КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 9-10, 2016
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В УХОДЕ ЗА ПОЖИЛЫМИ ИНВАЛИДАМИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА СПЕЦИАЛИСТАМИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Н.В. Филаткина
ГБУ Психоневрологический интернат № 30 ДТСЗН города Москвы
В статье сообщается о роли и месте медицинской сестры психоневрологического интерната, которые с современных позиций находят особое место в полипрофессиональных бригадах, осуществляющих реабилитацию пожилых инвалидов. Представлена оценка деятельности медицинской сестры специалистами интерната, взаимодействие медицинской сестры в рамках ее компетентности с другими специалистами.
Ключевые слова: медицинская сестра, психоневрологический интернат, инвалиды, сестринский реабилитационный процесс, качество сестринской помощи, равноправный участник реабилитационного процесса
ASSESSMENT OF ACTIVITY OF THE NURSE IN CARE OF ELDERLY DISABLED PEOPLE OF A PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL BY SPECIALISTS OF INSTITUTION
N.V. Filatkina
Psychoneurological boarding school № 30, Moscow
In article it is reported about a role and the place of the nurse of a psychoneurological boarding school which from modern positions find the special place in the polyprofessional crews which are carrying out rehabilitation of elderly disabled people. The assessment of activity of the nurse experts of a boarding school, interaction of the nurse within her competence with other experts is presented.
Keywords: nurse, psychoneurological boarding school, disabled people, sisterly rehabilitation process, quality of the sisterly help, equal participant of rehabilitation process
Все большую значимость приобретает деятельность медицинских сестер, качество сестринской помощи. В литературе обсуждается вопрос о роли и месте медицинской сестры в полипрофессиональных бригадах, о повышении престижности профессии медицинской сестры, о расширении функций сестринского персонала в принятии самостоятельных решений в лечебно-профилактической работе, пропаганде здорового образа жизни [3].Особая роль придается работе медицинских сестер в учреждениях психиатрического профиля в уходе за пожилыми инвалидами [1]. Согласно новой модели сестринского дела медицинские сестры должны выступать полноправным субъектом системы здравоохранения, выполняющим специфические функции, обеспечивая уход и решая большинство вопросов по организации лечебно-диагностического процесса, профилактической и реабилитационной работы [4]. Участие медицинских сестер в реабилитации пожилых инвалидов позволило использовать понятия «сестринская реабилитационная помощь», «сестринский реабилитационный процесс» [2]. Медицинские сестры, входящие в полипрофессиональную бригаду, осуществляют уход и наблюдение за лицами старческого возраста и пожилыми инвалидами на основе принципов медицинской этики и деонтологии, реализуют сестринский процесс по выявлению проблем у больного, проводят сестринское вмешательство для их устранения, осуществляют сопровождение пациентов на всех этапах лечебно-реабилитационного процесса, организуют тренинги по развитию различных навыков: элементарно-бытовых, гигиенических, самообслуживания, независимого проживания, повседневной жизни, само- и взаимопомощи.
Модель медицинской сестры - пассивный помощник врача - уходит в прошлое, уступая место новой модели - помощник пациента [5,6]. В современных условиях развития здравоохранения с ростом значимости сестринского персонала возрастает роль анализа качества сестринской помощи. Признается, что от качества работы медсестер зависит экономическая и результативная составляющие медицинской помощи [3]. Исследование проведено в государственном бюджетном учреждении психоневрологическом интернате № 30 (ПНИ № 30) Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, имеющем коечную мощность 1001 место и осуществляющем медико-социальную реабилитацию инвалидов вследствие психических расстройств.
Доля пожилых лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в ПНИ, составляла 39,3% от общего числа инвалидов. В нозологической структуре контингента пожилых инвалидов, находящихся в психоневрологическом интернате, 19,5% были с диагнозом шизофрения, 3,1% - с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой и глубокой степени), 16,7% - с органическими заболеваниями головного мозга. В клинической картине психических расстройств пожилых инвалидов представлены галлюцинаторные и бредовые симптомы, пароксизмальные состояния, нарушения когнитивных функций. Наряду с психопатологическими расстройствами в их состоянии отмечаются и поведенческие расстройства в виде агрессии, психомоторного возбуждения, суицидального поведения, отказа от пищи, попыток к побегу.
В связи с указанными обстоятельствами работа медицинских сестер в психоневрологическом интернате сопряжена с особыми условиями, требующими готовности оказания помощи при любых, внезапно возникающих патологических состояниях. В штате психоневрологического интерната № 30 работают 143 медицинских сестры, из них 134 выполняют должности палатных медицинских сестер. Возрастной диапазон их колеблется: до 30 лет - 12,6%; от 31 до 40 лет - 28,7%; от 41 до 50 лет - 36,4%; от 51 до 60 лет - 15,3%; старше 60 лет - 7,0%. Стаж работы по специальности: до 5 лет - 7,6%; до 10 лет - 15,3%; до 15 лет - 11,2%; до 20 лет - 17,6% и свыше 20 лет - 48,3%.
Нами было проведено анонимное анкетирование специалистов интерната (врачи, социальные работники, психологи, трудоинструк-торы, музыкальный и физкультурный работники, юристы, воспитатели) с целью анализа и оценки деятельности медицинских сестер. В штате учреждения числится 42 специалиста, из них 37 чел. (88,0%) - женщины, остальные 12,0% - мужчины. В возрастном отношении в общем контингенте специалистов в равных долях - 28,6% специалисты в возрасте от 31 до 40 лет и от 51 до 60 лет. По стажу работы по специальности - от 10 до 20 лет преобладающую группу составили врачи. Оценка качества сестринской помощи при уходе за пожилыми инвалидами специалистами учреждения носила неоднозначный характер. В социологическом опросе специалистам были поставлены вопросы оценки качества деятельности медицинских сестер обобщающего характера и в то же время предлагалось дать дифференцированную оценку работы медсестер с учетом характера их деятельности. Показателями оценок обобщающего характера служили категории: высокая, удовлетворительная, низкая. Анализ обобщающей оценки качества сестринской помощи показал, что высокая оценка деятельности медицинских сестер - 52,7% - сделана врачами, несколько ниже - 15,9% - психологами. Среди удовлетворительных оценок 47,8% принадлежит врачам, а 17,4% - социальным работникам. В структуре дифференцированных оценок выделены такие, как качество ухода, ведение медицинской документации, выполнение специальных назначений, уровень профессиональных знаний, владение техническими средствами реабилитации, уровень знаний по реабилитации. При этом высокая оценка качества ухода, ведения медицинской документации сделана врачами. В отношении оценок качества выполнения специальных назначений и владения техническими средствами реабилитации преобладают удовлетворительные оценки, что свидетельствует о необходимости улучшения этой работы и контроля со стороны непосредственных руководителей. Удовлетворительная оценка преобладает и при выявлении профессиональных знаний медицинских сестер и их отношения к инвалидам за счет формального. Высокая оценка медицинским сестрам дана врачами знаниям медицинской этики и деонтологии.
В современных условиях развития здравоохранения дискуссионным является вопрос о месте и роли медицинской сестры в реабилитационном процессе, в частности, пожилых инвалидов психоневрологического интерната.
XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Социологический опрос специалистов психоневрологического интерната № 30 показал разброс оценок места и роли медицинской сестры. Особенно это касается оценок врачей. Среди них 87,5% считают медсестру исполнителем; 63,6% - помощником; 50,0% - коллегой; 28,6% - равноправным участником реабилитационного процесса. Мнения других специалистов тоже разнятся. Установленные факты нуждаются в коррекции, т.к. в современных условиях организации медико-социальной помощи, когда сестринская профессия действительно становится самостоятельной, создаются полипрофессиональные бригады, медицинской сестре должна быть отведена роль равнозначного участника.
Директорам, главным врачам психоневрологических интернатов необходимо систематически проводить тематические лекции с сотрудниками учреждения с целью понимания более глубокой роли медицинской сестры в сестринском процессе реабилитации пожилых инвалидов психоневрологического интерната. Руководителям сестринских служб для более объективного суждения о качестве деятельности медицинских сестер необходимо использовать социологический опрос лиц старческого возраста и пожилых инвалидов психоневрологического интерната и специалистов, участвующих в сестринском реабилитационном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вурманчева Ю.В., Халиулина Э.Х., Петрова Т.В. организация работы отделения сестринского ухода в психиатрическом стационаре. Главная медицинская сестра. 2012. № 2. С. 20-33.
2. Калинина С.А. Научное обоснование организационных форм повышения эффективности работы сестринского персонала отделений восстановительного лечения и реабилитации многопрофильной больницы. Автореф. дисс. канд. мед. наук. С-Пб. 2008. 25 с.
3. Кудрина Т.В. Организационно-функциональная модель сестринской службы учреждений восстановительного лечения в современных условиях. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново. 2007. 24 с.
4. Попова Н.М., Салахутдинова В.А. Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации. Главная медицинская сестра. 2012. № 9. С. 38-57.
5. Кашафутдинова Г.Т., Байсугурова В.Ю. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики. Вестник КАЗМУ. 2013. № 3. С. 8-11.
6. Singh D. Which staff care for people with Long-term Conditions? A Rapid Revien of the Literature Birmingham University of Birmingham and Modernization Agency. 2005. 70 p.
Сведения об авторе:
Филаткина Наталья Вячеславовна - главная медицинская сестра государственного бюджетного учреждения психоневрологического интерната № 30 города Москвы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. 117525, Москва, ул. Днепропетровская, д. 14. Тел.: 8 (495) 640-73-87. E-mail: [email protected]
ЧТО МЫ ОБЫЧНО ИЗУЧАЕМ, КОГДА ДУМАЕМ, ЧТО ИЗУЧАЕМ СТАРЕНИЕ
А.Н. Хохлов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, сектор эволюционной цитогеронтологии
биологического факультета, Москва
Перечисляются различные проблемы, которые, по мнению автора, способствуют некорректной интерпретации данных экспериментально-геронтологических исследований. Особое внимание уделяется «проблеме редукционизма», выражающейся в том, что подавляющее большинство геронтологических теорий сводят механизмы старения многоклеточных организмов к определенным макромолекулярным изменениям (не принципиально, стохастическим или запрограммированным) в составляющих их клетках. Такой редукционизм («все определяется неблагоприятными изменениями отдельных клеток») способствовал, в частности, появлению целого ряда цитогеронтологических модельных систем для изучения старения, основные из которых - модель Хейфлика и модель «стационарного старения». Отмечая преимущества второй для изучения «истинных» механизмов старения и тестирования геропротекторов, автор, тем не менее, заключает, что такие цитогеронтологические системы могут использоваться только для получения предварительных результатов, а окончательные выводы можно сделать лишь с помощью лонгитудинальных экспериментов на животных и клинических исследований.
Ключевые слова: старение, продолжительность жизни, кривые выживания, вероятность смерти, модельные системы, геропротекторы, цитогеронтология
WHAT WE USUALLY STUDY WHEN WE THINK WE STUDY AGING A.N. Khokhlov
Evolutionary Cytogerontology Sector, School of Biology, Lomonosov Moscow State University, Moscow
Various problems which, in the author's opinion, contribute to incorrect interpretation of the data of experimental gerontological studies are listed. A special attention is focused on the «problem of reductionism» arising from the fact that in the absolute majority of gerontological theories the mechanisms of aging of multicellular organisms are reduced to certain macromolecular changes (no matter stochastic or programmed) in their constituent cells. Such reductionism («it all depends on adverse changes in individual cells») has played its role, particularly in the development of numerous cytogerontological model systems for aging studies, the main of which are the Hayflick model and the «stationary phase aging» model. Noting the benefits of the second for studying the «true» mechanisms of aging and testing of geroprotectors, the author, nevertheless, concludes that such cytogerontological systems can be used only for the preliminary data obtaining. The final conclusions can be made merely with the help of longitudinal experiments on animals and clinical trials.
Keywords: aging, life span, survival curves, mortality rate, model systems, geroprotectors, cytogerontology
Реально определить, влияем ли мы на процесс старения, можно лишь путем снятия кривых выживания изучаемых организмов [1,2]. Скажем, радиационное старение характеризуется сдвигом таких кривых влево (по отношению к сигмоидальной кривой, описывающей «нормальное» старение «по Гомпертцу») без изменения их формы. Это позволяет считать, что в таком случае процесс начинается раньше, но определяется теми же механизмами, что и в норме. Однако под влиянием многих неблагоприятных факторов кривая не только сдвигается влево, но и «экспоненциализируется». При этом вероятность смерти может практически переставать зависеть от возраста. В то же время, именно увеличение вероятности смерти с возрастом является основным проявлением процесса старения. К сожалению, значительно возросший в последнее время интерес к экспериментально-геронтологическим исследованиям привел к парадоксальной ситуации: хотя в этой области появляется все большее и большее количество работ, лишь небольшая их часть действительно посвящена изучению механизмов старения. На наш взгляд, это определяется, в числе прочего, следующими обстоятельствами: 1) Как правило, классическое определение старения как совокупности возрастных изменений, приводящих к увеличению вероятности смерти, игнорируется.