Научная статья на тему 'Реализация государственной политики в сфере здравоохранения: от федерального уровня к региональному '

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения: от федерального уровня к региональному Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
933
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Здоровье / охрана здоровья / государственное управление / государственная программа. / Health / health care / state administration / the state program

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуклина Анастасия Ивановна

В статье рассмотрено развития государственной политики в сфере здравоохранения. Подведены итоги реализации масштабных проектов Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения с 2006 года. Определенаприоритетная задача в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуклина Анастасия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the state policy in the sphere of public health services: from federal to regional level

The article discusses the development of state policy in the sphere of health. The results of the large-scale projects of St. Petersburg in the field of health since 2006. Identified priority in the field of occupational health and primary health care.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики в сфере здравоохранения: от федерального уровня к региональному »

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения: от федерального

уровня к региональному

Implementation of the state policy in the sphere of public health services: from federal to

regional level

Чуклина Анастасия Ивановна,

магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление»

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург a. chuklina@icloud. com

Научный руководитель: Колесников Владимир Николаевич, Должность: профессор

Ученая степень: доктор политических наук, кандидат исторических наук

kvgl@inbox.ru

Chuklina Anastasia Ivanovna,

2 course magistrate of State and Municipal Administrationin NWIM RANEPA,

Saint-Petersburg a.chuklina@icloud.com

Supervisor:

Kolesnikov Vladimir Nikolaevich,

Position: Professor

Academic degree: doctor of political Sciences, candidate of historical Sciences

kvgl@inbox.ru

Аннотация.

В статье рассмотрено развития государственной политики в сфере здравоохранения. Подведены итоги реализации масштабных проектов Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения с 2006 года. Определенаприоритетная задача в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

Ключевые слова:

Здоровье, охрана здоровья, государственное управление, государственная программа.

Annotation.

The article discusses the development of state policy in the sphere of health. The results of the large-scale projects of St. Petersburg in the field of health since 2006. Identified priority in the field of occupational health and primary health care.

Keywords:

Health, health care, state administration, the state program.

Взаимодействия двух уровней власти в Российской Федерации является доминирующим условием в развитии сферы здравоохранения.

Главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является сохранение здоровья граждан Российской Федерации и исполнение главных целевых показателей в сфере охраны здоровья граждан и развитие системы здравоохранения. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации в 2012 -2014 годы Министерством разработаны и утверждены

важнейшие стратегические документы по повышению качества и доступности медицинской помощи, кадровой политике в сфере охраны здоровья, совершенствованию лекарственного обеспечения, развитию медицинской науки, формированию здорового образа жизни и другим основополагающим направлениям[3]

Ученые и политики проводят исследования, которые помогут минимизировать негативные аспекты политики в сфере здравоохранения. Например, В.И. Шевский и И.М. Шейман в статье «Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения» поднимают проблему фрагментации медицинской помощи и разрабатывают рекомендации по интеграции здравоохранения [5]. Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать систему здравоохранения в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, обращается Торопушина Е.Е. в статье «Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий». Примечательно, что автор обращается к опыту управления здравоохранением именно на муниципальном уровне [4]. Григорьева Н.С. (статья «HealthReforminRussia: CurrentPolicyandManagement») не только анализирует историю системы здравоохранения в России, но и говорит о тех проблемах, с которыми страна столкнулась в начале 21 века, о методах, с помощью которых правительство пытается свести негативные последствия этих проблем к минимуму и даже улучшить ситуацию с оказанием медицинских услуг [1].

Здоровье граждан является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных, интеллектуальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Возникающие в этой связи проблемы требуют в своих решениях программного подхода и значительных инвестиций. Среди крупномасштабных проектов последних лет мы отмечаем приоритетный национальный проект "Здоровье", являющийся одним из четырех национальных проектов по росту человеческого капитала. Проект стартовал 1 января 2006 года.

В 2007 - 2012 годах была реализована федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ", целями которой являлись снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими и другими, в том числе инфекционными заболеваниями.

И, наконец, программа модернизации здравоохранения утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014№ 1727-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», представляющая собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на достижение российским здравоохранением уровня, соответствующего мировым стандартам.

В настоящее время в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р<1>, основные приоритеты социальной и экономической политики включают формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образование, решение проблемы их кадрового обеспечениявсе они легли в основу государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения».<2>

Если рассмотреть результат реализации данных масштабных проектов на региональном уровне на примере Санкт-Петербурге мы наблюдаем ряд положительных характеристик. В частности в Санкт-Петербурге:

- произошел перелом в тенденции снижения численности населения.

- увеличилась рождаемость; высокий рост рождаемости зафиксирован впервые за последние 30 лет, последний раз такие цифры были зафиксированы в 1985 году. По данным Петростата, общий показатель рождаемости в Санкт-Петербурге вырос на 4% и составил 13,6 родившихся на 1 тыс. человек. <3>В то же время динамику численности населения Российской Федерации можно отследить по следующим данным: в 1991 году количество людей, проживавших на территории России превышало 157 миллионов человек, на 1 января 2014 года Росстат зафиксировал цифру в 143,5 миллиона <4>.

- стабилизирован общий показатель смертности

- увеличилась ожидаемая продолжительность жизни

- произошло снижение первичного выхода на инвалидность.

Перечисленные показатели убедительно демонстрируют правомочность выбранной стратегии и требуют углубленного подхода при реализации национальных проектов на всех уровнях.

Положительная динамика в состоянии здоровья населения может быть более существенной, если удастся преодолеть ряд факторов, многие из которых лишь опосредованно могут быть отнесены к вопросам медицины.

В частности, к таким факторам относятся:

- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний: курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, неправильное питание и, как следствие, ожирение;

- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни и обеспечения необходимого уровня физической активности;

- несвоевременное обращение населения за медицинской помощью.

С целью обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения <5>30 июня 2014 года Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление № 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» (далее - программа).

Целью реализации программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

<1> СЗ РФ. № 36, 2014 г. ст. 4887

<2> СЗ РФ. № 17, 2014 г. ст. 2057

<3> Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) [Электронный ресурс]

URL:http://petrostatgks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/resources/9e901880406832ceb618f7367cc d0f13/01dem g.pdf

<4> Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/

Программа содержит задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, индикативные показатели и механизмы их реализации, а также финансовое обеспечение.

Среди основных задач программы на первое место поставлено обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи - подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее- подпрограмма 1).

Реализация данной подпрограммы 1 направлена на развитие амбулаторно-поликлинических учреждений, в деятельности которых особое место должна занять профилактика.

Основные цели подпрограммы 1 - это снижение уровня заболеваемости инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Индикаторы позволяют проводить в динамике оценку эффективности, качества и доступности медицинской помощи и их влияния на целевые показатели здоровья населения.

Целевые показатели и индикаторы эффективности, ожидаемые при реализации подпрограммы 1, непосредственно связаны с осуществлением программных мероприятий и характеризуют системные изменения в отрасли.

Своевременная профилактика инфекционных заболеваний осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем прививок, что позволяет сохранять на спорадическом уровне распространенность инфекционных заболеваний (корь, полиомиелит, эпидемический паротит, дифтерия, краснуха, коклюш).

Выявление лиц инфицированных вирусом иммунодефицита, острыми вирусными гепатитами В и С позволяет определить степень распространенности вируса иммунодефицита, вирусов гепатита В и С, туберкулеза.

Раннее выявление социально значимых неинфекционных заболеваний у населения говорит об усилении профилактической направленности в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, что ведет к сокращению объемов медицинской помощи на других этапах.

<5> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы»// СПС Консультант плюс//Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.га, 24.07.2015

Показатели заболеваемости населения болезнями системы кровообращения (впервые выявленные), сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями позволяют оценить не только степень распространенности указанными болезнями, а также оценить доступность оказания медицинской помощи населению по профилю «кардиология», «эндокринология», «онкология» и «неврология» и качество

диагностики на амбулаторном этапе. Показатели временной утраты трудоспособности, инвалидизации и смертности от этих заболеваний, показатели деятельности скорой медицинской помощи говорят о качестве и эффективности диспансерного наблюдения на амбулаторном этапе участковой терапевтической службой поликлиники и профильными специалистами.

Чтобы обозначить важность предлагаемых программой мер, коснемся характеристики текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1.

В структуре общей картины смертности населения неинфекционные заболевания - сердечнососудистые патологии, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические бронхолегочные заболевания, а также смертность от внешних причин, - обусловливают более 80% всех причин смерти. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, недостаточная физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем.

На фоне общей положительной динамики демографических показателей Санкт-Петербурга мы можем видеть, что смертность от неинфекционных заболеваний, таких, как болезни системы кровообращения (БСК), болезни органов дыхания и новообразования, остается достаточно актуальной проблемой. От БСК в России умирают на 20% больше мужчин и почти в полтора раза больше женщин, чем в западных странах [2].

К настоящему времени в Санкт-Петербурге накоплен определенный опыт профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни населения, который отражен в целевых планах мероприятий и региональных программах:

- Плане мероприятий "Региональная программа по снижению уровня потребления алкоголя в Санкт-Петербурге на период до 2020 года", утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2010 № 1524;

- Плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.04.2011 № 431;

- Программе по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 №1374.

Сегодня существуют три основные стратегии снижения смертности неинфекционных заболеваний:

популяционная стратегия профилактики,

профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска,

вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению).

Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска<6> неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения для этого условий. Реализация популяционной стратегии возможна на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных и религиозных организаций.

В заключении можно лишь добавить, что принятая программа подразумевает решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга через взаимодействие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, и только с вовлечением широкого круга коммерческих и общественных организаций по всему спектру вопросов, влияющих на здоровье населения, можно получить достижения поставленных целей.

<6> Светлана Зайцева Глава ГНИЦ профилактической медицины: нужно мотивировать людей на прививки// Аргументы и Факты. 2015. 4 сен. URL:

http://www.aif.ru/health/life/glava nii profflakticheskoy mediciny nuzhno motivirovat lyudey n a vakcinaciyu

Список литературы:

1. ГригорьеваН.С. Health reform in Russia: current policy and management. / Н.С. Григорьева // Государственноеуправление. Элек тронный вестник. 2012.№ 30.

2. Демографическая безопасность России.// Материалы форума. под ред. В.Б. Зотова М: Издательский дом НП, 2007. С.40

3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год/М. 2015. - С.3

4. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий. / Е.Е. Торопушина //

5. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / В.И. Шевский, И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.