация социальной сущности спорта, то возросла роль высшего специального образования и подготовки педагогов для средней и высшей школы и профессиональных тренеров, в том числе в системе продолженного (непрерывного) образования.
3. Социальные аспекты вопроса
Активизацию в 21 веке процессов реформирования основ государства в сторону их гуманизации тесно связывают с развитием человеческого ресурса как основного капитала державы. К основным аспектам усиления социальных функций физкультуры и спорта специалисты относят:
- удовлетворение физкультурных и спортивных потребностей каждого отдельного члена социума;
- повышение эффективности профессиональной готовности и компетентности педагогов, работающих в данной отрасли;
- профилактика асоциального и девиантного поведения молодежи благодаря продвижению идеи физического совершенства, возможного лишь при здоровом образе жизни;
- социальная интеграция (в том числе через реабилитацию) в общество людей с ограниченными возможностями личного здоровья;
- формирование толерантности через развитие адаптивной физкультуры;
- ответственность граждан страны за формирование ее позитивного имиджа в мире.
Таким образом, социализация занимающихся физкультурой, спортом, активным туризмом - это часть общей политики государства.
4. Наиболее актуальные проблемы в реализации государственной системы физического воспитания
Утвержденную концепцию реализации государственной системы физ-воспитания можно было бы назвать переломной, если бы не оставались нерешенными острые проблемы, среди которых основные:
- продолжает ухудшаться состояние здоровья всех групп населения страны, включая детей, подростков, молодежь. Так, у 20 процентов дошкольников и почти у 80 процентов выпускников школ и вузов фиксируются серьезные отклонения в здоровье;
- прогрессирует «омоложение» возрастных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых;
- массовость физкультурного движения и спорта не достигает порога безопасности генофонда нации (должно быть не менее 15 %);
- почти половина молодежи призывного/допризывного возраста не может выполнить норм по физической подготовке;
- в регионах наблюдается неразвитость оздоровительных форм организации досуга всего населения и молодежи в частности;
- малоэффективна система пропаганды здорового образа жизни через занятия физкультурой и спортом;
- отмечается рост социальной девиации и асоциальных привычек, в том числе среди занимающихся спортом, что служит показателем неэффективности выполнения общепедагогических функций и воспитательных задач физкультуры и спорта.
Круг проблем может быть расширен еще более глобальными составляющими - противоречиями организационно-управленческих, а также финансово-экономических основ отрасли условиям рыночной экономики и демократического общества.
5. Некоторые выводы (резюме изложенного)
В последнее время благодаря принятым на государственном уровне программам, безусловно, получили определенное, а в некоторых пунктах и существенное развитие формы как материального, так и морального стимулирования физкультуры. Также уделено внимание социальной поддержке специалистов физической культуры и спорта, тренеров, спортсменов. Сделаны шаги по изучению и внедрению инновационных технологий, научно-
методическому обеспечению педагогов-тренеров, открыты научно-учебные центры. Значительно продвинулась к лучшему социальная интеграция в социум людей с ограниченными возможностями, их реабилитация средствами физической культуры. Есть успехи по отдельным векторам адаптивной физкультуры для детей и подростков.
Однако реализация государственной системы физического воспитания, социальных функций спорта и физкультуры как чуть ли не единственного средства неутилитарного плана, способного обеспечивать физическое совершенство, специальную и общую готовность конкретного человека к выполнению социально обусловленных функций, призванного успешно бороться с гипокинезией и гиподинамией, все еще на полпути к цели.
Современные международные тенденции в сфере образования, в том числе спортивного, способны ликвидировать диспропорцию между естественной потребностью организма в движении и на данный момент реальным «антидвигательным» режимом образа жизни. И это при том, что физическое здоровье и подготовленность составляют единство с духовно-нравственным воспитанием, интеллектуальным развитием личности. Для продвижения к данной цели нужно более активно реализовывать следующие важные пункты:
- принять во внимание и к действию возможности физкультуры, спорта, активного туризма как многоаспектного фактора в той неотъемлемой части общей культуры, какой является физическая культура;
- активнее трансформировать физическую культуру в инфраструктуру, которая будет способна удовлетворять государственные потребности в сфере здорового образа жизни граждан страны;
- использовать весь экономический и духовный потенциал страны для дальнейшей реализации общей концепции развития физвоспи-тания в школах и высших учебных заведениях, на производстве и в массовом спортивном движении.
Учитывая, что современная мировая практика развивает в сфере спорта и физкультуры производственно-инвестиционную деятельность, первоочередные задачи нашей страны - предоставить населению физкультурно-спор-тивные услуги в полном ассортименте, в том числе реабилитационно-интег-рационных для уязвимых групп населения. А затем широко использовать их как фактор воспитания молодежи, профилактики девиантного поведения, формирования толерантности и для решения макрозадачи - улучшения качества жизни населения и генофонда державы.
Список литературы:
1. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 6. - С. 44-46.
2. Крежи Б.Д. Психология в современном спорте: учеб. - М., 2003. - 222 с.
3. Паташова Л.А. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: науч. тр. XI междунар. науч.-практ. конф. -Ростов-н/Д.: РИФКС, 2008. - Т. 2. - С. 317-319.
4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н.М. Лебедева. - М., 1999. - 224 с.
5. Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; под ред. Л.К. Хо-цянова. - М.: Медицина, 1967. - 335 с.
6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / сост. И.Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
7. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.
8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во Владос-пресс, 2002.
9. Олпорт Г.У Становление личности: Избранные труды / Г.У Олпорт. -М.: Смысл, 2002. - 464 с.
10. Онушкин В.Г. Зарубежный опыт: образование взрослых и социальные перемены // Проблемы непрерывного образования взрослых. - СПб., 1994. - № 1.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
На сегодняшний день мировым сообществом не принято использовать термин инвалид, более распространён вариант - лицо с ограниченными возможностями. Что касается несовершеннолетних, то чаще используется термин - лицо с особыми потребностями. Так как главнейшее право ребёнка - получать максимальное удовлетворение собственных здоровых потребностей и иметь абсолютные возможности, реальные в данный момент, для своего обучения, формирования и роста.
1. Курс политики Российской Федерации, направленный на развитие и поддержку людей с особыми потребностями и ограниченными физическими возможностями - понятийные основы
На сегодня в соответствии с законом РФ курс политики по данному вопросу сориентирован на максимальную поддержку самостоятельности дан-
1 Студент.
2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.