Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / РУМЫНИЯ / ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАТО / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азаренкова Алина Александровна

В статье рассматривается возникновение и реализация геополитического проекта "Великая Румыния" на современном этапе в виду вступления государства в такие организации, как Европейский союз и НАТО. Анализируются доктринальные документы Румынии, текущее состояние румынско-украинских и румынско-молдавских отношений, а также дается прогноз возможного присоединения территорий Украины и Молдавии к Румынии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE "GREATER ROMANIA" GEOPOLITICAL PROJECT IN MODERN CIRCUMSTANCES

The article examines the emergence and implementation of the "Greater Romania" geopolitical project at the present stage in view of the state's accession to the European Union and NATO. The author analyzes Romania's official documents, the current state of Romanian-Ukrainian and Romanian-Moldovan relations, and also gives a forecast of the possible annexation of the territories of Ukraine and Moldova to Romania.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

IMPLEMENT/mm OF THE "GREATER ROMANIA" GEOPOLITICAL PROJECT IN MODERN CIRCUMSTANCES Azarenkova Alina Alexandrovna, Undergraduate student, Department of Political science, Institute of international relations and social and political sciences, Moscow Slate Linguistic University, Moscow

The article examines the emergence and implementation of the "Greater Romania" geopolitical project at the present: stage in view of the state's accession to the European Union and NATO. The author analyzes Romania's official documents, the current state of Romanian-Ukrainian and Romanian-Moldovan relations, and also gives a forecast of the possible annexation of the territories of Ukraine and Moldova to Romania.

Keywords: geopolitical project; Romania; Greater Romania; European Union; NATO: Black Sea region; the Republic of Moldova; Ukraine.

EDN: HOLMSA; DOI: 10.2492.3/2.305- 8757.2023-13.4

УДК 327 РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ВАК 5.5.4 "ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ" В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

© Азаренкоеа АЛ,, 2023 В статье рассматривается возникновение к реализация геополитическо-

го проекта "Великая Румыния" на современном этапе ввиду вступления государства в такие организации, как Европейский союз и НАТО. Анализируются доктрина,-1ъные документы Румынии, текущее состояний румынско-украинских и румынско-молдавских отношений, а также дается прогноз возможного присоединения территорий Украины и Молдавии к Румынии.

Ключевые слова: геополитический проект; Румыния; Великая Румыния; Европейский союз; НАТО; Черноморский регион; Республика Молдова; Украина.

Укрепление позиций Румынии в Европейском союзе и НАТО способствовали возрождению идеи расширения границ {"Великой Румынии"), которая выражается в первую очередь по отношению к исторической территории Бессарабии (территория Молдовы и Украины), а также созданию новых геополитических проектов совместно с европейскими государствами. В связи с обострением конфликта на. территории Украины, допускается присоединение исторически принадлежащих Румынии территорий по примеру других государств Евросоюза, в частности Польши. Для России, безусловно, важно отслеживать ситуацию, складывающуюся в регионе, анализировать ее, опираясь на научные методы. Отказ от них может привести к серьезным провалам во внешней политике [1].

АЭАРЕНКОВА Алина Александровна,

магиапрантка, кафедра Политологии, Институт международных отношений и социально-политических наук, Московский государствен ный лингвистический университет, Москва

"Великая Румыния" как геополитический

проект

Созданию обьединенного Румынского государства предшествовала румынская революция 1848-1849 гг., которая подчеркнула идею о том, что один и тот же язык, одно и то же название (происходящее от названия "Рим", что подчеркивается и сейчас в названии страны - Иотата), происхождение, вера и традиции позволяют образовать единую нацию и единое государство. Именно поэтому перед румынами после 1848 года стоял

вопрос о создании собственного суверенного государства. При поддержке великих держав было решено осуществить объеди пение в несколько этапов:

1. Первый этап 1848-1866 гг. Объединение Молдавии и Валахии в государство с официальным названием "Румыния".

2. Второй этап. 1877-3878-1920. Война за независимость Румынии, объединение Доб-руджи и Румынки, а пекле - официальное провозглашение страны королевством.

3- Третий этап. 1914-1920 гг. Участие Румынии в Первой мировой войне, присоединение Бессарабии (Молдавской демократической республики), Буков Ш-] ы и Трансил ьвани и к Румынии и международное признание Румынии унитарным национальным государством в ее Исторических границах. Именно в этот период была образована "Великая Румыния". Важно отметить, что Бессарабия былачастью Российской Империи; Трансиль-вания и Буковина-Австро-Венгрии. В межвоенный период Румынское королевство старалось отстаивать свои границы, однако заключенный 23 августа 1939 г. пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом затронул и румынские границы, в частности - Бессарабию, которую в 1940 г. Румыния уступила СССР, так же, как и северо-западную часть Траисильвапии Венгрии и округа Дуростор и Калиакра (Добру д-жа) Болгарии. Некоторые румынские исследователи считают, что Советский Союз создавал некие секретные военные проекты по присоединению территории Буковины и Бессарабии, поддерживая различные движения в этих регионах, а позже - в 1945-1947 гг. южная часть Буковины находилась в составе СССР. Небезызвестно, что во Второй мировой войне Румыния сражалась на стороне Германии против СССР с 22 июня 1941 г. с целью вернуть вышеупомянутые территории, когда фашисткой пропагандой бы;! широко распространен так называемый "миф" о Великой Румынии [2], что в итоге привело к территориальным потерям, которые сохраняются и сейчас.

Некоторые западные исследовател и поддерживают идею "Великой Румынии", отмечая, что лишь Советская Россия не признала максимальное расширение Румынии, в отличие от западных стран, а также тот факт, что Румынское королевство - это "великое достижение во всей румынской истории - политическое единство всех Румын" L3> с. 90].

Возрождение идеи "Великой Румынии" можно отнести к окончанию коммунистического режима в стране в 1989 году. С 1990 года начинают формироваться новые политические партии, одной из которых является партия "Великая Румыния" (Partidul Romania Mare) - левоцентристская партия с национальной ориентацией, выступая за "мирное совершение Великой Румынии в ее исторических границах" [4, с. 17]. Один из ведущих специалистов по Румынии -Т.Г. Биткова считает, что tie facto деятельность Партии "Великая Румыния" направлена именно на возврат страны к границам Румынии межвоенного периода (до 1940 года), а также на неприятие всех национальных меньшинств на территории страны, В особенности это касается венгерского меньшинства, проживающего в Трансиль-вании, которое, в свою очередь, на протяжении долгого времени стремится к созданию автономии (существует также партия "Демократический союз венгров в Румынии). В 2000 году на парламентских выборах Партия "Великая Румыния" набрала около 20% голосов, оказавшись самой сильной оппозиционной партией, анапрезиден-тских выборах в этом же году кандидат от "Великой Румынии" Вадим Тудор занял второе место в первом туре и вышел во второй, в котором проиграл одержавшему побед}' на выборах президенту Иону Илиеску. Однако noaie вступления Румынии в НАГО в 2004 г. и в ЕС в 2007 г., партия потеряла свою популярность - на парламентских выборах в 2008 году партии не удалось преодолеть процентный барьер.

Тем не менее, идея объединения двух государств на этом не закончилась. Следующий президент Траян Бэсеску активно ее поддерживал: "Румыния и румыны - единственная страна,единственный народ, оставшийся в Европе разделенным после воссоединения Германии... Румыния все еще остается разделенной на два государства, их объединение произойдет внутри Европейского союза и никак иначе" [5]. Подобный тезис был заложен в Стратегии национальной безопасности Румынии от 2007 года"один народ - два государства" [6, с. 62].

Идея "Великой Румынии" обсуждается и в современной научной мысли страны [7]. Основой подхода румынских геополитиков выступают культурные границы Румынии, единстве румынской нации, вопросу румынских границ (Черное море, Дунай и Карпаты). В этой связи подчеркивается уникальность геополитического положения Румынии, роль государства в урегулировании региональных конфликтов. Многие румынские геополитики сходятся в одном: исторической принадлежности территорий Бессарабии и Трансильвании, а также стратегической важности пространства Карпаты-Дунай-Черной море.

Геополитическое содержание

доктринальных документов Румынии

Геополитическое содержание официальных документов Румынии прослеживается в таких категориях, как национальные интересы, глобальные и региональные приоритеты, ценности и принципы внешней политики.

Основным документом, в котором так или иначе обнаруживаются признаки

присутствия геополитических проектов Румынии, является Стратегия национальной обороны на период 2020-2024 гг. "Вместе для безопасной и процветающей Румынии в мире, отмеченном новыми вызовами". Данный документ принимается в связи с избранием президента каждые 5 лет. Последние две стратегии были приняты в период президентства Клауса Йоханниса, избранного в 2019 году на второй срок (первый срок -с 2014 г.). Интересно, что в предыдущей Стратегии на период с 2015 по 2019 гг. под названием "Сильная Румыния в Европе и мире" [8] геополитические проекты не просматриваются. Вместе с тем в документе содержалась констатация того, что региональная нестабильность ограничивает возможности Румынии в продвижении своих стратегических интересов. К ним были отнесены европейский путь Республики Молдовы, разрешение замороженных конфликтов (имеется в виду Приднестровье), обеспечение энергетической безопасности и "эксклюзивное положение Румынии в Черном море".

В Стратегии же 2020 года целями внешней политики Румынии провозглашаются:

1) укрепление профиля Румынии в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора, а также стратегического партнерства с США;

2) укрепление позиций НАТО по сдерживанию и обороне в Черноморском регионе;

3) укрепление безопасности в Черноморском регионе и на Балканах, а также других соседних регионов;

4) под держка европейского курса Республики Молдова;

5) международная экологическая безопасность и т.д. [9].

Получается, что традиционно делается акцент на трех основных векторах внешней

В СТРАТЕГИИ 2020 ГОДА ТРАДИЦИОННО ДЕЛАЕТСЯ АКЦЕНТ НА ТРЕХ ОСНОВНЫХ ВЕКТОРАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ: ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ РУМЫНИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ, УКРЕПЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ НАТО И РАСШИРЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА С США.

политики страны: возрастание ¡юли Румынии в Европейском союзе, укрепление стратегического профиля в рамках НАТО и расширение стратегического партнерства с США. Помимо этого, подчеркивается региональное направление внешней политики, включающее черноморский регион, поддержку проевропейского курса Молдовы и участие в проектах, которые в этой редакции Стратегии упоминаются впервые. К ним можно отнести "Инициативу Трех морей"1 ("Триморье") и "Бухаресткую девятку" 2, Посредством участия в "Инициативе трех морей" Румыния будет стараться добиться не только политического (регионального) лидерства, по и энергетического, в особенности в Юго-Восточной Европе и черноморском регионе. Стоит отметить, что оба проекта Румыния реализует совместно с Польшей, которая также имеет собственные геополитические проекты в регионе, такие как "Междуморье" и также претендует на роль регионального лидера.

Важные установки содержатся и в Энергетической стратегии Румынии на период с 2019 по 2030 гг., в которой отдельно рассматривается региональная геополитика, отмечается важность черноморского региона. В документе указывается, что "как приграничная страна ЕС, Румыния напрямую подвержена усилению геополитической напряженности в бассейне Черного моря" fio], а также то, что Румыния может выступить гарантом энергетической безопасности в виду обладания запасами нефти и природного газа и готова поддерживать Молдову и Болгарию с целью уменьшить их зависи-

"Инициатива трех морей" или "Триморье" - объединение государств Ев ропейскотоСоюза (Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Польша, Словакия, Словения, Хорватии, Чехия и Эстония ), а также Украины в качестве партнера.

2 "Бухарестская девятка" - это совместный гайшеко-румынский проект, объединяющий девять стран Центральной и Восточной Европы: Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Словакию, Чехию, Эстонию, и, соответственно, Польшу и Румынию.

мостьот России. Румыния принимает участие в строительстве нескольких газопроводов - BRU А (Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия), AGRI (Азербайджан, Грузия, Румыния Интерконнектор), получая финансирование в основном из Европейского союза. Румыния также планирует наращивать поставки природного газа в Молдову посредством ее подключения к европейской энергетической системе, однако, используя доя этого не собственный, а российский газ.

Реализация геополитических устремлений в отношениях с Молдовой и Украиной

Реализация идеи "Великой Румынии" происходит путем оказания влияния на Молдову, неоднородность же национальной идентичности позволяет продвигать в стране идеи объединения (унионизма). На протяжении долгого времени ввиду своего геополитического [изложения в Молдове присутствуют две национальные идентичности: молдавская и румынская, что нетрудно заметить, ознакомившись с итогами переписи населения 2014 г. (без учета Приднестровья): 75% населения относят себя к молдаванам, 7% - к румынам, причем в 2004 г. лишь 2,2% - идентифицировали себя с Румынией. Интересна и языковая ситуация, представленная на рисунке [и].

При этом Молдова последовательно проводит двоякую языковую политку. В Декларации о независимости Республики Молдова государственным указан румынский, а не молдавский язык: "<...> 27 августа 1991 г., в законах и постановлениях Парламента Республики Молдова о провозглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита <,..> " [12]. В13 статье Конституции постулировано, что "государственным языком Республики Молдовы является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики" [13]. Помимо языкового вопроса в национальной идентичности Молдавии явно вы-

деляется школьное образование, реформу которого проводила Майя Сайду, будучи министром просвещения, когда был введен предмет "История румын и всеобщая история". Предмет продвигает в том числе идею о "двух румынских государствах" и оккупации территории Молдавии Советским Союзом [ц].

- 5 б, 7%

i Молдавский Украинский

Румынский

Болгарский

Русский Другие языки

Гагаузкий

Рисунок. - Население Молдовы но родному языку

В духовной сфере политика румынизации проводится по отношению к Православной Церкви Молдовы. В 1992 году, несмотря на автономный статус Молдавско-Кишиневской митрополии, была создана Бессарабская митрополия под юрисдикцией Румынской Православной Церкви, что открыто противоречит церковным канонам. В свою очередь, Русская православная церковь расценила это действие как ант и каноническое деяние, и данный конфликт так и остался неурегулированным, а количество приходов Бессарабской митрополии постепенно растет []Ц с. 70].

Возвращение креализации, казалось бы, идеального и невыполнимого проекта "Великая Румыния" после 24 февраля 2022 г. стало очевидным не только для политического дискурса Румын ии, но и самой Молдовы. Если до этого набл юдался спад проевро-пейских настроений в Республике Молдова в связи с президентством Игоря Додона, то

победа Майи Сайду на выборах в 2020 году, а после и перевыборы Парламента Молдовы и смена его пророссийекого курса на неевропейский ярко демонстрируют приверженность действующей политической элиты Европейскому союзу. Украинский кризис и проведение Россией Специальной военной операции вызывают опасения в плане обострения ситуации в Приднестровской Молдавской Республике, которая граничит сУкра-иной.

Тем не менее, стоит отметить, что ввиду этнического разнообразия Молдовы интеграцию в Европейский союз поддержи вают далеко не все области, речь идет, в первую очередь, о Гагаузии. Именно поэтому Молдова долгое время не торопилась с подачей официальной заявки на вступление в ЕС, дожидаясь подходящего момента. Поддержка украинской стороны президентом (Майя Сайду в июне 2022 года посетила Киев) [16] все более укрепляет приверженность политики страны европейскому курсу. Однако внутриполитическая ситуация продолжает оставаться напряженной и усложняется. Известно, что в резул ьтате прихода к власти проевропейский партий был нанесен огромны)] ущерб промышленной и сельскохозяйственной отрасли. На данный момент отмечается стремительный рост цен, а также самая высокая инфляция с 1999 года. На это накладывается и энергетический кризис, вследствие которого в стране происходят массовые протесты [17]. Считалось, что разрешить его поможет Румыния, однако, энергетическая зависимость Молдовы остается очевидной: одна из крупнейших энергетических кампаний "Молдова-газ" обратилась с очередной просьбой к "Газпрому" отсрочить платеж за август и

сентябрь [18]. Очевидно, что для Румынии в приоритете решение собственных проблем в энергетической сфере, поэтому не следует ожидать крупных поставок природного газа в другие страны. В своей энергетической политике в отношении Молдавии Румыния преследует прежде всего геополитические и геоэкономические цели [39, с. 58], стараясь усилить зависимость от нее Молдовы, поставляя, однако, не собственный природный газ, а закупленный у России.

Интересы Румынии на Украине заключаются в ограничении стратегического военного наступления России на Донбассе, в Крыму и Приднестровье; применении Соглашения об ассоциации с Европейским союзом; создании бла-гоприятных условий для со-хранения самобытности и культурных прав румынского меньшинства; достижении компромисса по одному из дунайских каналов Быстрое и Кри ворожскому металлургическому заводу. Украина, в свою очередь, преследует такие интересы, как повышен ие безопасности в Черноморском регионе, а также ограничение стратегического преимущества Росс я и наДонбассе, Крыму и Приднестровье; поддержка антироссийских санкций Европейского союза; продвижение европейской и евроатлантической интеграции Украины, в том числе содействие в продвижении реформ и борьбы с коррупцией; энергетическая безопасность и поставка Природного газа. Тем не менее, некоторые украинские исследователи отмечают, что еще до специальной военной операции создавались условия для вторжения румынских войск на территорию Черновицкой области. Об этом была публикация в газете Ас1е\'?ги1, содержащая обращение к гражданам Румынии для защиты соотечественпи-

ков, проживающих на территории Украины, которая оккупировала бы ваше румынские территории: Северную Буковину, Гер-цевски й округ и Южную Бессараби ю. Другая точка зрения заключается в том, что "Украина - искусственное, неоднородное государство, появившееся на руинах СССР, к которому Румыния имеет наибольшие территориальные претензии, в результате чего оно может разделиться на две части в недалеком будущем, поскольку тихо сползает к реальной войне" [20, с. 29-30]. Румыния в отношении Украины использует аналогичную с Молдовой культурную политику, распространяя румынский язык преимущественно на территории Буковины, а также поддерживая упрощенную процедуру получения гражданства для проживающих на этой территории с целью ее возможного дальнейшего присоединения. Политические деятели Румынии в настоящее время высказывают идеи о "Великой Румынии" уже тогда, когда не занимают государственную должность. Так, бывший глава румынского МИД на презентации своей книги заявил о том, что Украина должна отдать свои территории Венгрии, Румынии, Польше и России [21].

Закл ючение

Борьба за обладание пространством и его организацию занимает важное место в политическом курсе государств [22], И Румыния - один из примеров этого. Очевидна ее заинтересованность в возвращении исторически принадлежавших ей территорий. Такие намерения косвенно демонстрируются и в доктрин альцых документах, и в проводимой внешней политике. Путем оказания влияния и культурной политики

БОРЬБА ЗА ОБЛАДАНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАПИШЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ ГОСУДАРСТВ [22]. И РУМЫНИЯ - один ИЗ ПРИМЕРОВ ЭТОГО. ОЧЕВИДНА ЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ВОЗВРАЩЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИ ПРИНАДЛЕЖАВШИХ ЕЙ ТЕРРИТОРИЙ,

румынизаций в Молдове и Украине, Буха-реет будет стремиться к присоединению исконных, по его мнению, территорий. Подобный вариант может подучить свое развитие, например, вследствие некоего прецедента, который может инициировать Польша, присоединив отдельные области Украины. Румыния и Польша стремятся к достижению регионального лидерства, используя для этого не только инструменты ЕС и НАТО, но и свои собственные, исторически сложившиеся геополитические проекты путем использования "мягкой силы" и антироссийской повестки. Можно даже предположить, что Румыния пытается использовать геополитические идеи как попытку отвлечь население от экономических проблем.

Вместе с тем подавляющее население и Молдовы, и Украины выступают против такого объединения. Однако, принимая во внимание экономическую и политическую ситуацию в той же Молдове, можно предположить, что ее зависимость от Румынии только усилится, и в итоге единственным выходом будет присоединение к Румынии и, следовательно, членство в ЕС, к которому стремится политическое руководство Молдавии. Нельзя при этом исключить, что Гагаузия заявит на право на автономию и возможен аналогичный с Приднестровьем сценарий.

Литература:

1. Белозёров В,К. Провалы разведки и дефицит научней аналитики // Россия в глобальной политике. - 2021. - Т. 19. - № 2 (ю8). - С. 218-223.

2. Чалая Т.П. Крушение мифао "ВеликойРумынии" в годы д иктатуры Й. Антонеску (1940-1944) // Воен-но-исторический журйЩь - 2010. - № 1, - С 13-16.

3. 100 Years since the Great Union of Romania. (D. Dungaciu, V. Manolache eds.J) - Cambridge Scholars Publishing, 2019. - 445 p.

4. Биткова Т.Г. Партия "Великая Румыния" и эволюция ее политической платформы // Праворадикальные партии и организации в политическом ландшафте Восточной Европы: Спе-пиал изиропанная информация / Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. С. 1^-22.

5. Биткова Т.Г. Румыния и ближайшие соседи: контакты и региональные проекты// Восточная Европа в современной геополитике. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" -М.,2оо8. - С. 129-149.

6. Chirlesan G. Strategia de securitate naiionala a Romamei: evoiutii si tendinte intre securitatea regionala si cea euro-atiantica. Sibiu: Editura Academic] FotfriCB" Terestre "Nicoalae Balcescu", 2013. - 246 p.

7. Sageata R. Directii si tendinte in geopolitica romaneasca interbelica, AnaleleAsodaiM ProfMonale a Geografilor din Romania. - 2015. - № 2. - P. 6-15.

8. Strategia naiionala de a par are a Earii penm.1 perbada 2015-2019. URi.: h ttps://wwwpresidercy. го/files/userffles/ Strategia.. Nationala do Aparare a Tarii l.jxlf(дата обращения; 20.09.2022).

9. Strategia nationala de aparare a tarii pentru perioada 2020-2024. https://www.presidency.го/ fi les/user files/Doc umente/Strategia.. Nationala. de Apir.tn.' a.Tarii 2020 2024.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

ю. Strategia energetica a Romamei 2019-2030. URL,: hi tp://energie.gov.ro/transparenta-decizionaia/ strategia-ene rgetica-a-romamei-2019-2030-cu-perspectiva-anului-2050/ (дата обращения: 20.09.2022).

11. Национальное бюро статистики Республики Молдова. Результат переписи населения и жилищ в Республике Молдова в 2014 гаду , URL: https:/ / statistica.gov.md/pageview.php?!=ru&idc=479 {дата обращения: 23.09.2022).

12. Декларация о независимости Республики Молдова. URi,: https://www.presedinte.md/rus/ declaration {датаобращения: 23,09.2022).

13. Конституция Республики Молдова URL: https:// ww w.presedinte:ftid/ms/ constitution (23.09.2022).

14. История Румынии и всеобщая история: учеб. дтя 9 кл. / Игор Шаров, Игор Кашу, Мая Добезу, -Кишинёв: Cartdidact, 2013. - 124 с.

15. Родионова А.С, О борьбе православных ми трополий в постсоветской Молдове // Информационные войны. - 2021. -■ № з {59). - С. 68-7].

16. Зеленский встретился с Сайду в Киеве. URL: https://radk)Sputnik.ria.ru/20220627/zelenskiy-17985 io9o6.html {дата обращения: 30.09.2022).

17. Kpyi шейший содиалы ю-экономический кризис за последние 20 лет в Молдове: Отчаянный режим PAS превращается в диктатуру. URL https:/ / www.kp.md /daily/ 27422/4622716/ (дача обращения: 30.09.2022).

18. "Молдовагаз" обратился к кабмину Молдавии за помощью в оплате российского газа. URL: https ://V(Ww^azetaru/business/news/2d22/o8/i7/ 18347030.shtml?utm .source=yxnews&utm medium-desktop&utm referrer-https%

3 А % 2 Г % 2руапс1ех. г и %2Рпен'а % зР^еагсЬ % з РСех1%зО (дата обращения: 30.09.2022).

19. Лавренов С.Я. Особенности взаимодействия Румынии и Молдавии б энергетической сфере// Геоэкономика энергетики. - 2021. - № 3 {15). -

С. 51-65-

20. Савойская СВ. Румынский язык как индикатор политической сети модели языковой политики Украины // РоШВоок. - 2021. - № 2, - С. 19-34.

21. Экс-глава МИД Румынии заявил, что Украина находится в "неестественных границах". URL: https://www.kommeriia.ntru/doc/5569847 (дата обращения: 30.09.2022).

22. Белшёров В.К. Пространство и граница Рос-си и в ценностном измерении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2021. ~ Т. 21. - Вып. 2. - С. 190-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.