Использованные источники:
1. Константинова В.Г., Мокшеев В.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // "Теория и практика современной науки" №6(6) 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_data/files/6/Konstantinova%20V.G.%20ZAMENAPedagogika.pdf (Дата обращения 21.02.2016)
2. Константинова В.Г. Анализ объективных характеристик директоров общеобразовательных школ Ярославской области в ракурсе сопоставления данных по Российской Федерации. // Образование сегодня: векторы развития: сборник материалов IV Международной заочной научно-практической конференции. / Гл. ред. Нечаев М.П. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. - 402 с. ISBN 978-5-906212-80-1. С. 131-139
3. Публичный доклад департамента образования Ярославской области.2013 . [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента образования Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/dobr/docsActivities/%D0%9F%D1%83%D0%B1 %D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_%D0%BE%D 1 %82 %D 1 %87%D 1 %91 %D 1 %82_%D0%94%D0%9E-2013.pdf (Дата обращения 05.02.2016)
Кузнецова Е. В. студент 5 курса физико-математический факультет
Чекушина В.Е.
научный руководитель, старший преподаватель кафедра информатики и дискретной информатики
Елабужский институт Казанский федеральный университет Россия, Татарстан, г. Елабуга РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СДО MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ) Аннотация: В данной статье рассматривается возможность реализации элементов программированного обучения в системе Moodle на примере темы «Теория вероятностей».
Abstract: This article discusses the possibility of realization of programmed instruction elements in Moodle system on the example of the topic " Probability Theory ".
Ключевые слова: программированное обучение, дистанционное обучение, методика преподавания, школа.
Keywords: programmed instruction, distance learning, teaching methods,
school.
В последнее время повышается эффективность обучения общего среднего образования в школах за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации с использованием информационных и коммуникационных технологий. Использование современных средств информационно - коммуникационных технологий дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам, т.е. использования программированного обучения.
Преподавание математики из-за особенностей самого предмета является благоприятной сферой для использования современных информационных технологий. Процесс обучения должен быть направлен не только на передачу информации, но и на развитие умений получать знания самостоятельно. Программированное обучение дает самый верный способ достичь эти самые знания. Учащийся может постигать познания в том темпе, который является для него приемлемым и достаточным. Математика так же считается мощным орудием для развития способностей ума, формирует практические навыки анализа информации, самообучения, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся на разных ступенях образования.
Программированное обучение предполагает самостоятельную и индивидуальнуюучебу по заранее разработанной образовательной программе с помощью особых средств обучения (например, программированный учебник, ЭВМ и т.д.), которое обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления процесса образования в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями.
Программированное обучение обладает некоторыми важными характеристиками:
- индивидуальный темп обучения;
- полное усвоение учебного материала;
- пошаговый контроль;
- высокий уровень самостоятельности.
Рассмотрим шаги разработки электронного образовательного ресурса по теории вероятностей в школьном курсе математики в СДО Moodle, реализованного элементами программированного обучения.[1]
На первом шаге были подробно изучены психолого-педагогические основы программированного обучения.
На втором шагебыл проделананализучебной литературы по математике, где рассматриваются вопросы по теории вероятностей. Рассмотрено построение вероятностной линии в базовом курсе математики основной школы в следующих учебниках:
1) под редакцией Г.В Дорофеева и И.Ф Шарыгина «Математика5»,
«Математикаб», «Математика7», «Математика8» и «Математика 9»;
2) Зубарева И.И., Мордкович А.Г. «Математика 5», «Математика
6»;
3) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей». Под редакцией Теляковского С.А.;
4) Бунимович Е.А., Булычев В.А. «Вероятность и статистика»;
5) Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко «Теория вероятностей и статистика».[2-7]
Третий шаг был направлен на изучение возможностей системы дистанционного обучения Moodle. Основными плюсами, позволяющими реализовать программированное обучение в среде Moodleявляются:
- Moodle является самой распространенной системой дистанционного образования и в мире, и в России;
- не требует длительной подготовки и обучения персонала, дорогостоящего оборудования;
- бесплатная;
- позволяет открывать и закрывать доступ к курс;
- формировать группы обучающихся;
- приглашать соавторов (преподавателей с полными правами администраторов);
- создавать разделы курса различных форматов (модули, глоссарии, wiki, задания и т.п.);
- выкладывать учебные материалы различных форматов (от html до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов и т.п.);
- скрывать от обучающихся любые (например, редактируемые) элементы курса;
- «программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов;
- открывать доступ различного уровня обучающимся курса (например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki);
- просматривать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий от каждого обучающегося;
- выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся:
- проводить автоматическое тестирование с автоматическим подсчетом результатов. [8]
Наиболее эффективно реализовать процесс программированного обучения можно с помощью элемента Лекция. Учебный элемент Лекция строятся по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Учебный материал должен быть четко организован, разделен на небольшие, легко воспринимаемые и логически завершенные фрагменты учебного материала. Одним из двух основных типов страницы в модуле Лекция является
страница с вопросом. В содержание страницы вносится некоторая часть темы урока. Как правило, содержание страницы заканчивается тестовыми вопросами. Ученик читает материал по теме, после чего ему задаются некоторые вопросы. В случае неправильного ответа преподаватель может дать соответствующий комментарий. В зависимости от ответа ученика система пересылает его к другой странице или, образовав петлю, возвращает назад.
Четвертый шаг представлял собой систематизацию теоретического материала. Обязательный минимум содержания образования предопределяет стандарт, некоторую рамку теоретических и практических знаний и умений. С этой точки зрения содержание раздела «Вероятность и статистика» предполагает изучение следующих вопросов: «Классическое определение вероятности», «Геометрическое определение вероятности», «Элементы статистики», «Правило суммы вероятностей», «Правило произведения вероятностей», «Формула Бернулли».
В заключении отметим, что в результате работы в среде Moodle был разработан курс «Теория вероятностей». Данный образовательный ресурс может использоваться на уроках по математике, на элективных занятиях, на дополнительных занятиях, при подготовке к ЕГЭ. Это дает ученикам возможность самостоятельно изучить теоретический материал и тут же проверить свои знания. Это развивает активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Использованные источники:
1. Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения. К теории программированного обучения. — М., 1967.
2. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 5, 6 класс.— М.:Просвещение, 2011.
3. Дорофеев Г.В. Алгебра. 7, 8, 9 класс. — М.:Просвещение, 2010.
4. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5, 6 класс—М.:Мнемозина, 2013.
5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей. 7-9 класс. —М.:Просвещение, 2005.
6. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. 5-9 класс.— М.:Дрофа, 2002.
7. Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко Теория вероятностей и статистика.—М.: МЦНМО, 2004.
8. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. ТТИ ЮФУ, 2008.