Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В СУБЪЕКТЕ РФ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В СУБЪЕКТЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Анна Вячеславовна

В статье рассматривается роль транспортного комплекс, как одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Акцентируется внимание на основные направления развития государственной программы «Развитие транспортной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF TRANSPORT IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstrat. The article discusses the role of the transport complex as one of the priority areas of activity of the Government of the Russian Federation. Attention is focused on the main directions of development of the state program «Development of the transport system».

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В СУБЪЕКТЕ РФ»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article УДК 321.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В СУБЪЕКТЕ РФ

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF TRANSPORT IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Завьялова Анна Вячеславовна, студент магистратуры кафедры экономики, организации и управления производством, по направлению «Государственное и муниципальное управление». Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (1900005 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-ая Красноармейская, д.1), 961071075@inbox.ru

Zavyalova V. Anna, Master's student of the department of economics, organization and management of production, in the direction of "State and municipal management". Baltic State Technical University «VOENMEH» D.F. Ustinov (1, 1st Krasnoarmeiskaya street, Saint - Petersburg 1900005 Russia), 961071075@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль транспортного комплекс, как одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Акцентируется внимание на основные направления развития государственной программы «Развитие транспортной системы».

Столыпинский вестник

5773

Abstrat. The article discusses the role of the transport complex as one of the priority areas of activity of the Government of the Russian Federation. Attention is focused on the main directions of development of the state program «Development of the transport system».

Ключевые слова: Государственная политика, государственная программа, транспортный комплекс, транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная стратегия, транспортная система, направления развития транспортного комплекса.

Keywords: Public policy, Government program, transport complex, transport, transport infrastructure, transport strategy, transport system, directions of development of the transport complex.

В современном мире, транспортный комплекс играет важную роль в жизни людей и экономики страны. Его динамичное развитие и эффективное функционирование способствует повышению качества жизни населения, экономическому росту и достижению устойчивого развития территорий.

Россия имеет колоссальные размеры территории, в связи с чем транспортный комплекс страны приобретает особый интерес для изучения. Он включает в себя все виды транспорта: воздушный, водный, железнодорожный, внеуличный, наземный, каждый из которых имеет важную роль для страны. Транспортный комплекс также включает в себя транспортную инфраструктуру: транспортные сети, пути сообщения, транспортные узлы, терминалы, без которых не сможет существовать и эффективно работать транспорт. [1]

В России грузооборот является одни из составляющих показателей социально-экономического развития и в 2021 году составляет 6% (5695,3 млрд т-км) от ВВП (четвертое место по отраслям экономики России). [2, 3]

5774

Россия занимает первое место в мире по количеству зарегистрированных автобусов и автомобильных транспортных средств, на легковые транспортные средства приходит 98% от всего количества. [4]

52,000 49418 50,448

50,000 47,057 47,591 ^8596...................................

46,000 -

44,000 -

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 1 - Динамика зарегистрированных транспортных средств в России за 2017-2021 гг., тыс. шт.

Построенная динамика имеет положительный рост и за последние 5 лет показатель вырос на 7,2%, что свидетельствует о росте значимости транспортного комплекса для страны и необходимости его развития. Важно отметить, что рост автомобильного транспорта в Российской Федерации оказывает негативное влияние на жизнь людей, их здоровье, а также на транспортный комплекс субъектов Российской Федерации.

Пассажирооборот на транспорте общего пользования в России в 2021 году составляет 492,9 млрд пассажиро-километров (рисунок 2). [4]

800 560.2 593.6 635 2

600 400 200 0

357.1 492.9

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 2 - Динамика пассажирооборот на транспорте общего пользования в России за 2017-2021 гг., млрд пассажиро-километров

Построенная динамика имеет отрицательную линию тренда, если показатель в 2021 году вырос по сравнению с 2020 годом на 38%, то за рассматриваемый период пассажирооборот уменьшился на 12%. Транспорт

5775

общего пользования имеет важное значение как для жителей, так и для страны в целом, снижение пассажиропотока свидетельствует о проблемах в транспортном комплексе.

Развитие транспортного комплекса, формирование надежных транспортных связей между всеми регионами страны, повышение качества обслуживания населения, возможно только путем реализации эффективной государственной политики в сфере транспорта.

В России развитие транспорта является приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации. Выработкой и реализацией государственной политики в сфере транспорта в России занимается Министерство транспорта Российской Федерации, деятельность которого направлена на эффективное использование всех возможностей транспорта для достижения устойчивого развития территории и обеспечения конкурентоспособности страны на мировой арене. [5, 6]

Реализация государственной политики в сфере транспорта нашло свое отражение в различных государственных программах, национальных проектах и стратегических документах.

В майском указе Президента Российской Федерации В.В. Путина было определено 12 приоритетных направлений развития государства, одним из которых является транспорт. Приоритетные направления, планируются достигнуть через реализацию национальных проектов, которые коррелируются с целями устойчивого развития ООН. [5, 7]

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере транспорта Российской Федерации является государственная программа «Развитие транспортной системы», которая направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, которые в свою очередь пересекаются с мировыми целями устойчивого развития. Также необходимо отметить стратегический документ, разработанный с учетом государственной программы «Развитие транспортной

5776

системы», Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. [5, 8]

Реализация государственной политики в сфере транспорта в Российской Федерации направлена на повышение транспортной доступности территорий, повышение скорости обслуживания, безопасности, комфортности и качества предоставляемых услуг для населения, повышение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса, увеличение объемов транзитных грузов, развитие внутреннего туризма и транспортно-логического комплекса, внедрение цифровых технологий и снижение влияние транспорта на экологию городов и здоровья населения. [5]

Составной частью государственной политики Российской Федерации в сфере транспорта является государственная политика субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере, которая должна быть основана на общих принципах и подходов, а именно определена государственными программами и стратегическими документами.

В каждом субъекте Российском Федерации государственная политика в сфере транспорта является приоритетным направление развития и реализуется путем разработки и проведения государственной программы «Развития транспортной системы» в рамках определенного субъекта, в соответствии с направлениями государственной программы Российской Федерации в сфере транспорта, транспортными особенностями и потребностями субъектов. Особое внимание органы государственной власти в субъектах Российской Федерации уделают городскому пассажирскому транспорту, развитию дорог, внедрению инновационных технологий в транспортный комплекс, повышению показателей безопасности на транспорте и развитию транспортной инфраструктуры. [1]

В настоящие время, в рамках реализации государственной программы для развития городского пассажирского транспорта, Москва и Санкт-Петербург начали работать по новой модели транспортного обслуживания населения,

5777

которая представляет собой заключение государственно -частного партнёрства с перевозчиками, разработку и запуск новых качественных маршрутов, постепенное обновление подвижного состава, запуск удобных тарифов на оплату проезда и использование системы ГЛОНАСС на всем пассажирском транспорте общего пользования. [9, 10]

Для разгрузки дорог общего пользования и повышения скорости передвижения населения в Москве были введены платные парковки, в след за столицей в 2022 году в Санкт-Петербурге начали развивать платное парковочное пространства, а также инфраструктуру для альтернативного вида транспорта (велосипеды и самокаты). [9, 10]

Развитие дорог будет способствовать повышению мобильности населению, особенно для населенных пунктов, не имеющих связи, также позволит повысить доступность медицинских, деловых и образовательных услуг, снизит загруженность дорог в черте городов.

Особый интерес для страны имеет транспортный комплекс Санкт-Петербурга, имеющий крупный транспортный узел, все виды транспортной инфраструктуры и транспорта, через город проходят два евроазиатских транспортных коридора, транспортно-логистический комплекс обеспечивает транспортировку большей части международных грузов.

В Санкт-Петербурге также можно выделить следующие приоритетные направления развития транспортного комплекса в рамках государственной программы:

— внешний транспорт (водный, морской, железнодорожный и воздушный);

— внеуличный транспорт (метрополитен). [9]

Развитие метрополитена, строительство новых станций и обновление подвижного состава позволит повысить качество обслуживания населения, мобильность населения. разгрузить дороги общего пользования и улучшить экологию города.

5778

Развитие внешнего транспорта способствуют развитию туризма внутри страны, увеличению темпов экономического роста, достижение показателей социально-экономического развития и транзитного потенциала.

Развитие рассматриваемых направлений также актуальны и для других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация государственной политики в сфере транспорта в субъекте Российской Федерации является приоритетным направлением развития страны и направленна на:

— нормализацию работы железнодорожной, портовой и автомобильной инфраструктуры;

— улучшение внешнего транспорта и его показателей эффективности;

— повышение качества обслуживания населения городским пассажирский транспортом;

— развитие городского пассажирского транспорта и повышение пассажирооборота на нем;

— повышение безопасности на транспорте;

— улучшение экологии субъектов Российской Федерации и страны в целом;

— внедрение новых цифровых технологий в транспортный комплекс;

— развитие внеуличного транспорта в субъектах Российской Федерации требующих этого;

— снижение потока автотранспорта в субъектах Российской Федерации;

— формирование единой опорной транспортной сети и логистической инфраструктуры;

— повышение транспортной доступности территорий;

5779

— развития магистральной транспортной сети;

— строительство обходов городов.

Повышение эффективности показателей государственной программы в сфере транспорта позволит повысить конкурентоспособность Российской Федерации на мировой арене, улучшить качество жизни населения в стране, ускорить доставку грузов и увеличить их объем, а как следствие повысить темпы экономического роста в России, а также достичь мировые цели устойчивого развития ООН.

Литература

1. Министерство транспорт Российской Федерации [Электронный ресурс].

- URL: https://mintrans.gov.ru/ (Дата обращения 12.09.2022).

2. Маньшин Р.В., Моисеева Е.М. Влияние инфраструктуры на размещение населения и развитие регионов России // Экономика региона. 2022. Т.18, вып.3. С. 728-737.

3. Наконечная О.А., Стома А.Ю., Замякина А.В. Транспортно-логический комплекс как фактов развития экономики региона // Теория и история права и государства: история учений о праве и государстве. 2022. С. 3242

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

- URL: https://rosstat.gov.ru (Дата обращения 07.09.2022).

5. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/ (Дата обращения 01.09.2022).

6. Волошинская А.А., Акимова В.В. Устойчивое развитие города и индикаторы для его измерения в целях стратегического планирования // Государственное управление. 2022. №93. С. 207-214.

7. Касовская Я.К. Управление устойчивостью городских транспортных систем // Economy and Business. 2021. C. 199-204.

5780

8. Домбровский А.Н., Сенин И.С., Котенкова И.Н., Миронова М.П. Влияние городской мобильности на устойчивое развитие территорий // Экономика и бизнес. 2022. С. 197-181.

9. Администрация Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.spb.ru (Дата обращения 01.09.2022).

10. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mos.ru/ (Дата обращения 01.09.2022).

References

1. Ministry of Transport of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: https://mintrans.gov.ru/ (date of access: 09.12.2022).

2. Manshin R.V., Moiseeva E.M. The influence of infrastructure on the distribution of the population and the development of Russian regions // Economics of the region. 2022. V.18, issue 3. pp. 728-737.

3. Nakonechnaya O.A., Stoma A.Y., Zamyakina A.V. Transport and Logistics Complex as Facts of Regional Economy Development // Theory and History of Law and State: History of Doctrines on Law and State. 2022. pp. 32-42

4. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - URL: https://rosstat.gov.ru (date of access: 07.09.2022).

5. Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/ (date of access: 09.01.2022).

6. Voloshinskaya A.A., Akimova V.V. Sustainable development of the city and indicators for its measurement for strategic planning // Public Administration. 2022. No. 93. pp. 207-214.

7. Kasovskaya Y.K. Sustainability management of urban transport systems // Economy and Business. 2021. pp. 199-204.

8. Dombrovsky A.N., Senin I.S., Kotenkova I.N., Mironova M.P. Influence of urban mobility on the sustainable development of territories // Economics and business. 2022. pp. 197-181.

5781

9. Administration of St. Petersburg [Electronic resource], - URL: https://www.gov.spb.ru (date of access: 09.01.2022).

10. Official website of the Mayor of Moscow [Electronic resource]. - URL: https://www.mos.ru/ (date of access: 09.01.2022).

© Завьялова А.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Завьялова А.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В СУБЪЕКТЕ РФ Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5782

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.