Научная статья на тему 'Информационная политика в странах СНГ'

Информационная политика в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1706
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРЕС / БАЛАНС / INFORMATION POLICY / INFORMATION SPACE / INTEREST / BALANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калюга Антон Александрович

Автор предпринимает попытку выявить закономерности формирования информационной политики и единого информационного пространства странами, входящими в Содружество Независимых Государств, специфику участия массмедиа в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POLICY IN CIS COUNTRIES

The author tries to reveal tendencies of forming of information policy and common information space by CIS countries, opportunities of mass media in the process.

Текст научной работы на тему «Информационная политика в странах СНГ»

E. А. Nikitina, Dostoevsky Omsk State University

THE ECONOMIC MEDIA DISCOURSE OF THE OMSK REGION

The interest to economic media discourse in Russia and globally is growing. In this study, a economic media discourse is analyzed as one of the institutional discourse subtypes. Frame as a concept scheme is represented in the article as a means of image description: this is exactly the structure that the underlying subject of PR is trying to impose on the target audience. To evaluate organization's communicative activity efficiency it is necessary to carry out comparative analysis of organization's simulated image reshaped with primary PR-texts of «Osha», and organization's objective image reflected in media texts. Keywords: regional economic media discourse, discourse analysis, the frame, slots.

References

1. Malysheva E. G. «City of the dead»: the concentration of negative mediaimage of Omsk. Communicativnye issledovaniya, 2014, no 2, pp. 50-59.

2. Nikitina E. A. Exterior image of a region in communicational space of the festival, Nauka o cheloveke: gu-manitarnye issledovaniya, 2013, no. 3, pp. 145-148.

3. Sushnenkova I. A. Lingvocognitivnoye issledovaniye regionalnogo imija [Lingvokognitione study of the regional image], Omsk, 2011, 24 p.

4. Terskih M. V. Mediaobraz sibirskogo regiona: lingvocognitivnoye modelirovaniye [Media image of the Siberian region: lingvokognitione modeling], Omsk, Publ. Litera, 2015, 150 p.

5. Evtushina T. A., Kovalskaya N. A. The economic discourse as an object of linguistic research, Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 6 (335), pp. 42-44.

6. Minsky M. Frejmy dlja predstavlenija znanij [Framework for Representing Knowledge], Moscow, Publ. Energiya, 1979, 150 p.

7. Uhvanova-Shmygova I. F. Metodologia issledovanijpoliticheskogo diskursa [The metodologicle of the political discurs researches], no. 3, Minsk, 2002, 360 p.

© Е. А. Никитина, 2016

Автор статьи: Елена Аркадьевна Никитина, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Е. Г. Малышева, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики и медиалингвистики, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Н. Д. Федяева, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и лингводидактики, Омский государственный педагогический университет.

УДК 070 + 32.019.51 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.91

А. А. Калюга, Омская гуманитарная академия

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ СНГ

Автор предпринимает попытку выявить закономерности формирования информационной политики и единого информационного пространства странами, входящими в Содружество Независимых Государств, специфику участия массмедиа в данном процессе.

Ключевые слова: информационная политика, информационное пространство, интерес, баланс.

Информационная политика в странах, входящих в Содружество Независимых Государств, формируется с учётом международных стандартов и национальной специфики. Как правило, органами власти определены цели и задачи, инструменты осуществления информационной политики, принят ряд правовых актов, выделены финансовые ресурсы для поддержки массмедиа, разъясняющих решения органов власти и освещающих деятельность государства в положительном ключе, реализуются программы

информатизации и обеспечения безопасности в сфере распространения разнообразных данных. Государственные органы формируют информационную политику в интересах установления доверительного диалога с населением, эффективного расходования бюджетных средств, координируют усилия при формировании единого информационного пространства стран, составляющих СНГ. Одновременно при почти повсеместном запрете цензуры административные учреждения для обеспечения информационной безопасности вырабатывают формы контроля деятельности массмедиа, интернет-сообществ.

Информационная политика интерпретируется как комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации, как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями [1, с. 38]. Объектами информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность. Информационную политику рассматривают как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах (В. Д. Попов). Информационную политику трактуют также как систему современных мероприятий, направленных на развитие информатики, процессов поиска, формирования, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания, внедрения, использования средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также комплексного компетентного использования информационных систем в управленческой деятельности [2].

Для разработчиков информационной политики в той или иной стране важным является то обстоятельство, что в XXI веке происходит интенсивное развитие информационных технологий на основе компьютерных систем. Способы распространения информации при помощи компьютерной техники имеют преимущества перед консервативными: во-первых, компьютеры объединили возможности печатной продукции, аудио-, видеопотока, благодаря этому человек одновременно способен воспринять разнообразную информацию; во-вторых, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных) обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных и других материалов на любое расстояние; в-третьих, различные способы сетевых коммуникаций создают неограниченные возможности для прямой и обратной связи органов власти с человеком (виртуальные форумы, конференции, блоги, социальные сети). При этом, как полагают исследователи, сохраняются опасности для государственности в стране, где интернет-технологии остаются без контроля власти. Выражаются они, во-первых, в возможности мобилизовать массы оппозиционно или же враждебно настроенных людей; во-вторых, в возможности манипулирования материалами, размещёнными в компьютерных сетях; в-третьих, массовость и избыточность пользования Интернетом ведёт к интеллектуальной деградации ряда граждан [3, с. 6-18].

Данные аспекты формирования информационной политики учитывают органы власти стран, входящих в СНГ. Среди них самой крупной является Российская Федерация. Органы власти страны прилагают усилия по формированию продуманной, учитывающей интересы индивида, общества и государства информационной политики. В 2000 году главой государства В. В. Путиным была одобрена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [4]. Под информационной безопасностью в данном документе понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, использование её в интересах осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею

в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Доктрина нацелена на укрепление государственных массмедиа, расширение их возможностей по доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан. В документе, в частности, отмечено, что не следует допускать пропаганду, способствующую разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, но в 2014-2015 годах подавляющее большинство материалов российских массмедиа об Украине и Европейском Союзе, о США носили подчёркнуто негативный характер.

Устремлённые к объединению субъектов и объектов политики, органы власти уделяют внимание контролю деятельности прессы. Являясь механизмом упорядочения общественно-политических процессов, она может действовать как в интересах общества, так и в ущерб ему. Жителям страны доступны материалы печатных изданий, телекомпаний, радиостанций и интернет-газет. В России в первой половине 2016 года зарегистрировано более 82 000 массмедиа. Информационное пространство, формируемое посредством массмедиа, можно рассматривать как зеркало социально-экономических процессов, оно может отражать лишь те сегменты реального, политического пространства, к которым субъекты политики хотели бы привлечь внимание населения. В информационном пространстве России массмедиа, контролируемые органами государственной и муниципальной власти, освещают деятельность административных учреждений в положительном ключе, сообщают о принятых ими решениях, гораздо реже публикуют критические материалы. В то же время пресса недостаточно внимания уделяет освещению жизни пенсионеров, инвалидов. Негосударственные печатные издания, наоборот, анализируют промахи, допускаемые органами власти, но редко информируют аудиторию о решениях, принятых административными учреждениями в интересах населения. Вследствие этого не в полной мере используется возможность аккумулирования и агрегации структурированных интересов, то есть согласования требований граждан и социальных групп, оформления первоначально неясно формулируемых мнений в глубоко осмысленные позиции, отражаемые во взаимодействии с органами власти.

Видимо, причиной названных процессов является недостаточно чёткое фиксирование в российском законодательстве ряда понятий, связанных с журналистикой. Деятельность массмедиа регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации», с которым сопряжены такие правовые акты, как «О праве на информацию», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации». Некоторые нормы, определяющие отдельные стороны деятельности прессы, закреплены в Уголовном и Гражданском кодексах Российской Федерации и ряде других законодательных документов [4].

Закон РФ «О средствах массовой информации» регулирует отношения между массмедиа и источниками сообщений, прессой и аудиторией, устанавливает права журналистов на распространение информации, определяет возможности контроля их деятельности. Однако между данным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации существуют противоречия. Так, в Законе РФ «О средствах массовой информации» интересы редакции оценены как первичные по отношению к тем, которые отстаивает учредитель. Согласно же Гражданскому кодексу РФ право «решающего голоса» принадлежит учредителю. Вследствие этого конфликты, возникающие в редакциях массмедиа, разрешаются в пользу владельца. Он может освободить от работы руководителя средства массовой информации, пользующегося поддержкой творческого коллектива. Не определены в полной мере условия, согласно которым органы власти, предприятия, организации имеют право не предоставить журналистам интересующие их данные, объясняя свои действия режимом секретности. Ограничение доступа сотрудников массмедиа к общественно значимой информации нередко происходит под лишёнными достаточных оснований предлогами.

Согласно законодательству в Российской Федерации не допускается цензура. В качестве её не рассматривают действия редактора или иных лиц, наделённых полномочиями руководителей средств массовой информации, однако попытки воздействовать на журналистов ради предотвращения публикации материалов, в которых оглашаются чьи-либо неблаговидные действия, интерпретируются как косвенная цензура. Правовые акты позволяют массмедиа игнорировать давление со стороны субъектов политики и экономики, но иногда руководители печатных изданий, телекомпаний и радиостанций идут на уступки.

Международная неправительственная организация «Репортёры без границ» отмечает, что в мире распространяется всё больше пропагандистских материалов, Россия - не исключение [5]. Согласно выводам, сделанным другой международной неправительственной организацией Freedom House,

российская власть диктует редакционную политику государственным телеканалам, доминирующим в медиапространстве, ежедневные газеты, предлагая широкий спектр тем, редко критикуют официальную позицию в отношении коррупции и внешней политики [6].

Информационную политику формируют и органы власти Республики Беларусь. В стране действует значительное количество массмедиа. По данным республиканского министерства информации, в этой стране к 1 мая 2016 года зарегистрированы свыше одной тысячи негосударственных печатных изданий и 83 теле- и радиопрограммы, более 400 государственных печатных изданий и 190 теле- и радиопрограмм [7]. Согласно статье 33 Конституции Беларуси каждому гражданину гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, никто не может быть принуждён к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются. Наряду с этим в 2010 году президентом республики А. Г. Лукашенко утверждена «Концепция национальной безопасности», которая определяет интересы страны в информационной сфере, источники угроз. Годом ранее совет министров республики одобрил постановление «О некоторых вопросах защиты информации».

Внимание органов власти страны к деятельности прессы проявляется, в частности, в том, что в 2016 году запланировано оказать господдержку из республиканского бюджета редакциям 26 печатных средств массовой информации. Данный перечень массмедиа утверждён советом министров Беларуси. Среди тех печатных изданий, которые получат господдержку в соответствии с данным документом, - печатные издания «Алеся», «Беларусь. Belarus», «Белорусская нива», «Местное самоуправление», «Здравоохранение», «Знамя юности», «Культура», «Народная газета», «Советская Белоруссия».

Удаётся ли соблюсти в стране баланс интересов личности, общества и государства? Ответ на этот вопрос, возможно, содержится в отчёте, подготовленном международным советом по исследованиям и обменам IREX. Этой организацией определён индекс устойчивости средств массовой информации Европы и Евразии-2016 (MSI). В документе отмечено, что в Беларуси произошли изменения, связанные с экономическим кризисом и потеплением отношений с Западом. Государственный контроль гражданского общества и независимых средств массовой информации упрощен, поскольку иностранное финансирование значительно снизилось, белорусское правительство сохраняет инструменты ограничения деятельности традиционных средств массовой информации и продолжает ужесточать контроль Интернета. В исследовании содержится также вывод о том, что благодаря государственной поддержке около 600 контролируемых государством массмедиа представляют одну точку зрения, которая в значительной степени согласована с правительством [8].

Как в России и Беларуси, правовая основа для формирования информационной политики создана в Украине. Приняты законы «Об информации», «О телевидении и радиовещании», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «Об информационных агентствах», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации». В стране создано министерство информационной политики, на которое возложено распространение общественно важных сведений в Украине и за её пределами, обеспечение функционирования государственных информационных ресурсов. Приоритетами деятельности признаны принципы защиты свободы слова и права граждан на выражение своей позиции [9]. По мнению неправительственной организации «Репортёры без границ», журналисты в Украине имеют возможность свободно сообщать о событиях, вести расследования и реализовывать медиапроекты без вмешательства со стороны государства. Однако многие крупнейшие частные телеканалы находятся в руках олигархов. В числе негативных факторов, оказывающих воздействие на украинские средства массовой информации, также - упадок на рекламном рынке, публикация заказных материалов, невысокий уровень доверия прессе [10].

Заинтересованность в формировании гармоничной инфраструктуры в информационной сфере проявляют и органы власти Республики Казахстан. В стране принята государственная программа «Информационный Казахстан-2020» [11]. В ней определены такие задачи, как обеспечение эффективности государственного управления и доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры; создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества; обогащение отечественного культурного пространства. Предусмотрено к 2020 году обеспечить охват эфирным цифровым телерадиовещанием 95 процентов населения страны, доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры для всех домохозяйств республики, увеличить количество пользователей Интернетом до 75 процентов жителей страны. В соответствии с данным документом доля информационно-коммуникационных технологий в ВВП должна составить четыре процента.

В 2016 году президент Казахстана Н. А. Назарбаев признал необходимым создать министерство информации и коммуникаций, которое осуществит мониторинг информационного пространства, включая интернет-ресурсы и социальные сети, с целью оперативного выявления и реагирования на наиболее острые проблемы. Намечено также, что министерство займётся изучением общественного мнения, анализом и прогнозированием информационных запросов и ожиданий населения; выработкой государственной информационной политики; координацией и контролем информационной деятельности государственных органов; привлечением инвестиций и инноваций для развития отечественных средств массовой информации как современного сегмента экономики [12].

Формируя информационную политику, органы государственной власти Казахстана устраняют дублирование в информировании общества. В связи с этим в 2014 году прекратили деятельность газеты «Дала мен кала» и «Страна мир», телеканал «Ел Арна». Но органам власти не удаётся избежать давления на журналистов. В 2016 году в Казахстане по подозрению в хищении денег задержаны глава правления Союза журналистов Казахстана, председатель национального пресс-клуба С. Матаев, а также генеральный директор информационного агентства КазТАГ А. Матаев. По мнению международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», агентство КазТАГ - одно из немногих неподконтрольных органам власти страны, а национальный пресс-клуб был открытой диалоговой площадкой [13]. В связи с преследованием С. Матаева обеспокоенность выразили международные правозащитные организации «Комитет по защите журналистов» (CPJ) и Article 19 [14].

Разработке информационной политики уделяют внимание и органы власти Республики Армении. Работа организаций, ответственных за информационное обеспечение деятельности органов государственного управления, регламентирована в постановлении правительства страны «О типовом уставе подразделений по связям с общественностью органов исполнительной власти, о функциях пресс-секретаря руководителя органа исполнительной власти». В данном документе определены задачи и функции департаментов по связям с общественностью исполнительных органов власти. В 2009 году принята «Концепция информационной безопасности Республики Армения», в которой определены угрозы и их источники. В 2014 году правительство страны утвердило «Принципы управления Интернетом», в документе названы в качестве основных задач государственное обеспечение надёжности и безопасности сетей, сотрудничество в области управления Интернетом с межгосударственными, международными, региональными организациями.

Деятельность, осуществляемую в информационном пространстве, координируют и органы власти Азербайджанской Республики. Главой государства И. Алиевым утверждена «Национальная стратегия по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 годы». Осуществляются реформы в сфере деятельности электронных средств массовой информации, принят закон «О получении информации», расширяется государственная поддержка массмедиа [15]. В стране функционирует портал «Электронное правительство», между информационными системами государственных органов осуществляется обмен сведениями.

Азербайджанская Республика стала инициатором исполнения ряда региональных проектов. Реализация проекта «Трансъевразийской суперинформационной магистрали» (TASIM), поддерживаемого Генеральной Ассамблеей ООН, а также использование возможностей «Европейско-ближневосточной информационной сети» (Europe-Persia Express Gateway - EPEG) способствуют укреплению потенциала страны в глобальном пространстве. Возникло значительное количество информационных ресурсов, распространяющих данные об истории, культуре, образовании и других сферах жизни республики [16]. Однако в стране используются различные формы давления на журналистов. Организация «Репортёры без границ» в 2015 году обратилась к спонсорам Европейских игр с предложением не закрывать глаза на нарушения свободы информации в Азербайджане [17]. В свою очередь международный «Комитет защиты журналистов» отметил, что притеснения со стороны властей - одна из тактик, используемых в том числе в Азербайджане, где редакции подвергаются обыскам, а рекламодателей запугивают [18].

Нестабильно положение массмедиа и в Республике Молдова. В 2010 году организация «Репортёры без границ» констатировала, что в стране происходят положительные изменения, связанные с диверсификацией источников информации, стимулированием конкуренции массмедиа, принятием законов, благоприятных для свободы выражения мнений. В целях формирования информационной политики в Молдове приняты законы «О печати», «Об электронных коммуникациях», «О доступе к информации», «Об информатизации и государственных информационных ресурсах». Однако позднее та же неправительственная организация отметила, что условия для деятельности массмедиа в стране

ухудшились. Аналогичное мнение выразила международная организация Freedom House, которая подчеркнула, что в 2015 году увеличилось давление на прессу, олигархи используют её для продвижения своих интересов [19].

Попытки соблюсти интересы личности, общества и государства в информационной сфере предпринимают и органы власти среднеазиатских республик. Так, в 2014 году в Кыргызской Республике образован совет по информационной политике при министерстве культуры, информации и туризма. В стране приняты законы «Об информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О связи», «Об авторском праве и смежных правах», «О средствах массовой информации». Однако информационная инфраструктура в республике ещё формируется и входящие в неё системы зачастую не имеют выхода в открытые сети связи. Вследствие несовершенства нормативно-правового регулирования отношений в области массовой информации затруднено создание конкурентоспособных информационных агентств и средств массовой информации. Не разработана государственная политика в области формирования национального информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена [20].

Документы, согласно которым регулируется деятельность в информационном пространстве, разработаны и в Республике Таджикистан. Принят закон «Об информации», в котором определены цели, принципы, субъекты и объекты информационных отношений, государственная политика в этой сфере. В 2008 году президентом страны Э. Рахмоном утверждена «Концепция государственной информационной политики». В этом документе предусмотрено, что информационная политика нацелена на устойчивое экономическое развитие страны, построение общества, основанного на принципах демократии, и включение республики в мировое информационное сообщество. Годом позднее правительство Таджикистана утвердило программу действий, направленных на реализацию «Концепции государственной информационной политики». Однако международные наблюдатели обнаруживают несоответствия, связанные с выполнением решений относительно формирования информационной политики. Организация «Репортёры без границ», определив всемирный индекс свободы прессы в 2016 году, констатировала, что «значительно снизился рейтинг Таджикистана, в котором действует авторитарный режим, под предлогом "антитеррористической борьбы" президент Рахмон пресекает любые критические высказывания в свой адрес и активно укрепляет свои позиции как единоличного правителя» [21].

Правовые акты, создающие основу для формирования информационной политики, приняты и в Республике Узбекистан. В конституции страны закреплена свобода массовой информации, каждый гражданин имеет право искать, получать и распространять любую информацию. Эти нормы нашли отражение в законах Узбекистана «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации». Негосударственные средства массовой информации составляют около 60 процентов печатных изданий страны, 67 процентов теле- и радиоканалов, 95 процентов интернет-изданий [22]. Однако международная неправительственная организация Freedom House включила Узбекистан, а также Туркменистан в число государств, в которых независимые средства массовой информации либо не существуют, либо пребывают в глубокой стагнации [6].

Страны, входящие в СНГ, ведут поиск баланса между интересами личности, общества и государства. Но в этом процессе не исключены перекосы. Для контроля информационного пространства в некоторых странах подготавливаются пользователи, которые в блогах и на форумах комментируют события и явления жизни в благоприятном для субъектов власти ключе или в откликах на тексты, размещённые на оппозиционных сайтах, стремятся дискредитировать сторонников неудобной для управляющих позиции [23, с. 140]. Многие думающие люди осознали, что политика превратилась в своеобразный бизнес, позволяющий использовать не только экономические возможности для обогащения, но и подключать для этого административные ресурсы. Сознание современного человека подвергается информационному насилию, и по этой причине формируется отторжение и нежелание восприятия надоедающих сведений, порождая пассивность [24].

Одновременно с разработкой национальной информационной политики страны СНГ нацелены на координацию усилий в сфере обеспечения безопасности, обмена данными. В 1990-е годы подписаны «Соглашение о сотрудничестве в области информации», «Положение о порядке получения и использования информации государств - участников Содружества», решения о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ и о «Концепции формирования информационного пространства СНГ», «Соглашение о свободном доступе и порядке

обмена открытой научно-технической информацией государств - участников СНГ». Советом глав правительств в 1996 году утверждена «Концепция формирования информационного пространства СНГ». В документе определены принципы и организационные основы взаимодействия государств -участников СНГ в сфере телекоммуникационных услуг, механизмы и условия осуществления программ, нацеленных на развитие межгосударственного информационного обмена. В данной концепции отмечено, что информационное пространство СНГ - это совокупность национальных информационных пространств государств - участников содружества, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров. В качестве общих интересов названы беспрепятственное и не цензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов содружества, обеспечение гражданам, предприятиям, организациям доступа к национальным и международным информационным ресурсам. В русле реализации концепции создана межгосударственная телерадиокомпания «Мир». Коллектив журналистов ориентирован на объективное и беспристрастное освещение событий, происходящих в общественно-политической, экономической и культурной сфере жизни государств.

Такой подход закономерен, потому что в СНГ взаимодействие средств массовой информации имеет значительный созидательный потенциал, конкуренция между ними служит формированию общего информационного пространства в силу того, что подавляющее большинство массмедиа стран содружества не является инструментом нагнетания напряжённости, обострения разногласий. Объединяющим фактором для постсоветских стран является создание общего пространства гуманитарных ценностей, основной задачей массмедиа является «организовывать полноценный диалог власти и людей, служить индикатором настроений общества, формировать общественно-политическое мнение, препятствовать проникновению деструктивных идей» [25].

Для формирования общей информационной политики значимо создание Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ. Целями этого коллегиального органа стали координация многостороннего взаимодействия в области информации и массовых коммуникаций, развитие механизмов сотрудничества. В числе главных функций - определение приоритетных направлений и форм взаимодействия в гуманитарной сфере, разработка и обеспечение реализации совместных международных программ, проектов и мероприятий в области информации и массовых коммуникаций [26]. В «Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств», принятой в 2007 году, развитие сотрудничества в гуманитарной сфере связано с «обеспечением эффективной диалоговой площадки на всех уровнях...» [27].

Укреплению сотрудничества в постсоветском информационном пространстве служит и создание в 2006 году Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Цель деятельности фонда состоит в осуществлении проектов, направленных на развитие единого информационного пространства стран содружества, содействие объективному освещению в средствах массовой информации стран СНГ интеграционных процессов в гуманитарной сфере [28]. При поддержке фонда в 2010 году на V Форуме творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ в Москве представлен проект «Пресс-клуба СНГ», реализация которого предусматривает налаживание постоянных контактов между журналистами стран, входящих в СНГ, а также Балтии и Грузии [29].

Проекты, связанные с формированием единой информационной политики стран, входящих в СНГ, несомненно, ценны для углубления интеграции. Все ли из них осуществлены? Видимо, журналисты, способные внести свою лепту в формирование информационной политики, проявляют осторожность в поиске ответа на этот вопрос. Конечно, сфера межгосударственных отношений требует деликатного, объективного подхода. Но это не исключает возможности для журналистов творчески, заинтересованно подойти к исследованию взаимоотношений стран, входящих в СНГ. Чаще всего массмедиа лишь сообщают о важных событиях, свидетельствующих о сотрудничестве государств. Реже журналисты предпринимают попытки установить причинно-следственные связи явлений, проанализировать, какие проекты не реализованы и почему, что мешает ускорить интеграционные процессы, вовлечь в формирование единого информационного пространства правовые, гуманитарные, научные институты.

По всей вероятности, формирование единой информационной политики затрудняет и то обстоятельство, что подсистемы информирования общества (государство, массмедиа, социальные сети и другие) преследуют не согласующиеся друг с другом цели. Если одни подсистемы и их компоненты демонстрируют всесилие и масштабность, то другие инициативны лишь в благоприятные периоды,

например, в избирательных кампаниях. Одни элементы подсистем нацелены на сохранение власти господствующего в социуме субъекта, другие ориентированы на удовлетворение коммерческих интересов, третьи учитывают потребности отдельных социальных групп или деятельны в просвещении людей [30, с. 72].

Не стоит упускать из виду, что вследствие принятия органами власти ряда стран, входящих в СНГ, нормативно-правовых документов, направленных на формирование национального информационного пространства, осуществление национальной информационной политики, вероятно, осложнено взаимодействием в сфере межгосударственных отношений. Если для руководителей органов власти важнее национальные приоритеты, нежели интересы интеграции, то их заявления о готовности углублять сотрудничество в формировании единой информационной политики могут оказаться декларативными. Интеграционные процессы подчас оказываются менее значимыми, чем внутриполитическая борьба в условиях сложной ситуации в экономике конкретного государства. Между некоторыми странами, входящими в СНГ, существуют противоречия (между Россией и Украиной, между Арменией и Азербайджаном), что также не способствует сближению государств и формированию ими единого информационного пространства. Кроме того, недостаточна координация усилий, направленных на совершенствование информационно-телекоммуникационных систем, вследствие чего используется оборудование разных типов.

В странах, входящих в СНГ, не устранены противоречия в оценке подходов к формированию информационной политики. С одной стороны, лидеры не намерены пренебрегать международными стандартами, не хотят выглядеть политическими маргиналами в глазах мирового сообщества. В большинстве стран, входящих в СНГ, создана правовая основа в сфере распространения информации. С другой стороны, на формирование информационной политики влияет и политическая культура представителей правящих партий. Чем в большей мере экономическому положению той или иной страны свойственны неустойчивость и нестабильность, тем отчётливее выражена заинтересованность разработчиков информационной политики в том, чтобы пресса находилась под постоянным контролем. Когда речь идёт о деятельности конкретных массмедиа, представителям органов власти подчас кажется, что журналисты пишут не так, как надо, и свободой печати пользуются так неловко, что нуждаются в поводыре. Проявления плюрализма, анализ деятельности органов власти воспринимаются как предвестник утраты ими полномочий, велик соблазн привычную в цивилизованном обществе критику административных учреждений интерпретировать как угрозу национальной безопасности. Единая позиция субъектов информационного пространства какой-либо страны формируется подчас в условиях обострения отношений с соседним государством.

При формировании информационной политики чаще всего превалируют интересы государства, нежели личности и гражданского общества, для которых важны разнообразие мнений, источников информации, гарантии получения достоверных, надёжных сведений. Органам власти стран, входящих в СНГ, предстоит, вероятнее всего, пройти немалый путь для формирования продуманной согласованной информационной политики, которая найдёт отражение не только в документах, но и реальной жизни народов.

Библиографический список

1. Информационная политика ; под общ. ред. В. Д. Попова. М. : Изд-во РАГС, 2003. - 463 с.

2. Халипов, В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба / В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова, В. А. Михайлов, И. А. Исаев. - М. : Академический проект, 2007. - 384 с.

3. Горбунов, В. К. Особенности технологий информационно-политического воздействия: потребности и возможные опасности / В. К. Горбунов, Е. Е. Федорова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - Новосибирск : Изд-во Сибак, 2014.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.scrf.gov.ru/documents (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

5. Правовое поле журналиста. - М. : Славянский диалог, 1997. - 592 с.

6. Репортёры без границ: быть журналистом в России всё труднее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dw.com/ru/репортеры-без-границ (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

7. Freedom House: Россия и Эфиопия разделили 180-е место в рейтинге свободы прессы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosbalt.ru/main/2015/04/29/1393873.html (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

8. Министерство информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mininform.gov.by (дата обращения: 10 августа 2016 года).

9. Media Sustainability Index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.irex.org/msi (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

10. О министерстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mip/gov.ua/ru/content/pro-ministerstvo.html (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

11. «Репортёры без границ» опубликовали доклад о средствах массовой информации Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.colta.ru/news/1135 (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

12. Государственная программа «Информационный Казахстан-2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: government. kz/ru/programmy news (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

13. Новое министерство поручил создать Назарбаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tengrinews. kz/Kazakhstan_news (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

14. В Казахстане задержан глава Союза журналистов страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bbc.com/russian/news/2016/02/news_kazakhstan_journalist_jailed (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

15. По «делу Матаева» задержаны три топ-чиновника / ivest.kz: биснес-портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news.ivest.kz/104086260-po-delu-mataeva-zaderzhany-tri-top-chinovnika

16. «Азербайджанская журналистика поддерживает президента Ильхама Алиева» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: news.day.az/ politics/803678.html (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

17. Национальная стратегия по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 20142020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1news.az/chronicle/2014 (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

18. Baku games sponsors urged to request release of journalists [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rsf.org/en/news/baku-games-sponsors-urges-request-release-journalists (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

19. Десять стран, где пресса подвергается наиболее жёсткой цензуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https//cpj.org/ru/2015/04/10-2php html (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

20. Freedom House: ухудшились показатели уровня демократии в Молдове... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.jurnak.md/ru/politic/2016/4/13/freedom-house-uhudsilis-pokazateli-urovna-demokratii-v-moldove (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

21. Токсоналиева, Р. Государственная политика Кыргызской Республики в сфере информационной безопасности [Электронный ресурс] / Р. Токсоналиева. - Режим доступа: www.easttime.ru/analytics/kazakhstan/gosudarstvenmya-politika-kyrgyzskoi-respubliki-v-sfere-itseq/9087 (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

22. 2016 World Press Freedom Index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rsf.org/en/actions/reports and statistics (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

23. Современная журналистика в Узбекистане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: journal-isten.ru/sovremennaya zhurnalistika-v-uzbekistane (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

24. Евдокимов, В. А. Пропаганда в Интернете / В. А. Евдокимов // Полис. Политические исследования. - 2012. - № 4.

25. Гордеев, Д. А. Информационно-политические технологии в государствах СНГ [Электронный ресурс] / Д. А. Гордеев. Режим доступа: http://www.info-war.ru/publications/gordeev/sng.rtf (дата обращения 1 сентября 2016).

26. Макей, В. В. Современные массмедиа - важнейший инструмент формирования общественного мнения / В. В. Макей // Беларуская думка. - 2010. - № 6. - С. 4-7.

27. Положение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ [Электронный ресур]. - Режим доступа: www/e-cis.info/page/php?id (дата обращения: 1 сентября 2016 года).

28. Концепция дальнейшего развития СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archiv.council.gov.ru/files/journalsf/item/20081128142037.pdf [дата обращения: 1 сентября 2016 года].

29. О фонде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfgs-sng.org/mfgs/o_fonde/ (дата обращения: 1 сентября 2016).

30. Пресс-клуб СНГ. Взаимодействие журналистов на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pressclubsng.org/video/5-press-klub-sng-vzaimodeystvie-zhurnalistov-na-postsovetskom-prostranstve.html (дата обращения: 10 августа 2016).

31. Евдокимов, В. А. Эволюция системы информирования общества / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (24). - С. 71-77.

A. A. Kaluga, Omsk Humanitarian Academy INFORMATION POLICY IN CIS COUNTRIES

The author tries to reveal tendencies of forming of information policy and common information space by CIS countries, opportunities of mass media in the process.

Keywords: information policy, information space, interest, balance.

References

1. Informatcionnaiapolitika [Information policy]. Ed. by Popov V. D. Moscow, RAGS, 2003, 463 p.

2. Halipov E. V., MihaTlov V. A., Isaev I. A. Vlast\ Politika. Gosudarstvennaia sluzhba [Power. Policy. Public service]. Moscow, Akademicheskif proekt, 2007, 384 p.

3. Gorbunov V. K., Fedorova E. E. Features of information and political influence technology. Needs and possible danger. AktuaVny^e voprosy' obshchestvenny'kh nauk: sotciologiia, politologiia, filosofiia, istoriia. Novosibirsk, Sibak publ., 2014.

4. Doktrina informatcionnoV bezopasnosti RossiVskoV Federatcii [The information security doctrine of the Russian Federation]. Available at www.scrf.gov.ru/documents.

5. Pravovoepolezhurnalista [The legal field of the journalist]. Moscow, Slavianskif dialog, 1997, 592 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Reportery' bez granite: by't" zhurnalistom v Rossii vse trudnee [Reporters without borders: to be a journalist in Russia becomes more difficult]. Available at www.dw.com/ru/репортеры-без-границ.

7. Freedom House: Rossiia i Efiopiia razdelili 180-e mesto v rei'tinge svobody'pressy' [Freedom House: Russia and Ethiopia have shared the 180-th place in the ranking of press freedom]. Available at www.rosbalt.ru/main/2015/04/29/1393873.html.

8. Ministerstvo informatcii Respubliki Belarus' [The Ministry of information of the Republic of Belarus]. Available at www.mininform.gov.by.

9. Media Sustainability Index. Available at http: www.irex.org/msi.

10. O ministerstve [On the Ministry]. Available at mip/gov.ua/ru/content/pro-ministerstvo.html.

11. «Reportery' bez granite» opublikovali doclad o sredstvakh massovoi' informatcii Ukrainy' ["Reporters without borders" published a report on the media of Ukraine]. Available at www.colta.ru/news/1135.

12. Gosudarstvennaia programma «Informatcionny^V Kazakhstan-2020» [The state program "Information Ka-zakhstan-2020"]. Available at government. kz/ru/programmy news.

13. Novoe ministerstvo poruchil sozdaV Nazarbaev [Nazarbayev instructed to create a new Ministry]. Available at tengrinews. kz/Kazakhstan_news.

14. VKazakhstane zaderzhan glava Soiuza zhurnalistov strany' [The head of the Union of journalists detained in Kazakhstan]. Available at www.bbc.com/russian/news/2016/02/news_kazakhstan_journalist_jailed.

15. Po «delu Mataeva» zaderzhanys tri top-chinovnika [Three top officials were detained in connection with the "Matayev's case"]. Available at http://news.ivest.kz/104086260-po-delu-mataeva-zaderzhany-tri-top-chinovnika.

16. AzerbaVdzhanskaia zhurnalistika podderzhivaetprezidenta IVhama Alieva [Journalism of Azerbaijan supports President Ilham Aliyev]. Available at news.day.az/ politics/803678.html.

17. NatcionaVnaia strategiia po razvitiiu informatcionnogo obshchestva v AzerbaVdzhanskoV Respublike na 2014-2020 godys [The national strategy for information society development in Azerbaijan for 2014-2020]. Available at 1news.az/chronicle/2014.

18. Baku games sponsors urged to request release of journalists. Available at https://rsf.org/en/news/baku-games-sponsors-urges-request-release-journalists.

19. Desiat' stran, gde pressa podvergaetsia naibolee zhestkoV cenzure [Ten countries where the press is subjected to the most rigid censorship]. Available at https//cpj.org/ru/2015/04/10-2php html.

20. Freedom House: uhudshilis' pokazateli urovnia demokratii v Moldove... [Freedom House: indicators of level of democracy in Moldova has deteriorated...]. Available at wwwjurnak.md/ru/politic/2016/4/13/freedom-house-uhudsilis-pokazateli-urovna-demokratii-v-moldove.

21. Toksonalieva R. Gosudarstvennaia politika Ky'rgy'zskoi" Respubliki v sfere informatcionnoV bezopasnosti [The state policy of the Kyrgyz Republic in the field of information security]. Available at www.easttime.ru/analytics/kazakhstan/gosudarstvennaya-politika-kyrgyzskoi-respubliki-v-sfere-itseq/9087.

22. 2016 World Press Freedom Index. Available at https://rsf.org/en/actions/reports and statistics.

23. Sovremennaia zhurnalistika v Uzbekistane [Modern journalism in Uzbekistan]. Available at journal-isten.ru/sovremennaya zhurnalistika-v-uzbekistane.

24. Evdokimov V. A. Propaganda on the Internet. Polis. Politicheskie issledovaniia, 2012, No. 4.

25. Gordeev D. A. Informatcionno-politicheskie tekhnologii v gosudarstvakh CHG [Information-political technologies in the CIS States]. Available at http://www.info-war.ru/publications/gordeev/sng.rtf.

26. Makef V. V. Modern mass media is a crucial tool in shaping public opinion. Belaruskaia dumka, 2010, no. 6, pp. 4-7.

27. Polozhenie o Sovete po gumanitarnomu sotrudnichestvu gosudarstv - uchastneykov SNG [The regulations on the Council for humanitarian cooperation of States - participants of the CIS]. Available at www/e-cis.info/page/php?id.

28. Kontceptciia daVneVshego razvitiia SNG [The concept of further development of the CIS]. Available at http://archiv.council.gov.ru/files/journalsf/item/20081128142037.pdf.

29. Ofonde [On the fund]. Available at http://www.mfgs-sng.org/mfgs/o_fonde/.

30. Press-club SNG. Vzaimodei^stvie zhurnalistov napostsovetskomprostranstve [Press club of the CIS. The interaction between the journalists in the former Soviet Union]. Available at http://pressclubsng.org/video/5-press-klub-sng-vzaimodeystvie-zhurnalistov-na-postsovetskom-prostranstve.html.

31. Evdokimov V. A. The evolution of the information society. Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniia, 2016, no. 2(24), pp. 71-77.

© А. А. Калюга, 2016

Автор статьи: Антон Александрович Калюга, аспирант, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

А. А. Секретов, кандидат исторических наук, руководитель пресс-центра Законодательного собрания Омской области. О. В. Попова, кандидат филологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.