Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕТИ / ПОДДЕРЖКА / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Р. М., Бойко Н. Н.

В статье внимание уделено роли органов публичной власти в реализации государственной семейной политики. При этом отмечено, что нововведения, которые были внесены 1 июля 2020 года в Конституцию Российской Федерации, продолжили закрепление принципа охраны семьи, материнства и детства. Основные принципы государственной семейной политики отражены не только в актах РФ, но и в актах субъектов РФ и муниципально-правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE FAMILY POLICY AT THE PRESENT STAGE

The article focuses on the role of public authorities in the implementation of state family policy. At the same time, it was noted that the innovations that were introduced on July 1, 2020 to the Constitution of the Russian Federation further continued to consolidate the principle of protecting the family, motherhood and childhood. The basic principles of state family policy are reflected not only in the acts of the Russian Federation, but also in the acts of the subjects of the Russian Federation and municipal legal acts.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_157

УДК 342.415

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Implementation of state family policy at the present stage

УСМАН ОВА Резида Минияровна,

декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий, доктор юридических наук, доцент.

453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru;

БОЙКО Наталья Николаевна,

доцент кафедры конституционного и муниципального права

Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий, кандидат юридических наук, доцент. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: amulet-str@yandex.ru;

Usmanova Rezida Miniyarovna,

Dean of the Faculty of Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Doctor of Law, Associate Professor.

453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru

Boyko Natalia Nikolaevna,

Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Candidate of Law, Associate Professor. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: amulet-str@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье внимание уделено роли органов публичной власти в реализации государственной семейной политики. При этом отмечено,

что нововведения, которые были внесены 1 июля 2020 года в Конституцию Российской Федерации, продолжили закрепление принципа охраны семьи, материнства и детства. Основные принципы государственной семейной политики отражены не только в актах РФ, но и в актах субъектов РФ и муниципально-правовых актах.

Abstract: The article focuses on the role of public authorities in the implementation of state family policy. At the same time, it was noted that the innovations that were

introduced on July 1, 2020 to the Constitution of the Russian Federation further continued to consolidate the principle of protecting the family, motherhood and childhood. The basic principles of state family policy are reflected not only in the acts of the Russian Federation, but also in the acts of the subjects of the Russian Federation and municipal legal acts.

Для цитирования: Усманова Р.М., Бойко Н.Н. Реализация государственной семейной политики на современном этапе // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 157-159. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_157.

For citation: Usmanova R.M., Boyko N.N. Implementation of state family policy at the present stage //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 157159. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_ 157.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2023

Государственная семейная политика - важнейший инструмент государства, без которого успешное функционирование семьи не представляется возможным. Конституционно-правовая основа семейной политики содержится в ст. 7 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает обязанность защиты

института семьи государством. Это положение в дальнейшем легло в основу разработки отдельного правового института, который направлен на обеспечение реализации семейной политики. Нормативно-правовые основы государственной поддержки материнства, детства и семьи в Российской Федерации основываются на международных стандартах и содержатся как в Конституции Российской Федерации, так и иных российских законодательных актах.

На конституционном уровне закреплены следующие права и гарантии в сфере семьи, материнства и детства:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7),

- равенство прав и свобод человека вне зависимости от половой принадлежности (ст. 19),

- положение о том, что материнство и детство, семья находятся под особой защитой государства (ст. 38).

- гарантируемое социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39). -право граждан в сфере оказания медицинской помощи (ст. 41),

Таким образом, защита семьи, материнства, отцовства, детей и их воспитание выступает одним из важнейших направлений государственной политики [6, с.

14], и реализуют ее в первую очередь органы публичной власти.

1 июля 2020 года в Конституцию Российской Федерации внесены поправки, которые касаются, в том числе и вопросов семьи, материнства и детства. Целью таких поправок явилось, в первую очередь, создание условий, необходимых для достойного воспитания ребенка в семье. И непосредственно это закреплено в п.4 ст. 67.1, где сказано, что дети признаются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство должно создать все необходимые условия для всестороннего развития детей, воспитания их в духе патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Кроме того, указано, что государство несет обязанности родителя в отношении детей, которые остались без попечения родителей.

Таким образом, указанная норма демонстрирует высший политический приоритет России в деле создания условий для благополучного развития детей. Далее, согласно п. «ж.1» ст. 72 Конституции, в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы: защиты семьи, ма-

теринства, отцовства и детства; защиты института брака; создание условий для воспитания детей в семье; создание условий для того, чтобы дети, достигшие совершеннолетия заботились о своих родителях. Указанная поправка нацелена на то, чтобы сохранить традиционные семейные ценности, обеспечить преемственности поколений, а также обозначить, что родители в нашей стране понимаются как союз мамы и папы (мужчины и женщины).

Вопросы института семьи, материнства и детства находятся в ведении, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации. Данная норма

вполне логична, так как поскольку наше государство является многонациональным, то при регламентации семейно-брачных отношений, следует учитывать, в том числе, религию и сложившиеся традиции на конкретной территории, которые не должны противоречить федеральному законодательству. К тому же, защита семьи, материнства и детства будет более эффективной, если она будет осуществляться сразу на двух уровнях государственной власти.

Внесенные поправки, касаемые вопросов семьи, материнства и детства направлены на укрепление принципа приоритетности государственной политики в сфере демографии, создания благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка.

Современные основы государственной семейной политики в Российской Федерации были заложены еще Указом Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об

Ключевые слова: семья, государственная политика, дети, поддержка, органы публичной власти. Keywords: family, public policy, children, support, public authorities.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

Основных направлениях государственной семейной политики». Согласно Указу Президента РФ, основной целью государственной семейной политики является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи [7].

Важную роль в определении направлений государственной политики играет Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р [5]. Согласно положениям Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, основными целями государственной семейной политики являются: поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций; повышение качества жизни семей; обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Реализация указанной Концепции должны происходить в два этапа: первый этап длится в период с 2015 по 2018 гг., а второй - с 2019 по 2025 гг. Концепция включает семь разделов:

- первый раздел содержит положения о роли и значении принятого документа в социальной политике государства;

- во втором разделе дается характеристика современного состояния семьи в России, анализируются ее проблемы, положительные и отрицательные тенденции, механизм решения наиболее сложны проблем;

- в третьем разделе описываются цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в сфере поддержки материнства, отцовства и детства. К числу приоритетов семейной политики отнесены: сохранение традиционных семейных ценностей, возрождение нравственных традиций в семье, создание условий для благополучного развития семьи, поддержка социальной устойчивости семьи;

- в четвертом и последующих разделах закреплены основы практической реализации семейной политики. Причем основная роль отведена региональным органам государственной власти, который должны разработать поэтапный план и механизм реализации государственной политики в сфере защиты семьи, материнства и детства [1, с. 71].

Также в Российской Федерации на государственном уровне закреплены меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей в нормах ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [8], ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [9]. В данных нормативных актах закреплены различные виды пособий, а также иные меры поддержки для граждан, имеющих детей.

Нормы о защите семьи, материнства и детства содержатся и в региональном законодательстве.

Так, в Республике Башкортостан принят Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства в Республике Башкортостан», который содержит:

- основные принципы государственной политики в Республике Башкортостан в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

- основы регулирования отношений, которые затрагивают интересы семьи в административной, гражданской, земельной, жилищной и иной сфере.

Задачами принятия данного закона является уменьшение негативных тенденций, происходящих в институте семьи, повышение рождаемости, повышение

престижа семьи и семейных ценностей, закрепление правовых гарантий материнства, отцовства и детства в различных сферах, сохранения приоритета воспитания детей в семье, установление ответственности государства и общества перед семьей и наоборот [2]. Также в сфере защиты семьи, материнства и детства приняты и другие нормативные правовые акты. В сложившихся условиях в ряд актов внесены изменения относительно, трудовых отношений и гражданско-правовых, которые так или иначе связаны с поддержкой определенных категорий семей, а именно семей где имеется мобилизованный, или погибший в результате СВО. Примечательно, что о поддержке семей погибших было сказано и в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2023 году, в виде создания государственного фонда, который будет вписан в государственную структуру и напрямую подчинен правительству, и задачей которого станет персональная помощь семьям погибших военнослужащих в СВО [3].

Особая роль в этом плане принадлежит и субъектам Российской Федерации, которые в своих нормативных актах закрепляют меры социальной поддержки семей участников СВО. Так, например, в Республике Башкортостан Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 11.10.2022 № РГ-415 утвержден План мероприятий по оказанию содействия семьям граждан, принимающих участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, Украины. В рамках реализации этого плана принят Указ Главы Республики Башкортостан от 27.10.2022 № УГ-790 «О дополнительных мерах социальной поддержки в сфере образования семей граждан из Республики Башкортостан, принимающих участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, Украины. И непосредственно все меры далее определены в отдельных актах, в которых закрепляются меры направленные на поддержку, например, несовершеннолетних детей мобилизованного, детей-студентов очной формы обучения по программам среднего профессионального образования и в целом членам семьи. Это только часть примеров. По Республике Башкортостан в отношении семей и детей участников СВО предусмотрено около 30 мер поддержки. Возможны и другие льготы. Так, согласно Указу мэра Москвы от 21 февраля 2023 года № 8-УМ «О дополнительных мерах социальной поддержки семьям военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях» предоставляются различные льготы, такие даже как: содействие в поиске работы членам семьи; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования супруги и детей трудоспособного возраста. А согласно, Указу Главы Якутии № 2603 от 25 сентября 2022 года «О мерах социальной поддержки семей военнослужащих» предусмотрена и поддержка студентов в виде специальных дополнительных стипендий.

Как видим, регионы своими нормативными актами, за счет собственных средств, предусматривают различные льготы и пособия, и все они направлены, так или иначе, на реализацию конституционных гарантий семьи и детства. И это доказывает, что современное российское законодательство создает правовую базу для охраны, поддержки семьи, материнства и детства. Однако, по мнению ряда авторов, регламентированные законодательством меры по поддержке семьи явно недостаточны в современный период и даже высказываются о необходимости принятия специального закона» в целях закрепления правовых гарантий осуществления поддержки семьи, материнства и детства государством. На наш взгляд, такое предложение является излишним, поскольку меры государственной поддержки закреплены комплексно в семейном, жилищном, социальном законодательстве.

В целях реализации указанных мер следует совершенствовать не законодательную, а в первую очередь, правоприменительную деятельность в данной области. Следует лишь детализировать указанные нормы и устранить проблемы правового регулирования. Так, например, проблема правового регулирования возникла при предоставлении материнского капитала одинокому мужчине, который воспользовался суррогатной матерью, для рождения ему детей. Конституционный Суд РФ по этому поводу постановил о необходимости внести в действующее правовое регулирование по вопросам государственной поддержки семей, имеющих детей, необходимые изменения [4].

Семья выступает важным объектом политики государства, целью которой является создание всех необходимых условий для того, чтобы семья реализовала главную свою функцию - репродуктивную и воспитательную.

Государственную политику по охране, поддержки семьи, материнства и детства реализовывают органы публичной власти. Согласно п. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. Именно на него возложена основная задача по реализации государственной поддержки семьи, материнства и детства. Это выражается в его законотворческой деятельности, а также в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Например, в послании 23 февраля 2023 года, было уделено внимание семейным ценностям и поддержке семей погибших в результате СВО.

Законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание Российской Федерации реализует политику поддержки семьи, материнства, отцов-

ства и детства путем принятия соответствующих правовых актов. Особо здесь следует отметить такие органы, как:

1. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Именно в его ведение входят вопросы улучшения демографической ситуации, поддержки семьи, материнства и детства. Данный комитет участвует в работе над законопроектами в указанной сфере, которые проходят через парламент;

2. Одним их эффективных органов в указанной сфере является Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы Российской Федерации. В ведении комитета находятся вопросы, связанные с совершенствованием семейного и иного законодательства, затрагивающего вопросы материнства, отцовства и детства. В рамках комитета сформированы межведомственные рабочие группы, временные рабочие и экспертные группы

Была и временная комиссия Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Российской Федерации, которая была создана сроком на три года, и прекратила свою деятельность в 2020 г. Основными задачами данной комиссии были: разработка предложений по совершенствованию действующего Семейного кодекса Российской Федерации, а также связанных с ним иных нормативно-правовых актов; осуществление мониторинга законодательства в сфере семейно-брачных отношений, разработка направления совершенствования деятельности органов опеки и попечительства

Основополагающую роль в обеспечении государственной поддержки семьи выполняет Правительство Российской Федерации, его компетентные органы и структурные подразделения, а также подведомственные организации.

Основное положение, которое отражает участие Правительства РФ в осуществлении государственной поддержки семьи, закреплено в ст. 114 Конституции РФ, согласно которой «Правительство Российской Федерации...обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии».

В структуре Правительства Российской Федерации функционирует совещательный орган - Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Еще одна структура Правительства Российской Федерации - Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и их защите. Она является координационным органом и создана в целях выработки единой политики в области защиты прав несовершеннолетних лиц. Наиболее значимую роль в государственной поддержке семьи, материнства и детства играет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Ежегодно данный государственный орган готовит доклад о состоянии семей, имеющих детей и детей в Российской Федерации.

На региональном уровне созданы и функционируют органы власти, занимающиеся вопросами семьи, материнства и детства. Например, в Республике Башкортостан - это Министерство семьи, труда и социальной защиты населения, на которое возложено решение вопросов, связанных в том числе, с мерами поддержки семей, матерей и детей. Органы местного самоуправления и муниципальные учреждения принимают участие в обеспечении государственной поддержки семьи на территориях соответствующих муниципальных образований.

Особую роль при этом играют отделы по опеке и попечительству местных администраций. У данных структур согласно, Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», основная задача - защита прав и законных интересов лиц. Но, однако, имеются и полномочия по охране имущества несовершеннолетних, выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

Помимо полномочий по опеке и попечительству, органы местного самоуправления в сфере семьи осуществляют также и полномочия в сфере охраны здоровья. Например, в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления обеспечивают доступность медицинской помощи семьям. Также органы местного самоуправления создают условия для духовно-культурного развития семьи и организации досуга. Во многих муниципальных образованиях реализуются программы по обеспечению семей жилья экономического класса.

В настоящее время органы местного самоуправления также оказывают помощь семьям участников СВО. И эта помощь может выражаться в следующем: во-первых, создание патронатных служб, которые выявляют проблемы в семьях и реагируют на них (как, например, г. Новосибирск); во-вторых, создание Центра помощи семьям мобилизованных (как, например, г. Стерлитамак Республики Башкортостан); в-третьих, предоставление льгот, выплат (например, в г. Краснодаре предоставляются бесплатный проезд, или устройство в детский сад без очереди или перевод в ближайшую школу к месту проживания, а г. Якутске предоставление и овощного (продуктового) набора); в-четвертых, оказание юридической, психологической помощи (как, например, в г. Ставрополь).

Меры муниципальной поддержки в конкретном муниципальном образовании описаны на сайтах администраций муниципалитетов.

Таким образом, система публичного управления в области государственной поддержки семьи представлена обширным перечнем публичных органов, целевых внебюджетных фондов, государственных учреждений и организаций, которые в рамках своих полномочий реализуют положения законодательства РФ о социальном обеспечении семей. Все они постоянно находятся в процессе межведомственного взаимодействия, от эффективности которого зависит качественный показатель функционирования механизмов обеспечения государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Б иблиография:

1. Гладкова Ю.В., Когай Д.С Государственная семейная политика в России // Научный потенциал высшей школы - будущему России: материалы и доклады. М. , 2015. С. 71-79.

2. Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года №ВС-21/19 «Об охране семьи, материнства, отцовства в Республике Башкортостан» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 2 (20). Ст. 75.

3. Опубликованы главные тезисы послания Владимира Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года// https://www.kp.ru/daily/27468/4724236/ (дата обращения

05.03.2023).

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области» // СПС «Консультант Плюс».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6. Руднева Л.Е., Сапронов А.В., Соловьянова М.В., Беленко О.Н. Социальная поддержка различных категорий граждан: федеральный и региональный аспекты // Белгородский университет кооперации, экономики и права, Курский институт кооперации (филиал). Курск, 2019. 144 с.

7. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. от 05.10.2002) «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // СПС «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/.

References:

1. Gladkova Yu.V., Kogai D.S. State family policy in Russia // Scientific potential of higher school - the future of Russia: materials and reports. M. , 2015. pp. 71-79.

2. Law of the Republic of Bashkortostan No. VS-21/19 of November 5, 1993 «On the protection of family, motherhood, fatherhood in the Republic of Bashkortostan» // Vedomosti of the Supreme Council and the Government of the Republic of Bashkortostan. 1994. No. 2 (20), Article

75.3.The man theses of Vladimir Putin's address to the Federal Assembly on February 21, 2023 have been published// https://www.kp.nj/daily/27468/4724236 / ((accessed 05.03.2023)

4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 06/29/2021 N 30-P "In the case of checking the constitutionality of Article 3 of the Federal Law «On additional measures of state support for families with children» in connection with the request of the Konakovsky City Court of the Tver region»// SPS "Consultant Plus".

5.Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2014 G. No. 1618-r «On approval of the Concept of state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025» // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru

6. Rudneva L.E., Sapronov A.V., Solovyanova M.V., Belenko O.N. Social support of various categories of citizens: federal and regional aspects // Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Kursk Institute of Cooperation (branch). Kursk, 2019. 144 p.

7. Decree of the President of the Russian Federation of 14.05.1996 No. 712 (ed. of 05.10.2002) "On the main directions of state family policy" // SPS "Consultant Plus".

8. Federal Law No. 81-FZ of May 19, 1995 «On State benefits to citizens with children» // Official Internet portal of Legal Information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru /

9.Federal Law No. 256-FZ of December 29, 2006 «On additional measures of state support for families with children» // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.