Научная статья на тему 'Реализация государственной системы физического воспитания, социальных функций физической культуры и спорта, современные международные тенденции в сфере образования'

Реализация государственной системы физического воспитания, социальных функций физической культуры и спорта, современные международные тенденции в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёва К.О., Москаленко И.С.

Ситуация в нашем государстве такова, что радикальные меры для качественного улучшения состояния здоровья граждан и формирования высоких ценностных ориентиров населения, в особенности молодежи, необходимо принимать немедленно. Согласно накопленному мировому опыту, средства физической культуры и спорта, использованные в комплексе, эффективно решают проблемы снижения качества здоровья населения, ведут к образованию здорового морально-психологического климата в социуме в целом и в конкретных коллективах в отдельности. Такая универсальная способность всемирно признана учеными и специалистами и лежит в основе концепции развития физкультуры и спорта нашего государства. Актуальность данного аспекта государственного развития усиливается тем, что физвоспитание имеет своей миссией содействовать формированию позитивного имиджа страны в мире и способствовать социально-экономическим преобразованиям, динамично происходящим в обществе в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьёва К.О., Москаленко И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной системы физического воспитания, социальных функций физической культуры и спорта, современные международные тенденции в сфере образования»

3. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высш.шк., 1989. - 146 с.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

5. Головин В.А., Масляков В.А., Коробков А.В. Физическое воспитание. -М., 1983.

6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 270 с.

7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для пед. вузов по специальности 033100 - Физ. Культура. / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. -М.: Академия, 2004. - 518 с.

8. Загорский Б.И. Физическая культура: прак. пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетев Ю.П. Пузыр. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк.,1989. -383 с.

9. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

10. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. - М: Знание, 1975.

11. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 531 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Ситуация в нашем государстве такова, что радикальные меры для качественного улучшения состояния здоровья граждан и формирования высоких ценностных ориентиров населения, в особенности молодежи, необходимо принимать немедленно. Согласно накопленному

1 Студент.

2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

мировому опыту, средства физической культуры и спорта, использованные в комплексе, эффективно решают проблемы снижения качества здоровья населения, ведут к образованию здорового морально-психологического климата в социуме в целом и в конкретных коллективах в отдельности. Такая универсальная способность всемирно признана учеными и специалистами и лежит в основе концепции развития физкультуры и спорта нашего государства. Актуальность данного аспекта государственного развития усиливается тем, что физвоспитание имеет своей миссией содействовать формированию позитивного имиджа страны в мире и способствовать социально-экономическим преобразованиям, динамично происходящим в обществе в настоящее время.

1. О важности активной реализации государственной системы физического воспитания, расширения социальных функций физической культуры и спорта

Удовлетворение общих потребностей людей - одно из главных направлений в устройстве государства. В число таких потребностей, безусловно, включается и здоровый образ жизни. Он не мыслится без активных занятий физкультурой и спортом. Данный постулат - не самоцель, а естественная и насущная необходимость каждого индивидуума. Поэтому чрезвычайна важна успешная реализация государственной системы физвоспитания, укрепление социальных функций физкультуры и спорта. Наблюдаемые современные международные тенденции в сфере образования не случайно уделяют этому аспекту немалое внимание. Аксиома, гласящая, что будущее любой страны предопределено физическим и духовным здоровьем граждан, заставляет государственные структуры искать превентивные средства для поддержания здоровья населения, его укрепления в целях профилактики разного рода неинфекционных заболеваний, вызванных гиподинамией. Это болезни сердца и сердечно-сосудистые прежде всего, а также диабет, ожирение и прочие недуги, развитие которых провоцирует малоподвижность. Физическое воспитание также важно, как компонент действенной борьбы с вредными привычками - пьянством, табакокурением, нарко- и токсикоманией.

Еще один движущий стимул для активной реализации государственной системы физвоспитания и повышения социальных функций физкультуры и спорта заложен в общемировых тенденциях колоссального роста внимания и интереса к спорту высших достижений. Эти тенденции четко отражают фундаментальные сдвиги в культуре 21 века, когда процессы глобализации в известной степени простимулированы в немалой доле развитием спорта, олимпийского в особенности. Спорт - универсальный механизм и для самореализации индивидуума, и для его самовыражения. Нелишним будет в данной связи напомнить, что мировое спортивное движение сейчас - одно из самых массовых, а потому и мощных международных движений. Так, в олимпийское спортивное сообщество уже включены более 200 стран мира.

2. Выбор приоритетов в процессе реализации государственной системы физического воспитания и определении социальных функций физкультуры и спорта

Приоритетность, являясь ведущей идеей построения государственной политики в сфере физкультуры и спорта, основана прежде всего на конституционных правах, гарантирующих возможность для каждого человека активный отдых и занятия спортом. Концепция строится с учетом реальных (объективных) возможностей государства и социума по ресурсному обеспечению данной отрасли: инфраструктурному и финансовому, кадровому и научному. Программа представляет некий «график роста» отрасли в долгосрочной и среднесрочной и перспективе. На выбор приоритетов влияют следующие факторы:

- целесообразность процессов и их соответствие социально-экономической политике страны;

- соответствие интересам, традициям социума в сфере спорта и физкультуры;

- наличие ресурсного обеспечения: кадрового, финансового, организационного;

- характер климатических условий конкретных регионов, который влияет на развитие видов отрасли;

- существующие механизмы и инновации в реализации государственной политики в физвоспитании.

Так как характерным явлением в ведущих спортивных державах стала актуализация социальной сущности спорта, то возросла роль высшего специального образования и подготовки педагогов для средней и высшей школы и профессиональных тренеров, в том числе в системе продолженного (непрерывного) образования.

3. Социальные аспекты вопроса

Активизацию в 21 веке процессов реформирования основ государства в сторону их гуманизации тесно связывают с развитием человеческого ресурса как основного капитала державы. К основным аспектам усиления социальных функций физкультуры и спорта специалисты относят:

- удовлетворение физкультурных и спортивных потребностей каждого отдельного члена социума;

- повышение эффективности профессиональной готовности и компетентности педагогов, работающих в данной отрасли;

- профилактика асоциального и девиантного поведения молодежи благодаря продвижению идеи физического совершенства, возможного лишь при здоровом образе жизни;

- социальная интеграция (в том числе через реабилитацию) в общество людей с ограниченными возможностями личного здоровья;

- формирование толерантности через развитие адаптивной физкультуры;

- ответственность граждан страны за формирование ее позитивного имиджа в мире.

Таким образом, социализация занимающихся физкультурой, спортом, активным туризмом - это часть общей политики государства.

4. Наиболее актуальные проблемы в реализации государственной системы физического воспитания

Утвержденную концепцию реализации государственной системы физ-воспитания можно было бы назвать переломной, если бы не оставались нерешенными острые проблемы, среди которых основные:

- продолжает ухудшаться состояние здоровья всех групп населения страны, включая детей, подростков, молодежь. Так, у 20 процентов дошкольников и почти у 80 процентов выпускников школ и вузов фиксируются серьезные отклонения в здоровье;

- прогрессирует «омоложение» возрастных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых;

- массовость физкультурного движения и спорта не достигает порога безопасности генофонда нации (должно быть не менее 15 %);

- почти половина молодежи призывного/допризывного возраста не может выполнить норм по физической подготовке;

- в регионах наблюдается неразвитость оздоровительных форм организации досуга всего населения и молодежи в частности;

- малоэффективна система пропаганды здорового образа жизни через занятия физкультурой и спортом;

- отмечается рост социальной девиации и асоциальных привычек, в том числе среди занимающихся спортом, что служит показателем неэффективности выполнения общепедагогических функций и воспитательных задач физкультуры и спорта.

Круг проблем может быть расширен еще более глобальными составляющими - противоречиями организационно-управленческих, а также финансово-экономических основ отрасли условиям рыночной экономики и демократического общества.

5. Некоторые выводы (резюме изложенного)

В последнее время благодаря принятым на государственном уровне программам, безусловно, получили определенное, а в некоторых пунктах и существенное развитие формы как материального, так и морального стимулирования физкультуры. Также уделено внимание социальной поддержке специалистов физической культуры и спорта, тренеров, спортсменов. Сделаны шаги по изучению и внедрению инновационных технологий, научно-

методическому обеспечению педагогов-тренеров, открыты научно-учебные центры. Значительно продвинулась к лучшему социальная интеграция в социум людей с ограниченными возможностями, их реабилитация средствами физической культуры. Есть успехи по отдельным векторам адаптивной физкультуры для детей и подростков.

Однако реализация государственной системы физического воспитания, социальных функций спорта и физкультуры как чуть ли не единственного средства неутилитарного плана, способного обеспечивать физическое совершенство, специальную и общую готовность конкретного человека к выполнению социально обусловленных функций, призванного успешно бороться с гипокинезией и гиподинамией, все еще на полпути к цели.

Современные международные тенденции в сфере образования, в том числе спортивного, способны ликвидировать диспропорцию между естественной потребностью организма в движении и на данный момент реальным «антидвигательным» режимом образа жизни. И это при том, что физическое здоровье и подготовленность составляют единство с духовно-нравственным воспитанием, интеллектуальным развитием личности. Для продвижения к данной цели нужно более активно реализовывать следующие важные пункты:

- принять во внимание и к действию возможности физкультуры, спорта, активного туризма как многоаспектного фактора в той неотъемлемой части общей культуры, какой является физическая культура;

- активнее трансформировать физическую культуру в инфраструктуру, которая будет способна удовлетворять государственные потребности в сфере здорового образа жизни граждан страны;

- использовать весь экономический и духовный потенциал страны для дальнейшей реализации общей концепции развития физвоспи-тания в школах и высших учебных заведениях, на производстве и в массовом спортивном движении.

Учитывая, что современная мировая практика развивает в сфере спорта и физкультуры производственно-инвестиционную деятельность, первоочередные задачи нашей страны - предоставить населению физкультурно-спор-тивные услуги в полном ассортименте, в том числе реабилитационно-интег-рационных для уязвимых групп населения. А затем широко использовать их как фактор воспитания молодежи, профилактики девиантного поведения, формирования толерантности и для решения макрозадачи - улучшения качества жизни населения и генофонда державы.

Список литературы:

1. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 6. - С. 44-46.

2. Крежи Б.Д. Психология в современном спорте: учеб. - М., 2003. - 222 с.

3. Паташова Л.А. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: науч. тр. XI междунар. науч.-практ. конф. -Ростов-н/Д.: РИФКС, 2008. - Т. 2. - С. 317-319.

4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н.М. Лебедева. - М., 1999. - 224 с.

5. Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; под ред. Л.К. Хо-цянова. - М.: Медицина, 1967. - 335 с.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / сост. И.Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

7. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.

8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во Владос-пресс, 2002.

9. Олпорт Г.У Становление личности: Избранные труды / Г.У Олпорт. -М.: Смысл, 2002. - 464 с.

10. Онушкин В.Г. Зарубежный опыт: образование взрослых и социальные перемены // Проблемы непрерывного образования взрослых. - СПб., 1994. - № 1.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

На сегодняшний день мировым сообществом не принято использовать термин инвалид, более распространён вариант - лицо с ограниченными возможностями. Что касается несовершеннолетних, то чаще используется термин - лицо с особыми потребностями. Так как главнейшее право ребёнка - получать максимальное удовлетворение собственных здоровых потребностей и иметь абсолютные возможности, реальные в данный момент, для своего обучения, формирования и роста.

1. Курс политики Российской Федерации, направленный на развитие и поддержку людей с особыми потребностями и ограниченными физическими возможностями - понятийные основы

На сегодня в соответствии с законом РФ курс политики по данному вопросу сориентирован на максимальную поддержку самостоятельности дан-

1 Студент.

2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.