Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суржикова В. М., Яненко К. С.

Цель исследования состоит сформулировать и раскрыть предложения по разработке направлений стратегии конкуренции вузов в современных экономических условиях. Задачи исследования сводятся к определению теоретических основ исследования конкурентоспособности высшей школы: рассмотреть понятия конкурентоспособности, конкурентоспособности высшей школы, факторы ее формирования, конкурентоспособности высшего учебного заведения и факторы ее формирования. Результат исследования - систематизация основных внешних и внутренних факторов конкурентоспособности вуза. При проведении исследования применены аналитико-синтетические, экономико-статистические и расчетно- аналитические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF HIGHER SCHOOL COMPETITIVENESS RESEARCH

The purpose of the study is to formulate and reveal proposals for the development of directions for the strategy of competition for universities in modern economic conditions. The objectives of the research are reduced to the definition of the theoretical foundations of the study of the competitiveness of higher education: to consider the concepts of competitiveness, competitiveness of higher education, the factors of its formation, the competitiveness of a higher educational institution and the factors of its formation. The result of the research is the systematization of the main external and internal factors of the university's competitiveness. During the study, analytical-synthetic, economic-statistical and calculation-analytical methods were used.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 338.242.2

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.М. Суржикова, К.С. Яненко ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Цель исследования состоит сформулировать и раскрыть предложения по разработке направлений стратегии конкуренции вузов в современных экономических условиях. Задачи исследования сводятся к определению теоретических основ исследования конкурентоспособности высшей школы: рассмотреть понятия конкурентоспособности, конкурентоспособности высшей школы, факторы ее формирования, конкурентоспособности высшего учебного заведения и факторы ее формирования. Результат исследования - систематизация основных внешних и внутренних факторов конкурентоспособности вуза. При проведении исследования применены аналитико-синтетические, экономико-статистические и расчетно- аналитические методы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, стратегическое управление, конкурентные стратегии, высшее образование, развитие высшего образования

В современном мире во всех сферах деятельности в той или иной степени присутствует конкуренция. Повсеместно конкурентная среда становится все более сложной и охватывает все большее число субъектов, между которыми растет интенсивность конкуренции. Конкуренция - явление многоуровневое, она проявляется на макроэкономическом, мезоэкономи-ческом, микроэкономическом уровнях, поэтому число субъектов, охваченных ею, велико, они представляют различные сферы деятельности.

В данный момент не существует единого для всех определения конкурентоспособности, способного всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Авторами даются различные трактовки понятия «конкурентоспособность», которые отличаются уровнем рассмотрения данного понятия, изучаемыми субъектами конкурентоспособности, рассмотренными аспектами, факторами, влияющими на ее формирование и сохранение и многим другим.

Большинство авторов (например, М. Портер, М. Гельвановский, Ю.Я. Еленева, Р. А. Фатхутдинов) рассматривают конкурентоспособность, как некоторое отдельное свойство, характеристику рассматриваемого объекта, которое выполняет определенную функцию: дает возможность товару выступать на рынке наравне с аналогичными товарами, дает возможность продукции быть реализованной по сопоставимым ценам на конкретном рынке, удовлетворять конкретные потребности потребителей, дает преимущества по сравнению с аналогичными товарами и т.д. Ряд других авторов (Ю. Б. Рубин, С. Л.Шаламков, В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева) рассматривают конкурентоспособность как способность фирмы или страны определять и развивать свой потенциал, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и внедрять достижения научно-технического прогресса, успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в определенный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг и т. д. Отдельно хотелось бы обратить внимание на определение, данное Н. С. Яшиным, в нем находит свое отражение сразу два фактора формирования конкурентоспособности - факторы внутренней и внешней среды. Конкурентоспособность, по мнению данного автора, определяется характеристиками самой организации и внешними социально-экономическими и организационными факторами. Другие рассмотренные мною авторы опирались лишь на внутренние факторы формирования конкурентоспособности.

Существует большое разнообразие подходов к определению понятия конкурентоспособности. Прежде всего, это обусловлено многоуровневым характером конкурентоспособности. Может быть рассмотрена конкурентоспособность объектов разного уровня: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, регионов, стран. Выделяется микроконкурентоспособность, мезоконкурентоспособность и макроконкурентоспособность.

На Рисунке 1 представлена пирамида, отражающая распределение объектов конкурентоспособности на уровни [9, с. 90].

Рисунок 1 - Пирамида объектов конкурентоспособности

На макроуровне изучается и исследуется конкурентоспособность стран. Для данной цели, например, ежегодно рассчитывается индекс глобальной конкурентоспособности стран мира Международным институтом управленческого развития 1МИ. На мезоуровне оценивается конкурентоспособность отдельных регионов и отраслей. В РФ важным вопросом является оценка конкурентоспособности каждого субъекта, в частности, например, для этой задачи рассчитывается Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - полюса роста России, который представляет собой комплексную оценку, характеризующую фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта [9, с. 265]. Также определяется конкурентоспособность отдельных отраслей и сфер деятельности. Так, определяется конкурентоспособность промышленности (например, рассчитывается индекс конкурентоспособности промышленности Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию ЮНИДО для различных стран), конкурентоспособность образовательной сферы, системы здравоохранения, предпринимательского климата и т. п. На микроуровне чаще всего исследуется конкурентоспособность отельных организаций, фирм, их подразделений, их отдельных товаров или услуг и т. д. Для оценки конкурентоспособности объектов данного уровня существует большое число методов оценки: SWOT-анализ, метод «4Р», метод построения «многоугольника конкурентоспособности» и мн. др.

Конкурентоспособность высших учебных заведений может быть исследована множеством различных методов, для оценки степени конкурентоспособности ВУЗов может быть применено большое число самых различных показателей. В данной работе рассматриваются следующие существующие методики исследования, применяемые для составления рейтингов ВУЗов.

Далее рассмотрим национальные рейтинги, составляемые российскими организациями. Все данные рейтинги были созданы позднее зарубежных международных рейтингов, поэтому при их составлении были учтены недостатки существующих рейтингов университетов, добавлены показатели для более углубленного исследования качества образования университетов и их влияния на общество и регионы [2].

1. Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета» является самым молодым из рассматриваемых в данной работе рейтингов. На 7 июля 2017

года был разработан проект методологии подготовки рейтинга, на 11 июля стал известен топ-20 вузов без указания мест. В настоящий момент данный рейтинг проводит оценку только национальных университетов, но позиционирует себя как международный, так как планируется, что в перспективе по его методологии будет проводиться оценка и зарубежных университетов [4, с. 160]. Создание данного рейтинга инициировано в соответствии с поручением В. В. Путина от 2014 года о необходимости создания национального рейтинга университетов. Данный рейтинг значительно отличается по своей сути от большинства других, особенно международных, рейтингов. Как отмечают его составители, качество образования, которое детально учитывается в рассматриваемом рейтинге, часто «остается на периферии» глобальных университетских рейтингов, при оценке научно-исследовательских показателей существующие международные рейтинги.

2. Рейтинг лучших вузов России по версии Рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) составляется ежегодно с 2012 года. Рейтинг составляется с той точки зрения, что ключевой, неизменной, главной миссией университетов является передача обучающимся знаний, умений и навыков; рейтинг опирается на данные мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, которые ежегодно публикуются с 2013 года.

В данном рейтинге наибольший вес дан показателям группы «востребованность среди абитуриентов», «международная интеграция» и «ресурсная обеспеченность».

3. Национальный рейтинг университетов запущен группой «Интерфакс» в 2009 году.

Больший вес в данном рейтинге дан интегральным показателям «образование» и «исследования», немногим меньший - остальным интегральным показателям.

Таким образом, в рейтингах, созданных российскими организациями, были учтены недостатки существовавших ранее международных зарубежных рейтингов университетов, обозначенные в работе ранее. Абсолютно во всех национальных рейтингах был сделан упор на оценку качества образования, последующую востребованность выпускников у работодателей, научно-исследовательскую деятельность университетов, их имидж, влияние на общество, т. е. учитываются все функции университетов: научно-исследовательская, образовательная, функция взаимодействия с местным сообществом. В российских рейтингах оценка вузов ведется по большему числу показателей, чем в зарубежных рейтингах, делается упор на однозначность их расчета. Для оценки конкурентоспособности российских вузов целесообразнее применять национальные методики исследования, в которых учитывается национальная особенность российской системы образования по сравнению с зарубежными системами. В зарубежных системах образования принято практически полностью передавать научно-исследовательскую деятельность университетам, в данном случае наука становится главной функцией университетов, в то же время в России научно-исследовательская деятельность в большей степени передается Академиям наук, а главной функцией университетов становится образовательная функция, функция обеспечения высокой степени качества образования, которая лишь в малой степени учитывается в международных зарубежных рейтингах.

На основе анализа методологий оценки конкурентоспособности вузов международных и национальных рейтингов автором предлагается собственная методика оценки конкурентоспособности вузов России по данным «Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования». В расчете интегрального показателя конкурентоспособности университета (IUC) будут использованы показатели, разделенные на 5 групп (субиндексов) [7, с. 55].

Введем некоторые обозначения:

- IUC - Index of Universities Compitiveness (Индекс конкурентоспособности университета) - интегральный показатель, который рассчитывается после расчета субиндексов (по пяти выделенным группам показателей) и является результирующим показателем;

- Субиндекс 1 - QE - Quality of Education (Качество образования). Группа показателей по данному субиндексу включает в себя 3 показателя;

- Субиндекс 2 - RA - Research Activity (Научно-исследовательская деятельность). Группа показателей по данному субиндексу включает в себя 5 показателей;

- Субиндекс 3 - IA - International Activity (Международная деятельность). Группа

показателей по данному субиндексу включает в себя 1 показатель;

- Субиндекс 4 - FEA - Financial and Economic Activity (Финансово-экономическая деятельность). Группа показателей по данному субиндексу включает в себя 2 показателя;

- Субиндекс 5 - TS - Teaching Staff (Кадровый состав). Группа показателей по данному субиндексу включает в себя 1 показатель.

Алгоритм расчета интегрального показателя IUC для университета следующий:

1. Определение значений Субиндексов 1-5 (QE, RA, IA, FEA, TS). Каждый Субиндекс рассчитывается путем «взвешивания» конкретных значений показателей и их дальнейшего суммирования (определяется сумма произведений конкретных числовых значений показателей на их весовой коэффициент);

2. Определение интегрального показателя IUC путем «взвешивания» Субиндексов и их дальнейшего суммирования (определяется сумма произведений значений Субиндексов, рассчитанных ранее, на их весовые коэффициенты).

Расчет интегрального показателя ШСможно представить в виде формулы:

IUC = K1*QE + K2*RA + K3*IA + K4*FEA + K5*TS, где QE, RA, IA, FEA, TS-субиндексы, K1, K2, K3, K4, K5 - их весовые коэффициенты [5, с. 465].

При этом K1 = 25%, K2 = 20%, K3 = 15%, K4 = 20%, K5 = 20%.

Существует большое число рейтингов университетов. Основные международные рейтинги, составляемые за рубежом:

В целях повышения конкурентоспособности организаций, в том числе, высших учебных заведений, необходимо использование инструментов, методов и принципов стратегического менеджмента в управлении данными организациями, так как конкурентоспособность любой организации не рассматривается лишь в краткосрочном периоде, она формируется в течение длительного периода, на нее влияют множество факторов, которые, по возможности, должны отслеживаться, прогнозироваться и управляться. Стратегический менеджмент включает в себя стратегический анализ, прогнозирование, планирование, реализацию стратегий и контроль их исполнения [6, с. 195].

Отметим некоторые возможные направления конкурентных стратегий высшего учебного заведения [8, с. 465]:

1) создание определенных обучающих, научных, экономических, финансовых, политических условий для поддержания и усиления конкурентоспособных преимуществ вуза;

2) адаптация университета к изменяющимся потребностям рынка интеллектуальной собственности, рынка труда и т.п.;

3) развитие вуза на базе государственных и собственных средств, их эффективное использование в организационных, научных, учебных проектах университета;

4) рост интеллектуальной собственности и развитие человеческого капитала вуза;

5) дифференциация и разнообразие предоставляемых вузом услуг различным учебным, научным, финансовым и другим организациям;

6) развитие и внедрение новых обучающих программ и технологий для привлечения внимания слушателей к вузу;

7) ориентация вуза не только на массовый спрос обучающих программ и курсов, но и на узкую группу слушателей;

8) долгосрочные инвестиций университета - периодическую подготовку, переподготовку, обучение сотрудников вуза, затраты на рекламу и др.;

9) увеличение прибыли вуза от продажи интеллектуальной собственности, предоставления интеллектуальных и обучающих услуг и др.;

10) создание новых эффективных и конкурентоспособных преимуществ вуза через связь науки, производства и обучения;

11) развитие инновационного потенциала вуза через использование инновационной продукции для выпуска конкурентоспособных научных товаров;

12) расширение рынков сбыта научной продукции и др.

Далее определим основные этапы разработки стратегии конкуренции высшего учебно-

го заведения:

0. Появление и осознание потребности в необходимости создания стратегии повышения конкуренции руководством вуза;

I. Создание рабочей группы (определение ответственного подразделения, отдела вуза) по разработке стратегии конкуренции вуза;

II. Выявление ключевых особенностей и проблем внутренней среды вуза, проблем стратегического развития, определение системы ключевых ценностей организации, ключевых факторов успеха, конкурентных преимуществ и т.п.

III. Системный интеграционный анализ внешней среды организации, деятельности вузов-конкурентов;

IV. Определение стратегических направлений развития вуза;

V. Разработка комплекса целей на основе стратегических направлений развития вуза:

VI. Определение конечной потребности в ресурсах и средствах для реализации всего комплекса целей;

VII. Определение сроков реализации поставленных целей и ответственных лиц;

VIII. Создание стратегии конкуренции на основе уже имеющихся разработок с дальнейшей ее реализацией, контролем ее реализации, а также управлением ее реализацией (а также возможное изменение организационной структуры высшего учебного заведения для осуществления этих задач) [3, с. 50].

Широко используемым инструментом стратегического управления является концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП). Данная система была разработана профессорами Гарвардского университета Р. Капланом и Д. Нортоном и в настоящее время применяется в бизнесе, используется государственными компаниями и организациями, применяется органами власти при разработке стратегий различного уровня]. Данная концепция является концепцией реализации стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе Ключевых Показателей Эффективности (Key Performance Indicators - KPI, КПЭ), представляет собой, таким образом, совокупность упорядоченных взаимосвязанных и согласованных показателей развития рассматриваемой сферы, учитывает причинно-следственные связи между результирующими показателями и факторами их формирования.

Одной из составляющих ССП, практическим способом применения ССП является стратегическая карта. По словам создателей ССП, Р. Каплана и Д. Нортона, «Стратегическая карта - это некое наглядное изображение стратегии, которое на одной странице рассказывает, как интегрированные и скомбинированные цели четырех составляющих складываются в единую стратегию».

Мо мнению Н.О. Колчиной, «стратегическая карта - схемы логического изложения и разъяснения стратегии в виде диаграмм, описывающих стратегию, как набор стратегических целей и причинно-следственных связей между ними» [1, с. 120]. Составление стратегической карты осуществляется по четырем уровням: финансы, бизнес-процессы, клиенты, персонал и организационное развитие (или перспективы «результаты для клиентов», «внутренние изменения», «ресурсы» и «управление»).

Для повышения конкурентоспособности организаций, в том числе, высших учебных заведений, необходимо использование инструментов, методов и принципов стратегического менеджмента в управлении данными организациями [5, с. 266]. Важнейшим элементом стратегического управления является разработка и реализация стратегий различного рода. Существует большое число видов разрабатываемых и реализуемых в организациях стратегий. Для высших учебных заведений, например, могут разрабатываться следующие стратегии: стратегия развития научного потенциала, кадрового потенциала, стратегия повышения качества образовательных услуг, стратегия освоения международного рынка образовательных услуг, финансово-инвестиционная стратегия, стратегии развития факультетов и филиалов, стратегия опережающей подготовки кадров, стратегия экспорта образовательных программ, стратегия социальной политики и многие другие. Также для университета может быть разрабо-

тана и реализована стратегия конкуренции. Австралийским ученым С. Маргинсоном создана модель, в рамках которой было выделено 3 конкурентные стратегии становления университета: «вширь», «вглубь», комбинация стратегий «вширь» и «вглубь». Л. Б. Нюренбергер, А. Е. Архипов, И. В. Краковецкая адаптировали модель, классификацию стратегий Ф. Котлера и Ж. Ламбена для вузов. Автором выделено 8 основных этапов разработки стратегии конкуренции вуза. Широко используемым инструментом стратегического управления (в том числе и в вузах) является концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП), а также одна из ее составляющих, а именно, стратегическая карта.

Список литературы

1. Колчина, Н.О. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза / Н.О. Колчина, Е.А. Леоненко // Вопросы управления. 2018. № 4 (53). С. 119-131.

2. Перминова, О.М. Управление конкурентоспособностью государственного вуза на основе формирования его инновационно-образовательного потенциала / О.М.Перминова // Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова. Ижевск, 2009.

3. Тачкова, И.А. Регулирование развития продовольственного рынка региона : Монография / И.А. Тачкова, В.В. Фещенко. - Курск, 2020. - 164 с.

4. Фещенко, В.В. Барьеры инновационного развития вузов / В.В. Фещенко // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 3. С. 159-161.

5. Фещенко, В.В. Совершенствование управления инновационным потенциалом персонала / В.В. Фещенко // В сборнике: Социально-экономическое развитие союзного государства в условиях глобализационных процессов. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Л. Ложкиной, Г.А. Куликовой. 2016. С. 265-268.

6. Фещенко, В.В. Управление знаниями - основа современного менеджмента / В.В. Фещенко // В сборнике: Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации. Тринадцатые Ходыревские чтения. Сборник материалов национальной научно-практической конференции. под ред. В.Н. Ходыревской. 2019. С. 194-198.

7. Фещенко, В.В. Управление социально-экономическим развитием региона: механизмы и методы / В.В. Фещенко // Экономический вектор. 2017. № 4 (11). С. 52-59.

8. Фещенко, В.В. Управление социально-экономическими системами на основе когнитивных технологий / В.В. Фещенко // В сборнике: Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 463-473.

9. Филенко Ю.А. Региональные аспекты конкурентоспособности вуза / Ю.А. Филенко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9. № 3. С. 88-92.

Об авторах

Суржикова Виктория Михайловна- магистрант 3-го курса магистратуры направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, Россия. E-mail: surzhikova.viktorya@yandex.ru

Яненко Карина Сергеевна - магистрант 3-го курса магистратуры направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, Россия. E-mail: yanenkokarina1996@icloud.com

UDK 338.242.2

FUNDAMENTALS OF RESEARCH OF HIGHER SCHOOL COMPETITIVENESS

Surzhikova Victoria Mikhailovna Yanenko Karina Sergeevna

Bryansk State University acad. I.G. Petrovsky

The purpose of the study is to formulate and reveal proposals for the development of directions for the strategy of competition for universities in modern economic conditions. The objectives of the research are reduced to the definition of the theoretical foundations of the study of the competitiveness of higher education: to consider the concepts of competitiveness, competitiveness of higher education, the factors of its formation, the competitiveness of a higher educational institution and the factors of its formation. The result of the research is the systematization of the main external and internal factors of the university's competitiveness. During the study, analytical-synthetic, economic-statistical and calculation-analytical methods were used.

Key words: competitiveness, competitiveness management, strategic management, competitive strategies, higher education, higher education development.

References

1. Kolchina, N.O. Multidimensionality of the category "competitiveness of the university", approaches and methods of managing the competitiveness of the university / N.O. Kolchina, E.A. Leonenko // Management issues. 2018. No. 4 (53). S. 119-131.

2. Perminova, OM Perminova, O. M. Perminova, Management of the competitiveness of a state university based on the formation of its innovative and educational potential // Izhevsk State Technical University. M.T. Kalashnikov. Izhevsk, 2009.

3. Tachkova, I.A. Regulation of the development of the food market in the region: Monograph / I.A. Tachkova, V.V. Feschenko. - Kursk, 2020 .-- 164 p.

4. Feschenko, V.V. Barriers to the innovative development of universities / V.V. Feschenko // Bulletin of the Bryansk State University. 2013. No. 3. S. 159-161.

5. Feschenko, V.V. Improvement of personnel innovative potential management / V.V. Fesh-chenko // In the collection: Socio-economic development of the union state in the context of globalization processes. Materials of the international scientific and practical conference. Edited by S.L. Lozhkina, G.A. Kulikova. 2016.S. 265-268.

6. Feschenko, V.V. Knowledge management is the basis of modern management / V.V. Fes-chenko // In the collection: The quality of management personnel and the economic security of the organization. Thirteenth Khodyrev Readings. Collection of materials of the national scientific and practical conference. ed. V.N. Khodyrevskaya. 2019.S. 194-198.

7. Feschenko, V.V. Management of social and economic development of the region: mechanisms and methods / V.V. Feschenko // Economic vector. 2017. No. 4 (11). S. 52-59.

8. Feschenko, V.V. Management of socio-economic systems based on cognitive technologies / V.V. Feschenko // In the collection: Management of socio-economic systems and legal research: theory, methodology and practice. Materials of the international scientific and practical conference. 2017.S. 463-473.

9. Filenko Yu.A. Regional aspects of the competitiveness of the university / Yu.A. Filenko // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Socio-economic sciences. 2009. T. 9.No. 3. S. 88-92.

Authors' information

Surzhikova Viktoria Mikhailovna - 3rd year master's student in the direction of preparation 04/38/01 "Economics", Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia. E-mail: surzhikova.viktorya@yandex.ru

Yanenko Karina Sergeevna - 3rd year master's student in the direction of preparation 04/38/01 "Economics", Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia. E-mail: yanenkokarina1996@icloud.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.