Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ США И КИТАЕМ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИЙ Д. ТРАМПА И ДЖ. БАЙДЕНА (2020-2022 ГГ.)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ США И КИТАЕМ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИЙ Д. ТРАМПА И ДЖ. БАЙДЕНА (2020-2022 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ФАЗА / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КИТАЙ / США / АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАМПА / АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПОРТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПАТЕНТНОЕ ПРАВО / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ТОРГОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятски Е.А.

В статье рассматривается ход переговоров, суть и реализация положений Первой фазы всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между США и Китаем в 2020 и 2021 гг. Изначально главной целью американской стороны было снижение торгового дефицита и борьба с возвышением Китая через решение «структурных вопросов» китайской экономики. Однако, несмотря на всю напористость республиканской администрации, Первая Фаза стала, скорее, символом провалившихся переговоров. Опыт жесткого давления на Китай в переговорном процессе выявил объективные пределы возможностей США не только в одностороннем порядке принудить КНР к серьезным структурным изменениям в своей внутренней политике, но даже формально внести подобные положения в Соглашение. Невыполненные торговые обязательства, отсутствие положений по борьбе с промышленными субсидиями, неясная судьба уже принятых на себя обязательств - все это ставит под сомнение смысл сделки и перспективу дальнейших переговоров. Однако всё не так однозначно: соглашение, тем не менее, выполнило свою первостепенную миссию - приостановило дальнейшую эскалацию тарифной войны. В статье подробно рассмотрены разделы соглашения, которые содержат ценные для американского бизнеса нововведения и подвижки в китайском законодательстве, в том числе, в области патентного права, трансфера технологий, судопроизводства и либерализации сферы финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC AND TRADE AGREEMENT BETWEEN THE UNITED STATES AND CHINA DURING THE PERIOD OF D. TRUMP AND J. BIDEN ADMINISTRATIONS (2020-2022)

The article examines the course of negotiations, the essence and implementation of the provisions of Phase one, a comprehensive economic and trade agreement between the United States and China in 2020 and 2021. Initially, the main goal of the deal was to reduce the trade deficit and combat the rise of China by addressing the "structural issues" of the Chinese economy. However, despite all the assertiveness of the Republican administration, Phase One agreement has become more of a symbol of the failed negotiations. The experience of hard pressure on China in the negotiation process has revealed the objective limits of the US ability to unilaterally force the PRC not only to make serious structural changes in its domestic policy but even to formally introduce relevant provisions into the Agreement. Unfulfilled trade commitments, the absence of provisions to tackle Chinese industrial subsidies, the unclear fate of already made commitments cast doubt on the meaning of the deal and the prospect of further negotiations. However, it is not that simple: the agreement, nevertheless, fulfilled its primary mission - suspended the further escalation of the tariff war. The article examines in detail the sections of the agreement that contain reforms and advances in Chinese legislation that are valuable for American business, including in patent law, technology transfer, litigation, and liberalization of the financial services sector.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ США И КИТАЕМ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИЙ Д. ТРАМПА И ДЖ. БАЙДЕНА (2020-2022 ГГ.)»

Реализация Экономического и торгового соглашения между США и Китаем в период администраций Д. Трампа и Дж. Байдена (2020-2022 гг.)

Десятски Екатерина Анатольевна

младший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, ekaterina.lobastova@gmail.com

В статье рассматривается ход переговоров, суть и реализация положений Первой фазы всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между США и Китаем в 2020 и 2021 гг. Изначально главной целью американской стороны было снижение торгового дефицита и борьба с возвышением Китая через решение «структурных вопросов» китайской экономики. Однако, несмотря на всю напористость республиканской администрации, Первая Фаза стала, скорее, символом провалившихся переговоров.

Опыт жесткого давления на Китай в переговорном процессе выявил объективные пределы возможностей США не только в одностороннем порядке принудить КНР к серьезным структурным изменениям в своей внутренней политике, но даже формально внести подобные положения в Соглашение. Невыполненные торговые обязательства, отсутствие положений по борьбе с промышленными субсидиями, неясная судьба уже принятых на себя обязательств - все это ставит под сомнение смысл сделки и перспективу дальнейших переговоров. Однако всё не так однозначно: соглашение, тем не менее, выполнило свою первостепенную миссию - приостановило дальнейшую эскалацию тарифной войны. В статье подробно рассмотрены разделы соглашения, которые содержат ценные для американского бизнеса нововведения и подвижки в китайском законодательстве, в том числе, в области патентного права, трансфера технологий, судопроизводства и либерализации сферы финансовых услуг.

Ключевые слова: Первая фаза, торгово-экономическое соглашение, Китай, США, администрация Трампа, американский экспорт, интеллектуальная собственность, патентное право, трансфер технологий, торговая война.

Трудный путь к заключению сделки

С приходом Д. Трампа в Белый дом стало ясно, что борьба с «возвышением» Китая превращается в безотлагательную задачу. В 2018-м г. администрация Трампа начала переговоры по заключению всеобъемлющего торгово-экономического соглашения с Китаем. Возможностям США повлиять на внутриполитические и внутри-экономические процессы в Китае придавалось большое значение. В то время среди сторонников Трампа господствовало убеждение в том, что раз Соединенные Штаты ключевым образом предопределили рост экономической и технологической мощи Китая, они в состоянии повернуть этот прогресс вспять. Несмотря на неудачный опыт заключения подобного соглашения с Китаем в 1991 г. перед его вступлением во ВТО, республиканцы все еще верили в возможную эффективность «сделки».

Однако что-то пошло не так: Соединённые Штаты столкнулись с сильным сопротивлением со стороны китайской политической элиты, переговоры встали в тупик. После завершения расследования, проведенного в рамках п. 301 Закона 1974 г., Соединенными Штатами был задействован целый ряд инструментов по борьбе с противником, а именно: тарифы, меры по экспортному контролю, создание «черных списков», санкции в отношении ряда компаний (в т.ч. ZTE, Huawei) и физических лиц, а также работа с союзниками. Целью было принудить Китай к серьезным уступкам в стратегически важных и чувствительных для них вопросах, касающихся государственного субсидирования промышленности, прав интеллектуальной собственности и т.д.

Одним из важнейших рычагов давления стало поэтапное введение тарифов на товары из Китая на беспрецедентную сумму в 350 млрд. долл (Список 1, 2, 3, 4а)[1]. Далее должно было последовать введение тарифов на сумму 160 млрд. долл. из Списка 4В, которые должны были вступить в силу 15 декабря 2019 г. Однако грядущие президентские выборы требовали предоставить позитивные результаты проводимой президентом торговой политики. Поэтому республиканцы готовы были пойти на то, чтобы зафиксировать в соглашении хотя бы часть достигнутых договоренностей. В итоге, тарифы на товары из последнего списка (4В) были отменены после первоначального объявления о соглашении 13 декабря 2019 г.

Реализация соглашения Первой фазы сделки

15 января 2020 г состоялось торжественное подписание соглашения, спустя месяц оно вступило в силу, а 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила начало пандемии коронавируса. Таким образом, не успели обсохнуть чернила, как обстоятельства непреодолимой силы стали камнем преткновения на пути исполнения сторонами принятых на себя обязательств. В

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

соглашении было прописано лишь проведение дополнительных консультаций в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. [2]

Локдауны, ограничения на передвижение подорвали логистические цепочки во всем мире, сделали практически невозможными деловые и туристические поездки. Пандемия перечеркнула все планы Д. Трампа по торжественному преподнесению избирателям результатов торговой войны с Китаем. После того, как администрация Трампа потратила три года на попытки сократить торговый дефицит на пару сотен миллиардов долларов, пандемия легко обошлась экономике США в несколько триллионов.

Однако следует понимать, что помимо факторов, вызванных пандемией, важнейшими ограничениями в реализации сделки стали как нереалистичные запросы с американской стороны, так и подорванные торговой войной связи между двумя странами. К примеру, Американский институт нефти предупреждал администрацию Трампа о том, что нефтяные экспортеры не в состоянии выполнить новые обязательства по поставкам энергоносителей в Китай.[3] В итоге, план по закупкам американской нефти был выполнен лишь на 47%.[4]

Структура соглашения и торговые обязательства

Первая фаза условно включала в себя две большие группы вопросов количественного и качественного характера. Первая касалась борьбы с торговым дефицитом и регулировала объем закупок и категории товаров и услуг Китай был обязан увеличить импорт американских товаров и услуг в 2020 и 2021 гг. как минимум на 200 млрд. долл. по сравнению с уровнем 2017 г.[5] Китай согласился импортировать продукцию из США на сумму не менее 227,9 млрд. долл. в 2020 году и 274,5 млрд. долл. в 2021 году (см. Таблицу ниже).

Вторая же часть соглашения состояла из нескольких разделов. И, несмотря на то, что большинство "структурных" вопросов так и не были затронуты, включала в себя следующие области правоприменения: интеллектуальная собственность, трансфер технологий, торговля пищевой и сельскохозяйственной продукцией, финансовые услуги, макроэкономическая политика, затрагивающая вопросы валютного регулирования и прозрачности, расширение торговли, двухсторонняя оценка и урегулирование споров, заключительные положения.

Однако реальное выполнение количественных показателей китайской стороной по итогам двух лет распределилось между разными группами товаров и услуг крайне неравномерно.

Изначально увеличение закупок Китаем американских сельскохозяйственных товаров имело самую высокую политическую ценность в сделке, несмотря на то, что на его долю пришлось лишь 14% охватываемого экспорта. При введении ответных тарифов в 2018-2019 гг. КНР, в первую очередь, нацеливалась на штаты-электо-рат Трампа, полагая, что внутреннее давление в США сможет повлиять на позицию президента по китайскому вопросу. Тогда под тарифы попали кукурузные и соевые хозяйства Айовы, автомобильные производители Мичигана, табачные плантации Северной Каролины, плантации сорго Техаса и Канзаса, СПГ и нефтепродукты.

Когда экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай существенно пострадал после введения контрмер со стороны Китая, Трамп выделил фермерским хозяйствам федеральные субсидии на десятки миллиардов

долларов. Экспорт сельскохозяйственной продукции США вернулся к уровню 2017 г и в конечном итоге достиг 83% от обязательств на 2020-2021 гг., что является самым высоким показателем среди всех групп товаров.[6]

Таблица 1

Обязательства по закупкам американских товаров и услуг, в

Категория товара 2020 2021 Всего за 2 года

А. Промышленные товары 32,9 44,8 77,7

1. Промышленное оборудо-

вание

2. Электротехническое обо-

рудование и техника

3. Фармацевтическая про-

дукция

4. Воздушные судна (включая заказы и поставки)

5. Транспортные наземные

средства

6. Оптические приборы и

медицинские инструменты

7. Железо и сталь

8. Прочие промышленные товары (включая солнечный

поликремнии и другие орга-

нические и неорганические

химикаты, древесину твер-

дых пород, интегральные

микросхемы и химические продукты)

B. Сельское хозяйство 12,5 19,5 32,0

9. Масличные культуры

10. Мясо

11. Злаки

12. Хлопок

13. Прочие сельскохозяй-

ственные товары (включая

цитрусовые, молочные про-

дукты, пищевые добавки, ди-

стиллированные спирты, эфирные масла, этанол,

фрукты и овощи, женьшень,

корм для домашних живот-

ных, обработанные про-

дукты, орехи и вино)

14. Морепродукты

С. Энергоносители 18,5 33,9 52,4

15. Сжиженный природный

газ

16. Сырая нефть

17. Продукты нефтепереработки

18. Уголь

D. Услуги 12,8 25,1 37,9

19. Плата за пользование ин-

теллектуальной собственно-

стью

20. Деловые поездки и туризм

21. Финансовые услуги и

страхование

22. Другие услуги

23. Облачные и связанные с

ними услуги

Всего: 76,7 123,3 200,0

Незадолго до президентских выборов Торговое представительство США вывесило на своем сайте отчет, где

«демонстрировались ключевые достижения» в осуществлении положений в сфере сельского хозяйства, «достигнутые на настоящее время по истечении 8 месяцев действия соглашения». В том числе, в отчете говорилось о выполнении 50 из 57 обязательств, для которых установлены конкретные сроки.[7]

Интересно отметить, что экспортные показатели здесь все же крайне разнятся. К примеру, план по закупке Китаем американской свинины выполнен на 300%, а кукурузы на целых 1200%, в то время как экспорт лобстера был осуществлен лишь на 50%, а «необработанных шкур и кожи» лишь на 29% от указанных в договоре целевых показателей.[8] Данный факт говорит о том, что перевыполнение плана могло быть связано с другими причинами, например, с локальной вспышкой африканской свиной чумы в 2019 г или в связи с намерением Китая выполнить предписание Комиссии по спорам при ВТО, которое обязало КНР снять тарифные ограничения на импорт американской кукурузы и пшеницы.

Однако действительно важным достижением данного торгового соглашения для США стало снятие Китаем запретов на ввоз американской генетически модифицированной продукции.

В свою очередь, экспорт промышленной продукции был, наоборот, наиболее экономически значимой частью сделки. Исторически сложилось так, что на долю промышленных товаров всегда приходилась наибольшая доля американского экспорта. До начала торговой войны она составляла порядка 44% от общего объема поставок, автомобильная и авиационная продукция доминировала среди других групп товаров. Однако в 20202021 гг. авиа- и автопром превратился в одну из самых слабых статей экспорта, достигнув лишь 18% и 39 % от целевых показателей соответственно.^] Однако стоит отметить, что на продажи американских самолетов, двигателей и запчастей в большей степени повлияли репу-тационные издержки из-за двух крушений Boeing 737 MAX в 2019 г, вследствие чего Боингу Китай стал отчетливо предпочитать Airbus.[10]

Что касается автомобильной промышленности, то в результате роста тарифных барьеров такие компании как Tesla и BMW были вынуждены перевести свои производства из США в третьи страны для того, чтобы сохранить полноценный доступ на китайский рынок. Официальной причиной послужил резкий рост затрат и неприемлемое для китайского покупателя повышение стоимости конечной продукции. [11] Автомобильный концерн Ford, еще один крупный экспортер, выразил недовольство введенными Трампом тарифами на сталь и алюминий, которые подняли стоимость производства для концерна в США на 1 миллиард долл.[12]

Экспорт полупроводников, а также оборудования, которое требуется китайским компаниям для производства собственных микросхем, превысил целевые показатели Первой фазы на 29% и 45% соответственно на фоне экспортного спада для других групп промышленных товаров. Данное явление произошло благодаря сочетанию ряда факторов. Одним из них стали ограничительные меры во время пандемии, вызвавшие резкий скачок спроса на ноутбуки, игровые приставки и серверы данных. Другой причиной стало опасение, что Соединенные Штаты еще больше ужесточат меры экспортного контроля, из-з чего китайские компании, нуждавшиеся в американских микросхемах и оборудовании, начали ими закупаться впрок.

Значительное место в соглашении заняли обязательства по экспорту услуг. Более того, открытие финансового рынка для американского бизнеса и принятие мер по защите прав ИС в перспективе должны способствовать увеличению экспорта услуг. Однако по понятным причинам в 2020-2021 гг. он резко сократился, достигнув лишь 54% от общего объема обязательств.[13] До 2019 г. туризм составлял более половины американского экспорта услуг В 2020 г. в результате пандемии, как туризм, так и деловые поездки упали на 90%. Образовательные услуги также оказались не столь востребованными — сократилось число китайских студентов, обучающихся в американских колледжах и университетах.

В конце концов, по итогам двух лет Китай выполнил свои торговые обязательства по сделке всего лишь на 58%, что составило 290,8 млрд долларов от должной суммы в 502,4 млрд долл.[14] Таким образом, обязательства по закупке американских товаров на дополнительные 200 млрд. долл. оказались не соблюдены.

Качественные положения Первой фазы и их фактическая реализация на примере нескольких направлений

Помимо обязательств по закупке определённых групп американских товаров и услуг, в Договоре есть несколько разделов, посвященных защите интеллектуальной собственности, либерализации сферы финансовых услуг, урегулированию споров в судебном порядке, запрету на принудительную передачу технологий и др.

Первый раздел Соглашения был призван упростить управление жизненным циклом американской интеллектуальной собственности (ИС) в Китае. Он осветил широкий спектр вопросов, связанных с коммерческой тайной, конфиденциальной деловой информацией, лекарственными патентами, пиратством и контрафактом на платформах электронной коммерции, производством и экспортом пиратских и контрафактных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большим шагом вперед стало упрощение судопроизводства в сфере ИС: отныне бремя доказывания и все юридические издержки ложатся на плечи обвиняемой стороны. Это означает, что в случае правонарушения китайская сторона должна будет доказать в судебном порядке отсутствие состава преступления. Соглашение также исключает "любое требование о том, чтобы владелец коммерческой тайны устанавливал фактические убытки в качестве предварительного условия для возбуждения уголовного дела о незаконном присвоении коммерческой тайны", что ускоряет уголовное преследование за нарушение прав ИС. [15]

Также важно отметить внедрение элемента западного судопроизводства: для проведения судебного заседания более не требуется предоставлять показания, заверенные китайским нотариусом. Теперь любой стороне достаточно дать показания под присягой, появилась возможность проводить перекрестный допрос.

Эти изменения несут огромное облегчение американскому бизнесу, поскольку именно на нем всегда лежало бремя доказывания любого незаконного присвоения коммерческой тайны. Также до последнего времени было необходимо предоставить сведения о понесенных убытках в качестве предварительного условия для возбуждения любого уголовного дела. Многие американские компании вообще не ввязывались в судебные тяжбы, поскольку нести бремя доказывания было очень дорогостоящим и трудоемким занятием, учитывая специфику китайского суда.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

В результате, согласно Соглашению 20 апреля 2020 г. Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (CNIPA) опубликовало на 2020-2021 гг. план по усилению защиты интеллектуальной собственности. Китай внес поправки в свой патентный закон, авторское право и уголовное право.[16] В целом, некоторые правообладатели сообщили об улучшении ситуации в области ИС. Однако эксперт по правовым вопросам Марк Коэн отмечает, что Национальное управление интеллектуальной собственности Китая находится в подчинении у Государственной администрации по регулированию рынка и может не иметь полномочий по проведению данных реформ.[17] Правоприменение на местном уровне вызывает дополнительную обеспокоенность, поскольку поправки к национальному законодательству не являются обязывающими в КНР на провинциальном уровне.[18]

Второй раздел Соглашения запрещает требовать передачу иностранных технологий в качестве условия для доступа на китайский рынок. Китай уже брал на себя такое обязательство, когда в 2001 году подписал договор о вступлении в ВТО, и сейчас лишний раз подтвердил его. [19] Ранее Соединённые Штаты просто включали подобные «издержки» в «сборы за интеллектуальную собственность».

Соглашение также устанавливает порядок привлечения к ответственности помимо китайских компаний также само правительство и его государственных служащих. Более того, в соглашении отменяется право китайских правительственных чиновников запрашивать у американских представителей подробную информацию о промышленном оборудовании во время регулярных обходов производственных объектов.

Однако Первая фаза все же не обозначила какие-либо четкие цели, сроки, принципы мониторинга и механизмы соблюдения данного обязательства. В апреле 2020 г. Торговая палата США провела опрос у заинтересованных сторон для оценки любых изменений в поведении китайского правительства в отношении принудительной передачи технологий. Выяснилось, что требования со стороны китайских властей на эту тему продолжаются, и большинство компаний никуда публично не обращаются, опасаясь возмездия. Лишь 18% респондентов ответили, что их компании, «вероятно» или «очень вероятно» будут использовать платформу в случае возникновения подобной ситуации.[20]

Что касается либерализации сферы финансовых услуг, то в 2020 г. Китай разрешил американским кре-дитно-рейтинговым агентствам приобретать контрольные пакеты акций существующих совместных предприятий. В соответствии с соглашением, американской стороне позволено становиться мажоритарным акционером в совместных американо-китайских компаниях по управлению активами, а американским гражданам -становиться единоличными собственниками компаний по управлению фондами.[21]

В конце января 2020 г. рейтинговое агентство Standard & Poor's получило «зеленый свет» со стороны китайских властей на осуществление деятельности по составлению рейтинга китайских облигаций. Китайская комиссия по регулированию ценных бумаг дала добро Goldman Sachs и Morgan Stanley приобрести контрольный пакет акций своего бизнеса на материковом Китае, позволив банкам увеличить доли в своих совместных предприятиях с 33 и 49 процентов соответственно до 51

процента в марте 2020 г. JP Morgan также получил полный контроль над своим фьючерсным бизнесом в Ки-тае.[22]

Однако необходимо учесть следующий момент: обязательства Китая по открытию доступа на свой рынок финансовых услуг согласуются с планами правительства по стимулированию притока иностранного капитала в Китай. Тем не менее, американские финансисты сообщают о том, что лицензионные требования для регистрации компании все еще чрезмерно обременительные, что затрудняет как доступ на китайский рынок, так и его последующее освоение.

Для расширения доступа к внутреннему сельскохозяйственному рынку Китай согласился разрешить импорт говядины, свинины и переработанного мяса, прошедших проверку Управлением по контролю за продуктами питания США и Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств. Китайская сторона также обязалась сократить срок проверки и одобрения поставок ГМО продуктов до 24 месяцев, при этом предыдущий период проверок длился от пяти до семи лет. Торговая ассоциация BIO продолжает выдвигать жалобы, что китайские регулирующие органы все ещё нерасторопно начинают процесс проверки качества продукции.[2з]

Глава по фармацевтике в Соглашении составлена так, чтобы защищать интересы американских крупных производителей лекарственных препаратов, «Большой фармы», путем борьбы с китайскими дженериками лицензионных американских лекарств. Согласно условиям сделки, споры по лекарствам, ждущим получения патента, должны быть разрешены до того, как его «копия» выйдет на рынок в Китае. Таким образом, компании-разработчики могут добиться снятия с продаж дженериков, пока спор не будет разрешён.[24]

Производители лекарств также теперь могут добиваться продления срока действия своих патентов, чтобы компенсировать "необоснованные" задержки в соответствующем ведомстве. Он в обеих странах составляет 20 лет с момента подачи заявки, хотя клинические испытания и оформление документов часто занимает значительную часть этого времени.

Заключение

Администрация Трампа возлагала большие надежды на заключение и успешную реализацию всеобъемлющего торгового соглашения с Китаем. Это бы наглядно подчеркнуло настойчивость и компетентность республиканской администрации и единомышленников Трампа в проведении политики сдерживания в отношении Китая. Однако, несмотря на решительность и жесткость предпринимаемых шагов, время и обстоятельства были не на стороне американского президента. Даже в ситуации редкой двухпартийной поддержки Трампа, столь резкая смена курса в отношении важнейшего экономического партнера выглядела больше непродуманной авантюрой, нежели тщательно просчитанным шагом. Большое количество факторов, в том числе, объективные пределы возможностей руководства США влиять на позицию китайского руководства, не позволило совершить настоящий прорыв в заключении «Сделки века». В дополнение, политика США начала напоминать методы административно-командной экономики, так как в результате стимулировала китайские государственные компании осуществлять плановые закупки, а не ограничивала их деятельность.

Более того, что касается дополнительного импорта американских товаров и услуг на сумму в 200 млрд.долл., Китай не выполнил в полной мере своих обязательств по Соглашению. Дефицит торгового баланса США с Китаем продолжает увеличиваться. Реальный эффект от внесенных изменений в китайское законодательство можно ожидать как минимум в среднесрочной перспективе и только в случае соблюдения Китаем положений по защите интеллектуальной собственности и обязательств по другим разделам.

Первая фаза реализации соглашения стала единственной и последней. Администрация Байдена окончательно утратили веру в договороспособность Китая и предпринимает другие шаги, направленные на достижение своих целей по сдерживанию Китая и защите первенства США в передовых технологиях.

Основной положительный результат Первой фазы Соглашения заключается на данный момент в том, что приостановлена тарифная война и на данный момент дальнейшая эскалация торгового конфликта между двумя странами. Администрации Д. Трампа, а затем и Дж. Байдена пришлось осознать, что экономические переговоры с Китаем скорее всего не будут эффективными, если Соединенные Штаты будут требовать каких-либо фундаментальных изменений, тем более, по нескольким направлениям.

Литература

1. List 1. United States Trade Representative [Электронный источник] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/enforcement/301Investigat ions/List%201.pdf (дата последнего обращения 16.10.2022)

2. Chapter 7. Bilateral Evaluation And Dispute Resolution. Economic and Trade Agreement between the Government of the United States of America and the Government of the People's Republic of China. USTR. p. 74. [Электронный источник] URL:https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/pha se%20one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreeme nt_Between_The_United_States_And_China_Text.pdf (дата последнего обращения 16.10.2022)

3. Jennifer A. Dlouhy, Shawn Donnan, and Nick Wadhams, "Big Oil Warned Trump Team China Trade Deal Was Unrealistic," Bloomberg, February 12, 2020. [Электронный источник] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-02-12/oil-chiefs-warned-trump-team-of-unrealistic-goals-in-china-deal?sref=ATN0rNv3&leadSource=uverify%20wall (дата последнего обращения 14.10.2022)

4. Для достижения цели в 40,6 млрд. долларов в 2021 году соглашение предусматривало дополнительные 33,9 миллиарда долларов сШа на экспорт энергоносителей по сравнению с уровнем 2017 года в 7,7 миллиарда долларов.

5. Chapter 6 and Annex 6.1 of the Economic and Trade Agreement between the Government of the United States of America and the Government of the People's Republic of China USTR. p. 7-4. [Электронный источник] URL:https://ustrgov/sites/default/files/files/agreements/pha se%20one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreeme nt_Between_The_United_States_And_China_Text.pdf (дата последнего обращения 16.10.2022)

6. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021. PIIE. July 19, 2022.

[Электронный источник] URL:

https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (дата последнего обращения 14.10.2022)

7. Interim. Report on the Economic and Trade Agreement between the United States of America and the People's Republic of China. Agricultural Trade. October, 23

2020. Office of the United States Representative. P. 1. [Электронный источник] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/assets/files/interim-report-on-agricultural-trade-between-the-united-states-and-china-final.pdf (дата последнего обращения 14.10.2022)

8. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021 PIIE. July 19, 2022. [Электронный источник] URL: https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (дата последнего обращения 14.10.2022)

9. Joseph Glauber and Simon Lester. 2021. China-Tariff Rate Quotas for Certain Agricultural Products: Against the Grain: Can the WTO Open Chinese Markets? World Trade Review 20, no. 4: 405-420.

10. Chinese state airlines to buy almost 300 Airbus jets. July, 1 2022. CNBC. [Электронный источник] URL: https://www.cnbc.com/2022/07/01/china-southern-to-buy-96-airbus-a320neo-jets-biggest-order-since-covid-.html (дата последнего обращения 14.10.2022)

11. Tesla says it's getting slammed in China because of tariffs, cars cost 60% more than competitors. CNBC. October, 4 2018 [Электронный источник] URL: https://www.cnbc.com/2018/10/02/tesla-getting-killed-in-china-because-of-tariffs-cars-60percent-more.html (дата последнего обращения 14.10.2022)

12. Tariffs cost Ford $1 billion in profit and hurt sales in China. CNBC. September, 26 2018. [Электронный источник] URL: https://www.cnbc.com/2018/09/26/tariffs-cost-ford-1-billion-in-profit-and-hurt-sales-in-china.html (дата последнего обращения 14.10.2022)

13. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021 PIIE. July 19, 2022. [Электронный источник] URL: https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (дата последнего обращения 14.10.2022)

14. Economic And Trade Agreement Between The Government Of The United States Of America and The Government Of The People's Republic Of China. USTR. Article 1.7: Threshold for Initiating Criminal Enforcement. p.1-4. [Электронный источник] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%2 0one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreement_B etwe en_The_United_States_A nd_Chin a_Text.pdf (дата последнего обращения 14.10.2022)

15. 2021 Report To Congress Of The U.S.-China Economic And Security Review Commission. November,

2021. p.101 [Электронный источник] URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2021-11Z2021_Annual_Report_to_Congress.pdf

a. (дата последнего обращения 14.10.2022)

16. Mark Cohen, "Is It in There—CNIPA's 'Phase 1' IP Action Plan?" China IPR Blog, April 22, 2020. [Электронный источник] URL: https://chinaipr.com/2020/04/22/is-it-in-there-cnipas-phase-1-ip-action-plan/ (дата последнего обращения 14.10.2022)

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

17. Mark Cohen, "Bureaucracy and Politics in Recent SAMR Legislation," China IPR Blog, May 2, 2021. [Электронный источник] URL: https://chinaipr.com/2021/05/02/bureaucracy-and-politics-in-recent-samr-legislation/ (дата последнего обращения 14.10.2022)

18. World Trade Organization, "Protocol of Accession of the People's Republic of China," November 10, 2001

19. 2021 Report To Congress Of The U.S.-China Economic And Security Review Commission. November, 2021. p.98 [Электронный источник] URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2021-11/2021_Annual_Report_to_Congress.pdf (дата последнего обращения 14.10.2022)

20. Quentin Webb, "BlackRock Gets Green Light to Start Offering Mutual Funds in China," Wall Street Journal, June 11, 2021.

21. Chad Bown and Soumaya Keynes, Trade Talks Podcast, "Trade Talks Episode 118: Ins and Outs of the U.S.China Phase-One Trade Deal," Podcast, January 21, 2020.

22. Connor McKoy, "China and Biotech: What's the Deal?' BIO, January 23, 2020. [Электронный источник] URL: https://www.bio.org/blogs/china-and-biotech-whats-deal (дата последнего обращения 14.10.2022)

23. Economic And Trade Agreement Between The Government Of The United States Of America And The Government Of The People's Republic Of China. USTR. Chapter 1. Section D: Patents. P. 1-7. [Электронный источник] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%2 0one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreement_B etween_The_United_States_And_China_Text.pdf (дата последнего обращения 14.10.2022) (дата последнего обращения 14.10.2022)

The Implementation of Economic and Trade Agreement between the United States and China during the Period of D. Trump and J. Biden Administrations (2020-2022) Desyatsky E.A.

National Research Institute of World Economy and International Relations

named after E.M. Primakov JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article examines the course of negotiations, the essence and implementation of the provisions of Phase one, a comprehensive economic and trade agreement between the United States and China in 2020 and 2021. Initially, the main goal of the deal was to reduce the trade deficit and combat the rise of China by addressing the "structural issues" of the Chinese economy. However, despite all the assertiveness of the Republican administration, Phase One agreement has become more of a symbol of the failed negotiations. The experience of hard pressure on China in the negotiation process has revealed the objective limits of the US ability to unilaterally force the PRC not only to make serious structural changes in its domestic policy but even to formally introduce relevant provisions into the Agreement. Unfulfilled trade commitments, the absence of provisions to tackle Chinese industrial subsidies, the unclear fate of already made commitments cast doubt on the meaning of the deal and the prospect of further negotiations. However, it is not that simple: the agreement, nevertheless, fulfilled its primary mission - suspended the further escalation of the tariff war. The article examines in detail the sections of the agreement that contain reforms and advances in Chinese legislation that are valuable for American business, including in patent law, technology transfer, litigation, and liberalization of the financial services sector. Keywords: Phase One, China, USA, economic and trade agreement, Trump administration, American exports, intellectual property, patent law, technology transfer, trade war. References

1. List 1. United States Trade Representative [Electronic source] URL:

https://ustr.gov/sites/default/files/enforcement/301Investigations/List%2 01.pdf (last accessed 10/16/2022)

2. Chapter 7. Bilateral Evaluation And Dispute Resolution. Economic and

Trade Agreement between the Government of the United States of America and the Government of the People's Republic of China. USTR. p. 7-4. [Electronic Source] URL:

https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20ag reement/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_Sta tes_And_China_Text.pdf (accessed 10/16/2022)

3. Jennifer A. Dlouhy, Shawn Donnan, and Nick Wadhams, "Big Oil Warned Trump

Team China Trade Deal Was Unrealistic," Bloomberg, February 12, 2020. [Electronic source] URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2020-02-12/oil-chiefs-warned-trump-team-of-unrealistic-goals-in-china-dear?sref=ATN0rNv3&leadSource=uverify%20wall (last accessed 10/14/2022)

4. To meet the $40.6 billion target in 2021, the agreement provided for an additional

$33.9 billion in energy exports, up from the 2017 level of $7.7 billion.

5. Chapter 6 and Annex 6.1 of the Economic and Trade Agreement between

the Government of the United States of America and the Government of the People's Republic of China USTR. p. 7-4. [Electronic Source] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20ag reement/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_Sta tes_And_China_Text.pdf (accessed 10/16/2022)

6. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US

goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021. PIIE. July 19, 2022. [Electronic source] URL: https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (accessed 14.10. 2022)

7. Interim. Report on the Economic and Trade Agreement between the United

States of America and the People's Republic of China. agricultural trade. October, 23 2020. Office of the United States Representative. P. 1. [Electronic Source] URL:

https://ustr.gov/sites/default/files/assets/files/interim-report-on-agricultural-trade-between-the-united-states-and-china- final.pdf (last accessed 10/14/2022)

8. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US

goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021 PIIE. July 19, 2022. [Electronic source] URL: https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (accessed 14.10. 2022)

9. Joseph Glauber and Simon Lester. 2021. China-Tariff Rate Quotas for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Certain Agricultural Products: Against the Grain: Can the WTO Open Chinese Markets? World Trade Review 20, no. 4:405-420.

10. Chinese state airlines to buy almost 300 Airbus jets. July 1, 2022. CNBC.

[Electronic Source] URL: https://www.cnbc.com/2022/07/01/china-southern-to-buy-96-airbus-a320neo-jets-biggest-order-since-covid-.html (date last accessed 14.10.2022)

11. Tesla says it's getting slammed in China because of tariffs, cars cost 60%

more than competitors. CNBC. October, 4 2018 [Electronic source] URL: https://www.cnbc.com/2018/10/02/tesla-getting-killed-in-china-because-of-tariffs-cars-60percent-more.html ( date of last access 14.10.2022)

12. Tariffs cost Ford $1 billion in profit and hurt sales in China. CNBC. September, 26, 2018. [Electronic source] URL: https://www.cnbc.com/2018/09/26/tariffs-cost-ford-1-billion-in-profit-and-hurt-sales-in-china .html (last accessed 10/14/2022)

13. Chad P. Bown. US-China phase one tracker: China's purchases of US goods. With combined goods and services purchases for 2020 through 2021 PIIE. July 19, 2022. [Electronic source] URL: https://www.piie.com/research/piie-charts/us-china-phase-one-tracker-chinas-purchases-us-goods (accessed 14.10. 2022)

14. Economic And Trade Agreement Between The Government Of The United States Of America And The Government Of The People's Republic Of China. USTR. Article 1.7: Threshold for Initiating Criminal Enforcement. p.1-4. [Electronic source] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20ag reement/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_Sta tes_And_China_Text.pdf (last accessed 10/14/2022)

15. 2021 Report To Congress Of The U.S.-China Economic And Security Review Commission. November, 2021. p.101 [Electronic source] URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2021-11/2021_Annual_Report_to_Congress.pdf

a. (date of last access 14.10.2022)

16. Mark Cohen, "Is It in There—CNIPA's 'Phase 1' IP Action Plan?" China IPR Blog, April 22, 2020. [Electronic source] URL: https://chinaipr.com/2020/04/22/is-it-in-there-cnipas-phase-1-ip-action-plan/ ( date of last access 14.10.2022)

17. Mark Cohen, "Bureaucracy and Politics in RecentSAMR Legislation," China IPR Blog, May 2, 2021. [Electronic source] URL: https://chinaipr.com/2021/05/02/bureaucracy-and-politics-in-recent-samr-legislation/ (date of last appeals 14.10.2022)

18. World Trade Organization, "Protocol of Accession of the People's Republic of China," November 10, 2001

19. 2021 Report To Congress Of The U.S.-China Economic And Security Review Commission. November, 2021. p.98 [Electronic source] URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2021-11Z2021_Annual_Report_to_Congress.pdf (accessed 10/14/2022)

20. Quentin Webb, "BlackRock Gets Green Light to Start Offering Mutual Funds in China," Wall Street Journal, June 11, 2021.

21. Chad Bown and Soumaya Keynes, Trade Talks Podcast, "Trade Talks Episode 118: Ins and Outs of the U.S.-China Phase-One Trade Deal," Podcast, January 21, 2020.

22. Connor McKoy, "China and Biotech: What's the Deal?" BIO, January 23, 2020. [Electronic source] URL: https://www.bio.org/blogs/china-and-biotech-whats-deal ( date of last access 14.10.2022)

23. Economic And Trade Agreement Between The Government Of The United States Of America And The Government Of The People's Republic Of China. USTR. Chapter 1. Section D: Patents. P. 1-7. [Electronic source] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20agree ment/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_States_An d_China_Text.pdf (last accessed 10/14/2022) (last accessed 10/14/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.