Научная статья на тему 'Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе'

Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе»

Научный дебют

139

ссылок, и состоит из двух версий: печатной и онлайновой.

Пример зарубежного издания может стать катализатором работы по расширению и усовершенствованию Лингвистического энциклопедического словаря, а возможно, и будущей многотомной лингвистической энциклопедии, необходимость создания которой с годами становится всё более очевидной.

Литература

1. Цит. по: Кузин Ф.А. Естественнонаучная,

техническая и медицинская книга. - М., 1992.

2. Лингвистический энциклопедический словарь

/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. - С. 592.

3. Лингвистический энциклопедический сло-

варь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990; DVD-версия. - М., 2008.

4. Encyclopedia of Language and Linguistics, 14-

vol. set / K. Brown (Ed.). - Elsevier, 2005.

Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе

А. СИРАЗЕЕВА, ст. преподаватель Казанский финансовоэкономический институт

Более 40 лет педагогические идеи Карла Роджерса - ученого, создателя гуманистической психологии - оказывают колоссальное влияние на методы и практику современного образования. В основе его концепции обучения лежит профессиональное наблюдение: способы и средства успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности одни и те же. Он считает, что для достижения успеха в обеих областях необходимы эмпатия (сопереживание, проникновение в мир чувств другого человека), принятие (теплое, человечное отношение к ученику, принимающее его без каких-либо условий таким, каков он есть) и конгруэнтность (открытое и искреннее поведение, которое позволяет педагогу во взаимодействии выражать свою подлинную личность, свое истинное «Я») [1].

К. Роджерс настаивает на необходимости создания таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасили-тацией осмысленного учения. Под «фаси-литацией » понимается и облегчение, и стимулирование процесса учения для обучающегося, что предполагает формирование особой интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, атмосферы педагогической и психологической поддержки.

Новый подход в обучении он называет человекоцентрированным (person-centered), значимым, в результате которого изменяется внутренний мир личности, чувственно-когнитивный опыт студента. Таким образом, речь идет не просто об информационном накоплении фактов, но также об объединении интеллектуального (логического) и чувственного (интуитивного).

Значимое обучение (significant lear-пі^)может быть следствием только самообучения, в процессе которого студент становится ответственной, самостоятельной, креативной личностью. Так как такой вид обучения включает чувства, мысли и действия студента, он является наиболее прочным. Главным здесь становится не оценка других, что является принципом традиционной педагогики, а самооценка и самокритика.

Роджерс считает, что учение - это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента, связанного со всей его личностью. Этот опыт передать невозможно, так как он у всех разный. Студент может научиться чему-либо, лишь самообучаясь, и только в этом случае происходит значимое научение. При таком типе обучения он становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся на себя, для него главным являются самокритика и самооценка, а

140 Высшее образование в России • № 12, 2008

оценка другого второстепенна. В связи с этим преподаватель должен предоставить ученикам все возможные средства для самообучения. Сам он также в представлении Роджерса является средством обучения, поскольку студенты могут консультироваться у него и спорить с ним. Происходит то, что мы называем «диалогом».

Все это, казалось бы, ставит под вопрос необходимость опоры на лекции как способ передачи знаний в учебном процессе. По мнению Роджерса, использовать их нужно только тогда, когда обучающиеся хотят этого. Вместе с тем лекция как форма обучения имеет полное право на существование в педагогическом процессе. Она выполняет свою дидактическую функцию в организации познавательной деятельности студентов, информируя слушателей о новом знании. При этом лекция должна ориентировать студента не просто на усвоение этого знания, но на его осмысление для решения определенных практических или теоретическихпроблем в разных предметных областях.

Рассмотрим лекцию в вузе с позиций концепции человекоцентрированного обучения. Напомним, что она строится на следующих принципах: самоактуализации личности; индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучаемого; взаимоуважения, открытости в отношениях между преподавателем и студентами; уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса; культуры коммуникации; опоры на положительные качества личности; самостоятельного конструирования знания; устойчивой мотивации познавательной деятельности студентов; рефлексии собственной деятельности и деятельности партнера [2, с. 287].

Учитывая данные принципы гуманистической концепции, при характеристике лекционных занятий необходимо обратить внимание на организацию и структурирование содержания материала, подачу информации, взаимодействие преподавателя и учащихся.

Что касается организации лекционного материала, следует иметь в виду неумение современных студентов быстро ориентиро-

ваться в получаемой информации и самостоятельно выделять главную мысль. Поэтому при организации лекционного материала нужно выделять ключевые идеи, неоднократно возвращаясь к ним, задерживая на них внимание студентов. Необходимо структурировать учебный материал, демонстрируя им план лекции и список литературы. Для того чтобы логика представления нового материала была понятна, стоит напоминать слушателям базисные логические нити всего курса, последовательность раскрытия основных понятий и положений, на котором он строится. Немаловажно, чтобы преподаватель в ходе лекции систематически возвращался к основным идеям. Таким образом, построение любой лекции включает в себя и выделение главной мысли, и повторение основных понятий в качестве подтверждения новых идей.

Говоря о способах подачи материала, которые влияют на восприятие лекции в большей мере, их можно охарактеризовать с точки зрения носителя информации и применения средств наглядности. Подача информации с помощью электронных носителей подразумевает использование слайд-презентаций, фрагментов Интернет-ресурсов и мультимедиа. Учитывая разносторонние задачи учебного процесса, многообразие учебных ситуаций, каждый из перечисленных способов подачи лекционного материала может найти свое место.

Способ взаимодействия преподавателя и учащихся во время лекционного занятия является не менее важным фактором человекоцентрированного обучения. С этой точки зрения можно выделить несколько типов лекций:

■ вводные (могут быть и информационными, и проблемными);

■ эвристические (активное вовлечение учащихся в беседу или дискуссию по ходу лекции);

■ обзорные (могут быть информационными, проблемными, а также эвристическими);

■ лекции-консультации (могут быть информационными или строиться на основе активного взаимодействия с преподавателем).

Научный дебют

141

Предпочтительным способом ведения занятия Карл Роджерс считал тип лекции-консультации. Он полагал, что студенты должны заранее подготовиться к лекции, сформулировав ключевые вопросы, вызывающие у них затруднения. Если студент разбирается в данной теме, это означает наличие у него умения сформулировать по теме ключевой вопрос. Роджерс предлагает организовать небольшую дискуссию в начале лекции, для того чтобы студенты могли заранее выделить моменты, требующие пристального внимания, с последующими комментариями сложных моментов со стороны преподавателя. По его мнению, именно такие моменты являются значимыми, и на своих лекциях он настаивал, чтобы студенты готовили квалифицированные вопросы и старались найти на них возможные ответы.

В течение многих лет работая преподавателем в университете, Роджерс на практике показал блестящий пример значимого обучения, о чем свидетельствуют письма его учеников. По Роджерсу, основным препятствием во взаимном межличностном общении является наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять, делать заявление о другом человеке или о группе людей. Эту мысль он иллюстрирует следующим примером: «Когда вы покинете сегодняшнее заседание, вы, вполне вероятно, услышите утверждение типа: «Мне не понравилось выступление этого челове-ка...».Вы либо ответите: «Мне тоже не понравилось. По-моему, оно было ужасно!», либо будете склонны ответить: «А я думаю,

оно было очень хорошим!». Или возьмем другой пример. Предположим, что я произнесу с чувством: «Я думаю, что республиканцы проводят политику, демонстрирующую в данное время много здравого смысла ». Наиболее вероятно, что реакция на это утверждение будет иметь оценочный характер: «Он, должно быть, консерватор», либо «он отлично мыслит »... Хотя стремление давать оценки почти всегда присутствует при обмене репликами, оно значительно усиливается тогда, когда глубоко затронуты наши чувства и эмоции. Поэтому чем сильнее наши чувства, тем более вероятно, что элемент взаимности в общении будет отсутствовать. Там будет две идеи, два чувства, две оценки, не совпадающие друг с другом в психологическом пространстве [3].

Как разрешить эту проблему? Настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с пониманием, что является еще одной важной стороной значимого обучения. Это значит уметь посмотреть на высказанные идеи с точки зрения другого человека, почувствовать, что это значит для него, встать на его позицию.

Литература

1. Роджерс К.. О становлении личностьи. Психо-

терапия глазами психотерапевта. - М., 1994.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современ-

ные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М., 2007.

3. Роджерс К.Р., Фрейберг Дж. Свобода учить-

ся. - М., 2002.

С. МАЗАЕВ, аспирант Академия экономической безопасности МВД РФ

Мужество в философской традиции определяется как способность утверждать свое сущностное бытие вопреки угрозе небытия [1]. Если говорить о современном российском образовании и науке, то сегодня небытие им грозит, в частности, в виде плохо продуманных и наспех орга-

Мужество быть ученым

низованных реформ. Встречает эту угрозу мужество особого рода - мужество ученого, выраженное в виде воли, вооруженной точнейшими средствами логики, диалектики и дидактики.

Реформаторский энтузиазм исходит из благого побуждения сделать все макси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.