Научная статья на тему 'Реактивная речевая деятельность непрофессиональной личности автора интернет-комментариев'

Реактивная речевая деятельность непрофессиональной личности автора интернет-комментариев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрофессиональная языковая личность / медиадискурс / реактивная деятельность / рецепция / сценарий / интернет-комментарий. / non-professional linguistic personality / media discourse / reactive activity / reception / frame / Internet commentary

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Ирина Викторовна

Данное исследование посвящено вопросам моделирования дискурсивной деятельности непрофессиональных авторов интернет-комментариев с позиции персонных свойств, проявляемых ими при производстве реактивных текстов. Параметры языковой личности рядового носителя языка оказывают существенное влияние на параметры производимого ей реактивного продукта – сетевых комментариев к новостным публикациям. Рассмотрение реактивного сценария, реализуемого непрофессиональной языковой личностью (НЯЛ), показывает, что в рецепции можно выделить три компонента: фокус рецепции, доминанту рецепции и прагматический эффект рецепции. На основе анализа текстов в соответствии с данными компонентами делается вывод о том, что компонент «фокус рецепции» связан с преобладанием реакции на синтактику исходного дискурса, компонент «доминанта рецепции» чаще содержит актуализацию ценностной сферы НЯЛ, компонент «прагматический эффект» в интернет-комментариях присутствует как проявление негативного отношения НЯЛ к медиадействительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Савельева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REACTIVE SPEECH ACTIVITY AN UNPROFESSIONAL PERSON THE AUTHOR OF THE ONLINE COMMENTS

This study addresses the issues of modeling the discursive activity of non-professional authors of Internet comments from the perspective of personal properties manifested by them in the production of reactive texts. The parameters of the linguistic personality of an ordinary native speaker have a significant impact on the parameters of the reactive product produced by it, online comments on news publications. Consideration of the reactive scenario implemented by a non-professional language personality (NLP) shows that three components can be distinguished in reception: the focus of reception, the dominant of reception and the pragmatic effect of reception. Basing on the analysis of texts in accordance with these components, the author concludes that the “reception focus” component is associated with a predominance of reaction to the syntactics of the original discourse, the “reception dominant” component more often contains an actualization of the value sphere of the NLP, the “pragmatic effect” component is present in Internet comments as a manifestation of the negative attitude of the NLP to media reality.

Текст научной работы на тему «Реактивная речевая деятельность непрофессиональной личности автора интернет-комментариев»

Реактивная речевая деятельность непрофессиональной личности автора интернет-комментариев

Савельева Ирина Викторовна,

доктор филологических наук, доцент; кафедра иностранных языков; ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

E-mail: saviren1973@mail.ru;

Данное исследование посвящено вопросам моделирования дискурсивной деятельности непрофессиональных авторов интернет-комментариев с позиции персонных свойств, проявляемых ими при производстве реактивных текстов. Параметры языковой личности рядового носителя языка оказывают существенное влияние на параметры производимого ей реактивного продукта - сетевых комментариев к новостным публикациям. Рассмотрение реактивного сценария, реализуемого непрофессиональной языковой личностью (НЯЛ), показывает, что в рецепции можно выделить три компонента: фокус рецепции, доминанту рецепции и прагматический эффект рецепции. На основе анализа текстов в соответствии с данными компонентами делается вывод о том, что компонент «фокус рецепции» связан с преобладанием реакции на синтактику исходного дискурса, компонент «доминанта рецепции» чаще содержит актуализацию ценностной сферы НЯЛ, компонент «прагматический эффект» в интернет-комментариях присутствует как проявление негативного отношения НЯЛ к медиадействитель-ности.

Ключевые слова: непрофессиональная языковая личность, медиадискурс, реактивная деятельность, рецепция, сценарий, интернет-комментарий.

о с

U

со см о см см

Лингвоперсонологические изыскания в области дискурсивной деятельности языковой личности (ЯЛ) рядового носителя языка показывают, что тип ее речевого поведения отражается на разных параметрах дискурса. Речеповеденческие особенности детерминируют цели и ценности, предопределяют модусные характеристики (тональность) дискурса, стили общения, особенности жанра, формируют их коммуникативно-прагматический и структурно-семантический планы [2-5; 7; 8; 12; 14]. По мнению исследователей, разные дискурсивные проявления ЯЛ также предопределяют коммуникативный статус, исполняемые социальные и психологические роли, настраивают выбор стратегий дискурса, воздействуют на их реализацию [3; 8; 9; 12-14].

Качественно различные характеристики языковой личности рядового носителя языка ярче всего проявляются при производстве повседневных дискурсов, в частности, непрофессионального дискурса реактивного типа, в котором ЯЛ, выступая в роли адресата, вербализует обратную связь относительно полученной информации. Именно о таком коммуникативном статусе дискурсивной личности идет речь, когда в центр помещается когнитивно-реактивная интенция, сопряженная с рецептивно-интерпретирующей [9], рецептивно-деривационной [5; 10], информационно-медийной [3] ипостасями ЯЛ и функциями порождаемых ими речевых практик.

Выделяя три стиля в дискурсивной деятельности информационно-медийной личности: когнитивный, коммуникативный, культурно-речевой, А.В. Болотнов указывает на коммуникативный статус наблюдателя, характерный для субъектов, чья ведущая интенция связана с реакцией на информационно-воздействующую функцию СМИ [3, с. 69].

Н.А. Пром также описывает тип пассивного адресата, который не проявляет свой профессиональный статус в процессе реактивной речевой деятельности в медиапространстве. Этот тип непрофессионального ретранслятора воспринимает медиареальность как объективную, а маркером его активности является среди прочих комментарий в Интернете [13, с. 201].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что тип языковой способности ЯЛ рядового носителя языка определяет и коммуникативный статус, который реализуется непрофессиональной языковой личностью (НЯЛ) адресата новостей в первую очередь: статус наблюдателя [3], ретранслятора [13], адресата [2] и т.д.

Порождаемые НЯЛ тексты реактивного типа обладают достаточной степенью свободы, так как семантически не детерминированы только обсуждаемой (центральной) темой/событием и прагматически - речевым действием комментирования. Реакция НЯЛ на прочитанный материал обладает высокой степенью вариативности, условно объединяясь в жанр сетевого комментария [1; 5; 12; 14].

Мы рассматриваем интернет-комментарий как один из наиболее репрезентативных и гносеологически ценных жанров реактивного дискурса в аспекте проявления способности НЯЛ, выступающей в статусе адресата медиадискурса.

Отличия сетевого жанра комментария от классического устанавливаются на основе иного «ин-тенционального настроя» [1, с. 129], «интенцио-нальной программы действия» [12, с. 190], «коммуникативных целей» [7, с. 15]. Цепочка интернет-комментариев, формирующих дискуссионную ленту к одной публикации может содержать и реплики диалога между двумя пользователями. Формально интернет-комментарий также может быть представлен отдельными цитатами из речевой субкультуры данного языкового сообщества. Коммуникативная цель отдельного текста может варьироваться от речевого действия комментирования в его классическом понимании до направленного на конкретного виртуального партнера откровенно деструктивного высказывания, имеющего целью спровоцировать конфликт или резонировать сообщество.

Дискурсивная деятельность в виртуальном пространстве - на сайтах новостных изданий, на страницах социальных сетей - естественный социоречевой процесс. Участниками непрофессионального дискурса являются рядовые носители языка, адресаты политического медиатекста. Однако нужно учитывать, что реализация реактивной макроинтенции может иметь невербальный характер. Само понятие реактивности не обязательно предполагает вербализованный ответ рядового носителя языка. Далеко не каждая виртуальная личность, даже ведущая активную деятельность в социальных сетях, будет оставлять комментарии к новостям. Преобладающее число адресатов можно условно классифицировать как «молчаливых». Вариантом реактивности в виртуальном пространстве становятся различные невербальные (иконические) индикаторы: лайки, голосования и т.д. Тем не менее, сегодня технологии обратной связи все чаще стремятся усовершенствовать и «ословить» невербальные реакции. Так, сегодня на сайте «РИА Новости» для выражения реакции используются разные виды эмотиконов, при этом они дополнены языковым эквивалентом («Нравится», «Не нравится», «Грустно», «Возмутительно», «Ха-ха» и т.д.) [6; 11].

Исследуемый нами тип реагирующей личности можно обозначить как вербально активная языковая личность. ВАЯЛ сопровождает реагирование на политический медиатекст вербальным продуктом. Для такой личности ключевыми объектами

для реагирования становятся сама публикация и ее главная тема и периферийные топики, целая серия публикаций, объединенных одним макрото-пиком, а также комментарии других участников дискуссии.

Рассмотрим на примерах варианты реактивной речевой деятельности НЯЛ, моделируя создаваемый ей реактивный дискурс согласно трем компонентам, составляющим реактивный сценарий, реализуемый НЯЛ в коммуникативном статусе адресата. В предлагаемом реактивном сценарии мы выделяем:

- фокус рецепции, включающий реакцию НЯЛ на синтактику (план выражения), семантику (план содержания) и прагматику (функционально-прагматический план) комментируемого дискурса;

- доминанту рецепции (аксиологическая / оценочная доминанта, когнитивная / рациональная доминанта);

- прагматический (перлокутивный) эффект рецепции, предполагающий вербализацию в реактивном тексте интернет-комментария степени выраженности изменения отношения / состояния реципиента к дискурсивному событию и его компонентам (поддержка, несогласие, обнаружение манипулятивности обсуждаемого материала).

Как пишет О.В. Сулина, «для дискурса СМИ характерна актуальность, которая, впрочем, отнюдь не всегда соответствует реальной ценности и значимости события. В этом смысле медиадис-курс «является семиотическим пространством, которое, в силу знаковой природы языка, членится в соответствии с общей семиотической теорией на семантику, синтактику и прагматику, отражая взаимодействие смысловых, композиционных и мотивационных факторов» [15, с. 220].

Так, в реактивной модели для большинства участников на первый план выступает знаковый аспект дискурсивной репрезентации события, то есть рецепции подвергается синтактика новостного дискурса. Привлекательными для участников дискурса являются особые языковые единицы. Прежде всего, это элементы заголовков новости.

Разберем заголовочный комплекс на сайте «РИА Новости» «Захарова ответила на намерение США исключить Россию из Совбеза ООН» [6]. В данном заголовке присутствуют номинации главного источника новостного дискурса: выступление Марии Захаровой, и ключевых референтов новости: Россия и Совбез ООН. Реакция НЯЛ на син-тактику дискурса помещает в фокус данные знаковые образования, и в результате мы читаем следующие отклики в форме интернет-комментариев: Кто создал ООН!? Конечно Россия!! За варварство их надо удалить из Совбеза1 [6].

В фокусе реакции автора данного текста находятся три ключевых единицы из заголовка новости: оОн, Россия, Совбез. Реактивный сцена-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

1 В примерах сохраняются авторские орфография и пунктуация.

рий данной НЯЛ сочетается с эмоциональным (аффективным) текстопорождением. Преобладание эмоционально насыщенных реплик формирует его доминанту: модус возмущения передается через краткие восклицания, сопровождаемые удвоением пунктуации, представляющей письменное выражение крайнего возмущения и негодования. Императивная конструкция с модальным словом надо является типичным способом реактивного речевого поведения русскоязычной НЯЛ. Использование такой конструкции в инверсионной форме с вынесением модуса причины на первое место (За что? - 3а варварство) объективирует поведение НЯЛ как эксперта. Заключительная фраза и общий уровень экспрессии текста также определяют эффект рецепции - восприятие новости способствовало изменению эмоционального фона данной НЯЛ.

В следующем тексте в фокус реактивного сценария НЯЛ попадает план синтактики исходного медиадискурса. Это выражается во включении фразы приступили бы к уничтожению из новостного лида в интернет-комментарий:

В смысле приступили бы к уничтожению? А они что, разве еще не приступили? По мне так уже давно и успешно этим занимаются... [6].

Фокусная фраза формирует также и смысловую доминанту данного текста. Все три высказывания актуализируют семантическое наполнение данной дискурсивной формулы для того, чтобы показать процесс интериоризации автором комментария синтактики исходного текста. Доминантой рецепции является как оценочная составляющая, выражаемая на уровне синтаксиса через постановку двух вопросительных конструкций, включение наречного комплекса давно и успешно, так и рациональная, так как размышления автора используют систему логических цепочек (А планирует Б; Я удивлен, что А говорит, что Б еще не происходит; Я думаю, что Б уже происходит). Таким образом, сочетание логических построений и эмоциональной оценки в данном тексте указывают и на прагматический эффект рецепции: вывод автора текста о неверных сведениях и обнаружение манипулятивной составляющей в дискурсе-источнике.

Некоторые ключевые слова, образующие лексический каркас дискурса, также включаются в комментарии и помещаются в фокус рецепции. Так, в цитируемой выше новости о выступлении Марии Захаровой таким ключевым словом стала лексема способ, несколько раз повторяемая и приобретающая статус смыслообразующей. Ее постановка в фокус рецепции репрезентирована в тексте следующим образом:

Способ есть - мировое господство. И США стремятся к нему и идут по этому пути с самого ° своего основания. А последнее время им MS Рго-" ject и диаграммы Ганта помогают [6].

со

^ В данном примере интернет-комментария фо-

^ кус рецепции - на синтактике дискурса. Лексема

Ц способ использована в качестве темы, иницииру-

ющей обратную связь НЯЛ. Рематический компонент, выраженный предикативной структурой мировое господство, показывает, что доминантой рецепции становится идеологема политического дискурса, репрезентирующая глобальное соперничество сверхдержав. Последующие высказывания, поясняющие позицию автора комментария, раскрывают смысловую доминанту реактивной деятельности: обнаружение всеобщей угрозы, которая не импонирует автору как представителю русской культуры. Аксиологически заряженный текст показывает отношение автора к состоянию глобального общества: все и вся подчиняются гегемону. Пессимистическое настроение (прагматический эффект) усиливается приемом синтаксической анафоры во втором предложении, а также приемом экземплификации - в третьем.

Реакция НЯЛ на новость как на прагматически нагруженный текст, имеющий определенную ин-тенциональность, связанную с конструированием медиареальности, может помещать в фокус рецепции функциональный план исходного дискурса как в следующем примере:

Нам вообще эти новости к чему?! Предупреждают или что? Я вот с Сибири, давайте напишем про сибирскую язву. Какой-то вечный бред по новостям. Создали, над кем проверяли по смертности интересно. На них же и испытать [11].

В цитируемом интернет-комментарии как продукте реактивной речевой деятельности НЯЛ объективируется обобщенная оценка и попытка оценить коммуникативный план исходной новости (фокус рецепции - прагматика дискурса), посвященной разработкам штаммов нового коро-навируса в лабораториях США [11]. Использование анафорических местоимений, неопределенно-личных местоимений и конструкций, характерных для разговорно-обиходного стиля, показывают общий негативный настрой автора по отношению к медиа (прагматический эффект рецепции). Включение краткого фрагмента личностного нар-ратива также демонстрирует эмоциональную доминанту с преобладанием повседневной системы ценностей. Для автора важно упомянуть свою территориальную принадлежность и обнаружить нигилистические взгляды.

Как показывает анализ примеров, в которых НЯЛ реализует реактивный сценарий речевой деятельности, в фокус рецепции чаще всего попадают уже готовые дискурсивные формулы, заимствованные НЯЛ из исходного медиатекста. Рассуждения комментаторов затрагивают разные вопросы, однако прагмасемантический план исходного медиадискурса привлекает внимание НЯЛ в процессе реактивной речевой деятельности в первую очередь. В большинстве комментариев преобладают аксиологические смыслы. Иными словами, доминанта рецепции - оценка происходящих и транслируемых медиа событий, а также репрезентация ценностных предпочтений НЯЛ. Что касается прагматического эффекта, то модус возмущения преобладает над модусом опти-

мистического восприятия действительности в рецептивной деятельности НЯЛ.

Литература

1. Абдуллина Л.Р. Эволюция жанра комментария: теоретический аспект // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2014. № 7. С. 129-132.

2. Басовская Е.Н. Фактор адресата медиатекста и речевая тактика создания образа читателя // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 196-203.

3. Болотнов А.В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: дис. ... д-ра филол.н. Томск, 2015. 405 с.

4. Голев Н. Д., Шпильная Н.Н. Обыденная медиа-коммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления // Ме-диалингвистика. 2021. Т. 8. № 1. С. 23-34.

5. Девятияров Д. В., Мельник Н.В. Структурная динамика сетевых фреймов в контексте кризиса легитимности власти в ливийской джамахирии (на материале интернет-комментариев) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 21. № 3. С. 8494.

6. Захарова ответила на намерение США исключить Россию из Совбеза ООН. РИА Новости. 16 декабря 2022 года. Режим доступа: https:// ria.ru/20221216/zakharova-1839043633.html (дата обращения: 12.12.2023).

7. Каменева В.А. Интернет-комментарий к англоязычным статьям политической и культурной тематики. Коммуникативные цели // Политическая лингвистика, 2016. Т. 1 (55). С. 15-19.

8. Карасик В.И. Дискурсивное проявление личности // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 4. С. 56-77. DOI: 10.22363/2312-9182-2016-204-56-77.

9. Ким Л.Г. Типология интерпретирующих языковых личностей в аспекте адресатоцентрич-ной модели языковой деятельности // Языковая личность: моделирование, типология, пор-третирование. Сибирская лингвоперсоноло-гия: кол. монография / под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Мельник и С.В. Оленева. Москва, 2015. Ч. 2. С. 68-76.

10. Мельник Н.В. Деривация русского текста: лингвистические и персонологические аспекты: монография. Москва: ЛЕНАНД, 2014. 280 с.

11. Минобороны: США создали вариант корона-вируса с 80-процентной смертностью. РИА Новости. 27 ноября 2022 года. Режим доступа: https://ria.ru/20221126/koronavirus-1834450813. html (дата обращения: 12.12.2023).

12. Митягина В.А. Интернет-комментарий как коммуникативное действие // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Выпуск 10. 2012. С. 187-197.

13. Пром Н.А. Фактуализация реальности в ме-диадискурсе: характеристики, типы, способы выражения: дис. ... д-ра филол.н. Волгоград, 2021. 393 с.

14. Савельева И.В. Лингвоперсонологический потенциал интернет-комментария // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 192— 201.

15. Сулина О.В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 1. С. 217-222.

REACTIVE SPEECH ACTIVITY AN UNPROFESSIONAL PERSON THE AUTHOR OF THE ONLINE COMMENTS

Saveleva I.V.

Kemerovo State University

This study addresses the issues of modeling the discursive activity of non-professional authors of Internet comments from the perspective of personal properties manifested by them in the production of reactive texts. The parameters of the linguistic personality of an ordinary native speaker have a significant impact on the parameters of the reactive product produced by it, online comments on news publications. Consideration of the reactive scenario implemented by a non-professional language personality (NLP) shows that three components can be distinguished in reception: the focus of reception, the dominant of reception and the pragmatic effect of reception. Basing on the analysis of texts in accordance with these components, the author concludes that the "reception focus" component is associated with a predominance of reaction to the syntactics of the original discourse, the "reception dominant" component more often contains an actualization of the value sphere of the NLP, the "pragmatic effect" component is present in Internet comments as a manifestation of the negative attitude of the NLP to media reality.

Keywords: non-professional linguistic personality, media discourse, reactive activity, reception, frame, Internet commentary.

References

1. Abdullina L. R. The evolution of the genre of commentary: a theoretical aspect // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2014. No. 7. pp. 129-132.

2. Basovskaya E.N. The factor of the addressee of the media text and the speech tactics of creating the image of the reader // Sign: problematic field of media education. 2020. No.4 (38). pp. 196-203.

3. Bolotnov A.V. Idiostyle of information and media linguistic personality: communicative and cognitive aspects of research: dissertation of Dr. Phil.n. Tomsk, 2015. 405 p.

4. Golev N. D., Shpilnaya N.N. Everyday media communication as a socio-linguistic sphere: problem statement and boundaries of manifestation // Media linguistics. 2021. Vol. 8. No. 1. pp. 23-34.

5. Devyatiyarov D. V., Melnik N.V. Structural dynamics of network frames in the context of the crisis of legitimacy of power in the Libyan Jamahiriya (based on the material of Internet comments) // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2023. Vol. 21. No. 3. pp. 84-94.

6. Zakharova responded to the US intention to exclude Russia from the UN Security Council. RIA News. December 16, 2022. Retrieved from: https://ria.ru/20221216/zakharova-1839043633. html (accessed: 12.12.2023).

7. Kameneva V.A. Internet commentary on English-language articles on political and cultural topics. Communicative goals // Political Linguistics, 2016. Vol. 1 (55). pp. 15-19.

8. Karasik V.I. Discursive manifestation of personality // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Linguistics. 2016. Vol. 20. No. 4. pp. 56-77. DOI: 10.22363/23129182-2016-20-4-56-77.

9. Kim L.G. Typology of interpreting linguistic personalities in the aspect of the addressee-centered model of linguistic activity // Linguistic personality: modeling, typology, portraiture. Siberian

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

linguopersonology: a collective monograph / edited by N.D. Go-lev, N.V. Melnik and S.V. Olenev. Moscow, 2015. Part 2. pp. 68-76.

10. Melnik N.V. Derivation of the Russian text: linguistic and per-sonological aspects: monograph. Moscow: LENAND, 2014. 280 p.

11. The Ministry of Defense: The United States has created a variant of the coronavirus with an 80 percent mortality rate. RIA News. November 27, 2022. Retrieved from: https://ria.ru/20221126/ko-ronavirus-1834450813.html (accessed: 12.12.2023).

12. Mityagina V.A. Internet commentary as a communicative action // Genres and types of text in scientific and media discourse. Issue 10. 2012. pp. 187-197.

13. Prom N.A. Factualization of reality in media discourse: characteristics, types, ways of expression: dis. ... Dr. Phil. sciences. Volgograd, 2021. 393 p.

14. Saveleva I.V. Linguopersonological potential of Internet commentary // Siberian Philological Journal. 2017. No. 4. pp. 192201.

15. Sulina O.V. Political media discourse as an element of discursive space // Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism. 2014. No. 1. pp. 217-222.

o d

u

CM CM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.