УДК 373.7
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ СКУЛЬПТУРЫ, ЖИВОПИСИ И РИСУНКА В ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
© Иван Александрович БАШКАТОВ
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, член СХ России, e-mail: [email protected]
Цель статьи: поднять проблему актуальности межпредметных связей скульптуры, живописи и рисунка на художественно-графическом факультете, которые позволяют выстроить стройную учебнометодическую систему подготовки высококвалифицированного художника-педагога. Статья также раскрывает специфические особенности взаимосвязей скульптуры, живописи и рисунка как видов изобразительной деятельности.
Ключевые слова: скульптура; рисунок; живопись; пластика; межпредметные связи.
Межпредметные связи являются важнейшим принципом отбора содержания образования. В процессе подготовки специалистов художественно-педагогического профиля дисциплины скульптура, рисунок и живопись являются специальными предметами, изучающими различные самостоятельные области создания изображения. Не дублируя друг друга, они тесно связаны между собой. Межпредметные связи прослеживаются при распределении содержания учебных предметов в связи с практикой искусства, а также при выборе методики обучения.
Одним из значимых аспектов проблемы является вопрос о специфике содержания и направленности преподавания отдельных дисциплин, о т. н. их специальном характере. Подготовка художников-педагогов предполагает учет специфики их последующей работы. Состав и характер преподавания и содержание основных дисциплин искусства по
этому направлению действительно специфичны. Говоря о специфике преподавания дисциплин скульптура, рисунок и живопись при подготовке художника-педагога необходимо отметить, что для того чтобы успешно передавать свои знания умения и навыки в последующей педагогической практике, необходимо владеть навыками изображения на довольно высоком уровне. При этом необходима хорошая подготовка и профессиональная компетенция по всем видам изобразительного искусства.
В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть скульптуру во взаимосвязи с рисунком и живописью, т. к. этой дисциплине очень часто не уделяется должного внимания в процессе специальной подготовки художника-педагога, вследствие чего теряется нить связи основных станковых искусств, что не дает будущему специалисту компетентно знакомить учащихся с много-
гранностью изобразительного искусства. А именно скульптура как учебная дисциплина является важной составляющей в процессе обучения изобразительному искусству. Освоение азов скульптурного мастерства значительно расширяет горизонты пластических навыков. Работа с трехмерной, осязаемой формой позволяет наблюдать ее и анализировать с множества точек зрения и одновременно воспринимать ее как единый объем. Процесс лепки и ментальный анализ формы предмета приносит огромную пользу в обучении рисунку и живописи.
Содержание учебных предметов скульптура, рисунок и живопись опирается на практику искусства, на его конкретные виды. Именно поэтому, для установления взаимосвязи скульптуры с рисунком и живописью необходимо рассмотреть специфику каждой из указанных дисциплин и соответствующего вида изобразительного искусства.
Термин «скульптура» происходит от латинского 8си1реге - вырезать, высекать, но наряду с этим термином, как равнозначное употребляется слово «пластика», происходящее от греческого р^2ЄІП, что значит лепить.
Скульптура и пластика обычно отождествляются и употребляются как синонимы, в т. ч. и в литературе, и среди художников. Вместе с тем ряд исследователей отмечают разницу этих понятий. Так, Н.И. Полякова пишет: «Объем скульптуры может быть... вырублен из блока материала (собственно «скульптура») или вылеплен путем наращивания форм («пластика»)» [1, с. 14].
В.В. Ермонская указывает, что «первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму» [2, с. 6]. Пластика же подразумевает противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а наоборот, наращивает объем.
Различие понятий «скульптура» и «пластика» более подробно и доказательно показано у П.А. Флоренского, который говорит:
«Первоначально искусство создает предметы выпуклые, и это преимущественно изображение тел, человеческих и животных. Если грубо учитывать лишь эту выпуклость древних рельефов, статуй и т. п., то и легко смешать в один род и назвать это скульптурой или пластикой» [3].
Далее П.А. Флоренский указывает на противоречивость понятий «скульптура» и «пластика», подчеркивая, что «скульптура есть графика, а пластика - живопись» [3].
Уже в этой этимологии того и другого слова содержится указание на глубокую разницу. Скульптура <«ки1ро» значит рубленное, высеченное, тогда как пластика «р1а8йк» относится к выдавленному из мягкого материала. Скульптурное произведение - это «запись широких движений режущего или отбивающего орудия, а произведение пластики представляется записью прикосновений» [3]. Рубка и лепка по-разному строят системы своих записей в веществе, в большом и малом приводят к несходному. Рубка дает систему пересекающихся плоскостей, и произведение скульптуры в ее чистом виде возникает как граненное и потому обобщающее своими гранями. Тут не может быть воспроизведение фактурной поверхности изображаемого. Кроме того, тут преобладают направления ударов, определяемые и видом секущего орудия. Точно также ритмика этих ударов будет запечатлена в вырубленном произведении. Скульптура если и есть подражание внешнему предмету, то подражание внутреннее, музыкальное, ответное на впечатление предмета ритмическим внутренним гранением.
Напротив, лепка своими прикосновениями к мягкому веществу дает систему пятен, точек, пространств, оцениваемых нами каждое порознь как минимум протяженности. Они мягко переходят друг в друга, потому что каждая из этих точек порознь имеет лишь определенное место в пространстве, но не имеет направления. Если в скульптуре близость известных мест между собой устанавливается приблизительно совпадениями, характеризующими эти места и касательными к ним гранями, то при лепке нужно иначе как-нибудь охарактеризовать индивидуальность каждой точки, и это ведет к воспроизведению поверхностных фактур. Лепка имеет стремление дать слепок и потому влечется
к натурализму. Это - подражание внешности предмета, и оно неминуемо переносит качество точек - шаг за шагом. Поэтому такое произведение вынуждено подражать и всем несвязанностям самого предмета, усиливает их, теряя все функциональные связи как недоступные передаче лепкой.
Таким образом, скульптура отчасти пластична, а пластика - скульптурна, и порою требуется внимательный разбор, чтобы решить, лежит ли в основе данного произведения пластика или скульптура.
В этом смысле можно говорить о влиянии живописи на скульптуру, которая сказывается в распространении на нее принципов живописности, таких как непрерывная текучесть пластических масс, обобщенная слитность форм, наконец, употребление цвета, что нисколько не противоречат природе скульптуры.
Проблематика рисунка пронизывает все специальные учебные дисциплины изобразительного цикла.
Термин «рисунок» имеет большое количество различных толкований и определений.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок -вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества.
Рисунок также является технической базой изобразительных искусств, поэтому глубоко изучается не только скульпторами, живописцами и архитекторами, но и учителями изобразительного искусства. Рисунки создаются в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).
Рисунок как самостоятельное произведение - станковый рисунок образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения.
Рисунок является техникой изображения в широком и узком смысле слова. В широком понимании «техника» рисунок означает спо-
соб, приемы исполнения - изображение линиями. В этом смысле рисунок представляет собой всеобщий изобразительный язык. Рисунок как техника в узком значении слова есть исполнение изображений различными материалами: карандашом, пером, углем, сангиной и т. п. Кроме того, рисунок - это еще и особое, самостоятельное явление искусства, обладающее своими, только ему присущими чертами.
Рисунок должен рассматриваться как универсальная составляющая деятельности художника-педагога, своеобразная основа, отвечающая за порядок формы в изображении. Учебный рисунок нужно рассматривать как тренинг изобразительных способностей с упором на формообразование, освобожденное от факторов, связанных с видом искусства (графика, скульптура, живопись). Именно такое понимание учебных задач рисунка ставит его в положение базовой дисциплины -предмета, знакомящего студентов художественно-графического факультета с основными принципами формообразования. Со времен первых европейских академий такое понимание рисунка привело к утверждению его как дисциплины, признанной формировать способности, умения и навыки, применяемые в дальнейшем обучении и профессиональной работе вне зависимости от ситуации их усвоения при обучении.
Микеланджело говорит о том, что и живописцу, и графику, и скульптору одинаково необходимо хорошо рисовать - передавать форму объектов действительности и передавать ее в изображении на плоскости. В своих трактатах он писал: «...рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [4, с. 213].
И.Н. Крамской определяет рисунок как графический элемент построения изображения: «Рисунок в тесном смысле - черта, линия, внешний абрис; в настоящем же смысле - есть не только граница, но и та мера скульптурной лепки форм, которая отвечает действительности» [5, с. 88].
Учитель учителей П.П. Чистяков говорил своим ученикам: «Рисунок - основа всего, фундамент, кто не понимает его или не
признает, тот без почвы... Рисовать - значит соображать» [5, с. 215].
Таким образом, скульптура и живопись, как учебные предметы практически полностью совпадает со скульптурой и живописью как видами изобразительного искусства. Рисунок уже не обладает такой естественной дублирующей связью с искусством. Характерной особенностью содержания дисциплины рисунок, равно как и педагогической реализации является большая, чем у других дисциплин, универсальность задач и обобщенность образовательных целей.
Кроме того, что учебные предметы связаны с определенными видами искусства, они строятся обычно от простого к сложному. Сложность овладения навыками изображения определяется различной сложностью отдельных жанров искусства - натюрморта, интерьера, портрета, фигуры и т. п. Именно в такой последовательности, от натюрморта к фигуре, возрастает и сложность изобразительных задач. На основе этого построены существующие стандарты и основанные на них типовые программы, в которых довольно четко прослеживаются связи между содержанием учебных заданий в различных дисциплинах искусства. Таким образом, в осно-
ве отбора и конструирования содержания учебных предметов лежит жанрово-видовой принцип, сходный с жанровой структурой искусства. Знания, умения и навыки, а также опыт творческой деятельности транспонируется в учебную практику как изоморфное содержание опыту предшествующих поколений и художественной культуры в целом. Работа межпредметных связей скульптуры, рисунка и живописи предполагается установленной, устойчивой и органичной в подготовке будущего художника-педагога.
1. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. М., 1982.
2. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры. М., 1964.
3. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративное искусство СССР. 1982. № 1. С. 27-28.
4. Школа изобразительного искусства: в 10 вып. М., 1965. Вып. 4.
5. И.Н. Крамской об искусстве. М., 1960.
Поступила в редакцию 19.01.2012 г.
UDC 373.7
INTER-SUBJECT LINKS OF SCULPTURE, PAINTING AND DRAWING IN ARTIST-PEDAGOGUE PREPARATION
Ivan Aleksandrovich BASHKATOV, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Art Department, Member of Russian Agriculture, e-mail: [email protected]
Aim of this paper is to raise the issue of the relevance of interdisciplinary relations of sculpture, painting and drawing at the Fine Art Department, which allow you to build a coherent educational and methodical system of training highly skilled artist and teacher. The article also reveals the specific features of the relationship of sculpture, painting and drawing as a species of fine art.
Key words: sculpture; drawing; painting; plastic; interdisciplinary communication.
Іб3