Реакция властей ПНР и общества на избрание папой К. Войтылы
УДК 94(438) "1978"
Ю.А. Виноградова
РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ ПНР И ПОЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА НА ИЗБРАНИЕ ПАПОЙ КАРДИНАЛА К. ВОЙТЫЛЫ
Рассмотрена реакция польского государства, служб безопасности, католического клира, средств массовой информации и общества на избрание папой кардинала К Войтылы. Исследуется неоднозначность оценок этого события как во властном лагере, так и в оппозиции
The article is deooted to the reaction ofthe Polish state, security services, Catholic clergy, mass media and the Polish society on élection of Cardinal К Wojtyla on the papacy. The article explores the ambiguous évaluation ofthis event both by power structures, and by the opposition.
Ключевые слова: католическая церковь, Польская Народная Республика, Иоанн Павел II, избрание папы, оппозиция.
Четырнадцатого — шестнадцатого октября 1978 г. в Ватикане состоялся конклав, на котором кардиналы впервые со времен Адриана VI (1522 — 1523, из Утрехта) избрали 264-м понтификом неитальянца, славянина из страны социалистического блока.
Советский посол в Варшаве уже 17 октября рекомендовал ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) наладить контакты с понтификом [6, с. 193]. Отношение СССР к выбору папы было выражено в записке, подготовленной для ЦК КПСС О. Богомоловым 4 ноября 1978 г.: от нового папы ожидали бескомпромиссной борьбы с социалистической системой [6, с. 196]. И, как показали первые выступления папы, эти прогнозы оправдывались [8].
Польские СМИ несколько часов не сообщали о результатах выборов, руководству правящей партии требовалось время, чтобы выработать свою позицию или дождаться инструкций из Москвы: выбор конклава был неожиданностью для всех.
Семнадцатого октября газеты «Трибуна Люду» и «Жолнеж Вольно-сьци», официальные органы ЦК ПОРП и Министерства обороны, на первых страницах поместили краткое сообщение Польского агентства печати (ПАП) об избрании папы [12,17 pazdz.; 13]. На следующий день в «Трибуне Люду» появилось официальное поздравление К. Войтыле от первого секретаря ЦК ПОРП Э. Терека, председателя Госсовета Г. Яблоньского и премьера П. Ярошевича с попыткой оценки происшедшего события: «На папском престоле впервые оказался сын польского народа, который в едином порыве всех граждан строит великое будущее своей социалистической Родины... » [14,18 pazdz.].
Партийных консерваторов успокаивала мысль о том, что папа и костел будут поддерживать инициативы Варшавского блока в области «борьбы за мир во всем мире», что нашло отражение в сообщениях ПАП и телеграмме Л. И. Брежнева, напечатанной в «Трибуне» [15]. Власти проявили щедрость, выдавая заграничные паспорта для выезда на
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 67—69.
68
интронизацию. Было выделено три часа эфира для трансляции инаугурационной мессы [5, в. 397 — 398; 15, в. 8].
Несмотря на опасения партийного «бетона», большая часть руководителей ПОРП надеялась на сотрудничество с понтификом. Их не могло не радовать улучшение общественных настроений [3, с. 30]. В сравнении с жестким и негфимиримым примасом Польши С. Вы-шиньским, тяготеющим к национализму [4, э. 19 — 25], Войтыла казался более умеренным. Парадоксально, но множество польских флагов и бело-красные цветы в Риме воспринимались представителями правящего режима как национальный триумф. И впоследствии, несмотря на возражения СССР, Э. Терек выразил согласие на визит папы в ПНР, обещая оказать ему достойный прием [6, с. 197].
По-другому восприняли избрание К. Войтылы в польских спецслужбах. Обнародованные документы госбезопасности рисуют К. Войтылу как сложного, непредсказуемого человека, который является трудным ГфОТИВНИКОМ. В этих кругах ожидали активизации эмиграции, предсказывали укрепление контактов костела с оппозицией. Органы госбезопасности были недовольны избыточными хлопотами, связанными с гфедстоящими визитами папы, стремились ограничить их политические последствия, усилили работу по вербовке новых агентов среди верующих и клира [14, э. 512; 16].
Католическое духовенство Польши сочло выбор «своего папы» чудом, первоначальное недоверие сменилось ликованием, зазвонили колокола, спешно организовывались мессы, празднования. Восторг и надежда знаменовали победу польского костела, получившего, как считалось, заслуженную награду за противоборство с более сильным противником [2, с. 229— 230; 1, с. 397— 398]. Но реакция клира в Польше была не вполне однозначной. Известно, что примас С. Вьппиньский долгое время не верил, что Польша может представить своего кандидата на папский престол, недооценивая влияние К. Войтылы в церкви, хотя во время работы конклава он, в конце концов, поддержал кандидатуру краковского кардинала [6, с. 393].
Реакция широких слоев общества нашла отражение в результатах социологических опросов. Уже 16 октября о том, кто стал папой, знали 83 % жителей Варшавы. Через три дня — все поляки, 71 % граждан постоянно следили за информацией об этом в СМИ, 84 % считали этот выбор правильным, еще 12 % «скорее правильным» и только 4 % не выразили своего мнения. Самыми распространенными ожиданиями среди респондентов в эти дни были: радость, надежда на улучшение отношений государства и церкви, рост религиозности, увеличение престижа Польши на международной арене, либерализация режима и стабильность в обществе (76%). Еще 13 % опрошенных не предвидели перемен, 10 % не смогли ответить на вопрос [11, в. 1 — 4].
Реакция польской политической оппозиции на избрание К. Войтылы быта в целом весьма положительной. В этих кругах надеялись на расширение помощи диссидентам со стороны католической церкви, большее вовлечение клира в общественно-политическую деятельность. К. Войтыла казался сторонником именно такого подхода в отличие от примаса, защищавшего церковь как от коммунистов, так и от либералов [4, э. 76; 10, э. 273]. Активист оппозиции 1970-х гт. К. Войчицкий вспоминает об этом: «Это было изменением всей жизни. Папа, происходивший из нашего общества, мог прекрасно понимать нас. И сразу
Реакция властей ПНР и общества на избрание папой К. Войтылы
было ясно, что благодаря ему ситуация в нашей стране изменится. На чьей стороне было общество, можно было увидеть, когда миллионы людей вышли на улицы чествовать его...» [7, с. 1].
В то же время в среде польских диссидентов-либералов существовали опасения, что мощная католическая церковь будет навязывать обществу свою социальную доктрину, она не готова к диалогу, играет слишком самостоятельную роль в политике. В связи с избранием папой поляка такие опасения усиливались, особенно с учетом авторитарных наклонностей К. Войтылы [18, s. 7—10; 19]. Конечно, открытое высказывание таких опасений стало возможным лишь десятилетия спустя [17; 20].
Таким образом, избрание папой кардинала К. Войтылы было неожиданным, но желательным для польского общества и церкви, открывающим новые перспективы. С другой стороны, прослеживается неоднозначность реакции на это событие как во властном лагере, так и среди клира и политической оппозиции.
Список источников и литературы
1. ВейгелДж. Свидетель надеядды. М., 2001. Т. 1.
2. Лебек Э. Тайная история дипломатии Ватикана. М., 2004.
3. Яжборовская И. С. Польская католическая церковь и государство в 40 —90-е гг. XX века / / Религии мира. История и современность. М., 2000. С. 19—47.
4. Micewski A. Ludzie i opcje. Warszawa, 1993.
5. Micewski A. Kardynal Wyszyñski — prymas i meiz stanu. P., 1982.
6. Ильинский М. Последняя месса. М., 2005.
7. Интервью с Казимиром Войчицким. Варшава, 2008. 15 сентября.
8. Message of John Paul II to the Secretary general of the United Nations. URL: www. Vatican, va.
9. Opracowanie MSW o próbach wykorzystywania Kosciola rzymskokatolickiego przez osrodki dywersji ideologicznej i politycznej z wrzesnia 1974 r. // Tajne do-kumenty pañstwo-kosciól 1960—1980. L., 1996. S. 411—422.
10. Opozycja antysocjalistyczna / / Wybrane mateialy z konferencji Instytutu Nauki о Partii. Warszawa, 1983.
11. Opinia spoleczna o wyborze nowego papieza i prezentacji tego wydarzenia w telewizji. Warszawa, pazdziernik, 1978. URL: http://www. 2ntl.com/archive/pdfs/ poland/pol81-8.pdf (2.04.2008).
12. Trybuna Ludu. 1978.
13. Zotnierz Wolnosci. 1978. 17 pazdz.
14. Wytyczne Dyrektora Departamento IV MSW día wy dzialów IV KW MO w zwi^zku z wizytei papieza Jana Pawla II w Polsce / / Metody pracy operacyjnej aparatu bezpieczeñ-stwa wobec kosciolów i zwi^zków wyznaniowych / A. Dziurak. Warszawa, 2004.
15. Gazeta Wyborcza. Dodatek specjalny. 2006. 4 kwiet.
16. Lasota M. Karol Wojtyla i agenci bezpieki. URL: http://www.omp.org.pl/ index.php (15.10.2008).
17. Szostkiewicz A. Religion after communism Churches stumble in Eastern Europe. Commonweal. 1999,24th of September. URL: www.highbeamcom (15.10.2008).
18. Bartos T. Jan Pawel II. Analiza krytyczna. Warszawa, 2007.
19. Boklazec }. Jan Pawel II i demokracja. URL: www.liberator.pl (3.10.2004).
20. Grajewski A. Miejsce kosciolów w dzialalnosci opozycji w Europie Wschodniej w la-tach siedemdziesieitych / / Opozycja demokratyczna w PRL. Kontekst srodkowoeuropejski. URL: http://www.kor30.sws.org.pl/Referaty_KOR_IPN_filelist.xml (15.10.2008).
Об авторе
Ю. А. Виноградова — асп., РТУ им. И. Канта, [email protected]