Научная статья на тему 'Особенности проявления ассертивности в подростковом возрасте'

Особенности проявления ассертивности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
793
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ASSERTIVENESS / CONFIDENCE / BEHAVIOUR / REFERENCE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаев Л. О.

В статье рассматривается проблема ассертивности. Автор освещает результаты научных исследований особенностей проявления ассертивности у детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления ассертивности в подростковом возрасте»

Николаев Л.О. ©

Старший преподаватель кафедры психологии Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

имени Григория Сковороды

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АССЕРТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема ассертивности. Автор освещает результаты научных исследований особенностей проявления ассертивности у детей подросткового возраста.

Ключевые слова: ассертивность, уверенность, поведение, референтность, социализация.

Summary

The article focuses on the issue of assertiveness. The author interprets the results of scientific research on peculiarities of expression of assertiveness among teenagers.

Keywords: assertiveness, confidence, behaviour, reference, socialization.

Проявление ассертивности как сложного, многоаспектного комплексного личностного образования может быть рассмотрена в структуре основных теоретических положений отечественной психологии. В этом плане, прежде всего, имеет значение принцип изучения основных закономерностей психического и личностного развития через деятельностное опосредование (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). Указанные авторы в своих классических трудах доказали, что психологическое воздействие с целью воспитания, или коррекции какого либо психологического образования возможно лишь в условиях общественно полезной деятельности.

Большинство отечественных психологов и педагогов считают необходимым обязательный учет основных принципов развития психики в сочетании с общими закономерностями подросткового возраста, однако многие положения, по мнению авторитетных авторов (Ш.А. Амонашвили, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.), считают необходимым проверку этих принципов в новых социально-психологических и экономических условиях развития общества. Проявление ассертивности чрезвычайно многообразно. В особенности это касается современных подростков, ассертивность которых опосредована такими детерминантами как мотивы самоутверждения, ценностные ориентации референтной группы, типичные идеалы и интересы группы или субкультуры, в которую включен подросток. Резкие социально-экономические преобразования в стране не могли не сказаться на коллективной психологии представителей различных возрастных групп и, в первую очередь, это затронуло наиболее сенситивных, в плане интроекции типичных форм социального поведения, подростков. Следует отметить, что подражание и бессознательное заимствование, как наиболее характерные для подросткового возраста механизмы интроекции социального опыта, (в том числе ассертивности) остались, однако на смену наиболее известных (а потому предсказуемых) источников, причин и других детерминант усвоения форм проявления ассертивности пришли другие детерминанты, формирующие специфику ассертивного поведения подростков. К числу последних, прежде всего, относятся: поведение авторитетного учителя, образ литературного героя, стандартное идеологическое клише (например, поведение пионера-героя).

Установлено, что учебная деятельность подростков должна организоваться как один из видов общественно-полезной деятельности. Если же этого не происходит, то дети, вступая в подростковый возраст, начинают испытывать неудовлетворенность учебной деятельностью, в

©© Николаев Л.О., 2014 г.

их отношении к ней происходит резкий спад. «Именно на этом узловом психолого-педагогическом моменте следовало бы сосредоточить внимание исследователей, раскрыть механизмы оптимизации познавательной и социальной активности подростка» [2, 176].

Как отмечают в своих фундаментальных исследованиях Д.И. Фельдштейн с соавторами: «Выявлено, что более чем у трети подростков, не включенных в развернутую систему общественно полезной деятельности, преобладают мотивы самоутверждения и прагматической выгоды; у такого же количества подростков ориентация на группу оказывается действеннее ориентации на общественную пользу. Таким образом, у значительного числа детей коллективистическая мотивация оказывается несформированной. Аналогичные данные получены и при исследовании социальной активности подростков, что прямо указывает на то, в каком направлении важно развивать комплексную работу психологов и педагогов» [2, 176].

Ассертивность, в любой своей форме проявления, будь-то качество личности или психическое состояние в подростковом возрасте имеет решающее значение в связи с тем, что у них осуществляется переход к такой совместной форме деятельности в коллективе (как на формальном, так и на неформальном уровне) как общение. Взаимодействие и общение со сверстниками становится архиважным, а потому уверенность и неуверенность, т.е. благоприятствующая или препятствующая этому ассертивность приобретает ключевое значение. В силу возрастания избирательности общения наступает период формирования такого вида как интимно-личностное общение (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, М.И. Бобнева и др.). Ассертивность в этом контексте играет роль не только регулятора ее специфики, но и фактически выступает главной причиной общей успешности (престижности) подростка в глазах сверстников и референтных людей (особенно в отношениях с противоположным полом). Таким образом, возрастающая ассертивность повышает статус подростка в группе, неуверенность способствует тому, о чем пишут отечественные авторы: «Негативные последствия низкого статуса в школьном классе широко известны: это снижение референтности класса, открывающее доступ асоциальным влияниям, невротизация школьника, возникновения мнительности, тревожности, агрессивности и т. п.» [1, 64]. Известный украинский психолог Н.Л. Коломинский, а также другие авторы отмечают, что уверенность начинает занимать ведущее положение в структуре отношений антипатии и симпатии и формирования референтности и значимости подростка в группе. Несмотря на объективную недифференцированость и отсутствие верификации результатов исследования детерминант статуса подростка, специалисты в области подростковой психологии, проводившие исследования в советский период и в начале 90-х годов, отмечают решающую роль взаимоотношений в коллективе и собственно уровень развития последнего как фактора статуса подростка в группе [1].

В связи с фактом последнего, очевидной по нашему мнению, становится роль совместной деятельности, общих ценностных ориентаций, интересов и собственно межличностных отношений в контексте развития ассертивности в данном возрасте. Как указывает большинство психологов, развитая коммуникативная компетентность и соответствующие качества личности - важный фактор отношения к подростку, психологическое отношение к лидерам среди подростков однозначно положительное и важнейшая детерминанта этого - именно ассертивность.

Как отмечают в своих работах современные отечественные специалисты, для формирования уверенности как особенности личности, во-первых, необходимо повышать осознание подростком собственных достижений (соответственно таковые должны в принципе иметь место) и успехов. Последнее, помимо прочего, должно быть «закреплено» в сознании подростков при помощи умелых влияний и воздействий взрослого. Отмечают также значимость факта взаимных оценок подростков (учащихся) и оценка их референтным учителем, т.е. уверенность (ассертивность) и специальные психолого-педагогические меры стимуляции рефлексии и осознания успешности (собственной значимости) идут параллельно [3].

«Система взаимных оценок позволяет включить в воспитательный процесс самый важный фактор - самооценку подростком своей деятельности и оценку результатов этой же деятельности его одноклассниками. Необходимость взять на себя роль оценивающего (а не

только быть оцениваемым) побуждает ученика к активному поиску эталонов этой оценки, к объективному анализу деятельности одноклассников и своей собственной» [3, 95].

Уверенность-ассертивность напрямую и очевидным образом взаимосвязана с социальным развитием личности и, как отмечает Н.Ю. Максимова, ссылаясь на труды Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., обуславливается лишь когнитивным развитием (интеллектуальной зрелостью).

Целостное воздействие на психологическую реальность и развитие ассертивности у современных подростков, проживающих на территории Украины, исходя из социокультурных особенностей, требует обоснование такой тренинговой программы, которая включала бы более широкий и специфический функционально-целевой контекст личностных изменений, не ограничивающийся лишь развитием интеллектуальной зрелости и когнитивных предпосылок. Прежде всего, важны моральные, этические, нравственные, духовные аспекты личности, лишь развивая которые можно трансформировать такую поликомпонентную характеристику как ассертивность. Уверенность подростка опосредована, прежде всего, возможностью занимать значимую и положительно оцениваемую со стороны социальную позицию и ее различные формы выражения, такие как: «я в обществе», «я и общество», «мой вклад в общество», «моя перспектива в обществе» и. т. д. Формирование вышеперечисленных форм создает у подростка предпосылки для развития базовой психологической платформы (глубинной составляющей) ассертивности.

Проявление ассертивности также тесно сопряжено, в первую очередь, с индивидуально-общественной сущностью формирующейся в данном возрастном периоде потребностно-мотивационной системой, где ведущее положение занимают мотивы самооценки и самовыражения, потребности в индивидуальном развитии и самосовершенствовании, «...для завоевания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни» [9, 33].

В старшем подростковом возрасте, когда формируется так называемая «оперативная самооценка» как специфическое новообразование личности, отвечающее за сличение специфики и особенностей подростком себя («Я - личности») и социальных норм и критериев, такое качество как уверенность либо укореняется и становится системным, либо приобретает ситуативный характер [6; 8; 10].

Ассертивность развивается и в дальнейшем активно и ярко проявляется в зависимости от того, удается или не удается подростку воплотить в реальную жизнь формирующиеся на этой возрастной стадии так называемые мотивы полезности и значимости.

«Таким образом, с одной стороны, в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции» [9, 38].

Исследования современных украинских и российских авторов позволяют констатировать, что, прежде всего в подростковом возрасте у школьников в обычной системе социализации (школе), ассертивность проявляется непосредственно в таких качествах как настойчивость, решительность, сила воли, уверенность в себе [5].

Включая в ассертивность такие психологические образования как потребность в отстаивании своего мнения, волю и терпимость, авторы отмечают, что помимо вышеперечисленного, ассертивная личность характеризуется сознательностью, отчетливостью собственных целей и задач, рефлексией собственных переживаний, представлений и мнений. Помимо этого, есть ряд качеств гуманистического плана (похожих на те, которые перечисляли А.Маслоу и К.Р. Роджерс в теории самоактуализации: положительное отношение к другим, адекватная самооценка, эмпатия, и. т. д.).

Таким образом, особенности личностного развития современных подростков в нынешних социально-психологических и политико-экономических условиях, по мнению отечественных авторов, указывают на то, что ассертивность главным образом опосредована мотивацией самоутверждения, доминирующими ценностными ориентациями референтной для подростка группы, спецификой интересов и идеалов подростковой (молодежной) субкультуры,

которая и составляет содержательный контекст определенной модели ассертивности (типа уверенного поведения), которой придерживается (реализует в жизни) конкретный подросток.

Взаимодействие и общение со сверстниками, и авторитетными людьми, а также включенные в них механизмы подражания и интроекции - важнейшие переменные того психологического «алгоритма» который опосредует специфику развития уверенности-неуверенности и внутреннее отношения подростка в целом к данному психологическому образованию.

В подростковом возрасте ассертивность формируется во взаимодействии с такими переменными как «оперативная самооценка», (компонент «Я - личности»), и в соответствии с этим ассертивность имеет две тенденции дальнейшего развития: укоренение в личности (системное качество), или образование уверенности как ситуативного качества полидетерминированного и проявляемого в зависимости от различных социально-психологических условий и переменных.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. - 1988 -№3, С 64-71

2. Амонашвили Ш.А. Современный подросток в психологическом исследовании // Вопросы психологии. - 1988 - № 1 - С. 175-181

3. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. - 1988, №3. - С.93-100.

4. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 256 с.

5. Попова И.В. Ассертивность подростков с нормальным и задержанным развитием и педагогов в различных образовательных учреждениях // Культурно-историческая психология. - 2010. - №2. - С. 55-60

6. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

7. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 26-38

8. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 31-41

10. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987 - 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.