Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ОПЫТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ОПЫТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / IT-ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / E-GOVERNMENT / ELECTRONIC INFORMATION / IT-TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION / ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская Мария Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий играет решающую роль в повышении уровня результативности и эффективности государственного и регионального хозяйствования и управления. Значимым итогом, с нашей точки зрения, применения информационно-коммуникационных технологий представляется формирование комплекса условий (правовые, организационные и технологические условия), позволяющих реально обеспечить каждого гражданина правом на доступ, получение и использование необходимой информации. Автором представлены основные цели функционирования электронного правительства Оренбургской области. Приведены результаты деятельности Оренбургской области по информационному обеспечению и информационному сопровождению деятельности Правительства и муниципальных образований региона. Сгруппированы и представлены порталы, с помощью которых в Оренбургской области реализуется информационная открытость государственного управления. Сделан акцент на полученных результатах в рамках реализации государственной программы «Информационное общество Оренбургской области». Приведена статистическая информация по реализации мероприятий в рамках развития информационного пространства Оренбургской области. Выявлены проблемы объективного и субъективного характера, влияющие на информационное обеспечение управления Оренбургской областью, решение которых позволит оптимизировать информационные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES THROUGH E-GOVERNMENT (EXPERIENCE OF THE ORENBURG REGION)

The use of information and communication technologies plays a crucial role in increasing the level of efficiency and effectiveness of state and regional management and management. A significant result, from our point of view, of the use of information and communication technologies is the formation of a set of conditions (legal, organizational and technological conditions) that allow each citizen to effectively ensure the right to access, receive and use the necessary information. The author presents the main goals of functioning of the electronic government of the Orenburg region. The results of the Orenburg region's activities on information support and information support for the activities of the Government and municipalities of the region are presented. Portals are grouped and presented with the help of which information openness of public administration is implemented in the Orenburg region. Emphasis is placed on the results obtained within the framework of the state program "Information society of the Orenburg region". Statistical information on the implementation of measures in the framework of the development of the information space of the Orenburg region is provided. The problems of objective and subjective nature that affect the information management of the Orenburg region, the solution of which will optimize information resources, are identified.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ОПЫТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Troyanskaya Mariya Alexandrovna IMPLEMENTATION OF PUBLIC .

economic sceinces

УДК 330:351/354

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0087

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ОПЫТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2020

AuthorID: 632426 SPIN: 6008-8700 ResearcherID: F-1395-2015 ORCID: 0000-0003-4545-3786 ScopusID: 57192640463

Троянская Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: m_troyanskaya@mail.ru) Аннотация. Использование информационно-коммуникационных технологий играет решающую роль в повышении уровня результативности и эффективности государственного и регионального хозяйствования и управления. Значимым итогом, с нашей точки зрения, применения информационно-коммуникационных технологий представляется формирование комплекса условий (правовые, организационные и технологические условия), позволяющих реально обеспечить каждого гражданина правом на доступ, получение и использование необходимой информации. Aвтором представлены основные цели функционирования электронного правительства Оренбургской области. Приведены результаты деятельности Оренбургской области по информационному обеспечению и информационному сопровождению деятельности Правительства и муниципальных образований региона. Сгруппированы и представлены порталы, с помощью которых в Оренбургской области реализуется информационная открытость государственного управления. Сделан акцент на полученных результатах в рамках реализации государственной программы «Информационное общество Оренбургской области». Приведена статистическая информация по реализации мероприятий в рамках развития информационного пространства Оренбургской области. Выявлены проблемы объективного и субъективного характера, влияющие на информационное обеспечение управления Оренбургской областью, решение которых позволит оптимизировать информационные ресурсы.

Ключевые слова: электронное правительство, электронная информация, IT-технологии в государственном управлении, деятельность органов власти, информационное общество.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES THROUGH E-GOVERNMENT (EXPERIENCE OF THE ORENBURG REGION)

© 2020

Troyanskaya Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: m_troyanskaya@mail.ru) Abstract. The use of information and communication technologies plays a crucial role in increasing the level of efficiency and effectiveness of state and regional management and management. A significant result, from our point of view, of the use of information and communication technologies is the formation of a set of conditions (legal, organizational and technological conditions) that allow each citizen to effectively ensure the right to access, receive and use the necessary information. The author presents the main goals of functioning of the electronic government of the Orenburg region. The results of the Orenburg region's activities on information support and information support for the activities of the Government and municipalities of the region are presented. Portals are grouped and presented with the help of which information openness of public administration is implemented in the Orenburg region. Emphasis is placed on the results obtained within the framework of the state program "Information society of the Orenburg region". Statistical information on the implementation of measures in the framework of the development of the information space of the Orenburg region is provided. The problems of objective and subjective nature that affect the information management of the Orenburg region, the solution of which will optimize information resources, are identified.

Keywords: e-government, electronic information, IT-technologies in public administration, activities of government bodies, information society.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реальные проблемы высокоэффективной и продуктивной деятельности зависят в первую очередь от количества и качества получаемых информационных ресурсов, поскольку именно на их основе готовятся и принимаются адекватные управленческие решения, организуется контроль исполнения принятых управленческих решений. Многофакторное использование информационно-коммуникационных технологий способно значительно повышать уровни качества, достоверности, конфиденциальности и скорости работы с информационными ресурсами, обеспечивать доступность к данным из различных источников на базовом и расширенном уровнях; дает возможность преобразовывать информацию в документальные форматы по определенным требованиям и запросам, с тем, чтобы обеспечивались возможности долгосрочной и надежной сохранности. Современное развитие субъектов государственного и регионального управления сопровождается растущей необходимостью

получать достоверную информацию и обмениваться ею в реальном времени и в реальном пространстве, что приводит к возрастанию объемов информационных ресурсов в управленческой деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучение информации о деятельности органов государственного управления через электронное правительство позволило выделить следующие направления исследований. Так труды П.Д. Гришина, А.А. Миронова [1], Д.В. Ефанова, Г.В. Осадчего [2], Д.В. Кавешникова [3], А.С. Бровко, С.А. Дьякова, А.С. Медведева [4], Д.М. Грачева [5], Г.Г. Шаяхметовой, М.Ю. Буляковой [6], В.С. Новиковой [7] посвящены различным аспектам представления информации по использованию информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов власти. Работы Е.Д. Романовской, Н.А. Зигуры [8], И.В. Андроновой, К.А. Жу-магалиевой [9], И.И. Антоновой, Е.В. Кашкина,

экономические науки

Троянская Мария Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ...

Ш.Г. Магомедова [10], М.Ю. Александрова [11], С.А. Зу-денковой [12], В.С. Богданова [13], И.М. Павленкова [14] отражают положения, касающиеся процесса информатизации управления.

Вопросы развития деятельности органов власти посредством электронного правительства освещаются в работах А.В. Осипова [15], К.В. Голубкиной, С.К. Абрамяна [16], А.М. Степановой [17], О.В. Брянцевой, Е.А. Филипповой [18], Т.Ю. Курилович [19], Ю.Ю. Мос-ковкиной [20]. В тоже время, вопросы реализации деятельности региональных органов власти через электронное правительство в периодической печати не освещаются, хотя изучение передового опыта субъектов Российской Федерации позволило бы регионам использовать в своей практике наиболее эффективные инструменты.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является рассмотрение мероприятий по реализации деятельности органов государственного управления через электронное правительство на примере опыта Оренбургской области.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе подготовки статьи были использованы методы сбора, систематизации и логического анализа информации, представленной в периодических изданиях и сети-Интернет по вопросам деятельности органов государственного управления через электронное правительство.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На основе проведенного мониторинга периодических изданий и нормативно-правовых документов по рассматриваемой проблематике отметим, что в рамках данной статьи под «электронным правительством» нами будет пониматься новый формат организации взаимоотношений и взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями, в котором используются информационные технологии, и государственный служащий и заявитель лично не контактируют друг с другом (контакты минимизированы).

С 24 декабря 2019 г. уполномоченным органом Правительства Оренбургской области, осуществляющим организационную и методическую поддержку основных направлений по управлению в сфере информационных технологий, связи, телекоммуникаций, информационной безопасности и обеспечения защиты персональных данных, развития информационного общества и формирования электронного правительства, является_Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области (ставшее правоприемником департамента информационных технологий Оренбургской области).

Основными целями функционирования электронного правительства Оренбургской области являются:

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней, непосредственное участие организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества и доступности, предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан [21].

Важным направлением функционирования электронного правительства области определены услуги гражданам в электронном формате. Для этой цели сфор-

мирована и успешно работает ИАС (информационно-аналитическая система) оказания государственных и муниципальных услуг для граждан Оренбургской области. Данная ИАС организационно и функционально состоит из:

- реестра государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению Оренбургской области;

- региональной системы межведомственных взаимодействий в электронном формате;

- многофункциональные центры;

- прочих ИАС, предоставляющих государственные и муниципальные услуги гражданам Оренбургской области.

Основное место, где осуществляется доступ к государственным и муниципальным услугам - это многофункциональные центры. На 01.01.2020 года в Оренбургской области функционирует 41 отделение многофункциональных центров.

Отметим, что до начала 2020 года Оренбургская область достигла значительных результатов в информационном обеспечении и информационном сопровождении деятельности Правительства области и местного самоуправления в регионе.

В Оренбуржье сформированы и работают:

а) корпоративные электронные почтовые ящики;

б) единый региональный электронный документооборот;

в) региональное корпоративное межведомственное электронное взаимодействие;

г) информационные массивы и реестры по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

д) ИАС во всех сферах регионального управления;

е) многофункциональные центры по оказанию комплекса государственных и муниципальных услуг;

ж) правительственный удостоверяющий Центр.

Информационная открытость государственного

управления в Оренбургской области осуществляется за счет функционирования следующих информационных порталов:

- Интернет-портал органов государственной власти региона;

- Интернет-портал муниципальных образований региона;

- сайты органов исполнительной власти региона (22 штуки);

- сайты муниципальных образований региона (42 штуки);

- порталы для официального опубликования и обсуждения нормативно-правовых актов региона и его органов исполнительной власти;

- информационно-аналитические порталы органов государственного и муниципального управления региона.

Информационное обеспечение государственного управления в Оренбургской области осуществлялось в рамках государственной программы «Информационное общество Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы».

Первая подпрограмма «Информационный регион» имела задачи по развитию информационного пространства Оренбургской области и обеспечению полноценного функционирования электронного правительства; кроме того, требовалось реализовывать государственную политику по внедрению 1Т-технологий в деятельности регионального Правительства, обеспечивать информационную безопасность и защищать персональные данные граждан Оренбургской области.

В ходе реализации подпрограммы проведена следующая работа:

- оптимизированы и актуализированы уже осуществляемые в электронном виде государственные и муниципальные услуги;

- усовершенствован свободный доступ всех граждан области к услугам в электронном формате:

1) проведено тиражирование и публикация в свобод-

Troyanskaya Mariya Alexandrovna economic

IMPLEMENTATION OF PUBLIC ... sceinces

ном доступе и удобочитаемой форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг интерактивных форм по всем предоставляемым услугам,

2) разработаны и внедрены информационно-аналитические массивы по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которые соответствуют единым функционально-техническим требованиям.

Информационно-аналитическая система по оказанию услуг развивалась по следующим направлениям:

- межведомственный обмен информационными ресурсами и переход на систему межведомственных взаимодействий формата версии 3.0;

- совершенствование системы информационного обеспечения работы многофункциональных центров по расширению перечня предоставляемых услуг и разработки более доступных интерфейсов для всех пользователей - граждан Оренбургской области.

Автоматизация в рамках информационного обеспечения в целом и информационного обеспечения регионального управления осуществлялась по следующим направлениям:

- внедрение и совершенствование ИАС ЗАГС в Оренбургской области;

- интеграция ИАС Правительства области в Единый портал государственных и муниципальных услуг;

- межведомственный обмен информационными ресурсами и переход на систему межведомственных взаимодействий формата версии 3.0.

Работы по обеспечению открытого доступа граждан к информационным ресурсам исполнительной власти Оренбургской области осуществлялись в рамках создания и функционирования сайта открытых данных. Государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий» (ГКУ ЦИТ) Оренбургской области выполнил комплекс запланированных работ: техническое обслуживание, сопровождение и внедрение новых средств связи, телекоммуникации, программно-аппаратного комплекса региона; обеспечение информационной безопасности. По всем заявкам, поступившим в ГКУ ЦИТ, работы выполнены в полных объемах:

- обеспечена доступность информационно-коммуникационных ресурсов Правительства региона;

- увеличен показатель количества домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет;

- увеличена доля сельских муниципальных образований региона, имеющих доступ к инфраструктуре электронного правительства;

- увеличено количество государственных и муниципальных услуг, полностью переведенных в электронный вид;

- рост количества оказанных государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры региона;

- рост широкополосного (высокоскоростного) доступа в Интернет.

В области динамично развивается телекоммуникационная инфраструктура. 423 организации лицензированы для предоставления услуг связи в Оренбургской области, местную телефонную связь предоставляют 42 оператора, мобильную связь предоставляют 5 операторов, зарегистрировано 38 провайдерских организаций, предоставляющих доступ в Интернет-пространство. Уровень проникновения сотовой связи вырос до отметки 169,3 активной сим-карты на 100 граждан дееспособного возраста.

Динамика численности аппаратов телефонной станций представлена в таблице 1.

Также отмечается рост пользователей Интернет-сети - на 01.01.2019 численность в Оренбургской области составила 420 тыс. чел., использующих доступ по проводам и 1645 тыс. чел., пользующихся мобильным Интернетом.

Развитие навигационной информационной системы Оренбургской области заключалось в оснащении всех 366

видов транспорта навигационными приборами Глонасс.

Таблица 1 - Динамика численности аппаратов телефонной станции и зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи за 2016 - 2018 годы

Показатели 2016 2017 2018

Телефонные аппараты телефонной сети общего пользования, тыс. шт. 5483 551,8 559,6

городская сеть, тыс. шт. 400,5 411,6 4193

сельская сеть, тыс. шт. 147,8 140,2 140,3

Абонентские терминалы сотовой связи, тыс. абонентов 137,4 139,5 140,4

Так же проводились мероприятия по развитию информационного пространства Оренбургской области:

- оказание государственной поддержки газетам и журналам, чьими учредителями выступала исполнительная власть Оренбургской области;

- свободный доступ граждан к информационным ресурсам, характеризующим социально-экономическое состояние и перспективы Оренбургской области;

- проведение творческих конкурсов в средствах массовой информации и в полиграфических предприятиях Оренбургской области.

К показателям реализации деятельности органов государственного управления через электронное Правительство Оренбургской области относится использование гражданами услуг в электронном виде и регистрация на портале госуслуг. За 2018 год на едином портале государственных услуг (ЕПГУ) зарегистрировалось 398,6 тыс. чел. - жителей Оренбургской области. То есть на сегодняшний день 46,9 % населения региона старше 14 лет (928,4 тыс. чел.), имеют возможность получать услуги в электронном виде. По требованиям Минкомсвязи эта цифра к концу 2019 года должна будет составлять не менее 70 % населения области (1 384,4 тыс. чел.). Количество подтвержденных учетных записей зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Количество подтвержденных учетных записей зарегистрированных в ЕСИА жителей Оренбургской области

Показатели 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019

количество лиц, использующих ЕСИА, тыс. чел. 121 220,5 529,8 928,4

уд. вес лиц. использующих ЕСИА, в % 6,1 1U 26,8 46,9

из них пользователи, которые подтверждены, тыс. 58,5 74,8 257,2 512,5

место Оренбургской области среди регионов 28 30 31 31

Всего из 928,4 тыс. чел. (46,9 %), зарегистрированных в ЕСИА жителей Оренбургской области - 512,5 тыс. чел. имеют подтвержденные учетные записи. Значительный объем подтверждений происходит в отделениях многофункциональных центров, затем идут отделы управления социальной защиты населения и органы записи актов гражданского состояния, отделения Пенсионного фонда, «Почта России» и офисы «Ростелекома».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как свидетельствуют данные показателей таблицы 3, в Оренбургской области произошел значительный рост востребованности электронных услуг на ЕПГУ. Оренбуржье находится на 6м месте среди субъектов РФ по числу заявок на оказание региональных и муниципальных услуг, поданных в электронном виде с помощью ЕПГУ и 10м месте по числу заявок на оказание федеральных услуг, поданных гражданами в электронном виде с помощью ЕПГУ. Что касается количества заявок на оказание региональных и муниципальных услуг, поданных в электронном виде, то их количество также имело постоянную тенденцию роста. Статистка по ним не столь динамична, поскольку высока стоимость перевода услуги в электронный вид и их вывода на ЕПГУ.

Таблица 3 - Количество заявок на оказание услуг, поданных в электронном виде в Оренбургской области за 2016-2019 годы

Показатели 2016 2017 2018

заявки на оказание услуг, поданные в электронном виде, тыс. шт., в том числе 130,2 276,3 752,5

заявки на оказание федеральных услуг, тыс. шт. 92,8 167,6 585,1

заявки на оказание региональных и муниципальных услуг, тыс. шт. 37,4 108,7 167.4

экономические науки

Троянская Мария Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ...

Анализ информационного обеспечения управления Оренбургской областью позволяет сделать выводы не только о положительной динамике данного процесса, но и об имеющихся проблемах как объективного, так и субъективного характера.

Учитывая высокие темпы освоения информационных технологий в управленческой деятельности, увеличение количества услуг, предоставляемых в электронном формате, увеличение количества управленческих решений, принимаемых на базе информационного обеспечения и информационного сопровождения, проблемным представляется периодическая модернизация, постоянное развитие, более частое обслуживание программно-технических средств и систем, которые обеспечивают безаварийное функционирование электронных сервисов.

По этим же основаниям актуальной представляется проблема подготовки высокопрофессиональных, грамотных 1Т-специалистов, разработчиков программного обеспечения. В настоящее время уровень подготовки перечисленных работников оставляет желать лучшего.

Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о том, что Электронное правительство Оренбургской области носит ведомственный характер, правительственные информационные ресурсы разобщены и разнона-правлены, служат лишь ведомственным интересам своих разработчиков, поэтому информационное обеспечение и информационное сопровождение управленческих процессов в Оренбургской области носит по большей части фрагментарный характер. Созданные информационные массивы и ресурсы в основе своей обслуживают деятельность отдельного министерства, или даже отдельного отдела или комитетов при министерствах.

Муниципальные образования в области, особенно, те сельские поселения, которые значительно удалены от областного центра и районных структур, обладают недостаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой; отпечаток накладывает даже сложный (гористый) рельеф местности. Это, конечно, серьезно ограничивает доступ к информационным ресурсам и к информационно-коммуникационным технологиям во всей Оренбургской области.

В формировании и развитии региональных информационных ресурсов Правительство Оренбургской области предпринимает попытки на всех уровнях (идеологическом, материальном, финансовом) поддерживает региональное телерадиовещание, региональные информационные площадки, которые занимаются решением социальных задач. Вместе с тем, существенная методологическая причина нерациональной структуры информационного обеспечения и информационного сопровождения деятельности Правительства Оренбургской области заключается в доминировании ведомственных функционально-ориентированных подходов в формировании информационных массивов; практически все отраслевые и ведомственные управленческие структуры пытаются решать собственные функциональные задачи на основе собственных закрытых информационных ресурсов. А это чревато таким следствием, что однотипная или одна и та же информация содержится в различных базах данных, и на ее создание и поддержание в актуальном состоянии тратятся материальные и финансовые ресурсы практически всех ведомств.

Ясно, что информация дублируется с самого первого этапа: сбор востребованной информации, далее создатели ведомственных массивов и баз данных многократно дублируют получаемые информационные ресурсы в своих базах; кроме того, раздутые базы данных серьезно (в финансовом и технологическом плане) затрудняют их хранение.

Установленный порядок не может гарантировать, что ведомство получит информацию в необходимых объемах для принятия определенного управленческого решения. А доступ к информационным ресурсам других ведомств закрыт, либо получение информации сопря-

жено с трудностями, связанными с бюрократическими препонами.

Необходимо учитывать и следующий факт, что форматы хранимых файлов могут быть несовместимыми в разных базах; технологии по обновлению баз данных разведены по срокам и объемам. Лингвистические средства, используемые в информационных технологиях, могут привести к неоднозначному и противоречивому толкованию и пониманию, например, текстов. Перечисленные факторы приводят к тому, что ведомственные органы Правительства Оренбургской области не имеют возможности совместно использовать весь информационный потенциал органов исполнительной власти региона.

Негативным результатом обозначенных недостатков, в первую очередь, представляется рост финансовых затрат (следует обязательно учитывать, что это бюджетные средства), которые будут тратиться на то, чтобы собрать, ввести в базы данных и в дальнейшем хранить эти данные на серверах ведомств и учреждений. Также можно отметить, что структура информационных массивов и баз данных очень жестко зависит от организации всего регионального управления. Если при смене главы региона, к примеру, происходит реорганизация министерств, управлений, комитетов и ведомств, то это обязательно приводит, либо к частичному разрушению баз данных и информационных массивов, либо к полной утрате / потере доступа пользователей к этим ресурсам.

Проблемы функционального информационного обеспечения и информационной поддержки управленческой деятельности в Оренбургской области определяются недостаточной развитостью имеющегося программно-технического оборудования и телекоммуникационных баз; указанный фактор значительно усложняет технологически необходимый и экономически оправданный обмен информационными ресурсами внутри информационных систем органов исполнительной власти.

Изолированные ведомственные и территориальные информационные системы практически сводят на нет эффект от использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышают бюджетные расходы на обслуживание процессов информатизации и в конце концов приводят к общему непониманию необходимости использования ИКТ в управленческой деятельности на уровне региона.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Важным направлением функционирования «электронного правительства» области определены услуги гражданам в электронном формате. Для этой цели сформирована и успешно работает информационно-аналитическая система (ИАС) оказания государственных и муниципальных услуг для граждан Оренбургской области. Данная ИАС организационно и функционально состоит из: реестра государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению Оренбургской области; региональной системы межведомственных взаимодействий в электронном формате; многофункциональных центров; прочих ИАС, предоставляющих государственные и муниципальные услуги гражданам Оренбургской области.

Анализ информационного обеспечения управления Оренбургской областью позволяет сделать выводы не только о положительной динамике данного процесса, но и имеющихся проблемах как объективного, так и субъективного характера. Проблемным представляется периодическая модернизация, постоянное развитие, более частое обслуживание программно-технических средств и систем, которые обеспечивают безаварийное функционирование электронных сервисов. По этим же основаниям актуальной представляется проблема подготовки высокопрофессиональных, грамотных ГГ-специалистов, разработчиков программного оборудования. «Электронное правительство» Оренбургской области носит ведомственный характер, правительственные

Troyanskaya Mariya Alexandrovna IMPLEMENTATION OF PUBLIC ..

economic sceinces

информационные ресурсы разобщены и разнонаправле-ны, служат лишь ведомственным интересам своих разработчиков, поэтому информационное обеспечение и информационное сопровождение управленческих процессов в Оренбургской области носит по большей части фрагментарный характер. Созданные информационные массивы и ресурсы в основе своей обслуживают деятельность отдельного министерства, или даже отдельного отдела иди комитета при министерствах.

Преодоление выделенных проблем в организации информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области позволит оптимизировать информационные ресурсы, сократит бюджетные затраты на информационные процессы, повысит эффективность государственного, регионального и муниципального управления в Оренбуржье. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гришин П.Д., Миронов А.А. Теоретические основы внедрения информационных технологий управления в государственном управлении //Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-1 (10). С. 90-96.

2. Ефанов Д.В., Осадчий Г.В. Концепция систем управления на основе информационных технологии //Автоматика, связь, информатика. 2018. № 5. С. 20-23.

3. Кавешников Д.В. Основы применения информационных технологий в муниципальном управлении // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2018. № 2. С. 76-78.

4. Бровко А.С., Дьяков С.А., Медведев А.С. Роль информационных технологий в современном управлении // Социальные науки. 2018. № 2 (21). С. 3-7.

5. Грачев Д.М. Информационные технологии в развитии государственного управления // Colloquium-journal. 2019. № 8-9 (32). С. 34-35.

6. Шаяхметова Г.Г., БуляковаМ.Ю. Информационные технологии в управлении // Вестник современных исследований. 2019. № 4.1 (31). С. 112-116.

7. Новикова В.С. Перспективы развития государственного управления в контексте информационных технологий // Дневник науки. 2019. № 3 (27). С. 73.

8. Романовская Е.Д., Зигура Н.А. Информатизация в сфере государственного управления в России // Отечественная юриспруденция. 2018. № 4 (29). С. 79-82.

9. Андронова И.В., Жумагалиева К.А. Процессы информатизации в государственном управлении России // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2018. № 8. С. 16-19.

10. Антонова И.И., Кашкин Е.В., Магомедов Ш.Г. Информатизация муниципального управления //Проблемы научной мысли. 2017. Т. 5. № 2. С. 019-022.

11. Александров М.Ю. Методические подходы к управлению развитием информатизации государства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81). С. 210-218.

12. Зуденкова С.А. Информатизация органов государственного и муниципального управления // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 209-222.

13. Богданов В.С. Информатизация регионального управления: проблемы и перспективы //Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 2 (25). С. 27-47.

14. Павленков И.М. Проблемы и задачи информатизации процессов управления муниципального образования // Инновации в менеджменте. 2018. № 1 (15). С. 42-49.

15. Осипов А.В. Современные возможности развития электронной демократии в системе электронного правительства республики Беларусь: модель, принципы и элементы // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. № 18. С. 206-214.

16. Голубкина К.В., Абрамян С.К. Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 80-82.

17. Степанова А.М. Информационная политика государства по продвижению электронного правительства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 2 (22). С. 65-73.

18. Брянцева О.В., Филиппова Е.А. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих электронное правительство // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-6. С. 22-28.

19. Курилович Т.Ю. Анализ внедрения электронного правительства и цифрового государства в Российской Федерации //Информатизация образования и науки. 2019. № 2 (42). С. 127-138.

20. Московкина Ю.Ю. Электронное правительство Российской Федерации: состояние и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-4. С. 12-13.

21.https://digi tal.orb.ru/docs/dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya/ - документы Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области

Статья поступила в редакцию 10.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.