Научная статья на тему 'Реализация государственной политики по противодействию терроризму в рамках системы образования'

Реализация государственной политики по противодействию терроризму в рамках системы образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
818
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / SYSTEM OF EDUCATION / TERRORISM / STATE POLICY / COUNTER-TERRORISM / IDEOLOGY OF TERRORISM / INTER-RELIGIOUS DIALOGUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айзятов Фярит Ахметович, Бурова Юлия Владимировна

Статья посвящена исследованию реализации государственной политики по противодействию терроризму, что становится возможным в условиях сотрудничества государственных структур и реализуется прежде всего в деятельности Министерства образования и науки. Главной задачей этого ведомства в рамках обозначенной политики является формирование идеологии противодействия терроризму, для чего необходим диалог между православием и исламом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айзятов Фярит Ахметович, Бурова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STATE POLICY ON COUNTER-TERRORISM IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL SYSTEM

The article deals with the implementation of the state policy on counter-terrorism which becomes possible within the framework of cooperation between state structures and is implementing primarily through the activities of the Ministry of Education and Science. The main objective of this department within the designated policy is to formulate the ideology of counter-terrorism, based on the idea of dialogue between Orthodoxy and Islam.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики по противодействию терроризму в рамках системы образования»

УДК 378:323.28

реализация государственной политики по противодействию терроризму в рамках системы образования*

Ф. А. Айзятов (Саранский кооперативный институт Российского университета кооперации),

Ю. В. Бурова (Средне-Волжский (г. Саранск) филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации)

Статья посвящена исследованию реализации государственной политики по противодействию терроризму, что становится возможным в условиях сотрудничества государственных структур и реализуется прежде всего в деятельности Министерства образования и науки. Главной задачей этого ведомства в рамках обозначенной политики является формирование идеологии противодействия терроризму, для чего необходим диалог между православием и исламом.

Ключевые слова: система образования; терроризм; государственная политика; противодействие терроризму; идеология терроризма; межконфессиональный диалог.

Сегодня в рамках российской системы образования активно решается вопрос о противодействии идеологии терроризма. Это связано с тем, что терроризм в последнее время стал представлять большую угрозу для национальной безопасности. Возникает необходимость борьбы с негативными проявлениями деятельности террористических сил, корни которых исходят от радикальных религиозных движений.

Терроризм — производное от экстремизма, а потому существование его вне политических по своей природе столкновений невозможно. Политическая природа терроризма подчеркивается В. В. Сергуном, который вслед за другими исследователями отмечает, что причиной терроризма всегда является политическая мотивация: стремления террористов направлены к изменению имеющейся властной структуры, к возможности получения государственной власти [8]. Ю. М. Антонян характеризует терроризм через категорию устрашения, считая, что «именно устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма, его смысл. Оно бывает и при разбое, вымогательстве. Но в этих случаях один и тот же человек является и объектом насилия, и к нему же обращены определенные

требования. А при похищении человека, терроризме и захвате заложника они адресованы третьей стороне» [1, с. 13]. Устрашение, реализуемое террористами, опирается на внутреннюю категорию страха, свойственную человеку изначально. В связи с этим любой факт нагнетания страха и ужаса, имеющий под собой реальную, чаще всего политическую, угрозу, может быть определен как проявление террористической деятельности.

Имея политические основания, терроризм в настоящее время касается всех сфер жизнедеятельности и становится динамично развивающейся системой. Арсенал методов и форм его осуществления постоянно расширяется, устанавливаются связи и обмен опытом между террористическими группировками, используются ресурсы глобальной коммуникационной сети Интернет. Борьба с терроризмом является общегосударственной задачей, намеченной Президентом РФ В. В. Путиным. Для ее выполнения требуется «единство действий всей исполнительной вертикали. России нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме» [3]. Общегосударственная система противодействия терроризму направлена на

* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Историко-культурные основы концепции терроризма Ф. М. Достоевского и их трансформация в современности» (грант Президента РФ МК-1547.2012.6).

© Айзятов Ф. А., Бурова Ю. В., 2013

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Рассмотрение проблем терроризма в России было заложено В. В. Путиным. Его концепцию противодействия терроризму, являющуюся основополагающей, формировала многолетняя служба в органах безопасности Российской Федерации, на постах секретаря Совета Безопасности, председателя Правительства, а также президента РФ.

В. В. Путин не раз отмечал, что терроризм способен поставить под угрозу устойчивость целых государств, держать в страхе огромное количество людей. В связи с этим возникает необходимость выработать такую систему безопасности, которая гарантировала бы равную защиту для всех.

На заседании Совета Безопасности РФ 30 апреля 2002 г. было определено, что обеспечение национальной безопасности России в контексте борьбы с международным терроризмом имеет два аспекта — внутренний и международный [2]. Это ставит задачу выработки новых механизмов, которые касаются работы не только правоохранительных органов, но и всей системы государственных институтов в сфере борьбы с терроризмом, что и было осуществлено В. В. Путиным. Однако это не решило всей проблемы. Россия столкнулась с масштабными террористическими актами — захватом школы в Беслане и Театрального центра на Дубровке, вооруженным нападением на Нальчик, взрывами домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, в московском метро, а также с другими жестокими преступлениями террористического характера.

Практически сразу же В. В. Путиным был подписан указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [9]. При этом, по мнению Е. П. Ильина, выявился ряд существенных проблем:

— отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;

— слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих прин-

ципов функционирования системы противодействия терроризму;

— недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;

— отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;

— несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;

— недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом [4].

В целях устранения существующих на тот момент недостатков в сфере антитеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» 10 марта 2006 г. был создан Национальный антитеррористический комитет, который стал коллективным инструментом противодействия терроризму в РФ.

Выстраивание системы противодействия терроризму на основе нормативно-правовой базы РФ не решило обозначенной проблемы, одним из аспектов которой в настоящее время является распространение идеологии терроризма через Интернет. В связи с этим необходимо выработать систему противодействия на другом уровне, что и составляет одну из актуальных задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ. В рамках деятельности министерства возможно формирование новой идеологии противостояния, которое должно осуществляться усилиями социально-гуманитарного знания, являющегося базой указанного государственного органа. Суть новой идеологии В. В. Путин определил так: «Необходимо противопоставить террористам наступательную, активную тактику, слаженные действия всех ведомств. Следует работать на опережение — пресекать

каналы финансирования и ресурсной поддержки террористов, ликвидировать их лагеря и базы подготовки» [7].

Министерством образования и науки Российской Федерации был сформирован комплекс мер, направленных на противодействие идеологии терроризма и экстремизма в системе образования, формирование навыков антитеррористического поведения учащихся [6]. Так, в настоящее время в учебном процессе средней школы уделяется большое внимание основам противодействия терроризму и экстремизму. Педагогами на занятиях используются информационно-аналитические материалы, дополняющие учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности»: «Терроризм — ты под прицелом», «Справочник по противодействию терроризму», «Экстремизм — основа и идеология террора». В качестве внеклассного чтения предлагается изучение брошюры «Защитим свой мир» и информационных ресурсов интернет-портала «Наука и образование против террора».

Осознание необходимости рассмотрения обозначенного вопроса в рамках деятельности Министерства образования и науки РФ возникло после захвата заложников в школе № 1 в Беслане 1 сентября 2004 г., когда в течение трех дней террористы удерживали около 1 100 заложников. Тогда погибло свыше 350 чел., более половины которых составляли несовершеннолетние лица. Около 800 чел. получили ранения.

Впервые в истории дети стали объектом такого массового насилия. Философское учение Ф. М. Достоевского наполнено мыслью о детях. Именно он подчеркивает недопустимость слезинки ребенка для общественного прогресса. 1 сентября 2004 г. жизнь детей Беслана встала на один уровень с политическими требованиями террористов признания независимости Чеченской Республики и соблюдения свободы вероисповедания в России, при этом прежде всего решалась проблема недопустимости наказания террористов.

Все обозначенные выше события показали недостатки и недоработки в рамках системы противодействия

терроризму, затронув и сферу образования. В связи с этим потребовалась разработка Комплекса мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 170).

Государственная политика в области противодействия терроризму осуществляется Министерством образования и науки РФ с 2008 г. посредством формирования и реализации комплекса мер, исполняемых непосредственно самим министерством и подведомственными ему федеральными службами и федеральными агентствами во взаимосвязи с органами МВД России, ФСБ России, Национальным антитеррористическим комитетом. Особое значение в рамках этой деятельности принадлежит организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Кроме того, большое значение имеет анализ причин и факторов готовности образовательных учреждений к терактам и техногенным опасностям. Все это требует разработки концепции единой системы обеспечения безопасности образовательного учреждения в контексте федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», проектов антитеррористической направленности.

В настоящее время Министерство образования и науки — это тот орган, который во многом способствует организации мероприятий по вопросам эффективного противодействия терроризму. Так, в 2009 г. им было разработано Положение о противодействии терроризму в сфере образования и науки, где приоритетной признавалась выработка мер по обеспечению собственной безопасности. Особо следует отметить Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008—2012 годы и Федеральную целевую программу «Антитеррор» (2009—2013 годы), которые реализуются Национальным антитеррористическим комитетом совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана и

МГУ им. М. В. Ломоносова. В рамках научной работы этих университетов осуществляется открытый конкурс работ студентов, аспирантов и молодых ученых по теме «Наука и образование против террора». Конкурс ориентирован на молодых ученых, которые в своей деятельности затрагивают тот или иной аспект противодействия терроризму и экстремизму. Идею поддержали более 20 высших учебных заведений Российской Федерации.

Борьба с терроризмом и экстремизмом представляет собой прежде всего работу с молодежью. Каждый работник образования и культуры может способствовать недопущению распространения идей терроризма. В связи с этим Министерством образования и науки осуществляется оборудование в зданиях министерства, федеральных служб, федеральных агентств и организаций уголков наглядной агитации по противодействию терроризму и распространению его идей. В настоящее время функционирует Межведомственный координационный совет по формированию навыков поведения обучающихся по противодействию идеям терроризма и экстремизма, осуществляющий экспертизу учебных материалов. Подобная работа ведется Информационно-аналитическим центром по безопасности жизнедеятельности при Московском педагогическом государственном университете. Кроме того, существуют учебно-методические центры по оценке степени защищенности сферы деятельности Министерства образования и науки РФ от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, которые проводят повышение квалификации работников сферы образования по направлению подготовки (специальности) «Безопасность жизнедеятельности» в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Донском государственном техническом университете, Сибирском государственном технологическом университете. Особое внимание уделяется работе с руководителями служб и подразделений российских вузов по вопросам совершенствования международной и воспитательной работы с контингентом иностранных обучающихся.

Таким образом, возникает необходимость формирования идеологии созидания в работе с молодежью. При этом следует учитывать, что наша молодежь воспитывается посредством Интернета, который активно используется идеологами терроризма. Мы сталкиваемся с использованием социальных сетей, мобильной связи, блогов с целью психопрограммирования молодежи. Поэтому государственная политика должна быть представлена прежде всего в интернет-среде. При условии использования колоссального опыта Министерства образования и науки возможно добиться больших результатов в обозначенной области. Именно посредством этих ресурсов должна осуществляться идеологическая работа по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Обозначенный тип идеологии должен быть построен на утверждении межконфессионального взаимодействия при непосредственном участии Министерства образования и науки.

Религиозные организации различных конфессий могли бы под руководством Министерства образования и науки проводить исследования и встречи, посвященные проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия, преодоления религиозно-политического и националистического экстремизма, по профилактике межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Развитие межконфессио-нального диалога является одной из основ формирования стабильных и плодотворных взаимоотношений между представителями различных конфессий, тем более в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, где на религию и религиозные ценности традиционно возложены определенные социальные функции.

Положительные результаты могло бы дать чтение в учебных заведениях циклов лекций по вопросам культуры мира. Эффективность воспитательной работы существенно возрастет, если к чтению этих лекций будут привлекаться религиозные наставники различных конфессий. Такие факты будут убеж-

дать будущих служителей религий и верующих в реальной возможности взаимопонимания и сотрудничества последователей различных вероисповеданий, что станет стимулом для расширения межрелигиозного диалога.

Межрелигиозный диалог основывается на деятельности традиционных религиозных конфессий, прежде всего Русской православной церкви и традиционных исламских организаций. Он реализуется в рамках принятых в 2000 г. Основ социальной концепции Русской православной церкви, которые демонстрируют готовность к открытому диалогу с другими традиционными конфессиями РФ. При этом из всех концептуальных документов российских конфессий именно Основы получили наибольшую известность — благодаря усилиям самой церкви и поддержке ряда государственных структур [5, с. 56]. На таком фоне остались практически незамеченными «Основные положения социальной программы российских мусульман», в которых демонстрируется позиция веротерпимости и воспитания этого качества в рамках обозначенного курса. Подобные установки решают многие проблемы.

С учетом исторических традиций и ориентации на интересы человечества Русская православная церковь становится основой межконфессионального диалога, преодолевая разобщенность социума и способствуя его стабильности. Это сотрудничество базируется на слаженной государственной политике, дающей опору всем традиционным религиозным организациям и реализующейся прежде всего в рамках Министерства образования и науки.

Таким образом, в настоящее время главной задачей при формировании идеологии противодействия терроризму становится реализация идеи диалога между православием и исламом. Интерес к православно-исламскому диалогу обусловлен бурным ростом политического и духовного влияния ислама в России. При этом ислам выступает в качестве равноправного партнера. Отсюда преподавание в государственных и муниципальных шко-

лах «Основ православной культуры» осуществляется наряду с «Основами исламской культуры». Следует отметить, что межконфессиональное взаимодействие сегодня во многом ограниченно и малоэффективно. Ситуация во многом осложняется организационной разобщенностью ислама в России. В отличие от Русской православной церкви, которая обладает структурированной системой, мусульманская община не имеет подобной структуры и единого центра, координирующего деятельность региональных исламских организаций, она расколота. Отсюда многие внутриисламские проблемы, которые требуется устранять путем внутриконфессионального диалога.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян, Ю. М. Этнорелигиозный терроризм / Ю. М. Антонян [и др.] ; под ред. Ю. М. Антоняна. — Москва : Аспект Пресс, 2006. — 318 с.

2. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30 апреля 2002 г. [Электронный ресурс] // Президент Российской Федерации : [сайт]. — Режим доступа: http://2002.kremlin.ru/events/523.html.

3. Выступление Президента России Владимира Путина на расширенном заседании правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 года [Электронный ресурс] // Независимая газета. — 2004. — 14 сент. — Режим доступа: http://www.ng.ru/.

4. Ильин, Е. П. Доклад на Третьей международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму, г. Москва, 27 октября 2007 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nak.fsb.ru/nac/ media/puЫicatюns/artide.htmo/o21id%3D102894 73%40cmsArtide.htmL

5. Каневский, К. Основные положения социальной программы Русской православной церкви / К. Каневский // Рос. юстиция. — 2003. — № 2. — С. 56.

6. О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки. Письмо от 25 мая 2011 г. N° СМ-477/08. — Режим доступа: http://www.dagminobr.ru/documenty/ informacionnie_pisma/srochno_pismo_394310l8_ ot_2_dekabrya_2011_g.

7. Путин, В. В. Борьба с международным терроризмом — приоритетное направление для силовиков [Электронный ресурс] // Обзор СМИ. — Режим доступа: http://46info.ru/media/ strana/?id=720.

8. Сергун, Е. П. Экстремизм в Российской Федерации : уголовно-правовые и криминоло-

гические аспекты : учебное пособие / Е. П. Сер-гун ; под ред. Б. Т. Разгильдиева. — Саратов : Сарат. гос. акад. права, 2005. — 99 с.

9. Указ Президента РФ от 13.09.2004 N° 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила 30.01.13.

Об авторах:

Айзятов Фярит Ахметович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института — филиала АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (г. Саранск, Россия), доктор философских наук, fayzyatov@rucoop.ru

Бурова Юлия Владимировна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (г Саранск, Россия), кандидат исторических наук, Lady-burova@mail.ru

IMPLEMENTATION OF STATE POLICY ON COUNTER-TERRORISM IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL SYSTEM

F. A. Aizyatov (Saransk Institute of Consumers ’ Cooperative, filiation of Russian University of Cooperation),

Yu. V. Burova (Middle-Volga filiation of Russian Law Academy under the RF

Ministry of Law, Saransk)

The article deals with the implementation of the state policy on counter-terrorism which becomes possible within the framework of cooperation between state structures and is implementing primarily through the activities of the Ministry of Education and Science. The main objective of this department within the designated policy is to formulate the ideology of counter-terrorism, based on the idea of dialogue between Orthodoxy and Islam.

Keywords: system of education; terrorism; state policy; counter-terrorism; ideology of terrorism; inter-religious dialogue.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF ot 13.09.2004 №1167 “O neotlozhnyh merah po povysheniju jeffektivnosti bor'by s terrorizmom” [Presidential Decree of 13.09.2004, no. 1167 “On urgent measures to improve the efficiency of the fight against terrorism”]. SPS “Konsul'tant pljus” [“Consultant Plus”].

2. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina na zasedanii Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii 30 aprelja 2002 [President’s speech at a meeting of the Russian Security Council in April 30, 2002]. Available at: http://2002.kremlin.ru/events/523.html.

3. Vystuplenie prezidenta Rossii Vladimira Putina na rasshirennom zasedanii pravitel'stva s uchastiem glav sub’ektov RF 13 sentjabrja 2004 goda [President’s speech at a government meeting with the heads of subjects of the Russian Federation on 13 September 2004]. Available at: http://www.ng.ru/.

4. Antonian J. M. Jetnoreligioznyj terrorizm [Ethno-religious terrorism]. Moscow, 2006, 318 p.

5. Ilyin E. P. Doklad na Tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam bezopasnosti i protivodejstvija terrorizmu [Report at the Third International Conference on Security and Counter Terrorism]. Moscow, October 27, 2007. Available at: http://nak.fsb.ru/nac/media/publications/article. htm% 21id% 3D10289473% 40cmsArticle.html.

6. Kanevsky C. Osnovnye polozhenija social'noj programmy Russkoj pravoslavnoj cerkvi [ Summary of the social programme of the Russian Orthodox Church]. Ros. justicija [Russian Justice], 2003, no. 2, 56 p.

7. O materialah po protivodejstviju ideologii terrorizma i jekstremizma. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Pis'mo ot 25 maja 2011 [On the materials to counter the ideology of terrorism and extremism. Ministry of Education and Science Letter, May 25, 2011]. Available at: http://www.dagminobr.ru/ documenty/informacionnie_pisma/srochno_pismo_39431018_ot_2_dekabrya_2011_g.

8. Putin V. V. Bor'ba s mezhdunarodnym terrorizmom — prioritetnoe napravlenie dlja silovikov [Combating international terrorism — a priority for the security services]. Available at: http://46info. ru/media/strana/?id=720.

9. Sergun E. P. Jekstremizm v Rossijskoj Federacii: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty [Extremism in the Russian Federation: the criminal and criminological aspects]. Saratov, 2005, 336 p.

About the authors:

Aizyatov Fyarit Akhmetovich, professor, Chair of Social Humanities, Saransk Institute of Consumers’ Cooperative, filiation of Russian University of Cooperation (Saransk, Russia), Doctor of philosophical sciences, fayzyatov@rucoop.ru

Burova Yulia Vladimirovna, research assistant professor, Chair of Humanities and Socio-economic Disciplines, Middle-Volga filiation of Russian Law Academy under the RF Ministry of Law (Saransk, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in historical sciences, Lady-burova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.