УДК 347.6.02
DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-33-42
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЕКТОРА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Ильина О. Ю.
Тверской государственный университет
170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33, Российская Федерация
Аннотация. Целью работы выступает фиксация особенностей проявления публичного интереса в семейно-правовой сфере во исполнение конституционно-правовых принципов. Автором проведен анализ положений Семейного кодекса Российской Федерации, исследованы основные нормативные правовые акты, предусматривающие различные меры государственной поддержки гражданам, имеющих детей. В результате проведённого исследования подтверждено, что в механизме регулирования семейных отношений превалирует публичный интерес, содержание и формы которого находят проявление в различных программных документах. Доказано, что государственная семейная политика в значительной степени предполагает оказание социальной поддержки гражданам, имеющим детей, что не может восприниматься как семейная политика. Значимость работы состоит в сопоставлении положений Семейного кодекса РФ как основного элемента механизма регулирования отношений в семье и иных нормативных правовых актов, провозглашающих принципы государственной семейной политики, что позволило изменить содержание научной дискуссии о понятии государственной семейной политики.
Ключевые слова: принципы семейного законодательства, конституционные принципы защиты семьи, дополнительные меры поддержки семьи, концепция государственной семейной политики.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF CURRENT FAMILY POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
O. Ilyina
Tver State University
33, Zhelyabova st., Tver, 170100, Russian Federation
Abstract. The aim of the work is to identify the features of public interest in the family legal sphere in the pursuance of constitutional and legal principles. The author analyzed the provi-
© CC BY Ильина О. Ю., 2019.
sions of the Family Code of the Russian Federation and studied the main normative legal acts providing various forms of state support to citizens with children. As a result of the study, it is confirmed that the mechanism of the regulation of family relations is dominated by public interest, the content and forms of which are manifested in various policy documents. It is proved that the state family policy largely involves the provision of social support to citizens with children, which cannot be perceived as a family policy. The significance of the work is to compare the provisions of the Family Code of the Russian Federation as the main element of the mechanism of regulation of family relations and other normative legal acts proclaiming the principles of the state family policy, which allowed to change the content of the scientific discussion about the concept of the state family policy.
Keywords: principles of family law; constitutional principles of family protection; additional measures of family support, the concept of state family policy.
Конституционные принципы, гарантирующие защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства, определяют основные направления государственной семейной политики. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ1 политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Соответствующие ориентиры находят отражение в нормах Семейного кодекса2 Российской Федерации (далее - СК РФ), различных программных документах, «дорожных картах», содержащих конкретные показатели предпринимаемых государством мер.
Обратимся прежде всего к положениям СК РФ, свидетельствующим об
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
особой защите так называемых социально незащищенных слоев населения. Согласно ст. 1 СК РФ, регламентация отношений в семье осуществляется на основе принципа обеспечения первоочередной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Анализ семей-но-правовых норм, которые определяют требования к форме и содержанию отношений между родителями и детьми, даёт основания категорично утверждать о необходимости учёта интересов детей во всех ситуациях, когда в семье решается любой вопрос, прямо или косвенно затрагивающий интересы ребёнка.
В связи с этим трудно согласиться с мнением О. В. Цуканова и В. А. Бочарова в том, что Семейный кодекс РФ «специально не выделяет защиту прав ребенка» [8].
Традиционно в большей степени меры социальной, а правильнее сказать, материальной поддержки государства проявляются в алиментных правоотношениях. Так, в соответствии с п. 3 ст. 80 СК РФ, если родители ребёнка не заключили между собой соглашения об уплате алиментов, при этом алименты ребенку (детям) реаль-
но не предоставляются одним из родителей, а другой родитель в силу тех или иных причин не предъявляет в суд исковое заявление, орган опеки и попечительства, реализуя свой публичный интерес, вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). В такой форме орган опеки и попечительства реализует свои полномочия, направленные на обеспечение материального содержания несовершеннолетних, действуя от имени государства в части реализации конституционно-правового принципа.
Социальный характер поставленной цели и задач по её достижению при правовом регулировании явствует и из содержания ст. 102 СК РФ, которая устанавливает специальное основание недействительности соглашения об уплате алиментов. Соглашение уязвимо, если его условия существенно нарушают интересы несовершеннолетнего или совершеннолетнего недееспособного члена семьи.
В контексте рассуждений об отраслевой самостоятельности семейного права и семейного законодательства отметим, что в последнее время нормы права социального обеспечения, законодательства о социальном обслуживании всё чаще и чаще включаются в механизм семейно-правового регулирования. Так, например, п. 4 ст. 65 СК РФ предусматривает, что родители или те лица, которые их заменяют, могут рассчитывать на то, что им будет оказано содействие. Предполагается, что такое содействие заключается в предоставлении данной семье правовой, медицинской, психологической, социальной и педагогической помощи. Важно отметить, что непосредствен-
но условия, основания и процедура оказания содействия в получении указанной помощи соответствующими профессионалами определяются специальным законодательством РФ о социальном обслуживании.
Следовательно, семья может быть потребителем услуг по социальному обслуживанию. Значит ли это, что государство принимает на себя часть семейно-правовых обязанностей родителей в сфере воспитания детей, совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных нуждающихся родителей? Иначе чем вызваны этот посыл и придание ему формы правовой нормы? Напомним, что данное установление появилось в федеральном законе № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1. Однако дополнительный пункт появился и в ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав». Таким образом, случайно или намеренно законодатель распространил на семейные отношения действие законодательства о социальном обслуживании, тем самым расширив пределы вмешательства государства в частные дела семьи, причём иногда, как представляется, без достаточных на то оснований.
Согласно п. 3 ст. 148 СК РФ дети, которые находятся под опекой или над установлено попечительство, имеют право на получение дополнительного
1 Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.
содержания. Необходимые для этого денежные средства выплачиваются каждый месяц, основания и порядок, размер пособия устанавливаются соответствующими законами субъектов РФ. Отметим, что при этом на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством, могут взыскиваться алименты с его родителей (одного из них). Таким образом, ребёнок, находящийся под опекой или попечительством, имеет гарантии дополнительного содержания, в отличие от ребёнка, воспитываемого родителями.
Аналогичное, по сути, правило установлено и для приемных семей. В соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, которое причитается приёмным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребёнка, а также иные меры социальной поддержки, которые могут предоставляться приёмной семье в зависимости от того, сколько детей в ней воспитывается, устанавливаются договором о приёмной семье в соответствии с законами субъектов РФ.
Безусловно, нельзя оставить без внимания и специальные федеральные законы, в частности, федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1, федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»2, федеральный закон № 256-ФЗ (ред. от
1 Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
2 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
30.12.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»3 и др.
Необходимо признать, что государственная семейная политика в части предоставления мер дополнительной социальной поддержки семьям, имеющим детей, реализуется и на региональном уровне.
Так, закон Тверской области № 79-ЗО «О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей»4 предусматривает не только выплату ежемесячного пособия, но и увеличение его размера на 100% на детей, воспитываемых так называемыми одинокими матерями; на детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов; на детей, родители которых обучаются в высших учебных заведениях по очной форме обучения; и на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Нельзя оставить без внимания программный документ, устанавливающий новые направления реализации государством системы мер по защите семьи, материнства, отцовства и детства. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р5 была утверждена Концепция государствен-
3 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. .Ч. 1. Ст. 19.
4 Закон Тверской области от 29.12.2004 № 79-ЗО «О ежемесячном государственном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей» // Тверские ведомости. 2004. № 57.
5 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2019).
ной семейной политики на период до 2025 г.
Концепция провозглашает, что государственная семейная политика есть не что иное как целостная система принципов, первоочерёдных и повседневных задач, приоритетных и текущих мер. Примечательно, что предусмотренные меры направлены прежде всего на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундамента российского социума, воспроизводство и сохранение традиционных семейных ценностей, повышение значения и усиление роли семьи в жизни каждого человека и общества в целом, безусловное повышение авторитета родительства в частно-правовой сфере семьи и публично-правовых общественных отношениях.
Достаточно четко новые схемы правоотношений по семейному воспитанию представлены Е. А. Татаринцевой. Более того, этот исследователь однозначно заявляет, что проблемы, связанные с воспитанием ребенка в семье, уже давно стали частью государственной политики: «ущерб, нанесенный государству и обществу некачественным воспитанием детей, приобретает катастрофические размеры и грозит существованию самого государства и общества в целом» [6].
Необходимость учёта проблемы сохранения традиционных семейных ценностей при разработке государственной семейной политики и совершенствовании семейного законодательства автор уже отмечал ранее [7]. В полной мере можно выразить солидарность и с другими авторами [3; 4; 5].
Концепция имеет своей целью также реализацию комплекса превентивных мер в сфере профилактики се-
мейного неблагополучия, разработки программ и проектов государственно-частного партнёрства с целью улучшения условий жизни семей, повышения качества условий жизнеустройства граждан, имеющих детей. Безусловно, именно меры социальной поддержки, реализуемые посредством выплаты пособий семьям, имеющим детей, а также предоставления материальной поддержки в иной форме, способны повысить уровень жизни значительной части населения.
Семья как социальный институт характеризуется рядом признаков, индивидуализирующих её как субъекта отношений по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки. Например, многодетная семья, молодая семья и т. п. Эффективность государственной социальной политики находится в прямой зависимости от оперативности предоставления мер поддержки в тот период, пока семья имеет соответствующий статус и право на получение, в частности, льгот. Так, например, достижение одним из детей возраста совершеннолетия может послужить основанием для утраты семьей статуса многодетной, в равной степени это может проявиться и при достижении одним из супругов возраста 25 или 30 лет (в зависимости от того, какой возрастной ценз установлен в законе субъекта РФ), поскольку семья уже не будет считаться молодой.
Важен оперативный учёт семей, нуждающихся в особой защите со стороны государства, чтобы предоставляемые меры были своевременны, а запланированные государством расходы использовались по назначению.
Новый этап в обеспечении конституционных гарантий социальной под-
держки семей определён в Ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ1.
Президент РФ подчеркнул, что «для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом». Безусловно, традиции русского народа в формировании семейного уклада и негласных принципов взаимоотношений нескольких поколений в семье являются элементом отечественной идеологии.
Обращает на себя внимание то, что в Послании предлагается комплексный и обоснованный подход к изменению системы социальной поддержки семей с детьми.
Во-первых, необходимо изменить систему выплаты ежемесячного пособия, которое предоставляется семьям при рождении первого и второго ребёнка до достижения возраста полутора лет. В данной сфере социальных выплат действует принцип смешанного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в расчёт принимается размер прожиточного минимума, установленный в соответствующем регионе, при этом на выплаты могут рассчитывать лишь те семьи, где доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на члена семьи. По мнению главы государства, целесообразно с 1 января 2020 г. поднять планку расчёта до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Это позволит почти в 1,5 раза уве-
1 Послание Президента РФ Федеральному
Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019. 21 февраля.
личить число семей - потенциальных получателей дополнительных выплат. По предварительным расчетам, вследствие реализации данного предложения в соответствующем законе поддержку государства смогут получить почти 70 % граждан, в семьях которых воспитываются первые и вторые дети, не достигшие возраста полутора лет.
Во-вторых, безусловно, необходимо дополнить перечень мер и форм поддержки для семей, в которых воспитывается ребёнок, имеющий инвалидность. Объективна потребность в увеличении размера пособия, выплачиваемого родителям по уходу за детьми-инвалидами, которое на сегодняшний день составляет всего 5500 руб. Президентом поставлена задача уже с 1 июля 2019 г. существенно изменить размер данного пособия, установив планку 10000 руб.
В-третьих, предложено также внести изменения в порядок предоставления федеральной льготы относительно налога на недвижимое имущество, которое находится в собственности многодетных семей. В частности, рекомендовано дополнительно освободить от уплаты этого налога значительное число граждан, поскольку в расчёт будет приниматься 5 м2 в квартире и 7 м2 в доме на каждого ребёнка, который там проживает.
Как известно, ранее для пенсионеров, а также для граждан так называемого предпенсионного возраста был предусмотрен ряд налоговых «послаблений», что позволило снизить налоговое бремя граждан. Представляется, что аналогичная льгота может быть предусмотрена и для многодетных семей, что повлечёт освобождение от уплаты налога на принадлежа-
щий им земельный участок в пределах 6 соток.
Президент РФ вновь подчеркнул, что во многих субъектах РФ действуют региональные налоговые вычеты по земле и имуществу для многодетных семей. Однако именно федеральный статус этой льготы будет гарантировать её повсеместное применение, что одновременно не исключает инициатив субъектов РФ в установлении дополнительных налоговых мер поддержки граждан, воспитывающих детей.
В-четвёртых, определённые меры материальной поддержки должны быть оказаны и тем семьям, которые только планируют приобретение собственного жилья. Учитывая, что большинство молодых семей приобретает жильё с привлечением средств ипотечного кредитования, Правительству РФ и Центральному банку РФ рекомендовано последовательно реализовывать тактические действия, направленные на достижение стратегической цели -снижения ставок по ипотеке до 9%, а затем до 8% и ниже, как это и установлено в майском указе Президента.
При этом особые меры поддержки должны быть предусмотрены опять-таки для семей, где воспитываются дети. В частности, на сегодняшний день при рождении второго и последующего ребёнка (детей) действует программа льготной ипотеки со ставкой 6%. Однако, как известно, данная ставка субсидируется государством только первые 3-5 лет кредита.
В связи с этим Президентом РФ предложено установить льготную ставку на весь срок действия ипотечного кредита, что позволит семьям с детьми рассчитывать свой бюджет, создавая
при этом благоприятные условия для воспитания, образования и содержания детей. Оценивая социальную значимость сформулированных предложений, глава государства подчеркнул и глобальный характер финансовых вложений со стороны государства: в 2019 г. - 7,6 млрд руб., в 2020 -21,7 млрд руб., 2021 - 30,6 млрд руб. По предварительным оценкам демографов и экономистов, предлагаемая программа может охватить 600 тыс. семей, что позволит обеспечить частные интересы нуждающихся семей, станет залогом нормального развития подрастающего поколения.
В-пятых, ещё одной мерой, направленной на поддержку тех семей с детьми, которые воспользовались средствами ипотечного кредитования для приобретения жилья, должно стать погашение государством из федерального бюджета за такую семью суммы в размере 450 тыс. руб. из её индивидуального ипотечного кредита. При этом предложено ввести это правило, как говорится, «задним числом», начиная с 1 января 2019 г. Несмотря на то, что реализация данного проекта потребует привлечения в 2019 г. дополнительно 26,2 млрд руб., в 2020 - 28,6 млрд руб., в 2021 - 30,1 млрд руб., соответствующие материальные затраты будут прямо пропорциональны уровню удовлетворённости соответствующей социальной группы государственной семейной политикой.
В-шестых, государственная социальная политика не может ограничиваться лишь мерами материальной поддержки семей, воспитывающих детей, так называемым «адресным» финансированием. Необходимы реконструкция имеющейся и создание
новой инфраструктуры, строительство современных детских садов и других образовательных учреждений, адаптированных к новым образовательным стандартам, вызовам времени, поликлиник и реабилитационных центров для детей-инвалидов, оснащённых современным оборудованием, позволяющим внедрять новейшие разработки и методики, направленные на оздоровление и реабилитацию детей, и т. п.
Президент также обозначил в качестве задачи государственной важности обеспечение повсеместной доступности детских садов. Так, до конца 2021 г. необходимо создать в яслях не менее 270 тыс. новых мест, включая негосударственный сектор, причем 90 тыс. мест должно быть создано уже
в 2019 г. Всего же за 3 года на эти цели должно быть направлено 147 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов. Заметим, что и в данной сфере приветствуется государственно-частное партнёрство, направленное на достижение общей цели - создание условий для физического, психического, духовного и нравственного развития подрастающего поколения.
Как видим, в Послании Президента РФ определены ключевые моменты реализации дополнительных мер материальной поддержки семей с детьми, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию Концепции государственной семейной политики на период до 2025 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азизова Н. Р. Государственная семейная политика на современном этапе развития российского государства // Социальное воспитание. 2016. № 1 (7). С. 32-40.
2. Валиева А. Р., Мингазова З. Р. Особенности реализации государственной семейной политики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 3 (141). С. 141-144.
3. Воробьева И. В. Правовая защита семьи как основное направление реализации концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. // Вестник РГГУ Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 1 (3). С. 104-109.
4. Носкова А. В. Новые подходы в семейной политике в контексте меняющихся социальных реалий // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. № 5 (118). С. 117-126.
5. Соловьева Т. В., Панькова Е. Г. Возможности государственной семейной политики Российской Федерации в формировании конструктивных семейных ценностей // Е-8сю. 2017. № 11 (14). С. 34-39.
6. Татаринцева Е. А. Проблемы соотношения частных и публичных интересов в правоотношениях семейного воспитания. М.: Юнити-Дана, Закон и право. 2017. 103 с.
7. Традиционные семейные ценности: необходимость и целесообразность совершенствования Семейного кодекса Российской Федерации // «Семейное право и концепция развития семейного законодательства: международные стандарты и российская модель. Проблемы межотраслевого взаимодействия семейного, гражданского, жилищного, международного частного, административного и уголовного права, права социального обеспечения в регулировании и защите имущественных и неиму-
ViV
щественных отношений в семье. 3-я международная конференция: сб. статей. М.: Инфра-М, 2017. С. 44-52.
8. Цуканов О. В. Государственная политика в сфере защиты прав ребенка в России // Пятые юридические чтения: Всероссийская научно-практическая конференция: сб. материалов. Сыктывкар, 2018.
REFERENCES
1. Azizova N. R. [State family policy at the present stage of development of the Russian state]. In: Sotsialnoe vospitanie [Social Education], 2016, no. 1 (7), pp. 32-40.
2. Valieva A. R., Mingazova Z. R. [Features of state family policy implementation]. In: Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal [Economy and Management: Journal of Theory and Practice], 2018, no. 3 (141), pp. 141-144.
3. Vorobyova I. V. [Legal protection of the family as the main direction in implementing the concept of state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025]. In: Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Bulletin of Russian State University for the Humanities. Series: Economy. Management. Law], 2016, no. 1 (3), pp. 104-109.
4. Noskova A. V. [New approaches to family policy in the context of changing social realities]. In: Sotsialnayapolitika i sotsiologiya [Social Policy and Sociology], 2016,vol. 15, no. 5 (118), pp.117-126.
5. Solovyova T. V., Pankova E. G. [The capabilities of the state family policy of the Russian Federation in the formation of constructive family values]. In: E-Scio, 2017, no. 11 (14), pp. 34-39.
6. Tatarintseva E. A. Problemy sootnosheniya chastnykh i publichnykh interesov v pravootnosheniyakh semeinogo vospitaniya [The ratio of private and public interests in legal relations of family education]. M.: Yuniti-Dana Publ., Zakon ipravo Publ., 2017. 103 p.
7. [Traditional Family Values: Need and Feasibility of Improving the Family Code of the Russian Federation]. In: 3-ya mezhdunarodnaya konferentsiya «Semeinoe pravo i kontseptsiya razvitiya semeinogo zakonodatelstva: mezhdunarodnye standarty i rossiiskaya model'. Problemy mezhotraslevogo vzaimodeistviya semeinogo, grazhdanskogo, zhilishchnogo, mezhdunarodnogo chastnogo, administrativnogo i ugolovnogo prava, prava sotsial'nogo obespecheniya v regulirovanii i zashchite imushchestvennykh i neimushchestvennykh otnoshenii v seme»: sb. statei [The 3rd International Conference «Family Law and the Concept of the Development of Family Law: International Standards and Russian Model. Problems of Inter-Sector Interaction of Family, Civil, Housing, International Private, Administrative and Criminal Law, Social Security Law in the Regulation and Protection of Property and Non-Property Relations in the Family»: A Collection of Articles]. Moscow, Infra-M Publ., 2017, pp. 44-52
8. Tsukanov O. V. [State policy in the sphere of child rights protection in Russia]. In: Pyatye yuridicheskie chteniya: Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sb. materialov [The Fifth Legal Readings: All-Russian Theoretical and Practical Conference: A Collection of Papers]. Syktyvkar, 2018. 368 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ильина Ольга Юрьевна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права Тверского государственного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga Y. Ilina - Doctor of Law, professor, head of the Department of Civil Law, Tver State University;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Ильина О. Ю. Конституционно-правовые основы социального вектора современной государственной семейной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 33 - 42.
Ш1: 10.18384/2310-6794-2019-2-33-42
FOR CITATION
Ilina O. Y. CConstitutional and Legal Bases of Current Family Policy in the Russian Federation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2019, no. 2, pp. 33 - 42.
DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-33-42