Научная статья на тему 'РЕАКЦИИ ВЫБОРА И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВОЛЕЙБОЛ'

РЕАКЦИИ ВЫБОРА И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВОЛЕЙБОЛ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКЦИЯ ВЫБОРА / ПСИХОМОТОРИКА / ВОЛЕЙБОЛ / ПРОБА / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ржанов Алексей Александрович

Реакция выбора - разновидность сложной сенсомоторной реакции с несколькими стимулами соответствующего типа. Методы определения реакции выбора направлены на оценку подвижности нервных процессов. Реакция выбора совершенствуется через двигательные умения и координационные способности, обеспечивается воспитанием психомоторных качеств. Актуальность. В предлагаемом, альтернативном способе измерения и развития реакции выбора интегрируемой в игровых моментах специализации. Проблема. В отсутствии доступных в материально техническом плане методик и применимых в работе тренера по волейболу. Цель и задачи. Изучить характер изменения и динамику точности, временной характеристики зрительно моторной реакции на движущийся объект. Разработать доступный метод оценки реакции к специализации, доказать его применимость. Материалы и методы исследования. Эксперимент проводился среди 72 воспитанников 10-14 лет спортивных школ Ангарска. Методическое воздействие продолжалось в течении двух лет с 2019 по 2021 и составляло 192 часа. Для определения информативности предлагаемого метода измерения реакции выбора, сопоставим результаты экспериментальной группы с собственными результатами проб через компьютерную запатентованную программу. Для подтверждения применимости методики, сравним результаты контрольной группы и экспериментальной, которую в течение двух лет, будем тренировать через тренировочный развивающий комплекс. Результаты исследования и выводы. Предлагаемый альтернативный метод замера реакции выбора, может применяться в тренировочном процессе в условиях зала и не требует материально технических оснащений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ржанов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE REACTIONS AND ITS DEVELOPMENT IN VOLLEYBALL SPECIALIZATION

The choice reaction is a kind of complex sensorimotor reaction with several stimuli of the corresponding type. Methods for determining the choice reaction are aimed at assessing the mobility of nervous processes. The choice reaction is improved through motor skills and coordination abilities, provided by the education of psychomotor qualities. Relevance. In the proposed, alternative way of measuring and developing the reaction of choosing the specialization integrated in the game moments. Problem. In the absence of methods available in the material and technical terms and applicable in the work of a volleyball coach. Goal and tasks. To study the nature of changes and dynamics of accuracy, the temporal characteristics of the visual motor reaction to a moving object. To develop an accessible method for assessing the reaction to specialization, to prove its applicability. Materials and research methods. The experiment was carried out among 72 pupils of 10-14 years old sports schools in Angarsk. The methodological impact lasted for two years from 2019 to 2021 and was 192 hours. To determine the information content of the proposed method for measuring the selection reaction, we will compare the results of the experimental group with our own test results through a computer patented program. To confirm the applicability of the methodology, let us compare the results of the control group and the experimental group, which we will train through a training development complex for two years. Research results and conclusions. The proposed alternative method for measuring the choice reaction can be used in the training process in a gym and does not require material and technical equipment.

Текст научной работы на тему «РЕАКЦИИ ВЫБОРА И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВОЛЕЙБОЛ»

(щйшшйк&жф)© шшкбппшпшшш© ш (шбросшшшш®

УДК: 7967012.68

Mnysfadl ©йщшйш

РЕАКЦИИ ВЫБОРА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВОЛЕЙБОЛ Ржанов А.А.

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

Спортивная школа олимпийского резерва «Ангара», Ангарск. Россия

ORCID: 0000-0001-5973-9983, AuthorID: 11666269, E-mail: volley-angarsk@ya.ru

Аннотация. Реакция выбора - разновидность сложной сенсомоторной реакции с несколькими стимулами соответствующего типа. Методы определения реакции выбора направлены на оценку подвижности нервных процессов. Реакция выбора совершенствуется через двигательные умения и координационные способности, обеспечивается воспитанием психомоторных качеств.

Актуальность. В предлагаемом, альтернативном способе измерения и развития реакции выбора интегрируемой в игровых моментах специализации.

Проблема. В отсутствии доступных в материально-техническом плане методик и применимых в работе тренера по волейболу.

Цель и задачи. Изучить характер изменения и динамику точности, временной характеристики зрительно- моторной реакции на движущийся объект. Разработать доступный метод оценки реакции к специализации, доказать его применимость. Материалы и методы исследования.

Эксперимент проводился среди 72 воспитанников 10-14 лет спортивных школ Ангарска. Методическое воздействие продолжалось в течение двух лет с 2019 по 2021 и составляло 192 часа. Для определения информативности предлагаемого метода измерения реакции выбора, сопоставим результаты экспериментальной группы с собственными результатами проб через компьютерную запатентованную программу. Для подтверждения применимости методики, сравним результаты контрольной группы и экспериментальной, которую в течение двух лет, будем тренировать через тренировочный развивающий комплекс. Результаты исследования и выводы.

Предлагаемый альтернативный метод замера реакции выбора, может применяться в тренировочном процессе в условиях зала и не требует материально технических оснащений. Ключевые слова: реакция выбора, психомоторика, волейбол, проба, зрительный анализатор, движущийся объект.

движущийся объект, В.М. Зациорский, А.А. Маркосян, Е.И. Бойко сходятся во мнении, что узловым в характеристике используется уловный рефлекс [5]. А.С. Батуев, А.А. Сеймук, утверждают зависимость функционального состояния человека с реакцией на движущийся объект, повышение времени отклика на утомляемость.

Введение. Раннее формирование стимула через зрительный анализатор на движущийся объект формируется за счет концентрации внимания, удержания объекта в поле зрения [2]. Исследуя, сложную пространственно-временную реакцию на

Для общей характеристики психических процессов изучалась способность к концентрации внимания и оперативному мышлению. Следует сопоставить концентрацию внимания в специализации и реакцию выбора, как сопутствующие и дополняющие друг друга характеристики [4]. Концентрация внимания, позволяет удерживать информацию о предстоящем движении объекта и возможных коррекциях в действиях, а реакция выбора определяет действие согласно наиболее подходящему шаблону из опыта подобных ситуаций.

Сложная зрительно-моторная реакция, включает в себя различение сигналов и выбор в соответствии с этим разных способов поведенческого реагирования [3]. Для формирования подобных стимулов [6], приближенных к специализации, предлагаем испытуемому ловить два предмета отпускаемых в хаотичном порядке, правой и левой рукой. В одной руке, за кончик предлагается держать длинную линейку, в другой теннисный мячик, развернутый удерживаемой кистью руки вниз. Испытуемый, готовится ловить предметы на уровне нижнего края линейки. Ловить предметы испытуемый может, используя зрительный анализатор, при этом теннисный мячик работает как отвлекающий стимул, а линейка как контрольный. Место захвата пальцами линейки, фиксируется в мм от нижнего края. Перед принятием зачетных попыток, испытуемый опробует методику. В зачет идут пять попыток, за

тем смена рук и еще пять из которых считается средний результат. В предлагаемом, альтернативном способе измерения и развития реакции выбора интегрируемой в игровых моментах специализации.

Проблема. В отсутствии доступных в материально-техническом плане методик и применимых в работе тренера по волейболу.

Цель и задачи. Изучить характер изменения и динамику точности, временной характеристики зрительно-моторной реакции на движущийся объект. Разработать доступный метод оценки реакции к специализации, доказать его применимость.

Материалы и методы исследования.

Эксперимент проводился среди 72 воспитанников 10-14 лет спортивных школ Ангарска. Методическое воздействие продолжалось в течение двух лет с 2019 по 2021 и составляло 192 часа. Для определения информативности предлагаемого метода измерения реакции выбора, сопоставим результаты экспериментальной группы с собственными результатами проб через компьютерную запатентованную программу [1]. Для подтверждения применимости методики, сравним результаты контрольной группы и экспериментальной, которую в течение двух лет, будем тренировать через тренировочный развивающий комплекс.

Для развития исследуемой характеристики составим комплекс упражнений (таблица 1).

Таблица 1. Тренировочный методический комплекс упражнений

№ Упражнения для развития реакции выбора

1. Беговые упражнения, включающие в себя, усложняющие элементы равновесия и испытывающие координацию (с вращением вправо или влево), звуковой сигнал выбора, один свисток - прыжок на 360 градусов вправо, хлопок в ладоши - влево и т.д. 2. Короткие ускорения с элементами акробатики по звуковым сигналам (кувырки, падения и т.д.) 3. Упражнения с мячами, где звуковой определяющий сигнал, служит руководством к следующему действию 3.1. Удар мяча в пол из-за головы двумя руками, в момент удара, определяющий сигнал: свисток - принять снизу, хлопок в ладоши передача сверху и т.д. 3.2. Высокий выброс мяча под потолок, звуковой сигнал выбора, свисток - поймать мяч двумя руками за спиной, хлопок в ладоши - поставить под мяч в точку падения ладонь. При удачном выполнении упражнений, тренеру продолжать форсировать слож-

ность, путем задержки звукового сигнала и дальше отпускать действия без него, на собственный выбор игрока.

4. Упражнения для развития внимания и сложной реакции выбора.

4.1. (для амплуа «доигровщик») Игрок стоит в зоне 5, три игрока с мячами находятся рядом, между 2 и 3 номером, лицом к принимающему, по линии между зонами 4 и 5 две пирамидки (или другие маркеры, для обозначения атаки), третья точка для скидки между 6 и 3 номером. Одновременный наброс для атаки трех игроков, каждый в свою маркированную точку по свистку, а удар осуществляет только один по сигналу тренера из-за спины принимающего.

4.2. (прием силовой подачи) С высокой платформы в зоне 1, игрок поочередно наносит удары в любую зону, в площадке два принимающих, для маркировки точности приема можно поставить тележку для мячей. Атакующий игрок с платформы наносит удары разной силы, от 100 % усилий, до укороченной на 70-60 %.

Кроме выхода на мяч, принимающий игрок, стремится по движению ударной руки, по биомеханическому движения локтевого сустава, определить возможную траекторию. Мяч при силовой подаче закручивается, как правило от ударной руки вниз под разным углом, в зависимости от индивидуального исполнения.

4.3. (прием планирующей подачи) Сложность приема планирующей подачи, в ее не программируемом изменении траектории. Для стабильного, качественного приема игрок должен обладать простой реакцией на звуковой, световой сигнал и техническими навыками верхней и нижней передачи. Для тренировки выхода на непрограммируемую траекторию применять облегченные мячи и мячи для игры в японский волейбол, а также упражнения с отключением зрительного восприятия в момент удара, закрытие сетки шторой, разворот в сторону приема, только по команде тренера и т.д.

4.4. (силовая подача) Данное упражнение влияет на развитие сложной реакции в целом, а также, тонкого психомоторного силового различия, выработки тактических шаблонов в применении их в соревновательном процессе.

Игрок готовится подать силовую подачу, сразу по звуковому сигналу (свисток), выброс мяча и стартовый разбег. В момент первого движения на мяч, тренер дает второй звуковой сигнал, выбора: свисток - полноценная силовая подача, хлопок в ладоши - укороченная подача с тонким дифференцированием распределения усилия. Здесь важнейшим аспектом, является четкая реакция на звуковой сигнал. В дальнейшем, хлопок тренера в ладоши, во время подачи в момент соревнований, может выработать условный сигнал к действию и приносить свои плоды. Следующим моментом, для тренировки силовой подачи и заостренного внимания на происходящее нужно выделить сложную реакцию выбора на световой или зрительный сигнал. Перемещение диагонального игрока по задней линии, выход связующего с 1 зоны, либо другие действия игроков противника в момент подачи. Зрительный контроль, за игровой ситуацией подающего игрока возможен лишь при высоком уровне подготовки и момент контроля за усилием в совокупности с собственными сложно координационными действиями, лишь при регулярном закреплении концентрации внимания.

4.5. (подача двумя мячами) Игрок держит в руках два игровых мяча, один подбрасывает высоко, второй бьет первым с руки, за тем второй. После закрепления подачи двумя мячами, продолжаем тренировку по звуковому сигналу- свисток бросить первый мяч, далее во время подачи второго мяча определяющий сигнал выбора-свисток, подача первого мяча в зону 1, хлопок в ладоши подача в зону 5._

Результаты и их обсуждение

Результат значений посчитан, как среднее арифметическое из пяти попыток в (МС) в компьютерном тесте и в (мм) в предлагаемом, альтернативном (таблица 2).

Таблица 2. Результаты эксперимента и расчет t-критерия различий.

Контрольная экспериментальная Однор. групп

№ Начало (М1±т1) Конец (М1±т1) Начало (М2±т2) Конец (М2±т2) Разница t Р

1 385,685±32,8 381,110±32,4 410,314±47,3 327,314±23,3 24 МС 53,79МС 8,12 p<0,05

2 389,312±42,3 386,652±74,9 404,241±56,6 332,125±97,2 15 мм 54 мм 7,24 p<0,05

Средний прирост показателей, за время методического воздействия в экспериментальной группе по отношению к собственным на начало эксперимента составил 18 %. Относительно показателей результатов контрольной группы на момент завершения эксперимента 15 %. Достоверность различий в критерии р<0,05, что отличается от табличного значения 7,24>2,04 и свидетельствует о статистической значимости.

Выводы

Альтернативный метод измерения реакции выбора для специализации, может применяться в работе тренера. Метод является информативным и имеет доступность в материально- техническом оснащении. Методика развития реакции на движущийся объект существенно дополняет существующие, по психомоторной подготовке игроков в волейболе, имеет научную новизну и доступность в применении.

Литература

1. Немцев О.Б. Влияние кофеина на время простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора./ О.Б. Немцев, Б.М. Гогодзе, Н.А. Немцева, А.Б. Борисов, А.Ф. Гришин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 195-198.

2. Ржанов, А.А. Психомоторный-латентный период и развитие внимания, как элемента, влияющего на общие психомоторные показатели волейболиста / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, Е.Н. Матросова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 04. С. 86-88. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.04.25

3. Тожибоева Д.А. Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительно-моторной реакции работающих. / Д.А.Тожибоева, М.А.Мансуров, У.Н.Мухамедова // Молодой ученый. 2017. № 1-2 (135). С. 45-47.

4. Фролова А.С. Гендерные различия сенсомоторного реагирования студентов медицинского университета с разным типом вегетативной регуляции. / А.С. Фролова, К.С. Кротенок // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5-8 (37). С. 58-63.

5. Hunt E. Mechanics of verbal ability / E. Hunt // Psychological Review. 1978. Vol. 85, № 2. P. 109.

6. Tongran L., Jiannong Sh., Daheng Zh., Jie Y. The relationship between EEG band power, cognitive processing and intelligence in school-age children / L. Tongran, Sh. Jiannong, Zh. Daheng, Y.

Jie // Psychology Science Quarterly. 2008. no. 2. Pp. 259-268.

Для цитирования: Ржанов А.А. Реакции выбора и её развитие в специализации волейбол / А.А. Ржанов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 6. С. 10-15.

Сведения об авторе

Ржанов Алексей Александрович, аспирант. Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

тренер по волейболу, Спортивная школа олимпийского резерва «Ангара», Ангарск. Россия ORCID: 0000-0001-5973-9983, AuthorlD: 11666269, E-mail: volley-angarsk@ya.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 6, pp. 10-15.

CHOICE REACTIONS AND ITS DEVELOPMENT IN VOLLEYBALL SPECIALIZATION Rzhanov A.A.

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Sports school of the Olympic reserve "Angara", Angarsk. Russia

ORCID: 0000-0001-5973-9983, AuthorlD: 11666269, E-mail: volley-angarsk@ya.ru

Abstract. The choice reaction is a kind of complex sensorimotor reaction with several stimuli of the corresponding type. Methods for determining the choice reaction are aimed at assessing the mobility of nervous processes. The choice reaction is improved through motor skills and coordination abilities, provided by the education of psychomotor qualities.

Relevance. In the proposed, alternative way of measuring and developing the reaction of choosing the specialization integrated in the game moments.

Problem. In the absence of methods available in the material and technical terms and applicable in the work of a volleyball coach.

Goal and tasks. To study the nature of changes and dynamics of accuracy, the temporal characteristics of the visual-motor reaction to a moving object. To develop an accessible method for assessing the reaction to specialization, to prove its applicability.

Materials and research methods. The experiment was carried out among 72 pupils of 10-14 years old sports schools in Angarsk. The methodological impact lasted for two years from 2019 to 2021 and was 192 hours. To determine the information content of the proposed method for measuring the selection reaction, we will compare the results of the experimental group with our own test results through a computer patented program. To confirm the applicability of the methodology, let us compare the results of the control group and the experimental group, which we will train through a training development complex for two years.

Research results and conclusions. The proposed alternative method for measuring the choice reaction can be used in the training process in a gym and does not require material and technical equipment.

Keywords: choice reaction, psychomotor skills, volleyball, test, visual analyzer, moving object.

References

1. Nemtsev O.B., Gogodze B.M., Nemtseva N.A., Borisov A.B., Grishin A.F. Vliyanie kofeina na vremya prostoy zritelno-motornoy reaktsii i reaktsii vyibora [The influence of caffeine on the time of a simple visual-motor reaction and a choice reaction], Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft], 2017, no. 12 (154), pp. 195-198. (In Russ.).

2. Rzhanov A.A., Nesmeyanov A.I., Matrosova E.N. Psihomotornyiy-latentnyiy period i razvitie vnimaniya, kak elementa, vliyayuschego na obschie psihomotornyie pokazateli voleybolista [Psy-chomotor-latent period and the development of attention as an element influencing the general psychomotor indicators of a volleyball player]. Sovremennaya nauka: aktualnyie problemyi teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnyie nauki [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities]. 2020, no. 04, Pp. 86-88. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.04.25

3. Tojiboeva D.A., Mansurov M.A., Mukhamedova U.N. Analiz rezultatov hronorefleksometrii po skorosti zritelno-motornoy reaktsii rabotayuschih [Analysis of the results of chronoreflexometry

according to the speed of the visual-motor reaction of workers]. Molodoy uchenyiy [Young scientist], 2017, no. 1-2 (135), pp. 45-47. (In Russ.).

4. Frolova A.S., Krotenok K.S. Gendernyie razlichiya sensomotornogo reagirovaniya studentov meditsinskogo universiteta s raznyim tipom vegetativnoy regulyatsii [Gender differences in the sensorimotor response of medical students with different types of autonomic regulation]. Aktualnyie nauchnyie issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world], 2018, no. 5-8 (37), pp. 58-63. (In Russ.).

5. Hunt E. Mechanics of verbal ability. Psychological Review. 1978, vol. 85, no. 2, pp. 109. (In Engl.).

6. Tongran, L., Jiannong, Sh., Daheng Zh., Jie Y. The relationship between EEG band power, cognitive processing and intelligence in school-age children. Psychology Science Quarterly. 2008, no. 2. pp. 259-268. (In Engl.).

Information about the authors Rzhanov Alexey Alexandrovich

PhD student. Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia volleyball coach, Sports school of the Olympic Reserve "Angara", Angarsk. Russia ORCID: 0000-0001-5973-9983, AuthorlD: 11666269, E-mail: volley-angarsk@ya.ru

Поступила в редакцию 06.06.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 08.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.