Научная статья на тему 'Реактивные образования и отрицание реальности в аспекте ассертивности и тревожности личности'

Реактивные образования и отрицание реальности в аспекте ассертивности и тревожности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / АССЕРТИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / REACTIVE FORMATIONS / DENIAL OF REALITY / ASSERTIVENESS / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Евгения Викторовна

В статье представлены результаты исследования психологических защит реактивные образования и отрицание реальности и их взаимосвязь с параметрами ассертивности и видами тревожности в молодом возрасте. Личностными особенностями, сопровождающими формирование реактивных образований, выступают повышенный уровень личностной тревожности и низкие параметры ассертивности. Отрицание реальности может сопровождаться реактивной тревожностью и увеличением показателей уверенности, решительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REACTIVE FORMATIONS AND REJECTION OF REALITY IN THE ASPECT OF PERSONAL ACTIVITY AND ANXIETY

The article presents the results of a study of psychological defenses of reactive formations and the denial of reality and their relationship with assertiveness parameters and types of anxiety at a young age. Personal characteristics accompanying the formation of reactive formations will be an increased level of personal anxiety and low assertiveness parameters. Denial of reality can be accompanied by reactive anxiety and an increase in confidence and determination.

Текст научной работы на тему «Реактивные образования и отрицание реальности в аспекте ассертивности и тревожности личности»

УАК 159.923.2

РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ АССЕРТИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Е. В. Валиуллина

Валиуллина Евгения Викторовна кандидат

психологических наук, доцент доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Кемеровский государственный медицинский университет e-mail: [email protected]

В статье прелставлены результаты исслелования психологических зашит реактивные образования и отрицание реальности и их взаимосвязь с параметрами ас-сертивности и вилами тревожности в мололом возрасте. Личностными особенностями, сопровожлаюшими формирование реактивных образований, выступают повышенный уровень личностной тревожности и низкие параметры ассертивности. Отрицание реальности может сопровожлаться реактивной тревожностью и увеличением показателей уверенности, решительности.

Ключевые слова: психологические зашиты, реактивные образования, отрицание реальности, ассер-тивность, тревожность.

Психологическая защита — сложная система особых механизмов психики, направленная на устранение эмоционального психологического дискомфорта, происходит на сознательном либо неосознаваемом для личности уровне, с целью оградить психику от негативных, травмирующих переживаний или воздействий.

Проблематика психологических защит широко представлена в отечественной науке (Ф. В. Бас-син, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, О. Г. Власова, Р. М. Грановская, Л. Р. Гребенников, Б. В. Зей-гарник, Н. А. Подымов, Е. С. Романова, Е. Т. Соколова, В. А. Ташлыков, М. В. Юрковаи другие). Так, О. Г. Власова трактует психологическую защиту как «поведение (осознанное и неосознанное), способствующее устранению психоло-

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2019. No 1 (25)

гического дискомфорта и тем самым повышающее резистентность личности к деструктивным факторам жизнеосуществления» [4, с. 6].

Ф. В. Бассину традиционно отводят приоритетную роль в постановке данной проблемы, он относит психологическую защиту к нормальному и широко обнаруживаемому механизму, направленному на «предотвращение расстройства поведения и физиологических процессов, не только при конфликтах сознания и бессознательного, но и при вполне осознаваемых, но аффективно насыщенных установках» [8, с. 18].

Н. А. Подымов анализируя разнообразие существующих определений термина «психологическая защита», подчеркивает, что «общим для всех определений является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики» [10, с. 169].

Из всего разнообразия психологических защит субъективной реальности личности, механизмы реактивных образований и отрицания наиболее изучены и описаны исследователями. Реактивные образования или формирование реакций трансформирует неприемлемые, негативные чувства, побуждения,моти-вы в кардинально противоположные по вектору направленности, и наоборот. Подавленные изначально желанияподдерживаемым мотивом, проявляются на уровне сознания в измененном гипертрофированном, но уже приемлемом виде, при этом значительно теряется гибкость, лабильность поведения человека. При механизме отрицания реальности неприятная, негативная информация элементарно не допускается в сознание, часть реальности не признается, отвергается, а наличие неприемлемых сознанием желаний, мотивов, побуждений считается несуществующим.

И реактивные образования, и отрицание реальности могут формироваться как бессознательно, так и на сознательном уровне [5, с. 26]. Б. В. Зейгарник отмечает, что «в ситуациях, затрудняющих достижение поставленных целей или угрожающих личностным установкам человека, он нередко сознательно прибегает к мерам психологической защиты. К сознательным компенсаторным действиям прибегают, например, больные тяжелыми соматическими заболеваниями. Они нередко произвольно отодвигают осознание своей болезни и усиленно предаются привычной деятельности» [6, с. 77].

Механизмы психологических защит призваны оградить психику человека от негативных травмирующих факторов, стрессов и чрезмерной тревоги. В свою очередь тревожность, как психическое свойство, оказывает влияние на множество индивидуальных характеристик личности от восприятия окружающей реальности и формирования самооценки до акцентуаций характера, и способности к ассертивному поведению, к ассертивности.

С целью изучения взаимосвязи реактивных образований и отрицания реальности, как психологических защит личности, с параметрами ассертивнос-ти и видами тревожности в молодом возрасте было проведено исследование.

Методика исследования

Респондентами выступили молодые люди в возрасте от 17 до 21 года, всего было опрошено 86 человек (из них 48 девушек и 38 юношей). В каче-

Е. В. ВАЛИУЛЛИНА

Реактивные образования и отрииание реальности в аспекте ассертивности и тревожности личности

стве психодиагностических методик были использованы: для определения степени выраженности психологических защит — опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, X. Келлермана, X. Конте [9, с. 53]; для изучения параметров ассертивности (уверенности, решительности и независимости, автономности) — «Тест на ассертивность» В. Каппони, Т. Новак [7, с. 409]; для выявления уровня личностной и реактивной тревожности — «Шкала тревоги» Ч. Д. Спил-бергера, Ю. Л. Ханина [11, с. 457]. Статистическая обработка данных была проведена при помощи компьютерной программы пакета Microsoft Office — Microsoft Excel, версия 2013 г.

Результаты исследования

Для реализации поставленной цели исследования и решения его задач, при анализе и интерпретации результатов учитывались только показатели психологических защит: реактивные образования и отрицание реальности. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения интерпретационных коэффициентов

Реа/обр Отр/реа Нез Увер Соц/ж Реа/тр Лич/тр

M 5,45 5,02 3,43 6,41 3,16 41,7 50,3

m 2,12 1,58 1,91 0,86 1,13 4,75 10,9

Примечание: расхождения между распределениями статистически достоверны при р < 0,05 (Х2Эмп = 107,142)

Условные обозначения: М — среднее значение коэффициента; т — стандартное отклонение; Реа/обр — реактивные образования; Отр/реа — отрицание реальности; Нез — независимость; Увер — уверенность; Соц/ж — социальная желательность; Реа/тр — реактивная тревожность; Лич/тр — личностная тревожность (здесь и далее использованы данные условные обозначения).

Параметрами ассертивности в тесте В. Каппони, Т. Новак выступают независимость (автономность)и уверенность (решительность). «Независимость отражает когнитивную составляющую общения и выражается в критичности восприятия, самостоятельности мышления, умении отстоять свою точку зрения, и все это без ущерба для интересов других людей. Уверенность характеризует мотивационный и поведенческий аспект общения, позволяя ставить реально достижимые цели и следовать им, разрешать конфликтные ситуации путем сотрудничества с оппонентом, не использовать средства манипулирования другими людьми, оптимально и адекватно высоко оценивать свои собственные способности и возможности» [2, с. 42].

Психологическое свойство — тревожность выступает типологической характеристикой личности, определяется частотой и интенсивностью возникновения состояния тревоги. «Допустимый уровень тревожности будет обеспечивать формирование ассертивности как необходимой способности личности в выстраивании границ своего «я», спокойного изложения своих взглядов и мнений, эмоциональной устойчивости без лишней нервозности и неустойчивости» [3, с. 52].

Классификация тревожности достаточно разнообразна по своим основаниям. Так, по способам осознания и переживания выделяют открытую (сознательно человеком переживается и проявляется в различной деятельности) и скрытую (неосознаваемую, проявляется косвенными действиями или чрезмерным спокойствием) тревожность; по сфере возникновения тревожность может быть ситуативная (возникает в ответ на конкретную жизненную ситуацию) и личностная (как индивидуальная психологическая особенность или черта личности ихарактера) тревожность; по актуальной деятельности: учебная (ситуация обучения, воспитания), самооценочная (связана с формированием самооценки и представлений о себе) и межличностная (вызвана с процессом общения, коммуникации) тревожность.

Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина выявляет такие виды тревожности как личностная и реактивная (ситуативная) тревожность. Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 2 (условные обозначения интерпретационных коэффициентов в тексте).

Таблица 2

Корреляционные связи интерпретационных коэффициентов

Нез Увер Соц/ж Реа/тр Лич/тр

Реа/обр - 0,547** - 0,527** 0,463** - 0,119 0,353*

Отр/реа - 0,026 0,358* 0,275 0,892** - 0,204

Как видно из представленных данных, показатели реактивных образований имеют значимую отрицательную зависимость с параметрами независимости, автономности (при р < 0,01) и уверенности, решительности (при р < 0,01); значимую положительную зависимость с параметрами социальной желательности (при р < 0,01) и личностной тревожности (при р < 0,05).

Обратная зависимость психологической защиты «реактивные образования» с параметрами ассертивности свидетельствует о том, что при сформированном ассертивном поведении, автономности личности, высоком уровне уверенности в себе, своем поведении, своих высказываниях и способах реализации желаний необходимость в подавлении и подмене чувств, побуждений, мотивов и их трансформации значительно снижается. Напротив, выраженная психозащита реактивные образования препятствует формированию ассертив-ности личности.

При повышенном уровне личностной тревожности возрастает вероятность появления реактивных образований и иных механизмов психологических защит, в том числе и увеличения значений шкалы «лжи» в тестах, шкала часто и выступает в качестве некой психологической защиты. «Социальная желательность» («шкала искренности», «шкала лжи») позволяет сделать предположение о достоверности полученных результатов тестирования.

Показатели отрицания реальности получили значимую положительную корреляционную связь с параметрами уверенность, решительность (при р < 0,05) и реактивной тревожностью (при р < 0,01). При психологической защите «отрицание» некоторая часть объективной реальности в сознание не допускается, оно ограждает себя от негативной нежелательной информации, для этого порой

Е. В. ВАЛИУЛЛИНА

Реактивные образования и отрииание реальности в аспекте ассертивности и тревожности личности

приходится использовать эмоциональные ресурсы (необходимую агрессию), для обеспечения уверенности и решительности, и как следствие -ассертивного поведения.

«Ассертивность как способность личности должна быть обеспечена достаточным уровнем агрессивности, которая призвана создать эмоциональные условия для необходимой активности в общении, уверенного выстраивания границ своего личного пространства и свободного открытого изложения своей точки зрения» [1, с. 40].

Повышенные значения реактивной (ситуативной) тревожности положительно коррелируют с психологической защитой - отрицание реальности, когда актуальная ситуация доставляет психический дискомфорт, болезненно воспринимается, отрицание происходящего способствует поддержанию необходимого равновесия в эмоциональной сфере.

Выводы

Таким образом, при понижении параметров ассертивности - автономности личности и решительности поведения, пассивные формы реагирования и коммуникации способствуют развитию психологической защиты реактивные образования. Если направление вектора ассертивности возрастает к агрессивному поведению, увеличивается вероятность проявления отрицания, в качестве психозащиты.

Высокий уровень личностной тревожности определяет формирование реактивных образований, как механизма защиты, повышенная же реактивная(ситуативная) тревожность в большей степени способна вызвать развитие психологической защиты по типу отрицания реальности.

Формирование психологической защиты «отрицание реальности» сопровождается повышенной реактивной, ситуативной тревожностью и высоким уровнем уверенности в контексте ассертивности личности. Развитие реактивных образований может обеспечиваться следующими личностными особенностями: низкими параметрами ассертивности (свойствами независимости и характеристиками решительности), а также высоким уровнем личностной тревожности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Валиуллина Е. В. Психологические свойства личности и уровень ассертивности // Научное мнение. 2018. № 4. С. 37—41.

2. Валиуллина Е. В. Соотношение механизмов психологической защиты с уровнем ассертивности личности // Дискурс. 2018. № 9 (23). С. 40—-46.

3. Валиуллина Е. В. Тревожность и ассертивность // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки : сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2018. С. 50—52.

4. Власова О. Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов : автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ставрополь, 1998. 22 с.

5. Воловик М. В., Вид В. Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии. Ленинград, 1976. С. 26—28.

6. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1986. 287 с.

7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва : Эксмо, 2007. 416 с.

8. Киршбаум Э, Еремеева А. Психологическая защита. Санкт-Петербург : Смысл, 2005. 86 с.

9. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Москва: Эксмо, 2008. 563 с.

10. Подымав Н. А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Москва : Прометей, 1998. 239 с.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 704 с.

REFERENCES

1. Valiullina Ye.V. Nauchnoye mneniye [Scientific opinion]. 2018. No. 4. Pp. 37-41 (in Russian).

2. Valiullina Ye.V. Nauchnyy zhurnal Diskurs [Scientific journal Discourse]. 2018. No. 9 (23). Pp. 40-46 (in Russian).

3. Valiullina Ye.V. Sovremennyye problemy i perspektivnyye napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauki: sb. statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern problems and promising directions of the innovative development of science: Sat. articles on the basis of the International scientific-practical conference]. Sterlitamak, 2018. Pp. 50-52 (in Russian).

4. Vlasova O.G. Psikhologicheskaya zashchita kak sredstvo lichnostnogo razvitiya studentov. Avtoref. dis. kand. psikh. nauk [Psychological protection as a means of personal development of students. Abstract. dis. Cand. psycho. sciences]. Stavropol', 1998. 22 p. (in Russian).

5. Volovik M.V., Vid V.D. «Psikhologicheskaya zashchita» kak mekhanizm kompensatsii i yeye znacheniye v psikhoterapii [«Psychological protection» as a compensation mechanism and its significance in psychotherapy]. Leningrad, 1976. Pp. 26-28 (in Russian).

6. Zeygarnik B.V. Patopsikhologiya [Pathopsychology]. Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1986. 287 p. (in Russian).

7. Karelin A. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov [Big encyclopedia of psychological tests]. Moskva: Eksmo, 2007. 416 p. (in Russian).

8. Kirshbaum E., Yeremeyeva A. Psikhologicheskaya zashchita [Psychological protection]. Sankt-Peterburg: Smysl, 2005. 86 p. (in Russian).

9. Malkina-Pykh I.G. Psikhosomatika [Psychosomatics]. Moskva: Eksmo, 2008. 563 p. (in Russian).

10. Podymov N.A. Psikhologicheskiye bar'yery v pedagogicheskoy deyatel'nosti [Psychological barriers in pedagogical activity]. Moskva: Prometey, 1998. 239 p. (in Russian).

11. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii: praktikum [Fundamentals of Psychology]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. 704 p. (in Russian).

REACTIVE FORMATIONS AND REJECTION OF REALITY IN THE ASPECT OF PERSONAL ACTIVITY AND ANXIETY

E. Valiullina

The article presents the results of a study of psychological defenses of reactive formations and the denial of reality and their relationship with assertiveness parameters and types of anxiety at a young age. Personal characteristics accompanying the formation of reactive formations will be an increased level of personal anxiety and low assertiveness parameters. Denial of reality can be accompanied by reactive anxiety and an increase in confidence and determination.

Key words: psychological defenses, reactive formations, denial of reality, assertiveness, anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.