Научная статья на тему 'Формирование единого информационного пространства в цифровой экономике'

Формирование единого информационного пространства в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
756
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION SPACE / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL DIVIDE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асалханова Софья Алексеевна

Статья посвящена исследованию вопросов развития цифровой экономики и формирования единого национального информационного пространства России. В статье рассматриваются подходы к определению понятия и структуры информационного пространства. Затрагиваются проблемы неоднородности информационного пространства в форме цифрового неравенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SINGLE INFORMATION SPACE IN THE DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the study of the development of the digital economy and the formation of a single national information space in Russia. The article discusses approaches to the definition of the concept and structure of the information space. The problems of heterogeneity of the information space in the form of digital divide are touched upon.

Текст научной работы на тему «Формирование единого информационного пространства в цифровой экономике»

Асалханова С. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов развития цифровой экономики и формирования единого национального информационного пространства России. В статье рассматриваются подходы к определению понятия и структуры информационного пространства. Затрагиваются проблемы неоднородности информационного пространства в форме цифрового неравенства.

Ключевые слова. Информационное пространство; информационное общество; цифровая экономика; цифровое неравенство.

Asalhanova S.A.

FORMATION OF A SINGLE INFORMATION SPACE IN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. The article is devoted to the study of the development of the digital economy and the formation of a single national information space in Russia. The article discusses approaches to the definition of the concept and structure of the information space. The problems of heterogeneity of the information space in the form of digital divide are touched upon.

Key words. Digital economy; information space; information society; digital divide.

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и информация в наше время стали важным ресурсом трансформации мировой экономики и модели экономического развития. Д. Белл, являющийся классиком теории постиндустриальной экономики, в своих работах отмечал огромное значение информации для современного общества, определяя ее как основу власти, а доступ к информации как условие свободы [2, с. 330]. Информация в современной экономике становится продуктом массового потребления. Объемы получения, хранения, передачи и потребления информации растут несоизмеримо высокими темпами, наряду с развитием информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры. По экспертным данным, до 70% мирового ВВП в разной степени зависит от информации, обращающейся в информационных системах.

Развитие ИКТ привело к появлению информационного производства, а информация стала результатом производственного процесса. Создание, передача, хранение и обработка информации становятся постепенно основополагающими источниками роста производительности труда, появления новых методов ведения конкуренции, изменений в структуре экономики. Происходит формирование информационного пространства на национальном и глобальном уровнях.

Обзор подходов к формированию категориального аппарата информационного пространства Существуют различные подходы к определению информационного пространства в рамках различных научных школ и направлений исследования. Так, например, междисциплинарное направление исследования позволяет выделить два основных подхода к определению информационного пространства. Во-первых, информационное пространство трактуется как нематериальная среда или пространство

ГРНТИ 06.56.21 © Асалханова С. А., 2020

Софья Алексеевна Асалханова - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 192012, Санкт-Петербург, Рабфаковская ул., д. 3 (Russia, St. Petersburg, Rabfakovskaya str., 3). Тел.: +7 951 663-96-06. Е-mail: asa_1@list.ru. Статья поступила в редакцию 10.11.2019.

информации или информационных объектов. Во-вторых, оно рассматривается как совокупность информационных ресурсов, технологий, информационной инфраструктуры.

Так, например, в рамках первого подхода, информационное пространство, по мнению И.А. Лазарева и Г. С. Хижи, «является результатом информационного отображения материального пространства, которое включает в себя процессы формирования информационной модели среды и композиции на ее основе нового образа материального пространства» [9, с. 22]. Также, в рамках первого подхода даются определения, отражающие процесс движения информации и определяющие информационное пространство как некое пространство, в котором «создается, перемещается и потребляется информация» [6]. Данный подход отражает такую функцию информационного пространства, как «информационный обмен и взаимодействие», в результате которого происходит «расширение и обогащение информационной базы социума, равно как и обновление самого социума» [5].

В рамках второго подхода, информационное пространство - это пространство, образуемое информационными ресурсами, технологиями взаимодействия и информационной инфраструктурой, формирующееся в процессе информатизации экономики и общества [11, с. 4]. Гирич В. Л. и Чуприна В.Н. определяют информационное пространство как «совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации» [6, с. 141]. В определениях данного подхода превалирует техническая составляющая и дается достаточно узкая трактовка информационного пространства. Однако информационное пространство не сводится только лишь к совокупности информационно-коммуникационных технологий, информационных систем и инфраструктуры, следовательно, определения в рамках второго подхода нельзя считать отвечающими целям всесторонней, междисциплинарной характеристики такого явления, как информационное пространство.

В литературе также предлагаются определения информационного пространства комплексного, междисциплинарного характера, который представляется наиболее перспективным для целей исследования понятия информационного пространства, например: «... информационное пространство с одной стороны является некой описательной информационной моделью, с другой оно служит инструментом воздействия на окружающий мир, в частности инструментом локального или глобального управления» [12, с. 207]. Или определение информационного пространства как «исторически сформировавшейся, обеспеченной правовыми гарантиями и средствами, обеспечивающей наибольшую меру доступности для потребителя формы скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей» [8]. Данные подходы отражают отдельные характеристики такого многоаспектного явления как информационное пространство, в основе формирования которого лежит информация в форме знаний, теорий, моделей, систем. Характеристика информационного пространства

Национальное информационное пространство тесно взаимосвязано с экономическим пространством и влияет на эффективность его функционирования. Информационное взаимодействие субъектов экономики, обращение информационных ресурсов протекает в информационном пространстве. В свою очередь, в определении экономического пространства, также нет единого подхода. Экономическое пространство в рамках территориального подхода отождествляется с территорией или определяется географическими границами; так, по мнению А.Г. Гранберга, «это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, . транспортные и инженерные сети и т.д.» [4, с. 25].

В рамках ресурсного подхода экономическое пространство определяется как «система отношений по использованию экономических ресурсов». В рамках информационного подхода экономическое пространство рассматривается как структурированная совокупность информационных потоков или как система информационного обмена [3]. Однако информационное пространство полностью не соотносится с экономическим пространством и не должно с ним отождествляться. В то же время, с развитием ИКТ происходит мощная виртуализация и экономического, и информационного пространства. Виртуализация является одной из основных характеристик информационного пространства, представляет собой социально-технологический процесс, являющийся следствием информатизации и обусловленный информационно-коммуникационными технологиями, но ими не ограниченный.

146

Асалханова С.А.

Так, Д.В. Иванов под виртуализацией понимает «любое замещение реальности ее симуляцией / образом с применением логики виртуальной реальности» и считает, что по данной логике виртуальной экономикой является не только та, в которой хозяйственные операции реализуются в сети Интернет, но и та, в которой сектор производных финансовых инструментов преобладает над реальным сектором [7, с. 17-18]. Можно определить виртуализацию как процесс создания информационного цифрового образа (информационной формы) реально существующих объектов и явлений (материальной формы), обладающего большими потенциальными возможностями функционирования и использования.

Нарастающие темпы виртуализации и широкое распространение сети Интернет способствуют созданию единого глобального информационного пространства. Однако информационное пространство имеет более высокую степень виртуальности по сравнению с экономическим пространством. На специфику информационного пространства влияют также социокультурные факторы. Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует стремительному расширению информационного пространства, которое является более открытым, чем экономическое пространство страны. Информационное пространство, также как экономическое пространство, является неоднородным, что на национальном уровне проявляется в цифровом разрыве между регионами страны и субъектами экономики. При этом в основе информационного неравенства лежит социально-экономическое неравенство субъектов экономики на ее различных уровнях национальной экономики. Подчеркнем, что информационное неравенство растет как на уровне национальных экономик, так и на глобальном уровне между развитыми и развивающимися странами.

Развитие ИКТ расширяет границы национального информационного пространства, которое активно взаимодействует с информационными пространствами других стран, и способствует формированию глобального информационного пространства. В России в 1995 г. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР) и соответствующих государственных информационных ресурсов. ЕИПР в Концепции трактуется как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах» [10]. На основе этого документа в 1998 г. была разработана и одобрена Концепция государственной информационной политики.

На данный момент принята и реализуется Национальная технологическая инициатива «Нейронет» по созданию среды информационного обмена нового поколения, что является новым этапом развития информационного пространства. Проект предполагает непосредственную интеграцию человека в информационное пространство посредством слияния мозга человека и вычислительных устройств и развития нейронных технологий [13]. Заключение

Таким образом, под информационным пространством понимается совокупность отношений, возникающих в процессе информационного взаимодействия субъектов и включающая производство, хранение, обмен и потребление информации, опосредованные информационно-коммуникационными технологиями. В структуре информационного пространства выделяются следующие элементы: ресурсы информации, содержащие информацию в определенной форме, существующую на соответствующих носителях; информационно-организационная инфраструктура, включающая информационно-коммуникационные технологии и информационные системы, которая обеспечивает хранение, передачу и получение информации потребителем.

Информационные ресурсы содержат базы данных, сведения, знания, зафиксированные в определенной форме и на определенных носителях. В состав информационно-организационной инфраструктуры входят не только ИКТ и информационные системы, но и организационно-регулятивная структура информационного взаимодействия субъектов, действующая на основе системы нормативно-правовых актов, регулирующих информационную сферу. Информационное пространство характеризуется неравномерностью и неоднородностью. Ресурсы информации, информационные сети и информационная инфраструктура распределены в пределах глобального и национального информационного пространства неодинаково.

Как правило, высокая плотность информационного пространства и, соответственно, концентрация информационных ресурсов, наблюдается в регионах с высоким уровнем информатизации и развитой

информационной инфраструктурой. Неоднородность информационного пространства проявляется в разной степени развития, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий и информационных систем. Неравномерность и неоднородность информационного пространства проявляются в форме информационного (цифрового) неравенства, преодоление которого, а также обеспечение равного доступа всех потребителей к информационным ресурсам, является приоритетной задачей на данном этапе формирования единого информационного пространства.

Формирование информационной экономики, рост цифровизации во всех сферах общества являются стратегическим приоритетом руководства России. Процессы информатизации способствуют трансформации общественно-экономической системы и способствуют ее переходу к новой ступени развития - информационной экономике и информационному обществу. Развитие информационного общества связано с формированием единого национального информационного пространства страны, которое в ходе своего развития взаимодействует с национальными информационными пространствами других стран и ведет к становлению глобального информационного общества и глобального информационного пространства.

Понятие информационного пространства неразрывно связано с понятием информационного общества. На сегодняшний день отсутствует единое, общепринятое понятие информационного общества. Согласно принятой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, информационное общество трактуется как «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [1]. Реализация цели данной Стратегии предполагает достижение соответствующего уровня информатизации и развития национального информационного пространства для обеспечения экономического роста и социально-политической стабильности.

Формирование информационного общества предполагает реализацию взаимодействия между субъектами в среде информационного пространства посредством ИКТ, обеспечение качества и доступности информационных услуг для всех потребителей, недопущение информационной монополии и информационной изолированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

3. Бияков О.А. Экономическое пространство: сущность, функции, свойства // Вестник КузГТУ. 2004. № 2. С. 101-108.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.

5. Дементьев С.А. Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 35-39.

6. Добровольская И.А. Понятие «информационное пространство»: различные подходы к его изучению и особенности // Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 140-147.

7. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.

8. Каткова М.В. Понятие «информационное пространство» в современной социальной философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Вып. 2. С. 23-26.

9. Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития / Российская академия естественных наук. М.: Дашков и К, 2010. 244 с.

10. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 г. № Пр-1694).

11. Селищева Т.А. Проблемы информационного неравенства российского экономического пространства // Вестник СПбГЭУ. 2014. № 3 (70). С. 4-13.

12. Цветков В.Я. Информационное пространство как ресурс познания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-2. С. 207-212.

13. О Нейронете. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusneuro.net/chto-takoe-nejronet (дата обращения 08.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.