Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая устойчивость / цифровизация / информационные технологии / искусственный интеллект / financial sustainability / digitalization / information technology / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Черная, И И. Полякова, Э А. Мурадян

Статья посвящена анализу характеристик процесса реализации государственной программы управления сельскохозяйственными землями на основе развития высоких технологий, возможностей и задач для сельского хозяйства России, тем самым предложено решение для развития сельского хозяйства России в новом контексте. Основные показатели аграрного сектора экономики определяются Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Целями программы являются повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, обеспечение финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей, эффективное использование ресурсов производства, развитие сельских территорий. Научно-технические достижения и методы управления, применяемые в сельском хозяйстве, способствуют повышению производительности труда и качества продукции. Сокращение затрат на продукцию и улучшение качества окружающей среды – большие возможности, созданные повсеместной цифровизацией, которые Россия может использовать в своих интересах для содействия процессу реализации государственной программы управления сельскохозяйственными землями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О А. Черная, И И. Полякова, Э А. Мурадян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM FOR AGRICULTURAL LAND MANAGEMENT UNDER THE CONDITIONS OF ALLOCATE DIGITALIZATION

The article is devoted to the analysis of the characteristics of the process of implementing the state program of agricultural land management based on the development of high technologies, opportunities and challenges for agriculture in Russia, thereby offering a solution for the development of agriculture in Russia in a new context. The main indicators of the agricultural sector of the economy are determined by the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of agricultural Products, Raw Materials and Food markets. The objectives of the program are to increase the competitiveness of domestic agricultural products, ensure the financial stability of rural producers, the efficient use of production resources, and the development of rural areas. Scientific and technical achievements and management methods used in agriculture contribute to improving labor productivity and product quality. Reducing production costs and improving the quality of the environment are great opportunities created by widespread digitalization, which Russia can use to its advantage to facilitate the implementation of the state program of agricultural land management.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

- оптимизацию функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

- повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере;

- развитие информационной системы управления муниципальными финансами. Проведенная оценка эффективности расходов отличается от оценки качества организации и

осуществления бюджетного процесса показателями, которые используются при оценке эффективности расходов и характеризуют работу органов местного самоуправления по конкретным направлениям, чтобы повысить эффективность расходов. Для достижения результата, при балльной оценке, включает в себя фактически достигнутых результатов и динамики показателей в расчете 1:1.

Так же множество возможных значений показателя разбивается на интервалы, в диапазоне от полного соответствия показателя до полного несоответствия. Порядок оценки эффективности расходов построен на основе соревновательного механизма, но обязательно без использования средств бюджета.

Для Краснодарского края в условиях пандемии важно восстановить экономику региона, что должно сопровождаться ростом расходов на поддержку как региональных экономических субъектов, так и населения.

Источники:

1. Краснодарский край в цифрах. 2020: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2021. - 274 с.

2. Сорокина А.А. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2020. - № 17 (17). - С. 50-55.

3. Черная О.А. Оценка влияния изменений налогового законодательства на поступление региональных налогов в бюджет/ О.А. Черная, О.Ф. Бочарова, М.Ю. Петридис, А.П. Гаман// Естественно-гуманитарные исследования.-2021. - №34(2). - С.239-251.

4. Черная О.А. Инструменты эффективного управления расходами регионального бюджета/ О.А. Черная // Автореферат диссертации 2013 г. Кубанский ГАУ. - 22 с.

References:

1. Krasnodar Territory in numbers. 2020: Stat. sat. / Krasnodarstat - Krasnodar, 2021. - 274 s.

2. Sorokina A.A. The role of regional taxes in the formation of the regional budget // Scientific notes of the Altai branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. - 2020. - № 17 (17). - Pp. 50-55.

3. Chernaya O.A. Assessment of the impact of changes in tax legislation on the receipt of regional taxes to the budget/ O.A. Chernaya, O.F. Bocharova, M.Yu. Petridis, A.P. Gaman// Natural sciences and humanities re-search.-2021. - №34(2). - P.239-251.

4. Chernaya O.A. Tools for effective management of regional budget expenditures/ O.A. Chernaya//Abstract of the dissertation 2013 Kuban State University. - 22 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-346-349

О.А Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected], O.A. Chernaya - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SA U;

И.И. Полякова - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

I.I. Polyakova - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU; Э.А. Мурадян - обучающийся факультета управления ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

E.A. Muradyan - student of the Faculty of Management FSBEI HE Kuban SAU.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM FOR AGRICULTURAL LAND MANAGEMENT UNDER THE CONDITIONS OF ALLOCATE DIGITALIZATION

Аннотация. Статья посвящена анализу характеристик процесса реализации государственной программы управления сельскохозяйственными землями на основе развития высоких технологий, возможностей и задач для сельского хозяйства России, тем самым предложено решение для развития сельского хозяйства России в новом контексте.

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_347

Основные показатели аграрного сектора экономики определяются Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Целями программы являются повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, обеспечение финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей, эффективное использование ресурсов производства, развитие сельских территорий. Научно-технические достижения и методы управления, применяемые в сельском хозяйстве, способствуют повышению производительности труда и качества продукции. Сокращение затрат на продукцию и улучшение качества окружающей среды - большие возможности, созданные повсеместной цифровизацией, которые Россия может использовать в своих интересах для содействия процессу реализации государственной программы управления сельскохозяйственными землями.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the characteristics of the process of implementing the state program of agricultural land management based on the development of high technologies, opportunities and challenges for agriculture in Russia, thereby offering a solution for the development of agriculture in Russia in a new context. The main indicators of the agricultural sector of the economy are determined by the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of agricultural Products, Raw Materials and Food markets. The objectives of the program are to increase the competitiveness of domestic agricultural products, ensure the financial stability of rural producers, the efficient use of production resources, and the development of rural areas. Scientific and technical achievements and management methods used in agriculture contribute to improving labor productivity and product quality. Reducing production costs and improving the quality of the environment are great opportunities created by widespread digitalization, which Russia can use to its advantage to facilitate the implementation of the state program of agricultural land management.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, цифровизация, информационные технологии, искусственный интеллект.

Keywords: financial sustainability, digitalization, information technology, artificial intelligence.

Основной элемент сельского хозяйства в период повсеместной цифровизации - это применение информационных технологий, цифровых технологий и искусственного интеллекта. Производство и коммерческая деятельность активно оцифровываются через систему подключения к Интернету вещей, объединяющую централизованные операционные системы, автоматизацию и прозрачность, обеспечивая непрерывный, эффективный и устойчивый цикл. В результате перед сельскохозяйственным сектором открываются большие возможности с трансформацией всей производственной, административной и управленческой системы, а именно:

- во-первых, применение датчиков и интеллектуальных устройств на протяжении всего производственного процесса;

- во-вторых, использование роботов, беспилотных летательных аппаратов и спутников для изучения текущей ситуации, сбора данных о хозяйствах, анализа и выработки рекомендаций по эффективному управлению сельскохозяйственным производством.

Научно-технические достижения и новые методы управления и ведения бизнеса, применяемые в сельском хозяйстве, способствуют повышению производительности труда и качества продукции. Сокращение затрат на продукцию и улучшение качества окружающей среды - большие возможности, созданные повсеместной цифровизацией, которые Россия может использовать в своих интересах для содействия процессу реализации государственной программы управления сельскохозяйственными землями.

Помимо достижений, аграрный сектор нашей страны в настоящее время имеет достаточно большой разрыв в приближении к цифровому сельскому хозяйству. Общая факторная производительность увеличилась за последние два десятилетия, но в последние годы замедлилась. Основная причина низкой производительности труда в сельскохозяйственном секторе России - небольшие и фрагментированные масштабы производства. Данные переписи населения в сельской местности показывают, что в стране насчитывается 54,6 млн. сельскохозяйственных домохозяйств. По данным ООН, средний размер домохозяйства в разных странах мира составляет от 2 до 8 чел. Средний размер домохозяйства в России, по данным переписи 2010 г., составлял 2,6 чел: ровно как в Соединенных Штатах и чуть больше, чем в среднем по Европейскому союзу - 2,4 чел.

Средняя площадь сельскохозяйственных земель на душу населения в России невелика и продолжает уменьшаться, что напрямую влияет на применение науки и технологий в производстве и применение передовых сельскохозяйственных моделей. Производство разделено на небольшие фрагмен-

тированные домохозяйства, не связанные с цепочкой, таким образом, сталкиваясь со многими трудностями в синхронном применении технологий, а также в контроле качества и отслеживании продукции.

По статистике до 63 % предприятий испытывают трудности с доступом к земле, особенно в механизме согласования. Поскольку земля фрагментирована, ценовая категория на землю не подходит для рынка, количество мелких фермерских хозяйств составляет значительную долю, поэтому для реализации инвестиционных проектов предприятиям приходится вести переговоры со многими до-мохозяйствами. Это большое препятствие для предприятий, осуществляющих консолидацию земель для масштабного и высокотехнологичного развития сельского хозяйства.

Рабочая сила в сельскохозяйственном секторе велика, но ощущается нехватка квалифицированных рабочих - стержня содействия развитию сельского хозяйства в контексте повсеместной циф-ровизации. В частности, рост автоматизации и внедрение цифровых технологий в производственный процесс требуют квалифицированных и профессиональных работников. По состоянию на четвертый квартал 2020 г. рабочая сила нашей страны оценивалась в 75,2 млн. чел., из них 15406 тыс. чел. работали в сельской местности. При этом доля обученных рабочих в сельской местности составляет 16,6 %, что в 2,5 раза ниже, чем в городах (40,8 %).

Для реализации государственной программы в контексте повсеместной цифровизации необходимо создать предпосылки для применения достижений науки и техники в сельскохозяйственном секторе. С одной стороны, государство увеличивает инвестиционные ресурсы для создания условий, которые рынок не может воспроизвести. С другой стороны, государство использует рыночные принципы при распределении государственных ресурсов в соответствии с принципом конкуренции и создании всех видов рынков для мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов в сельском хозяйстве. Эти два метода дополняют друг друга, помогая довести до конца роль государства в развитии сельского хозяйства в контексте повсеместной цифровизации, а именно:

Во-первых, пересмотреть и скорректировать стратегию планирования, завершить планирование развития сельского хозяйства на среднесрочную и долгосрочную перспективу; разрабатывать планы секторов, областей, чтобы задействовать потенциал и преимущества страны, региона и местности. На этой основе создать правовую базу, создать благоприятную среду для формирования цепочек добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции на основе сравнительных преимуществ каждого региона и каждого населенного пункта; формирование концентрированных производственных площадей, создание благоприятных условий для применения достижений науки и техники в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, продолжать совершенствовать земельный закон, способствовать накоплению и концентрации земель для концентрированного сельскохозяйственного развития и производственной цепочки добавленной стоимости. Чтобы разработать правовую основу для осуществления накопления и концентрации земель, должны быть строгие правила и надзор за формулированием, корректировкой и реализацией генеральных планов и планов землепользования, приобретения земли и изменения цели использования сельскохозяйственных земель. Четко определить и предать гласности правовую основу прав землепользователей и прозрачно предоставлять информацию о планировании землепользования, чтобы предприятия могли быть уверены в своих инвестициях. Планирование должно обеспечивать ограничение преобразования целей землепользования, соответствовать требованиям крупного производства и формировать производственную цепочку создания добавленной стоимости, учитывать увеличение времени для периода планирования землепользования, чтобы улучшить качество земли.

В-третьих, усиление поддержки капитала и обновление государственного механизма управления наукой - технологиями для развития сельского хозяйства с применением высоких технологий. Несмотря на то, что проводилась политика по стимулированию и привлечению инвестиций для развития высокотехнологичного сельского хозяйства, объем инвестиционного капитала в этой области по-прежнему невелик. Следовательно, необходимо иметь определенные стимулы для диверсификации источников капитала и в то же время рассмотреть возможность расширения условий кредитования для инвестиционных проектов. В частности, необходимо продвигать роль государства через финансирование для поддержки инвестиций в инфраструктуру и оборудование для научно-технических организаций, предприятий, сельскохозяйственных зон.

Обновить государственный механизм управления наукой и технологиями, постепенно формируя рынок науки и технологий, создавая движущую силу для исследований и применения достижений науки и техники в сельском хозяйстве. Кроме того, государству следует проводить политику льготного кредитования путем создания фондов, определения механизмов и политики для поощрения и поддерж-

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_349

ки предприятий к инвестированию в исследования и технологические инновации, помогая сельскохозяйственным предприятиям повышать производительность, качество и конкурентоспособность.

В-четвертых, сосредоточить внимание на подготовке кадров для сельского хозяйства. Высококачественные человеческие ресурсы являются важным фактором развития высокотехнологичного сельского хозяйства в контексте цифровизации. Повышение качества человеческих ресурсов в сельском хозяйстве требует участия государства, бизнеса, учебных заведений и людей.

Необходимо активизировать создание базы данных по высоким технологиям в сельском хозяйстве; создавать благоприятные условия для организаций и частных лиц для доступа, использования и обмена информацией о применении технологий в сельском хозяйстве; организовывать и участвовать в национальных и международных сельскохозяйственных ярмарках и выставках высоких технологий.

Источники:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gosprog.ru.(дата обращения 19.11.2021).

2. Гумеров Р.Р. Государственная программа развития сельского хозяйства: амбиции и реалии// ЭКО. 2019. №4 (538). - 11с.

3. Ломакин Г. В., Иванова Н. А., Камов Л. П., Столяров В. М. Современные подходы в развитии цифровизации сельского хозяйства России // IACJ. 2021. №4. - 10с.

4. Рассказов А.Н. Реализация государственной программы развития сельского хозяйства и основные направления развития животноводства // Техника и технологии в животноводстве. 2019. №3 (35). - 6с.

5. Фазылова С. С., Яркова Т. М. Цифровизация в сельском хозяйстве региона как инструмент развития// КЭ. 2020. №8. - 14с.

References:

1. The State Program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. //[Electronic resource]. - Access mode: www.gosprog.ru. (accessed 19.11.2021).

2. Gumerov R.R. State Program for the Development of Agriculture: ambitions and realities// ECO. 2019. №4 (538). - 11C.

3. Lomakin G. V., Ivanova N. A., Kamov L. P., Stolyarov V. M. Modern approaches in the development of digitaliza-tion of agriculture of Russia // IACJ. 2021. No. 4. - 10C.

4. Stories A. N. Implementation of the state program of development of agriculture and the main directions of development of animal husbandry // Equipment and technologies in animal husbandry. 2019. No.3 (35) - 6s.

5. Fazylova S. S., Yarkova T. M. Digitalization in agriculture of the region as a development tool// KE. 2020. No. 8. - 14s.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-349-353

С.К. Шардан - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «СевероКавказская государственная академия», г. Черкесск, [email protected],

S.K. Shardan - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры «Управление региональной экономикой», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, razetn @m ail. ru,

R.M. Nikaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, FSBEI HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov", Grozny.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FEATURES OF FORMATION AND USE OF STATE FINANCIAL RESOURCES IN THE SUBJECT

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Развитие бюджетных отношений на каждом уровне управления Российской Федерации является важным вопросом в любой ситуации в стране и ее структурных образований. Для обеспечения эффективной взаимосвязи между бюджетами всех уровней и для финансовой независимости всех субъектов власти используют несколько методов составления доходной части бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.