Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее медицинское образование / обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза / аудиовизуальный метод / инновационные технологии / языковые умения и навыки / higher medical education / teaching foreign language to students at non-linguistic university / audiovisual method / innovative technologies / language skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Э. Азизханова, М.Ш. Рамазанова, А.Г. Джамалудинова

Рассматриваются некоторые наиболее существенные, на взгляд авторов, черты процесса реализации аудиовизуального метода (АВМО) в ходе обучения студентов медицинских факультетов иностранному языку. Для этого сначала раскрывается сущность аудиовизуального метода. Затем характеризуются основные принципы его применения при обучении иностранному языку лиц, осваивающих неязыковые специальности. Изучаются ключевые направления использования данного метода в образовательной практике. Рассматриваются главные особенности хода занятий по иностранному языку, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода. Демонстрируются основные категории заданий, по мнению авторов, являющихся наиболее применимыми в ходе предполагающих успешную реализацию аудиовизуального метода обучения занятий со студентами, осваивающими медицинские специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Э. Азизханова, М.Ш. Рамазанова, А.Г. Джамалудинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE AUDIOVISUAL METHOD IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF MEDICAL FACULTIES

Most significant, in the authors’ opinion, features of the implementing the audiovisual method (AVMO) process in teaching foreign language to students’ medical faculties are considered. To do this, the essence of the audiovisual method is first revealed. Then its application basic principles in teaching a foreign language to persons mastering non-linguistic specialties are characterized. The key directions of using this method in educational practice are studied. The course of foreign language classes main features conducted with medical students using the audiovisual method are considered. The main tasks categories are demonstrated, which are, in the authors’ opinion, the most applicable in the course of assuming the successful implementation of the audiovisual method of teaching classes with students mastering medical specialties.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ramazanova M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Jamaludinova A.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE AUDIOVISUAL METHOD IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF MEDICAL FACULTIES.

Most significant, in the authors' opinion, features of the implementing the audiovisual method (AVMO) process in teaching foreign language to students' medical faculties are considered. To do this, the essence of the audiovisual method is first revealed. Then its application basic principles in teaching a foreign language to persons mastering non-linguistic specialties are characterized. The key directions of using this method in educational practice are studied. The course of foreign language classes main features conducted with medical students using the audiovisual method are considered. The main tasks categories are demonstrated, which are, in the authors' opinion, the most applicable in the course of assuming the successful implementation of the audiovisual method of teaching classes with students mastering medical specialties.

Key words: higher medical education, teaching foreign language to students at non-linguistic university, audiovisual method, innovative technologies, language skills.

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

М.Ш. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

А.Г. Джамалудинова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Рассматриваются некоторые наиболее существенные, на взгляд авторов, черты процесса реализации аудиовизуального метода (АВМО) в ходе обучения студентов медицинских факультетов иностранному языку Для этого сначала раскрывается сущность аудиовизуального метода. Затем характеризуются основные принципы его применения при обучении иностранному языку лиц, осваивающих неязыковые специальности. Изучаются ключевые направления использования данного метода в образовательной практике. Рассматриваются главные особенности хода занятий по иностранному языку, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода. Демонстрируются основные категории заданий, по мнению авторов, являющихся наиболее применимыми в ходе предполагающих успешную реализацию аудиовизуального метода обучения занятий со студентами, осваивающими медицинские специальности.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза, аудиовизуальный метод, инновационные технологии, языковые умения и навыки.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, не должна вызывать сомнений, если учесть, что современное общество требует от системы высшего образования подготовки таких специалистов, которые способны к быстрой адаптации в характерных для него динамически меняющихся условиях. Подобным профессионалам присуща высокая степень социальной мобильности. Они также демонстрируют осознанное стремление к совершенствованию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни [1-5].

В свою очередь, актуализация вышеуказанных требований на современном этапе развития нашей страны в значительной мере способствует интенсификации поисков наиболее рациональных подходов в обучении иностранному языку студентов неязыковых, в том числе медицинских, вузов [6-10]. В подобных обстоятельствах основная задача преподавания иностранного языка студентам-медикам - создание условий, стимулирующих их поисковую и творческую работу [10-12]. Описанные метаморфозы в системе языковой подготовки требуют внедрения в вузовскую практику передовых методов преподавания иностранных языков.

В их числе внимания заслуживает аудиовизуальный метод обучения (АВМО), роли которого в процессе обучения иностранному языку студентов медицинских факультетов будет посвящена наша статья.

Соответственно, её цель - рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с реализацией аудиовизуального метода в процессе обучения студентов медицинских факультетов иностранному языку.

С целью коррелируются следующие задачи:

- раскрыть сущность аудиовизуального метода;

- охарактеризовать основные принципы его применения при обучении иностранному языку лиц, осваивающих неязыковые специальности;

- изучить ключевые направления использования АВМО в образовательной практике;

- рассмотреть главные особенности хода занятий по иностранному языку, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода;

- продемонстрировать, какие задания применимы в ходе учебных занятий с использованием АВМО.

Нами были использованы следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, посвящённой различным вопросам, связанным с интеграцией АВМО в практику языкового образования;

- анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении основных потенций, присущих рассматриваемому методу обучения в смысле модернизации процесса преподавания иностранных языков студентам-медикам на современном этапе развития соответствующего сегмента системы ВО.

Теоретическая значимость статьи заключается в изучении наиболее значимых особенностей аудиовизуального метода, делающих его прогрессивным с точки зрения совершенствования процесса обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.

Практическая значимость состоит в определении оптимальных, на наш взгляд, путей его внедрения в повседневную практику изучения иностранных языков студентами медицинских факультетов.

Суть АВМО заключается в обучении иностранному языку при условии наличия ограничений как во времени, так и в лексико-грамматическом материале. При этом последний должен быть характерен преимущественно для разговорного стиля речи, что, в свою очередь, подразумевает интенсификацию использования зрительной и слуховой наглядности в образовательном процессе [12; 13]. Таким образом, интересующий нас метод обучения иностранным языкам студентов-медиков относится к числу методов обучения, характеризующихся яркой коммуникационной направленностью. Цель его внедрения в образовательную практику - возможно более быстрая интеграция будущих профессионалов, которым предстоит работать в условиях постиндустриального общества с его размыванием границ и непредсказуемой социальной динамикой, в сферу общения с носителями языка [6; 8].

Благодаря таким особенностям к настоящему моменту аудиовизуальный метод получил достаточно широкое распространение в европейских вузах. В ходе его применения главным средством обучения становятся озвученные диалоги в литературно-разговорном варианте. При этом структуры диалогических единств составляют ядро процесса обучения студентов, осваивающих неязыковую специальность, устной речи [6, с. 2003]. Их тренировка должна проходить с учётом реальных ситуаций. Последние создаются средствами аудиовизуальной наглядности. Широкое внедрение таких средств в образовательный процесс с большой вероятностью будет способствовать скорейшему установлению связей между языковыми формами и их реальным содержанием, а равно и конкретными ситуациями общения. В итоге существенно облегчится процесс усвоения студентами неязыковых вузов, в том числе медиками, необходимого учебного материала.

На современном этапе разработки соответствующей проблематики можно выделить основные принципы применения этого метода при обучении иностранному языку студентов медицинских факультетов (табл. 1).

Таблица 3

Формулировки заданий для обсуждения после просмотра видеофрагментов на занятиях по иностранному языку

Таблица 1

Основные принципы применения АВМО

Наименование Характеристика

Принцип опоры на разговорную речь Цель обучения иностранному языку с использованием АВМО - практическое овладение языком как средством общения, соответственно, основным учебным материалом является разговорная речь в диалогической форме

Принцип ситуатив-ности Необходимый к изучению языковой материал вводится в виде диалогов, отражающих ситуации повседневной жизни.

Принцип устной основы обучения и устного опережения Так как основу обучения с применением рассматриваемого метода составляет устная речь, то студенты сначала учатся понимать её на слух, отрабатывают навыки воспроизведения, а только потом у них развивается система умений и навыков, связанных с правильным выражением мыслей в устной и письменной форме [14-15]

Принцип функциональности Грамматика изучается практически. Содержанием речи определяется подбор средств её выражения

Принцип глобальности Восприятие учащимися языкового материала осуществляется на слух в виде целостных структур, то есть глобально

Принцип зрительно-слухового синтеза На занятиях со студентами-медиками по иностранному языку предусматривается использование средств как слуховой наглядности (аудиозапись), так и зрительной (видео) [3; 6; 11]

Принцип беспере-водности Родной язык исключается из общения между участниками образовательного процесса

Принцип ситуатив-ности Подразумевает тщательный отбор ситуаций общения, живой, непринужденный характер диалогов

№ п/п Формулировка

1 Посмотрите фрагмент, замените термины в скобках на соответствующие английские эквиваленты в следующих предложениях

2 Согласитесь или опровергните приведённые утверждения, используя выражения согласия/несогласия, которые вы узнали из просмотренного фрагмента

3 Посмотрите фрагмент ещё раз, закончите услышанные предложения и переведите их на русский язык

4 Ознакомьтесь с видеофрагментом, заполните пропуски недостающими терминами и артиклями там, где это необходимо

5 В соответствии с содержанием фрагмента выберите ответы на вопросы [12, с. 330]

В ходе преподавания иностранного языка студентам медицинских факультетов аудиовизуальный метод может быть использован в двух направлениях (табл. 2).

Таблица 2

Направления использования аудиовизуального метода

№ п/п Описание

1 Всё обучение ИЯ проходит в русле АВМО. Таким образом, происходит погружение студентов в атмосферу изучаемого языка. Это направление требует создания специальных учебных материалов. Ему можно следовать, например, в рамках спецкурсов [6, с. 2005]

2 Предполагает применение рассматриваемого метода в качестве дополнительного на занятиях по иностранному языку, в ходе которых использование его элементов предоставляет широкие возможности в плане моделирования различных ситуаций общения [15, с. 122]

На занятиях, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода, атмосфера реальной языковой коммуникации создается при помощи аудиовизуальных средств. Их применение в учебном процессе позволяет формировать у них систему знаний, умений и навыков, связанных с пониманием речи на слух и с говорением. Действительно, применение таких средств позволяет точнее понять смысл речи носителей языка, развить у студентов навыки правильного произношения. Также они облегчают закрепление пройденного грамматического, лексического и фонетического материала [2; 5; 7; 13].

Например, Т.В. Бобышева, проводя занятия по ИЯ со студентами-медиками, в целях усвоения правильного произношения с успехом применяет программу синтезатора речи IVONA. Её использование в целях воспроизведения текстов интернет-страниц и файлов позволяет достичь высокого уровня качества устной речи обучаемых [14, с. 41].

Выбирая видео для использования на учебных занятиях в русле интересующего нас подхода, педагогам необходимо учитывать его продолжительность. Видеофайлы, длительность которых составляет свыше 30 мин., не должны транслироваться в рамках одного занятия. В данном случае оптимальная продолжительность выбранных фрагментов составляет о 7 до 15 мин. Останавливать просмотр фрагментов следует так часто, чтобы было возможным проведение их обсуждения и анализа [6; 11; 13].

При использовании на занятиях видеофрагментов возможны несколько формулировок заданий, предназначенных для обсуждения после знакомства с ними (табл. 3).

В ходе занятий по иностранному языку, проводимых со студентами медицинских факультетов в русле АВМО, наиболее применимым типом заданий являются языковые упражнения. Они предназначены для формирования у будущих профессионалов в соответствующей области системы навыков говорения. Её развитие осуществляется на материале языковых единиц: отдельных слов, словосочетаний и предложений [6; 9; 12].

Языковые упражнения, могущие быть использованными в русле указанного метода, подразделяются на четыре категории (табл. 4).

Таблица 4

Категории языковых упражнений, применимых в русле аудиовизуального метода

Категория Характеристика

Имитативные упражнения Успешное выполнение студентами-медиками упражнений, относящихся к данной категории, предусматривает повторение ими речевых образцов без изменения первоначальной структуры и содержания последних. Выполнению таких упражнений, как правило, предшествует задание «Слушайте и повторяйте» [8;11]

Условная беседа В начале выполнения этого упражнения преподаватель предлагает обучающимся тему для беседы и просит их высказаться по ней. При этом могут быть предложены опорные слова, представленные на заранее подготовленном слайде, которые в ходе беседы необходимо будет использовать

Дискутивные упражнения Предусматривают обсуждение какой-либо проблемы, актуальной с точки зрения современной медицины. Перед началом её обсуждения студентам могут быть предложены план, вопросы, опорные слова

Инициативные упражнения Связаны с участием студентов-медиков в интервью или пресс-конференции. По сути, являются различными вариантами игровых заданий, различающихся между собой по своему характеру и используемому лексико-грамматическому материалу. Интервью, например, представляет собой беседу в форме «вопрос - ответ». При этом основной его темой может быть какая-либо проблема, представляющая для учащихся профессиональный интерес [10; 14; 15]

Теперь необходимо подвести итоги проделанной работы.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современный социум, в том числе на территории РФ, требует от системы высшего образования подготовки таких специалистов, которые с большой вероятностью будут способны к быстрой адаптации в свойственных ему динамически меняющихся условиях. Подобные профессионалы характеризуются высокой степенью социальной мобильности. Они также демонстрируют осознанное стремление к совершенствованию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни.

Актуализация вышеуказанных требований на современном этапе развития нашей страны в значительной мере способствует интенсификации поисков наиболее рациональных подходов и методов в обучении иностранному языку студентов неязыковых, в том числе медицинских, вузов.

В частности, определённого внимания заслуживает аудиовизуальный метод обучения.

Его суть состоит в обучении иностранному языку при условии наличия ограничений как во времени, так и в лексико-грамматическом материале. Последний должен быть характерен преимущественно для разговорного стиля речи. Это,

в свою очередь, подразумевает интенсификацию использования зрительной и слуховой наглядности в образовательном процессе.

На современном этапе разработки соответствующей проблематики можно выделить следующие основные принципы применения этого метода при обучении иностранному языку студентов медицинских факультетов: принцип опоры на разговорную речь, принцип ситуативности, принцип устной основы обучения и устного опережения, принцип функциональности, принцип глобальности, принцип зрительно-слухового синтеза, принцип беспереводности и принцип ситуатив-ности.

В ходе преподавания иностранного языка студентам медицинских факультетов аудиовизуальный метод может быть использован в двух направлениях.

При его использовании в первом направлении обучение языку проходит в русле АВМО. Таким образом, происходит погружение студентов в атмосферу

Библиографический список

изучаемого языка. Это направление требует создания специальных учебных материалов. Ему можно следовать, например, в рамках спецкурсов.

Второе же направление предполагает применение рассматриваемого метода в качестве дополнительного на занятиях по иностранному языку, в ходе которых использование его элементов предоставляет широкие возможности в плане моделирования различных ситуаций общения.

На занятиях, проводимых со студентами-медиками с использованием аудиовизуального метода, атмосфера реальной языковой коммуникации создается при помощи аудиовизуальных средств. Их применение в учебном процессе позволяет формировать у них систему знаний, умений и навыков, связанных с пониманием речи на слух и говорением. При этом наиболее применимым типом заданий являются языковые упражнения. В русле интересующего нас метода они подразделяются на четыре категории: имитативные, условная беседа, дискутив-ные и инициативные.

1. Булах К.В., Бурцева Е.Ф. Модель профессиональной подготовки специалиста с учётом требований современного рынка труда. Вестник АГУ. 2018; Выпуск 3 (223): 39-44.

2. Часовских Н.С. Совершенствование подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 312-318.

3. Киригитов Б. Внедрение современных учебных ресурсов и программного обеспечения на основе компьютерных технологий. Вопросы науки и образования. 2019; № 32: 78-80.

4. Ланская И.А. Непрерывное образование в аспекте гармонизации межнациональных отношений. Актуальные проблемы обучения дисциплинам гуманитарного цикла в высшей школе: сборник статей и тезисов X Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГСХА, 2017: 109-111.

5. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Системно-деятельностный подход - основа проектирования информационно-образовательной среды. Информатика и образование. 2017; № 3 (282): 42-45.

6. Соина И., Петрусенко Н. Особенности использования аудиовизуального метода в процессе совершенствования иноязычных профессионально-речевых навыков студентов. Traektoria Nauki = Path of Science. 2019; Vol. 5, № 2: 2001-2007.

7. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2008.

8. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва: ВЛАДОС, 2018.

9. Загоскина И.В. Мотивация в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Концепт. 2019; № 11: 1-7.

10. Жидкова Н.В. Обучение грамматике иностранного языка в неязыковом вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; № 1-4 (52): 52-55.

11. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Москва: Филоматис, 2010.

12. Выстропова О.С., Крайникова С.А. Применение видеоресурсов при обучении студентов-менеджеров английскому языку в медицинском университете. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 327-334.

13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2000.

14. Бобышева Т.В. Использование аудиовизуальных средств при дистанционном обучении иностранному языку студентов фармацевтического факультета. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; № 1-4 (52): 40-44.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bulah K.V., Burceva E.F. Model' professional'noj podgotovki specialista s uchetom trebovanij sovremennogo rynka truda. Vestnik AGU. 2018; Vypusk 3 (223): 39-44.

2. Chasovskih N.S. Sovershenstvovanie podgotovki studentov v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii, v tom chisle v pedagogicheskih vuzah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 312-318.

3. Kirigitov B. Vnedrenie sovremennyh uchebnyh resursov i programmnogo obespecheniya na osnove komp'yuternyh tehnologij. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2019; № 32: 78-80.

4. Lanskaya I.A. Nepreryvnoe obrazovanie v aspekte garmonizacii mezhnacional'nyh otnoshenij. Aktual'nye problemy obucheniya disciplinam gumanitarnogo cikla v vysshej shkole: sbornik statej i tezisov X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: NGSHA, 2017: 109-111.

5. Zenkina S.V., Suvorova T.N. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod - osnova proektirovaniya informacionno-obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2017; № 3 (282): 42-45.

6. Soina I., Petrusenko N. Osobennosti ispol'zovaniya audiovizual'nogo metoda v processe sovershenstvovaniya inoyazychnyh professional'no-rechevyh navykov studentov. Traektoria Nauki = Path of Science. 2019; Vol. 5, № 2: 2001-2007.

7. Gez N.I. Istoriya zarubezhnoj metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov. Moskva: Akademiya, 2008.

8. Soloncova L.P Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: VLADOS, 2018.

9. Zagoskina I.V. Motivaciya v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Koncept. 2019; № 11: 1-7.

10. Zhidkova N.V. Obuchenie grammatike inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; № 1-4 (52): 52-55.

11. Schukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Filomatis, 2010.

12. Vystropova O.S., Krajnikova S.A. Primenenie videoresursov pri obuchenii studentov-menedzherov anglijskomu yazyku v medicinskom universitete. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 327-334.

13. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Novye pedagogicheskie i informacionnye i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2000.

14. Bobysheva T.V. Ispol'zovanie audiovizual'nyh sredstv pri distancionnom obuchenii inostrannomu yazyku studentov farmacevticheskogo fakul'teta. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; № 1-4 (52): 40-44.

Статья поступила в редакцию 04.10.22

УДК 378

Rabadanov M.Kh, Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Rector of Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: rab_mur@mail.ru

Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Avshalumova L.Kh., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Head of Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

FORMATION OF PATRIOTIC VALUES AMONG STUDENTS IN CULTURAL AND LEISURE EVENT "I AM AN ECHO OF MY GRANDFATHER, THE PATRIOT OF THE COUNTRY OF MOUNTAINS". The article reveals problems of patriotic values formation among students in cultural and leisure event "I am an echo of my grandfather, the patriot of the country of mountains", contributing to ethnic identity. The appeal of the research view to the problem of the ethnotourism using as a cultural and leisure activity form, the resource of education institutions is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the younger generation patriotic education upbringing. The spiritual and moral potential of ethnotourism will be an effective form of cultural, leisure activities and ethno-cultural traditions studding, so as patriotic education in the educational process. It will contribute to the formation of patriotic self-awareness, social activity and civic identity among secondary school students.

Key words: patriotic education, formation of patriotic values, ethnotourism, cultural and leisure activities, social institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.