Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НPAВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НOPМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Н. И.

Стремительное разрушение экологии в XXI веке стало одной из наиболее опасных тенденций, обсуждаемых на уровне мирового сообщества. Изменение климата и вызванные этим фактором наводнения, засухи и иные природные катаклизмы, истощение почв, дефицит воды, угроза голода - всё это говорит о том, что естественная среда обитания человека стремительно разрушается. Неблагоприятные условия, связанные с деформацией естественной эко-системы, загрязнением природной среды и истощением ресурсов, становятся фактором выживания человека и осложняют условия его жизнедеятельности. Статья посвящена проблеме экологического воспитания студентов вуза как неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки. Представлены результаты шестилетней работы автора по экологическому воспитанию в рамках проекта «Зелёный университет», реализуемого в Московском гуманитарном университете. Показаны дидактические принципы этой работы - социальности, научности, субъектности, диалогичности, проблемности, единства существования, познания, действия, обязательности, комплексности, равнозначности, - отражаемые в соответствующем содержании и организационных формах; определены методологические основания данной работы, изложенные в педагогических концепциях, теориях и подходах; выделены и содержательно представлены ее уровни - организационный, образовательный, воспитательный, социальный, научный, просветительский; показано влияние на экологическое воспитание эколого-ориентированной образовательной среды вуза, выделены ее элементы: научно-педагогические традиции вуза, его профессорско-преподавательский состав, инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE "ENVIRONMENTAL IMPERATIVE" IN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

The rapid destruction of the environment in the XXI century has become one of the most dangerous trends discussed at the level of the world community. Climate change and the floods, droughts and other natural disasters caused by this factor, soil depletion, water scarcity, and the threat of famine-all this suggests that the natural habitat of man is rapidly being destroyed. Unfavorable conditions associated with the deformation of the natural eco-system, pollution of the natural environment and depletion of resources become a factor of human survival and complicate the conditions of his life. The article is devoted to the problem of environmental education of university students as an integral part of their professional training. The results of the author's six-year work on environmental education in the framework of the project "Green University", implemented at the Moscow University for the Humanities, are presented. The didactic principles of this work - sociality, scientific character, subjectivity, dialogicality, problemativeness, unity of existence, cognition, action, obligation, complexity, equivalence-are shown, which are reflected in the corresponding content and organizational forms; the methodological foundations of this work, set out in pedagogical concepts, theories and approaches, are determined; its levels - organizational, educational, educational, social, scientific, educational-are highlighted and presented in a meaningful way; the influence of the eco-oriented educational environment of the university on environmental education is shown, its elements are highlighted: the scientific and pedagogical traditions of the university, its teaching staff, infrastructure.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

15. Sobkin V. S., Smyslova M. M. Bulling in the walls of the school: the influence of the socio-cultural context (based on the materials of cross-cultural research) / / Social Psychology and Society. 2014. No. 2. pp. 71-86.

16. Furmanov I. A. Aggression and violence: diagnostics, prevention and correction. - St. Petersburg: Rech, 2007. - 480 p.

17. Shalaginova K. S., Kulikova T. I., Zalygaeva S. A. Gender and age characteristics of schoolchildren as predictors of bullying risk.Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Series: Psychological Sciences. 2019. No. 3. pp. 126-138.

Реализация «экологического императива» в рамках воспитательной работы в вузе Наталья Игоревна Ильинская

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московский гуманитарный университет Москва, Россия ilynskaya@mail.ru 0000-0001-6480-0611

Поступила в редакцию 12.01.2021 Принята 23.03.2021 Опубликована 15.05.2021

< 10.2572Ш009-0546-7685-у

Аннотация

Стремительное разрушение экологии в XXI веке стало одной из наиболее опасных тенденций, обсуждаемых на уровне мирового сообщества. Изменение климата и вызванные этим фактором наводнения, засухи и иные природные катаклизмы, истощение почв, дефицит воды, угроза голода - всё это говорит о том, что естественная среда обитания человека стремительно разрушается. Неблагоприятные условия, связанные с деформацией естественной эко-системы, загрязнением природной среды и истощением ресурсов, становятся фактором выживания человека и осложняют условия его жизнедеятельности. Статья посвящена проблеме экологического воспитания студентов вуза как неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки. Представлены результаты шестилетней работы автора по экологическому воспитанию в рамках проекта «Зелёный университет», реализуемого в Московском гуманитарном университете. Показаны дидактические принципы этой работы - социальности, научности, субъектности, диалогичности, проблемности, единства существования, познания, действия, обязательности, комплексности, равнозначности, - отражаемые в соответствующем содержании и организационных формах; определены методологические основания данной работы, изложенные в педагогических концепциях, теориях и подходах; выделены и содержательно представлены ее уровни - организационный, образовательный, воспитательный, социальный, научный, просветительский; показано влияние на экологическое воспитание эколого-ориентированной образовательной среды вуза, выделены ее элементы: научно-педагогические традиции вуза, его профессорско-преподавательский состав, инфраструктура.

Ключевые слова

экологическое воспитание, экологическая культура, нравственно-экологические нормы, экологическое сознание, профессиональная подготовка, вуз.

Введение

На законодательном уровне проблемам экологии в России уделяется значительное внимание. Уже в 1971 г. был принят Закон «Об охране окружающей среды», в 2002 г. - Закон «Об охране окружающей природой среды», Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России», Национальная доктрина экологического образования в Российской Федерации, в 2012 г. - «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». 2017 год указом Президента России был объявлен Годом экологии, что привлекло к проблемам защиты окружающей среды внимание правительства, общественности, бизнес-структур. Одновременно стало очевидно - и это показал V Всероссийский съезд по охране окружающей среды (Москва, 12-14 декабря 2017 г.), где были подведены итоги Года экологии, - что экологическую

ситуацию могут изменить не столько мероприятия, проекты, законодательные акты, сколько изменение экологического сознания граждан.

С этим связано то внимание, которое уделяется экологическому воспитанию в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».

Всё это свидетельствует о том, что экологическое воспитание - одна из первостепенных задач современного педагогического процесса.

Материалы и методы исследования

В педагогике, начиная с 80-х гг. XX в. стали широко распространенными такие понятия, как «экологическое образование» [3], «экологическое воспитание» [10]. На основе подхода Н.Н. Моисеева обосновывалась целесообразность введения термина «ноосферное воспитание» [8].

В современных педагогических исследованиях понятие «экологическое воспитание» рассматривается в соотнесенности с такими компонентами структуры личностного и профессионального развития обучающегося, как мотивационный, ориентационный, психофизиологический, оценивающий, ценностно-мировоззренческий, когнитивно-познавательный, волевой, эмоционально-эстетический, деятельностно-поведенческий [4]. Опора на эти уровни позволяет включить в определение эколого-ориентированной личности такие характеристики, как «устойчивую систему взглядов и убеждений, ответственное отношение к природной среде», способность соотносить «свои поступки и действия с природными законами и нравственно-экологическими нормами» [5].

В данной статье экологическое воспитание рассматривается как деятельность, направленная на формирование у школьников и студентов мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, включающего бережное отношение к природе и являющегося неотъемлемой составляющей нравственной позиции, опирающегося на чувство ответственности за состояние природной среды и предполагающего «нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии». Экологическое воспитание своей основной целью имеет формирование развитой экологической культуры учащихся и осуществляется с учетом современных достижений педагогической науки и на основе отечественных традиций. В педагогической литературе экологическая культура определяется, как «опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека» , включающий эмоционально-нравственное отношение к природе и основанный на осмыслении общечеловеческих ценностей. Особую значимость в экологическом воспитании имеет эколого-личностный компонент.

Результаты и обсуждение

На основе методологических принципов, изложенных в концепциях устойчивого развития (А.Д. Урсул, А.И. Субетто) и коэволюции (Н.Н. Моисеев), теориях выживания в эпоху кризисов (В. Вернадский, М. Мамардашвили, Д.С. Лихачев, К. Лоренц, С. Капица, П. Тейяр де Шарден и др.), с опорой на положения субъект-субъектного педагогического подхода (Е.П. Белозерцев, В.Г. Воронцова, Е.И Рогов, В.В. Сериков, Я.С. Турбовской), педагогической теории о факторе ответственности человека за самого себя и совершаемые действия (C.JI. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, A.A. Бодалев), педагогических концепций гуманизации и гуманитаризации в обучении (Н.С. Пряжников, Д.И. Фельдштейн), в Московском гуманитарном университете (МосГУ) с 2015 г. по настоящее время осуществляется научно-образовательный проект «Зелёный университет», инициированный автором настоящей статьи и реализуемый под его руководством.

Официальным лицом проекта является Герой России, космонавт-испытатель Сергей Николаевич Ревин - выпускник аспирантуры МосГУ, кандидат педагогических наук. Научная работа С.Н. Ревина посвящена педагогическим аспектам изучения экосистемы космической станции как образца экологического существования человека в обитаемой среде и одновременно - как обучающей модели,

дидактические возможности которой направлены на формирование экологического сознания студентов. С.Н. Ревин ведет важную работу со студентами - выступает с лекциями и дискуссиями, комментирует авторские материалы, связанные с экологическими принципами жизни на космической станции.

Научно-образовательный проект «Зелёный университет», осуществляемый в рамках внеучебной работы и дополняет экологическое образование в МосГУ в рамках дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы экологии», включенных практически во все образовательные программы вуза.

Работа в рамках проекта осуществляется на нескольких уровнях:

- организационном, включающем обеспечение экологичности самого вуза как организации, снижение «экологического следа» вуза, создание на его базе модели «зелёной» экономики;

- образовательном, обеспечивающем передачу обучающимся знаний об окружающем мире и человеке как его составляющей;

- воспитательном, направленном на формирование у молодежи гуманистического мировоззрения и таких ценностей, как любовь к Родине и бережное отношение к природе;

- социальном, предполагающем развитие студенческих инициатив и студенческих добровольческих движений в целях защиты природы, ответственного потребления, здорового образа жизни;

- научном, обеспечивающем осуществление научно-исследовательской деятельности Университета в сфере экологической проблематики;

- просветительском, направленном на осуществление экологического просвещения в образовательных организациях Москвы и Московской области в «Школе юного эколога» МосГУ.

Работа в Школе направлена на воспитание экологической культуры и экологического сознания детей и подростков, на их информирование о существовании экологических проблем и путей их решения, пробуждение их заинтересованности в эколого-направленной деятельности и вовлечение в неё через их участие в мастер-классах студентов-эко волонтёров. Тематика подобных мастер-классов разнообразна - загрязнение океанов, истощение запасов пресной воды, защита природы, уменьшение потребления. Формы таких мероприятий включают изготовление учащимися школы вместе со студентами поделок из отходов (пластиковых бутылок, крышек и пр.), природных и перерабатываемых материалов (шишек, желудей, бечёвки, тканей). Выступления перед школьниками студентов - эковолонтеров и приглашенных специалистов перерастают в обсуждения и дискуссии. Обмен мнениями происходит и в формах круглых столов, где выступают с презентациями о своем вкладе в экологическую деятельность как студенты, так и школьники.

Среди педагогических задач, которые позволяет реализовать данный проект, наиболее значимыми являются следующие: формирование эколого-ориентированного сознания, опирающегося на современную научную картину мира, и мышления, способного к интеграции различной информации об окружающем мире в целях понимания процессов его развития; расширение знаний об основных проблемах глобального мира, имеющих экологический характер; выработка навыков рационального отношения к миру и умения в профессиональной деятельности опираться на эколого-сообразные решения.

Реализация этих воспитательных и образовательных задач, осуществляющихся в рамках проекта «Зелёный университет», соответствует ряду дидактических принципов - социальности, научности, субъектности, диалогичности, проблемности, единства существования, познания, действия, обязательности, комплексности, равнозначности. Эта работа представляет собой систему, где каждому дидактическому принципу соответствует определенное содержание и организационные формы:

1. Дидактический принцип: социальность.

Содержание: включение студентов в совместную деятельность со студентами вузов России.

Организационные формы: общероссийские мероприятия - ВузЭкоФест, Кубок экологических квестов (участие на регулярной основе).

2. Дидактический принцип: научность.

Содержание: обеспечение научного осмысления проблем экологического развития.

Организационные формы: Международная научная студенческая конференция «Мир вокруг нас: Человек. - Общество. - Природа», студенческая секция на общероссийской конференции «Моисеевские чтения» (ежегодно); студенческие круглые столы, дебаты (на регулярной основе).

3. Дидактический принцип: субъектность.

Содержание: формирование экологической составляющей в системе индивидуальных ценностей.

Организационные формы: конкурс «Экология моими глазами», победители которого награждаются недельной поездкой с эко-миссией на озеро Байкал и в Кроноцкий заповедник.

4. Дидактический принцип: диалогичность.

Содержание: создание ситуаций, предполагающих обсуждение вопросов безопасности окружающей среды.

Организационные формы: научно-популярный лекторий ЕсоТа!кБ (на регулярной основе); функционирование Зоны зелёного детокса и Зелёной станции как рекреационных зон и как центров экологического просвещения (постоянно).

5. Дидактический принцип: проблемность.

Содержание: постановка вопросов, связанных с сохранением эко-систем в целях осознания их значимости обучающимися.

Организационные формы: комплекс мероприятий «Зелёная неделя» (дважды в год).

6. Дидактический принцип: единство существования, познания, действия.

Содержание: переход от осознания экологической проблематики как связанной с безопасностью жизнедеятельности к ее научному пониманию и эколого-сберегающей деятельности.

Организационные формы: конкурс «Бумажный бум» и сбор макулатуры; Нескучный субботник (на регулярной основе); Благотворительная Пасхальная Ярмарка «3й: йари йобро йрузьям» (ежегодно); мероприятия Большой эко-кухни с изданием книги советов по правильному питанию (дважды в год); раздельный сбор мусора (на постоянной основе); работа «Школы юного эколога» МосГУ.

7. Дидактический принцип: обязательность.

Содержание: обеспечение обязательности выполнения требований, связанных с экологически-ориентированным поведением студентов на территории Университета.

Организационные формы: комплекс мероприятий «МосГУ не курит».

8. Дидактические принципы: комплексность и равнозначность.

Содержание: формирование экологического воспитания как системы принципов и установок; восприятие всех принципов экологического воспитания, находящих выражение в различных организационных действиях, как равнозначных.

Организационные формы: вся система научно-образовательного проекта «Зелёный университет».

Экологическое воспитание в любом образовательном учреждении - как дошкольного уровня, так и уровня высшего образования - осуществляется в соответствии с особенностями образовательно-воспитательной системы вуза и его эколого-ориентированной образовательной среды, создающей условия формирования экологической культуры детей и юношества. Опыт воспитательной работы в Университете, направленной на формирование у студентов экологического сознания и экологической культуры, позволяет выделить ведущие элементы этой среды:

1) научно-педагогические традиции вуза;

2) профессорско-преподавательский состав, обладающий собственной экологической культурой и обеспечивающий формирование экологической культуры студентов и достижение ими высокого уровня духовно-нравственного развития;

3) инфраструктура вуза.

Научно-педагогические традиции Московского гуманитарного университета находят свое воплощение в проектах, реализуемых в вузе и направленных на осмысление актуальных проблем современного общественного развития, в том числе, экологических, имеющих глобальный масштаб и первостепенную значимость для человечества.

На воспитание молодежи в духе культуры мира и в соответствии с идеей устойчивого развития направлена деятельность Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии». Институт создан в Университете в 1997 г. по совместной инициативе Генерального директора ЮНЕСКО тех лет Федерико Майора и ректора Университета И.М. Ильинского и действует под патронажем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Московского бюро ЮНЕСКО.

С трибуны Открытой кафедры Университета, созданной в 1994 г. в целях общения студентов и преподавателей вуза с ведущими политическими и государственными деятелями, представителями науки, культуры, образования и действующей по настоящее время, выступали: президент АН СССР Г.И. Марчук; академики РАН Н.Н. Моисеев, М.Л. Титаренко, Г.А. Месяц, А.Д. Некипелов [2].

Осмысление образования в качестве источника позитивных изменений в мире осуществляется на Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», ставшей признанным форумом в научном и образовательном сообществе. В конференции с 2004 г. по 2020 г. приняло участие более восьми с половиной тысяч ученых и преподавателей, представителей федерального и московского правительства, руководителей научных институтов, вузов и школ, факультетов и кафедр из 35 стран мира.

С 1999 г. в МосГУ на регулярной основе ведет работу Русский интеллектуальный клуб, созданный по инициативе ректора Московского гуманитарного университета профессора И.М. Ильинского, активно поддержанной академиком Н.Н. Моисеевым. В организации клуба принимал участие известный русский философ и социолог А.А. Зиновьев. Проведено 32 заседания Клуба, издано 10 томов стенограмм его заседаний, а также четырехтомное издание, обобщающее опыт работы Русского интеллектуального клуба. Идеи Н.Н. Моисеева находят продолжение и развитие в докладах ученых на ежегодной общероссийской научной конференции «Моисеевские чтения», впервые проведенной в Университете в 2018 г.

Во всех этих проектах участвуют ученые, преподаватели, аспиранты и студенты Университета, разделяющие принципы устойчивого развития ООН, идеи коэволюции человека и биосферы Н.Н. Моисеева, рассматривающие эколого-ориентированную деятельность как ответ на глобальные экологические вызовы [8].

Одним из факторов, оказывающих влияние на экологическую культуру студентов вуза, является его инфраструктура, где сам Университет функционирует, в определенном смысле, как мини-экосистема. Территория МосГУ - это студенческий городок с учебными корпусами, отвечающими всем необходимым требованиям и имеющими развитую электронную информационно-образовательную среду, современными общежитиями, спорткомплексом с бассейном и легкоатлетическим стадионом. Университетский кампус расположен на 55 гектарах земель, включающих парковые зоны, старинный яблоневый сад, ухоженные аллеи. Эта уникальная природная среда является местом обитания белок и целого семейства таких редких птиц, как гоголь, тетеревятник, коростель, кукушка, дятел, неясыть, щегол, дрозд, соловей. Деятельность по сохранению этой среды для преподавателей и студентов вуза становится основанием для формирования экологической культуры Университета [7].

Система экологического воспитания в рамках проекта «Зелёный университет» позволяет сформировать также его экономическую культуру как эколого-сберегающую. Усилия Университета по экологическому воспитанию студентов и сотрудников, включающие, среди прочего, введение с 2015 г. раздельного сбора мусора и экономию ресурсов на рабочих местах, были отмечены дипломом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за «самый высокий уровень экосознательности» сотрудников и студентов [9].

Заключение

Подводя итоги отметим, что экологическое воспитание в любом образовательном учреждении направлено на формирование и развитие духовной сферы личности, на гармонизацию ее отношений с обществом и природой, на ее эмоциональное обогащение - в целях сохранения той естественной среды, в границах которой только и может развиваться человек. Это важное положение, оно показывает, как изменилось восприятие окружающего мира человеком. Только в XX веке он начал ощущать себя частью

природы, а не мастером, для которого природа - кладовая с неистощимыми запасами, используемыми для любых практических нужд и в любых количествах - как это представлялось мыслителям эпохи Нового времени. Умение жить в согласии с природой, готовность принять законы ее развития - это главный принцип экологического сознания, который необходимо воспитывать у современной молодежи. Как писал Н.Н. Моисеев, «новая цивилизация должна начаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ», с формирования стратегии «sustainable development» (устойчивого развития).

Экологическое воспитание не ограничивается рамками высшей школы, эта деятельность носит системный характер, ее целенаправленное осуществление начинается с дошкольного образования, затем продолжается в школе, в коллежде, вузе. Подобная системность и целенаправленность экологического воспитания может обеспечить и перестройку сознания ребенка, а затем - молодого человека, и изменение его менталитета, и коррекцию шкалы его ценностей, где в качестве одного из приоритетов будет выступать стремление сохранить мир вокруг в его целостности.

Кроме того, экологическая компетентность в современных условиях выступает как необходимая составляющая подготовки молодого специалиста, который должен обладать способностью не только решать профессиональные задачи, но также учитывать нравственные и экологические последствия принимаемых производственных и управленческих решений. Формирование способности человека действовать в соответствии с «экологическим императивом» как условием стабильности развития человечества является одной из самых сложных, но актуальных задач современности.

В этом смысле «экологический императив» Н.Н. Моисеева имеет сходство с «категорическим императивом» И. Канта. Способность относиться к человечеству как к цели, и никогда - только как к средству так же сложно воспитать в человеке, как способность принять ограничения, направленные на сохранение экосистемы Земли для будущих поколений. Преодоление эгоизма и настроенности на избыточное потребление - ресурсов, вещей, продуктов, отчасти естественное для человека, - требует воли, высокой сознательности и, как говорил об этом академик Н.Н. Моисеев, устремленности к «преодолению генетического атавизма и принятию новой нравственности, способной сохранить человека на Земле».

Именно образовательная среда школы и вуза, обеспечивающая «преемственность и внутреннюю согласованность содержания ... образования на всех его уровнях и во всех его звеньях» , как отмечают педагоги-исследователи, продуктивна с точки зрения экологического воспитания - она направлена на формирование:

- научных знаний о взаимодействии человека с миром природы, об особенностях развития природы как глобальной системы (М.Н. Маркова );

- междисциплинарного мышления, так как именно вуз может «перебросить мост» через пропасть, разделяющую естественные и гуманитарные науки (Н.Н. Моисеев , Ч.П. Сноу );

- способности предвидеть экологические последствия деятельности, в том числе, собственной профессиональной (экологическая компетентность в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования учитывается в качестве необходимого профессионального навыка в ряду универсальных компетенций - как способность «создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе, при возникновении чрезвычайных ситуаций» );

- правового экологического сознания, направленного на «обеспечение профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами и требованиями социально-культурной среды» (В.Д. Пономарев, А. В. Шунков);

- на воспитание нравственных экологических идеалов, на формирование потребностей, «не противостоящих миру природы» (Н.С. Назарова).

Таким образом, структура экологического воспитания включает когнитивный, деятельностный, правовой, аксиологический, эстетический, праксиологический, рефлексивный компоненты. Это позволяет рассматривать экологическое воспитание на любом уровне образования как процесс формирования всесторонне развитой личности, обладающей научным мышлением, знаниями,

экологической культурой и этикой. Все эти принципы учитываются в научно-образовательном экологическом проекте «Зелёный университет», направленном на воспитание рационального и бережного отношения молодежи к природе, на формирование ее экологического сознания и экологической культуры.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс. http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_34823/1 еЬе1 ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (дата обращения: 10.01.2021).

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.). https://www.lawtek.ru/news/77628/d_medvedev_utverdil_osnovy_gospolitiki_v_oblasti_ekologicheskogo_razvi tiya_do_2030_g (дата обращения: 10.01.2021).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 10.01.2021).

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 10.01.2021).

5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С. 3—30.

6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М. : Наука, 1983. 260 с.

7. Андреева, Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы: к изучению педагогического наследия В. А. Сухомлинского // Сов. педагогика. 1988. № 9. С. 23-28.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, 2006. 380 с.

9. Астраханцева И.В. Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук. Ульяновск, 2017.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.01.2021).

11. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624

с.

12. Международный институт ЮНЕСКО // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. https://mosgu.ru/about/unesco/(дата обращения: 18.01.2021).

13. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224

с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Человек века. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/russkie-ekonomike-22-chelovek-veka-5ed492ac26b1a86663cd51 dd (дата обращения 18.12.2016).

15. Калинникова М.В. Роль вузовского образования в формировании экологической культуры // Вестник РУДН, серия Социология. 2003. № 4-5. С. 223-227.

16. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления. Вестник Поволжского института управления (ПАГС). 2011. № 2. С. 199-203.

17. Моисеев Н.Н. В раздумьях о будущем. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 54 с.

18. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления : эссе, интервью, выступления : художественная публицистика : перевод с английского / Чарлз Перси Сиоу ; [сост. и авт. предисл. С. Бэлза]. Москва : Прогресс, 1985. 368 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 - «Культурология» (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 декабря 2017 г. № 1177 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.rU/news/2/1573 (дата обращения 18.01.2021).

20. Пономарев В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37. С. 175-184.

Implementation of the "environmental imperative" in the framework of educational work at the

university

Natalia I. Ilyinskaya

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Higher Education

Moscow University for the Humanities Moscow, Russia ilynskaya@mail.ru 0000-0001-6480-0611

Received 12.01.2021 Accepted 23.03.2021 Published 15.05.2021

t 10.25726/i7009-0546-7685-y

Abstract

The rapid destruction of the environment in the XXI century has become one of the most dangerous trends discussed at the level of the world community. Climate change and the floods, droughts and other natural disasters caused by this factor, soil depletion, water scarcity, and the threat of famine-all this suggests that the natural habitat of man is rapidly being destroyed. Unfavorable conditions associated with the deformation of the natural eco-system, pollution of the natural environment and depletion of resources become a factor of human survival and complicate the conditions of his life. The article is devoted to the problem of environmental education of university students as an integral part of their professional training. The results of the author's six-year work on environmental education in the framework of the project "Green University", implemented at the Moscow University for the Humanities, are presented. The didactic principles of this work - sociality, scientific character, subjectivity, dialogicality, problemativeness, unity of existence, cognition, action, obligation, complexity, equivalence-are shown, which are reflected in the corresponding content and organizational forms; the methodological foundations of this work, set out in pedagogical concepts, theories and approaches, are determined; its levels - organizational, educational, educational, social, scientific, educational-are highlighted and presented in a meaningful way; the influence of the eco-oriented educational environment of the university on environmental education is shown, its elements are highlighted: the scientific and pedagogical traditions of the university, its teaching staff, infrastructure.

Keywords

ecological education, ecological culture, moral and ecological norms, ecological consciousness, professional training, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.