Научная статья на тему 'Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы'

Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРОЛЬ ВОЙТЫЛА / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОЛЬСКАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / KAROL WOJTYLA / CATHOLIC CHURCH / POLISH SECURITY SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппов Борис Алексеевич

В статье на примере истории преследования польскими органами безопасности кардинала Кароля Войтылы рассматриваются формы и методы борьбы государственной власти против Католической Церкви в ПНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State security service against Cardinal Karol Wojtyla

On the example of the history of persecution of Cardinal Karol Wojtyla the auther discusses the forms and methods of the Polish security service’s struggle against the Catholic Church.

Текст научной работы на тему «Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2012. Вып. 4 (47). С. 111—126

Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы

Б. А. Филиппов

В статье на примере истории преследования польскими органами безопасности кардинала Кароля Войтылы рассматриваются формы и методы борьбы государственной власти против Католической Церкви в ПНР.

Сам факт проникновения агентов государственной безопасности (ив, 8Б)1в окружение Кароля Войтылы не должен никого удивлять. Слишком заметной фигурой он был в церковной жизни Кракова и Польши: первоначально студенческий пастырь и духовный отец научной элиты г. Кракова, блестящий профессор Любельского католического университета, а затем епископ, митрополит, кардинал. Нет сомнений в том, что и он сам прекрасно осознавал, что является объектом неустанного интереса органов государственной безопасности.

С момента создания (18 декабря 1998 г.) Института национальной памяти (1Р^2 польские историки получили возможность детально познакомиться и проанализировать формы и методы борьбы польских спецслужб против Католической Церкви. Одновременно архивы 1РН позволили ученым приступить к исследованию проблемы польского антикоммунистического сопротивления и истории церковно-государственных отношений в ПНР3. Результаты их исследований публикуются в периодических изданиях 1Р№ и католических вузов, на страницах церковных и светских СМИ, а также на различных интернет-сайтах, где ведется также их активное обсуждение. Библиография научных работ на се-

1 Ministerstwo Bezpieczenstwa РиЫ^^о на местах ик^у Bezpieczenstwa РиЫ^^о, ив (1945-1954); 81шЬа Bezpieczenstwa, 8Б (1954-1990).

2 Институт национальной памяти (1Р^ — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа (1пйуШ Раш^й Narodowej — К^^]а Scigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu) — государственное историко-архивное учреждение, занимающееся изучением деятельности органов госбезопасности Польши в период с 1944 по 1990 г., а также органов безопасности Третьего рейха и СССР с целью расследования преступлений по отношению к польским гражданам, а также осуществления люстрационных процедур. IPN были переданы архивы части спецслужб ПНР. В 11 городах имеются отделения 1Р^ а еще в 7 — делегатуры Института. Таким образом, IPN является самым большим в стране научноисследовательским институтом.

3 Польская Народная Республика — официальное название польского государства в период с 1944 по 1989 г.

4 «Бш^уп Instytutu PamiQci Narodowej» и «Рэш^оС i Sprawiedliwosc».

годняшний день насчитывает свыше 100 монографических исследований и публикаций сборников документов, а также более 1000 научных статей и публикаций отдельных источников.

Донесения агентов и аналитические разработки сотрудников СБ фиксировали все изменения в позиции Кароля Войтылы. Они позволяют нам не только проанализировать формы и методы, используемые сотрудниками службы безопасности в борьбе с конкретными священнослужителями, но и оценить способность людей Церкви противостоять их разрушительной деятельности.

С момента, когда молодой человек переступал порог семинарии, на него в местном отделении государственной безопасности заводилось оперативное дело, сокращенно «teok»5. Отдельные папки/дела были заведены на каждый приход (парафию). Это положение сохранялось до середины 1989 г., когда все папки с оперативными разработками священников были уничтожены по распоряжению министра внутренних дел Чеслава Кищака6.

Как мы сегодня знаем, гибель и исчезновение папок не означают исчезновения и гибели содержащихся в папках документов. Дело в том, что борьба с духовенством велась как масштабная многолетняя военная операция, требующая участия в ней разного рода специалистов и технических средств. Следовательно, необходима была координация действий, что было невозможно без изготовления копий самых секретных документов. Борьба с Церковью требовала финансирования, а оно — учета и контроля. Документы не только копировали, но и микрофильмировали. Поскольку почти каждый документ изготавливался в нескольких экземплярах, они сохранялись в разных папках, и многие избежали уничтожения7. Сегодня историки пытаются осознать логику формирования этой системы папок и движения документов, а пока должны просматривать тысячи дел, десятки тысяч листов бумаги8. Как говорит краковский историк Марк Ля-сота, «это, конечно, очень тяжелый труд, но восстановление содержания такой папки» позволяет установить, кто доносил на Кароля Войтылу9.

Сегодня для историков проблема заключается не в выявлении списка лиц, контактировавших с госбезопасностью, а в установлении характера этих кон-

5 «teok» — teczkQ ewidencji operacyjnej na ksiQdza (папка оперативного учета сведений на священника).

6 По утверждению министра, они были отправлены на бумажную фабрику и перемолоты. Но, как пишет кс. Адам Бонецки, «свидетелей уничтожения найти не удалось» (см.: Boniecki Adam, ks. Sprawiedliwosc i milosierdzie // Tygodnik powszechny. Krakow, 2006. № 7. 27 lut. (URL:// tygodnik2003-2007.onet.pl/1546,1315318,2,dzial.html). Объясняя премьеру Т. Мазовецкому свое решение, Ч. Кищак сказал: «Лучше будет, если мы некоторые документы уничтожим. В них есть вещи, компрометирующие не МВД и не людей из службы безопасности, только бывшую оппозицию, многих ваших коллег. Может привести к трагедии» (Kiszczak Cz. General Kiszczak mowi... prawie wszystko. Warszawa, 1991. S. 277).

7 Материалы, содержащиеся в персональных папках священников и епископов, также дублировались. Иногда в папках присутствует указание на то, в какие папки были разосланы копии документов.

8 Zaryn J. «Od lat 60. Karol Wojtyla byl pod obserwacja SB». Rozmawial R. Ziemkiewicz // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2005. 21 kwiet.

9 Lasota M. «UjawniQ, kto donosil na WojtylQ» // Kai. Warszawa, 2005. 20 kwiet. (URL://system. ekai.pl/kair//?screen=depesza&_scr_depesza_id_depeszy=3 48047).

тактов и достоверности поставляемых информаторами сведений10. В отношении части зарегистрированных как секретные сотрудники священников вообще нет никаких свидетельствующих об их сотрудничестве с органами госбезопасности документов, а имеющиеся в наличии документы не подтверждают факта сотруд-ничества11.

Первая зафиксированная в документах СБ информация о молодом Кароле Войтыле относится к 1946 г., когда он вместе со своими друзьями Анджеем Де-скуром и Станиславом Старовейским был задержан за участие в организованной студенческой «Братской помощью» патриотической манифестации. Второй эпизод датируется 1949 годом. К этому времени Кароль Войтыла успел вернуться из университета в Риме и послужить полгода в качестве викария в сельском приходе. После этого он был назначен архиепископом Адамом Сапегой (1867—1951) викарием в приходскую церковь св. Флориана в Кракове. Там он организовал кружок молодых министрантов (алтарников). Возникновение этого кружка и было зафиксировано в соответствующем документе12.

Интерес к К. Войтыле со стороны СБ был связан с его активной работой со студенческой молодежью13. Возможно, тогда на него и были заведены в местном управлении СБ дело и папка. Мы ничего не знаем о попытках «разрабатывания» службой безопасности молодого викария. От этого времени сохранился всего один любопытный документ. В 1956 г. молодого преподавателя Краковской духовной семинарии и Любельского католического университета (КУЛ) вызвали на беседу с чиновником краковского отделения Управления по делам религии, о чем сохранилась заметка в архиве Управления. К. Войтылу спрашивали о его отношении к левой католической и проправительственной (раскольнической) организации PAX и ее журналу «Dzi£ i jutro». Молодой викарий заявил, что не интересуется ни организацией, ни еженедельником. Самое примечательное в этой заметке содержится в последнем предложении: «Присягу на верность ПНР он не приносил» 14.

К тому времени, когда примас Польши кардинал Стефан Вышиньский решит выдвинуть кандидатуру Кароля Войтылы на возведение в епископский сан, он уже представлял собой человека с большим профессиональным и жизненным опытом. За его плечами были две защищенные диссертации, преподавание на теологическом отделении Ягеллонского университета, а затем в семинарии и Любельском католическом университете. Как уже отмечалось, у него был также большой опыт пастырской работы, особенно в молодежной среде.

Постоянный надзор за К. Войтылой был установлен лишь в 1958 г., когда он становится краковским епископом-суфраганом15. Тогда СБ начинает система-

10 Lasota M. «UjawniQ, kto donosil na WojtylQ»...

11 M. Lasota na radio. Rozmawial R. Ziemkiewicz // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2005.

21 kwiet.

12 В его приходе находились краковские Политехника и Академия искусств.

13 В документах Управления безопасности Кракова работа с молодежью квалифицировалась как подготовка будущей политической элиты на случай перехода власти (см.: Lasota M. Ubeckie teczki na Papieza // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2003. 8 pazdz).

14 Ibid.

15 Ibid.

тически собирать информацию о его взаимоотношениях с духовенством и молодежью. С 1960 г. оперативной разработкой были охвачены уже все контакты молодого епископа. В его стол и телефон были вмонтированы подслушивающие аппараты, сам он находился под постоянным наблюдением16.

По мнению автора специального исследования о работе СБ против кардинала Войтылы Марка Лясоты, из анализа документов краковского архива IPN «следует, что первоначально СБ недооценило молодого епископа Войтылу». В качестве человека, представляющего подлинную угрозу для коммунистической системы, его стали рассматривать лишь на переломе 60-х и 70-х гг.»17. Но уже в начале 60-х гг. СБ начинает получать тревожные сигналы о растущем авторитете молодого викарного епископа.

Смерть кардинала Адама Сапеги (1951), а затем и сменившего его архиепископа Эвгениуша Базяка (Baziaka) (1962) вывела молодого священника, а затем и епископа из тени этих видных польских иерархов. После смерти Э. Базяка К. Войтыла был избран капитульным викарием (июнь 1962 г.), то есть временно исполняющим обязанности архиепископа. И, к изумлению не только сотрудников краковского СБ, но коллег-епископов и краковского духовенства, оказалось, что епископ К. Войтыла стал принимать решения так, как будто он уже является самостоятельным управляющим митрополии, а не капитульным викарием. Это был сигнал о растущем влиянии молодого епископа. СБ получила донос о «далеко выходящих за права капитульного викария специальных полномочиях», какими якобы (или возможно) обладал К. Войтыла. Одновременно агент обратил внимание на то обстоятельство, что молодой епископ уже занял первый этаж, на котором расположены помещения для правящего митропо-лита18. Архиепископом-митрополитом Краковским Кароль Войтыла стал лишь 13 января 1964 г.

В советский период в Польше, как и во всех социалистических странах, по единому образцу все решения по замещению руководящих должностей в Церкви принимало высшее партийное руководством страны. Оценкой кандидатов на вакантное место архиепископа Краковского в связи со смертью архиепископа Э. Базяка занималась Комиссия по делам духовенства при Административном отделе ЦК ПОРП19. В подготовленном Отделом документе (ноябрь 1963 г.) мы читаем: «Как человек исключительно способный и хороший организатор, он является, видимо, единственным епископом, который сможет объединить вокруг себя не только куриалистов и епархиальный клир, но также и значительную часть католической интеллигенции и молодежи. В отличие от многих других управляющих епархией (епископов. — Б. Ф.), он умеет установить нормальные отношения с находящимися на территории архиепархии монашескими орденами. Вопреки изображаемой склонности к компромиссам и эластичности в

16 Lepszy papiez w Watykanie niz kardynal w Krakowie. Z M. Lasota rozmawial W. Czuchnowski // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2005. 13 kwiet.

17 Lasota M. Ubeckie teczki na Papieza.

18 Lasota M. Donos na Wojtyle. Karol Wojtyla w teczkach bezpieki. Krakow, 2006. S. 230.

19 ПОРП — Польская объединенная рабочая партия — правящая с 1949 по 1989 г.

отношениях с государственной властью он является очень опасным идейным противником»20.

Как считают авторы документа, мнение партии об этом кандидате «должно быть отрицательным, поскольку правительство ПНР ожидает выдвижения на место архиепископа таких кандидатов, авторитет и опыт которых позволил бы им установление нормальных отношений между Митрополичьей курией в Кракове и государственной властью». Опыт же контактов с епископом К. Войтылой обещал властям «немалые проблемы». Тревогу у местных властей вызывала и информация об активности молодого епископа на II Ватиканском соборе21.

Долгое время главной фигурой Церкви, которая для власти символизировала антисоциалистическое сопротивление, был кардинал Стефан Вышиньский (1901—1981)22. Подвластная партии пресса изображала его как представителя самых реакционных кругов Католической Церкви, враждебного всему новому и творческому, в том числе и в самой Церкви. Подыскивая подходящего кандидата на краковскую кафедру, власти надеялись одновременно решить более важную для них задачу — создать противовес кардиналу-примасу. Новый митрополит Кракова должен был быть одновременно и «влиятельным и надежным». В К. Войтыле руководители ПНР увидели человека, способного бросить вызов примасу. Ненависть к кардиналу Вышиньскому ослабила их бдительность23.

Различия во взглядах между этими двумя выдающимися деятелями Церкви в Польше действительно существовали. Они представляли разные поколения, разные культурные и церковные традиции. С. Вышиньский воспитывался в русской Польше, а К. Войтыла — в австрийской. Примас олицетворял традиционную, опирающуюся на крестьянскую религиозность и культуру Церковь. Европейски образованный К. Войтыла был склонным к умеренному церковному реформаторству интеллектуалом.

Сферой, где наиболее ярко проявились различия между ними, был II Ватиканский собор, поскольку, как известно, кардинал Стефан Вышиньский выступал за использование традиционных методов для разрешения возникающих в Церкви проблем»24. Активность К. Войтылы на соборе создала ему поддерживаемую правительственной прессой репутацию противостоящего С. Вышинь-скому главы реформаторов в среде польского епископата.

«Стравить» Вышиньского и Войтылу — это была заветная мечта одного из влиятельнейших партийных лидеров ПНР (второго человека в партии), секре-

20 Цит. по: Lasota M. «Lepszy papiez tam niz prymas tu»...

21 Ibid.

22 Stefan Kardynal Wyszynski Prymas Polski w dokumentach aparatu bezpieczenstwa PRL 1953-1956 / wydal i opracowal Bogdan Piec. Warszawa: Verbinum, 2001. 206 s. Во введении к публикации, мы читаем: «Насколько важной личностью для тогдашних польских властей был кардинал Стефан Вышиньский, свидетельствует тот факт, что разработкой его окружения занималось несколько департаментов Министерства общественной безопасности» (URL: www. seminare.pl/18/wasowicz2.doc).

23 «Умеренность Войтылы, — пишет М. Лясота, — .в документах службы безопасности, интерпретировалась как проявление склонности к далеко идущим компромиссам, особенно в сравнении с искусственной и холодной аурой, окружающей примаса» (Lasota M. Donos na Wojtyle.S. 229).

24 Ibid. S. 230.

таря ЦК ПОРП по идеологии Зенона Клишко25. Бывший глава Управления по делам религии и министр Казимеж Конколь рассказал журналистке Тересе То-раньской о том, что Клишко специально ездил в Краков, где уговаривал Войтылу принять его план и согласиться стать примасом вместо С. Вышиньского. Афера не удалась. К. Войтыла приехал в Варшаву и обо всем рассказал кардиналу Вы-шиньскому26. По всей вероятности, речь шла не о том, что Кароль Войтыла вместе с архиепископством Краковским получит почетный титул примаса Церкви в Польше. Этот титул носил Стефан Вышиньский, и не в компетенции властей было лишить его этого титула. Но Вышиньский одновременно был и председателем Епископской конференции. Власти хотели добиться разделения компетенций, что, в свою очередь, должно было привести к ослаблению позиции примаса и естественной конфронтации между ними.

Аналитиками СБ была разработана направленная на развитие взаимной подозрительности и антипатии у двух кардиналов система действий. Власти хотели сыграть на различии между кардиналами в возрасте, происхождении, интеллектуальных способностях, представлениях о формах пастырского служения и т.д. Эта «деятельность» строилась на распространении различной неправдивой информации (дезинформации). Известен случай изготовления СБ фальшивого сборника посланий и проповедей Вышиньского27. Активно распространялись слухи о конфликтах между ним и редакцией «Тыгодника повшехного», который находился под покровительством К. Войтылы28.

Первая неудача не остановила авторов плана. Особенно оживились сторонники этой идеи после возведения Кароля Войтылы в кардиналы (1967). В обсуждении этой «проблемы» участвовали все (партийные и эксперты СБ, их тайные сотрудники, а также церковные деятели и близкие к Церкви граждане).

Всеобщее возбуждение в церковной и околоцерковной (включая СБ) среде можно понять. Назначение 47-летнего архиепископа кардиналом было в те времена событием необычным. К. Войтыла стал одним из самых молодых членов кардинальской коллегии, и возник естественный вопрос о смысле столь быстрого карьерного роста польского епископа. «Изучение возможных перспектив его карьеры в рамках мировой Церкви стало заданием. краковского отделения СБ» (М. Лясота).

О том, в каком направлении шла околоцерковная мысль, говорит содержащий «анализ» причин этого назначения донос (от 31 мая 1967 г.). В нем агент «Carmen» характеризовал возвышение К. Войтылы как «политическую игру Ватикана против кардинала Вышиньского», который, в отличие от Ватикана, «не хочет нормализации отношений с правительством». Ватикан в этой логике же-

25 KqkolK. Nie wyrzucajcie mnie z Biblii. Rozmowa z Kazimierzem K^kolem // Toranska T. Byly. W-wa, 2006. S. 107-150. здесь S. 112.

26 Ibid. S. 124. В ЦК считали, что «Войтыла, космополит и общающийся с Западом интеллектуалист, будет лучше».

27 К. Конколь рассказал Т. Тораньской об изданном и высылаемом из Италии в Краков сб. проповедей, прочитанных кардиналом С. Вышиньским в соборе св. Креста в Варшаве (Kazania swiQtokrzyskie) с большими фальшивыми вставками (Ibid.).

28 Lasota M. UjawniQ, kto donosil na WojtylQ // Kai 2005. 20 kwiet.

11б

лает использовать более примирительно (!) настроенного Войтылу, сделав его председателем конференции епископата и даже переведя в Варшаву29.

Все эти спекуляции свидетельствовали лишь об одном — о враждебности к примасу, которая лишала способности реально оценивать обстановку. Любая спекуляция на тему ослабления влияния кардинала С. Вышиньского пробуждала у властей надежду на ослабление позиции ненавидимого ими примаса. Еще более абсурдный, но аналогичный по содержанию и смыслу комментарий к назначению К. Войтылы отправил в ЦК ПОРП Краковский воеводский комитет партии (16 июня 1967 г.)30.

Особенно внимательно СБ следило за всеми контактами кардинала с женщинами, особенно с Вандой Полтавской и Иреной Кинашевской. При том, как отмечает М. Лясота, из агентурных документов можно сделать вывод, что «двусмысленность отношений однозначно исключалась».

Такая направленность изысканий, сплетен и слухов была свидетельством глубокого провинциализма порождавшей их среды, ее неспособности увидеть в назначении Кароля Войтылы поиск Римской курией новых людей для руководства мировой Церковью.

Рост авторитета молодого кардинала подвиг заместителя начальника краковского IV отдела СБ майора Богуслава Богуславского на разработку в конце 1969 г. специально посвященного К. Войтыле вопросника (100 вопросов), при помощи которого планировалось создать объективный портрет кардинала. В нем нашли место и вопросы, касающиеся быта молодого кардинала31 и его интеллектуальных способностей32. Особенно интересовали заказчиков уровень влияния кардинала на духовенство и верующих и природа этого влияния, характер человеческих отношений. Можно сказать, что не было такой человеческой или пастырской, государственной, церковной или международной проблемы, отношение к которой кардинала не пытались выяснить офицеры СБ.

29 Lasota M. «Lepszy papiez tam niz prymas tu». Karol Wojtyla i tajne sluzby PRL // Tygodnik powszechny. Krakow, 2003. 19 pazdz. № 42.

30 В нем говорилось о закулисной деятельности в пользу К. Войтылы в Римской курии со стороны польского лобби и куриальных прелатов, включая Агостино Казароли (Ibid.).

31 «В какое время встает утром в обычные дни, в воскресенье; в какой последовательности выполняет свои утренние действия (одевается, умывается, чистит зубы); как часто и каким лезвием бреется, кто стирает его белье, носки, кто ремонтирует радиоприемник, какие радиопрограммы слушает, как часто ходит в театр? Каково его состояние здоровья (например, как часто бывает у зубного врача), отношение к техническим средствам (пишущим машинкам, фото- и киноаппарату), какую музыку слушает, какие использует дорожные чемоданы, какую спортивную одежду носит летом и зимой?» (Lasota M. Donos na Wojtyle... S. 235-236).

32 «а) сфера познавательная, интеллектуальная: наблюдательность и тип наблюдения (аналитический, синтетический, объективный, субъективный); .способность к самостоятельному творчеству; вместительность (емкость). быстрота мысли, способность предвидения; способность пользоваться мыслительными конструкциями, инициатива; критицизм, оперативность мышления, легкость формулирования мысли в словах и письменно; легкость и ясность в задавании вопросов; ясность в самовосхвалении, способность к индуктивному мышлению — переводу, проверке и — дедуктивному: аргументация». Разработчика вопросника интересовал характер интеллекта кардинала, сам ли он продуцирует идеи или только подхватывает чужие мысли, концепции и проекты; интересуют его только глобальные проблемы или он способен вникать в мелочи (см.: Ibid. S. 236).

Первое предупреждение властям о растущем авторитете К. Войтылы в мировой Католической Церкви поступило 15 ноября 1971 г., когда шеф IV Краковского отделения СБ подполковник Владислав Жила передал в Варшаву информацию, «касающуюся дискуссий и комментариев вокруг личности кардинала Войтылы». Подполковник сообщал, что в Кракове активно обсуждается «единогласное» избрание епископами (5 ноября) кардинала Войтылы (как представителя европейских церквей) в состав Совета секретариата (Президиум) проходящего в Риме II Синода епископов33. Избрание было свидетельством положительной известности кардинала в мировом епископате. В связи с этим в польской церковной и околоцерковной среде начали обсуждать его возможный отъезд на постоянную работу в Рим34.

С этого времени тревожные для власти сигналы о растущем авторитете кардинала К. Войтылы будут непрерывно поступать из Кракова в Варшаву. Некоторые из них воспринимались как совершенно неправдоподобные. Так, 18 декабря 1972 г. из Кракова в Варшаву (в IV департамент МВД) поступило агентурное сообщение, в котором говорилось: «В Римской курии полно разговоров на тему о будущем папе. Фоном для этих разговоров является состояние здоровья папы Павла VI. <...> Если бы в эту минуту состоялся конклав, то важнейшим кандидатом на папский престол был бы Кароль Войтыла... как очень высоко оцениваемый в Курии»35.

В марте 1973 г. поступил очередной прогноз СБ. Но на этот раз в церковной среде обсуждали возможный выезд кардинала-митрополита на 5 лет в Ватикан для работы в Курии36.

«Что поражает при чтении этого и иных документов, — пишет М. Лясота, — так это сплетнический характер передаваемой (наверх) информации, что свидетельствует об усиленном проникновении в церковную среду СБ, использующую при этом даже нестоящие внимания слухи. Последнее наводит на мысль, что вся оперативная работа, проводимая вокруг кардинала и Краковской курии, приносила мизерный результаты, и специалисты по Церкви в Краковском СБ были вынуждены повторять кружащие по городу слухи. Однако следует сказать, что личность кардинала вырастала во врага ПНР номер один, и полезной считалась любая, даже малоправдоподобная информация»37.

Меняется и сам кардинал, его отношение к происходящим в стране событиям. После рабочих волнений 1976 г. К. Войтыла превращается в покровителя польской антисоциалистической оппозиции. В ответ власти вводят цензурный запрет на упоминание его имени в польской (нецерковной) прессе. Все передвижения кардинала фиксируются.

Авторитет же Краковского митрополита в Римской курии рос. 28 февраля 1976 г. подполковник В. Жила информировал свое руководство о беспрецедентном в истории Церкви в Польше событии. Папа Павел VI через посредство епи-

33 Все остальные члены комиссии были избраны большинством голосов.

34 Lasota M. «Lepszy papiez tam niz prymas tu».

35 Ibid.

36 Ibid.

37 Ibid.

скопа Владыслава Рубина предложил кардиналу К. Войтыле проведение с 7 по 13 марта 1976 г. великопостного говения для себя и своих сотрудников. Как правило, для проведения говений в Ватикан приглашался известный богослов. Это событие вызвало новую волну зафиксированных агентами СБ сплетен и слухов38.

Вызывающие тревогу слухи заставили руководство СБ всерьез задуматься над возможной перспективой дальнейшего возвышения польского кардинала. Ими фиксируется на тот момент казавшаяся совершенно невероятной гипотеза о возможности избрания К. Войтылы Папой Римским39. Но Рим далеко, а кардинал рядом. Отсюда следует предупреждение: «Краковский митрополит является более грозным противником по сравнению с нынешним председателем40 польского епископата»41. Тем самым развеялся миф о неожиданном для руководства ПНР избрании Краковского кардинала. С другой стороны, не только М. Лясота, но и бывший министр К. Конколь высказали предположение о том, что те люди в высшем руководстве страны, которым была адресована столь важная информация, просто не обратили на нее внимания или вообще не прочитали донесение. В интервью Т. Тораньской К. Конколь даже сказал о «нечитающем поколении» высших руководителей Польши42.

В польском руководстве в те годы за церковную проблематику в Политбюро отвечал второй секретарь ЦК ПОРП Станислав Каня. Он, видимо, частично познакомился с поступающей информацией. По его распоряжению кардиналу К. Войтыле отказались выдать дипломатический паспорт для выезда в Рим на конклав, на котором он и будет избран папой. На конклав будущий папа отправился по туристическому паспорту43.

Первым в Польше из высшего руководства об избрании нового папы узнал С. Каня и тотчас позвонил Э. Гереку. В ответ он услышал только: «О Боже» (О гаиу ВоБкіе!). Об атмосфере в ЦК в те часы рассказывал К. Конколь: «Необходимо было поздравить новоизбранного папу. Но это должно было быть согласованное действие руководителей всех социалистических стран»44. С вопросом «Что решили?» он звонит в Москву, Будапешт, Берлин и в Прагу. Ответа нет. Идут дискуссии. «Наш посол в Риме сообщает, что в Ватикан приходят поздравления от руководителей всех ведущих стран Запада. Снова звоню в Москву. Ничего ново-

38 Lasota M. «Lepszy papiez.».

39 См.: Lasota М. UjawniQ, kto donosil na WojtylQ // Kai. W-wa, 2005. 20 kwiet.

40 То есть кардиналом Стефаном Вышиньским.

41 Lasota M. «Lepszy papiez ...»

42 KqkolK. Nie wyrzucajcie mnie z Biblii. ... S. 111.

43 «Речь не шла о том, чтобы вообще не дать паспорта, но чтобы показать кардиналу его место» (Ibid. S.109). У этой истории было продолжение. На интронизацию Иоанна Павла II приехала делегация во главе с председателем Государственного швета ПНР проф. Генрихом Яблоньским. По завершении приема, когда гости уже были в дверях, папа неожиданно спросил: «А что мне делать с паспортом? Сдавать? Я хотел бы оставить его себе» (Ibid. S.139).

44 «В ЦК непрерывно звонят. Утром Кане позвонил Петр Костиков (завсектором Польши из ЦК КПСС). Сетовал на ужасный выбор. Каня пытался его успокоить. (Когда это) не помогло, рассказывает Каня присутствующим, я сказал ему: а что, было бы лучше, если бы избрали китайца? Никто не смеется» (Ibid.).

го. Должен ждать»45. В конце концов поздравительные телеграммы в адрес папы подписали все высшие руководители социалистических стран.

Только теперь высшее руководство страны действительно обратило внимание на Кароля Войтылу. Его обширное досье было отправлено из Кракова в Варшаву.

Анализ сохранившихся агентурных материалов свидетельствует о том, что долгое время деятельность СБ против К. Войтылы носила рутинный характер46. Только осознав масштаб этой личности и исходящую от него угрозу системе, СБ озаботилась созданием густой агентурной сети47, хотя с появлением новых технических средств традиционная роль агентуры как источника информации уменьшилась. Отныне ставка делалась на агентуру, способную вести с ним дискуссии в нужном власти направлении и оказывать влияние на его деятельность, на принятие им решений.

В рабочих планах Краковской СБ того периода многократно встречаются выражения типа: «“t.w.48 будет продвигать ту точку зрения, что...”; “t.w. будет раздувать существующее различие во взглядах” и т.д. Это были задания для агентов влияния»49.

Примером агента-интеллектуала может служить один из наиболее близких к К. Войтыле агентов СБ в Кракове. Им был кс. Мечислав Малиньский (t.w. — псевдоним «Дельта») — католический писатель и проповедник, «свободомыслящий сторонник реформ в Церкви», автор нескольких книг об Иоанне Павле II, в том числе его первой биографии. Как отмечает М. Лясота, «немногочисленные сохранившиеся материалы указывают на обширные контакты t.w. с псевдонимом «Дельта» со структурами коммунистического репрессивного аппарата от антицерковного IV отдела воеводской команды МВД в Кракове и Люблине, до «ватиканского» VI отдела I департамента МВД. Следует обратить внимание и на такой неслучайный факт, что его ведущим офицером был один из наиболее опытных офицеров краковского IV отдела»50.

Из агентов-интеллектуалов среди светских знакомых кардинала М. Лясота в качестве примера называет агента с псевдонимом «Арес». Он был одновременно светским чиновником краковской курии и сотрудником редакции «Тыгод-ника повшехного» — самого влиятельного католического еженедельника времен ПНР. Давая согласие на сотрудничество, агент «Арес» предупредил, что он не

45 KqkolK. Nie wyrzucajcie mnie z Biblii ... S. 132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Zaryn J. «Od Lat 60. Karol Wojtyla byl pod opsezwacia SB». Rozmawial R. Ziemkiewicz // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2005. 21 kwiet.

47 О масштабе деятельности СБ в Кракове: в 1967 г. на службе у местной СБ для работы среди духовенства и в организациях католиков-мирян было задействовано 217 тайных агентов (см.: Lasota M. Donos na Wojtyle. S. 27).

48 t.w. — tajny wspolpracownik (тайный сотрудник).

49 Roman Graczyk. Cena przetrwania. SB a Tygodnik Powszechny. Lodz, 2011.

50 Lasota M. Zawartosc dokumentacji tajnego wspolpracownika o ps. „Delta” // Kosciol katolicki w czasach komunistycznej dyktatury: MiQdzy bohaterstwem a agentur^. Studia i materialy / pod red. R. Terleckiego i ks. J. Szczepaniaka. — Krakow: Wydawnictwo WAM, 2007. Studia i materialy. T. 1. (S. 205-214) S. 213. О его опытности говорит факт почти полного исчезновения документации из папки «t.w. ops. “Delta”» и замена их документами из папки другого агента с тем же псевдонимом.

будет доносить. «Он был уверен, что его роль будет основываться на улучшении отношений между церковью и государством»51.

В канун возведения Кароля Войтылы в кардинальское достоинство спецслужбам «повезло». С органами начал (с 1966 г.) сотрудничать агент из среды старых и близких знакомых Иоанна Павла II52. К наиболее ценным агентам, имевшим непосредственный доступ к краковской курии и ее секретам, относились агенты с псевдонимами «Жагеловский»53, «Хонората», «Роса», «Кос» и «X». После смерти «Торано» в середине 60-х гг. его заменил другой священник с псевдонимом «Кармен». Жагеловский-Торано — краковский священник, бывший заключенный немецкого концлагеря54. Его завербовали при помощи шантажа55. Агентами были наполнены редакции «Тыгодника повшехного» и «Знака», которым покровительствовал кардинал К. Войтыла. От агентов требовалась не информация о редакционных планах или разговорах. Они должны были ссорить членов редакций, распространять порочащие их сведения, сеять подозрения, в том числе и о сотрудничестве того или иного члена редакции со спецслужбами. Документы СБ свидетельствуют, что их агенты «работали на совесть»56.

Среди близко подошедших к будущему папе тайных сотрудников СБ был кс. Мечислав Саторы. В 1960 г. архиеп. Е. Базяк доверил ему руководство строительством костела в Новой Гуте, рабочем пригороде Кракова, — одного из самых знаменитых в Польше костелов. Этот пригород создавался властями как образец социалистического города, поэтому использовались все законные и незаконные средства, чтобы не допустить возведения в нем костела. (Строительство было завершено в 1977 г., когда кардинал Войтыла освятил его.) Активность кс. Мечислава в деле защиты Креста, установленного на месте будущего храма, создала ему репутацию верного Церкви человека. Поэтому, когда по требованию муниципальных властей Кракова он был через несколько месяцев лишен своей должности, его перевели на работу в митрополичью курию на должность референта по экономическим вопросам, которую он занимал до своей смерти в 1980 г. Его верность была отмечена еп. К. Войтылой, который предоставил ему квартиру в том же доме, в котором жил сам57.

51 Lasota M. Lepszy papiez w Watykanie niz kardynal w Krakowie...

52 Об этом поведал капитан Зенон Полевски. Агент «Роман» был коллегой К. Войтылы со времен учебы (!), то есть с 40-х гг. Знал три языка, был многолетним настоятелем одного из прикарпатских монастырей. Писал обширные доносы и отчеты, в том числе и о своей встрече с папой во время его первого визита (1979) в Польшу. Он умер в 1984 г.(см.: Zaremba P., Danile-wicz J. Kowalska D. KsiQza zatraceni // Newsweek. Pol. wyd. Warszawa, 2005. № 8. 20 lut. S. 74).

53 После 1959 г. сменил псевдоним на «Toранo».

54 Из документов следует, что деньги от СБ он принимал неохотно, но попросил от ведущего его офицера талон на радиоприемник.

55 См.: Czuchnowsk W.i, KublikA. Agenci wokol papieza Jana Pawla II // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2005. 21 kwiet.

56 См.: GraczykR. Cena przetrwania. ...

57 См.: Szczepaniak Jan, ks. „Wierny» az do smierci. Tajemna historia ks. Mieczyslawa Satory // Kosciol katolicki w czasach komunistycznej dyktatury: MiQdzy bohaterstwem a agentur^. Krakow, 2007. (S. 79-134) S. 80.

Историки установили, что вся его церковная карьера была результатом разработанного офицерами СБ плана внедрения священника в митрополичью курию. План в чем-то удался (удалось внедрить в важнейший отдел58), в чем-то не удался (пытались сделать его канцлером курии). В чем-то план был перевыполнен: кс. Мечислав стал жить рядом с епископом, а затем кардиналом К. Войтылой.

В Архиве имеется два относящихся к кс. Мечислава тома: папка с личным делом (793 листа) и рабочая папка тайного сотрудника (547 листов) с псевдонимами «Железнодорожник» (1947—1950), «Директор» (1950—1961), «Марец-ки» (1961—1977) и «Туркан» (1977—1980), которые документируют его 33-летнее сотрудничество со службой государственной безопасности. Из сохранившейся справки известно, что 6 томов его рабочего дела были уничтожены. В личном деле сохранились сведения о количестве и месте его встреч с офицером, способе вознаграждения, анализ ценности и достоверности предоставленной информации, ее пригодности для оперативной работы. Сохранились расписки в получении агентом денег, кассовые отчеты о приобретенных для него подарках, счета за алкоголь, приобретенный офицером во время встречи с агентом. Во втором томе содержатся рабочие планы и агентурные донесения59.

Рабочие задания, которые ставил офицер перед кс. Мечиславом, учитывали его возможности. Часть заданий касалась его службы в курии, другая — дома, в котором он проживал. В деле «Педагога» (то есть К. Войтылы) информатору Марецкому было поручено, например, основательно изучить приватное жилище еп. К. Войтылы, в том числе: определить место жилища на фоне здания; описать проход в квартиру; составить список жильцов в этом доме; изучить состояние средств защиты помещения (замки и их тип), какие двери закрываются, кто имеет доступ к квартирным ключам; выяснить, кто и как часто убирает помещения. Он должен был изучить обычный распорядок дня еп. Войтылы, в том числе: когда он просыпается, когда служит мессу. Кроме того, СБ интересовали поездки еп. К. Войтылы по епархии: цели, кто сопровождает, какие местности он должен посетить и сколько это должно занять времени60. Перед Марецким ставились разные задачи: например, составить план чердака или организовать ремонт дома, в котором проживал К. Войтыла.

Не менее важные задания ставились перед агентом по работе в курии. Он должен был наблюдать за священниками, находившимися в «разработке» у СБ, за канцлером курии (за его работой и частной жизнью), анализировать влияние епископских распоряжений на духовенство. Очень часто передаваемая кс. Мечиславом информация серьезно вредила священникам, которых она касалась. В частности, он передал в СБ план (или его фрагменты) всех перемещений духовенства за 1960, 1963, 1968 гг.

Объем вознаграждения для тайных сотрудников регулировали инструкции о работе с агентурой, которые периодически издавало Министерство обществен-

58 С этой целью был организован конфликт кс. Мечислава с главой Краковского отделения Управления по делам религии, что укрепило его авторитет в глазах канцлера курии.

59 При этом руководившие им офицеры СБ не вполне доверяли кс. Саторе. Его телефон прослушивался, а донесения перепроверялись при помощи других агентов из курии.

60 Szczepaniak Jan, ks. «Wierny» az do smierci. S. 99-100.

ной безопасности (1945, 1953), Комитет по делам общественной безопасности (1955) и Министерство внутренних дел (1960, 1970, 1989). Принципы вознаграждения за весь период истории ПНР не менялись: «Следует вознаграждать агентов и информаторов, которые хорошо и добросовестно выполняют задания органов безопасности. Форма вознаграждения зависит от конкретных условий и индивидуальных черт характера агента или информатора. При выборе форм вознаграждения следует иметь в виду, что оно является лишь одним из элементов, связывающих тайного сотрудника с органами безопасности, и побуждает его к лучшему выполнению задания. Следует помнить, что у некоторых тайных сотрудников вознаграждение может вызвать желание ввести органы в заблуждение.»61.

Как пишет автор статьи о кс. Мечиславе Сарторе кс. Ян Щепаняк, «во многих делах ^. «Директор/Марецки» показал себя исключительно предприимчивым. Не только «образцово» исполнял поручения СБ, но сам предлагал планы деструктивных действий62.

Документы архива IV департамента МВД, хранящегося сегодня в №К, позволяют поставить вопрос об отношении офицеров департамента к кардиналу. Много работавший с архивом Краковского СБ в М. Лясота обратил внимание на двойственное отношение офицеров СБ к нему. Безусловно, он воспринимался как враг. Но, как пишет исследователь, «с другой стороны, чувствовалось у них некое уважение к нему, как к тому, кто находится вне сферы влияния власти»63.

Полагаю, что вслед за уважением нередко следовало и желание помочь, противодействовать разрушительной деятельности тайных агентов. Великие люди умеют не только вызывать к себе уважение со стороны противников. Вероятно, и кардинал Стефан Вышиньский, и кардинал Кароль Войтыла имели своих информаторов, которые предупреждали их о существующей опасности.

На эту мысль наводит отбор людей, которых избранный на папский престол Кароль Войтыла, вызвал к себе в Рим. Среди них не было сотрудников краковской курии.

Вопрос об отношении самого кардинала К. Войтылы, а потом папы Иоанна Павла II к проблеме агентов спецслужб в своем окружении стал предметом обсуждения в международных СМИ в связи с вынужденной отставкой арх. Станислава Вельгуса в январе 2007 г. В нем принял участие многолетний пресс-секретарь папы Хоакин Наварро-Вальс, который сказал: «Папа не боялся ни шпионов, ни доносителей, поскольку считал, что ему нечего скрывать.», и добавил, что «папа ни разу не поделился с ним подозрениями относительно лиц из своего окружения»64. Не поддержал папа и кампании люстрации в Польше, заявляя в разговорах с близкими ему людьми о необходимости проявлять милосердие и об опасности нового раскола среди граждан страны.

61 8іеіврапіакІап, кі. «'Шегпу» аг ^ бшіегсі. 8.104.

62 ІЬі<± 8. 131.

63 «Lepszy раріег w Watykanie піг ка^упаї w Кгакстте»...

64 №уагго-Уа1к: Jan Pawel II піе сЬатаї єі$ ^псєісіеіі // РАР. Rzym. 2007. 12 stycz.

По-настоящему высокопрофессиональной агентурой Иоанна Павла II окружили уже в Риме65.

Польская внешняя разведка (Agencja wywiadu) располагала в Риме своей ре-зидентурой, для которой с конца 1978 г. «проблемой номер один стал Ватикан». Сюда были направлены наиболее опытные офицеры разведки66. Архив №К, в который были частично переданы отчеты этих офицеров, позволяет определить сферу действий и возможности польских агентов, наиболее успешные из которых имели псевдонимы «Конрадо», «Потенца», «Дита» и «Руссо»67. Именно они поставляли польской резидентуре наиболее ценную информацию о планируемых действиях римской курии.

Наибольший резонанс в итальянской и польской печати получило разоблачение о. Конрада Хеймо. Общительный монах, он в течение многих лет был сначала агентом СБ в Польше, а после переезда в Рим был передан польской разведке, которая начала с ним игру якобы от имени западногерманской разведки. Но как не смущала о. Конрада работа на СБ в Польше, так, видимо, не стала проблемой работа на разведку ФРГ. Сохранились его расписки в получении денег и две кассеты, на которых он делится с офицерами разведки информацией.

На след одного из агентов польской разведки в Ватикане с псевдонимом «Пророк»68 напал, работая с документами №К, знаменитый борец с агентами в рядах Церкви краковский священник Тадеуш Исакович-Залески69. Донесения от «Пророка» поступали с конца 70-х до конца 80-х гг. Он сообщал в Варшаву обо всем, что касалось жизни и деятельности Иоанна Павла II, самые, казалось бы, незначительные детали: о расположении комнат, распорядке дня, характере мебели в папском кабинете или о принципах использования папамобиля. Но прежде всего его интересовала информация о человеческих слабостях священнослужителей и конфликты среди польского духовенства в Ватикане70. «Пророк» не ограничивался польской проблематикой. 21 августа 1982 г. он, например, сообщил о содержании разговора кардинала Агостино Казароли с президентом США Рональдом Рейганом. Он же рассказал о переговорах кардинала Казароли и арх. Акилле Сильвестрини с госсекретарем США Джорджем Шульцем. Другой агент с псевдонимом «Дита» сообщил о содержании переговоров Д. Шульца с Иоанном Павлом II71. В начале 2012 г. тайна «Пророка» была раскрыта. Им оказался сотрудник польского сектора Государственного департамента Римской курии кс. Януш Болонек72.

65 Присутствие агентов в Ватикане, который в шпионской литературе зачастую изображается как центр мирового шпионажа, никого не удивляет.

66 Их псевдонимы: „Albano”, Antes”, „Atar”, „Dis”, „Ingo”; „Irt”, „Lazio”, „Wran” i „Pietro” (см.: PietrzakL. Czy tajne sluzby PRL staly za zamachem na Jana Pawla II? // Polityka. Warszawa, 2012.- 4 lut.).

67 Ibid.

68 Isakowicz-Zaleski Tadeusz. ks. Agent Prorok szpiegowal Jana Pawla II w Watykanie // Polska The Times, Warszawa, 2009. 30 stycz.

69 Isakowicz-Zaleski, Tadeusz. ks. KsiQza wobec bezpieki. Krakow, 2007.

70 Isakowicz-Zaleski, Tadeusz. ks. Agent Prorok ...

71 См.: SzymowskiL. Agenci SB kontra Jan Pawel II. Kto donosil na Jana Pawla. Warszawa, 2012.

72 В апреле 2012 г. он был папским нунцием в Болгарии и Македонии.

Последним из разоблаченных агентов в Ватикане стал полковник польской разведки Томаш Туровский — агент «№ 9596»73. На его след Цезария Гмызу, журналиста из влиятельной варшавской газеты «Rzeczpospolita», навел некий ватиканский священник. И вот что выяснил Ц. Гмыза. В 1975 г. в новициат ордена иезуитов был принят офицер польской разведки Томаш Туровский. В ордене он вошел в доверие к отцу Антонию Мруку — «одному из самых влиятельных поляков в Ватикане» и «последнему исповеднику Иоанна Павла II»74. Среди переданных Туровским из Рима в Варшаву документов были такие секретные, как бюджет ордена иезуитов, выступление Иоанна Павла II c редакционными замечаниями, характеристики епископов. В ордене Туровский пробыл десять лет.

Последний период своего пребывания у иезуитов он посвятил специализации на русском направлении, для чего переехал во Францию, где находились соответствующие иезуитские центры75.

Польская разведка не понесла ущерба, так как, по словам Гмызы, из Ватикана от иезуитов пошли сообщения от нового агента с псевдонимом «Russo». После возвращения на родину Туровский женился и начал работать в качестве журналиста в газете Демократической партии, продолжая службу в разведке. В 1990 г. Туровский выходит на пенсию с должности заместителя начальника отдела и в звании полковника. В 1993 г. он был принят на работу в МИД, где сделал блестящую карьеру76. Когда в МИДе рассматривалась его кандидатура на пост посла Польши в Москве, Туровский был обвинен IPN в том, что, как человек, претендующий на важную государственную должность, он скрыл от Комиссии по люстрации важные сведения о своей работе в спецслужбе. В итоге в Москву он не поехал77.

Оставим на совести Цезария Гмызы утверждение о том, что «вокруг Иоанна Павла II «действовало сто агентов, в том числе трое в епископском сане, хотя и не самых известных»78. Ни сто вопросов из краковского вопросника СБ, ни сто агентов в Ватикане не смогли предотвратить избрания краковского кардинала на папский престол. Не смогли они оказать влияния и на его внутрицерковную

73 Gmyz C. Szpieg w Smolensku // Uwazam ze. Warszawa, 2011. № 3. S. 8-12.

74 О. Антоний Мрук в качестве ассистента (заместителя) генерала ордена ведал славянским направлением (1965-1975).

75 Под Парижем в Медоне находился иезуитский аналитический центр русских исследований (Centre d’fitudes Russes). Там готовили миссионеров для России и изучали русский язык офицеры НАТО (см.: MajewskiM. Turowski — brakujace ogniwo III RP // http://wzzw.wordpress. com/2011/12/10/turowski-brakujace-ogniwo-iii-rp/).

76 В 1996 г. он был направлен на работу в Польское посольство в Москве, где пробыл несколько лет в качестве советника и полномочного министра. С 2001 по 2005 г. он был послом Польши на Кубе.

77 Czuchnowski W. Lustracja dekonspiracja. Sprawa amb. Turowskiego // Gazeta wyborcza. Warszawa, 2011. 12 czerw. Решением соответствующей Комиссии IPN Т. Туровскому было запрещено занимать ответственные государственные посты в Польше в течение трех лет. Сам факт шпионажа в Ватикане осужден не был. Туровский решение комиссии оспорил, и Апелляционный суд его отменил (2012). Дело в том, что действующие офицеры разведки не должны проходить люстрации (Czuchnowski W. Sad oczyscil ambasadora T. Turowskiego. Ibid., 2012. 27 lut.).

78 Gmyz C. Dyplomata RP. Szpieg w Watykanie // Rzeczpospolita. Warszawa, 2010. 18 grud.

и внешнюю политику. Иоанн Павел II вошел в историю как один из самых авторитетных в мире римских пап.

Ключевые слова: Кароль Войтыла, Католическая Церковь, Польская служба государственной безопасности.

State security service against Cardinal Karol Wojtyla

B. Philippov

On the example of the history of persecution of Cardinal Karol Wojtyla the auther discusses the forms and methods of the Polish security service’s struggle against the Catholic Church.

Keywords: Karol Wojtyla, Catholic Church, Polish security service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.