Реализация государственной политики в сфере здравоохранения: от федерального
уровня к региональному
Implementation of the state policy in the sphere of public health services: from federal to
regional level
Чуклина Анастасия Ивановна,
магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление»
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург a. chuklina@icloud. com
Научный руководитель: Колесников Владимир Николаевич, Должность: профессор
Ученая степень: доктор политических наук, кандидат исторических наук
Chuklina Anastasia Ivanovna,
2 course magistrate of State and Municipal Administrationin NWIM RANEPA,
Saint-Petersburg [email protected]
Supervisor:
Kolesnikov Vladimir Nikolaevich,
Position: Professor
Academic degree: doctor of political Sciences, candidate of historical Sciences
Аннотация.
В статье рассмотрено развития государственной политики в сфере здравоохранения. Подведены итоги реализации масштабных проектов Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения с 2006 года. Определенаприоритетная задача в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
Ключевые слова:
Здоровье, охрана здоровья, государственное управление, государственная программа.
Annotation.
The article discusses the development of state policy in the sphere of health. The results of the large-scale projects of St. Petersburg in the field of health since 2006. Identified priority in the field of occupational health and primary health care.
Keywords:
Health, health care, state administration, the state program.
Взаимодействия двух уровней власти в Российской Федерации является доминирующим условием в развитии сферы здравоохранения.
Главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является сохранение здоровья граждан Российской Федерации и исполнение главных целевых показателей в сфере охраны здоровья граждан и развитие системы здравоохранения. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации в 2012 -2014 годы Министерством разработаны и утверждены
важнейшие стратегические документы по повышению качества и доступности медицинской помощи, кадровой политике в сфере охраны здоровья, совершенствованию лекарственного обеспечения, развитию медицинской науки, формированию здорового образа жизни и другим основополагающим направлениям[3]
Ученые и политики проводят исследования, которые помогут минимизировать негативные аспекты политики в сфере здравоохранения. Например, В.И. Шевский и И.М. Шейман в статье «Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения» поднимают проблему фрагментации медицинской помощи и разрабатывают рекомендации по интеграции здравоохранения [5]. Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать систему здравоохранения в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, обращается Торопушина Е.Е. в статье «Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий». Примечательно, что автор обращается к опыту управления здравоохранением именно на муниципальном уровне [4]. Григорьева Н.С. (статья «HealthReforminRussia: CurrentPolicyandManagement») не только анализирует историю системы здравоохранения в России, но и говорит о тех проблемах, с которыми страна столкнулась в начале 21 века, о методах, с помощью которых правительство пытается свести негативные последствия этих проблем к минимуму и даже улучшить ситуацию с оказанием медицинских услуг [1].
Здоровье граждан является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных, интеллектуальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.
Возникающие в этой связи проблемы требуют в своих решениях программного подхода и значительных инвестиций. Среди крупномасштабных проектов последних лет мы отмечаем приоритетный национальный проект "Здоровье", являющийся одним из четырех национальных проектов по росту человеческого капитала. Проект стартовал 1 января 2006 года.
В 2007 - 2012 годах была реализована федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ", целями которой являлись снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими и другими, в том числе инфекционными заболеваниями.
И, наконец, программа модернизации здравоохранения утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014№ 1727-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», представляющая собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на достижение российским здравоохранением уровня, соответствующего мировым стандартам.
В настоящее время в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р<1>, основные приоритеты социальной и экономической политики включают формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образование, решение проблемы их кадрового обеспечениявсе они легли в основу государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения».<2>
Если рассмотреть результат реализации данных масштабных проектов на региональном уровне на примере Санкт-Петербурге мы наблюдаем ряд положительных характеристик. В частности в Санкт-Петербурге:
- произошел перелом в тенденции снижения численности населения.
- увеличилась рождаемость; высокий рост рождаемости зафиксирован впервые за последние 30 лет, последний раз такие цифры были зафиксированы в 1985 году. По данным Петростата, общий показатель рождаемости в Санкт-Петербурге вырос на 4% и составил 13,6 родившихся на 1 тыс. человек. <3>В то же время динамику численности населения Российской Федерации можно отследить по следующим данным: в 1991 году количество людей, проживавших на территории России превышало 157 миллионов человек, на 1 января 2014 года Росстат зафиксировал цифру в 143,5 миллиона <4>.
- стабилизирован общий показатель смертности
- увеличилась ожидаемая продолжительность жизни
- произошло снижение первичного выхода на инвалидность.
Перечисленные показатели убедительно демонстрируют правомочность выбранной стратегии и требуют углубленного подхода при реализации национальных проектов на всех уровнях.
Положительная динамика в состоянии здоровья населения может быть более существенной, если удастся преодолеть ряд факторов, многие из которых лишь опосредованно могут быть отнесены к вопросам медицины.
В частности, к таким факторам относятся:
- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний: курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, неправильное питание и, как следствие, ожирение;
- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни и обеспечения необходимого уровня физической активности;
- несвоевременное обращение населения за медицинской помощью.
С целью обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения <5>30 июня 2014 года Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление № 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» (далее - программа).
Целью реализации программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
<1> СЗ РФ. № 36, 2014 г. ст. 4887
<2> СЗ РФ. № 17, 2014 г. ст. 2057
<3> Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) [Электронный ресурс]
URL:http://petrostatgks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/resources/9e901880406832ceb618f7367cc d0f13/01dem g.pdf
<4> Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/
Программа содержит задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, индикативные показатели и механизмы их реализации, а также финансовое обеспечение.
Среди основных задач программы на первое место поставлено обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи - подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее- подпрограмма 1).
Реализация данной подпрограммы 1 направлена на развитие амбулаторно-поликлинических учреждений, в деятельности которых особое место должна занять профилактика.
Основные цели подпрограммы 1 - это снижение уровня заболеваемости инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Индикаторы позволяют проводить в динамике оценку эффективности, качества и доступности медицинской помощи и их влияния на целевые показатели здоровья населения.
Целевые показатели и индикаторы эффективности, ожидаемые при реализации подпрограммы 1, непосредственно связаны с осуществлением программных мероприятий и характеризуют системные изменения в отрасли.
Своевременная профилактика инфекционных заболеваний осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем прививок, что позволяет сохранять на спорадическом уровне распространенность инфекционных заболеваний (корь, полиомиелит, эпидемический паротит, дифтерия, краснуха, коклюш).
Выявление лиц инфицированных вирусом иммунодефицита, острыми вирусными гепатитами В и С позволяет определить степень распространенности вируса иммунодефицита, вирусов гепатита В и С, туберкулеза.
Раннее выявление социально значимых неинфекционных заболеваний у населения говорит об усилении профилактической направленности в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, что ведет к сокращению объемов медицинской помощи на других этапах.
<5> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы»// СПС Консультант плюс//Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.га, 24.07.2015
Показатели заболеваемости населения болезнями системы кровообращения (впервые выявленные), сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями позволяют оценить не только степень распространенности указанными болезнями, а также оценить доступность оказания медицинской помощи населению по профилю «кардиология», «эндокринология», «онкология» и «неврология» и качество
диагностики на амбулаторном этапе. Показатели временной утраты трудоспособности, инвалидизации и смертности от этих заболеваний, показатели деятельности скорой медицинской помощи говорят о качестве и эффективности диспансерного наблюдения на амбулаторном этапе участковой терапевтической службой поликлиники и профильными специалистами.
Чтобы обозначить важность предлагаемых программой мер, коснемся характеристики текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1.
В структуре общей картины смертности населения неинфекционные заболевания - сердечнососудистые патологии, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические бронхолегочные заболевания, а также смертность от внешних причин, - обусловливают более 80% всех причин смерти. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, недостаточная физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем.
На фоне общей положительной динамики демографических показателей Санкт-Петербурга мы можем видеть, что смертность от неинфекционных заболеваний, таких, как болезни системы кровообращения (БСК), болезни органов дыхания и новообразования, остается достаточно актуальной проблемой. От БСК в России умирают на 20% больше мужчин и почти в полтора раза больше женщин, чем в западных странах [2].
К настоящему времени в Санкт-Петербурге накоплен определенный опыт профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни населения, который отражен в целевых планах мероприятий и региональных программах:
- Плане мероприятий "Региональная программа по снижению уровня потребления алкоголя в Санкт-Петербурге на период до 2020 года", утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2010 № 1524;
- Плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.04.2011 № 431;
- Программе по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 №1374.
Сегодня существуют три основные стратегии снижения смертности неинфекционных заболеваний:
популяционная стратегия профилактики,
профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска,
вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению).
Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска<6> неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения для этого условий. Реализация популяционной стратегии возможна на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных и религиозных организаций.
В заключении можно лишь добавить, что принятая программа подразумевает решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга через взаимодействие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, и только с вовлечением широкого круга коммерческих и общественных организаций по всему спектру вопросов, влияющих на здоровье населения, можно получить достижения поставленных целей.
<6> Светлана Зайцева Глава ГНИЦ профилактической медицины: нужно мотивировать людей на прививки// Аргументы и Факты. 2015. 4 сен. URL:
http://www.aif.ru/health/life/glava nii profflakticheskoy mediciny nuzhno motivirovat lyudey n a vakcinaciyu
Список литературы:
1. ГригорьеваН.С. Health reform in Russia: current policy and management. / Н.С. Григорьева // Государственноеуправление. Элек тронный вестник. 2012.№ 30.
2. Демографическая безопасность России.// Материалы форума. под ред. В.Б. Зотова М: Издательский дом НП, 2007. С.40
3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год/М. 2015. - С.3
4. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий. / Е.Е. Торопушина //
5. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / В.И. Шевский, И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.