Научная статья на тему 'Реализация государственной информационной политики через формирование и развитие единого информационного пространства: современные проблемы и перспективы'

Реализация государственной информационной политики через формирование и развитие единого информационного пространства: современные проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
442
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ветрова Е. Н.

В статье анализируются современное состояние, проблемы формирования и развития единого информационного пространства России, степень взаимодействия его субъектов. Отмечаются межотраслевая и межрегиональная разобщенность в организационных и технико-техно­логических вопросах, неравномерность распространения по территории России информационных услуг, необходимость преодоления информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Автор резюмирует, что в целях реализации государственной информационной политики решение вопросов по созданию единого информационного пространства является ключевым, и предлагает комплекс мер, необходимых для скорейшего перехода на качественный уровень информатизации страны, интеграции в глобальное информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной информационной политики через формирование и развитие единого информационного пространства: современные проблемы и перспективы»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Ветрова Е.Н.*

Орловская региональная академия государственной службы, г. Орел

В статье анализируются современное состояние, проблемы формирования и развития единого информационного пространства России, степень взаимодействия его субъектов. Отмечаются межотраслевая и межрегиональная разобщенность в организационных и технико-технологических вопросах, неравномерность распространения по территории России информационных услуг, необходимость преодоления информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Автор резюмирует, что в целях реализации государственной информационной политики решение вопросов по созданию единого информационного пространства является ключевым, и предлагает комплекс мер, необходимых для скорейшего перехода на качественный уровень информатизации страны, интеграции в глобальное информационное пространство.

В эпоху информационного общества, основой которого является открытая сетевая информационная среда, ни одна страна мира не может быть признана лидирующей без серьезного прорыва в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), кардинальной в результате их внедрения трансформации всех сфер человеческой деятельности, общественных и государственных институтов. Информационные технологии (1Т) распространяют свое влияние на все более далекие от технологий сферы жизнедеятельности людей, не говоря уже о таких областях как бизнес, масс-медиа, правительственные и другие управленческие структуры, которые призваны регулировать общественную жизнь [1]. Именно информационные технологии, и в особенности - телекоммуникации являются ключевыми ресурсами информационного общества. Развитие 1Т обладает серьезным влиянием на всестороннее развитие и глобализацию общественных процессов, их структуру и функции.

Формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов, по мнению отечественных ученых Г.Л. Смолян и Д.С. Черешкина, являются основными признаками информационного общества [2].

* Аспирант.

Информационное пространство, как объект управления, стало существенно модифицироваться в первую очередь под влиянием научно-технической революции и создания глобальной информационной сети. Внедрение новой техники и технологий привело к масштабным изменениям в структуре основных общественных факторов и предъявило совершенно новые требования к содержанию и качеству управленческой деятельности, особенно в плоскости информационного пространства общества. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличить важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть» [3].

Государственная информационная политика - «это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества». В более широком смысле - это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями» [4].

На основе ряда составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере правомерно выделить следующие основные направления государственной информационной политики.

Прежде всего, это обеспечение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного возрождения России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторым направлением является информационное обеспечение внешней и внутренней государственной политики, содействие диалогу власти и общества.

Развитие информационной инфраструктуры, формирование единого информационного пространства, а также развитие современных информационно-коммуникационных технологий, отечественной индустрии средств массовой информации, телекоммуникаций и связи образуют третье направление государственной информационной политики.

И, наконец, четвертое направление связанно с обеспечением информационной безопасности.

В данной статье речь пойдет о третьем направлении государственной информационной политики, как основополагающем курсе государственного управления.

Движение России в сторону создания информационного пространства началось с указа Президента Российской Федерации «Вопросы формиро-

вания единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств» и «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации». Позднее на основе «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» (1995 г.) появился ряд законов, в которых были даны основные правовые определения информационного пространства, информационного поля, информационного продукта, информационного обмена и т.д. (например, Закон «Об участии в международном информационном обмене», 1996 г.; «Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств», 1997 г. и др.). Первоочередные задачи государственной информационной политики и перехода к информационному обществу, в том числе по формированию и развитию единого информационного пространства были определены и в таких документах как, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, «Концепция формирования информационного общества в России», «Концепция государственной информационной политики», Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и ряд других.

В качестве основных проблем, на решение которых направлены эти законы, в Концепции развития единого информационного пространства перечислены следующие: отсутствие единого целостного информационного пространства, неравномерность распространения по территории России информационных услуг, ресурсов и программных продуктов, отсутствие реальных возможностей для удовлетворения потребностей граждан на получение информации и т.д. [5].

Что же представляет собой единое информационное пространство? В «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» дано следующее определение. Единое информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

По определению И.М. Дзялошинского, информационное пространство «это пространство информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах». Профессор Е.П. Прохоров сделал несколько практически значимых выводов по данному вопросу [6]:

1. в информационном пространстве должны быть налажены устойчивые отношения между компонентами информационных ресур-

сов и потребителями информации, характеризующиеся равными возможностями доступа к последней;

2. отношения регламентируются определенными принципами и правилами, их основа и суть - упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами;

3. смысл создания и функционирования информационного пространства - реализация конституционного права граждан на информацию, которое обеспечивает развитие демократического массового сознания;

4. необходимо правовое регулирование информационного обмена в информационном пространстве, исключающее ущемление прав граждан и возникновение информационных угроз личности, обществу и государству.

Существенная роль в формировании единого информационного про -странства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты. Например, всемирная информационная паутина - Шете! Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Основными функциями, которые выполняет информационное пространство, принято считать:

1. интегрирующая. В рамках данной функции информационное пространство объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, в том числе, как отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции и транснациональные корпорации;

2. коммуникативная. Информационное пространство создает особую среду трансграничной, интерактивной и мобильной коммуника-

ции различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен;

3. актуализирующая. Именно в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов различных субъектов деятельности посредством реализации ими информационной политики;

4. геополитическая. Информационное пространство формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции;

5. социальная. Информационное пространство трансформирует состав общества и изменяет характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах - политике, культуре, науке, религии и др.

Основными субъектами информационного пространства России являются государственные и негосударственные органы, общественные организации, политические партии и объединения, издательства и система средств распространения информации (почта, телеграф, Интернет и т.д.), а также занимающая особое место система средств массовой информации и массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты и журналы, медиахолдинги, творческие объединения в персонифицированном виде, т.е. журналисты, писатели и т.д.).

При этом средства массовой информации и массовой коммуникации являются при реализации государственной информационной политики субъектами, осуществляющими массовое информирование населения. Органы государственной власти и управления, государственные и негосударственные средства массового информирования, а также негосударственные общественно-политические объединения осуществляют генерацию управляющих информационных воздействий, активно актуализирующие свои интересы в информационном пространстве.

Наибольшим ресурсом среди всех субъектов информационного пространства, по данным опроса, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН в октябре 2009 г., обладают органы власти и управления (по 5-ти балльной шкале - 4,8). На втором месте находятся собственники средств массовой информации - 3,8, телевидение - 3,7, Интернет - 3,4, радио и печать - по 3,1. При этом за способность осознавать собственные интересы и действовать в соответствии с поставленными целями в информационном взаимодействии наибольшее количество баллов - 3,9 - получили собственники средств массовой информации, телевидение и Интернет - 3,6, органы власти и управления в середине рейтинга - 3,5. Наивысшая степень активности в информационном взаимодействии принадлежит телевидению - 4,2 балла, Интернету - 4,0, органам власти - 3,9 [7].

Самыми актуальными проблемами для развития информационного общества являются, по мнению экспертов, отсутствие обратной связи между

населением и иными субъектами информационного пространства, а также повышенный контроль над средствами массовой информации со стороны государства. При этом на первом месте эксперты назвали необходимость расширения доступа к медиа-каналам, повышение медиаграмотности населения. Выводы, сделанные в ходе опроса: аудитория СМИ, а также гражданское общество скорее является не субъектами информационного пространства, а объектами чужого влияния (со стороны органов государственной власти, собственников СМИ, самих СМИ, рекламодателей и т.д.); практически отсутствует взаимное влияние субъектов информационного пространства.

Объектами управления в информационном пространстве общества для субъектов, реализующих государственную информационную политику, выступают, в общем случае, все элементы и системы, существующие в этом пространстве. Различия между степенью и формой воздействия определяются индивидуальными свойствами и особенностями объектов управления и их значимостью для целей и задач государственной информационной политики. Так, значимость общественно-политических объединений, партий и организаций как объекта управления силами и средствами государственной информационной политики резко возрастает в период, предшествующий выборам в органы власти федерального и регионального уровней.

Из субъектно-объектной категории видно, что содержательными компонентами информационного пространства России выступают информационные процессы, общественное мнение и общественное настроение, массовое сознание, в особенности общественное сознание, его виды (политическое, правовое, экономическое, религиозное, нравственное сознание) и др.

При планировании и реализации управляющих воздействий на элементы и системы информационного пространства общества в рамках государственной информационной политики используется систематизация объектов управления, которая позволяет распределить виды, формы, характер и средства управления. В общем случае такая систематизация может быть проведена следующим образом [8]:

1. объекты, имеющие материально-техническую природу - вся информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества. Государственная информационная политика в отношении этих объектов реализуется, прежде всего, путем формирования условий, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие этой инфраструктуры, доступность для всех членов общества, интеграцию их в информационное пространство и осуществляемую в нем профессиональную и коммуникативную деятельность;

2. объекты, имеющие виртуальную / виртуально-материальную природу - информация, циркулирующая в информационном пространстве общества и его информационные ресурсы. Управленческой задачей государственной информационной политики в отно-

шении этих объектов является контроль за информационными процессами и потоками, информационное и правовое их регулирование (в том числе путем регулирования общественных отношений в сфере информационного обмена), обеспечение защиты информации и информационных ресурсов, а также формирование информационного фона и создание информационных потоков / полей, характер и содержание которых отвечает целям и задачам органов государственной власти и национальным интересам по сохранению социальной и политической стабильности в обществе, развитию культуры и науки, и другим социально значимым задачам;

3. объекты, имеющие человеческую природу - люди и их сообщества. Управление данными объектами в рамках государственной информационной политики демократического государства должно осуществляться по принципам субъект-субъекгных отношений, информационной открытости и равноправной интерактивной коммуникации.

Специфическим объектом управления для государственной информационной политики является информационное пространство геополитического конкурента, с которым ведется явное или скрытое информационное противоборство. В этом случае методами управления являются преимущественно скрытые, манипулятивные методы, а применяемые средства и технологии относятся к арсеналу ведения информационного противоборства и проведения информационно-психологических операций (акций информационно-психологического воздействия).

Исходя из объектной структуры информационного пространства России, в качестве обобщенных объектов регулирования информационной политики как инструмента государственного управления можно выделить следующие:

1. информационная сфера гражданского общества;

2. информационная сфера власти, состоящая из информационной сферы государственной власти и местного самоуправления;

3. область пересечения информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.

Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество. В нашей стране развиваются лишь отдельные составляющие единого информационного пространства. Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных докумен-

тов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов. Должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Не менее важными являются и следующие меры: преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы; установление обязательной для всех жесткой технологической дисциплины при формировании государственных информационных ресурсов. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.

Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

Анализ информационных процессов, субъектов информационного пространства, особенностей их функционирования в информационной сфере общества должны стать системообразующим фактором государственной информационной политики при ее формировании и реализации.

Благодаря своей трансграничности и виртуальному характеру информационное пространство выступает в современном мире как одна из основных сфер интеграции человеческого сообщества в планетарных масштабах. Можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время уровень модернизации информационного пространства в России определяет статус государства на геополитической арене. Таким образом, решение вопросов скорейшего перехода на качественный уровень информатизации страны, интеграции в мировое информационное пространство является одной из важнейших задач государственной информационной политики.

Список литературы:

1. Стоянов А. Социальное управление и глобальное информационное пространство: проблемы, перспективы и социальная ответственность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: тс^тс'.ИЪ.80СЮ.т8и.ги/1/ИЪгагу?е=

^000-00—01отоп--00-0-0-0рготр1-10—4------0-11--1-ги-50—20-Ие1р—

00031-001-1-0^1Мо^^-1251-00&а=а&с1=Си&а=НА8Н011аЬ150а73е

73ае9Ъ004а21.19.

2. Концепция формирования информационного общества в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.libertarium.ru/68568.

3. Пугачев В.П. Политология // Справочник студента. -М.: ACT, 2000. -С. 410-411.

4. Информационная политика: учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. -М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 38.

5. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов». - М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.

6. Информационная политика: учебник/ Под общ. Ред. В.Д. Попова. -М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 159-160.

7. Взаимодействие основных субъектов информационного пространства России (результаты экспертного оценивания): материалы к выступлению на всероссийской конференции «Информационное партнерство: Власть - Общество - СМИ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zircon.ru/up-load/File/russian/publication/3/100527.pdf.

8. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.5port.ru/ lib/iwar/manoilo_part1.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.