УДК 656.072 ББК 39.18
DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-79-88
Абдулманапов Тагир Салихбекович - магистрант кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет
Abdulmanapov Tagir Salikhbekovich - master student, Department of Management, Dagestan State University
ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
PROBLEMS OF OPTIMIZING PASSENGER TRANSPORTATION AND DIRECTIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF A UNIFIED TRANSPORT SYSTEM OF THE CITY OF MAKHACHKALA
В статье раскрываются особенности организации пассажирских перевозок в Махачкалинском городском округе, анализируется система организации автомобильного движения в городе, рассматривается в рамках оптимизации пассажирских перевозок возможность сокращения длинных маршрутов для маршрутных такси с малой вместимостью с расширением использования автобусных и троллейбусных транспортных средств. Также на основе комплексного анализа предлагается внедрить автоматизированные единые транспортные системы.
Ключевые слова: транспорт, Махачкала, городской округ, грузоперевозки, перевозка пассажиров, транспортная система.
The article reveals the features of the organization of passenger transportation in the Makhachkala urban district, analyzes the system of organization of automobile traffic in the city, considers the possibility of reducing long routes for fixed-route taxis with a small capacity with the expansion of the use of bus and trolleybus vehicles as part of the optimization of passenger transportation. Also, based on a comprehensive analysis, it is proposed to introduce automated unified transport systems.
Keywords: transport, Makhachkala, city district, cargo transportation, passenger transportation, transport system.
Качество и полнота грузо- и пассажироперевозок обеспечиваются, с одной стороны, транспортной инфраструктурой, а с другой, - состоянием транспорта и эффективной организацией транспортных потоков. Транспортная инфраструктура, в особенности автомобильные дороги, имеют стратегическое значение для Республики Дагестан. Они связывают территорию, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития, по ним осуществляются массовые перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат вре-
мени на перевозки. Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг.
Транспортный комплекс Республики Дагестан характеризуется следующими показателями. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на середину 2019 года составляла 509 км, она не изменялась с 2011 года. Через территорию республики проходит магистральная железнодорожная линия, часть Северо-Кавказской железной дороги, являющаяся частью международного транспортного коридора «Север-Юг». На юге республики расположен пограничный переход «Са-мур» с Республикой Азербайджан. В настоящее время пропускная способность магистральной железнодорожной линии значительно превышает существующий грузо- и пассажиропоток. Перспективы роста грузопотока связаны, прежде всего, с транзитом грузов в Иран и из Ирана, который станет возможным после соединения железнодорожной инфраструктуры Ирана и Азербайджана в рамках строящегося транспортного коридора Астара-Решт-Казвин. Отправление грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, плотность железнодорожных путей общего пользования представлены в таблице 1.
Как видно из данных таблицы 1 отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за 2019 год - 1099 тыс. человек (что составляет 0,09% от Российской Федерации и 14,2% от СКФО). По этому показателю республика занимала 65-е место в стране и 2-е место в СКФО. В 2019 году железными дорогами было перевезено около 1,5 млн человек [7]. Обращает на себя внимание чрезвычайно низкая доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте при том, что, с одной стороны, имеется значительный резерв пропускной способности, а с другой, - все крупные и средние города республики связаны железной дорогой [8].
В случае роста транзитного грузопотока недостатком существующей железнодорожной инфраструктуры явится отсутствие грузового железнодорожного обхода Махачкалы при том, что существующая линия проходит через центр города. Кроме того, есть такие специфические препятствия для повышения скоростей на железнодорожной инфраструктуре, как наличие большого количества мест прогона скота через железнодорожные пути. Протяженность автомобильных дорог и их плотность показаны в таблицах 2 и 3.
Как видим из данных таблиц 2, 3, протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на конец 2019 года составляла 28678,6 км, в 2011 году протяженность составляла 19331 км (рост за 7 лет составил 9347,6 км). По показателю плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (427 км на 1000 км2 территории) республика занимает 17-е место в стране и 5-е в СКФО по данным 2019 года.
Таблица 1
Отправление грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, плотность железнодорожных путей общего пользования
2005 2010 2015 2018 2019 2020
Отправлено грузов, млн т
Российская Федерация1* 1 273,3 1 312,0 1 329,0 1 410,9 1 398,6 1 358,5
СКФО 20,0 16,0 13,6 12,0 11,6 11,3
Республика Дагестан 1,9 2,2 2,3 2,6 2,6 2,9
Республика Ингушетия 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Кабардино-Балкарская
Республика 0,8 0,5 0,7 0,6 0,5 0,5
Карачаево-Черкесская
Республика 2,2 2,9 1,5 1,1 1,2 1,4
Республика Северная
Осетия - Алания 2,2 1,7 0,8 0,7 0,7 1,0
Чеченская Республика 2,2 1,2 0,4 0,3 0,3 0,2
Ставропольский край 10,4 7,5 7,9 6,5 6,1 5,4
Отправлено пассажиров, тыс. человек
133872 102464 116042
Российская Федерация1* 3 946510 5 5 120483 875839
СКФО 12 059 10 180 6 737 7 259 7 724 5 595
Республика Дагестан 1 000 869 506 866 1 099 1 204
Республика Ингушетия 46 41 47 40 33 17
Кабардино-Балкарская
Республика 390 781 492 367 354 119
Карачаево-Черкесская
Республика 45 67 53 39 50 46
Республика Северная
Осетия - Алания 431 391 255 281 289 132
Чеченская Республика 248 371 111 97 85 34
Ставропольский край 9 899 7 660 5 273 5 569 5 814 4 043
1)1 Включая данные, не распределенные по субъектам Российской Федерации.
В Дагестане расположен самый длинный в Российской Федерации автодорожный тоннель - Гимринский, протяженностью 4303 метра. Имеется также проблема необеспеченности отдельных горных населенных пунктов автодорогами (бездорожных населенных пунктов), а также проблема сезонного закрытия движения.
По Республике Дагестан частично пролегают две автодороги федерального значения: Р-217 «Кавказ» М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, в том числе подъезд к г. Махачкале, и Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 (в редакции от 20.12.2018) «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»).
Комплексным планом развития магистральной инфраструктуры предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры автодороги Р-217 «Кавказ». Необходимо, чтобы такие мероприятия включали строительство площадок отдыха на этой автодороге, которые сейчас практически отсутствуют. Кроме того, необходимы меры по улучшению организации дорожного движения, прежде всего, в Махачкалинской агломерации.
Таблица 2
Автомобильные дороги общего пользования (на конец года)
Удельный вес автомобильных дорог
с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, в процентах с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, в процентах
2005 2010 2015 2018 2019 2020 2005 2010 2015 2018 2019 2020
Российская Федерация 91,3 80,6 70,6 70,4 70,6 70,6 68,7 67,5 62,3 62,1 62,0 62,1
СКФО 95,3 81,0 78,7 78,5 79,4 79,0 60,5 53,7 49,1 50,0 49,4 50,2
Республика Дагестан 93,7 94,5 76,9 74,8 75,0 73,1 39,7 41,3 39,4 41,9 39,9 41,9
Республика Ингушетия 88,9 59,2 65,5 66,0 66,4 66,7 58,3 34,3 43,4 44,0 44,0 45,7
Кабардино-Балкарская Республика 93,9 79,4 79,7 78,8 80,7 81,1 67,1 52,4 48,6 48,9 48,0 46,2
Карачаево-Черкесская Республика 96,8 89,6 71,7 70,8 70,7 71,4 61,6 54,0 41,6 44,8 45,2 43,6
Республика Северная Осетия - Алания 100 91,8 88,7 87,5 87,5 87,2 60,0 47,0 47,3 46,8 47,1 47,8
Чеченская Республика 90,2 57,3 70,7 73,7 78,2 78,8 42,4 36,0 39,8 40,1 39,7 40,6
Ставропольский край 98,6 95,8 87,9 89,1 89,3 89,4 85,6 84,0 68,4 68,5 69,3 70,1
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года; км путей на 1000 км2 территории)
Таблица 3
2005
2010
2015
2018
2019
2020
Российская Федерация 31 39 61 63 64 64
СКФО 152 221 392 407 417 418
Республика Дагестан 150 153 397 417 427 421
Республика Ингушетия 241 489 830 848 854 891
Кабардино-Балкарская Республика 238 472 565 589 609 632
Карачаево-Черкесская Республика 133 251 341 347 345 349
Республика Северная Осетия - Алания 286 485 691 715 717 718
Чеченская Республика 179 388 562 597 642 641
Ставропольский край 114 134 267 272 275 276
Грузооборот автомобильного транспорта по данным Росстата на конец 2019 года составил 375 млн т-км, однако значение данного показателя не представляется надежным ввиду значительной доли физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в осуществлении этого вида деятельности. В то же время можно утверждать, что грузовые перевозки на дальние расстояния (в основном за пределами республики) являются важным сектором бизнеса и занятости для многих жителей республики.
По численности легковых автомобилей (202,5 на 1000 чел. в 2019 году) Республика Дагестан занимает одно из последних мест (76-е место в Российской Федерации и 4 место в СКФО).
Автобусами общего пользования перевезено за 2019 год 59,9 млн.чел. (0,7% от подобных перевозок в Российской Федерации за этот же период, 17,4% от автобусных перевозок в СКФО), Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования - 801,7 млн пассажиро-километров (0,65% от пассажирооборота РФ, 18,9% от пассажирооборо-та СКФО), это 33-е место в стране и 2-е место в СКФО. Эти удельные показатели существенно отстают от доли населения Республики Дагестан в населении Российской Федерации (более 2%), что может свидетельствовать и о более низкой подвижности населения, и о более высокой интенсивности использования личного автотранспорта, и о значительном объеме «теневых» пассажирских перевозок.
На территории республики имеется морской порт Махачкала. Порт принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метров, имеет сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и авто-паромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год. Объем перевалки грузов в Махачкалинском порту в 2019 году составил 4,7 млн тонн, что составляет более половины грузооборота всех российских портов Каспийского бассейна (4,8 млн тонн). По итогам 2019 года порт стал лидером среди российских портов по динамике роста грузооборота за год. Рост обеспечивался за счёт увеличения объемов перевалки нефти, нефтепродуктов, зерна и строительных материалов. При том, что надежный прогноз грузооборота в Каспийском бассейне отсутствует, имеются основания предполагать уменьшение востребованности порта в случае стыковки железнодорожных систем Ирана и Азербайджана, и организацией прямого железнодорожного транзита между Россией и Ираном. Инфраструктура для приема круизных судов отсутствует, хотя возможна организация заходов круиз-ных судов в город Дербент (осмотр туристами города) и Махачкалу (посадка-высадка туристов), правда в последнее время рассматриваются различного рода проекты этого направления. Учитывая практическое отсутствие специализированного круизного флота в Каспийском бассейне, целесообразно ориентироваться как на продление до города Дербент отдельных волжских круизов (судами, имеющими мореходные качества), так и на однодневные круизы из города Баку в город Дербент.
На территории республики имеется международный аэропорт Махачкала (Уйташ), его пропускная способность составляет 4 взлетно-посадочных операции в час. Имеется одна взлетно-посадочная полоса с асфальтобетонным покрытием длиной 2640 м. Пропускная способность
аэровокзального комплекса составляет на внутренних воздушных линиях
- 1752,00 тыс. чел./год, на международных воздушных линиях - 525,60 тыс. чел./год, пропускная способность почтово-грузового склада - 4380 т/год. Пассажирооборот в 2019 году составил более 1,5 млн пассажиров, в 2018 году - 1,3 млн. пассажиров, занимая по этому показателю 22-е место в Российской Федерации и выйдя на 2-е место в СКФО после аэропорта Минеральные Воды. Аэропорт имеет ограничения по принимаемым типам воздушных судов, представляется необходимым строительство новой взлетно-посадочной полосы. Кроме того, необходимо улучшение инфраструктуры по доставке ГСМ в топливозаправочный комплекс аэропорта, для чего целесообразна проработка вопроса о строительстве железнодорожного подъездного пути. Такой путь можно использовать также и для пассажирского движения. Второй полноценный аэропорт в республике не будет востребован, однако целесообразна проработка вопроса о создании в Дербенте и крупных райцентрах аэродромов для малой и бизнес-авиации, а также восстановление отдельных посадочных площадок в горных районах, ориентированных на комплексное использование (санитарная авиация, авиалесоохрана и пр.).
В республике ощущается недостаток в объектах логистической инфраструктуры, прежде всего ориентированной на вывоз производимой в республике сельскохозяйственной продукции, в том числе из горных районов. Отсутствуют (за исключением порта и аэропорта) логистические объекты - центры, хабы, комплексно-распределительные узлы и др., которые позволили бы проводить отдельные операции с транзитными грузами (сортировку, упаковку и переупаковку, хранение и пр.).
Махачкалинско-Каспийская агломерация включает в себя городские округа Махачкала и Каспийск, а также Кумторкалинский район и Карабудахкентский район в его равнинной части. В перспективе с развитием транспортной инфраструктуры агломерация может включить в себя также г. Буйнакск и часть Буйнакского района. Агломерация является центром сосредоточения экономического, культурного, человеческого потенциала на территории Республики Дагестан, основным образовательным центром. Здесь уже проживает более 30% населения республики, и миграция на эту территорию из других районов Дагестана продолжается. Ее масштабы не находят полного отражения в статистике населения, но могут быть оценены исходя из динамики численности учащихся общеобразовательных школ. Если с 2012 по 2018 год, по официальной статистике, население выросло менее чем на 6%, число учащихся увеличилось более чем на четверть. Каспийск является лидером по росту численности населения и по официальной статистике.
Город Махачкала расположен на западном берегу Каспийского моря, на узкой полосе Приморской низменности, у подножия горы Тар-ки-Тау, близ предгорий Большого Кавказа. Общая площадь города составляет 49,8 кв. км. Махачкала является крупнейшим городом в СКФО, численность Махачкалинско-Каспийской агломерации приближается к 1 млн. человек. Дорожная сеть города в настоящее время не в полной мере соответствует социальным, экономическим потребностям жителей города. Общая протяженность автомобильных дорог в городской агломерации Махачкалы составляет 918,7 км, в том числе федерального значения
- 41,0 км, республиканского значения - 62,4 км, в т.ч. с асфальтовым по-
крытием - 62,4 км, местная улично-дорожная сеть муниципального значения - 803,4 км, в т.ч. с асфальтовым покрытием - 480,5 км. Проводимые обследования улично-дорожной сети г. Махачкалы свидетельствуют о неудовлетворительном положении с обеспечением безопасности дорожного движения. Увеличение количества транспорта на улицах города, в сочетании с недостатками эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, организации пешеходного движения, морально устаревшим оборудованием светофорных объектов и т.д., требует комплексного подхода и принятия неотложных мер по реконструкции улиц и дорог, совершенствованию организации дорожного движения и оптимизации маршрутной сети общественного транспорта.
В настоящее время реализуется программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» (сроки реализации - 2016 - 2025 годы).
Значительная часть автомобильных дорог города практически исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки. Наблюдается постоянный рост транспортных потоков, что зачастую создает пробки на центральных улицах города.
Непрерывный рост численности населения в МО «город Махачкала» требует оптимизации маршрутной сети и количественного и качественного удовлетворения спроса на пассажирские перевозки в городе. Несмотря на то, что система пассажироперевозок в городе постоянно модернизируется и имеются наблюдаемые положительные результаты, для коренного перелома в положительную сторону ситуации городским общественным транспортом необходима муниципальная программа формирования единой транспортной системы города Махачкалы.
Многие автобусные остановки оборудованы заездными карманами, но до настоящего времени не оборудованы места отстоя маршрутных такси, что приводит к снижению пропускной способности отдельных участков. Качество дорожных покрытий большинства улиц не соответствует эксплуатационным требованиям, так как капитальный ремонт многих улиц не производился десятки лет.
Несмотря на уделяемое органами государственной власти и органами местного самоуправления внимание на развитие транспортной инфраструктуры города Махачкалы и ее эффективная интеграция в республиканскую и федеральную транспортную сеть, проблемы с эффективным обслуживанием пассажиров на городском общественном транспорте остается сложным. В связи с чем предлагается формирование единой транспортной системы города Махачкалы, которая может решить следующие ключевые задачи:
1. Повышение доступности качественных услуг по перевозке пассажиров на общественном транспорте города;
2. Создание открытой и прозрачной системы функционирования всех видов городского общественного транспорта, эффективно интегрированного между собой;
3. Повышение качества обслуживания на общественном транспорте и обеспечение безопасности пассажиров;
4. Создание удобных билетных и тарифных решений, в том числе за счет внедрения системы безналичной оплаты;
5. Повышение скорости и безопасности передвижения в городе не только на общественном транспорте, но и на личном транспорте за счет оптимизации маршрутной сети и модернизации парка общественного транспорта.
Основная задача нашего исследования помимо оценки пассажиропотока на общественном транспорте заключается еще и в оптимизации маршрутной сети. Для оптимизации могут быть использованы следующие направления:
> автоматизация перевозочного процесса,
> синергия всех видов транспорта,
> современные способы оплаты проезда,
^ улучшение комфорта на общественном транспорте.
Создание эффективно функционирующей и комфорта на общественном транспорте приводит к частичному отказу в каждодневном пользовании личным транспортным средством, что положительно влияет на загруженность автомобильных дорог в городе.
Главным критерием развития единой транспортной системы города является оптимизация транспортных потоков [1]. Например, в час пик на маршрут выпускаются больше автобусов и троллейбусов. Для автоматизации единой транспортной системы города необходимо настроить её работу таким образом, чтобы при входе пассажира на посадку система могла генерировать соответствующую информации для обработки её в специальных центрах. При увеличении пассажиропотоков система будет автоматически подавать сигнал о необходимости к выпуску в нужном направлении дополнительные автобусы. При снижении пассажиропотока последует сигнал о возможности увеличения интервала между автобусами, что будет способствовать повышению эффективности использования ресурсов.
Вторая составляющая эффективности функционирования единой транспортной системы — это синергия всех видов транспорта. В условиях функционирования транспортной системы, каждый вид транспорта должен дополнять другой. Синхронизация расписания каждого вида транспорта позволит оптимизировать пассажиропотоки. При наличии большого потока пассажиров на конечных или пересадочных остановках, будут поступать сигналы в центр управления транспортом, который своевременно отправит транспортные средства в рейс, для сокращения времени ожидания, что позволит уменьшить очередь и быстрее доставить пассажиров ближе к дому.
Так как город Махачкала постоянно расширяется включением пригородных поселков и появлением новых микрорайонов в пригороде, а также формированием Махачкалинско-Каспийской агломерации необходимо перевозить пассажиров на более дальние расстояния. Решением этого будет создание транспортно-пересадочных узлов (в районе «Новой автостанции» на пр. Акушинского, в районе моста на пр. Аэропортов-ское шоссе, в районе «1000 мелочей», в районе «Ипподрома» и в районе «Южной автостанции»). Пассажиры будут меньше времени тратить на пересадку с одного транспорта на другой, а, следовательно, пересадочные узлы будут разгружаться быстрее. Согласование работы транспорт-
но-пересадочных узлов и расписание автобусов и троллейбусов позволит точнее реагировать на меняющуюся обстановку. Создать синергию использования личного транспорта помогут формирование перехватывающих парковок у транспортно-пересадочных узлов. Также разграничение зон использования общественного транспорта, специальная полоса для автобусов и троллейбусов позволит им иметь преимущество перед автомобилями и увеличит скорость передвижения пассажиров на общественном транспорте.
В настоящее время на общественном транспорте города Махачкала используют фиксированную систему тарифов на разных видах транспорта и нет единой интегрированной карты оплаты на разных видах транспорта. Кроме того, большие проблемы с внедрением системы безналичной оплаты на городском общественном транспорте. Для примера можно взять одну из современных систем оплаты проезда NFC, внедренную в Москве. На её основе работает карта Тройка, которой оплачивается до 45% всех поездок.
Для успешной реализации оптимизации транспортной сети в городе Махачкала и привлечения дополнительных пассажиров, пользующихся личным транспортом и такси, необходимо создать комфортные условия на общественном транспорте. Внедрение единой транспортной системы города Махачкалы должна предусмотреть формирование сети «Wi-Fi» и приобретение новых автобусов и троллейбусов повышенной комфортности, обеспеченных системой контроля климата. Кроме того, для оптимизации пассажиропотоков внутри городского округа Махачкалы необходимо увеличение мест отдыха и досуга граждан в пригородных микрорайонах города, что будет способствовать частичному снижению использования личного транспорта и снижению потребности выезда со своего микрорайона в центр города для отдыха и досуга.
Стратегическим приоритетом Республики Дагестан на период 2025 - 2035 гг. станет формирование интегрированных «умных городов», характеризующихся объединением технологий, стимулирующих развитие социальной интеграции и предпринимательства, со становлением передовых цифровых сервисов (цифровая трансформация секторов) и формированием полностью интегрированной интеллектуальной инфраструктуры, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и аналитику данных, реализовывать управление основными процессами в наиболее важных областях инфраструктуры. Данная единая экосистема будет способствовать вовлечению граждан, делая их активными участниками развития города, что позволит значительно улучшить качество и полноту оказываемых услуг общественным транспортом в городе Махачкале.
Многие проблемы в формировании эффективной транспортной инфраструктуры и системы пассажироперевозок могут быть решены в рамках мероприятий по решению транспортных проблем Махачкалинской агломерации, которые предполагают:
- изучение и анализ транспортных потоков, и перемещение населения по территории махачкалинской агломерации;
- строительство и реконструкция отдельных объектов улично-дорожной сети, в том числе нового подъезда к порту и автодорожного тоннеля на автомобильной дороге Махачкала - Буйнакск;
- расширение отдельных участков дорожной сети, устройство развязок с круговым движением, светофорных объектов, пешеходных переходов и т.п.;
- улучшение организации дорожного движения, в том числе разметка, настройка режимов работы светофорных объектов и т.п.;
- улучшение работы общественного транспорта, оптимизация маршрутов и графиков движения, обновления подвижного состава общественного транспорта.
В рамках стратегических направлений развития транспортной инфраструктуры Махачкалы, способной оптимизировать пассажиропотоки в рамках формируемой агломерации может служить организация на базе существующей железнодорожной сети ускоренного пассажирского сообщения в Махачкалинской агломерации. Поскольку планами долгосрочного развития Махачкалы не предусмотрена организация новых внеуличных видов транспорта (метрополитен, скоростной трамвай), единственной возможностью создания внеуличного транспорта является использование для этого пригородно-городского движения на имеющейся железнодорожной инфраструктуре.
Список литературы:
1. Единая транспортная система: учебник для вузов / В.Г. Галабурда [и др.]. - М.: Транспорт, 1999. - 303 с.
2. Подсорин, В.А., Жарикова, В.А. Оптимизация пассажиропотоков единой транспортной системы города на основе маркетинговых исследований - URL: https://lektsii.org/7-80086.html.
3. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
4. Постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. №660 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан на период 2015-2017 годов» (с изменениями и дополнениями). -URL: http://ivo.garant.ru.
5. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» (сроки реализации - 2016 - 2025 годы).
6. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2035 года.
7. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД. - URL: http://www.mintransdag.ru/razdel_1/item/36.
8. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https: //gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm.