Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Лариса Николаевна, Галанина Ирина Александровна

В статье рассматривается необходимость формирования экологического мировоззрения у обучающихся технических вузов с целью обеспечения ими в дальнейшем профессиональной деятельности с учетом экологических факторов. Авторами представлен обобщенный анализ понятия «экологическое мировоззрение», встречающегося в педагогической и экологической литературе в разнообразных интерпретациях несмотря на то, что их многое объединяет, рассмотрены результаты научных исследований и определены составные части данного понятия. Основой безопасной жизнедеятельности и взаимоотношений человека и природы являются знания об окружающей среде. В работе показано, что глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, невозможно решить без экологического образования. По мнению авторов статьи, основной целью экологического воспитания и образования является система научных знаний, убеждений, способствующих ответственному отношению человека к окружающей среде во всех видах его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Лариса Николаевна, Галанина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ECOLOGICAL WORLDVIEW AMONG STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The paper considers the necessity to form the ecological vision of technical universities students for their future environmentally competent professional activity. In the paper the submission has been made of a generalized analysis of the concept of “ecological vision” found in various interpretations in pedagogical and ecological literature, despite they have much in common, the results of scientific research have been considered and the components of the concept have been identified. Safe living and the relationship between man and nature are based on knowledge on the environment. The global environmental challenges before humanity cannot be solved without environmental education. According to the authors of the paper, the main aim of environmental training and education is a system of scientific knowledge, beliefs that contribute to a responsible attitude of a person to the environment during all types of his professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Формирование экологического мировоззрения у обучающихся технических вузов

Александрова Лариса Николаевна,

к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный

университет»,

E-mail: 000448@pnu.edu.ru

Галанина Ирина Александровна,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: 000911@pnu.edu.ru

В статье рассматривается необходимость формирования экологического мировоззрения у обучающихся технических вузов с целью обеспечения ими в дальнейшем профессиональной деятельности с учетом экологических факторов. Авторами представлен обобщенный анализ понятия «экологическое мировоззрение», встречающегося в педагогической и экологической литературе в разнообразных интерпретациях несмотря на то, что их многое объединяет, рассмотрены результаты научных исследований и определены составные части данного понятия. Основой безопасной жизнедеятельности и взаимоотношений человека и природы являются знания об окружающей среде. В работе показано, что глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, невозможно решить без экологического образования. По мнению авторов статьи, основной целью экологического воспитания и образования является система научных знаний, убеждений, способствующих ответственному отношению человека к окружающей среде во всех видах его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Природная среда, экологическое мировоззрение, экологическое образование, экологическое мышление, экологическое воспитание, природосбережение.

Состояние окружающей природной среды является одной из наиболее острых социально-экономических проблем, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого человека. Состояние окружающей среды в настоящее время вызывает серьезную тревогу. Такое положение сложилось из-за негативного воздействия на окружающую среду всех, без исключения, отраслей промышленности стран мира. При этом, важное место, особенно на современном уровне развития промышленности, занимает проблема предвидения тех или иных экологических изменений в результате техногенного воздействия. В связи с этим возрастает роль всестороннего экологического образования воспитания обучающихся в технических вузах, без которых невозможно сформировать новое экологическое мировоззрение, которое сочетало бы в себе все принципы рационального природопользования. Новое экологическое мировоззрение предполагает внедрение компе-тентностного подхода в изучении взаимоотношений в системе «человек-природа», с учетом постоянных изменений в научной, производственной и общественной деятельности, то есть в процессе формирования экологического мировоззрения необходима не просто система взглядов, а именно их экологическая направленность.

Следует отметить, что понятие «экологическое мировоззрение» определяется исследователями данного направления в различных трактовках (рисунок 1), но очень схожих по своей сути.

Таким образом, многие авторы сходятся в определении экологического мировоззрения как многогранной неотрывной составляющей интеллектуальной и духовной культуры личности, с одной стороны, а с другой, как субъектный, системный, многомерный практический опыт, обеспечивающий творческую самореализацию в понимании и решении экологических проблем.

Формирование экологического мировоззрения - сложный и многогранный процесс, ведущая роль, в котором отводится системе образования в высшей школе. Развитие сферы экологического образования и воспитания неразрывно связано с вопросами формирования экологического сознания, экологического мышления, экологической деятельности, экологической культуры. Тесная связь между понятием «Экологическое мировоззрение» и некоторыми понятиями прослеживается в работах многих исследователей.

С.М. Вишнякова [5], В.Н. Панькова [6], О.П. Негробов [7] дают понимание экологического сознания как неразрывной связи человеческого сооб-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

щества и природы при глубоком осознания жизненной необходимости сохранения среды жизнедеятельности.

По мнению Н.Ф. Реймерса [8] и В.Н. Паньковой одним из компонентов экологической культуры является глубокое осознание жизненной необходи-

мости сохранения общей для всего человечества среды жизни.

В результате проведенных научных исследований можно выделить компоненты экологического мировоззрения, представленные на рисунке 2.

И. Д. Зверев

«Экологическое мировоззрение - это знания, касающиеся основных законов и взаимоотношений в природе и обществе, эмоциональные и чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу и реальности» [1]. Следовательно автор интегрирует три направления: экологическое сознание, заключающееся в образованности в экологической области; нравственно-эстетическое отношение, то есть сознательное отношение к природе и деятельностно-практическое отношение, выраженное в практическом участии в комплексности использования и восстановления природных ресурсов.

Н. Н. Моисеев

«Экологическое мировоззрение является источником новой цивилизационной парадигмы, несущий принцип коэволюции, способствующей разрешению экологических проблем современности». С точки зрения автора экологическое мировоззрение - это комплексное образование личности, которое включает в себя ответственность за происходящее в окружающей среде, на основе экологических взглядов и убеждений, а также профессиональный опыт, связанный с изучением и охраной природной среды, базирующийся на системе научных концепций по экологическим проблемам [3].

Ю. В. Олейников

«Экологическое мировоззрение» как системные представления о глобальных взаимоотношениях в природе, которые способствуют самосовершенствованию, мотивации экологического учения и находят отражение в взаимоотношениях между природой, обществом и другими людьми на практике. При этом, ключевым фактором экологического мировоззрения выступает реальная деятельность по преобразованию окружающего мира, как социального, так и природного, тогда как движущим фактором экологического мировоззрения выступает всеобщая экологизация [4].

Рис. 1. Понятие «Экологическое

На наш взгляд, одним из способов выхода из создавшегося экологического кризиса является развитие экологического образования, направленного на изменение мировоззрения молодежи.

В настоящее время государство, работодатели и общество предъявляют достаточно высокие требования к характеристикам своих потенциальных сотрудников, то есть инженер должен знать не только технологические процессы и режимы производства, но и обладать высоким профессионализмом в выявлении негативных воздействий хозяйственной деятельности, умением квалифицированно оценить характер, направленность и последствия о влияния конкретной деятельности на окружающую 5 среду, увязывая решение производственных за-сч дач с соблюдением соответствующих природоох-~ ранных требований, способностью вырабатывать зе и осуществлять научно-обоснованные решения

мировоззрение»: мнения авторов

экологических проблем. В этом контексте необходимо формировать у обучающихся способность давать оценку результатам профессиональной деятельности с точки зрения экологической безопасности. Известно, что практическая деятельность людей основывается на знаниях, полученных в результате их образовательной деятельности, которая предусматривает формирование инженерного экологического мировоззрения на базе основных экологических законов, разработке технических решений по охране и контролю за безопасностью окружающей среды. Современные экологические проблемы преориентируют инженерное образование от узкопрофессионального подхода подготовки инженеров к развитию новой парадигмы обучения, которая реализуется в формировании экологически ориентированной личности, обладающей экологическим мышлением, экологической культу-

рой, способной анализировать проблемы социальной и экологической сферы. Формирование экологической культуры у студентов создаст условия для применения знаний и умений с целью реализации экологической составляющей в профессиональной деятельности, а также выработать поведение, направленное на сохранение природной среды, частью которой является. На основании чего в системе экологического образования должны появиться новые актуальные экологические дисциплины для подготовки обучающихся технических вузов, позволяющие развивать экологическую культуру и экологическое мышление.

База экологического мировоззрения: взаимоотношения в паре «человек-природа»; моделирование и преобразование мира; разрешение жизненно важных ситуаций

II

Экологическое сознание ^ Экологическая нравственность и Экологическая культура

О.

Экологическое образование и воспитание ^ Экологическая компетентность

Экологическое мышление

Продукт экологического мировоззрения: Идеалы, нравственные принципы, система взглядов, направленность деятельности,

преобладающие отношения, отношения к преодолению препятствий и затруднений (воля, тревога), убеждения, общая картина понимания себя в нем

Рис. 2. Структура экологического мировоззрения

Мнения большинства исследователей можно свести к общему: «Экологическое мышление заключается в способности применять на практике имеющиеся знания и навыки в области экологии». Экологически грамотный специалист должен уметь оперативно выявлять возникающие экологические проблемы, проводить анализ причин их возникновения, а также оценивать и прогнозировать последствия своей деятельности. Следовательно, экологическое поведение личности как в условиях производственной деятельности, так и в быту, должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Формированию экологического мышления способствует ряд требований:

- развитие концептуальных подходов к изучению взаимодействия человечества с окружающей природой, об эволюции природы как глобальной системы;

- расширение кругозора, моральных и эстетических принципов экологического характера;

- расширение опыта в оценке конкретной экологической ситуации и связанной с этим научно-исследовательской деятельностью;

- формирование умений и навыков решения экологических вопросов в профессиональной практической деятельности [9].

Как уже отмечалось выше, экологическое образование и экологическое воспитание играют су-

щественную роль в формировании экологического мировоззрения у обучающихся. Главной целью любого образования является развитие у студентов компетенций, которые представляют собой совокупность качеств, связанных с его профессиональной деятельностью. Эрудированным, грамотным и ответственным можно назвать того специалиста, который обладает сочетанием профессиональных и экологической компетентностей. Поэтому процесс формирования профессиональных и экологических компетенций в ходе обучения должен представлять собой единое целое, при этом объем экологических компетенций специалиста технического профиля должен быть оптимальным и достаточным для применения в условиях, когда решение вопросов экологической безопасности находится в тесном единстве с решением вопросов устойчивого развития.

Экологическая компетентность позволяет реализовать экологические знания, умения при решении профессиональных задач и предполагает свободное оперирование ими в проблемных ситуациях.

В структуре личности наблюдается тесная взаимосвязь экологической компетентности с экологическим сознанием, экологической культурой и, как следствие, экологоориентированным мировоззрением [10]. Другими словами, в экологическом мировоззрении необходимы не только научные знания об экологических явлениях, но важны также и нравственные, ценностные ориентиры. Следует учитывать, что уровень экологического образования и воспитания студентов технических вузов напрямую должен зависеть от специфики их будущей профессии. В этом контексте процесс обучения в вузе должен быть ориентирован на формирование у студентов экологического мировоззрения, которое позволит современному выпускнику обладать мышлением в широком масштабе, быть способным к аналитической и творческой деятельности. В рамках будущей профессиональной деятельности заниматься охраной природы и улучшением качества окружающей среды, обеспечивать выполнение законов в рамках будущего поколения людей.

Для успешной социализации и профессиональной деятельности важно чтобы у обучающихся технических вузов было сформировано экологическое мировоззрение. В связи с этим, существует потребность в комплексном целостном подходе к экологическому образованию и воспитанию, которые должны основываться на концепции экологически ответственного современного специалиста. Отличительным качеством востребованных специалистов является отсутствие пассивности и вовлеченность в продуманные, позитивные действия в отношении различных аспектов, влияющих на результаты их производственной деятельности. При этом высококвалифицированные специалисты должны уметь оценить не только позитивные влияния производственной деятельности, но и учитывать негативные риски. В настоя-

гз о со

13 А

о от

2

со о со А

щее время техническая сфера деятельности сопровождается наибольшими экологическими рисками, требующими их коррекции.

Таким образом, воспитание экологически ответственных специалистов, способных оценить негативные результаты хозяйственной деятельности на окружающую среду и выполнять активные действия по решению экологических проблем, является основополагающей задачей образования в технических вузах.

Литература

1. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии [Текст] / И.Д. Зверев // Сборник научных трудов. - Волгоград, 1996. - С. 78.

2. Полещук, П.В. Методика развития экологического мировоззрения у школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Полещук П.В. -Омск, 2004. - 215 с.

3. Моисеев, Н.Н. Экология и образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: «ЮНИСАМ», 1996. - 192 с.

4. Олейников, Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих транформаций [Текст] / Ю.В. Олейников // Философия экологического образования / под ред. И.К. Лисее-ва. - М.: Прогресс традиция, 2001. - С. 30-49

5. Вишнякова, С.М. Экология и охрана окружающей среды [Текст]: Толковый терминологический словарь / С.М. Вишнякова [и др.]. - М.: Изд. дом «Всемирный следопыт», 1998. - 480 с.

6. Панькова, В.Н. Экология и природопользование [Текст]: Словарь-справочник / В.Н. Панько-ва. - Новосибирск: «Сибирское соглашение», 2000. - 212 с.

7. Негробов, О.П. Словарь эколога [Текст] / О.П. Негробов, В.Д. Логвиновский, Ю.В. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Издательский полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. -631 с.

8. Реймерс, Н.Ф. Природопользование [Текст]: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.

9. Маркова, М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Электронный документ] / М.Н. Маркова // Вестник ПАГС. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya (дата обращения 20.12.2020).

о с

U

см о см

10. Гагарин, А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование [Текст] / А.В. Гагарин. - М.: Издательство РУДН, 2011. - 160 с.

FORMATION OF AN ECOLOGICAL WORLDVIEW AMONG STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Aleksandrova L.N., Galanina I.A.

Pacific National University

The paper considers the necessity to form the ecological vision of technical universities students for their future environmentally competent professional activity. In the paper the submission has been made of a generalized analysis of the concept of "ecological vision" found in various interpretations in pedagogical and ecological literature, despite they have much in common, the results of scientific research have been considered and the components of the concept have been identified. Safe living and the relationship between man and nature are based on knowledge on the environment. The global environmental challenges before humanity cannot be solved without environmental education. According to the authors of the paper, the main aim of environmental training and education is a system of scientific knowledge, beliefs that contribute to a responsible attitude of a person to the environment during all types of his professional activities.

Keywords: Natural environment, ecological vision, ecological education, ecological thinking, ecological education, nature conservation.

References

1. Zverev, I.D. Environmental education and upbringing: key issues. Environmental education: concepts and technologies [The paper] / I.D. Zverev // Collection of scientific papers. - Volgograd, 1996. - 78 p.

2. Poleshchuk, P.V. The methods of the development of an ecological worldview in schoolchildren [The paper]: the PhD thesis: 13.00.02 / Poleshuk P.V. - Omsk, 2004. - 215 p.

3. Moiseev, N.N. Ecology and education [The paper] / N.N. Moi-seev. - M.: UNISAM Publ, 1996. -192 p.

4. Oleinikov, Yu.V. Ecological conditionality of world view transformations [The paper] / Yu.V. Oleinikov // Philosophy of ecological education / ed. I.K. Liseeva. - M.: Progress tradition Publ, 2001. - pp. 30-49

5. Vishnyakova, S.M. Ecology and environmental protection [The paper]: Terminological dictionary / S.M. Vishnyakova [etc.]. -M.: World Pathfinder Publ, 1998. - 480 p.

6. Pankova, V.N. Ecology and environmental management [The paper]: Dictionary / V.N. Pankova. - Novosibirsk: Siberian agreement Publ, 2000. - 212 p.

7. Negrobov, O.P. Dictionary of the ecologist [The paper] / O.P. Ne-grobov, V.D. Logvinovsky, Yu.V. Yakovlev. - 2nd ed., Rev. and add. - Voronezh: Voronezh State University Publ, 2010. - 631 p.

8. Reimers, N.F. Environmental management [The paper]: dictionary / N.F. Reimers. - M.: Mysl Publ, 1990. - 637 p.

9. Markova, M.N. The role of environmental education and education in the formation of environmental mentality [Electronic resource] / M.N. Markova // Vestnik PAGS Publ. - available at: http://cyberleninka.ru/article/iVrol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya (accessed 20.12.2020).

10. Gagarin, A.V. Ecological competence of the individual: psychological and acmeological research [The paper] / A.V. Gagarin. -M.: RUDN Publ, 2011. -160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.