Научная статья на тему 'РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ'

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
499
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
реабилитация инвалидов / инвалиды с психическими расстройствами / психоневрологические интернаты / инвалиды трудоспособного возраста. / rehabilitation of disabled people / disabled people with mental disorders / psychoneurological boarding schools / disabled people of working age.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сотникова Елена Петровна

В статье рассмотрены особенности современного процесса реабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Изучены фундаментальные нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс, а также проанализирована стандартная программа мероприятий по реабилитации инвалидов в нашей стране. Особое внимание в работе уделено реабилитации инвалидов с психическими расстройствами. В частности, рассмотрены ограничивающие факторы социализации данной категории лиц, а также особенности их реабилитации в специальных учреждениях стационарного типа – психоневрологических интернатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сотникова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE OF WORKING AGE WITH MENTAL DISORDERS LIVING IN PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING HOUSES

The article discusses the features of the modern process of rehabilitation of people with disabilities of working age. The fundamental legal documents regulating this process were studied, as well as the standard program of measures for the rehabilitation of disabled people in our country was analyzed. Particular attention is paid to the rehabilitation of disabled people with mental disorders. In particular, the limiting factors of socialization of this category of persons, as well as the features of their rehabilitation in special institutions of a stationary type neuropsychiatric boarding schools, are considered.

Текст научной работы на тему «РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ»

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 364.65

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ

Сотникова Елена Петровна,

Врач психиатр УСО ПНИ 10, гор. Санкт-Петербург

elena150979@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности современного процесса реабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Изучены фундаментальные нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс, а также проанализирована стандартная программа мероприятий по реабилитации инвалидов в нашей стране. Особое внимание в работе уделено реабилитации инвалидов с психическими расстройствами. В частности, рассмотрены ограничивающие факторы социализации данной категории лиц, а также особенности их реабилитации в специальных учреждениях стационарного типа - психоневрологических интернатах.

Ключевые слова: реабилитация инвалидов, инвалиды с психическими расстройствами, психоневрологические интернаты, инвалиды трудоспособного возраста.

REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE OF WORKING AGE WITH MENTAL DISORDERS LIVING IN PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING HOUSES

Sotnikova Elena Petrovna,

Psychiatrist USO PNI10, St. Petersburg elena150979@mail.ru

Abstract

The article discusses the features of the modern process of rehabilitation of people with disabilities of working age. The fundamental legal documents regulating this process were studied, as well as the standard program of measures for the rehabilitation of disabled people in our country was analyzed. Particular attention is paid to the rehabilitation of disabled people with mental disorders. In particular, the limiting factors of socialization of this category of persons, as well as the features of their rehabilitation in special institutions of a stationary type - neuropsychiatric boarding schools, are considered.

Keywords: rehabilitation of disabled people, disabled people with mental disorders, psychoneurological boarding schools, disabled people of working age.

По состоянию на конец 2022 года в Российской Федерации проживает 10 210 793 совершеннолетних граждан, отнесенных к группе «Инвалиды». По отношению к общей численности населения страны (143 миллиона человек) данная категория лиц составляет 7,1%. Такой показатель говорит о необходимости повышенного внимания к инвалидам трудоспособного возраста и их реабилитации как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества.

Проблеме реабилитации инвалидов трудоспособного возраста с психическими расстройствами в различное время уделяли внимание такие отечественные специалисты, как Пяткина Е.С., Рачина Г.Б., Яцы-шин С.М., Котлякова Е.О., Шипова Л.В., Костина Н.В., Тимофеева К.Д., Панченко И.С. и другие. Однако на сегодняшний день научно-теоретическая база по данной проблеме не является исчерпывающей, что обуславливает высокую степень актуальности проведения актуальных научных изысканий в данной области.

В Российской Федерации исследуемой проблеме уделяется огромное внимание. Так, непрерывно ведется кропотливая работа государства по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей различные аспекты реабилитации граждан с установленной инвалидностью. Среди ключевых официальных документов следует выделить:

1. Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г.;

2. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г.;

3. Федеральный закон №46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г.;

4. Распоряжение Правительства РФ № 1921-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования» от 15.10.2012 г.;

5. Национальный стандарт ГОСТ Р 53874-2017 «Реабилитация и абилита-ция инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг»;

6. Национальный стандарт ГОСТР53873-2021 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов».

Под реабилитацией инвалидов в научной среде принято понимать комплекс мер, направленных на восстановление социального статуса граждан, достижение их материальной независимости, а также на социальную адаптацию выделенной категории лиц. Помимо этого, важным процессом в работе с инвалидами также является абилитация последних, под которым принято понимать систему формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, профессиональной, социальной и иной важной для нормального существования гражданина в социуме деятельности [2, с. 115].

Реабилитацией инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют право заниматься аккредитованные организации (вне зависимости от их организационно-правовых форм) и организации, осуществляющие медицинскую деятельность.

Ключевое значение, как видно из определения, в процессе реабилитации и аби-литации инвалидов имеет комплексный характер данного явления, что подразумевает осуществление процесса реабилитации на различных уровнях с участием специалистов различных областей [1, с. 90].

Помимо комплексности, важной харак-

теристикой реабилитационного процесса по отношению к инвалидам трудоспособного возраста является его последовательность и непрерывность. Также следует отметить индивидуальный характер программы реабилитационных мероприятий для каждого инвалида.

Согласно ГОСТ Р 53874-2017, система реабилитации инвалида включает в себя следующие обязательные мероприятия:

1. Комплексное экспертное обследование;

2. Проведение диагностики инвалида по всем направлениям реабилитации для выявления необходимых реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей лица;

3. Непосредственное проведение реабилитации;

4. Текущий контроль (мониторинг) эффективности проводимых реабилитационных мероприятий;

5. Подведение итогов и корректировка программы реабилитации [4, с. 204].

В качестве основных видов реабилитационных мероприятий инвалидов трудоспособного возраста принято выделять медицинскую (направлена на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, которые привели к инвалидности) и профессиональную (направлена на профессиональное самоопределение инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и психофизиологического состояния) реабилитацию.

Среди общего числа инвалидов наиболее социально дезадаптированной категорией являются инвалиды с психическими

расстройствами. Данная группа занимает третье место в ранге причин постановки инвалида на учет и составляет 10% от общего числа инвалидов. Также следует отметить, что инвалидность по причине психических расстройств занимает первое место по длительности сроков протекания инвалидности [2, с. 115].

Если говорить об особенностях реабилитации инвалидов трудоспособного возраста с психическими расстройствами, то прежде всего следует отметить целый ряд отличительных особенностей такой категории инвалидов от граждан, получивших инвалидность вследствие других заболеваний. Так, при наличии психических расстройств у человека в той или иной степени страдает большинство психических функций, что влечет за собой значительные ограничения для инвалида в процессе его самообслуживания, трудовой деятельности, общения и выполнения иных социально значимых функций.

К ограничительным факторам,

которым следует уделять внимание при разработке программы реабилитации для инвалидов с психическими расстройствами, принято относить:

1. Ограничение способности инвалида к самообслуживанию (неспособность выполнять повседневную бытовую деятельность; утрата навыков личной гигиены и т.д.);

2. Ограничение способности самостоятельного передвижения (неявно выраженная моторная заторможенность; замедленность движений; неподвижность);

3. Ограничение способности к обучению

(неспособность выполнять задания учебного процесса; неспособность усваивать новые знания);

4. Ограничение способности к ориентации (неспособность ориентироваться в восприятии полного объема информации; неспособность ориентироваться во времени; неспособность ориентироваться в пространстве);

5. Ограничение способности к общению (сокращение объема потребляемой и обрабатываемой информации; сужение круга лиц, составляющих интерес для общения; неспособность общаться);

6. Ограничение способности контролировать свое поведение (некоррегируемые отклонения поведения; неспособность управлять своим поведением) [3, с. 333].

Фундаментальный принцип программы мероприятий по реабилитации инвалидов с психическими расстройствами -это ее направленность на обеспечение реализации прав инвалидов вести образ социальной жизни, приближенный к жизни человека без каких-либо отклонений. В связи с этим в программу включаются мероприятия по адаптационному обучению, подготовке к независимому образу жизни, основам безопасного применения различных бытовых приборов, а также проводится разработка индивидуальных решений адаптации существующих или будущих (для инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах)жилищно-коммунальныхусловий.

В случае, если у инвалида имеются значительные психические нарушения,,

основную часть программы его реабилитации содержат мероприятия по обуче-

нию жизненно важным навыкам, таким, как персональный уход и личная гигиена, а также персональная сохранность и базовые навыки личной безопасности. Если же психические расстройства инвалида можно охарактеризовать как умеренные, то в современной практике большую эффективность показывают такие методы реабилитации, как терапия досугом, отдыхом, сексуальное воспитание и заложение основ здорового образа жизни [1, с. 90].

Не последнее по значимости место в эффективной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста с психическими расстройства занимает активная работа и обучение семьи инвалида в вопросах отношения к больному и создания благоприятной для социализации микросреды.

В течение многих десятилетий основным и наиболее действенным инструментом психиатрической помощи и реабилитации инвалидов с психическими расстройствами является работа специальных медицинских учреждений стационарного типа - психоневрологических интернатов для взрослых, которые предназначены для работы с инвалидами I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями.

Ключевые задачи, которые решаются психоневрологическими интернатами в области реабилитации инвалидов с психическими расстройствами:

1. Разработка и осуществление индивидуальных реабилитационных мероприятий социального, медицинского и лечебно-трудового характера;

2. Материально-бытовое обеспечение инвалидов;

3. Создание наиболее подходящих для конкретного инвалида и его состояния физического и психического здоровья условий жизни;

4. Организация ухода и непрерывного контроля (мониторинга) состояния здоровья инвалида, оказание квалифицированной медицинской помощи;

5. Проведение различных оздоровительных мероприятий;

6. Организация специального вида отдыха и досуга инвалидов, направленных на реабилитацию [4, с. 205].

В большинстве случаев инвалиды, проживающие в психоневрологических интернатах, могут наблюдаться в четырех режимах:

1. Режим постоянного наблюдения, при котором инвалид непрерывно находится под пристальным контролем со стороны медицинского и обслуживающего персонала интерната;

2. Режим общего наблюдения, при котором инвалид имеет возможность перемещаться по территории интерната при обязательном контроле его местонахождения со стороны персонала;

3. Ограниченно-свободный режим, при котором инвалиды с упорядоченным поведением имеют возможность свободно перемещаться по территории интерната и быть относительно независимыми в бытовой сфере;

4. Свободный режим, который применяется для инвалидов с наименее выраженными психическими расстройствами и заключается в предоставлении послед-

ним возможности вести активную социальную деятельность вне учреждения.

Для инвалидов трудоспособного возраста с психическими расстройствами, проживающих в психоневрологических интернатах, эффективным инструментом реабилитации является трудовая терапия, которая предоставляет уникальную возможность для изолированных от общества и близких инвалидов организовать совместную целевую деятельность, которая в перспективе позволит повысить эффективность социального взаимодействия между инвалидами, а также снизить уровень напряженности и беспокойства среди пациентов [2, с. 116].

Материально-техническая база трудовой терапии инвалидов с психическими расстройствами на сегодняшний день достаточно обширна. В большинстве психоневрологических интернатах оборудованы специальные лечебно-трудовые мастерские различных профилей.

Помимо этого, высокую эффективность показало применение в процессе реабилитации рассматриваемой категории лиц подсобных хозяйств - садоводство, животноводство, пчеловодство и т.д.

Критерием эффективности программы мероприятий по реабилитации инвалида является степень его социальной адаптации и интеграции путем его трудоустройства или обучения.

Таким образом, процесс реабилитации инвалидов трудоспособного возраста с психическими расстройствами является важным для государственного регулирования и научного анализа. Совершенствование различных аспектов данного жизненно важного для огромного числа населения процесса позволит улучшить качество их жизни. Особое внимание необходимо уделять совершенствованию и модернизации работы с данной категорией инвалидов в стенах психоневрологических интернатов.

Список использованных источников:

1. Пяткина, Е. С. Модель комплексной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста / Е. С. Пяткина, Л. В. Шипова // Цивилизация - Общество - Человек. - 2018. - № 6-7. - С. 87-91.

2. Рачина, Г. Б. Значение комплексного подхода в решении вопросов профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов трудоспособного возраста / Г. Б. Рачина // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2017. - Т. 28. - № 2. - С. 114-120.

3. Тимофеева, К. Д. Социально-культурная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста / К. Д. Тимофеева, И. С. Панченко // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК : Сборник по материалам международной научно-практической конференции молодых учёных, Санкт-Петербург-Пушкин, 01-02 марта 2018 года. -Санкт-Петербург-Пушкин: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2018. - С. 332-335.

4. Яцышин, С. М. К вопросу формирования социально-бытовых навыков в процессе социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста с нарушением интеллекта / С. М. Яцышин, Е. О. Котлякова, Н. В. Костина // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2019. - № 17. - С. 203-208.

© Сотникова Е.П., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.