Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крисанова Д.И.

В статье рассматривается механизм реализации государственной молодежной политики на региональном уровне, анализируются основные проблемы молодежи и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE BRYANSK REGION

In article the mechanism of realization of the state youth policy at the regional level, analyzes the main problems of young people and suggests ways of solving them.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 316

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.И. Крисанова

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

В статье рассматривается механизм реализации государственной молодежной политики на региональном уровне, анализируются основные проблемы молодежи и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: управление, региональное управление, молодежная политика, государственная молодежная политика.

В условиях инновационного развития общества и возрастающего темпа инновационных изменений конкурентоспособность Брянской области определяется наличием качественного человеческого капитала. В данном контексте молодежь - значимый общественный ресурс с огромным потенциалом; это социальный слой общества, который является социально-культурным, производственным, экономическим и духовным сектором, аккумулирующим в себе безграничные возможности и способным оказывать влияние на позитивное развитие региона.

Анализ российских диссертационных исследований последних лет, посвященных изучению региональных моделей государственной молодежной политики (далее - ГМП) (Смирнов В.А., Ховрин А.Ю., Гущин О.В., Рожнов О.А., Бурханова Н.А., Попович Д.А.) показал, что в качестве основных подходов к её реализации выступают субъект - объектный либо субъект - субъектный подходы.

«Категории «субъект» и «объект» в домарксовской философии рассматривались главным образом в связи с познанием. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые дали научную трактовку проблемы деятельности, а вместе с ней соотношения субъекта и объекта» [1].

Сначала определим основные понятия. Субъект в самом широком смысле понимается как некто, «который в процессе конкретного взаимодействия выступает в роли воздействующей стороны и выполняет функции инициатора, систематизатора и регулятора всех изменений» [1].

Доктор философских наук Граждан В.Д. в качестве основных особенностей субъекта выделяет следующие: «Во-первых, субъект всегда выступает в качестве зачинателя, инициатора взаимодействия. Во-вторых, субъект определяет системный характер взаимодействия и характер связи между ними... каков субъект, таково и порождаемое им взаимодействие. Способность создавать систему - главное свойство всякого субъекта. В третьих, важнейшей особенностью является то, что он проявляет себя как регулятор взаимодействия с объектом. Субъект обычно не только начинает взаимодействие, формирует его систему, но и управляет этим взаимодействием, задает определенные параметры, поддерживает это взаимодействие до некоторого допустимого предела. Именно специфика субъекта определяет в основном содержание тех изменений, которые происходят в объекте» [1].

«Категория «объект» некоторыми авторами характеризуется как «окружающий мир человека», все то, что может активно переделываться в процессе человеческой деятельности» [1]. В качестве примера можно привести высказывания М.С. Кагана: «Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, сам человек» [2].

Под объектом мы будем понимать то что или того кто «в процессе конкретного взаимодействия выступает в роли воспринимающей стороны и образует некий субстрат (основу) данного взаимодействия» [1].

Объекту свойственны свои особенности. «Прежде всего, он выступает, как менее

инициативная сторона по отношению к субъекту... инициативы объекта в процессе взаимодействия трансформируются соответствующим образом субъектом. В результате некоторые из них начисто подавляются, а некоторые нейтрализуются. Дальше объект менее влиятелен в системообразующей деятельности. Наконец для объекта свойственна и менее выраженная способность регулирования взаимодействия. Попытки объекта внести коррективы также в значительной мере подавляются или нейтрализуются субъектом» [1].

Правительством Брянской области разработана государственная программа Брянской области «Молодежь Брянщины» на 2017-2019 годы (далее - Государственная программа), которая ориентирована на молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет и является комплексом мер по созданию реды для эффективной реализаций потенциала молодежи в рамках позитивного развития Брянской области.

Формирование такой среды неразрывно связано с необходимостью наличия единого идеологического вектора; единым предметом и объектом молодежной политики (молодые люди от 14 до 30 лет, молодежные объединения и организации); единством целей и задач, ориентированных на достижение позитивного социального эффекта; общностью инструментария и функционала в рамках реализации молодежной политики; наличием общих законов в молодежной среде.

Общий анализ проблем молодежи свидетельствует о низком уровне ее вовлеченности в активную общественную жизнь региона. Отчуждение молодежи от процесса участия во всех сферах жизни затрудняет ее интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодежи от общества и государства могут проявляться в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, замедлении развития различных областей экономики и производства. В свою очередь это влечет за собой кризис самореализации, кризис адаптации и социализации, кризис доверия по отношению к официальным управленческим структурам.

Учитывая современные внешнеполитические условия, а также геополитическое положение Брянской области, приоритетной задачей региона должно являться обеспечение национальной безопасности, предотвращение межконфессиональных и межнациональных конфликтов, обеспечение единства и гражданской ответственности населения. Базисом для этого служит эффективная государственная молодежная политика.

Особого внимания требует и демографическая ситуация, в том числе сокращение трудового ресурса региона. Так с 2014 по 2016 годы численность трудоспособного населения Брянской области сократилась на 87 703 чел., а численность населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 21 711 чел. В свою очередь доля населения старше трудоспособного возраста с 2014 года имеет повышательный тренд и на 2016 год составляет 26% (320 151 чел.) по отношению к общей численности населения Брянской области. Таким образом, учитывая сохраняющуюся естественную убыль населения (на 2016 год - 6033 чел.), следует отметить, что снижение коэффициента демографической нагрузки (отношение суммы числа детей и лиц пенсионного возраста к численности населения трудоспособного возраста) вызвано, прежде всего, сокращением трудового потенциала Брянской области. В связи с этим существует важная задача, связанная не только с улучшением демографического климата в регионе, но и с повышением качества и эффективности молодежи, как трудового ресурса Брянской области [6].

Общий уровень безработицы среди молодежи до 25 лет на 2015 год в России составил 23,7% от общей численности населения. Одними из основных причин роста безработицы в молодежной среде являются отсутствие или снижение у молодых специалистов профессиональных навыков, по изучаемой ранее профессии; несоответствие требованием работодателя ошибочный выбор профессии, специальности. В этой связи особую актуальность в области реализации государственной молодежной политики приобретает выстраивание системы надпрофессионального образования. Формирование надпрофессиональных компетенций у молодых людей предполагает развитие личностных качеств молодого человека: активности, самостоятельности, результативности, умения

работы в команде, эффективного сотрудничества, обновления знаний. Такие компетенции обеспечат возможность безболезненной переквалификации молодежи и позволят создать благоприятные условия для ее социализации.

Решение обозначенных проблем во многом зависит от нормативного правого регулирования.

В связи с этим существует острая необходимость формирования рабочего инструментария и комплекса мер, направленного на культивирование условий для социального становления и самореализации молодежи, исходя из принципов стимулирования молодежных общественных инициатив. Другими словами основополагающей целью в реализации государственной молодежной политики (в том числе и на региональном уровне) является создание среды, которая выступает катализатором инициатив молодых людей в рамках общенациональных и общерегиональных задач.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит выйти на качественный уровень общественной организации молодежных инициатив, обусловит создание необходимых гражданских институтов в молодежной среде, повысив уровень активности молодежи. Наличие единого вектора гражданско-патриотического воспитания, а также эффективного блока реализации молодежной политики максимально активизирует инициативы молодых ребят в интересах региона, страны, позволив сформировать крепкую основу для реализации проектов регионального и федерального значения в лице образованных, квалифицированных молодых специалистов. Активное включение молодежи в решение актуальных задач Брянской области будет способствовать формированию единого общественного и культурного пространства региона, определит его самоидентификацию в условиях внешних вызовов. Межведомственный подход в реализации государственной молодежной политики обеспечит интегративный эффект в развитии всех общественных систем региона, который обусловит формирования устойчивой системы национальной безопасности Брянской области [4].

Основной целью Государственной программы является реализация комплекса мер по созданию среды для эффективной реализаций потенциала молодежи в рамках позитивного развития Брянской области.

Для достижения цели Государственной программы реализуются следующие базовые задачи: в рамках основных блоков молодежной политики. Под блоком молодежной политики понимается совокупность однородных направлений в области государственного и общественного проектирования, которая рассматривается как подсистема молодежной политики, обладающая единством целей и задач, общностью инструментария и функционала примирительной к одной целевой аудитории.

Реализация государственной молодежной политики на территории Брянской области предполагает осуществление мероприятий по следующим блокам:

1) Блок «Инфраструктура». Цель блока: создание управляемой эффективной системы обеспечения реализации молодежной политики на территории Брянской области.

2) Блок «Гражданское общество». Цель блока: формирование самобытной культуры молодежи, регулирующей процесс воспроизводства морально-этических норм,

рациональных жизненных принципов, являющихся базисом гражданского общества.

3) Блок «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание». Цель блока: формирование патриотического сознания детей и молодежи, развитие чувства любви и верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей страны.

4) Блок «Информационное пространство». Цель блока: формирование единого информационного пространства благоприятного для развития молодежи Брянской области.

5) Блок «Молодежное самоуправление». Цель блока: развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации.

6) Блок «Молодая наука и инновации». Цель блока: популяризация научной деятельности, содействие в реализации потенциала молодежи в сфере научных разработок, а

также создание среды для развития малого инновационного предпринимательства на базе научных разработок молодых ученых.

7) Блок «Молодежное предпринимательство». Цель блока: популяризация молодежного предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.

8) Блок «Творческий потенциал». Цель блока: формирование особого подхода к развитию творческого потенциала молодежи с обеспечением условий для выявления и развития ее способностей и талантов.

9) Блок «Здоровье и спорт». Описание блока: формирование у молодежи ценностей здорового образа жизни.

10) Блок «Международное сотрудничество». Цель блока: развитие международного сотрудничества в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Брянской области.

11) Блок «Волонтерство и добровольчество». Цель блока: формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности.

12) Блок «Социализация и занятость молодежи» цель блока: обеспечение условий и реализация мер по социальной адаптации и занятости молодежи.

13) Блок «Надпрофессиональное образование молодежи». Цель блока: развитие системы надпрофессионального образования молодежи Брянской области.

14) Блок «Работающая молодежь». Цель блока: выявление актуальных проблем работающей молодежи, развитие форм ее самоорганизации.

Для более эффективного управления молодежной политикой на уровне региона нами предлагается разработать Концепцию поддержки работающей молодежи Брянской области (далее - Концепция) по сути представляет собой региональную модель государственной молодежной политики в отношении работающей молодежи и определяет «основные понятия, цель, принципы, приоритетные направления, этапы и механизмы государственной поддержки социальных процессов, обуславливающих развитие работающей молодежи как субъекта позитивного и инновационного социального действия» [3].

В данной модели «под работающей молодежью понимается социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет, вступившая в формально-оформленные трудовые отношения с работодателем (заключившая трудовой договор). Такой подход в отношении работающей молодежи определяет:

1). Наличие у работающей молодежи черт молодежности, характеризующихся, прежде всего, неустойчивостью социальных установок и их сильной зависимостью от внешних воздействий;

2). Ориентированность работающей молодежи на развитие своей социальной субъектности в процессе конкретных социальных действий, направленных на достижение своих социальных целей;

3). Приоритетность у работающей молодежи в качестве социального действия )профессионально-трудовой деятельности, рассматриваемой этой группой молодежи в качестве основного средства достижения своих социальных целей» [6].

Одновременно с этим, несмотря на уникальность и продолжительность существования данной Концепции, стоит отметить отрицательные тенденции среди работающей молодежи по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни.

В изучаемой нами модели ГМП, речь идет о многосубъектном управлении молодежной политикой. «Его субъектами выступают государственные, муниципальные органы и общественные организации» [7], а также предприятия и организации любых форм собственности и сама молодежь, что свидетельствует об общественно-государственном характере управления молодежной политикой поддержки работающей молодежи.

Структурно в региональной модели ГМП поддержки работающей молодежи, следует выделить как элементы, с одной стороны, работающую молодежь региона (управляемый

субъект или объект), с другой - государственные и муниципальные органы, политические и общественные организации и экономические субъекты всех форм собственности, оказывающие воздействие на социальное состояние работающей молодежи региона (управляющие субъекты) [8].

Управляющие субъекты регионального и муниципального уровней являются управляемыми по отношению к субъектам государственного уровня, в связи, с чем сделаем акцент на деятельность субъекта государственного управления, исходя из особенностей субъектной позиции, предложенной Гражданом В.Д.

Участие молодого человека в социально-экономических процессах - это, прежде всего, способ удовлетворить свои личные, жизненные потребности, такие, как материальные, создание семьи и воспитание детей, создание для себя необходимых бытовых и жилищных условий, наличие минимальных социальных и экономических гарантий для себя и своей семьи. Таким образом, труд выступает как условие и средство социального развития молодежи» [3].

Субъект государственного управления выступил инициатором взаимодействия с работающей молодежью по социально-экономическому развитию региона и предложил в качестве основной парадигмы для взаимодействия ресурсно-ориентированный подход, где «молодежь рассматривается как ресурс реализации каких-либо экономических и политических решений, проектов, программ.

В качестве системы взаимодействия предложена «совокупность последовательных действий, направленных на трудовое воспитание молодежи...» со стороны субъекта, и возможность молодежи в рамках включения в процесс социально-экономических преобразований через труд удовлетворить свои личные, жизненные потребности. Регулятором данного взаимодействия является с одной стороны действующее законодательство, с другой существующие общественные правила и нормы взаимодействия общественных субъектов.

Можно предположить, что в рамках данной модели с одной стороны работающая молодежь выступает как объект управленческого воздействия с целью формирования определенного социального (поколенческого) лица, востребованного обществом для удовлетворения своих задач и интересов. Исходя из этого, на молодежь, как на объект, возлагаются две основные функции: функция обучения и воспитательная функция. А с другой стороны возможность через труд и проявление инициатив, в дальнейшем выйти в субъектную позицию в рамках данного взаимодействия. Исходя из этого, на молодежь как субъекта возлагаются три основные функции: воспроизводство, транслирующая или трансляционная, инновационная [5].

Качественный и количественный анализ текста Концепции поддержки работающей молодежи Брянской области на период до 2020 года, позволили нам подтвердить предположение об объективированном отношении к молодежи и необходимости исполнения ею функций как объекта общественных отношений, одновременно с этим, в качестве субъектной позиции молодёжи акцент для неё сделан на исполнении функции воспроизводства, прежде всего, демографического, и однократно упомянута функция инновационная, причем в производственной технологической сфере, исходя из промышленных особенностей региона.

В связи с чем, предлагается пересмотреть подход в рамках реализуемой модели ГМП поддержки работающей молодежи, где сделать акцент на формировании субъектной социальной, экономической, политической позиции работающей молодежи основанием которой явится формирование её способностей к адекватному самоопределению, способностей к самостоятельному принятию решений, и целеполаганию, самокритике, самоорганизации, саморефлексии, социальному лидерству.

Список литературы

1. Граждан, В.Д. Социология управления: учебник [Текст] / В.Д. Граждан. - 2-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2009. - 512 с.

2. Гущин, О.В. Региональная модель государственной молодёжной политики: опыт социологического анализа: дис.канд.соц.наук [Текст] / О.В. Гущин. - Екатеринбург, 2007. -345 с.

3. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие для вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2003. -238 с.

4. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

5. Матяш, Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема [Текст] / Н.В. Матяш, В.В. Фещенко // Школа и производство. - 2007. - № 7. - С. 3.

6. Тачкова, И.А. Институциональная экономика : учебное пособие [Текст] / И.А. Тачкова. - Брянск: РИО БГУ, 2016. - 160 с.

7. Фещенко, В.В. Кластерный подход в развитии инновационного потенциала малого бизнеса Брянской области [Текст] / Фещенко В.В. // В сборнике: Инновационное развитие Российской экономики IX / Международная научно-практическая конференция. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. - 2016. - С. 130-133.

8. Фещенко, В.В. Методологические основы социально-экономической эффективности регионального развития [Текст] / В.В. Фещенко, И.А. Тачкова, Р.О. Черваков // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4 (85-4). - С. 365-372.

Сведенья об авторах

Крисанова Дарья Игоревна - магистр 3 курса заочной формы обучения направления подготовки 38.04.01 Экономика Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, тел. 8 915-532-53-40, crisanova@mail.ru.

UDK 316

IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE BRYANSK REGION

D.I. Krisanova

Federal state budgetary educational institution of higher education «Bryansk state University named after

Acad. I. G. Petrovsky»

In article the mechanism of realization of the state youth policy at the regional level, analyzes the main problems of young people and suggests ways of solving them.

Keywords: management, regional management, youth policy, state youth policy.

References

1. Grazhdan, V.D. Sotsiologiya upravleniya: uchebnik [Tekst] / V.D. Grazhdan. - 2-e izd., pererab. - M.: KNORUS, 2009. - 512 s.

2. Guschin, O.V. Regionalnaya model gosudarstvennoy molodYozhnoy politiki: opyit

sotsiologicheskogo analiza: dis.kand.sots.nauk [Tekst] / O.V. Guschin. - Ekaterinburg, 2007. - 345 s.

3. Zborovskiy, G.E. Sotsiologiya upravleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Tekst] / G.E. Zborovskiy, N.B. Kostina. - Ekaterinburg: Izd-vo Gumanitarnogo universiteta, 2003. - 238 s.

4. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyatelnost (opyit sistemnogo analiza) [Tekst] / M.S. Kagan. - M.: Politizdat, 1974. - 328 s.

5. Matyash, N.V. Psihologo-pedagogicheskie bareryi v obuchenii shkolnikov proektnoy deyatelnosti kak didakticheskaya problema [Tekst] / N.V. Matyash, V.V. Feschenko // Shkola i proizvodstvo. - 2007. - № 7. - S. 3.

6. Tachkova, I.A. Institutsionalnaya ekonomika : uchebnoe posobie [Tekst] / I.A. Tachkova. - Bryansk: RIO BGU, 2016. - 160 s.

7. Feschenko, V.V. Klasternyiy podhod v razvitii innovatsionnogo potentsiala malogo biznesa Bryanskoy oblasti [Tekst] / Feschenko V.V. // V sbornike: Innovatsionnoe razvitie Rossiyskoy ekonomiki IX / Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plehanova; Rossiyskiy gumanitarnyiy nauchnyiy fond. -2016. - S. 130-133.

8. Feschenko, V.V. Metodologicheskie osnovyi sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti regionalnogo razvitiya [Tekst] / V.V. Feschenko, I.A. Tachkova, R.O. Chervakov // Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2017. - №8-4 (85-4). - S. 365-372.

Authors' information

Krisanova Darya Igorevna - the 3rd year undergraduate, training program 38.04.01 Economics profile Economics and regional management at Federal state budgetary educational institution of higher education «Bryansk state University named after Acad. I.G. Petrovsky» ph. 8 915-532-53-40, crisanova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.