Научная статья на тему 'Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи'

Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1331
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / БЛОГИ / ИНФОРМАЦИЯ / СМИ / YOUTUBE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / INTERNET / BLOGS / INFORMATION / MEDIA / SOCIAL NETWORKS / YOUTH / POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

В статье рассматривается проблема выражения общественного мнения молодого поколения через медиаплощадки в Интернете. В частности, отмечается воздействие блогосфе-ры и социальных сетей на политические взгляды аудитории, а также увеличивающийся контроль со стороны властных структур за активностью мнений в Интернете, попытки наладить сотрудничество с блогерами как лидерами мнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media platforms on the Internet as a way of expressing the public opinion of youth

The article deals with the problem of expressing public opinion of the younger generation through media sites on the Internet. In particular, the influence of the blogosphere and social networks on the political views of the audience is noted, as well as the increasing control by the authorities on the activity of opinions on the Internet, attempts to establish cooperation with bloggers as opinion leaders.

Текст научной работы на тему «Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи»

Литература

1. Байдина В.С. Методологическая функция категории «социальное время» в теории журналистики // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2012. - № 4 (20). - С. 129-135.

2. Познер В. Фрагмент стенограммы прямого эфира программы «Коробка передач» // Радиостанция «Эхо Москвы». - 16 января 2006

г. В передаче принимали участие телеведущий В. Познер, телекритик И. Петровская и обозреватель радиостанции «Свобода» А. Качкаева.

3. Мишин И. Информация к развлечению. XXI век: новый информационный порядок. Круглый стол // Искусство кино. - 2003. - №

11 [Электронный ресурс] - URL: http://kin0art.ru/archive/2003/11/ nii-articlei

4. Лигачева Н. Информация к развлечению. XXI век: новый информационный порядок. Круглый стол // Искусство кино. - 2003. - № 11 [Электронный ресурс] - URL: http://kin0art.ru/archive/2003/11/ n11-article1

5. Бентон Дж. Восемь трендов журналистики в 2011 году // Media Sapiens [Электронный ресурс] - URL:http://osvita.mediasapiens.ua/ material/1797

Literatura

1. Bajdina V.S. Metodologicheskaya funkciya kategorii «social'noe vremya» v teorii zhurnalistiki // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. - 2012. - № 4 (20). - S. 129-135.

2. Pozner V. Fragment stenogrammy pryamogo ehfira programmy «Korobka peredach» // Radiostanciya «EHkho Moskvy». - 16 yanvarya 2006 g. V peredache prinimali uchastie televedushchij V. Pozner, telekritik I. Petrovskaya i obozrevatel' radiostancii «Svoboda» A. Kachkaeva.

3. Mishin I. Informaciya k razvlecheniyu. XXI vek: novyj informacionnyj poryadok. Kruglyj stol // Iskusstvo kino. - 2003. - № 11 [EHlektronnyj resurs] - URL: http://kinoart.ru/archive/2003/11/n11-article1

4. Ligacheva N. Informaciya k razvlecheniyu. XXI vek: novyj informacionnyj poryadok. Kruglyj stol // Iskusstvo kino. - 2003. - № 11 [EHlektronnyj resurs] - URL: http://kinoart.ru/archive/2003/11/n11-article1

5. Benton Dzh. Vosem' trendov zhurnalistiki v 2011 godu // Media Sapiens [EHlektronnyj resurs] - URL:http://osvita.mediasapiens.ua/material/1797

УДК 316.77:004.738.5:374.3 ДОИ 10.17223/23062096/6/3

К.В. Дементьева

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

МЕДИАПЛОЩАДКИ В ИНТЕРНЕТЕ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается проблема выражения общественного мнения молодого поколения через медиаплощадки в Интернете. В частности, отмечается воздействие блогосфе-ры и социальных сетей на политические взгляды аудитории, а также увеличивающийся контроль со стороны властных структур за активностью мнений в Интернете, попытки наладить сотрудничество с блогерами как лидерами мнений.

Ключевые слова: Интернет, блоги, информация, СМИ, YouTube, социальные сети, молодежь, политика.

С развитием новых технологий обычные формы и жанры журналистики стали трансформироваться, все больше приобретая оттенок новой эпохи информатизации. Материалы с полос газет постепенно переходят в Интернет даже в муниципальных изданиях, не говоря уже о региональной прессе. Такие изменения позволяют расширить аудиторию газеты, представляя возможность каждому человеку в любой точке Земли прочитать журналистский материал, не выходя из дома [1. С. 43-44].

В последние годы особенно широко обсуждался вопрос, причем как в самом Интернете, так и в серьезных научных работах, о том, стоит ли считать интернет-сервисы социальных сетей новым типом средств массовой информации. В итоге появился новый термин - «гражданская журналистика», породив новые споры - сможет ли гражданская журналистика вытеснить традиционную.

Несмотря на то, что информацию, размещенную непрофессиональными журналистами, часто оценивают как низкокачественную, сравнивая ее со слухами, можно назвать и ее очевидные преимущества. Во-первых, пользователи социальных сетей не ангажированы, а значит, их взгляды не зависят от информационной политики издания. Во-вторых, в то время как профессиональный журналист должен еще ознакомиться с темой или ситуацией, пользователь социальной сети чаще всего пишет о близкой ему теме, то есть является очевидцем, живущем в той ситуации, о которой пишет.

Таким образом, несмотря на то, что личные страницы в Интернете создаются с целью поддержания и восстановления дружеских и деловых связей, объединения в группы по интересам, самовыражения, обмена медиаданными, некоторые из них все же приближены по своему содержанию и аудитории к полноценным массмедиа. Это и было отражено во вступившем 1 августа 2014 года в силу законе [2], обязывающем бло-геров, интернет-страницы которых каждый день посещают более з тыс. пользователей, регистрироваться как СМИ.

Сегодня все больше говорят о растущей зависимости массмедиа от властных и финансовых структур, воплощающейся в ограниченности поднятых прессой и телевидением проблем и продвижении материалов, не отражающих общественное мнение. Последнее же получило возможность к более или менее открытому выражению через Интернет, воплощаясь через выступления граждан в блогах, социальных сетях и видеохостингах.

Не имея возможностей выражения на крупных медийных площадках, отдельные авторы пытаются привлечь внимание аудитории через нестандартный подход к теме - проводятся флешмобы, пранки, челенджи, баттлы, создаются петиции. Через социальные интернет-площадки люди организуются в группы по интересам, собираются на митинги.

Поворотным для России стал период 2011-2012 годов, когда протестные митинги оппозиции организовывались в основном через социальные сети. В других странах также наблюдались подобные протесты, например, в Белоруссии в 2011 году прошли серии гражданских акций протеста под названием «Революция через социальную сеть», вызванных недовольством части населения действиями руководства страны. В результате произошло «преобразование социальных медиа и сетевых ресурсов в мультипликаторы недовольства» [3].

В Республике Мордовия влияние интернет-сообщества признали после реакции общественного мнения на изнасилование девушки группой мигрантов в 2013 году [4]. Родители пострадавшей через социальные сети обратились к жителям города с просьбой оказать им поддержку в борьбе с этнопреступностью. Тема активно обсуждалась в сети, после чего было решено провести несанкционированный митинг против приезжих. Проходившее под лозунгом «Народный сход против этнопреступности» мероприятие собрало 100-300 человек. В результате Министерству по национальной политике при поддержке информационных каналов пришлось проводить ряд акций, в том числе и в Интернете, чтобы стабилизировать обстановку и устранить негативные националистические настроения.

Спустя несколько лет, в декабре 2016 года, на «Радио Свобода» обсуждалась новая редакция доктрины информаци-

онной безопасности, утвержденная накануне Владимиром Путиным. В ней сказано, что «наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа» [5].

В этом же 2016 году согласно исследованию уровня свободы Интернета, проведенному международной неправительственной организацией «Freedom House» [6], Россия находилась на 52 месте и имела индекс 65. Оценка делалась на основе юо-балльной шкалы (чем выше индекс, тем меньше уровень свободы), при этом все страны были условно разделены на з группы - со «свободным», «частично свободным» и «несвободным» Интернетом. Таким образом, по данным организации, всемирная сеть в нашей стране несвободна.

Неправительственный доклад Международной Агоры «Свобода Интернета 2016: на военном положении» [7] рассказывает о фактах нападения, насилия, уголовного преследования и прочих преступлениях, совершенных не только против журналистов порталов, редакторов сетевых изданий, но и против блогеров, гражданских активистов, а также обычных пользователей сети.

Несмотря на это, молодые люди в России предпочитают Интернет другим источникам информации. Так, из социальных сетей, форумов, блогов узнают новости 41% подростков в возрасте 15-17 лет, к новостным интернет-порталам обращается 31% [8]. При этом современное поколение уже называют «поколением YouTube», «поколением Selfie», сосредоточенным на самом себе.

Однако современные молодые люди имеют самые разносторонние интересы. Это и объясняет утрату их интереса к традиционным СМИ. Они хотят и способны не просто узнавать много новой информации, но и уделять внимание социальным, культурным, политическим проблемам. Последние занимают не последнее место в мировоззрениях молодежи.

В Интернете находят воплощение тысячи гражданских инициатив, желающих донести до общества и властных структур мнение о какой-либо проблеме и предложения по ее решению.

Например, блогер Николай Соболев, имеющий канал «SOBOLEV» [9] на YouTube и 3,5 млн подписчиков, неоднократно высказывался об актуальных событиях блогосферы, политики, медиаиндустрии. Рост числа подписчиков его канала вызвало обсуждении темы Дианы Шурыгиной, вызвавшей возмущения большой части аудитории телевидения, интернет-сообщества и самих журналистов.

Блогер Дмитрий Иванов, известный как kamikadze_d [10], имеет более миллиона подписчиков, в основном от 14 до 21 года. Регулярно затрагивает актуальные политические темы, среди которых - конфликт на Украине, оппозиционные митинги и протесты в стране, проблема коррупции и др.

Уровень доверия к «YouTube» как источнику политических новостей среди подростков 15-17 лет пока не очень высокое - 4% в сравнении с Первым каналом (30%) и «ВКонтак-те» (18%) [8]. Однако 4% тоже немало, так как несколько лет назад видеохостинг даже не числился в источниках информации подобных опросов, тем более не обсуждался вопрос о доверии к нему как источнику политической информации.

Количество аудитории, большие рейтинги, усиливающийся разрыв между молодым поколением и традиционными СМИ, растущий уровень доверия к новостям Рунета заставило правительство первыми пойти на сближение. И 9 марта 2017 года прошла встреча популярных блогеров с министром культуры России Владимиром Мединским, целью которой было обсуждение актуальных способов взаимодействия с молодым поколением [11].

В мае 2017 года на парламентские слушания в Государственную Думу была приглашена блогер Саша Спилберг [12] (более 5 млн подписчиков). Она приняла участие в обсуждении молодежной политики, высказалась по поводу актуальных общественно-политических вопросов и призвала депутатов активно работать в Интернете, «стать прозрачнее». Выступление получило больше негативную оценку среди аудитории Рунета, поэтому следующую встречу, ознаменовавшую первое заседание Совета блогеров, большинство приглашенных проигнорировали. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой объяснил, что «совет не является органом надзора за блогера-ми. Депутатам нужна прямая коммуникация с "лидерами мнений", чтобы обсуждать решения, принимаемые Думой» [13]. Сотрудничество была расценено как попытка использования блогосферы для проведения предвыборной агитации.

Несмотря на неудачные пока попытки сотрудничества, Россия является первой страной, где на официальном уровне рассматривается взаимодействие с блогосферой. Кроме того, власть обращает внимание на увеличивающуюся интернет-аудиторию. В 2017 году президент В. Путин впервые поздравил выпускников, не только используя телевизионные каналы и официальный сайт, но и через популярную у молодежи соцсеть «ВКонтакте» [14]. Его визит в «Яндекс» в сентябре этого же года также оценили как попытку навести мосты с молодым поколением [15].

Приведет ли это к налаживанию диалогу молодого поколения с властью или еще больше ограничит выражение мнения в интернет-среде, пока неясно. Однако уже сейчас по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в конце 2016 года, негативное влияние Интернета на подростков отмечают 69% людей в возрасте 18-34 лет и 77% людей от 35 лет и старше [16]. А педагогов московской школы обязали контролировать детей в социальных сетях [17].

Кроме того, 1 июля 2018 года вступят в силу поправки, получившие в обществе название «пакет Яровой», вызвавший общественные протесты и митинги в ряде городов. Согласно нему, операторы связи и интернет-провайдеры должны будут сохранять сообщения и звонки абонентов в течение полгода, а метаданные звонков и сообщений в течение трех лет. Эксперты оценивают это как серьезный удар по гражданскому обществу, предоставляющий спецслужбам еще больше возможностей для политически мотивированного преследования [7].

Таким образом, можно отметить небывалый рост информационной активности в интернет-среде, которая за несколько десятилетий развития в России поставила под угрозу сам факт дальнейшего существования традиционных СМИ. «YouTube», «ВКонтакте» и другие ресурсы имеют огромную аудиторию и способны сравниться с телевидением и прессой или даже заменить их, расширяя свою аудиторию от молодых людей до старшего поколения. А происходящие сегодня изменения на законо-дател ьном и ментал ьном уровнях закладыва ют основу будущего функционирования информационного общества в стране.

The article deals with the problem of expressing public opinion of the younger generation through media sites on the Internet. In particular, the influence of the blogosphere and social networks on the political views of the audience is noted, as well as the increasing control by the authorities on the activity of opinions on the Internet, attempts to establish cooperation with bloggers as opinion leaders.

Keywords: Internet, blogs, information, media, YouTube, social networks, youth, politics.

Литература

1. Дементьева К.В. Возможности и перспективы развития муниципальной и национальной прессы Республики Мордовия в условиях популяризации электронных средств массовой информации // Финно-угорский мир. - 2017. - № 2. - С. 41-51.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: федеральный закон [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_166124/

3. Новая протестная волна: мифы и реальность [Электрон. ресурс] // Политонлайн.Ру. - Режим доступа: http://www.politonline.ru/ provocation/12525.html

4. В Саранске прошел народный сход против этнопреступности [Электрон. ресурс] // Национальный акцент. - Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/8363-v-saranske-proshel-narodnyj-shod-protiv.html

5. Какой информации боится Путин? [Электрон. ресурс] // Радио «Свобода». - Режим доступа : https://www.svoboda.org/aZ28159545.html

6. Рейтинг стран мира по уровню свободы Интернета [Электрон. ресурс] // Гуманитарные технологии. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/ratings/freedom-on-the-net/info

7. Россия. Свобода интернета 2016: на военном положении Неправительственный доклад Международной Агоры [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : https://meduza.io/static/0001/Agora_Report_2017_ Internet.pdf

8. Опрос подростков: интерес к политике и источники информации [Электрон. ресурс] // Фонд «Общественное мнение». - Режим доступа : http://fom.ru/SMI-i-internet/13324

9. SOBOLEV [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа : https://www. youtube.com/channel/UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ. - Загл. с экрана.

10. Kamikadzedead [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/kamikadzedead. - Загл. с экрана.

11. Мединский предложил блогерам сотрудничество в популяризации культуры [Электрон. ресурс] // Interfax. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/culture/552908

12. Sasha Spilberg [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/SaySasha

13. Совет без блогеров [Электрон. ресурс] // РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/20/5947e6469a794764344b7a27

14. Путин предложил школьникам «дерзать» [Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. - Режим доступа: https://www.kp.ru/ daily/26695/3719965/#626732

15. Михаил Виноградов. Визит Путина в «Яндекс» — попытка навести мосты с молодым поколением [Электрон. ресурс] // Росбалт. - Режим доступа : http://www.rosbalt.ru/posts/2017/09/22/1648056.html

16. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи [Электрон. ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/

society/religion-lifestyle/moral-relations/article/pokolenie-selfie-pjat-mifov-o-sovremennoi-molodezhi.html 17- Педагогов московской школы обязали следить за детьми в соцсе-тях [Электрон. ресурс] // Лента.Ру. - Режим доступа: https://lenta. ru/news/2017/1o/24/slejka_za_shkolnikami/

Literatura

1. Dement'eva K.V. Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya municipal'noj

i nacional'noj pressy Respubliki Mordoviya v usloviyah populyarizacii ehlektronnyh sredstv massovoj informacii // Finno-ugorskij mir. - 2017. - № 2. - S. 41-51.

2. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam uporyadocheniya obmena informaciej

s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnyh setej: federal'nyj zakon [EHlektron. resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/ document /cons_doc_LAW_i66i24/

3. Novaya protestnaya volna: mify i real'nost' [EHlektron. resurs] // Politonlajn.Ru. - Rezhim dostupa: http://www.politonline.ru/ provocation/i2525.html

4. V Saranske proshel narodnyj skhod protiv ehtnoprestupnosti [EHlektron. resurs] // Nacional'nyj akcent. - Rezhim dostupa: http://nazaccent.ru/ content/8363-v-saranske-proshel-narodnyj-shod-protiv.html

5. Kakoj informacii boitsya Putin? [EHlektron. resurs] // Radio «Svoboda». -Rezhim dostupa : https://www.svoboda.org/aZ28159545.html

6. Rejting stran mira po urovnyu svobody Interneta [EHlektron. resurs] // Gumanitarnye tekhnologii. - Rezhim dostupa: http://gtmarket.ru/ ratings/freedom-on-the-net/info

7. Rossiya. Svoboda interneta 2016: na voennom polozhenii Nepravitel'stvennyj doklad Mezhdunarodnoj Agory [EHlektron. resurs].

l6.

- Rezhim dostupa : https://meduza.i0/static/0001/Ag0ra_Rep0rt_2017_ Internet.pdf

Opros podrostkov: interes k politike i istochniki informacii [EHlektron. resurs] // Fond «Obshchestvennoe mnenie». - Rezhim dostupa : http:// fom.ru/SMI-i-internet/13324

SOBOLEV [EHlektron. resurs] // YouTube. - Rezhim dostupa : https:// www.youtube.com/channel/UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ. - Zagl. s ehkrana.

Kamikadzedead [EHlektron. resurs] // YouTube. - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/user/kamikadzedead. - Zagl. s ehkrana. Medinskij predlozhil blogeram sotrudnichestvo v populyarizacii kul'tury [EHlektron. resurs] // Interfax. - Rezhim dostupa: http://www.interfax. ru/culture/552908

Sasha Spilberg [EHlektron. resurs] // YouTube. - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/user/SaySasha

Sovet bez blogerov [EHlektron. resurs] // RBK. - Rezhim dostupa: http:// www.rbc.ru/newspaper/2017/06/20/5947e6469a794764344b7a27 Putin predlozhil shkol'nikam «derzat'» [EHlektron. resurs] // Komsomol'skaya pravda. - Rezhim dostupa: https://www.kp.ru/ daily/26695/37i9965/#626732

Mihail Vinogradov. Vizit Putina v «YAndeks» — popytka navesti mosty s molodym pokoleniem [EHlektron. resurs] // Rosbalt. - Rezhim dostupa : http://www.rosbalt.ru/posts/2017/09/22/1648056.html Pokolenie Selfie: pyat' mifov o sovremennoj molodezhi [EHlektron. resurs] // Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. -Rezhim dostupa: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/ religion-lifestyle/moral-relations/article/pokolenie-selfie-pjat-mifov-o-sovremennoi-molodezhi.html

Pedagogov moskovskoj shkoly obyazali sledit' za det'mi v socsetyah [EHlektron. resurs] // Lenta.Ru. - Rezhim dostupa: https://lenta.ru/ news/2017/10/24/slejka_za_shkolnikami/

A.C. Смолярова

Санкт-Петербургскийй университет

УДК 070

ДОИ 10.17223/23062096/6/4

ИММИГРАНТСКИЕ СМИ О БЕЖЕНЦАХ:

БЕЖЕНЦЫ В ЗАГОЛОВКАХ ГАЗЕТЫ «РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ»

Медийные репрезентации мигрантов, беженцев, этнических меньшинств в национальных средствах массовой информации глубоко изучены. В отличие от них, образы, создаваемые этнокультурными СМИ, гораздо реже становятся предметом внимания исследователей. В статье представлены результаты фрейминг-анализа заголовочных комплексов публикаций о беженцах в русскоязычной газете «Русская Германия», выявлены сходства с европейской прессой и показано влияние формата на характер фреймов, используемых журналистами.

Ключевые слова: иммигрантские СМИ, русскоязычные СМИ за рубежом, кризис беженцев, фрейминг, медийная репрезентация.

Исследования фреймов в коммуникации, в том числе в средствах массовой информации, ведутся с 1980-х годов. Под фреймом в данной статье мы вслед за Гэмсоном, Лэшем и Модильяни будем понимать «интерпретирующий медиапакет» [1, 2], в который входят «инструменты фрейминга, позволяющие идентифицировать фрейм: метафоры, броские фразы, визуальные образы, выбор лексики и источников, стереотипов, героев и т.д.» [3. С. 486, см. также 1, 4]. Интерпретирующий медиапакет приписывает «центральному вопросу (теме) медиатекста специфические социокультурные смыслы» [5, см. также з и 6]. Освещение беженцев или иммигрантов в национальных СМИ неоднократно исследовалось на основе типологии фреймов, предложенной Энтманом: согласно ему, фрейм

8.

9.

l0.

ll.

l2.

l4.

l5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.