УДК 373.7
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЕ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
© Иван Александрович БАШКАТОВ
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, член Союза художников России, e-mail: [email protected]
Решение проблемы актуальности реалистического метода обучения скульптуре и пластической анатомии на художественно-графическом факультете позволяет выстроить стройную учебно-методическую систему. Статья также раскрывает специфические особенности реалистического метода при обучении скульптуре.
Ключевые слова: скульптура и пластическая анатомия; реалистический метод; учебно-методическая система.
Реализм и в профессиональном творчестве и в художественном образовании является самым результативным методом; руководствуясь им, совсем непохожие друг на друга художники всегда находили выход своим творческим замыслам. Н.В. Томский в своей книге «Заметки скульптора» пишет: «Реализм в искусстве... родился вместе с самим искусством» и далее «.Как много может сказать людям художник, по-настоящему владеющий столь лаконичным языком реалистического изобразительного искусства!» [1, с. 10, 76].
Именно реалистические произведения в подавляющем большинстве составляют золотой фонд изобразительного искусства. Реализм в художественном творчестве с полным основанием можно отнести к высшим достижениям мировой художественной культуры.
Метод обучения, основанный на реалистическом искусстве, складывался исторически: видоизменялся, дополнялся, чтобы стать стройной педагогической системой, приемлемой для разных возрастов и целей - и в профессиональном обучении, и в общеобразовательной школе. Предпочесть реалистическому методу какой-то другой было бы огромной ошибкой; сложно представить стройную учебно-методическую систему, не основанную на этом методе. Метод реализма позволяет и обязывает выдвигать четкую учебную задачу, которая мобилизует студентов, воспитывает и учит их.
Целью обучения дисциплине скульптура и пластическая анатомия на художественнографическом факультете является изучение
законов реалистического искусства скульптуры, формирование образно-пластического способа мышления и, как результат, приобретение студентами навыков, необходимых для творческой и педагогической работы. Исходя из этого, стоят задачи развития у студентов трехмерного восприятия формы путем пластической работы, объемно-пространственного восприятия и конструктивнопластического мышления, способности выстраивать объемы, сводя их к гармоническому единству. Успешное достижение поставленных задач подразумевает, что все обучение должно основываться на реалистическом методе.
Если следовать установкам реалистического метода, обучение скульптуре и пластической анатомии на художественно-графическом факультете протекает естественно, без какого-либо нажима на индивидуальность, заметно стимулируется живое художественное развитие всех студентов. Это особенно заметно при сопоставлении реалистического принципа обучения и формального, когда усилия направлены главным образом на тренировку изобразительных приемов, на технические навыки, манерность лепки, а не на развитие художественно-творческих начал.
В истории художественного образования неоднократно делались попытки отойти от реализма, как и в настоящее время всегда находились открыватели новых оригинальных методик. Но эти системы быстро себя изживали. Они явно шли в разрез с общими задачами обучения и воспитания.
Реалистический метод преподавания особенно актуален в наше время. Его ведущий принцип - руководствоваться жизнью -в полной мере созвучен с задачами эстетического воспитания и художественного образования. В основе реалистического метода лежит идея жизненной правды. Чтобы руководствоваться ею, надо встать на путь изучения и познания объективной реальности.
Реалистическое произведение может выразить и то, чего не видно, что как будто бы и невозможно выразить в изображении -разную весомость предметов, разную степень скорости в движении: стремительность, плавность, медлительность, может передать слуховые впечатления - шум, грохот, тишину. Но самое важное то, что реалистическое произведение способно изобразить и передать многообразие человеческих чувств и переживаний.
Проявлениями реальности являются форма, пространство, цвет, свет, движение, они служат ведущими аспектами художественного изучения в изображении действительности. Но главное, на что следует обратить внимание в реалистическом изображении при обучении скульптуре и пластической анатомии, - это связь, согласованность частей, гармония целого.
Скульптура скупая, немая, неподвижная, одноцветная. Говоря об особенностях произведений скульптуры, Н.В. Томский пишет: «. Как ни парадоксально это звучит, но сила скульптора как раз не в изобилии выразительных художественных средств - их в нашем распоряжении немного, а в лаконичности, лапидарности языка. Немногословие скульптор научился возмещать концентрированной выразительностью буквально каждой детали своего произведения» [1, с. 13].
В отличие от других видов изобразительного искусства, в скульптуре, тяготеющей к одной фигуре, все должно быть увидено и выражено в самой фигуре в наивысшей мере выразительно и лаконично, «все дело в глубине постижения и силе выражения натуры» [2, с. 63].
Занятия по скульптуре и пластической анатомии непременно должны вывести студентов на изображение человека. Особое внимание необходимо обращать непосредственно на то, как работать с натуры. В реалистическом методе натура не терпит копиро-
вания. Б.Е. Каплянский отмечает, что «перед копированием она как бы закрывается и не скажет ни одного сокровенного слова» [2, с. 60].
Работа с натуры требует воображения, чувства композиции. Без чувства тяжести, глубины и пространства, конструкции, контраста и гармонии, составляющих основу композиции скульптуры невозможно выстроить реалистическое изображение. Всему этому должно уделяться внимание на занятиях по скульптуре и пластической анатомии, чтобы помочь студентам научиться выражать внутренний строй натуры.
Работа над фигурой человека требует обязательного изучения ее анатомического строения. Студенты должны вести свою работу от общего к частному, исходя из общего мотива движения, акцентируя задачу постановки фигуры, взаиморасположения основных масс, передачи пропорций, выявления конструктивной основы, ставя своей целью выражение движения и характера натуры. М.Г. Манизер справедливо отмечает, что «исчерпывающее объяснение смысла видимого может быть дано лишь на основе знания пластической анатомии» [3, с. 134].
Чтобы изучить пластическую анатомию, студенты выполняют анатомические этюды. А.С. Голубкина вспоминает, что, когда она училась, профессора говорили: «Выучите анатомию и забудьте ее» [3, с. 133]. Это означает изучить анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, самой же анатомии в работах не должно быть. Из анатомии надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре будет увидена не анатомия, а собственная конструкция натуры.
Ценнейшим качеством реалистического метода являются его богатые дидактические возможности. Объектами изучения становятся моменты жизни, они служат моделями для художественного восприятия. На этих моделях наглядно отражаются законы видения и законы изображения, их можно варьировать, заменять одни другими, систематизировать по степеням усложнения. Эти изготовленные самой жизнью объекты являются своего рода эстетической информацией реальности и одновременным учебным пособием к изображению. Но в отличие от рукодельных схем,
таблиц, гипсовых и картонных моделей, они не выхолощены, не схематизированы.
1. Томский Н.В. Заметки скульптора. М., 1965.
2. Каплянский Б.Е. Записки об искусстве и художниках // Советская скульптура. М., 1984 Вып. 8. С. 48-67.
3. Школа изобразительного искусства: в 10 вып. М., 1988. Вып. 2.
Поступила в редакцию 17.1O.2O11 г.
UDC 373.7
REALISTIC METHOD IN TEACHING OF SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY ON ART AND GRAPHIC FACULTY
Ivan Aleksandrovich BASHKATOV, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Art Department, Member of Russian Artists Union, e-mail: [email protected]
The solution of the problem of actuality of realistic method of teaching of sculpture and plastic anatomy on art and graphic faculty allows building the studying and methodical system. The article also reveals the specific features of realistic method during sculpture teaching.
Key words: sculpture and plastic anatomy; realistic method; studying and methodical system.